Чем заканчивается работа по организации театрализованной игры доу

Обновлено: 07.07.2024

Театрализованные игры представляют собой игровую деятельность, построенную на основе литературного сюжета. Сюжетная линия игры определяется текстом литературного произведения.

Развитие таких игр зависит от содержания и методики художественного воспитания ребенка и от уровня образовательной деятельности в конкретной возрастной группе.

Руководство педагога игровым процессом сводится в акцентировании внимания не на самом процессе игры, а на ее предварительной подготовке.

Чтобы дети принимали полноценное участие в театрализованных играх, необходимо организовать особую подготовку, проходящую в развитии у детей эстетического восприятия к искусству, художественному слову, литературному жанру, навыков прослушивания и восприятия текста, осознании интонационных выражений, речевых конструкций и оборотов.

Театрализованные игры строятся на основе выполнения последовательности шагов:

  1. Ознакомление с театральным текстом.
  2. Подготовительный игровой этап. Здесь производится разработка характеров героев игры, выбираются предметы, необходимые для ее организации, дети упражняются в способах выразительности актерской игры, создаются декорации.
  3. Организация непосредственно театрализованной игры.

Особенности руководства театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста

Организация театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте нацелена на постепенное привлечение детей к театральным постановкам, развитие у них актерских навыков игры.

Основными направлениями руководства театрализованной игрой являются:

  • Ознакомление детей с видами театрализованной деятельности. Как правило, уже с раннего возраста детям показываются различные театральные постановки, чтобы они имели представления о том, что такое театр, актеры и спектакли. Благодаря этому, малыши начинают понимать и осознавать сценические действия, развивается стремление и желание заниматься театральной деятельностью, формируется творческая активность, раскрываются творческие задатки. При этом, ребенку надо пояснить содержание спектакля т.е. рассказать, о чем пойдет речь в данной постановке и давать пояснения по ходу театрального действия, иначе ребенок может не уловить суть спектакля и понять происходящее;
  • Обучение детей способам разыгрывания театральных сцен с игрушками. Детям объясняется и демонстрируется каким образом игрушки, выполняющие конкретные театральные роли общаются друг с другом, как строятся их диалоги, как они могут двигаться. Воспитателю необходимо продемонстрировать детям возможности игры и постепенно привлечь их к участию в действии;
  • Формирование речевых и двигательных навыков реализации театральных образов. Это осуществляется на основе подражания. Дети в таком возрасте легко улавливают поведение, жесты взрослых, копируют их. Поэтому, педагогам необходимо организовывать показ различных движений, направлений деятельности, мимических жестов, отражающих движения и звуковые произношения различных животных, персонажей книг, мультфильмов и т.д. Для этих целей устраиваются подготовительные занятия, основанные на выполнении гимнастических упражнений, творческих заданий, дополнительных игр;
  • Формирование заинтересованности импровизационной деятельностью. Навыки импровизации, практического воплощения определенных действий по заданной тематике необходимо формировать с раннего детства;
  • Развитие навыков построения диалогов. Дети обучаются правильной постановке диалогов, умениям слушать и слышать, воспринимать информацию и отвечать на вопросы, строить интонационные конструкции.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности руководства театрализованными играми детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте возможности усвоения детьми новой информации, навыки практической деятельности расширяются, что позволяет развивать воображение, фантазию, творческую заинтересованность детей. Это обуславливает усложнение процесса руководства театрализованными играми из-за углубления игровых и воспитательных задач.

Основными направлениями руководящей работы педагога являются следующие:

  • Расширение знаний и навыков детей в сфере театрального искусства. Дети знакомятся с различными видами театрального искусства, их водят на экскурсии в музеи, театральные галереи, проводят ознакомительные театральные занятия;
  • Обучение способам театральной игры разной направленности, например, это может быть пальчиковый театр, кукольный театр;
  • Углубленное развитие творческой активности, проявление инициативности и самостоятельности. Детям предоставляются более усложненные игры-упражнения для развития и совершенствования интонационной игры, эмоциональной выразительности речи и т.д.;
  • Ознакомление с простыми способами построения сюжетной линии игры. Дети выполняют задания по словесной импровизации, придумывают сказки, небольшие истории, которые могли произойти с ними или с их игрушками;
  • Формирование навыков построения театрализованных постановок. Педагог демонстрирует детям, каким образом можно организовать театральную постановку, а именно, как выбрать нужные реквизиты, нарисовать декорации, соорудить костюмы, выполняет распределение ролей между детьми и проводит упражнения чтения диалоговых сценок. Постепенно в организацию привлекаются дети, помогая с приготовлениями. Педагоги советуются с ними по вопросам выбора роли, декораций, отдельных элементов костюмов;

Особенности руководства театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста

В этом возрастном периоде, развитие детей переходит в новую стадию. Они становятся способными к выполнению скоординированных движений, их эмоциональный всплеск может быть растянут на более длительный временной период. Дети в старшем дошкольном возрасте обладают навыками полного вхождения в роль, самостоятельно отыскивают способы повышения эмоциональной выразительности своей речи, строят правильные интонационные конструкции. Огромное значение для детей этого возраста имеет личное восприятие образа, роли.

Предлагаю свой опыт работы по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей в старшей группе
Театр - это великий край, в котором ребенок радуется – играя,
А в игре он познает мир!


Оборудовала в группе центр театрализованной деятельности: оформила театрализованный уголок (см. Презентацию). В уголке располагаются: различные виды театров; реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей; атрибуты для различных игровых позиций.
А также ширмы для показа кукольного театра, кроме этого имеются мини-костюмерная
Театрализованные игры воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность мне успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие творческих способностей детей.
Немалое место в моей работе с детьми по театрализованной деятельности занимает организация кукольного театра. Использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех, и образ современной жизни.
Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие.
С помощью родителей изготавливаем и применяем в работе с детьми следующие виды кукольного театра:
театр картинок;
фланелёграф
настольный театр;
пальчиковый театр
театр из пластиковых бутылок
театр смешариков
театр игрушек;
театр Би-ба-бо;

Сценой нашего театра является ширма.



В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной игры в современной педагогической практике. Данная статья ориентирована на педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: театрализованная игра, игра, ребенок, дошкольный возраст, детский сад.

Модернизации системы образования в Российской Федерации предполагает ориентацию на формирование активной и творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, творчески и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Для решения этой цели были введены федеральные государственные образовательные стандарты на всех уровнях образования.

Проблема развития личности детей дошкольного возраста с помощью театрализованной игры нашла своё отражение в работах отечественных педагогов и учёных таких, как А.Г. Гогоберидзе, О.В. Акуловой, В.А. Деркунской, Э.Г. Чуриловой, Л.В. Артемовой, Н. А. Ветлугиной и других авторов.

Театрализованная игра готовит ребёнка к самопрезентации, он чувствует себя более публичным человеком, чувствует увереннее себя во время презентации какого-то образа или материала, что особенно важно перед школьным обучением и личностным становлением. Именно театрализованная игра создаст условия для успешной социализации, для развития творческих способностей и потенциала каждого ребенка и которое строится на взаимном сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, в том числе, игровой культуры.

Включение театрализованной игры возможно в другие виды детской деятельности. Например, имеется взаимосвязь театрализованной и изобразительной деятельности: в подготовке игровой среды, создании атрибутов и взаимовлиянии на появление игровых образов (Н.А. Ветлугина, Л.Г. Стрелкова).

Иногда можем заметить, что театрализованная игра детей строится в рамках сюжетно-ролевой игры, такая игра не предполагает четкое следование сюжету. Здесь дети играют сами для себя, как в обычную сюжетно-ролевую игру. И чтобы определить какой вид игры используют дети, необходимо понимать, что существенным признаком театрализованной игры является литературная основа и наличие зрителей. Именно зрители делают эту игру более выразительной и качественно нового уровня, потому что дети начинают играть не только для себя, но и для другого.

Раскроем сущность понятия и особенности театрализованной игры в современной педагогической практике.

Также существует множество точек зрения на классификацию театрализованных игр.

Е.Л. Трусова разделяет театрализованные игры на: игры по замыслу, по литературному сюжету и игры по предложенным взрослым обстоятельствам. Автор выделила ещё одну классификацию: по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.

Л.В. Артемова предлагает свою классификацию. Она разделила театрализованные игры на: режиссерские и игры-драматизации. К режиссерским относит настольные театрализованные игры (настольный театр игрушек, картинок) и стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр). К играм-драматизациям отнесены: игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами бибабо, импровизация. Однако, данная классификация ошибочна, так как автор не разделяет данные игры по существенным признакам, так как в игре-драматизации ребёнок принимает на себя игровой образ, который самостоятельно создает с помощью средств выразительности, с помощью собственных игровых действий исполнения образа, воспроизводит сюжет с заранее оговоренным сценарием.

Исходя из вышесказанного, видим, что театрализованные игры не только классифицируют по-разному, но и появляются новые виды, которые начинаю постепенно входить в дошкольные образовательные учреждения. Одни авторы считают, что главным признаком для классификации должно быть наличие предмета, другие считают, что это должны быть средства изображения.

Задачи и содержание организации театрализованных игр также раскрываются разными авторами по-особому. В настоящее время существует большое количество парциальных программ и технологий организации театрализованной игры и деятельности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Программа направлена на развитие эстетических способностей детей средствами театрального искусства, цель программы заключается в гармонизации отношения ребенка с окружающим миром [9]. Это позволяет ребёнку лучше социализироваться. Реализация программы предполагает наличие у педагога специальных качеств, компетенций, необходимых для организации творческой деятельности.

Представленные в данной статье программы и технологии направлены на раскрытие, развитие творческого потенциала и коммуникативных компетенций ребёнка через театрализованную игру.

На основании обобщенного анализа выбраны приоритетные условия организации театрализованных игр:

− включение элементов театрализованных игр в разные формы организации педагогического процесса (Л.В. Артемова);

− сотрудничество детей со сверстниками и взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры (Л.В. Артемова) [1];

− синтез театрализованной игры с разными видами искусства и художественной деятельности детей. В работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется приобщению к театральной культуре (О.В. Акулова);

− создание особой атмосферы между взрослым и ребенком, основу которой составляют поощрение детской инициативы и самостоятельности, использование косвенных приемов руководства для поддержки у детей стремления к самовыражению в театрализованной игре (О.В. Акулова);

− в игре-драматизации участвуют все дети, в том числе в изображении деревьев, кустов, ветра, солнца и т.д. (Р. Калинина);

− для того, чтобы ребенку легче было проигрывать новую роль, необходимо ее проговорить и обсудить; а затем после проигрывания произведения проходит ее обсуждение (Р. Калинина).

Таким образом, понимание педагогом особых потребностей ребёнка позволяет сделать взаимодействие субъектно-ориентированным, более направленным на поддержку возможностей и склонностей детей. А включение игры- драматизации в различные виды детской деятельности даст больше возможности для самовыражения ребенка, чем другие виды театрализованной игры. Такая игра создает условия для общения, она позволяет детям перевоплотиться в другой образ, представить себя перед другими детьми совершенно другим человеком, познать себя самого как творческую личность в фокусе особого внимания. Именно поэтому игра-драматизация более любима детьми дошкольного возраста.

Предлагаю свой опыт работы по созданию условий для творческого самовыражения через театрализованную деятельность детей в старшей группе
Театр - это великий край, в котором ребенок радуется – играя,
А в игре он познает мир!


Оборудовала в группе центр театрализованной деятельности: оформила театрализованный уголок (см. Презентацию). В уголке располагаются: различные виды театров; реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей; атрибуты для различных игровых позиций.
А также ширмы для показа кукольного театра, кроме этого имеются мини-костюмерная
Театрализованные игры воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность мне успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие творческих способностей детей.
Немалое место в моей работе с детьми по театрализованной деятельности занимает организация кукольного театра. Использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех, и образ современной жизни.
Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие.
С помощью родителей изготавливаем и применяем в работе с детьми следующие виды кукольного театра:
театр картинок;
фланелёграф
настольный театр;
пальчиковый театр
театр из пластиковых бутылок
театр смешариков
театр игрушек;
театр Би-ба-бо;

Сценой нашего театра является ширма.


Читайте также: