План дистанционного урока по биологии

Обновлено: 02.07.2024

Из урока вы узнаете о том, как географическое положение и исторические факторы влияют на развитие, состав и структуру сообщества, и о роли, которую выполняют в них виды-средообразователи. Выясните, что морфологическая структура сообщества определяется населяющими её видами и жизненными формами. Узнаете о пространственной структуре сообщества, ярусности и мозаичности, а также о трофической структуре сообщества.

Основные понятия урока: сообщество, доминантные особи, виды-средообразователи, жизненные формы, микрогруппировка, пищевые связи, консументы n-го порядка, автотрофы, гетеротрофы

Вспомним, что сообщество – это совокупность видов растений и животных, которые длительное время сосуществуют в определённом пространстве и представляют собой определённое экологическое единство. Сообщество в биологии называется биоценоз.

Изучи особенности организации любого биогеоценоза и его структуру.

Обрати внимание!

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА

Видовая структура сообщества характеризуется разнообразием видов и соотношением численности (для животных) или биомассы (для растений) всех входящих в него популяций.


Чем выше видовое разнообразие растительного сообщества, тем ниже общая биомасса всех входящих в него растений!

Численность особей, которые преобладают в сообществе, или те виды, которые занимают большую площадь, называют доминантами.

Среди доминирующих видов есть те, которые действительно играют большую роль в сообществе. Их называют виды-средообразователи.

Морфологическая структура сообщества

Сообщества можно определить по типам. Лес и луг, например, это название типов сообществ. Для того чтобы определить эти типы необходимо знать, какие жизненные формы его населяют, то есть знать структуру (состав) этих сообществ.

Жизненные формы ─ это организмы с определёнными типами внешнего строения, возникшими как приспособления к условиям местообитания.



Обитатели дна образуют бентос.

Пространственная структура сообщества

Биоценозу присуща: строгая временная и пространственная организация!

Ярким проявлением, которого является ярустность. Чем больше видовое разнообразие, чем больше ярусов, тем устойчивее и продуктивнее сообщество. Ярустность создает разнообразие экологических ниш для обитания животных организмов.

Ярустность — это вертикальное распределение видов сообщества.


У каждого организма в биогеоценозе своё место, своё время, свой круг обязанностей, свои друзья и враги. Все многообразие индивидуальных живых существ сливается в неповторимое единство. Каждый организм в биоценозе играет только свою неповторимую роль!


Ярусы леса умеренного пояса, их насчитывается обычно 5-6.

Благодаря ярусному расположению растений в сообществе наиболее полно используются природные условия (свет и тепло).Каждому ярусу присущ и свой животный мир.

Ярусность-вертикальная структура биоценоза!

Так же есть и горизонтальное расположение элементов сообщества, которые могут образовать мозаичность. Она выражается наличием различных микрогруппировок, которые различаются видовым составом, количественным соотношением разных видов, сомкнутостью, продуктивностью и другими признаками, и свойствами.

Микрогруппировка – это сгущение особей одного или нескольких видов в пределах яруса, внутриярусные мозаичные пятна.


Трофическая структура сообщества

Благодаря разнообразным связям между организмами, происходит поддержание целостности сообщества!

Наиболее важными взаимосвязями живых организмов в природе, являются пищевые связи.


Посмотрите эти взаимосвязи выстраиваются в настоящую цепь.

Среди множества взаимосвязей живых организмов основными являются пищевые связи, или цепи питания. Все они начинаются с растений.

Благодаря пищевым связям происходит непрерывный вещественно-энергетический обмен между живым и неживым веществом природы.


Первыми в пищевой цепи являются растения. Их называют

продуценты (производители и накопители органических веществ).Продуцентами питаются консументы 1-го порядка ─ растительноядные гетеротрофы. К ним относятся травоядные животные.

Ими питаются консументы 2-го порядка ─ хищные гетеротрофы. К ним относят хищников, паразитов травоядных животных).

Которыми питаются консументы 3-го порядка ─ хищники.

Редуцентами являются разрушители всех органических веществ. К ним относят (бактерии и плесневые грибы).


Автотрофы – это организмы, которые синтезируют органические вещества из неорганических.

Гетеротрофы – это организмами, которые живут за счет органического вещества, созданного продуцентами.

Таким образом, разные организмы занимают разное положение в пищевой цепи, в таком случает говорят, что они располагаются на разных трофических уровнях.

Как ты понял, что такое экологическая ниша? (письменно ответь в тетради)

-изучи видовое разнообразие флоры и фауны Родного края

- составь трофическую пирамиду, отображая в ней название видов растений и животных Тогучинского района

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ План урока по Дистанцион.обучению.doc

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

План-конспект дистанционного урока

ТЕМА: Опорно-двигательная система, её значение. Скелет человека.

Выполнила: Батова Наталья Владимировна

Учитель биологии МОУ гимназии

Павлово-Посадского муниципального района

Проверила: Кузьмина Людмила Викторовна

Методист РЦДО ГБОУ ВПО МО АСОУ

Конспект удалённого урока

Тема урока: Опорно-двигательная система, её значение. Скелет человека.

ФИО учителя: Батова Наталья Владимировна

Место работы: МОУ гимназия Павлово – Посадского муниципального района М. о.

Должность: учитель биологии

Предмет, класс: биология, 8 класс

ФИ ученика ДО: Гюльмалиев Сергей

Тема, номер урока в теме: Опорно – двигательная система, урок №1

Цель урока: повышение познавательной активности обучающегося при формировании знаний о строении и функциях ОДС.

- формирование представлений об опорно-двигательной системе, скелете; взаимосвязи строения костей с выполняемыми функциями;

- развитие приемов мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, решение проблемы; развитие познавательной активности учащихся и интереса к предмету, используя средства ИКТ.

- развитие ответственного отношения к своему организму.

Оборудование: рабочее место ДО, ЦОР по биологии, компьютерная презентация.

Форма учебной работы: урочная, дистанционная, в рамках надомного обучения.

Время занятия: 40 мин.

Планируемые результаты:

Называть части ОДС, характеризовать части скелета человека и входящие в их состав кости.

Выявлять и объяснять взаимосвязи между строением и функциями костей скелета, делать выводы по типам костей; распознавать на таблицах, своем организме основные кости скелета. Проводить самонаблюдение.

Фиксировать результаты наблюдений, анализировать, делать выводы.

Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД:

Соблюдать правила обращения со специальным оборудованием рабочего места. Сравнивать скелет человека и млекопитающих животных, находить сходства и различия.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Анализировать и оценивать результаты собственной учебной деятельности, понимать предложения учителя. Осознавать значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.

Тип урока: Урок изучения нового.

1. Актуализация знаний.

Здравствуй, Серёжа! Сегодня мы изучим опорно – двигательную систему человека.

Выслушиваются различные ответы учащегося. Вместе сравниваем с определением, данным в учебнике. Ученик записывает определение ОДС и её значение в тетрадь.

2. Новый материал.

3. Рекреация: зрительная гимнастика.

4. Ученику предлагается объяснить проблему: О чём говорит наличие в скелете млекопитающего животного тех же костей, что и в скелете человека? Имеются ли отличия в скелетах человека и млекопитающего? Какие? Подумайте, с чем это связано? Выслушивается ответ ребёнка, а затем обсуждается его правильность.

5. Выдача домашнего задания.

Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его длина изменяется. Проведи дома самонаблюдение. Проанализируй результаты. Дай объяснение данному явлению.

6. Закрепление знаний.

В завершении урока проводится мини-тест. Учащемуся предлагается ответить на вопросы теста. Тест предложен в он-лайн версии в ЦОР biouroki . ru .

Данная разработка представляет собой ряд индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих продолжать образовательный процесс в дистанционной форме. Предложенная работа может быть полезна для учителей общеобразовательных учреждений при проведении в формате дистанционного обучения уроков географии и биологии.

В разработке обоснованы цели и задачи, актуальность работы и представлены ИОМы уроков.

В процессе работы ученики продолжают обучение, находясь дома, таким образом осуществляется непрерывность образования. Ученики имеют неограниченное количество обращений к материалам, просмотрам видео, доступ к электронным ресурсам, проверке правильности выполнения заданий

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_u.docx 1.15 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Организационно-методическая разработка урока математики для 6 класса с использованием дистанционных образовательных технологий.
методическая разработка интегрированного урока география и информатика с использованием ИКТ-технологий по теме "География мирового хозяйства"

урок позволяет связать умения пользоваться ИКТ-технологиями при изучении географии.

Методическая разработка занятия " Ландшафтный дизайн. Стили ландшафтного дизайна "для дистанционного обучения.

Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по ландшафтному дизайну.

Методическая разработка занятия " Проектирование простейших композиций ландшафтного дизайна"для дистанционного обучения.

разработка предназначена для самостоятельного изучения, содержит теоретическую и практическую часть.

Методическая разработка занятия " Изучение особенностей декорирования деревянной доски"для дистанционного обучения.

Предназначена для дистанционной работы по индивидуальному учебному плану.

Методическая разработка занятия " Изучение особенностей декорирования деревянной ложки"для дистанционного обучения.

Занятие предназначено для дистанционного изучения по индивидуальному плану.

Методическая разработка занятия " Создание декоративной композиции сувенира. Обобщение."для дистанционного обучения.

разработка передназначена для дистанционного индивидуального обучения по плану " Декоративная композиция".

Цель урока: По средствам ЭОР - электронных образовательных ресурсов сформировать знания об уровнях организации организма человека и плане его строения, топографии внутренних органов, системах органов и полостях тела.

Задачи: Дать понятие об уровнях организации человеческого организма,

плане его строения.

Планируемые результаты: Обучающиеся умеют называть и показывать на иллюстрации внутренние органы человека; выявлять связи между структурой и функциями органов.

Оборудование (компьютерная техника, интернет-ресурсы).

Формы контроля и оценки результатов урока: проверочные тесты на платформе портала, оценка выставляется автоматически либо ручным способом по результатам прохождения тестов.

Тренировка по теме Организм как единое целое

Домашняя работа по теме Организм как единое целое

Проверочная работа по теме Организм как единое целое

Список ссылок на Интернет-ресурсы указаны в технологической карте.

Номер Название Описание

1. Технологическая карта

Номер Название Описание

1. Основы строения организма человека

Иметь представление об общем плане строения организма человека на клеточном, тканевом, организменном уровне. Знать, в чём заключается единство всех компонентов организма человека.

Знать ткани организма человека

3. Эпителиальная и соединительная ткани

Знать особенности строения и функции эпителиальной и соединительной тканей организма человека.

4. Мышечная и нервная ткани

Знать особенности строения и функции мышечной и нервной тканей организма человека.

5. Органы. Системы органов. Организм

Знать определение органа, называть системы органов организма человека, понимать анатомическое и функциональное единство организма.

Номер Название Вид Баллы Описание

1. Принципы строения организма

1 вид - рецептивный

1 Б. Ответы на вопросы на тему уровней строения человека.

2. Ткани человека

1 вид - рецептивный

1 Б. Ответы на вопросы о ткани, изображённой на иллюстрации.

3. Группы тканей

2 вид - интерпретация 1 Б. С помощью иллюстрации объяснить

особенность данной ткани.

4. Работа систем органов

3 вид - анализ 1 Б. Определение по иллюстрации, какая система органов задействована.

5. Уровни организации

2 вид - интерпретация

1 Б. Составление правильной последовательности

уровней организации организмов.

6. Мышечная и нервная ткань

2 вид - интерпретация 2 Б. Распознавание групп тканей и их функций по иллюстрации.

7. Эпителиальная и соединительная ткань

2 вид - интерпретация 2 Б. Определение типа тканей по иллюстрациям,

описание их функций.

8. Уровни организации организма

2 вид - интерпретация 1 Б. Определение уровней организации.

Тесты:

Номер Название Баллы Описание

1. Тренировка по теме "Организм как единое целое" 5 Б.

Задания о принципах строения организма, клетках, тканях.

Номер Название Баллы Описание

1. Домашняя работа по теме Организм как единое целое

Задания о типах тканей, системе органов.

2. Проверочная работа по теме Организм как единое целое

Задания о системах органов, строении клетки, тканях.

Разработка дистанционного урока биологии в 6 классе на тему"Роль бактерий в природе и жизни человека". Урок проводится с использованием сервиса для организации онлайн-урока Zoom. Урок разработан в соответствии с материалом учебника Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Москва.: Дрофа, 2017 и соответствует ФГОС.

В технологической карте указаны интернет-ресурсы, используемые на разных этапах урока.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме:

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Разработала: учитель биологии ГАОУ БКШ им. В.И.Шкурного Пахтыбаева Лилия Федоровна.

Данная технологическая карта для 6 класса разработана в соответствии с материалом учебника :

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения . 6 класс :М.: Дрофа ,2017 и соответствует ФГОС.

Сочетает разные виды деятельности обучающихся и поможет при проведении комбинированного урока .

ФИО учителя (полностью)

Пахтыбаева Лилия Федоровна

Место работы

ГАОУ БКШ им.В.И. Шкурного

Тема и номер урока в теме

Роль бактерий в природе и жизни человека – 2 урок

Базовый учебник

В.В. Пасечник . Биология. Бактерии грибы растения . 6 класс.-М.: Дрофа .2017

Форма урока: дистанционный урок с использованием сервиса для организации онлайн-урока Zoom

Оборудование: компьютер ( ноутбук, планшет), выход в сеть Internet .

Цели урока, как планируемые результаты обучения:

Знакомство с ролью бактерий в природе и жизни человека

Знакомство с использованием молочнокислых бактерий в промышленности и сельском хозяйстве

Знакомство с заболеваниями и способами профилактики болезней, вызываемых болезнетворными бактериями

Осуществлять поиск нужной информации

Высказываться в устной и письменной форме

Планировать алгоритм учебной деятельности

Оценивать свою работу

Формировать интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы

Формировать основы экологической культуры

Этапы урока

Деятельность

Деятельность

обучающихся

Используемые интернет-ресурсы

1. Организация начала занятия.

Отмечает отсутствующих, приветствует учащихся.

Выбирают эффективные способы организации рабочего места.

Настраиваются на учебную деятельность.

Учащиеся получают возможность научиться правильно организовать свое рабочее место. Самоконтроль готовности к уроку и саморегуляция внимания.

2. Проверка домашнего задания. Организация самопроверки учащимися вы полненного задания.

1.Учитель проводит биологический диктант, в котором нужно закончить предложения.( диктант на экране )

2.Фронтальная работа – опрос по предложенным вопросам

3. 2 уч-ся выполняют индивидуальное задание

1.Учащиеся разбиваются на группы и проводят взаимопроверку биологического диктанта.

2.Отвечают на поставленные вопросы.

3. 2 уч-ся выполняют индивидуальное задание в интерактивной тетради

Осуществление взаимного контроля, умение слушать и вступать в диалог, умение точно выражать свои мысли, строить речевые высказывания.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Учитель предлагает ответить на вопрос о том, что происходит с отмершими растениями и животными.

Учащиеся обсуждают в парах ответ на вопрос и совместно с учителем формулируют цели урока.

Создание учебно - познавательной мотивации, умение сотрудничать с учителем и сверстниками, способность отвечать на вопросы и аргументировать свою позицию.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Учитель предлагает уч-ся посмотреть вторую часть видеоурока” Строение и разнообразие и бактерий” после просмотра урока ответить на вопросы:

- Какие существуют группы бактерий ?

-Каково значение этих бактерий в природе и жизни человека?

1.Учащиеся смотрят видеоурок и обсуждают увиденное ,отвечают на вопросы.

Поиск и выделение, обработка необходимой информации, пользование учебником, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, способность к мобилизации сил и энергии.

Учитель предлагает выполнить упражнения вместе с героем видеоминутки , способствуюшие снятию напряжения глаз и общей усталости.

Уч-ся выполняют упражнения.

Умение слушать и слышать, согласованно выполнять действия.

6. Первичная проверка пони­мания знаний и способов дейст­вий.

Учитель предлагает обсудить выполненные задания в печатной тетради.

7. Закрепление знаний и спосо­бов действий.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы в конце параграфа 1,4,8,9 по группам.

Учащиеся обсуждают ответы на вопросы и отвечают на поставленные вопросы.

Умение точно выражать свои мысли, работать с учебником, вступать в диалог, сотрудничать, вносить изменения и дополнять ответы.

8. Обобщение и систематизация знаний .

Учитель проводит обобщающую беседу по теме урока, предлагает учащимся составить свои вопросы по изученной теме.

Учащиеся составляют вопросы и предлагают ответить на них .

Умение формулировать и задавать вопросы, обобщать собственные представления, оказывать поддержку друг другу, умение слушать.

9. Контроль и самопроверка знаний .

Учитель предлагает выполнить тест на платформе РЭШ

Учащиеся выполняют тест и оценивают уровень усвоения материала по теме: ”Бактерии” после получения результатов прохождения теста.

Умение контролировать свои знания, сверяя результат с заданным эталоном.

10. Подведение итогов занятия.

Учитель подводит итог, предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, выставляет отметки.

Учащиеся анализируют свою деятельность и ее результаты.

Оценка своих достижений на уроке, адекватное восприятие оценки своей работы со стороны учителя и сверстников.

Учитель задает вопросы: 1. Что нового узнали на уроке? 2. Что не понятно?

3.Оцените свое настроение и отношение к уроку , поставив соответствующий значок в Zoom

Отвечают на вопросы учителя и выбирают знак своего настроения на уроке

Умение правильно давать оценку своей деятельности, подводить итог своей работы на уроке.

12 Информация о домашнем задании.

( задание записывается в электронный журнал)

Слушают информацию учителя , задают вопросы.

Умение слушать и слышать учителя, саморегулировать внимание.

Приложение 1

Биологический диктант (закончить предложения):

Примитивные одноклеточные доядерные организмы относят к…

Бактерии, имеющие шарообразную форму называются…

Бактерии, получающие органические вещества из отмерших организмов, относят к группе.

Вибрионы-бактерии , имеющие форму …

В неблагоприятных условиях бактерии образуют…

Палочковидные бактерии называются…

Бактерии, питающиеся органическими веществами живых организмов, являются…

Ядерное вещество бактерий распределено в…

Приложение 2.

Фронтальная проверка знаний

1.Почему бактерии выделены в отдельное царство?

2.Потомство одной бактерии через 5-6 минут могло бы заполнить все моря и океаны на Земле. Почему в действительности такого явления не происходит?

3.Вспомните строение растительной клетки . Чем она отличается от бактериальной?

4.Какой признак в строении бактерий указывает на древность происхождения этих живых организмов/

5.Представьте себе, что по каким-либо причинам с Земли исчезли все сапрофитные бактерии. Привело бы это к каким-либо существенным изменениям на Земле?

Читайте также: