Июль макушка лета анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Произведение посвящено появлению очевидных признаков и примет, свидетельствующих о том, что осень совсем близко. Её ежегодный приход вызывает чувство лёгкой грусти и меланхолии в душе лирического героя по ушедшему лету. В данном стихотворении, немного печальном и тоскливом, герой пытается поведать о чувствах, завладевающих им, когда он видит отцветающие липы, слышит прощальную песню кукушки, замечает уменьшение светового дня.

Чтобы разобраться в таинственных намёках природы, вовсе не обязательно ежедневно читать умные газеты и пролистывать календари. Для этого достаточно распахнуть своё сердце миру, прислушаться к его сигналам. Чтобы понять намёки природы, особое внимание следует уделять мелочам, незначительным нюансам, окружающим нас повсеместно.

История создания

Произведение появилось на свет во второй половине шестидесятых годов двадцатого века. К сожалению, точная дата не известна, примерная датировка – 1966 год. В талантливых строках своего произведения Твардовский виртуозно обыгрывает народную русскую примету, облачая её в ярую форму весёлого и озорного стиха.

Жанр, направление, размер

Композиция

Образы и символы

В произведении Твардовский представил на суд читателей несколько интересных образов:

Темы и настроение

Основная идея

Основная идея, которую транслирует Твардовский читателям, заключается в следующем утверждении: проживать жизнь следует так, чтобы время, как в старинном фильме, иногда замедлялось, и человек имел возможность заметить всё, что происходит вокруг него. Поэт уверен, что жить необходимо в гармонии с самим собой, своим телом и мыслями. Лишь гармоничный человек способен заметить малейшие изменения в природе, услышать её подсказки, расшифровать приметы.

Средства выразительности

Твардовский с целью донесения до читателей основной идеи произведения использует следующие тропы:


Стихотворение написано во второй половине шестидесятых годов, предположительно в 1966 году. Автор обыграл народную примету ярко и поэтично, превратив её в весёлое, озорное стихотворение.

Тема – связь природы с человеком. Жизненный цикл человека неразрывно связан с временами года, именно эту связь затронул автор стихотворения.

Время бежит настолько быстро, что самые тёплые, самые приятные летние денёчки проходят незаметно. В какой-то момент лирический герой понимает, что лето не вечно, оно достигло пика и скоро пойдёт на убыль.

Этот факт не расстраивает его, а подчёркивает значимость момента, заставляет заметить, что лучшее время – то, которое ты проживаешь осознанно.

Проблематика – середина лета – это плохо или хорошо, повод грустить или радоваться, – вот что беспокоит лирического героя. Он чуть было не упустил момент “макушки лета”: оказавшись на “вершине” сезона, к нему приходит понимание важности и простоты этого момента.

Идея – жить нужно так, чтобы время иногда останавливалось, и человек мог заметить всё происходящее вокруг. Это жизнь в гармонии с собой и природой. Лирический герой – замечает все тонкости подготовки природы к переходу в следующий сезон, маленькие, но важные звоночки, говорящие о движении времени.

Динамичное стихотворение, состоящие из 13 строк, напоминающее музыкальную форму “рондо”. В смысловом и синтаксическом плане стихотворение выглядит так: четверостишие+пятистишие+четверостишие.

Оно обрамлено строкой, являющейся народной приметой “июль – макушка лета” – именно так начинается и заканчивается произведение. Этот рефрен используется автором, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить самое важное.

Стремительность стиха, особенности рифмы у Твардовского создают впечатление, что всё произведение – одно предложение.

Жанр – лирическое стихотворение, написанное в песенной форме. Написанное трёхстопным ямбом, стихотворение имеет своеобразную рифмовку. Две первые строки – парную, они в свою очередь рифмуются с четвёртой, третья – с шестой, четвёртая и пятая снова в парной рифмовке. Такая рифмовка как бы связывает весь текст воедино, заставляет строки сливаться в одну целую конструкцию.

Звукопись в стихотворении играет роль знойных оттенков, когда в полдень всё плавится и изнемогает от жары. Это достигается за счёт повторения звуков “п” и “л”.

Метафоры – “макушка лета”, “липовый цвет”, “убыль света”, “напомнила газета”. Только народная смекалистость и тяга к образности могла создать такое оригинальное название середины летнего сезона. Сквозная тема, обрамляющий рефрен и повторение в середине стихотворение слова “макушка” делает произведение очень близким к песенному жанру.

Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет“.

Фразеологизм – “песня спета” сближает с народным языком, разговорным стилем, делает простым для восприятия.

Оксюморон – “прощальный привет”. Чуточку грусти добавляет прилагательное “прощальный” в связку слов, совершенно противоположных по значению.

Анафора – 3 и 5 строка: “но прежде всех газет”, “но прежде малой этой…”, а также 11 и 12 строки: “Считай, что песня спета, считай пол-лета нет…” Единоначалие придаёт стихотворному тексту музыкальность и гибкость, сближает с песенными жанрами.

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 12.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано предположительно в 1966 году на основе народной приметы.
Тема – человек и его связь с природой.

Композиция – цикличная структура, состоящая из 13 строк (4-стишие -5-стишие – 4-стишие).

Жанр – лирическое стихотворение, имеющее черты песенных жанров и народный колорит.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб со сложной перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “макушка лета”, “убыль света”, “напомнила газета”.

Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет”.

Оксюморон – “прощальный привет”.

Анафора – “но прежде всех газет,…но прежде малой этой…” , “считай, что песня спета,считай пол-лета нет…”

Анализ стихотворения Июль — макушка лета Твардовского

Для русской поэтической традиции середины предыдущего века было характерным использование своеобразной рифмы, которая создавала ощущение чего-то наподобие ступенчатого водопада, по которому скатывается и внимание и вода рифмованных строк. Эти рифмы также наблюдаются и у Тарковского и других литераторов того времени.

Июль — макушка лета.. — одно из популярных стихотворений Твардовского. Рифма тут представляет собой схему: ааваававаава, то есть двойные рифмы перемешиваются с обволакивающими строками. Такая структура при прочтении создает ощущение какой-то быстротечности и елеуловимости.

Собственно, этого во многом и хотел достигнуть автор, который констатирует приход середины лета, но этот зенит также становится и символом пройденного времени и бренности всего бытия. Такие мотивы подчеркиваются образами кукушки и дневного света, которого становится меньше.

Такие рассуждения и образы создают ощущение зыбкости всего бытия, вводят читателя в сферу философских раздумий.

Конечно, эти рассуждения могут заставить поразмыслить о вариантах восприятия действительности, ведь, как известно, только для пессимистов пол-лета нет, а для оптимистов пол-лета впереди.

Тем не менее, подобный взгляд был бы чрезмерно банальным. Вероятнее всего, Твардовских хотел сказать про возможность увидеть даже в самом расцвете чего-либо, в самой вершине признаки увядания, признаки окончания и упадка.

Мотив окончания лета как праздника жизни спустя 20 лет будет повторен отмеченным ранее Андреем Тарковским в стихотворении Вот и лето прошло.. , где тоже будет рассматриваться быстротечность времени и ускользающей жизни.

Твардовский задает тон для подобных поэтических размышлений, они вполне согласуются с фаталистическими предвоенными настроениями 1941 года, когда написано стихотворение, и популярными в тот период философскими идеями экзистенциализма.

Эти темы легкости уходящего времени-бытия дают читателю медитативное настроение. Прочитанные строки во многом воспринимаются глубже уровня простого рассудка.

Литературный анализ












Тема – связь природы с человеком. Жизненный цикл человека неразрывно связан с временами года, именно эту связь затронул автор стихотворения. Время бежит настолько быстро, что самые тёплые, самые приятные летние денёчки проходят незаметно. В какой-то момент лирический герой понимает, что лето не вечно, оно достигло пика и скоро пойдёт на убыль. Этот факт не расстраивает его, а подчёркивает значимость момента, заставляет заметить, что лучшее время – то, которое ты проживаешь осознанно.

Проблематика – середина лета – это плохо или хорошо, повод грустить или радоваться, – вот что беспокоит лирического героя. Он чуть было не упустил момент “макушки лета”: оказавшись на “вершине” сезона, к нему приходит понимание важности и простоты этого момента.

Идея – жить нужно так, чтобы время иногда останавливалось, и человек мог заметить всё происходящее вокруг. Это жизнь в гармонии с собой и природой. Лирический герой – замечает все тонкости подготовки природы к переходу в следующий сезон, маленькие, но важные звоночки, говорящие о движении времени.

Анализ стихотворения Твардовского “Июль – макушка лета”

Существует старая народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика. Однако очень сложно поверить народной примете на слово до тех пор, пока не удастся заметить характерные изменения, свидетельствующие о том, что, что осень уже не за горами.

Этому привычному явлению, которое повторяется из года в год, посвятил свое стихотворение под названием “Июль – макушка лета” Александр Твардовский. Он попытался передать свои чувства и ощущения, которые охватили его при виде

облетающего липового цвета и убывающих листков календаря – неизменных свидетелей скоротечности времени.

В повседневной суете очень мало кто обращает внимания на то, какие изменения происходят в окружающем мире, когда лето идет на убыль. Даже Твардовский в своем стихотворении признается, что о наступлении середины лета ему “напомнила газета”.

Однако есть и более значимые признаки, которые откладываются в памяти каждого из нас на уровне подсознания, но лишь творческие натуры и созерцатели способны придать им значение и “расшифровать” так, как это сделал поэт.

Ему не нужно было заглядывать в календарь или же в газету для того, чтобы понять – жаркий июль во всей своей красе скоро сменится осенней прохладой.

Об этом ему сообщила кукушка, которая послала всему миру “прощальный свой привет”, а также “дневной свет”, который с каждыми сутками идет на убыль, напоминая о том, что не за горами – длинные зимние вечера.

Стихотворение “Июль – макушка лета” имеет особую динамику, которая словно бы подчеркивает скоротечность времени.

Благодаря этому произведение читается на одном дыхании, а воображение рисует вереницу солнечных дней, которые проносятся чередой, оставляя в душе привкус легкого сожаления о том, что половина лета уже позади, и его остаток промчится также стремительно, принеся с собой дожди, желтую листву и грусть. Однако Твардовский пытается донести до читателей, что течение времени изменить невозможно, и ему остается лишь подчиниться.

А также научиться получать удовольствие от каждого прожитого мгновения и наслаждаться серединой лета, которая, по мнению автора, является одним из самых великолепных периодов года, символизирующих переход от юности к зрелости. Это – время подведении первых итогов, а также поворотный момент в жизни любого человека, когда у него еще есть шанс что-то изменить к лучшему и отказаться от ошибочных решений.

Композиция

Динамичное стихотворение, состоящие из 13 строк, напоминающее музыкальную форму “рондо”. В смысловом и синтаксическом плане стихотворение выглядит так: четверостишие+пятистишие+четверостишие. Оно обрамлено строкой, являющейся народной приметой “июль – макушка лета” – именно так начинается и заканчивается произведение. Этот рефрен используется автором, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить самое важное. Стремительность стиха, особенности рифмы у Твардовского создают впечатление, что всё произведение – одно предложение.

Жанр – лирическое стихотворение, написанное в песенной форме. Написанное трёхстопным ямбом, стихотворение имеет своеобразную рифмовку. Две первые строки – парную, они в свою очередь рифмуются с четвёртой, третья – с шестой, четвёртая и пятая снова в парной рифмовке. Такая рифмовка как бы связывает весь текст воедино, заставляет строки сливаться в одну целую конструкцию.

Звукопись в стихотворении играет роль знойных оттенков, когда в полдень всё плавится и изнемогает от жары. Это достигается за счёт повторения звуков “п” и “л”.

Средства выразительности

Метафоры – “макушка лета”, “липовый цвет”, “убыль света”, “напомнила газета”. Только народная смекалистость и тяга к образности могла создать такое оригинальное название середины летнего сезона. Сквозная тема, обрамляющий рефрен и повторение в середине стихотворение слова “макушка” делает произведение очень близким к песенному жанру.

Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет“.

Фразеологизм – “песня спета” сближает с народным языком, разговорным стилем, делает простым для восприятия.

Оксюморон – “прощальный привет”. Чуточку грусти добавляет прилагательное “прощальный” в связку слов, совершенно противоположных по значению.

Анафора – 3 и 5 строка: “но прежде всех газет”, “но прежде малой этой…”, а также 11 и 12 строки: “Считай, что песня спета, считай пол-лета нет…” Единоначалие придаёт стихотворному тексту музыкальность и гибкость, сближает с песенными жанрами.

Краткое содержание

Лирический герой читает газету и неожиданно понимает, что уже середина лета. Об этом ему напомнила дата выпуска. Но и до этого были признаки смены месяца, например, постепенное уменьшение времени дневного света.


Все это наводит лирического героя на определенные мысли. Лето заканчивается, поэтому нужно успевать наслаждаться спокойными, теплыми днями. Время быстротечно, и следует всегда выделять время для отдыха. Последняя строчка служит напоминанием.

Нужно уметь остановиться, задуматься над своей жизнью. Возможно, что пора что-то менять.

Основная тема стихотворения А.Т. Твардовского "Июль — макушка лета" — это быстротечность жизни. Основная идея заключается в том, что хорошее и счастливое время, лето, проходит очень быстро: не успеешь оглянуться, уже половина прошла. В стихотворении один лирический герой: несмотря на бодрый ритм стихотворения, чувствуется его грусть по прошедшей половине лета, так как и вторая пролетит так же незаметно. Средства выразительности: перифраз "макушка лета" (июль), эпитеты "скрытнейшая примета", "прощальный привет", инверсия "дневного убыль света", повтор "считай, считай", олицетворение "напомнила газета", аллитерация и ассонанс "ку-ку, ку-ку — макушка". Это стихотворение мне понравилось потому, что оно написано простым, доступным языком. Несмотря на то, что половина лета уже позади, в нём нет пессимистических ноток, за счёт неполных предложений и пропусков слов создаётся бодрый и оптимистичный настрой стихотворения.


История создания – стихотворение написано предположительно в 1966 году на основе народной приметы.
Тема – человек и его связь с природой.

Композиция – цикличная структура, состоящая из 13 строк (4-стишие -5-стишие – 4-стишие).

Жанр – лирическое стихотворение, имеющее черты песенных жанров и народный колорит.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб со сложной перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “макушка лета”, “убыль света”, “напомнила газета”.

Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет”.

Оксюморон – “прощальный привет”.

Анафора – “но прежде всех газет,…но прежде малой этой…” , “считай, что песня спета,считай пол-лета нет…”

Структурные особенности произведения

В своем стихотворении Твардовский призывает нас не только быть ближе к природе, понимать её и подмечать мельчайшие изменения в ней, а еще и осознавать мимолетность нашей жизни, ценить каждый её момент и от всей души наслаждаться каждым временем года, обладающим своей прелестью и уникальной неповторимостью. Середина лета, по мнению автора, это замечательная пора, некий рубеж в жизни каждого человека, когда он может задуматься о правильности своих поступков, чистоте своих помыслов, и попытаться что-то изменить в лучшую сторону.

Тема – связь природы с человеком. Жизненный цикл человека неразрывно связан с временами года, именно эту связь затронул автор стихотворения. Время бежит настолько быстро, что самые тёплые, самые приятные летние денёчки проходят незаметно. В какой-то момент лирический герой понимает, что лето не вечно, оно достигло пика и скоро пойдёт на убыль. Этот факт не расстраивает его, а подчёркивает значимость момента, заставляет заметить, что лучшее время – то, которое ты проживаешь осознанно.

Проблематика – середина лета – это плохо или хорошо, повод грустить или радоваться, – вот что беспокоит лирического героя. Он чуть было не упустил момент “макушки лета”: оказавшись на “вершине” сезона, к нему приходит понимание важности и простоты этого момента.

Идея – жить нужно так, чтобы время иногда останавливалось, и человек мог заметить всё происходящее вокруг. Это жизнь в гармонии с собой и природой. Лирический герой – замечает все тонкости подготовки природы к переходу в следующий сезон, маленькие, но важные звоночки, говорящие о движении времени.

Существует старая народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика. Однако очень сложно поверить народной примете на слово до тех пор, пока не удастся заметить характерные изменения, свидетельствующие о том, что, что осень уже не за горами.

липового цвета и убывающих листков календаря — неизменных свидетелей скоротечности времени.

Однако Твардовский пытается донести до читателей, что течение времени изменить невозможно, и ему остается лишь подчиниться. А также научиться получать удовольствие от каждого прожитого мгновения и наслаждаться серединой лета, которая, по мнению автора, является одним из самых великолепных периодов года, символизирующих переход от юности к зрелости. Это — время подведении первых итогов, а также поворотный момент в жизни любого человека, когда у него еще есть шанс что-то изменить к лучшему и отказаться от ошибочных решений.

Композиция

Динамичное стихотворение, состоящие из 13 строк, напоминающее музыкальную форму “рондо”. В смысловом и синтаксическом плане стихотворение выглядит так: четверостишие+пятистишие+четверостишие. Оно обрамлено строкой, являющейся народной приметой “июль – макушка лета” – именно так начинается и заканчивается произведение. Этот рефрен используется автором, чтобы подчеркнуть главную мысль, выделить самое важное. Стремительность стиха, особенности рифмы у Твардовского создают впечатление, что всё произведение – одно предложение.

LiveInternetLiveInternet


Александр Трифонович Твардовский

Июль — макушка лета, — Напомнила газета, Но прежде всех газет — Дневного убыль света; Но прежде малой этой, Скрытнейшей из примет, — Ку-ку, ку-ку, — макушка, — Отстукала кукушка Прощальный свой привет. А с липового цвета Считай, что песня спета, Считай, пол-лета нет, — Июль — макушка лета.


Кукушка

Существует старая народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика. Однако очень сложно поверить народной примете на слово до тех пор, пока не удастся заметить характерные изменения, свидетельствующие о том, что осень уже не за горами.

Жанр – лирическое стихотворение, написанное в песенной форме. Написанное трёхстопным ямбом, стихотворение имеет своеобразную рифмовку. Две первые строки – парную, они в свою очередь рифмуются с четвёртой, третья – с шестой, четвёртая и пятая снова в парной рифмовке. Такая рифмовка как бы связывает весь текст воедино, заставляет строки сливаться в одну целую конструкцию.

Звукопись в стихотворении играет роль знойных оттенков, когда в полдень всё плавится и изнемогает от жары. Это достигается за счёт повторения звуков “п” и “л”.

Средства выразительности

Метафоры – “макушка лета”, “липовый цвет”, “убыль света”, “напомнила газета”. Только народная смекалистость и тяга к образности могла создать такое оригинальное название середины летнего сезона. Сквозная тема, обрамляющий рефрен и повторение в середине стихотворение слова “макушка” делает произведение очень близким к песенному жанру.

Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет“.

Фразеологизм – “песня спета” сближает с народным языком, разговорным стилем, делает простым для восприятия.

Оксюморон – “прощальный привет”. Чуточку грусти добавляет прилагательное “прощальный” в связку слов, совершенно противоположных по значению.

Анафора – 3 и 5 строка: “но прежде всех газет”, “но прежде малой этой…”, а также 11 и 12 строки: “Считай, что песня спета, считай пол-лета нет…” Единоначалие придаёт стихотворному тексту музыкальность и гибкость, сближает с песенными жанрами.

Приметы на 1 июля

Если 1 июля приходится на молодой или старый месяц, то нужно представить, что вещаешь на его нижний рог ведро с водой. Если получается — дождя в ближайшее время не жди.

Если 1 июля утренний туман стелется по низинам — в ближайшие дни жди сухой, жаркой и ясной погоды.

На начало июля, как правило, отцветала ранняя малина и зацветала поздняя. В это время в южных областях сажали в грунт рассаду цветной капусты. Также в это время уже можно было собирать первую чернику, а в садах начинала вызревать черная смородина.

Александр Трифонович, унаследовавший от матери тонкую душевную организацию, как и она очень трепетно относился к самым незначительным мелочам, которые для других людей оставались незаметными (дуновение ветерка, звук пастушьего рожка и т.д.). Именно поэтому его лирические произведения полны любви и чувства трепетного поклонения к природе, к которой он был очень внимателен и подмечал все мельчайшие изменения, в ней происходящие.

Читайте также: