Как логопеду получить категорию если не работаешь в школе

Обновлено: 05.07.2024

Куда пойти начинающему логопеду? С чего начать работу с новым пациентом? Как обустроить рабочее место и организовать процесс? Какие документы обязательно нужны для работы? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.

Начните с простых задач

Главная ваша задача как начинающего специалиста — получить первый опыт работы с клиентами. Решите, каких детей вы хотите обучать: дошкольников, школьников, детей с ОВЗ? Или, может быть, вам больше нравится работать со взрослыми?

Если пока не приняли решение, начните с простых задач. Устройтесь в логопункт при ДОО или начальной школе. Зарплата у начинающего логопеда невысока — от 12 тыс., но и проблемы с речью у воспитанников обычных детских садов и школ неглубокие (чаще всего это дислалия), а потому корректировать их несложно.

Подойдет для начинающих и логопедический центр — здесь вы сможете общаться с опытными специалистами, перенимать у них приемы работы. Наконец, у вас будет к кому обратиться, если возникнут сложности.

Изучите нормативные акты

  • ставка 20 часов в неделю педагогической работы, без учета методической и организационной работы и консультаций;
  • нагрузка — 25 учащихся на одного логопеда;
  • проведение диагностического тестирования с целью выявления детей с нарушениями речи — два раза в год не менее 15 дней каждое.

В Положении зафиксированы продолжительность и частота групповых и индивидуальных занятий для каждой категории учащихся разного возраста.

Другие полезные документы:

Организуйте рабочий процесс с учетом режима работы учреждения

Основные задачи логопеда:

    ;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие фонематических процессов;
  • работа над усвоением лексико-грамматических категорий родного языка;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания и памяти; .

Если вы работаете в детском саду или школе, в начале года проведите фронтальную диагностику и выявите детей с речевыми нарушениями. Результаты обследования занесите в речевую карту: это должны быть сведения о состоянии физиологического слуха, об особенностях строения артикуляционного аппарата, дыхания, общей и мелкой моторики, речевого развития.

Составьте расписание групповых и индивидуальных занятий. Чтобы не возникало путаницы, желательно, чтобы дети занимались в одно и то же время. Учтите общий режим дня, расписание уроков.

Логопед в ДОО должен действовать в связке с воспитателем, психологом и родителями. Только в этом случае будет виден эффект от занятий.

Выбирая методы работы, наблюдайте за ребенком. Опирайтесь на то, что ребенок знает и может сделать. Меняйте методы, которые не приносят результата.

У меня высшее экономическое образование. Имею ли я право работать логопедом после прохождения курсов переподготовки на учителя-логопеда (логопеда)? Или логопеду обязательно иметь педагогическое образование?

Таким образом, исходя из приведенных выше норм права и рассматриваемой ситуации, можно сделать вывод, что допуск лица к педагогической деятельности и замещение должностей логопед, учитель-дефектолог и учитель-логопед возможны при наличии высшего образования и профессиональной переподготовки по указанным выше направлениям.

Елена Сычёва


Елена Сычёва

Любовь Шамина

аттестация обязательная-на соответствие, на категорию-по желанию. Но разница в оплате-есть. К тому же, а вдруг, придёт(появиться) логопед с более высшей категорией, чем у Вас? как поступит руководство. им же тоже статистика нужна.

Татьяна Зиновьева

незаконно, но вам 3 тысячи к зарплате лишние что-ли? Ничего сложного в получении первой категории нет. А вот на высшую придется поработать.

Айгуль Сайгафарова

Наталья Пигольчук

Мы все переживали и боялись. Поверьте, в аттестации ничего страшного нет. Действительно, заваливать Вас никто не будет. Аттестация делает прибавку к зарплате, ну и кое какой статус для Вас. Да же для родителей, к сожалению, стало важным наличие категории у логопеда.

Елена Кравченко

На первую можно. А то со временем будет подозрительно смотреться, что столько опыта, а без категории. А дальше - по желанию.

Инна Дроздова


Инна Дроздова

Сейчас тааааак упростили процедуру! Ни занятий показывать не надо, ни конспекты даже не прикладываются. Просто пишется заявление, где расписываете, какая вы замечательная, что сделали и над чем работаете. И таблички со всякими конкурсами, где участвовали, творческими группами, какие курсы прошли. Всё.
Правда, я вот написала - и сама вот сижу жду результатов своей первой аттестации - дадут или нет))) вообще там для первой где-то около 30 баллов вроде набрать надо - это вообще не много.

Елена Вренёва


Елена Вренёва

Любовь Шамина

Инна, это где ж так упростили. Не вводите людей в заблуждение: в каждом регионе по-разному, и по баллам в том числе.

Anastasja Lucovnykova

Вам в саду легко могут создать условия, когда Вам уж очень захочется уйти, болото есть болото. Составьте то, что стоит баллов, купите курсы, логопед должен быть умным человеком или хотя бы уметь себя обезопасить.

Инна Дроздова


Инна Дроздова ответила Любови

Любовь, а что, где-то до сих пор приходят в сады и смотрят открытые занятия, как это делали раньше? И у нас там еще несколько моментов изменили, портфолио как таковое отменили (всё, что мы отражали в портфолио, оно есть, но самого портфолио как такого нет). Да и вообще - автор наверняка ведь будет смотреть закон, и раз уж руководство требует, оно и проконсультирует - у меня так заведующая много чем мне помогла. Понимаю, что разница в регионах есть, но не думаю, что на первую должно быть очень сложно. Я согласна с другими комментаторами - логопед со стажем и без категории смотрится. странно.

Наталия Герасимова


Наталия Герасимова

Евгения Карнюшина


Евгения Карнюшина ответила Наталии

Наталия, для официального учреждения это ничего. Нужна категория, чтобы получать государственные деньги и отпуск соответственно.

Наталия Герасимова


Наталия Герасимова ответила Евгении

Евгения Карнюшина


Евгения Карнюшина ответила Наталии

Наталия, я думаю это нормально в рамках государства, ведь и в других странах нужен сертификат/лицензия. И у нас нет случаев, чтобы не аттестовывали. Администрация сама заинтересована в этом. У нас всех бегом на аттестацию, смысл сидеть на соответствии? Да и родители довольны, когда у педагога категория и стаж

Любовь Шамина

Инна, То что логопед со стажем и без категории-согласна, смотрится странно, но знаю логопеда без категории с огромным стажем и отличными результатами с детьми с УО и также первокатегорийную тоже со стажем-ни о чём.
По вопросу о смотре занятий. Да, на 2м этапе аттестации (после написания отчёта в АСИОУ) к аттестуемому приходят 2 эксперта, смотрят документацию, 2 занятия, беседуют с ним и с администрацией. Если человек подтверждает свою категорию, то только отчёт в АСИОУ, который смотрят тоже 2 эксперта и пишут своё заключение. Затем в области проходит заседание комиссии, где и выносят вердикт))

В нашей стране порядок прохождения аттестации одинаков для всех специалистов — от учителей физкультуры до учителей-логопедов. Молодой специалист может подать заявление на аттестацию на первую категорию в любое время. Но ему стоит поработать как минимум год, чтобы набрать необходимый опыт и материалы для портфолио.

Учитель-логопед должен предоставить заявление в аттестационную комиссию. В некоторых регионах требуют подтверждающих документов, например, диплома, выписки из трудовой книжки. Также нужно взять в образовательной организации характеристику-представление, подписанное директором.

Дальше учителю-логопеду нужно заполнить портфолио — это правило работает для всех регионов. В некоторых регионах портфолио заполняется в электронном виде. Педагог загружает документы, подтверждающие результаты его работы, выставляет баллы самооценки и публикует портфолио в сети.

В большинстве регионах, также как и в нашем нет интернет-портала, портфолио передают в письменном виде в департамент образования города Тамбова. Затем портфолио передают эксперту, он выставляет баллы и рекомендует или не рекомендует аттестационной комиссии присвоить кандидату категорию. Даже если логопед получил от эксперта низкий балл, он имеет право прийти на заседание аттестационной комиссии и выступить в свою защиту. В некоторых регионах логопеду нужно провести открытое занятие или провести обзор своего кабинета или рабочего места.

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ПОРТФОЛИО ЛОГОПЕДА? Содержание портфолио определяется критериями и показателями оценки результатов профессиональной деятельности педагогического работника при аттестации в целях установления квалификационной категории по должности учитель-логопед, учитель-дефектолог. Данные критерии разме-щены на сайте РЦОИ 68. Всего 3 основных критерия, которым должен соответствовать педагог: Критерий 1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией (максимальное количество баллов по критерию 4-33, количество дополнительных баллов - 19); Критерий 2. Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности (максимальное количество баллов по критерию 1-18, количество дополнительных баллов – 2); Критерий 3. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, актив-ное участие в работе методических объединений педагогических работни-ков организации (максимальное количество баллов по критерию 4-33, количество дополнительных баллов – 19).Итого: максимальное количество баллов по трём критериям – 54, количество дополнительных баллов – 24.

Содержание портфолио в разных регионах может отличаться, но примерно соответствует методическим рекомендациям Министерства образования. По этим рекомендациям в портфолио на первую категорию должны быть шесть разделов: портрет, методическая работа, методическая работа и трансляция педагогического опыта, результаты участия в проектной деятельности и социально-образовательных инициативах, результаты внеурочной деятельности, результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, работа с родителями и социальными партнерами. В портфолио на высшую категорию добавляются разделы об инновационной и экспертной деятельности.

Портрет. Здесь логопед должен указать свое образование, стаж работы. В этом разделе можно указывать все курсы, которые прошел педагог за последние пять лет. Если педагог не проходил дополнительное образование, аттестационная комиссия не считает это за ошибку, но если проходил — это большой плюс. Курсы повышения квалификации и программы переподготовки для логопедов.

Методическая работа и трансляция педагогического опыта. В этом разделе логопед должен указывать программы, которые он разрабатывал или авторизовал, сообщить об участии в научных конференциях, круглых столах. Работа в проблемных группах и организация мастер-классов также учитываются. Иногда в данный раздел заносят работу в жюри профессиональных или детских конкурсов.

Результаты участия в проектной деятельности. Здесь логопед должен указать участие в любых проектах на любом уровне. Это может быть педагогический проект на уровне детского сада, например, разработка конкурса чтецов. Или социальный проект на уровне района или города, например, клубы чтения при районных библиотеках.

Результаты внеурочной деятельности. Здесь логопед может учитывать проведение конкурсов, кружков и клубов для воспитанников, организацию выставок, тематических недель или внеурочных разовых мастер-классов для детей.

Результаты обучения и воспитания.В этом разделе нужно указать результаты ежегодных мониторингов: их может проводить сам логопед или администрация детского сада или школы в целом. Часто отдельно фиксируют результаты мониторинга динамики коррекционной работы и результаты мониторинга УУД. Также в этом разделе нужно указать результаты участия детей в конкурсах и конференциях с логопедической тематикой.

Результаты работы с родителями. Нужно зафиксировать все формы взаимодействия с родителями — собрания, индивидуальные и групповые консультации, модерацию групп в социальных сетях и мессенджерах. Также можно учитывать сотрудничество с библиотеками, организациями дополнительного образования, детскими поликлиниками.

Инновационная деятельность. В этом разделе нужно рассказать о применении ИКТ технологий, инклюзивных технологий, персонализованного обучения в работе логопеда. Например, логопед может использовать мобильные приложения для тренировок тех или иных речевых навыков.

Экспертная деятельность. Здесь также нужно учитывать работу в жюри, работу в аттестационных комиссиях, организационных комитетах конференций и конкурсов.

Таким образом, каждый учитель-логопед дошкольного учреждения или школы должен соблюдать вышеизложенные критерии и требования и подтверждать свою профессиональную компетентность проходя, аттестацию в целях установления квалификационной категории.

профессиональная переподготовка логопедов

Год от года растет количество детей с речевыми трудностями. Причем проблемы становятся комплексными и все хуже поддаются коррекции. Родители нередко обращаются к специалисту, чтобы помочь ребенку избежать проблем в общении и учебе. Да и взрослые вынуждены приходить к логопеду, когда возникает необходимость улучшить дикцию или после травмы, повлекшей нарушения речи. Так что логопеды сейчас – это весьма востребованные специалисты. В чем специфика этой профессии, какое образование для нее необходимо, где можно переучиться на логопеда и как часто необходимо повышать квалификацию? Давайте разбираться.

Чем занимается логопед?

Согласно приказу Минздрава РФ, логопед проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и психических функций, составляет индивидуальные программы реабилитации, консультируясь при этом с врачами, дает рекомендации родственникам своих пациентов, участвует в ведении медицинской документации. Кроме того, специалист имеет право принимать участие в тематических конференциях, совещаниях врачей и педагогов.

Как правило, на одного пациента логопед тратит от 5 месяцев до 1 года (в запущенных случаях дольше).

Какое образование необходимо иметь для работы логопедом?

Какое образование у логопеда котируется на рынке труда? Ответ однозначен: педагогическое. Логопед на базе педагогического образования имеет право работать как с детьми, так и со взрослыми.

Можно получить образование в вузе (на соответствующей кафедре факультета дефектологии или специальной педагогики) очно, либо заочно. Это займет от двух до четырех лет.

Другой способ – переподготовка. Она быстрее и дешевле, чем обучение в вузе (в зависимости от учебного центра – в среднем до 1 300 часов), но также подойдет только тем, у кого уже есть высшее педагогическое образование.

Где и как пройти курсы логопеда?

Программы профессиональной переподготовки для логопедов доступны на базе вузов и в частных учебных центрах. Обучение ведется как очно, так и заочно по предоставленным после оплаты курса учебным материалам. По итогам курсов проходит аттестация. На курсах логопеды в основном изучают медицинские основы дефектологии, педагогические и психологические нюансы логопедии, методы работы с речевыми дефектами.

Стоимость курса зависит от учреждения и количества учебных часов. В большинстве заведений предлагают переучиться на логопеда за 340 – 620 часов. Разброс цен огромный, но в основном – от 15 до 35 тысяч рублей.

Выдержав аттестацию, вы получите диплом, либо удостоверение установленного образца. Если вы прошли переподготовку в учебном заведении другого города, документ отправят заказным письмом по почте.

Переподготовка логопеда

Источник фото user18526052/freepik

А как насчет медицинского образования?

При этом многие логопеды, имеющие помимо педагогического образования медицинское, отмечают, что глубокие познания в медицине им очень помогли. И наоборот, те, кто получил недостаточно глубокие медицинские знания в рамках педагогического курса, указывают на то, что периодически вынуждены заниматься самообразованием. Так что работа логопедом на базе медицинского образования совсем не лишена смысла.

Где работают логопеды?

Традиционные места работы логопедов:

центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции;

частные логопедические кабинеты.

Логопеда в сфере образования принято называть учителем-логопедом, в медицине – просто логопедом. График работы определяет организация, где трудится специалист. Обычная ставка учителя-логопеда – 20 часов в неделю. На свободный график работы могут рассчитывать только те, кто ведет частную практику. В основном такие логопеды принимают пациентов на дому.

От того, где вы собираетесь работать, напрямую зависит способ освоения профессии. Работать в учебном учреждении можно после получения диплома о переподготовке. Логопед в школе, как и логопед в детском саду, имеет дело в основном со здоровыми ребятами, которые неправильно выговаривают отдельные звуки – им требуется не лечение, а лишь коррекция произношения.

А вот логопед в медицинском учреждении, работающий с отстающими в психическом развитии детьми и людьми, перенесшими инсульт или черепно-мозговую травму, обязан иметь соответствующий сертификат врача.

Как получить сертификат логопеда?

Сертификат, подтверждающий право работать логопедом, можно получить в институте или учебном центре. Во многих случаях достаточно выдержать дистанционное тестирование.

Сертификация проходит отдельно по видам речевых нарушений, среди которых заикание, дизартрия (нарушение произношения, возникающее при органическом поражении центральной нервной системы), афазия (речевая дисфункция, которая может включать нарушение понимания или выражения слов либо их невербальных эквивалентов), общее недоразвитие речи, нарушения голоса и другие.

Сертификаты бывают трех уровней:

первый уровень подразумевает овладение базовыми знаниями;

третий – полное владение профессиональными знаниями и навыками.

Для начала работы достаточно получить сертификат первого уровня. Впоследствии сертификацию логопеда придется проходить раз в пять лет.

Специалист первого уровня владеет:

навыками профилактики, диагностики и коррекции речевых нарушений.

Обладатель сертификата второго уровня помимо этого:

обладает глубокими знаниями в области возрастной и специальной психологии и дефектологии;

имеет опыт работы по специальности;

регулярно повышает квалификацию.

Наконец, наличие сертификата третьего уровня означает, что логопед:

владеет классическими и современными методами диагностики и коррекции;

знает теорию дефектологии, медицины, логопедии, общей, возрастной и специальной психологии;

обладает хорошим опытом работы с различными речевыми нарушениями в разных учебных/лечебных заведениях;

участвует в научно-практических конференциях и семинарах, изучает научную литературу.

Ассоциация логопедов поясняет: сертификация нужна для установления единых объективных требований к логопедам (в особенности к дефектологам) и избавления от так называемого кадрового балласта. Сертификация помогает определить, кто может заниматься логопедической деятельностью, а кому необходимо дополнительное обучение.

Вопросы для тестов составляют дефектологи, логопеды, вузовские ученые, сотрудники медицинских учреждений.

Сертификация платная – от 5 тыс. рублей по одному направлению.

Повышение квалификации для логопедов

Источник фото freepik

В чем отличия детского логопеда от афазиолога и дефектолога?

Этих специалистов часто путают, ведь они так или иначе работают с постановкой речи. Кроме того, все они в той или иной степени имеют дело с психологией.

Приведем сравнительную таблицу:

Логопед в школе или детсаду

Общее: работают с людьми, имеющими логопедические отклонения.
Различия: задача логопеда – профилактическая и коррекционная помощь, психолога – снятие тревожности, моральная поддержка.

Общее: специализируются на проблемах речи.
Различия: логопед-афазиолог занимается устранением приобретенных вследствие болезней (инсульта, опухолей) речевых нарушений. Другие логопеды работают, как правило, над врожденными дефектами.

Общее: и те, и другие специалисты изучают специальную психологию и педагогику, логопедию, психологию, неврологию, психиатрию), занимаются коррекцией звукопроизношения.

Различия: логопед широкого профиля работает со всеми желающими, дефектолог – с детьми, имеющими физические и психические нарушения развития. Соответственно, логопед учит умению говорить и общаться, а дефектолог – в большей степени содержанию общения, адаптации к окружающей среде.

И детскому логопеду, и афазиологу, и дефектологу необходимо иметь высшее педагогическое образование. В медучреждениях, как правило, на работу принимают дефектологов.

Когда логопеды должны повышать квалификацию?

А можно ли все-таки обойтись без сертификата и повышения квалификации?

Читайте также: