Жизнь и гибель динозавров на планете земля проект в доу

Обновлено: 04.07.2024

Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3 I. Кто такие динозавры?………………………………………………………….5 a. Многообразие динозавров………………………………………………5 b. Питание и пища динозавров……………………………………………7 c. Органы чувств…………………………………………………. 9 d. Необычные яйца…………………………………………………………9 e. Интересные факты о динозаврах……………………………………. 10 II. Основные гипотезы вымирания динозавров………………………………..15 Заключение…………………………………………………………………………. 17 Список литературы…………………………………………………………………..18 Приложение ………………………………………………………………………….19 2

Кто такие динозавры?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Юр. Адрес: 140133 Московская обл., Раменский городской округ, пос. Кратово ул. Мира д.1

Заведующий МДОУ №61

__________________ Макеева М.И.

Познавательно-исследовательский проект « Жизнь и гибель динозавров

Краткая аннотация проекта

Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир давних веков неизведан и загадочен. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой.

Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль в экологическом образовании дошкольников.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Данный проект помогает дошкольникам проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Обоснование необходимости проекта

История динозавров очень интересна, так как представляет собой огромную эпоху жизни нашей планеты, по сравнению с которой человеческая история выглядит моментом. Но никто не может сказать точно, какого цвета и вида были эти потрясающие звери, почему одни виды вымирали, а другие появились, отчего вдруг в конце мелового периода эти животные вообще исчезли с лица Земли. Данный проект поможет дошкольникам проявить свою творческую активность, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации, а проведение собственных исследований позволит обобщить данные и проанализировать.

Цели и задачи проекта

Цель проекта : познакомить детей с вымершими древними животными – динозаврами.

- Уточнить и расширить представления о разнообразии динозавров,

- Познакомить с наукой – палеонтологией.

- Учить выдвигать гипотезы;

- Учить сравнивать детей свои предположения с фактами;

- Развивать воображение, творчество .

- Развивать мышление, речь – суждение в процессе исследовательской деятельности.

- Воспитывать сочувственное, бережное отношение к животному миру.

4. Основное содержание проекта

1 ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ :

- постановка проблемной ситуации перед детьми;

- создание соответствующей развивающей среды;

- информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.

2 ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ :

- постановка проблемы вместе с детьми;

- чтение познавательной литературы;

- создание мини-музея динозавров;

3 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ:

Основной этап

В течении октября

Цель : познакомить детей с древними обитателями планеты, их многообразием, видами.

Работа с энциклопедиями

В течении месяца .

Динозавры – ужасные ящеры.

Цель : Познакомить детей с внешним обликом и образом жизни различных видов динозавров Опыт и наблюдения.

Привлечь родителей к организации экспериментальной деятельности детей. И звержение вулкана

В течении месяца .

Леса юрского периода.

Цель : Познакомить детей с доисторическим миром

Рассматривание иллюстраций. рептилии называются – птерозавры.

Они были теплокровными и имели волосяной покров, плохо летали, питались рыбой или насекомыми

2 неделя октября

Образовательная ситуация.

Продуктивная деятельность:

2 неделя октября

Сухопутные хищные ящеры.

Рассматривание иллюстраций с травоядными динозаврами.

Подготовка к презентации проекта.

Цель : Обобщить знания детей, полученные в ходе проекта.

Список использованной литературы:

3. Интернет ресурсы

4. "Большая книга о больших динозаврах. Для детей от 4 лет"-Эксмо, 2011 г.

6. Атлас животных с наклейками Лабиринт, 2009 г.

7. Эти таинственные животные. Рептилии. Насекомые Женевьев де Бекер 2009г. Издание: Росмэн-пресс.

8. Сладков Н. И. Разговоры животных Издательство Стрекоза 2010г

Динозавры – это рептилии, жившие миллионы лет назад. Динозавры властвовали почти 150 миллионов лет. Динозавры были самыми удивительными животным из всех когда – либо живших на земле. Первые динозавры были плотоядными. Растительноядные появились позднее, воспользовавшись буйством окружающей растительности. Одни были размером с цыпленка, другие величиной с современный лайнер. Подобно нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была покрыта чешуей, а яйца имели скорлупу. Динозавры жили в мезозойскую эру. В мезозойской эре было три периода — триасовый, юрский и меловой.

Триасовый период начался около 250 миллионов лет назад и длился 35 миллионов лет.

Обитатели: Самые первые из появившихся на Земле динозавров были совсем небольшого размера. Но в течение триасового периода среди них появляются довольно крупные хищники и растительноядные ящеры. В триасовом периоде рептилии уверенно завоевывали пространства суши — возникли ихтиозавры и плезиозавры. В середине триасового периода появились самые первые представители динозавров.

Хищники: ставрикозавры — длина до 2 метров.

тринаксодон — длина 40 см

Пища: вероятно, насекомые, мелкие пресмыкающиеся и беспозвоночные.

Облик Земли. К началу триасового периода все континенты были объединены в огромный континент Пангею. А его берега омывали волны единственного океана Панталассы. Животные и растения расселялись по ней и теперь их ископаемые останки находят в Африке, Антарктиде.

Климат на всей планете был сухим и теплым. Часто происходили извержения вулканов. Было много пустынь, среди которых были оазисы. По берегам рек и озер росли древовидные папоротники и хвощи. В триасовом периоде появляются первые хвойные растения. У них были широкие листья, как у дерева гинкго. Это дерево дожило до наших дней.

Юрский период – второй период мезозойской эры. Он начался 21 миллионов лет назад и длился около70 миллионов лет. Именно в юрский период динозавры достигли вершины своего расцвета.

брахиозавр – вес 50 тонн, длина — до 23 метра,

стегозавр–вес 6 -8 тонн, длина – 9 метров,

апатозавр – вес 20 тонн, длина – 21метр.

диилофозавр, вес – 400 кг, длина 6 метров.

цератозавр, вес – 1 тонна, длина 6 метров.

аллозавр, вес — 1,5 – 2 тонны, длина 12 метров

Облик Земли. В юрском периоде Пангея начала распадаться на части. Образовались два новых континента — Гондвана и Лавразия, разделенных древним океаном Тетис.

Климат по-прежнему был тёплым, но стал значительно более влажным. На землю обрушивались проливные дожди, полноводнее стали реки и озёра. Пустыни исчезали, отступая в глубь континентов. На смену им пришли пышные зелёные леса.

Меловой период начался 145 миллионов лет назад и длился 80 миллионов лет. Вместе с этим периодом закончилась эра динозавров на Земле.

Обитатели. На Земле появилось много новых насекомых – бабочек шмелей пчел. В ветвях щебетали птицы. В небе по-прежнему царили крылатые рептилии, в морях морские, а на суше появились огромные хищные тираннозавры, а земля дрожала под ногами растительноядных гигантов — сейсмозавров.

паразавролофус-вес 3 тонны, величина 10 м в длину трицератопс-вес 6 тонн. 9 метров в длину

пахицефалозавр — вес 1 тонна, величина 4,6 м в длину стиракозавр — вес до 3 тонн, величина 4 м в длину.

Хищники: тираннозавр — Рекс – вес 7 тонн величина 12 м в длину.

велосираптор – вес 15 кг, величина 1,8 м в длину.

Облик Земли. В меловом периоде древние материки распались на части. В их очертаниях уже угадывались разделённые океанами современные континенты. Но Южная Америка пока составляла единое целое с Африкой.

Климат быстро менялся. Он напоминал климат наших дней, хотя был значительно теплее. Тропические леса занимали огромные пространства. В лесах мелового периода уже редко встречались древовидные папоротники и саговники. На смену им пришли широколиственные деревья. А под ними зазеленели густые травы и кустарники. Широко были распространены сосны и ели. Впервые появились цветковые растения. Магнолия — одно из первых цветковых растений на земле.

В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие голосеменные растения, все динозавры, птерозавры и водные рептилии. Одна из гипотез гласит, что динозавры были уничтожены метиоритом, столкнувшимся с Землёй. Мощный удар был способен поднять в небо большое, и густое облако пыли, препятствующее проникновению солнечных лучей. Воздух при этом мог остыть, а растения и динозавры – погибнуть.

Приложение № 2

Конспект развлечения с детьми

Образовательная область: познавательное развитие

Тип деятельности: интегрированное

Интеграция областей: речевое развитие, социально - личностное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Возраст детей: 4-5 лет.

Способ организации: с подгруппой детей

Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе знакомства с древними обитателями через овладение действием построения модели внешнего вида древних животных (пресмыкающихся).

1. Закреплять знания детей о животных, живших в древности, задолго до появления человека на Земле.

2. Закреплять знания в процессе гимнастических упражнений. Создавать на занятии положительный эмоциональный настрой через проигрывание психологических этюдов.

3. Расширять кругозор детей, познавательные интересы к жизни динозавров.

Ребята, а вы знаете, что такое древний мир? Кто в нем жил? (Ответы: тогда на Земле еще не было человека. Жили различные животные, в том числе и динозавры). А хотите побывать там? Мне нравится ваше предложение поехать туда на волшебном поезде. Вы разрешите быть машинистом? Вы готовы? Тогда мы отправляемся в наше путешествие. (Дети под музыку выполняют бег змейкой, держа друг друга за талию).

Ребята, посмотрите, на столе лежит какой-то конверт. Наверное он подскажет какого животного мы встретим дальше. Открываем конверт и читаем подсказку загадку. (Этот динозавр был втрое выше и вдесятеро длиннее слона. Большая часть его длины приходилась на шею и хвост. При помощи длинной шеи он мог есть листву с самых высоких деревьев). Ответы детей: это длинношеие динозавры или диплодок. Рассматривают иллюстрацию.

Ребята, давайте походим с высоко поднятой головой и тянем шею, как будто хотим сорвать листики с высокого дерева.

Ребята, давайте изобразим тираннозавров: будем делать большие шаги, топать и грозно порычим.

Ой, ребята, как здорово мы съездили в древний мир. Познакомились с динозаврами, поиграли у них. Но теперь нам пора возвращаться в детский сад. Волшебный паровозик нас ждет. (Дети бегают змейкой, изображая паровозик, держат друг друга за талию. Звучит музыка).

Вот и закончилось наше путешествие.

Цель: создание социальной ситуации развития посредством художественно-творческой деятельности детей

Задачи: создать условия для приобретения опыта:

- выражения детьми своих мыслей;

- свободного выбора материалов для деятельности;

- конструирования из листа бумаги;

- выполнения аппликации в нетрадиционной технике (мозаика)

- использования технических навыков в работе с ножницами;

- дополнения поделки мелкими деталями;

создать условия для формирования интереса к творчеству

Организация детских видов деятельности:

коммуникативная деятельность (общение ребенка с взрослым, сверстниками);

Ход образовательной деятельности:

Деятельность взрослого

Деятельность

Вводная часть

Посылка с яйцом

- Ребята, нам пришла посылка. Что это?

(Прикладывает ухо к яйцу) Слышу стук. Тот, кто сидит в яйце просится на волю

Что за чудо яйцо? Очень крупное оно.

В нём кто-то сидит и настойчиво стучит.

Интересно, что за птица иль животное стучится? Осторожно открываем, смотрим.

- Кто это? Детёныш динозавра. Оказывается, динозавры появляются на свет из яйца, как черепахи, крокодилы.

- Что-то он грустный? Как его развеселить? А с кем ему дружить? Ведь у него нет ни мамы, ни папы, ни сестричек, ни братиков. Как помочь ему?

Дети высказывают свое мнение

Дети отвечают на вопросы

- мотивации деятельности детей;

- выражения детьми своих мыслей;

-стимулирования речевой активности

Основная часть

Стол с изобразительными материалами:

цветная бумага, белая бумага, скорлупа от яиц, клей, ножницы

- Можем ли мы сделать такие же яички с динозавриками. Как мы будем их делать?

- Что мы будем делать вначале?

- Как нам сделать яйцо? Посмотрите, оно открывается, для чего это нужно? Как нам это сделать? Посмотрите (показ)

- Как вы думаете одинакового ли цвета скорлупа у всех динозавров.

- Как мы можем украсить яйца?

- Посмотрите, какая красивая техника. Кто знает, как она называется? Техника мозаики. Будто бы яйцо украшена маленькими разноцветными кусочками.

- Выберем динозаврика, который будет жить в вашем яйце.

- Кто знает, как зовут ваших динозавриков?

- А теперь сделаем друзей динозавриков для нашего малыша.

- Посмотрите, какие веселые динозаврики у нас получились. Давайте с ними познакомимся.

Дети высказывают свое мнение

Наблюдают за порядком изготовления поделки

Отвечают на вопросы

Выбирают динозаврика для своей поделки

Выполняют поделку, высказывают сове мнение

взаимодействия друг с другом в подгруппах;

- свободного выбора детьми участников совместной деятельности;

-выражения детьми своих чувств и мыслей;

-развития умения планировать свою деятельность;

-стимулирования речевой активности;

Заключительная часть

- Что вы там увидели? Что мы с вами делали? А что для вас было трудно? Что для вас было легко?

Отвечают на вопросы

Высказывают своё мнение

- стимулирования речевой активности;

- выражения своих мыслей

- для развития умения рефлексировать свою деятельность;

Всё тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности. Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых древних животных нашей планеты. Конечно, же все названия динозавров ребёнку запомнить сложно, но услышать необычные имена этих представителей фауны ему будет очень интересно.

Нам понадобятся картон, цветная бумага, компакт – диск, клей, двусторонний скотч и фантазия.

1. На альбомном листе нарисуйте эскиз панно.

2. Перенесите детали на лист цветной бумаги. Для этого приложите эскиз и цветную бумагу к стеклу и обведите части тела динозавра.

3. Вырежьте обведённые детали. Это может сделать и ребёнок.

4. Приклейте вырезанные детали на бумагу контрастного цвета, добавьте оформление (глаза, пятнышки, перепонки на ногах) и вырежьте, оставляя кант из контрастной бумаги 2-3 мм.

5. Обведите на листе картона диск, расчитав его место в соответствии с эскизом. Так, чтобы остальные детали не выходили за рамки основы.

6. Приклейте части тела динозавра, немного заходя за контур диска.

7. На диск приклейте кусочки двустороннего скотча, отклейте защитную плёнку и соедините с контуром основы.

8. Дорисуйте маркером или фломастером глаза, наклейте окружающие предметы. Здесь можно использовать фрагменты открыток, иллюстраций из журналов.

8. Вот такая красота получается у нас.

Миллионы лет назад, задолго до появления человека на Земле, на планете властвовали динозавры. Думаю, вы согласитесь, что динозавры – самые удивительные из всех существ, живших на нашей планете, они до сих пор волнуют воображение людей, вызывают их острый интерес, особенно у детей. На мой взгляд, это очень интересная тема.

Палеонтологи уже давно спорят о том, когда жили и когда вымерли динозавры. Когда жили динозавры, и почему они исчезли – вопросы, на которые нет однозначного ответа. Множество вопросов о жизни динозавров до сих пор остаются загадкой для нас.

Актуальность темы состоит в том, что это – прошлое нашей планеты, и нам, чтобы смотреть в будущее, необходимо знать наше прошлое. Я решил выяснить все о динозаврах, времени, когда они жили и, конечно же, причины их вымирания. Вдруг, зная эти причины, можно в дальнейшем предотвратить вымирание других животных. На уроках окружающего мира мы изучаем жизнь животных, и материалы моей работы будут полезны ученикам начальной школы.

Интерес к динозаврам у меня появился в 5-летнем возрасте. Дома у нас есть энциклопедия про динозавров. Сначала мне просто нравилось смотреть красочные картинки, а когда научился читать, по-маленьку начал изучать динозавров, которые мне больше всего нравятся. Я смотрел фильмы и мультфильмы про динозавров, собирал коллекции игрушечных фигурок динозавров.

Я решил узнать, знают ли мои одноклассники о динозаврах и интересна ли им эта тема. Для этого составил анкету, которая содержала следующие вопросы:

1. Кто такие динозавры?

2. В какое время жили?

4. Что с ними произошло?

5. Причина их гибели?

Проведя анкетирование в своём классе, я сделал вывод, что только15 человек имеют поверхностные знания о динозаврах, а остальные просто слышали о них. Но все одноклассники ответили, что данная тема им интересна, и они хотят узнать о динозаврах больше. После этого я и приступил к работе над проектом.

Гипотеза: Если изучить жизнь динозавров и причины их гибели, то можно расширить свой кругозор, заинтересовать одноклассников далеким прошлым нашей планеты, научиться бережно относиться к природе.

Цель: изучение жизни динозавров (кто они такие, их виды, чем питались, в какое время жили) и причин их гибели.

- провести анкетирование среди одноклассников для выявления знаний о динозаврах;

- найти источники информации жизни и гибели динозавров и изучить их;

- изготовить макет жизни динозавров;

-рассказать одноклассникам о далеком прошлом нашей Земли и исчезнувшем мире динозавров;

1) изучение литературы;

3) практическая работа (моделирование);

4) анализ собранного материала;

Динозавры - кто это?

Жили эти удивительные животные более ста миллионов лет назад, задолго до появления человека. Теперь представьте, что мы с вами находимся в том времени. Неприветливой и страшной показалась бы нам Земля в те времена. Повсюду динозавры – большие и маленькие, мирные и хищные, медлительные и быстроногие, на двух или четырех ногах. Ох, как страшно! Трудно представить, как бы мы существовали рядом с ними!

Всего существовало более 1000 различных видов динозавров.

Динозавры, жившие на Земле, были многочисленны и разнообразны. Одни были огромных размеров, другие – совсем крошечные. У одних кожа была гладкая, у других – покрытая чешуйками, у третьих и вовсе роговым панцирем, защищающим тело. Помимо этого, у некоторых были рога или шипы. Динозавры обитали как на суше, так и в воде, и воздухе – морские и летающие рептилии. Одни были плотоядными, питались мясом, а другие – травоядными, питались только растениями. Некоторые из этих рептилий были безобидными, другие – свирепыми хищниками.

Чем питались динозавры?

Пища нужна всем живым существам. Из неё они получают энергию и питательные вещества, необходимые для жизни, роста и размножения. В зависимости от способов питания динозавров можно разделить на две группы: травоядные и плотоядные.

Травоядные динозавры поедали любую растительность, до которой могли дотянуться. У них были крупные, плоские зубы с режущими краями, которые идеально подходили для пережевывания грубой растительной пищи. Мелкие динозавры питались корнями и низкорослыми растениями, а самые большие дотягивались до листьев кроны, вставая для этого на дыбы. (Стегозавр, Эвоплоцефал, Анкилозавр, Брахиозавр, Диплодок, Апатозавр,Трицератопс, Игуанодон, Гадрозавр, Аргентинозавр, Зауропод, Паразауролоф, Гигантозавр и т. д.)

Плотоядные динозавры были мощными животными, питались только мясом. У них зубы были длинные и острые, словно ножи. С их помощью они легко разрывали добычу на части и отсекали куски мяса, подходящие для глотания. Они ходили прямо, на задних конечностях. Передние их конечности были намного короче и заканчивались когтистыми пальцами, с помощью которых они убивали свою добычу.

(Велоцираптор, Спинозавр, Тираннозавр, Дилофозавр, Компсогнат, Орнитомим, Трицератопс, Аллозавр, и т. д.)

Как размножались динозавры?

Динозавры, как и другие рептилии, размножались, откладывая яйца. Найденные гнёзда доказывают, что динозавры заботились о потомстве. Самыми преданными родителями были гадрозавры, диплодоки и цератопсы. Одни самки динозавров откладывали яйца в прогретый солнцем песок и закапывали их. Другие самки - откладывали в специально построенное гнездо: делали холмик из рыхлой земли, после чего откладывали яйца в углубление наверху, яйца укрывали слоем гниющих листьев, стеблей или травой, чтобы они оставались в тепле до вылупления детёнышей. Гнездо самка сооружала там, где яйца были бы в тепле и в безопасности.

Одни детёныши жили в гнезде вместе с родителями до определённого возраста, впервые недели жизни их постоянно оберегала и кормила самка. Другие детёныши, едва появившись на свет, покидали гнездо и приступали к самостоятельной жизни, не нуждаясь в помощи взрослых. Детёныши росли очень быстро. Став более взрослыми, их рост замедлялся, но не прекращался. Динозавры росли до конца своей жизни. Считается, что продолжительность жизни мелких видов динозавров составляла примерно от 10 до 20 лет. Гигантские динозавры могли жить от 200 до 300 лет.

Характеристика самых известных динозавров

Рассмотрим самых интересных представителей динозавров.

Диплодок – травоядный динозавр, один из самых больших. Самое миролюбивое и безобидное существо. В длину достигал 35 м, в высоту – 10 м, весил около 38 т. Диплодок обладал длинной шеей и хвостом. Питался только растительностью. Копия скелета диплодока находится в палеонтологическом музее в Москве.

Самый маленький динозавр – Космогнатус, длиной не больше 1 метра. Он был размером с индюка. Жил на территории Европы. Питался мелкими животными, насекомыми, ящерицами.

Исчезновение динозавров

Что-то странное и непонятное случилось на Земле 65 миллионов лет назад - все динозавры на Земле вымерли. Никто до сих пор точно не знает, почему это произошло. Существует немало возможных причин их гибели. Рассмотрим некоторые из них:

3. Причиной вымирания динозавров могло стать повышение Мирового океана, вызвавшее сильные разливы рек.

4. Глобальное похолодание. Я придерживаюсь этой гипотезы. Попытаюсь объяснить почему. Динозавры не смогли приспособиться к новым климатическим условиям, а вот, например, черепахи смогли и, в результате, выжили. Если, например, тепло, то черепаха активна, а если холодно – замирает и засыпает. Когда наступило тепло на Земле, черепахи проснулись и продолжили жить. Вот так они и дошли до наших времен.

Какая бы из теорий ни оказалась верной, весьма странно, что на Земле уцелели хоть какие-то живые существа.

Для того, чтобы предоставить одноклассникам интересный материал по теме, мне пришлось углубить свои знания и более подробно изучить материал о жизни и гибели динозавров. В настоящее время динозавры не живут, поэтому нужную информацию я находил в книгах и энциклопедиях, а так же в интернет-ресурсах.

Я узнал о динозаврах много интересных фактов, нашё л ответы на основные вопросы: кто такие динозавры, когда, где и сколько они жили, чем питались, какие виды динозавров были и причины их гибели.

Посетив Парк динозавров, в котором установлены большие фигуры самых разных динозавров, в Красноярске, я еще больше убедился в существовании этих удивительных животных.

Для того, чтобы наглядно показать ребятам, как динозавры появлялись на свет, я смастерил яйцо, из которого появляется динозаврик.

Из всех динозавров больше всего мне нравится Диплодок, потому что он травоядный и миролюбивый. Мы с папой приобрели набор для сборки и собрали этого замечательного динозавра.

На уроке окружающего мира я рассказал одноклассникам о далеком прошлом нашей Земли и исчезнувшем мире динозавров. Ребята заинтересовались этими необычными животными и решили углубить свои знания, продолжив изучение темы.

Моя гипотеза о том, что при изучении жизни динозавров можно расширить свой кругозор, заинтересовать одноклассников далеким прошлым нашей планеты, подтвердилась.

Считаю, что задачи исследования я выполнил, цель проекта достигнута.

Предложенный материал можно использовать во внеурочной деятельности, как внеклассное занятие по окружающему миру в начальной школе, в виде классного часа.

Материал будет полезен учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.

Литература и интернет-источники

1. Динозавры. Иллюстрированная энциклопедия: А. Журавлев — Санкт-Петербург, Мир энциклопедий Аванта, 2012 г.

2. Лункенбайн М. Динозавры в вопросах и ответах. (Моя первая энциклопедия). - М. Оникс 1998г.

3. Динозавры-полная энциклопедия, перевод Марины Алдониной,изд-во Эксмо 2007г

4. Динозавры-365 фактов, издательство Симбат, 2019г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что-то странное и непонятное приключилось на Земле 65 миллионов лет назад. Разом вымерли все динозавры. Ни один из динозавров не дожил до наших дней. Внезапное исчезновение с лица Земли столь многочисленной и процветающей группы животных относится к числу величайших загадок в истории нашей планеты. Никто до сих пор не знает, почему это произошло.

Секция истории и исторического краеведения

« ЖИЗНЬ И ГИБЕЛЬ ДИНОЗАВРОВ

Руководитель: Артюх Ольга Станиславовна
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 3

3. Интересные факты о динозаврах……………………………………………………………………………. 7-10

4. Почему вымерли динозавры? ……………………………………………………..11

Свое исследование я начала с похода в детскую библиотеку им. С.В. Михалкова, где я нашла много интересного о жизни и исчезновении динозавров. И вдруг я подумала: а почему они не живут сейчас? Почему они вымерли? Что же такое произошло, что они исчезли? Значит, были причины для их гибели. А вдруг произойдут те же события, которые послужили причиной их вымирания, и вымрут, например, тигры или жирафы, или любые другие животные?

Целью моей работы является изучение теории и выявление истинной причины жизни и гибели динозавров на Земле. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Собрать и обобщить сведения о жизни и гибели динозавров.

2. Познакомиться с особенностями динозавров.

3. Выявить основную гипотезу вымирания динозавров. Для решения поставленных задач я использовала методы:

А) Работа с литературными источниками и Интернет.

В) Ознакомление одноклассников с данными о динозаврах.

С) Опрос одноклассников.

D) Слепила объемного динозавра.

Кто такие динозавры?

Ученые утверждают, что динозавры появились на нашей планете около 240 - 225 миллионов лет назад и прожили на Земле примерно в течение 150 миллионов лет. За это время появилось множество различных видов динозавров: некоторые умели летать и больше походили на птиц, чем на ящериц; одни ходили на двух ногах, другие на четырех, а многие жили в море.

Сейчас мы можем узнать о существовании динозавров, об их внешнем виде и образе жизни благодаря сохранившимся в толще земли окаменевшим скелетам и частям тела; поэтому динозавров еще называют ископаемыми животными.

Наши знания о динозаврах основываются на найденных окаменелых останках динозавров, которые еще называют окаменелостями.

Первые окаменелые останки крупных зубов были обнаружены в двадцатые годы 19го века. В то время и было принято название динозавры. Впоследствии были найдены и не только окаменевшие зубы, но и черепа, и кости, и даже большие фрагменты скелетов динозавров. Благодаря ускорению развития техники и увеличения объемов строительства находки динозавров становились все чаще. В основном останки находили при строительстве метро и шахт. Ответить на вопрос, в каком возрасте умирали динозавры, пока не удалось.

Динозавры относятся к классу рептилий - к тому самому, к которому относятся современные ящерицы, крокодилы, черепахи и змеи. Динозавры жили по всему миру. Ископаемые останки динозавров обнаружены буквально во всех концах света: в Америке и Китае, в Англии и Австралии, и даже в Антарктиде!
Последние динозавры исчезли около 65 млн. л.н. в конце мелового периода. Первые люди, по мнению ученых, появились около 150 тысяч лет назад. Это означает, люди появились более чем через 64 миллиона лет после вымирания динозавров.

Ученые предполагают, что большие динозавры жили дольше мелких. Маленький динозавр развивался и вырастал быстрее и проживал жизнь интенсивнее.

Самым большим динозавром был сейсмозавр. Часть его скелета нашли в США, но раскопки еще не окончены. Ученые предполагают, что этот динозавр весил больше 50 т. и был в длину около 36 м

Динозавры не жили в море, так как живут, например- киты или дельфины. Динозавры могли заходить в воду для охоты на рыбу или переплывать реку, спасать от хищника. Но ни один динозавр не проводим всю сою жизнь в море.

Динозавры не умели ни летать, ни планировать. Все динозавры были бескрылыми наземными животными.

Один из самых крупных зубов динозавров, когда-либо попадавших в руки ученых, принадлежал тираннозавру. Этот зуб располагался в боковой части челюсти, недалеко от передних зубов. Длина от корня до вершины составляла около 30 см.

Из всех динозавров, известных палеонтологам на данный момент, самым длинношеим считается маменчизавр. Маменчизавр жил около 150 млн.л.н. на территории современного Китая. Шея маменчизавра была около 14 м в длину. Маменчизавр мог бы легко заглянуть через крышу трехэтажного дома.

Ученые предполагают, самыми быстрыми динозаврами были орнитомеммозавры - страусоподобные динозавры. Ученые предполагают, что эти динозавры развивали скорость до 50 км/ч.

Размеры яиц динозавров - самые разнообразные. Возле скелета мусзавра нашли яйца длиной всего 2-3 см. У крупных динозавров из группы зауропод яйца были гораздо крупнее. Но все же, даже самое большое, из найденных яиц динозавра, не превышало по размерам футбольный мяч.

В черепе динозавров имелись маленькие косточки, передававшие звук от барабанной перепонки к участкам мозга, отвечающим за слух. Но ушей в общем понимании у динозавров не было. "Уши" динозавра, представляли собой маленькие отверстия по бокам головы. Так же выглядят уши современных ящериц.

У динозавров были веки, поэтому они могли моргать. Интересной находкой оказались веки панцирных динозавров анкилозавров. Эти динозавры имели костяные веки. Когда анкилозавр опускал веки, его глаза были надежно защищены.

Больше всего зубов было у гадрозавров - утконосых динозавров. На нижней и верхней челюстях гадрозавров располагалось по 480 зубов. То есть в сумме 980 зубов. Учитывая, что зубы у динозавров восстанавливались, можно предполагать, что гадрозавры за всю жизнь сменяли около 10000 зубов.

До сих пор не найдено ни одного свидетельства в пользу того, что у динозавров был мех. Однако узнать точно мы вряд ли когда сможем. Мех - материал мягкий и нежный и он не мог бы сохраниться в течение многих миллионов лет. При этом ни у одной из современных рептилий меха нет. Поэтому вероятнее всего у динозавров тоже не было меха.

Динозавры не имели ни меха, ни шерсти, поэтому их кожа не нуждалась в чистке. Грязь, прилипавшая к коже динозавров, либо высыхала и отпадала, либо сбрасывалась вместе со старыми кожными чешуйками, как у современных рептилий. Кожа динозавров постоянно обновлялась.

Питание и пища динозавров

Сохранилось много свидетельств того, что ели динозавры. Большинство из них были либо плотоядными (питались мясом) либо растительноядными (питались растениями), но существовали и всеядные виды.

У плотоядных динозавров были острые зубы, которыми они разрывали добычу. У других динозавров были огромные, устрашающие зубы настолько мощные, что могли пробивать и ломать кости врага. До сих пор не найдено никаких остатков содержимого желудков или пасти таких динозавров. Можно лишь строить догадки, какими растениями они предпочитали питаться. В поздний юрский период, когда жило большинство гигантских динозавров, растительный мир был представлен в первую очередь араукариями, а также папоротникообразными, саговниками, гинкговыми и хвойными деревьями. Учитывая такие параметры, как длинна шей, размер тела и особенно челюстей и зубов, можно составить представления о том, как питались эти гиганты. Например, крупным, длинноногим и длинношеим видам, таким как брахиозавр, была доступна кромка деревьев. Более легкие, как диплодок, могли даже вставать на задние конечности. Но их тонкие штифтообразные зубы были пригодны лишь для поедания папоротников и сдирания листвы с веток, в то время как каматозавр своими мощными зубами мог откусывать и перемалывать целые кустарники и сердцевины деревьев. Зубы гигантских динозавров не были приспособлены к пережевыванию пищи. Чтобы их мускулистый желудок мог размалывать куски растений, они заглатывали камни размером со сливу и даже с яблоко. Ранее предполагали, что массивные животные постоянно находились в воде и питались водной и подводной растительностью. Считали, что зубной аппарат брахиозавра, диплодока и других динозавров выполняли функцию жабр, удерживая пищу в пасти и позволяя вытекать воде. Аргументом в пользу этого служило расположение носовых отверстий на высшей точке головы: гигантские динозавры могли, подобно крокодилам или бегемотам, лежать в воде и дышать, не поднимая головы. Лишь изредка они выходили на сушу, в основном для кладки яиц. Однако сегодня не вызывает сомнения, что эти динозавры могли хорошо бегать и добывали себе пищу преимущественно на суше. Можно только удивляться, как при такой маленькой головке и примитивном строении челюстей и зубов им удавалось обеспечивать свое огромное тело достаточным пропитанием. По-видимому. Большую часть дня животным приходилось жевать.

Самые первые плотоядные динозавры были маленького размера, крупные появились позже в юрский период. Некоторые виды динозавров были всеядными, (орнитомим, овираптор) таких динозавров было немного. Они питались насекомыми, фруктами и листьями. У них не было зубов были беззубые клювы. Были зубы и различной формы например у диплодока они были в форме карандашей, такими зубами легче вырывать и пережевывать траву. Зубы брахиозавра имели форму ложки помогали срывать пучки веток с деревьев. Некоторые динозавры глотали камни, что бы лучше переваривать пищу.

Интересные факты о динозаврах

Документально подтвержденные данные свидетельствуют о появлении динозавров около двухсот сорока миллионов лет назад. Если историю Земли сжать до 1 года, считая, что рождение Земли произошло 1 января, то первая жизнь появилась не раньше конца марта. Первые динозавры появились бы в середине декабря. Первые люди появились бы только за несколько часов до окончания года.

Развитие Земли разделено на пять промежутков времени, которые называются эрами. Первые две эры, археозой и протерозой, длились 4 миллиарда лет, то есть почти 80% всей земной истории. Во время археозоя произошло образование Земли, возникли вода и кислород. Около 3,5 миллиардов лет назад появились первые крохотные бактерии и водоросли. В эпоху протерозоя, около 700 млн. лет назад, в море появились первые животные. Это были примитивные беспозвоночные существа, например черви и медузы.

Палеозойская эра началась 590 миллионов лет назад и продолжалась 342 миллиона лет. Тогда Землю покрывали болота. Во время палеозоя появились крупные растения, рыбы и земноводные. Мезозойская эра началась 248 миллионов лет назад и длилась183 миллиона лет. В это время Землю населяли огромные ящеры динозавры. Появились также первые млекопитающие и птицы.

Кайнозойская эра началась 65 миллионов лет назад и продолжается до сих пор. В эту пору возникли растения и животные, которые окружают нас сегодня. Самым примитивным динозавром считается Eoraptorlunensis. Ему присвоили это название в 1993 г., когда в предгорьях Анд в Аргентине, в горных породах, возраст которых составляет 228 млн. лет, был найден его скелет. Длина тела этого динозавра достигала 1 м. Его отнесли к тероподам (хищный динозавр из отряда птицетазовых). Большинство динозавров жило более ста лет. Динозавры были самыми крупными животными за всю историю Земли.

Одним из самых крупных динозавров был суперзавр Supersaurus. Он весил столько же, сколько 10 слонов. Огромных размеров достигали травоядные динозавры. Особо крупными, до 30 метров в длину, были брахиозавр и диплодок.

Самый нелепый динозавр – теризинозавр. У теризинозавров ноги были похожи на птичьи, морда заканчивалась беззубым клювом, на каждой лапе было по четыре функциональных пальца.

Самыми тяжелыми динозаврами были, вероятно: титанозавр Antarctosaurus giganteus (гигантский антарктический ящер), весивший 40-80 т, ископаемые останки которого найдены в Индии и Аргентине; брахиозавр Brachiosaurus altithorax (рукоящер), названный так за свои длинные передние конечности (45- 55 т); диплодоки Seismosaurus halli (ящер, сотрясающий землю ) и Supersaurus vivianae (вес обоих превышал 50 т, а по некоторым расчетам, приближался к 100 т). Предполагаемый вес аргентинского титанозавра - аргентинозавра – доходил до 100 т. Оценки, сделанные в 1994 г., были основаны на размерах его гигантских позвонков.

Анкилозавры - самые бронированные из динозавров. Спина и голова у них были защищены костяными пластинами, рогами и шипами. Туловище достигало ширины 2,5 м. Отличительным признаком была большая булава, которой заканчивался хвост.

Самым высоким и крупным видом динозавров, скелет которого сохранился полностью, был брахиозавр Brachiosaurus brancai, найденный в Тедагуру, Танзания. Он был обнаружен в позднеюрских отложениях (150 -144 млн. лет назад). Общая длина брахиозавра составила 22,2 м; высота в холке - 6 м; высота с поднятой головой - 14 м. Вероятно, при жизни вес динозавра был равен 30 - 40 т. Однако малая берцовая кость другого брахиозавра, хранящаяся в музее, позволяет предполагать, что эти животные были еще крупнее. Самый длинный динозавр - это брахиозавр. Отпечатки ступней позволяют предположить, что длина тела брахиозавра Breviparopus достигала 48 м. Диплодок Seismosaurus halli, найденный в 1994 г. в шт. Нью-Мексико, США, достигал длины 39-52 м. Эти оценки основаны на сравнении костей.

Самый зубастые динозавры - это орнитомимиды. У птицеподобного динозавра Pelecanimimus было более 220 очень острых зубов. Самые длинные когти принадлежат теризинозаврам, найденным в бассейне Немегт, Монголия, в позднемеловых отложениях. Их длина по наружной кривизне достигала 91 см (по сравнению с 20,3 см у Tyrannosaurus rex). У этого динозавра был хрупкий череп и не было зубов. Питался он, вероятно, термитами.

Второй претендент – это спинозавр. В январе 1983 г. любителем-палеонтологом Уильямом Уолкером вблизи Доркинга, гр. Суррей, Англия, был найден коготь длиной 30 см. Предполагается, что он принадлежал спинозавру, общая длина которого превышала 9 м, примерный вес составлял 2 т. Тропы динозавров можно использовать для оценки их скорости. Одна тропа, обнаруженная в 1981 г. на территории шт. Техас, США, позволяет сделать вывод, что некий плотоядный динозавр мог передвигаться со скоростью 40 км/ч. Некоторые орнитомимиды бегали еще быстрее. Например, обладавший большим мозгом 100-килограммовый Dromiceiomimus, обитавший на территории нынешней пр. Альберта, Канада, в конце мелового периода, мог, вероятно, обогнать страуса, который развивает скорость свыше 60 км/ч. Травоядный ящер с дыркой в черепе.

Кости нового вида динозавра Suuwasseaemilieae были раскопаны в Монтане в 1999 и 2000 годах. Этому травоядному динозавру 150 миллионов лет. Он родственник широко известного диплодока. Длина животного составляла 15 метров. У него была длинная шея и подобный кнуту хвост, а также загадочное лишнее отверстие в черепе. Его назначение неизвестно. Причём аналогичное лишнее отверстие ранее учёные обнаруживали всего у двух видов динозавров, найденных в Южной Америке и Африке. У нелетающих динозавров – троодонтидов масса мозга по отношению к массе тела была такова, что, возможно, это динозавры были самыми умными, такими же, как самые умные птицы. Стегозавр в длину достигал 9 метров, а вот его мозг весил 50 - 70 г был величиной всего с грецкий орех. Это составляло 0,002% массы его тела, равнявшейся, по оценкам, 3,3 т. Стегозавр жил около 150 млн. лет назад на территории нынешних штатов Колорадо, Оклахома, Юта и Вайоминг, США. Динозавры-хищники были мельче и передвигались на задних конечностях. Самым большим из них был тираннозавр, высотой 5-6 метров и 12 м длиной. Его пасть была длиной 1 м. За один присест он мог проглотить добычу весом 200 кг. 12

Тираннозавры – самые страшные сухопутные хищники в истории планеты. Взрослые особи весили около 5-6 тонн, а следовательно были в 15 раз тяжелее крупнейшего современного хищника – белого медведя. Динозавр, разгуливавший по Земле 65 миллионов лет назад, был крупнейшим сухопутным хищником всех времен. Предки тираннозавра были покрыты мелкими перышками, а не голой кожей. Скелет предка, возрастом около 130 миллионов лет, является самым древним представителем рода тираннозавров, и до сих пор единственным, чья "пернатость" не вызывает сомнения у палеонтологов. Он был где-то полтора метра от носа до кончика хвоста. Однако он ходил на задних лапах и был грозным хищником - для травоядных динозавров меньших размеров. Сам тираннозавр вряд ли был покрыт перьями - ему они бы больше мешали, чем помогали, из-за больших размеров ему важнее было отдавать в окружающий мир избыточное тепло, чтобы не перегреться. Однако его "птенцы" могли вылупляться из яиц, покрытые некоторым аналогом пуха, и терять его по мере взросления Габариты тираннозавров составляли проблемы для этих животных – становясь больше, они скорее всего постепенно теряли способность быстро перемещаться. Молодые мелкие животные могли развивать скорость до 40 километров в час, но как только вес становился больше тонны, это становилось невозможным по биомеханическим причинам. Так что если это животное было хищником, а не падальщиком, представляется загадкой, как ему удавалось добывать достаточно пищи, чтобы поддерживать гигантскую скорость роста тела. Возможно, экосистема Юрского периода производила достаточно падали — и тираннозаврам просто не было нужды активно охотиться. Падали вокруг было предостаточно. Так и неясно, были ли тираннозавры хищниками, или же питались по преимуществу падалью?

На северо-востоке Китая жил четырехкрылый динозавр Microraptorgui. Предполагается, что он мог совершать короткие планирующие перелеты с дерева на дерево. Его длина от головы до хвоста составляет лишь 77 см, но именно он считается самым редким из всех когда-либо обнаруженных видов динозавров.

Одной из самых ценных находок являются останки четырехкрылого плотоядного динозавра, получившего название "Микрорапторгуи", которые были обнаружены в прошлом году в китайской провинции Ляонин. По мнению ученых, этот вид динозавра является последним недостающим звеном в эволюционной картине трансформации ящеров в птиц. Тираннозавр не просто впивался зубами в тело жертвы, как сегодня это делают, скажем, львы. Он быстро и легко прокусывал на большую глубину мышцы, хрящи и даже толстенные кости, а затем вырывал из жертвы большие куски плоти. Перемолотые кости шли в пищу вместе с мясом. Тираннозавр имел очень прочные череп и челюсть. А самое удивительное то, что у монстра была ещё и целая система амортизации ударных нагрузок. В частности, в отличие от большинства животных, часть костей, составляющих череп, у тираннозавра сохраняла некоторую подвижность относительно друг друга. Соединительные 13 ткани помогали рассеивать энергию удара. Разумеется, такому способу питания тираннозавра способствовали и его острые 15-сантиметровые зубы. О том, каким был эффективный объем легких у ископаемых, можно судить, изучая сочленения между позвоночным столбом и ребрами животного. У древнейших их видов дыхательная система была существенно слабее, чем, например, у тираннозавров рекс и других, живших ближе к окончанию юрского периода. Грудная клетка последних обладала лучшей способностью к расширению. Ранние ящеры Северной Америки были в состоянии за единицу времени поглощать на сорок процентов меньше воздуха, чем поздние, жившие после середины юрского периода. Что касается динозавров Южной Америки, то у них подобное развитие происходило намного позднее.

Читайте также: