План самообразования элементарное музицирование в доу

Обновлено: 02.07.2024

Цель. Повысить уровень музыкального развития дошкольников средствами элементарного музицирования.

Задачи:

1.Изучить весь имеющийся материал, знакомящий с пособием по музыкальному воспитанию детей К.Орфа.. Изучить теоретические подходы к музыкальному развитию дошкольников средствами элементарного музицирования.

2. Подобрать музыкально-дидактический материал с использованием элементов системы обучения К. Орфа.

3.Использовать в работе пьесы-модели К.Орфа для того, чтобы стимулировать музыкальное творчество детей, вызвать к жизни детское музицирование, в первую очередь коллективное; радость, которая возникает при плодотворном воздействии индивидуальных и коллективных творческих проявлений

4.Повысить уровень компетентности педагогов ДОУ и родителей в музыкальном развитии дошкольников.

План работы по самообразованию на 2012-2014 учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1.

Изучение методической литературы по системе обучения К.Орфа

- А.И Буренина,

Консультация для воспитателей по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в группах

2.

Разработка музыкально-дидактического материала

– Подбор речевых упражнений

– Подбор музыкально-двигательных упражнений

– Разработка игр с использованием инструментов К.Орфа

– Подборка музыкальных сказок

– Подбор художественной литературы (четверостишья, загадки) о музыкальных инструментах

Использование игр и упражнений в ходе проведения НОД и индивидуальной работы

- Организация и проведение развлечений в рамках элементарного музыкального театра (театрализация игрового и песенного материала).

- Оформление презентаций по ознакомлению с музыкальными инструментами

- Помощь в создании инструментария по системе К.Орфа в возрастных группах.

- Создание картотеки игр с использованием ритмических блоков

3.

Организация музыкальной деятельности дошкольников с учётом разработок

ЦЕЛЬ: Привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования и развитие системы музыкальности в целом. Сохранение и укрепление здоровья детей средствами элементарного музицирования.

• Всестороннее развитие музыкальных способностей детей среднего возраста:

• Развитие простейшего ритма (звучащие жесты, слуховых и телесных ощущений (в умеренном темпе, формирований телесных ощущений выразительных средств через движение и игру : музыкальных тембров (быстро-медленно, контрасной динамике (громко-тихо, звуковысотности (высоко-низко, ладов (мажор-минор, формирование метроритмической пульсации, умение выделение акцента (сильной доли) и т. д.

• Обучение простейшим элементам музыкального языка.

• Создание предпосылки к формированию творческого мышления.

• Пробуждение потребности к музицированию.

• Знакомство с отдельными произведениями классической музыки на практике (соучастие в исполнении-детский оркестр).

(приёмами игры и звукоизвлечением)

• Знакомство с новыми музыкальными терминами.

Элементарное музицирование с каждым годом набирает всё больше оборотов и вызывает интерес у педагогов всего мира.

Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Элементарное музицирование способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.

Таким образом, элементарное музицирование может стать первой очень важной ступенькой, которая поможет ребенку открыть для себя мир музыки, овладеть игрой на простых музыкальных инструментах и т д.

Осуществить поставленные задачи возможно лишь на основе комплексного развития музыкальности детей : эффективного развития метроритмического чувства, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, развитие коммуникативных качеств.

Система элементарного музицирования очень гибкая, очень универсальная, а главное даёт возможность музыкальному руководителю раскрыться творчески, творить, сочинять и мыслить креативно.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литера-

А. И. Бурениной и Т. Э. Тютюнниковой

Т. Э. Тютюнниковой.

И. Каплунова и И. Новоскольцева

- «Музыкальная палитра №5 2011г. (звучащие жесты) Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми, родителями и педагогами.

Работа с детьми Сентябрь Инструменты:

Речевое музицирование :

Движение и активное слушание :

Ложки, деревянные палочки, колокольчики, бубенцы, маракасы.

Речевое музицирование :

Движение и активное слушание :

Выступление музыкального оркестра на празднике Осени.

Речевое музицирование :

Движение и активное слушание :

бубны и деревянные палочки.

Разучивание музыкального оркестра.

Речевое музицирование :

Движение и активное слушание :

Работа над музыкальным оркестром.

Речевое музицирование :

Движение и активное слушание :

Выступление музыкального оркестра на Новогоднем утреннике.

Треугольники и колокольчики.

Речевое музицирование :

Движение и активное слушание :

Барабаны, бубны, металлофон, бубенцы, колокольчики, треугольники, палочки.

Речевое музицирование :

Движение и активное слушание :

Танец импровизация с цветами.

Выступление музыкального оркестра на утреннике посвящённому 8 марту.

Металлофон и бубенцы.

Речевое музицирование :

Движение и активное слушание :

Танец импровизация-с пампонами.

(Танцуй на музыку, замирай на паузу)

Все инструменты, пройденные за год.

(Повторение игр по желанию детей)

Речевое музицирование :

Движение и активное слушание :

Танец-импровизация с воздушными шарами.

*музыкальный материал может варьироваться в течении учебного года по усмотрению музыкального руководителя.

-Индивидуальные беседы с родителями

-Посещение праздников и развлечений.

-Посещение родителей музыкальных занятий.

Февраль Подготовка открытого занятия

по теме самообразования.

Проведение открытого занятия

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

План работы по самообразованию на 2015–2016 год

План работы по самообразованию на 2015–2016 год Тема самообразования: Развитие творческих способностей детей раннего дошкольного возраста через продуктивную деятельность в соответствии.

План работы по самообразованию на 2018–2019 учебный год в старшей группе Тема: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники Цель: Выявить эффективность использования.

План работы по самообразованию педагога на 2015–2016 учебный год Тема:Игра, как фактор развития детей раннего возраста (в комплексе с продуктивной деятельностью) Цель:Создание благоприятных условий для.

План работы по самообразованию в соответствии с ФГОС План работы по самообразованию Воспитатель высшей квалификационной категории: Никифорова Елена Валентиновна Группа первая младшая МДОУ №16.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управление образования

Администрации города Муравленко

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ул. Пионерская, д. 40, г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629603,

Телефон/факс (34938) 26-1-03, 26 – 4 - 90 E - mail : solnce @ uomur . org

ОКПО 35341737 , ОГРН 1028900766498, ИНН/КПП 8906005588 / 890601001

Педагогический проект

по формированию и развитию музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного

возраста в процессе элементарного музицирования по слуху

hello_html_40783b77.jpg

Муравленко, 2017

Паспорт проекта

Вид проекта: творческий, познавательный.

Цель проекта : Создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития музыкально-творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами, в процессе элементарного музицирования.

Содержание деятельности: работа в рамках проекта реализуется путем организации и проведения мероприятий, направленных на формирование и развитие музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования по слуху.

Сроки реализации проекта: 1 год (2016-2017 уч. г.)

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

формирование у участников проекта активной позиции к обучению элементарному музицированию в детском саду и в семье;

формирование знаний, навыков и умений игры на детских музыкальных инструментах с целью приобретения нового социального опыта;

наличие благоприятных, психологически комфортных условий для взаимодействия с участниками проекта;

снижение количества неуверенных, нерешительных, робких детей.

Автор-разработчик:

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Пархомчук Елена Борисовна

1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта

1.1. Актуальность выбранного направления проекта

Виды деятельности по элементарному музицированию

Основное направление проекта

1.2.Проблема и причины проекта

2.1.Цель и задачи проекта

3. Рабочий план реализации проекта

3.1. Диагностическая таблица

3.3.Методическое сопровождение проекта

4.1.Сотрудничество с семьей

4.2.Формы и методы работы с родителями

Организация взаимопонимания семьи и ДОУ

Примерное тематическое планирование

«Музыкальное воспитание – это не воспитание

Д. Б. Кабалевский

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Это свидетельствует о природной музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – это способности воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонировать, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эти способности проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления музыкальных способностей, подчеркивал музыкант-психолог Б.М. Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствия этих способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в первые годы жизни. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления от взрослых. Первоначальное обучение музыке предполагает знакомство со звуками окружающего мира, которые являются прообразом музыкального искусства.

Методика музыкального воспитания Карла Орфа очень популярна, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности ребенка. Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и, когда ты сам творишь музыку. А что может быть увлекательнее и прекраснее!

1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта.

1.1. Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта.

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Понимание дошкольного образования, как активизации работы души ребенка, заставляет педагога искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой музыкальной классики, выбирать более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Чтобы научить ребенка понимать особенности музыки как вида искусства, необходимо акцентировать его внимание на жанре и характере музыки, средствах музыкальной выразительности, разнообразии музыкальных инструментов.

Неразделимым единством в концепции Карла Орфа являются музыка и движение. Простейшие движения доступны малышам: шаг, бег, наклоны, повороты, кружение и другие. Они становятся начальной ступенью для творческих упражнений. Повторяя их, ребенок начинает воспринимать музыку через движение. Музыка связывается с движением, пантомимой, театрализованной игрой.

Игра на детских музыкальных инструментах является самым ярким разделом педагогики Карла Орфа. Он создал музыкальные инструменты, красиво звучащие, но простые, удобные для игры: ударные (мелодические и немелодические), духовые, струнные (смычковые и щипковые). Интерес детей к инструментам неиссякаем, они хотят играть на них всегда, их привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они сами могут извлекать из них столь необычные звуки. Дети нашего детского сада увлеченно играют в оркестре на музыкальных инструментах фабричного изготовления, также на инструментах–самоделках, выполненных из самых разнообразных бытовых предметов, что является неотъемлемой частью элементарного музицирования системы Карла Орфа, средством творческого самовыражения, источником радости для детей.

hello_html_m414b83fb.jpg
hello_html_59cd40ac.jpg

Способность понимать через прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это важно для развития тембрового слуха. Общение детей с разного вида музыкальными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность. Достоинство данного вида музыкальной деятельности детей состоит в следующем:

Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей. И как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры : ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Игра на музыкальных инструментах по слуху – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе музицирования совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Этот вид музыкальной деятельности способствует становлению и развитию волевых качеств, таких как усидчивость, выдержка, настойчивость, целеустремленность. В процессе импровизации развивается память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление и аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях :

Давайте спросим себя: что будет делать ребёнок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен?

Конечно, он непременно его возьмёт и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доведя до полного изнеможения педагога. Затем ребёнок будет бегать с ним и прыгать. И это всё не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край.

Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучание различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм)

. Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.

Техническая лёгкость игры на шумовых ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшим импровизациям.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха:

 чувство музыкальной формы.

Кроме этого музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств.

Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, внимание, сосредоточенность, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

Особый акцент надо выделить на элементарном музицировании в старшем дошкольном возрасте. Так как игра в оркестре даёт положительные результаты в музыкальном развитии всех без исключения детей: прежде всего оно приносит удовольствие в эмоциональном плане, на занятиях царит атмосфера увлеченности.

Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой.

Детям нравится играть те же самые произведения, которые

они слышат на занятиях в звукозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими музыкальному произведению.

Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность,робость, неуверенность в своих силах

. Актуальность

Одним из направлений музыкальной деятельности, где происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, является творческое музицирование. Творческое музицирование – это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержание служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли.

Творческое музицирование открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной музыкальной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, ребёнка и коллектива. Одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование

. В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и творчества детей

. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

Принципиальная новизна работы по проекту состоит в разработке структуры творческой деятельности детей как учебной. Проект предполагает системную реализацию игрового подхода в обучении. Игровое обучение – это скрытое обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

В основу проекта лёг систематизированный материал, основанный на малых формах детского фольклора: потешки, считалки, дразнилки, прибаутки, скороговорки, детские песенки, хороводные и календарные песни, колыбельные.

ПАСПОРТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Цель: Научить детей простейшим навыкам элементарного инструментального музицирования, формировать способности детей к самовыражению через все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения

Задачи:

Развивать у детей ритмический слух: повторять ритм по показу педагога, придумывать самостоятельно ритмический рисунок;

Определять музыкальные жанры: марш, песня, танец; уметь давать характеристику произведения;

Формировать у детей понятие звуковысотного слуха: низкий, средний, высокий; динамические оттенки: тихо, громко; мажорный и минорный лад;

Различать на слух тембр разных инструментов: дудочки, металлофоны, ксилофоны, барабаны, маракасы, треугольники, трещотки, аккордеон;

Учить детей простейшим стихотворно-песенным импровизациям на основе знакомого текста или мелодии: колыбельная, песня, марш;

Развивать фантазию детей при передачи танцевальных движений под аккомпанемент детей - музыкантов, со сменой танцоров и музыкантов поочерёдно;

Уметь раскрывать игровые образы через ритмопластику;

Слушать и понимать двухчастную форму произведения;

Прививать любовь к музицированию и коллективному творчеству, постоянно поддерживать интерес к игре на шумовых инструментах;

Знать музыкальные термины: вступление, окончание, тутти (игра вместе), партия, соло, сильная доля такта, дирижёр, графическая запись, обозначающая музыкальные инструменты ;

Приобщать детей к классической музыке, сочинять простые музыкальные импровизации к сказкам, играть всем вместе, по одному, вместе с музыкальным руководителем.

Срок реализации проекта 2 года

Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, педагоги, родители

конспекты образовательных мероприятий для детей,

консультации для педагогов,

папки-передвижки для родительских уголков,

Альбомы с рисунками детей и родителей.

Музыкальные инструменты из бросового материала.

Предполагаемый результат реализации проекта будет способствовать:

Развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке

Положительно-эмоциональному и осознанному отношению к музыкальным произведениям классической и народной музыки

Вовлечению каждого ребёнка в творческую деятельность

Сформированным у детей представлениям о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров, их основными группами

Развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками

Желанию детей старшего дошкольного возраста в творческом самовыражении, сочинительстве, совместном музицировании

Методы:

Обучение детей элементарному музицированию проводилось в разных видах музыкальной деятельности и строилось на трех основных методах :

Словесный метод

Беседы о музыкальных жанрах: марш, песня, танец рассказы детей о характере музыки: грустный, веселый, взволнованный, печальный, жизнерадостный, торжественный)

Чтение художественной литературы, стихотворений или сочинение маленьких рассказов, сказок, придуманных вместе с детьми.

Речевые игры, пальчиковые игры.

Наглядный метод

Рассматривание портретов композиторов;

Рассматривание картинок с изображением инструментов симфонического оркестра: скрипка, виолончель, труба, контрабас, флейта, литавры

Практический метод

Использование фонотеки с записями классической, народной, современной музыки

Игра на детских музыкальных инструментах: ксилофон, металлофон, барабан, гармошка, ложки, трещотки, колокольчики, румба, маракас, треугольники, свистульки, дудочки

Атрибуты на каждого ребенка: флажки, цветные ленточки, султанчики, цветы, шапочки для сказок, листики, мешочек для сюрпризов

Обучение детей элементарному инструментальному музицированию, необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:

Принцип системности:

Работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года;

Принцип учета возрастных особенностей:

Занятия, игры, экскурсии наблюдения важно проводить с учётом возраста и окружающих условий

Принцип постепенности

Знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются

Принцип интеграции

Тематика занятий по элементарному музицированию включается в тематику занятий других общеобразовательных областей, а также и другие виды самостоятельной деятельности детей

Принцип практического применения знаний

Необходимо добиваться от детей не заучивания партий при музицировании, а творческого подхода к исполнению произведения

Принцип преемственнос ти работы детского сада и семьи

Родители являются первыми воспитателями ребёнка и полноправными участниками педагогического процесса

Разделы проекта

Учебное музицирование это обучение простейшим элементам музыкального языка и умение их практически применять в процессе работы на развитие у детей чувства ритма и звуковысотного слуха

Главной целью является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей музыкальных терминов, музыкального словаря и дальнейшего их самостоятельного использования Творческое музицирование

Разнообразно по форме и подразумевает спонтанное, импровизационное общение детей со знакомым материалом, умение его использовать по- своему, копировать в

Творческое музицирование является способом разбудить у детей творческий интерес к музыке

Предполагает исполнение ансамблем детей созданной ими музыки, а также некоторой классической и детской, народной музыки, специально подобранной и аранжированной для этой цели

Взаимодействие с семьей

Изготовление родителями дидактического материала к образовательным мероприятиям

Изготовление музыкальных инструментов своими руками

Материальнотехническое обеспечение

Музыкальный зал в детском саду,

музыкальные инструменты,
музыкальный центр,

альбомы, краски иллюстрации музыкальных инструментов фотоаппарат.

План реализации проекта

Подготовительный - на этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная компания

Основной - реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

Заключительный - итоговый, включающий в себя сбор и обработку накопленного материала .

Элементарное музицирование пронизывает все виды музыкальной деятельности.

В игре – драматизации

которая основывается на творчестве детей, предусматривается самостоятельное исполнение каждым ребёнком всех ролей и последующий выбор самими детьми лучших исполнителей Озвучиваем стихи и сказки детскими музыкальными инструментами, бросовым материалом и голосом. Дети сжимают бумагу, изображая шелест листьев; играют на свистульке, изображая соловья; трещат трещоткой как сорока .

Педагогическая диагностика

Задачи первого года работы по проекту

играть попевки из двух и трёх звуков

пользоваться мимикой сочинять простые мелодии по заданной теме - колыбельная, марш инсценировать песни при помощи музыкальных инструментов

придумывать простые сюжеты, сказки и озвучивать их, развивая тем самым творческую активность детей

. Всё это требует соответствующего музыкального репертуара, в нём я обращаюсь к истокам русского фольклора: попевки, дразнилки, потешки, считалки, разнообразные ритмические игры и упражнения, театрализованных сценок, инсценировок, предлагаются детям своеобразные партитуры для оркестра детских музыкальных инструментов.

В процессе работы даётся понятие о метрической организации музыки: метрический пульс, акцент, сильная и слабая доля; размеры, тактирование в них; темп, ускорение и замедление темпа; длинные и короткие звуки, длительности, форте, пиано, мажор, минор, повторение.

Первые инструменты детей – это их руки, которые могут хлопать, ноги – которые могут топать.

В ходе работы по проекту по выявлению творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет мы формировали и развивали у них навыки элементарного инструментального музицирования. Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития определили критерии, к которым дети должны стремиться.

Одним из критериев результативности является оценка уровня музыкальных способностей и творческого мышления детей:

Ритмическое восприятие повтор ритма самостоятельный ритмический рисунок

Слуховое восприятие различение музыкальное жанра характеристика произведения Динамическое восприятие

Мониторинг проводился в начале (сентябрь) и в конце года (май)

При провидении мониторинга обращалось внимание на следующие моменты:

- при ознакомлении детей с элементарным музицированием была установлена связь между всеми видами музыкальной деятельности;

- работа проводилась систематически, постепенно усложнялись программные требования; - в детях воспитывалась самостоятельность, умение применять навыки в самостоятельной деятельности.

Уровни музыкального развития ребёнка

Высокий (25-17 баллов) творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности

Средний (6- 8 баллов) творческая активность, задания выполняет сам ребёнок или с помощью взрослого, проявляет эмоциональность

Низкий (7- 0 баллов) малоактивен, не проявляет интереса к музыке, затрудняется при выполнении задания

Музыкальноигровая импровизация 1 2 3

В ходе оценки музыкально - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начало года выявляется, что при достаточно хорошей музыкальной подготовленности детей развитие музыкально-творческих способностей составило лишь – 15%

. Дети не могли играть попевки из двух и трех звуков.

. В результате правильно подобранных методов и приёмов дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет:

 играют попевки из двух и трех звуков;

 соблюдают общую динамику

 умеют владеть мимикой;

 сочиняют простые мелодии по заданной теме: колыбельная, марш

;  инсценируют песни при помощи музыкальных инструментов;

 придумывают простые сюжеты, сказки и озвучивают их, развивают тем самым творческую активность.

На праздниках и развлечениях дети исполняют полюбившиеся произведения оркестром, тем самым получая представление о концертном качестве исполнения, воспитании внимания, слухового контроля.

Задачи второго года работы по проекту:

изменять естественный поэтический ритм изобретать свободную звуковую композицию,

спонтанно играя на инструментах сочинять простую мелодию, используя тоническую квинту, октаву;

узнавать инструменты по звучанию: ксилофон, металлофон играть в восходящем и нисходящем движении;

придумывать графические обозначения для различных инструментов и составлять простые тембровые партитуры;

понимать дирижёрский жест ,уметь импровизировать в сценках, сказках, драматизациях, инсценировках песен ;

играть по одному, ансамблем, оркестром.

. Дети продолжали знакомство с высотой и длительностью звуков, для расширения их возможностей музицирования на металлофонах и ксилофонах. Дети учились играть по одному и в оркестре, используют при этом графическую запись. Своевременно вступали и заканчивали, играют с динамическими оттенками. Работа направлена на использование более сложной музыки.

Продолжали развивать интонационный слух в речевых упражнениях, вокализации бытовой речи, пели и играли на ксилофонах песенки – попевки со словами. В творческом музицировании создавались условия, ситуации для творческих проявлений детей, поощрялась всеми способами инициатива

. Продолжали развитие фантазии и воображения в игре звуками, тембрами, ритмами. Придумывали спонтанные композиции и графические записи к ним. Например: используем два тембра и две метрические доли в ритмическом мотиве: хлопки, шлепки, притопы, щелчки.

В начале добиваемся точного синхронного исполнения в едином лёгком движении, предварительно разучиваем с детьми партии в виде отдельных коротких заданий. Используем звукоподражание: ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку, интонируем по-разному: высоко, низко, глухо, звонко, задиристо

. Используются инструменты: металлофон, свистулька, ксилофон, треугольник, маракас, бубен. Дети справились с заданием отлично. Дети записывают графически звуки. А как?

Результативность (на начало года):

На начало года дети ещё затруднялись:

 придумывать свой ритм; А вот в спонтанной игре дети легче проявляли свои творческие способности:

 они легко изобретали свободную звуковую композицию;

 с помощью взрослого дети сочиняли простые мелодии, старались сами проявлять активность и инициативу;

 легко узнавали звучание ксилофона и металлофона.

С некоторым затруднением играли в восходящем и нисходящем движении: зайчик скачет вверх и вниз. Дети с большим интересом отнеслись к составлению графических записей и старались составлять простые тембровые партии. Жест дирижёра дети поняли, но часто сбивались, огорчались. Приходилось объяснять повторно, и дети в конечном итоге поняли, для чего нужен дирижёр - для руководства оркестром. С удовольствием озвучивали сказочных персонажей музыкальными инструментами, мимикой, движениями, в сказках, драматизациях, сценках, инсценировании песен. Упражнялись играть по одному, ансамблем, оркестром.

Результативность (конец года)

В результате усовершенствования умений и навыков, приобретённых при обучении элементарному инструментальному музицированию дети:

 изменяют естественный поэтический ритм;

 изобретают свободную звуковую композицию, спонтанно играют на инструментах;

 сочиняют простую мелодию, используют тоническую квинту, октаву;

 узнают инструменты по звучанию: ксилофон, металлофон;

 играют в восходящем и нисходящем движении;

 придумывают графические обозначения для различных инструментов и составляют простые тембровые партитуры;

 понимают дирижёрский жест;

 умеют импровизировать в сценках, сказках, драматизациях, инсценировках песен;

Читайте также: