Итоги проектной деятельности в школе по фгос

Обновлено: 02.07.2024

Кроме того в Положении были прописаны цели и задачи, этапы работы над проектом и временные рамки, а также типы проектов. Для выхода на защиту проект должен включать собственно проектный продукт, пояснительную записку, отзыв руководителя. Защита проекта может быть организована как на уроке, так и на классном часе. Для оценивания проекта была разработана таблица, представленная на слайде.

Основными участниками проектной деятельности являются ученик и учитель-предметник, но к этой работе привлекаются классные руководители и родители учащихся.

  • Определение тем проектов и круга проектантов
  • Индивидуальная работа с учеником
  • Оценивание и написание рецензии
  • Организация защиты
  • Контроль за выбором тем учащимися класса
  • Контроль работы над проектом
  • Помощь в подготовке защиты
  • Заполнение информации в классном журнале
  • Выбор предмета и темы проекта
  • Планирование работы и организация работы по плану
  • Защита проекта.

Для успешной организации проектной деятельности необходимо было работать со всеми ее участниками, потому что не только учащиеся, но и большая часть педагогов опыта подобной деятельности не имели.

  • Определить тематику проектов, т.к. не все УМК включают данный момент;
  • Организовать работу в условиях большой учебной нагрузки;
  • Выявилась проблема слабого владения технологией организации проектной деятельности;
  • Затруднения были в оценивании, рецензировании.

Кроме всего уже представленного, в конце учебного года мы обязательно проводим круглый стол с выступлениями учителей-руководителей проектной деятельности, что позволяет обмениваться опытом, решать в едином ключе возникающие проблемы.

  • Выбор предмета и темы проекта;
  • Организация системной работы, выполнение рекомендаций педагога, соблюдение сроков проекта;
  • Проблемы на защите, неготовность отвечать на вопросы.

Следующая большая аудитория в нашей работе – это родители. С одной стороны, они меньше всего касаются этой деятельности, да никто и не собирается взваливать эту работу на их плечи. С другой стороны, всегда есть те, кто переживает за своего ребенка, готов помочь морально, материально, интеллектуально. Поэтому уже третий год у нас в школе действует следующая практика: в сентября (октябре) мы проводим родительское собрание учащихся 5-6 классов. Классные руководители или учителя-предметники в компактной и красочной форме рассказывают о работах прошлогодних 5-классников. Это наш своеобразный отчет о работе. А родителей нынешних 5-х мы информируем, ориентируем, просто стараемся показать, что ничего сложного в этой работе нет.

  • История, обществознание
  • Технология (технический труд)
  • Иностранный язык.
  • Количество предметов, выбранных для проектной деятельности, увеличилось, проекты были выполнены по физкультуре, ИЗО;
  • Дополнились и формы проектных работ: наряду с традиционной презентацией появились буклеты, альбомы, мастер-классы, сценки с участием класса;
  • Более высокими оказались и оценки за выполненные проекты.

Таким образом, системная работа с педагогами, учащимися и их родителями позволила организовать эффективную деятельность по формированию навыков проектной деятельности для школьников.

Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребенка формируются новые личностные качества, которых до этого у него не было. Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение.

Предварительный просмотр:

по подведению итогов проектной деятельности

и представлению итогов

проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Лукашова Елена Николаевна ,

учитель начальных классов

на школьном методическом объединении

учителей начальных классов

Практика доказала эффективность использования проектного метода в обучении младших школьников. Чем же хорош метод проекта? Во-первых - это один из методов проблемного обучения; во-вторых, проектная деятельность охватывает различные области знаний, а значит, возможна интеграция предметов;в-третьих, в проекте могут принимать участие не только дети, но и члены семьи, а это способствует повышению познавательной активности учащихся.

В основе проектной деятельности лежит системно-деятельностный подход, что позволяет реализовывать задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта и обеспечивает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

-ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

-учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Опыт актуален, так как позволяет формировать у ребёнка ключевые компетентности:

креативность и любознательность;

критическое и системное мышление;

взаимодействие и сотрудничество.

Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребенка формируются новые личностные качества, которых до этого у него не было (рефлексивные, коммуникативные, творческие способности и др.).

Любая учебная работа ребенка, и учебно-исследовательская не является исключением, должна быть доведена до результата. Для настоящего творца-исследователя окончание одной работы это лишь начало следующей, понимая это, тем не менее, надо стремиться к фиксации моментов завершения творческих проектов детей и каких-то цельных частей детских исследований. В воспитательном отношении недопустимо бросать дело на полпути.

Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Для подведения итогов исследований в научном мире взрослых разработано множество специальных форм: семинары, конференции, симпозиумы, защиты и др.

Методика организации и проведения защиты итогов детского исследования и проектирования.

Планирование защиты детских исследовательских работ.

Одной из первых задач, возникающих при проработке проблемы защиты детских работ, является проблема периодичности организации этих мероприятий. Зачастую педагогу хочется непременно четко спланировать - когда будет проводиться защита детских работ. Затем вписать этот срок в свои планы, и далее ни при каких условиях от намеченных дат не отступать.

Вот ряд закономерностей, которые часто можно наблюдать в практике:

-чем более подготовлен и интеллектуально одарен ребенок, тем больше времени он обычно тратит на проведение исследования; - чем экспрессивнее, экстравертированнее ребенок, тем стремительней он завершит работу;

- чем больше в теме нереального, фантастического, тем быстрее она реализуется детьми;

-чем больше детей участвует в выполнении одной работы (в случае если работа выполняется коллективно), тем больше срок ее создания.

Надо стараться проводить защиту как праздничное мероприятие. Заранее определяется ведущий. Он является членом жюри и одновременно определяет порядок ведения работы.

Перед началом проводится жеребьевка и определяется порядок докладов. Затем каждый исследователь или группа, представляющая одну работу, выходят на трибуну, делают свой доклад, отвечают на вопросы. После чего их оперативно сменяет следующие участники.

Каждый исследователь, а если исследование проводилось коллективно, то группа исследователей, получают 5-7 минут на доклад о своей работе. Им необходимо представить самую важную информацию о проделанной работе, продемонстрировать подготовленные схемы, чертежи, макеты, рисунки. Опыт показывает, что этого времени оказывается вполне достаточно.

Как оценить итоги детских исследований?

В первом варианте каждый член жюри получает бланк для отметок, с четко прописанными критериями. Пример такого бланка представлен в таблице 1. В ходе защиты надо просто поставить отметки по трех (пяти-, или семи бальной) шкале. Победитель выявляется по результатам среднеарифметических расчетов.

Презентация детской работы.

В каком виде представляются на конкурсы детские работы? Этот важный вопрос естественно возникает у каждого потенциального участника и его руководителя.

Если конкурс ориентирован на детей дошкольного и младшего школьного возраста, то от участников не ждут текстов докторских диссертаций. Скорее жюри захочет увидеть пусть еще маленьких, но заинтересованных исследователей.

Тем не менее, творческий подход авторов и их руководителей к исследованию должен позволять при этом выполнить представление работы в соответствии с элементарными требованиями.

К их числу относятся:

-работа должна быть представлена так, чтобы исследовательские усилия и достижения автора были освещены в максимально полном объеме;

-представляемый материал должен быть хорошо структурирован, для этого его следует изложить ясно, стройно, логично и доказательно;

-презентация должна быть наглядной, аппаратура для проведения собственных опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы, макеты не обязательны, но могут быть очень полезны. Также не будут лишними: таблицы, графики, схемы, карты и др. При подготовке всего этого просим учесть, что жюри предъявляет к этим материалам еще одно важное требование – все это должно быть выполнено самим ребенком;

-автор должен не только свободно владеть материалом, но и быть готовым к защите своих идей.

Формы представления результатов могут быть любыми, на которые способен ребенок при минимальной помощи со стороны взрослого. Опыт показывает, что часто, оказывается неважно, предлагает ли автор компьютерную презентацию или собственный текст, написанный от руки (иногда с характерными детскими ошибками); красивый макет, аккуратный чертеж или наспех сделанный рисунок. Подлинно ценным становится то, насколько глубоко он погружен в проблему, как много сведений он сумел почерпнуть из собственных изысканий, насколько свободно владеет полученным материалом, насколько заинтересованно и увлеченно способен думать и говорить о проведенной работе. Может ли он свободно и уверено отвечать на вопросы членов жюри и сверстников.

Оценка детских работ.

На конкурсах исследований младших школьников жюри обычно стремится выделить и отметить подлинно детские исследовательские работы и творческие проекты, выросшие из глубинного стремления к познанию самого ребенка. Поэтому один из главных критериев оценки детских работ – самостоятельность. На высокую оценку жюри может рассчитывать лишь та работа, которая выросла из собственного желания ребенка познать новое.

Исследовательская деятельность и творческое проектирование младшего школьника и тем более дошкольника, требуют высокопрофессионального педагогического участия. Без этого, часто познавательная ценность детских исследований и проектов оказывается невысокой. Наибольших успехов в данной деятельности достигают не те педагоги и родители, кто делает работу за ребенка, а те, кому удается подвести его к самостоятельным открытиям новых знаний о мире. Поэтому еще один критерий оценки детских работ – познавательная ценность, полученных материалов.

Важно, чтобы ребенок приобретал новые знания, но основной педагогический результат учебно-исследовательской работы с детьми все же не они. Главный итог учебно-исследовательской работы ребенка – развитие его познавательных потребностей, исследовательских способностей, умений и навыков самостоятельно приобретать новые сведения о мире. К ним относятся умения: видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать и т.п. Поэтому еще один блок критериев – познавательные потребности и исследовательское мастерство.

Исследователю очень важно уметь самостоятельно мыслить, иметь разносторонние знания, обладать потребностями познавать новое и исследовательскими способностями, но итоги своего исследования надо не просто изложить другим – их надо защитить. Поэтому важной группой критериев при оценке детской работы является проявление способностей к представлению своих результатов. Особенно ценится хорошая речь, свободное владение материалом, умение аргументировано доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Все эти критерии отражены в рекомендуемом бланке оценок детских работ (таб. 1).

По правилам некоторых конкурсов члены жюри могут оценивать работы детей комплексно, сразу определяя ранговое место той или иной работы, могут ставить баллы по каждому из представленных в таблице параметров, и рассчитывать на этом основании сумму баллов. При экспертной оценке иначе и быть не может. Если мы доверяем экспертам, то должны давать им возможность действовать по собственному усмотрению.

Как оценить итоги детских исследований?

В первом варианте каждый член жюри получает бланк для отметок, с четко прописанными критериями. Пример такого бланка представлен в таблице 1. В ходе защиты надо просто поставить отметки по трех (пяти-, или семи бальной) шкале. Победитель выявляется по результатам среднеарифметических расчетов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: «ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования, во ФГОС основного общего образования одним из системообразующих понятий является основная образовательная программа.

На основе ФГОС каждая общеобразовательная школа должна самостоятельно разработать основную образовательную программу. При этом необходимо обеспечить сохранение единого образовательного пространства на всей территории нашей огромной страны. В соответствии с законодательством Российской Федерации это один из основных принципов государственной политики в сфере образования.

Поэтому при разработке основной образовательной программы школы обычно используют примерные программы.

Основная образовательная программа включает программу развития универсальных учебных действий, курсов, программу воспитания и социализации обучающихся, учебный план.

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения - основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным.

В соответствии с установленными ФГОС требованиями достижение личностных и метапредметные результатов обеспечивается в результате освоения программы развития - универсальных учебных действий, которая должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы; обеспечивать формирование навыков участия в различных формах организаций учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы; олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы) и содержать описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское; инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность реализуется на предметном содержании. Учебные исследования и проекты, выполняются и защищаются в рамках школьного предмета – проектная деятельность, их тематика должна быть связана с темами, изучаемыми в ходе учебных курсов.

Проектная деятельность – это любая социально-значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Проектная деятельность учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса

Включение школьников в проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности образовательной деятельности в основной школе.

Цель проектной деятельности: развитие универсальных учебных действий, обучающихся через освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности.

– обучать целеполаганию, планированию и контролю;

– формировать навыки самостоятельного сбора и обработки информации;

– обучать умению работать в команде.

Цель проектной деятельности: обеспечение путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности и обеспечение индивидуализации обучения.

– формировать позитивное отношение к собственной деятельности (проявлять инициативу, энтузиазм, выполнять работу в соответствии с установленным графиком), навыки самоанализа и рефлексии;

- развивать проектные и учебно-исследовательские умения;

– развивать креативность и критическое мышление, умение самостоятельно принимать решения.

Организация проектной деятельности.

Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года.

Проектная деятельность может осуществляться по следующим направлениям (ФГОС ООО п.18.2.1.4): исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое. Типология проектов определена в основной образовательной программе основного общего образования.

В 5-6 классах – решение проектных задач: для 7 – 8 классов была составлена программа – проектная деятельность, рассчитанная на 1 час в неделю. Для составления программы были использованы следующие методические и дидактические материалы:

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

При регулярном отслеживании новых изданий на сайтах издательств учебной литературы, можно отметить предложения для проектной деятельности по различным дисциплинам.

В 9 классах работа учащихся над индивидуальным итоговым проектом осуществляется в течении 11 учебных часов, учащиеся в начале года распределяются на 3 потока и в каждом потоке назначается день защиты, создается комиссия, с критериями к защите учащиеся знакомятся заранее и могут сопоставить степень готовой работы с критериями защиты.

Индивидуальный итоговой проект выполняется учащимися 9 класса и представляет собой учебный проект в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).


В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность вреализации ФГОС нового поколения.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной деятельности. Данный метод не является новым в педагогической практике и направлен на то, чтобы обучающие знали, где и как им нужны полученные в школе знания, для решения каких жизненных ситуаций эти знания им могут пригодиться. Данный метод направлен на организацию активной познавательной деятельности учащихся в группе. Под методом проектов понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной цели, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Метод проектов невозможен без постановки проблемы. Наличие проблемы требует исследования ситуации. Групповая и индивидуальная деятельность учащихся направлена на разрешение этой проблемы. Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся. Учащиеся решают проблему на основе активного применения полученных знаний. Тем самым, обучающиеся осознают, как можно использовать приобретенные знания в практической ситуации. Метод проектов неразрывно связан с научно-исследовательской работой учащихся. Этот метод основан на приобретении и развитии учащимися познавательных навыков, умении в группах и самостоятельно применять свои знания, умении пользоваться разными источниками информации, систематизировании полученной информации, умении выдвигать гипотезу и доказывать или опровергать её, развитии логического мышления и умения научно-исследовательской деятельности. Обучение в сотрудничестве является частью метода проектов. Объединяясь в группы, учащиеся выбирают себе определенный вид деятельности, близкий каждому участнику группы: научно- исследовательский, практический, поисковый. Работая над проектом, каждый ученик усваивает информацию на определенном уровне, учится слушать других членов группы и высказывать свое мнение, учится работать с научно-методической литературой. Каждый участник группы несет ответственность за другого члена, понимая, что невыполнение определенной задания может привлечь к разрыву цепочки проекта.

Метод проектов включает наличие и решение поставленной проблемы, предусматривающей применение разнообразных методов и средств обучения, и соединение воедино знаний и умений из различных областей науки и техники.

В результате научно-исследовательской работы учащиеся сами выдвигают гипотезы и в ходе работы над проектом доказывают либо их правомерность, либо ошибочность, подтверждая свои высказывания фактами, расчетами и опытами, четко аргументируя свои высказывания.

Результатом выполненного проекта должно стать решение поставленной задачи с осознанием её практической направленности. Итоги выполненного проекта должны быть материальны. При выполнении проекта учащиеся, владеющие современными компьютерными технологиями, могут и должны использовать компьютерно-информационные технологии. Применение современных технологий способствует активизации познавательного интереса учащегося, развитию их творческих способностей и стимуляции их умственной деятельности. Участники проекта сами выстраивают процесс познания, учитель выступает в роли наставника-консультанта, развивая активность, инициативу и самостоятельность учащихся. Применение метода проектов весьма перспективно при изучении математики. Работа над проектом стимулирует учащихся к научно-исследовательской и творческой деятельности. В ходе работы над проектом у учащихся формируется новые учебные умения по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга и новых личностных качеств. Метод проектов используется при решении городских проблем, проблем экологии района, он приучает учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно. Метод проектов может и должен стать помощником учителю и учащемуся в освоении широкого круга школьных знаний.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

  1. Величко В. М. Проектная деятельность учащихся, Волгоград: Учитель, 2007
  2. Морозова Н. Г., Кравченко Н. Г., Павлова О. В. Технология 5–11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проектная деятельность, знание, учащийся, умение, широкий круг, решение задач, участник группы, ходя работы, выполненный проект.

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность. Роль проектной деятельности в достижении современных.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося.

Метод проектов как средство формирования исследовательских.

Таким образом, метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так и в нашей стране.

русский язык, учебный материал, проект, метод проектов, литература, проектная деятельность, учащийся, Бородинское сражение.

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Метод проектов как эффективное средство развития УУД.

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная

В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г. г

Существуют различные классификации проектов. По доминирующему методу или виду.

Технология проектной деятельности (из опыта работы)

Практико-ориентированный проект — нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

− Краткосрочные проекты — требуют 4–6 уроков для координации деятельности участников проектных групп.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное.

- исследовательские проекты подразумевают деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом и

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации. Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Метод проектов представляет собой систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов.

Цели и задачи проектной деятельности: − контроль знаний и умений по предмету

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

Широкое признание метод проектов получил в трудах Джона Дьюи и его последователей

Грамотное применение метода проектов, совместная деятельность учащихся и учителя

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное?

Определим, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

1) Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

2) Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

3) Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

4) Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

5) Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

умение находить несколько вариантов решения проблемы;

умение выдвигать гипотезы;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

умение коллективного планирования;

умение взаимодействовать с любым партнером;

умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

навыки делового партнерского общения;

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

умение вести дискуссию;

умение отстаивать свою точку зрения;

умение находить компромисс;

навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

навыки монологической речи;

умение уверенно держать себя во время выступления;

умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

умение отвечать на незапланированные вопросы.

Виды проектов в школе

Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Читайте также: