Проект здоровьесберегающая среда в доу

Обновлено: 04.07.2024

Здоровье является бесценным достоянием, как человека, так и всего общества.

Рассматривая здоровье, мы подразумеваем такие его составляющие как:

Здоровье человека – это результат сложного взаимодействия социальных, биологических факторов, среды. Анализируя влияние различных факторов на состояние здоровья можно сказать следующее, что большое влияние имеют следующие факторы:

окружающая среда - 20%;

уровень медицинской помощи - 10%;

образ жизни - 50%.

Наш детский сад находится в одном из живописных и экологически чистых мест города Ханты-Мансийска, на берегу речки Горная, среди лесных красот, поэтому одним из основных направлений работы в образовательном учреждении - это создание и развитие здоровьесберегающей среды.

Проблема создания проекта возникла при проведении мониторинга индекса здоровья воспитанников, анкетирование родителей воспитанников с предложением создания проекта, направленного на здоровьесбережение и заинтересованностью педагогами по работе в данном направлении.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Цель проекта: формирование сознательного отношения к здоровью, как элемент социальной ответственности у всех участников проекта.

Задачи проекта:

- организация здоровьесберегающей среды;

- привитие интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;

- организация совместной культурно-досуговой деятельности (педагоги, дети, родители);

- мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках проекта и вне его;

- воспитание нравственного поведения.

Участники проекта:

- воспитанники;

Срок реализации проекта – 4 года. Реализация проекта осуществляется по ежегодному плану работы.

Возможно внесение коррективов в план работы в ходе реализации проекта.

Риски при реализации проекта минимальные, так как практически отсутствует зависимость от внешних факторов. Проект доступен в реализации, но требует привлечение специализированных кадров.

План реализации проекта

Месяц

Мероприятия с педагогами

Мероприятия с воспитанниками

Мероприятия с родителями

Совместное мероприятие

Посещение Южного стадиона

Знакомство и игра в футбол


Срок реализации, продолжительность, тип проекта, участники.

Цели, задачи, основная идея предлагаемого проекта.

Ожидаемые результаты проекта.

Методы работы с детьми и родителями.

Описание основных мероприятий проекта.

План мероприятий проекта.

http://disput-pmr.ru/attachments/foto-detki-06-jpg.23428/

Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…

Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Но, к сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь?

  • Дети имеют неполное представление о здоровом образе жизни, о том, как укрепить и сохранить своё здоровье.
  • Слабая заинтересованность детей и родителей в сохранение и

укреплении своего здоровья.

  • Недостаточная информированность детей о здоровом образе жизни, о роли физической культуры и спорта в сохранении здоровья.

3. Срок реализации, продолжительность, тип проекта, участники.

Срок реализации: 2018 учебный год.

Тип проекта: творческо-информационный.

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.

4. Цели, задачи, основная идея предлагаемого проекта.

Сформировать у детей дошкольного возраста потребность в здоровом образе жизни.

  • Познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами здорового образа жизни.
  • Обогатить общие представления детей о здоровье как ценности, расширить представления о состоянии собственного тела.
  • Воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни.
  • Привлечь родителей к взаимодействию с детским садом по развитию у дошкольников представлений о ЗОЖ.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

6. Ожидаемые результаты проекта.

  • У детей формируется понятие о здоровом образе жизни.
  • Дети усвоят определенный объем знаний об организации рационального, здорового питания.
  • Сформируются простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры.
  • Повысится уровень заинтересованности родителей в формировании представлений и развитии навыков ЗОЖ у детей.

7. Методы взаимодействия с детьми и родителями:

8. Описание основных мероприятий проекта.

На первом этапе ознакомились с целями, задачами, ожидаемыми результатами, основным содержанием, механизмами реализации данного проекта.

Основные направления работы педагога:

  • Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду (использование вариативной физкультурно-игровой среды в группе, физкультурном зале, спортивной площадке и участке ДОУ).
  • Ресурсное обеспечение (материально-техническое оснащение и научно-методическое обеспечение педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников.
  • Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий.
  • Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий всеми участниками образовательного процесса: педагогами, медицинским персоналом, администрацией детского сада, родителями.
  • Подбор материалов, пополнение предметно-развивающего пространства группы для реализации темы проекта.
  • Составление перспективного плана работы с детьми по ЗОЖ.
  • Разработка конспектов образовательной деятельности.
  • Разработка презентаций.

Взаимодействие с детьми.

Взаимодействие с родителями.

- Согласие родителей на участие детей в образовательной деятельности.

- Анкетирование родителей (см. Приложение 3).

- Информирование родителей о задачах и содержании работы.

- Изготовление памяток для родителей по формированию здорового образа жизни у детей.

На этом этапе проекта использовались теоретические методы (изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта).

Прогнозируемые результаты 1 этапа:

- Подготовка консультаций по использованию и внедрению здоровьесберегающих технологий:

- Составление картотек по здоровьесберегающим технологиям по возрасту детей:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Массаж и самомассаж
  • Гимнастика для глаз
  • Динамические паузы
  • Физминутки
  • Дыхательная гимнастика
  • Гимнастика после сна
  • Релаксационные упражнения
  • Су-Джок терапия
  • Подвижные игры

- Изготовление упражнений-схем по здоровьесбережению:

Взаимодействие с детьми.

(см. фото Презентация)

- Туристический слёт (см. фото Презентация)

Взаимодействие с родителями.

С целью улучшения профилактической работы для родителей разработаны рекомендации и провели ряд бесед:

  1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
  2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
  3. Хронические очаги инфекции у взрослых в семье как причина частых ОРЗ у детей.
  4. Хроническая никотиновая интоксикация у пассивных курильщиков и связь ее с заболеваниями бронхолегочной системы.
  5. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
  6. Значение режимных моментов для здоровья ребенка.
  7. О питании дошкольников.
  8. Особенно физического и нервно-психического развития у часто болеющих детей.
  9. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
  10. Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.
  11. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.
  12. Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка.
  13. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
  14. Отпуск с семьёй.
  15. Когда и сколько заниматься физкультурой.

- Изготовление массажных дорожек (см. фото в презентации).

Прогнозируемые результаты 2 этапа:

Система оздоровления детей способствует укреплению и сохранению их физического и психического здоровья, вовлекает воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизирует двигательную деятельность.

Активное внедрение этих технологий является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям здоровьесберегающего пространства и процессу реформирования традиционной системы образования.

В качестве средства контроля и обеспечения достоверности результатов на 2 этапе проекта используется результаты анкетирования родителей по здоровьесбережению ребенка.

- Создание банка методических материалов по здоровьесбережению.

- Оформление для родителей папок-передвижек:

- Открытый показ утренней гимнастики (см. фото Презентация).

- Оформление и передача педагогического опыта через конкурс «Лучший здоровьесберегающий проект для детей дошкольного возраста и их детей.

Взаимодействие с детьми.

- Использование индивидуального подхода в образовательной деятельности.

- Повышение уровня знаний по здоровьесбережению детей.

- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности в образовательной деятельности.

Взаимодействие с родителями.

- Повышать информированность и заинтересованность родителей, как потребителей образовательных услуг.

- Запись детей в спортивные секции и бассейны.

- Изготовление выносного спортивного уголка (см. фото в презентации).

- Приобретение дидактических карточек:

Прогнозируемые результаты 3 этапа:

Выполненные мероприятия в ходе реализации проекта способствуют накоплению положительного педагогического опыта по использованию здоровьесберегающих технологий, методов и приемов, позволяют выявить актуальные проблемы, скорректировать план мероприятий по их реализации, через самосовершенствование и в ходе разнообразных видов детской деятельности. Отработанная, эффективная система применения здоровьесберегающих технологий окажет положительное влияние на психическое и физическое здоровье дошкольников, усилит положительную мотивацию обучения; активизирует познавательную деятельность детей в области ЗОЖ. Родители более ответственно станут относиться к укреплению здоровья детей, через посещения спортивных секций и бассейнов.

Актуальность проблемы: Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итого и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Здоровые дети – это основа жизни нации.

В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом.

Анализ заболеваемости воспитанников за последние три года показал, что наблюдается:

рост общей заболеваемости (2011 г. – 19.3 д/дня; 2012г. – 21.8 д/дня; 2013г. – 21.9 д/дня);

рост заболеваемости ОРЗ (2011 г. – 15.8 д/дня; 2012г. – 16.8 д/дня; 2013г. – 17.5 д/дня);

уменьшение количества детей с I и II группами здоровья;

увеличение детей с нервными расстройствами, повышенной заболеваемостью.

Проанализировав состояние физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

педагогический коллектив сделал следующие выводы:

1. Улучшается здоровьесберегающая инфраструкстура :

здание детского сада, групповые помещения содержаться в соответствии с гигиеническими нормами:

улучшается материально-техническая база (идет замена оконных блоков, приобретается современная мебель, спортивное оборудование и инвентарь);

своевременно проводятся ремонты групповых блоков, пищеблока, подсобных помещений;

оборудован медицинский блок, состоящий из кабинета врача, процедурного кабинета, изолятора;

приобретено медицинское оборудование за счет средств попечительского совета;

приобретен спортивный инвентарь в музыкально-физкультурный зал;

произведена замена беседок на участке группы №1 за счет средств родителей.

2. Организованно качественно сбалансированное питание.

3. ДОУ укомплектовано квалифицированными специалистами, медицинскими специалистами, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог – психолог, учитель – логопед.

4. Проводиться работа по адаптации вновь прибывших детей в условиях ДОУ.

5. Ведется педагогическое просвещение родителей по вопросам оздоровления детей, формирования здорового образа жизни.

7. Проводиться мониторинг уровня развития основных движений (бег, прыжки, метание, который показал увеличение количества детей 7 лет с высоким уровнем освоения основных видов движений за счет использования технологии Н. Л. Волошиной по физическому воспитанию детей 5-7 лет, основанную на использовании подвижных игр с элементами спорта:

2011 г. – высокий уровень – 0%

средний – 100%;

2012 г. – высокий уровень 12%

средний уровень – 88%

2013 г. – высокий уровень – 35%

Средний уровень – 65%

Перед коллективом ДОУ возникла необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Цель проекта : Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, способствующей сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, безопасного поведения в ДОУ.

Технология проекта :

1. Улучшение здоровьесберегающей инфраструктуры.

2. Применение в образовательном процессе ДОУ физиолого-гигиенических технологий по контролю и организации помощи в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности детей всех возрастов, повышение адаптивных возможностей детей, сохранение и укрепление здоровья воспитанников и формирование культуры здоровья.

4. Психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.

6. Проведение разных форм взаимодействия взрослых и детей (игра, тренинг, занятие, беседа) с целью повышения уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья, формирования основ здорового образа жизни и безопасного поведения

Задачи проекта :

1. Обогащение и обновление предметно-пространственной среды игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем в здании и на участке ДОУ.

2. Формирование эффективной здоровьесберегающей системы на основе передового опыта педагогов и медицинских работников ДОУ, внедрение новых технологий, традиций детского сада, активного участия родителей.

Ожидаемые результаты проекта :

Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

1. Снижение заболевание детей ОРЗ.

2. Увеличение детей 1 и 2 группой здоровья.

3. Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния воспитанников.

Создание комфортного и безопасного пребывание детей в ДОУ.

1. Легкая степень адаптации детей в ДОУ.

2. Отсутствие травм.

Активное участие родителей педагогическом процессе.

1. Высокая посещаемость родителей совместных мероприятий.

2. Количественно качественно проведенных мероприятий.

Приведение физкультурного оборудования в соответствии с нормами СанПиНами и требованиями ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ.

1. Наличие оборудования сосответствующего СанПиН и требованиям ФГОС ДО.

2. Качественная реализация ОПП ДОУ.

Наиболее вероятные кризисы

Не поступление денежных средств

1. Корректировка проекта.

2. Поиск спонсоров.

3. Активное взаимодействие с шефом и попечительским советом.

В случае успешной реализации проекта продолжать благоустройство территории ДОУ – установка прогулочных веранд, асфальтирование дорожек к ним и прилегающей к зданию территорий, транспортной площадки ППД

Создание здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья — физическая культура, двигательная активность. Наблюдения показывают, что здоровые.

Создание здоровьесберегающей среды в старшей группе детского сада Миссия проекта Создание благоприятной здоровьесберегающей среды для детей, старшей группы детского сада, для обеспечения оптимального уровня.

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ Черты, характеризующие развивающую педагогику оздоровления: 1. здоровый ребенок – идеальный эталон и практически достижимая норма детского.

Создание здоровьесберегающей образовательной среды через организацию физкультурного уголка 1 слайд. Создание здоровьесберегающей образовательной среды через организацию физкультурного уголка. 2 слайд. Физическое развитие детей.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя.

Специфика здоровьесберегающей среды в ДОУ Одной из задач образовательной программы, реализуемой в МБДОУ, является охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка,.


Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы МДОУ.

Данный проект необходим для выработки грамотного, эффективного плана действий в долгосрочной перспективе, который используется как инструмент для ориентации и интеграции усилий всего коллектива в воспитании здоровых детей как физическом, так и психолого-эмоциональном плане.

Проект был разработан на основе исходной оценки всей системы физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ:

- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);

- научно — методическое обеспечение (программы, технологии, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

- конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно — оздоровительной работе;

- материально — техническое обеспечение (помещение, оборудование);

- финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации проекта);

- комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);

- анализ результатов физической подготовленности детей;

- характеристика физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).

Постановка проблемы

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время под здоровьем понимается не только физическое благополучие организма, но и эмоциональное, интеллектуальное, личностное, духовное, социальное состояние человека.

Под физическим здоровьем мы понимаем полноценное функционирование человеческого организма и всех его систем.

Под эмоциональным здоровьем — умение человека адекватно выражать свои чувства, душевные переживания, понимать и принимать эмоциональное состояние других.

Под личностным здоровьем — наличие у каждого человека возможности самореализоваться.

Под социальным здоровьем — умение человека жить в обществе, понимать и принимать его нормы и правила.

Под духовным здоровьем — преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных ценностей, над материальными благами.

В настоящее время в детском саду существует система работы, направленная на укрепление здоровья детей и взрослых

создана предметно-развивающая среда, способствующая оздоровлению детей и взрослых: центры физкультуры, лечебно-профилактический кабинет, физкультурный и музыкальный залы, кабинет психолога;

- действует система работы с детьми часто и длительно болеющими (группы ЧДБ);

- реализуются проекты, направленные на улучшение качества организации физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с детьми и взрослыми;

- реализуется технология, направленная на сохранение психического здоровья педагогов;

- проводятся собрания для родителей на котором, рассматриваются вопросы здорового образа жизни.

В нашем образовательном учреждении уже действует система, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и взрослых. По результатам социологического исследования, проводимого в детском саду с 2010 по 2013 год лишь 17,5 % семей ведут здоровый образ жизни, 20 % родителей прививают основы здорового образа жизни своим детям с помощью бесед, а 9,8 % личным примером, 12,6 % родителей с хорошим состоянием здоровья, и лишь 19,6 % считают хорошим состояние здоровья своего ребенка, 2,1 % родителей получают информацию о ЗОЖ в детском саду.

Таким образом, результаты опроса родителей показали, что, с одной стороны, практически все они понимают важность профилактики заболеваемости и обеспокоены состоянием здоровья своих детей, но с другой стороны, во многих семьях нарушается режим сна и отдыха и еще много других аспектов сохранения здоровья детей, связанных с особенностями их развития в дошкольном возрасте. Из этого следует, что необходимо организовать работу по повышению педагогической компетенции родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Следовательно, возникает потребность в организации особых мероприятий по предотвращению и профилактике возникновения болезни и коррекции отклонений развития детей дошкольного возраста.

Цель проекта:

Создание необходимых условий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.

Задачи проекта:

- охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ;

- обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ;

- диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья дошкольников;

- обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;

- повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика некоторых заболеваний;

- воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;

- повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения.

Способы реализации проекта:

Здоровьесберегающая среда это комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в МБДОУ и семье.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- валеологического просвещения родителей.

В рамках проекта предусмотрено создание кластера здоровьесберегающей среды, в который будут входить:

- бассейн, который предназначен для водных процедур и закалки;

- физиокабинет, предназначенный для предупреждения, лечения болезней и проведения физеопроцедур;

- медицинский кабинет, состоящий из прививочного кабинета, изолятора и приемной медицинского работника;

- спортивный зал, предназначенный для проведения уроков физической культуры;

- экологическая комната, предназначена для проведения занятий по экологии;

- кабинет логопеда, который необходим для коррекции речи детей при развитии отклонений в области речевого развития.

Ожидаемые результаты:

Будет создан пакет диагностических материалов, который будет содержать различный анкетный материал для детей, родителей и педагогов по вопросам ЗОЖ.

Во всех возрастных группах информационно-просветительские папки с подборкой материалов будут распределены по разделам, в которых родители смогут найти ответы на многие интересующие их вопросы о здоровье в самом широком смысле этого слова.

Данный проект позволит создать:

- оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;

- выполнению муниципального задания;

- сокращению больничных листов нетрудоспособности по уходу за больными детьми как на базе ДОУ, так и на других предприятиях;

- будет способствовать просвещению родителей, сближению всех участников образовательного процесса.

Оценка результатов проекта:

Эффективность мероприятий с родителями отслеживаться степенью участия родителей и их активностью в деятельности здоровьясбережения детей, участия в спортивных мероприятиях, по результатам анкетирования. Степень заинтересованности педагогов в данной проблеме будет отслеживаться через их участие в семинарах, педагогических советах, оформлению и предоставлению материалов по оздоровлению детей, публикаций статей в журналах, газетах. Результативность оздоровительных мероприятий, проводимых в каждой возрастной группе будет видна из сводной таблицы анализа заболеваемости детей в конце года.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей — М.: Просвещение, 1992г.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, укрепление здоровья детей, здоровый образ жизни, ребенок, родитель, образовательный процесс, оздоровление детей, возрастная группа, дошкольный возраст, оздоровительная работа.

Похожие статьи

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство.

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа, физическое воспитание, Физическая культура, детский сад, дошкольное учреждение, дорожка здоровья. Роль двигательной активности в формировании личности детей.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста. дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей.

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, здоровье детей, соблюдение режима, оздоровительная работа, образовательный процесс, дыхательное упражнение.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста.

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего.

правильное питание, ребенок, родитель, детский сад, здоровье, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровое питание, правильное питание детей, время еды.

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста.

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский.

Организационно-педагогические условия приобщения детей.

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Использование закаливающих мероприятий как средство.

Вырастить здорового ребёнка крепким, сильным, здоровым — это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими путями и средствами многие не знают. Мы никогда не найдем путь в страну здоровья, если не будем закалять организм детей.

Главная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Дети выполняют упражнение с палками в спортивном зале

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:

  • применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
  • неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
  • отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

Дети слушают выступление медсестры в ДОУ

Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его

Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:

  • осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
  • проведение диспансеризации,
  • организация режима двигательной активности,
  • рациональное питание,
  • контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.

Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

Дети занимаются на фитболах в зале

У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии

Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий

  • Сформировать представления о полезной пище;
  • рассказать о работе медсестёр и врачей;
  • сформировать представления о том, что такое здоровье;
  • пополнять словарный запас.
  • Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
  • пополнять словарный запас;
  • научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.
  • Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
  • передать знания о болезнях и способах защиты от них.
  • Развивать координацию движений и двигательные навыки;
  • развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
  • развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
  • формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
  • Закрепить культурно-гигиенические навыки;
  • совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
  • развивать все виды восприятия;
  • сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.
  • Повысить двигательную активность;
  • осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
  • развивать аналитические способности и логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность и опрятность;
  • создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.
  • Научить избегать вредных привычек;
  • воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
  • стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.

Дети ходят по сенсорным коврикам

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

Две команды дошкольников соревнуются в прыжках на фитболах в День Здоровья в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах

Медико-профилактические технологии

К таким технологиям в ДОУ относят:

    Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.

Медосмотр детей в ДОУ, мальчику делают УЗИ

Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов

  • постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
  • сон с открытой форточкой (круглый год),
  • воздушные и солнечные ванны на прогулках,
  • обтирание, реже — контрастное обливание,
  • ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.

Трое детей моют руки

В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания

Кислородный коктейль в детском саду

Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников

Фитобар в детском саду

Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний

Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.

Физкультурно-оздоровительные технологии

В детском саду это:

    Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Дети и педагог стоят на ковре, вытянув руки в стороны

Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий

Дошкольники делают пальчиковую гимнастику

Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс

Дети босиком идут по гимнастической дорожке на территории ДОУ

Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания

Дыхательная гимнастика в младшей группе

Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами

Офтальмотренаж в детском саду

Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение

Четверо детей выполняют самомассаж ушных раковин

Самомассаж активизирует работу внутренних органов

Социально-психологические технологии

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

В ДОУ практикуется:

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Тёмная сенсорная комната со световым оборудованием

Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил

Образовательные технологии в здоровьесбережении

В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:

  • Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
  • Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.

Дошкольники рассматривают картинки с изображёнными детьми

Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью

Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:

  • предметную,
  • исследовательскую,
  • игровую,
  • творческую.

Дети и родители передают друг другу мячи

Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников

Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.

Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению

Празднование Дня Здоровья в детском саду

Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий

Игры по здоровьесберегающим технологиям

Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.

Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.

Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению:

Читайте также: