Правительственные проекты конституционных реформ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Дело в том, что существовавший тогда порядок решения государ­ственных дел не обеспечивал такого единства. Каждый министр док­ладывал свои вопросы Императору лично. При этом нередко минист­ры действовали несогласованно, а то и просто не знали о действиях друг друга. Правительства как коллегиального органа не существова­ло. Правда, существовал Комитет министров, была даже должность председателя Комитета министров. Но этот Комитет занимался ре­шением повседневных мелких вопросов, вплоть до назначения посо­бий и пенсий чиновникам.

Имелся еще Государственный Совет — законосовещательный орган при Императоре. Но его состав постоянно пополнялся отстав­ными министрами и другими престарелыми сановниками.

Император в условиях абсолютной монархии был наделен всей полнотой как законодательной, так и исполнительной власти. Имен­но он лично (по идее) должен был координировать и объединять дея­тельность всех министерств и ведомств. Но государственное управле­ние усложнилось настолько, что он физически не в состоянии был это делать. Поэтому в 1857 г. был создан Совет министров, в который вошли ведущие министры и руководители самостоятельных ве­домств, а также председатели Государственного Совета и Комитета министров. В отличие от Комитета министров, по-прежнему зани­мавшегося мелкими текущими делами, Совет министров под председательством Императора обсуждал и решал важнейшие вопро­сы государственной жизни. В 60-е годы Совет министров заседал до­вольно часто. Но по мере того как Александр II старел, Совет мини­стров заседал все реже, а при Александре III он практически перестал собираться. И вновь возобладал старый порядок единоличных докла­дов министров Царю.

Нередко использовалась такая форма обсуждения вопросов, как созыв различных Особых совещаний. Обычно Царь поручал двум-трем министрам или иным видным сановникам разобраться в каком-то вопросе. Иногда в работе совещания участвовал и сам Царь. Реко­мендации таких совещаний оформлялись затем Императорскими указами. Отсутствие коллегиального правительственного органа от­рицательно сказывалось на государственном управлении.

Реформы носили половинчатый характер. Недовольство прояв­ляли не только крестьяне, разночинная интеллигенция, но и господ­ствующий класс — довольно широкие слои буржуазии и либерального дворянства. Они требовали дальнейших реформ госаппарата, суда,

отмены цензуры. Наконец, они выдвигали требования привлечения их представителей к управлению государственными делами - созда­ния представительных органов.

В верхушке царской бюрократии боролись две основные группи­ровки: буржуазно-либеральная во главе с Великим князем Констан­тином Николаевичем — братом Царя, занимавшим пост председателя Государственного Совета, и сторонников незыблемости самодержа­вия во главе с наследником престола, будущим Царем Александром III и его воспитателем и наставником обер-прокурором Синода К.П.Победоносцевым.

Столкновения этих группировок происходили при подготовке практически всех законопроектов о реформах. Однако наиболее рез­кими они были при обсуждении конституционных проектов.

Первый такой проект был подготовлен министром внутренних дел П.А.Валуевым еще в 1863 г. Суть его сводилась к образованию при Государственном Совете съезда государственных гласных, состо­явших из выборных от всех частей Империи (кроме Польши и Фин­ляндии): по 1-3 человека от губернских земских собраний, по 3 — от Петербурга и Москвы и по 1 - от 12 крупных городов. Кроме выбор­ных, в состав съезда должны были войти и лица, назначаемые прави­тельством, а также представители высшего духовенства; общая чис­ленность назначаемых членов съезда должна была составлять 1/5 от всех выборных. Предполагалось, что этот съезд будет рассматривать бюджет, сметы, а также вопросы, решение которых связано с изуче­нием новых законов, уставов или изменением действующих актов. После съезда все эти вопросы должны были направляться в общее собрание Государственного Совета, состоявшее из назначенных Ца­рем членов, но с участием избранных съездом 16 гласных. Хотя в про­екте Валуева и предусматривалось создание своеобразной двухпалат­ной представительной системы, однако сам Государственный Совет был лишь законосовещательным органом, его решения носили харак­тер рекомендаций и нисколько не ограничивали самодержавной вла­сти Императора. 7 декабря 1863 г. Царь отверг проект Валуева. В ап-

реле 1866 г. новый проект выдвинул Великий князь Константин Ни­колаевич. Его идея заключалась в создании при Государственном Со­вете двух съездов гласных: земского (избранного губернскими зем­скими собраниями) и дворянского (избранного губернскими дворян­скими собраниями). По существу, это было в какой-то мере повторе­нием проекта Валуева, только в еще более ограниченном варианте, так как, во-первых, вводилось сословное дворянское представитель­ство, а во-вторых, съезды гласных должны были заниматься лишь разбором жалоб и ходатайств местных органов самоуправления и во­просами местной хозяйственной жизни. Но и этот проект был откло­нен Царем. Однако революционная ситуация в конце 70-х — начале 80-х годов заставила правительство вернуться к этим проектам и по­ставить их на официальное обсуждение в Особом совещании под председательством Царя. Совещание 29 января 1880 г. отвергло оба проекта, хотя они и не представляли собой конституции в полном смысле слова.

Лорис-Меликов предлагал создать две временные подготови­тельные комиссии для подготовки законопроектов по финансовым вопросам и местному управлению, а также общую законосовеща­тельную комиссию. В эти комиссии должны были войти наряду с чиновниками выборные депутаты, избираемые губернскими зем­скими собраниями (по 2 от губернии) и городскими думами (от крупных городов). Предлагалось также дополнить Государствен­ный Совет 10-15 выборными представителями общественности. При всей скромности и ограниченности этого проекта он все же вводил в государственный механизм важный конституционный принцип — принцип народного представительства. Преобразован­ный Государственный Совет становился как бы зародышем буду­щего парламента, а сам проект знаменовал возможное зарождение парламентской системы.

Контрреформы 80-90-х годов

Непоследовательность реформ и деятельность революционно-террористических организаций (народников) привели в конце 70-х — начале 80-х годов к обострению социально-политической обстановки в стране.

1 марта 1881 г. народовольцами-террористами был убит Царь-реформатор Александр II, который собирался продолжить либераль­ные реформы. После этого новый Царь Александр III стал на путь контрреформ. Был издан ряд актов, усиливавших власть МВД и по­лиции.

Первым мероприятием по осуществлению нового курса стало принятие Положения об усиленной и чрезвычайной охране (1881 г.). В дополнение к нему в 1892 г. принимается Закон о военном поло­жении, регламентировавший полномочия военных властей в приф­ронтовой полосе в условиях войны. Однако этот закон предусмат­ривал возможность объявления военного положения и в мирное время в случае массовых беспорядков. Власть в местностях, объяв­ленных на военном положении, передавалась военному командо­ванию и на гражданских лиц распространялась юрисдикция воен­но-полевых судов.

В отношении крестьянства наряду с прекращением временно­обязанного состояния, некоторым снижением выкупных платежей, заменой подушной подати поземельным налогом и отменой соляного налога проводилась линия на усиление патриархальных начал в кре­стьянской семье. Закон 1886 г. устанавливал, что для семейного раз­дела (выделения взрослых детей) требовалось согласие главы семьи и решение сельского схода, принятое квалифицированным большинст­вом в две трети голосов.

Следующим шагом явилось учреждение в 1889 г. института зем­ских участковых начальников. Каждый уезд делился на участки, в ко­торые назначались участковые земские начальники из местных по­томственных дворян, имевшие в данном уезде земельные владения, и одновременно отменялись мировые суды.

В 1889 г. с введением института земских начальников правитель­ство отчасти восстанавливало помещичью власть над крестьянами.

Земская контрреформа 1890 г. и городская контрреформа 1892 г. повышали имущественный ценз и приводили к господству дворян и крупной буржуазии в органах местного самоуправления.

В судебной области произошла ликвидация мировых судов во многих уездах, сужалась компетенция суда присяжных, значительная категория дел передавалась в подсудность военно-полевой юстиции.

Источники права

На основе материалов кодификаций, проведенных в дорефор­менный период, были изданы второе и третье Полное собрание зако­нов. В него вошла значительная часть нового пореформенного зако­нодательства. Такие же новеллы включались в Свод законов.

В ограниченном виде применялись нормы обычного права: в крестьянских волостных судах, в некоторых областях торгово-промышленной деятельности. С 1863 г. под контролем Сената изда­ется периодическое Собрание узаконений и распоряжений правительст­ва. В него входили уставы акционерных обществ, кредитных обществ, постановления министров и сенатская практика.

Толкование законов и решение юридических коллизий находи­лись в ведении Сената. Разъяснения Сената стали обязательными для юридической практики. Отдельные постановления Сената, утвер­жденные Императором, приобретали статус законов.


Кинев Сергей Леонидович,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории России
Томского государственного педагогического университета.

Литвинов Александр Валерьевич,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры современной отечественной истории
Томского государственного университета.

Конституционные проекты и представительные
учреждения в России во второй половине XVIII - XIX вв.

Прожив много лет в Швеции, Н.И. Панин был поклонником ее государственной системы - конституционной монархии с существенными ограничениями королевской власти. Вскоре после очередного дворцового переворота, в результате которого на российском троне воцарилась Екатерина II, Н.И. Панин, наставник ее сына, будущего императора Павла I, став первым советником императрицы, решил, что пора действовать, и предложил императрице создать при ней Императорский Совет.

Дворянские
собрания

Проект государственных
преобразований М.М. Сперанского

Проект М.М. Сперанского предполагал также создание Государственного совета, который в новом механизме государственной власти должен был занять промежуточное положение между самодержцем - с одной стороны, и Государственной Думой, Кабинетом министров и Сенатом - с другой, становясь, таким образом, высшим коллегиальным консультативно-совещательным органом при российском государе. Государственная Дума должна была рассматривать законопроекты, предложенные императором и рассмотренные и представляемые Государственным советом и правительством. Проект М.М. Сперанского не предполагал ввести в России всеобщие или сословные выборы. Процесс формирования Думы состоял из четырех этапов. Сначала создавались низшие, волостные Думы, затем окружные Думы и, наконец, губернские. Депутатский корпус Дум от окружного и до общеимперского уровня формировался путем делегирования депутатов из нижестоящего собрания в вышестоящее. Для тщательного рассмотрения законопроектов, вносимых в Государственную Думу, создавались специальные комиссии из депутатов. Решение по законопроекту принималось простым большинством голосов думского собрания. Право законодательной инициативы Государственной Думе не давалось. Созывать думскую сессию предполагалось в сентябре, собранию депутатов следовало работать до тех пор, пока оно не рассмотрит все внесенные в нее законопроекты. Император мог в любой момент распустить и вновь созвать Государственную Думу.

Однако предложенные Сперанским реформы вызвали недовольство консервативного дворянства. Он подвергался постоянному третированию как выскочка, обвинялся в государственной измене, что, в конечном счете, привело к его отставке и ссылке. А разработанный им проект государственных преобразований так и остался практически не реализованным. Вместо учреждения законодательной Государственной Думы Александр I решился только на создание законосовещательного института из назначаемых им самим членов - Государственного Совета.

Представительные органы власти
в Великом княжестве Финляндском
и Царстве Польском

В 1809 г. полным поражением Швеции закончилась последняя русско-шведская война. По ее итогам был подписан Фридрихсгамский мирный договор, в соответствии с которым России отошли Финляндия и Аландские о-ва. Тогда же в составе Российской империи было образовано Великое княжество Финляндское. Его главой являлся российский император и, по совместительству, Великий князь финляндский. Княжество обладало в империи достаточно широкой автономией. Всеми внутренними делами занимался выборный представительный орган власти - сейм. Финляндия пользовалась другими значительными льготами и привилегиями. Она получила свою почтовую службу и органы правосудия. Лютеранская церковь обрела статус государственной. Финны были освобождены от прохождения обязательной службы в русской армии (с 1878 г. финнов, правда, стали призывать в армию, но для прохождения службы в самой Финляндии). В 1863 г.было утверждено равноправие финского языка со шведским. Первое время, однако, права автономии нарушались. Так в период с 1809 г. по 1863 г. Финляндский Сейм вообще не собирался, и управление страной осуществлялось сенатом при генерал-губернаторе. Первое заседание сейма для разработки конституции было созвано в 1863 г. по инициативе Александра II. С 1869 г. сейм стал созываться регулярно, обновление его состава проводилось раз в пять лет, а с 1882 г. - раз в три года. Такое положение вещей сохранялось вплоть до 1917 г., когда Финляндия стала независимым государством. По всей видимости, успешность финского парламентаризма в России объясняется стремлением имперскиой власти компенсировать отсутствие полной независимости одному из самых передовых в своем социально-экономическом развитии региону Российской империи.

Отправление правосудия Конституция объявляла независимым: судья должен был выражать свое мнение совершенно свободно от каких бы то ни было влияний со стороны. Судьи, как назначенные королем, так и выборные, объявлялись несменяемыми, за исключением случаев смещения по судебному приговору за должностные или иные преступления. Государственные преступления и преступления высших государственных сановников подлежали сеймовому суду из всех членов сената.

Сперанский
Михаил Михайлович
(1772 - 1839)

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

Парламентские проекты
декабристов

Прогрессивные идеи государственного переустройства собственно России были подхвачены и развиты декабристами. Хорошее образование, полученное молодыми дворянами, способствовало их знакомству с идеями европейского Просвещения. Участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах 1813-1814 гг. почти всех основателей и многих активных членов будущего дворянского революционного движения позволило им увидеть общественно-политический уклад нескольких европейских государств. Все это привело декабристов к одной из основных идей - народ, одержавший победу над сильнейшей в Европе армией Наполеона, должен быть освобожден от крепостнического рабства. Между тем император Александр I не только отказался от проведения дальнейших либеральных преобразований, которые были предприняты им в начале правления, но и принял ряд мер явно консервативного характера (так, например, резко активизировалось создание военных поселений, существенно утяжеливших положение государственных крестьян). В этих условиях ставка делается на военно-революционный переворот.

Народным вече на 5 лет. Каждый год один из членов Державной думы выбывал, и на его место избирался новый - этим обеспечивались непрерывность и преемственность власти и ее постоянное обновление. Тот член Державной думы, который пребывал в ее составе последний год, становился ее председателем, фактически президентом республики. Этим обеспечивалась невозможность узурпации верховной власти: каждый президент занимал свой пост лишь один год. Третьим верховным государственным органом республики предполагалось учредить Верховный собор, состоящий из 120 человек, избираемых пожизненно с пожизненным материальным обеспечением. Единственной функцией Верховного собора была контрольная: он должен был следить за точным соблюдением всеми гражданами и должностными лицами конституции. При этом демократическое устройство должно было одинаково распространяться на всей территории, независимо от того, какими народами она заселены. Однако П. Пестель был противником федеративного устройства, так как видел в нем опасность сепаратизма и возможность распада страны: вся Россия по его проекту должна была представлять собой единое и неделимое унитарное государство (исключение делалось только для Польши, которой предоставлялось право отделения).

Государственный Совет

Председатель Совета также назначался императором, первым стал граф Н.П. Румянцев. 1 января 1865 г. Государственный Совет возглавил великий князь Константин Николаевич - младший брат Александра II. С этого времени на протяжении 40 лет управление высшим законосовещательным собранием в империи находилось в руках ближайших родственников царя.

Государственный Совет был единственным официальным местом в Российской империи, где его члены в заседаниях пользовались свободой слова. Непременным условием являлось выступление на русском языке. Делопроизводство Совета возлагалось на Государственную канцелярию.

Пестель
Павел Иванович
(1793-1826)

Полковник (1819 г.), командир Вятского пехотного полка.
Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Арестован (по доносу) 13 декабря 1825 г. Казнен
в Санкт-Петербурге.

Муравьев
Никита Михайлович
(1795-1843)

Капитан (1825 г.).
Участник заграничных походов 1813-1814 гг. Приговорен к смертной казни, замененной 20 годами каторги (так как
в восстании 14 декабря 1825 г.
не участвовал по причине отсутствия в Санкт-Петербурге). С 1827 г. -
в Нерчинских рудниках,
с 1835 г. - на поселении
в Иркутской губернии,
где и умер.

Юбилейное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г. Художник И. Е. Репин. 1903 г.

Реформы системы
местного самоуправления

Вводились земства постепенно (до 1879 г.) и не во всех районах империи. Уже в это время их компетенция все более и более ограничивалась правительством.

Валуев
Петр Александрович
(1815-1890)

Граф (с 1880 г.), государственный деятель.
В 1861-1868 гг. - министр внутренних дел, руководил подготовкой и проведением земской (1864 г.) и цензурной (1865 г.) реформ. В 1872-1879 гг.-министр государственных имуществ, в 1879-1881 гг. -
председатель Комитета министров.

Однако соображения и Валуева, и великого князя остались без последствий.

Романов
Константин Николаевич
(1827-1892)

Великий князь, второй сын императора Николая I, генерал-адмирал (1831 г.).
В 1853-1881 гг. руководил Морским министерством, провел ряд реформ на флоте.
В 1857-1861 гг. участник подготовки крестьянской реформы 1861 г.,
в 1860-1861 гг. председатель Главного комитета по крестьянскому делу.
В 1865-1881 гг. председатель Государственного Совета.

Реализация этого проекта продвинулась дальше других. Александр II утвердил доклад Лорис-Меликова 1 марта 1881 г., за несколько часов до своей трагической смерти, а на 4 марта было намечено заседание Совета министров для последнего обсуждения проекта. Убийство царя не позволило свершиться весьма вероятному призыву выборных при Государственном Совете, чего так хотело общественное мнение. История не знает сослагательного наклонения, но есть много оснований полагать: будь созыв представителей осуществлен тогда, в начале 1880-х гг., возможно, что многое в российской истории рубежа ХIХ - ХХ вв. было бы по-другому

Лорис-Меликов
Михаил Тариэлович
(1825-1888)

Граф (1878 г.), государственный деятель, генерал от кавалерии (1875 г.). В 1880 г. - глава Верховной распорядительной комиссии. В 1880-1881 гг. - министр внутренних дел. После убийства императора Александра II - в отставке.

Проект земских соборов
Н.П. Игнатьева

Еще одна попытка в XIX в. создать в России общероссийский представительный орган - земский собор - относится к 1882 г., началу царствования Александра III, и принадлежит Н.П. Игнатьеву, министру внутренних дел (1881-1882 гг.).

12 апреля 1882 г. министр ознакомил со своим планом Александра III, представив ему проект манифеста и рескрипта о земском соборе. Его заседание предполагалось открыть через год, 6 мая 1883 г., приурочив к коронации императора. Министр внутренних дел предлагал собрать 3500 - 4000 депутатов, избранных от разных сословий, а также иерархов церкви и правительство. Более половины депутатов представляло крестьянство (около 2000 - 2500 человек). Предполагалось, что большое количество участников позволит власти выяснить подлинные настроения населения. Рассаженным по 30 столам, чтобы облегчить контроль за присутствовавшими и исключить оппозиционность, членам Собора предстояло выслушать и передать своим избирателям содержание царской речи, а также обсудить реформу местного управления. В случае, если дискуссия затянулась бы, предполагалось оставить для разработки указанных вопросов небольшую комиссию из 30-40 человек, избранную Собором.

Лорис-Меликов
Михаил Тариэлович
(1825-1888)

Граф (1878 г.), государственный деятель, генерал от кавалерии (1875 г.). В 1880 г. - глава Верховной распорядительной комиссии. В 1880-1881 гг. - министр внутренних дел. После убийства императора Александра II - в отставке.

Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) занимал особое место в процессе разработки планов реформ и попыток их реализации.

Сын сельского священника, он благодаря своему таланту и организаторским способностям стал одним из самых просвещенных людей своего времени, интеллектуалом и философом, автором всеобъемлющего проекта обновления государственной системы страны.

В основу реформы системы государственного управления был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть, по мнению М.М. Сперанского, реально должен был воплощать орган в виде Государственной думы, которую предполагалось сделать выборным учреждением. Ни один закон не мог быть издан без предварительного ее одобрения. Согласно проекту министры тоже становились ответственны перед Думой. Во всем этом просматривалась тенденция ограничения самодержавия.

Судебная власть должна была сосредоточиться в руках Сената, при освобождении его от всех других функций. Исполнительная власть в проекте была представлена министерствами, губернскими и окружными учреждениями.

Чрезвычайная роль отводилась Государственному совету, который должен был объединить действия императора с учреждениями, представлявшими все ветви власти. Члены Государственного совета назначались царем, и им предстояло в этой общей схеме реформ играть роль верхней палаты парламента. Здесь предполагалось проводить первоначальное обсуждение важнейших государственных дел.

Несмотря на всю радикальность плана Сперанского, в нем не предусматривалась отмена крепостного права, так как автор был сторонником постепенного ограничения власти помещиков над крепостными.

По сути, проект М.М. Сперанского означал превращение самодержавной монархии в конституционную.

Работая над общим планом преобразований, М.М. Сперанский добился в апреле и августе 1809 г. принятия двух указов, которые должны были, по его мнению, упорядочить работу государственного аппарата, сделать его более профессиональным в преддверии реформ. Согласно первому указу отменялась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате. Вторым указом вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Для получения чина коллежского асессора (VIII класс) необходимо было иметь университетское образование или сдать соответствующий экзамен. Это начинание встретило недовольство части служивого дворянства.

1 января 1810 г. Александр I специальным манифестом учредил Государственный совет, призванный стать высшим государственным органом власти. При нем была создана Государственная канцелярия, а М.М. Сперанский назначен первым государственным секретарем с широкими полномочиями. Казалось бы, реформаторские планы начинали осуществляться, однако реально имели место очень существенные отступления от подготовленных проектов. Государственный совет не стал учреждением, которое являлось бы связующим звеном между царем и всеми ветвями власти, а получил статус законосовещательного органа, и в его ведении оказался круг вопросов, которые должны были составить компетенцию Государственной думы. О ней вопрос просто не рассматривался. Одновременно усилилось сопротивление реформам со стороны части дворянства.

В марте 1812 г. М.М. Сперанский был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород. Его обвинили в шпионаже в пользу Наполеона и сослали далее в Сибирь, где он губернаторствовал. Позже М.М. Сперанский был возвращен из ссылки. Новый подъем его карьеры пришелся уже на царствование Николая I.

В результате военных побед русской армии и упрочения позиций России в Европе Александр I вновь вернулся к конституционным замыслам. Реальное воплощение это нашло в Польше, вошедшей в состав Российской империи. В мае 1815 г. польскому населению было объявлено о даровании конституции, местного самоуправления, собственной армии и свободы печати.

Российский император в соответствии с конституцией Царства Польского становился королем Польши. Был создан двухпалатный парламент. В то время эта конституция была одной из самых либеральных в Европе. Александр I обещал в будущем ввести Конституцию и в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Состав верховной власти

Состав верховной власти Одному из маленьких уделов Окско-Волжского междуречья счастливое сочетание различных условий помогло расшириться на всю область тогдашнего распределения великорусского племени. Столь успешное расширение побуждало владетелей этого удела

Упрощение верховной власти

Упрощение верховной власти Такая постановка верховной власти не могла быть окончательной и прочной: она могла держаться, только пока не улеглись противоречивые интересы и отношения, встревоженные и перепутанные Смутой. Такое положение и является случайным эпизодом в

Глава VII ОБ ОТЦОВСТВЕ И СОБСТВЕННОСТИ, РАССМАТРИВАЕМЫХ ВМЕСТЕ КАК ИСТОЧНИКИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ

Глава VII ОБ ОТЦОВСТВЕ И СОБСТВЕННОСТИ, РАССМАТРИВАЕМЫХ ВМЕСТЕ КАК ИСТОЧНИКИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ 73. В предыдущих главах мы рассмотрели, что представляла собой, по мнению нашего автора, монархия Адама и на каких правах он её основал. Основания, на которых он делает главное

Глава VIII О ПЕРЕДАЧЕ ВЕРХОВНОЙ МОНАРХИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ АДАМА

Глава VIII О ПЕРЕДАЧЕ ВЕРХОВНОЙ МОНАРХИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ АДАМА 78. Подобно тому как сэр Роберт был не очень удачлив во всех приведенных им доказательствах верховной власти Адама, он не добился большего успеха и в изложении путей передачи её будущим монархам, которые, если его

4. Дар Константина. — Географические границы дара Каролингов, — Сполето; Тусция; Сабина; Равенна. — Притязания Карла на право утверждения архиепископа Равенны в его сане. — Патрициат св. Петра. — Доказательство признания папой верховной власти Карла. — Торговля рабами у венецианцев и греков

4. Дар Константина. — Географические границы дара Каролингов, — Сполето; Тусция; Сабина; Равенна. — Притязания Карла на право утверждения архиепископа Равенны в его сане. — Патрициат св. Петра. — Доказательство признания папой верховной власти Карла. — Торговля рабами у

1. Папство начинает получать значение верховной власти. — Церковное государство. — Лжеисидоровские декреталии. — Смерть Николая I в 867 г. — Адриан II. — Ламберт Сполетский нападает на Рим. — Враги Адриана в Риме. — Бесчинства Елевтерия и Анастасия; они подвергаются наказанию

1. Папство начинает получать значение верховной власти. — Церковное государство. — Лжеисидоровские декреталии. — Смерть Николая I в 867 г. — Адриан II. — Ламберт Сполетский нападает на Рим. — Враги Адриана в Риме. — Бесчинства Елевтерия и Анастасия; они подвергаются

Осуществление верховной власти союзниками. Союзный Контрольный совет, его структура и деятельность

Осуществление верховной власти союзниками. Союзный Контрольный совет, его структура и деятельность С момента подписания акта о безоговорочной капитуляции 8 мая 1945 г. и до осени 1949 г. на территории Германии не существовало государства. Вся полнота власти была в руках

3. Вопрос о верховной власти в Московском государстве. – Старое московское боярство. Княжата XVI века. – Местничество. – Княженецкие вотчины. – Опричнина Грозного; ее прямые и косвенные последствия

3. Вопрос о верховной власти в Московском государстве. – Старое московское боярство. Княжата XVI века. – Местничество. – Княженецкие вотчины. – Опричнина Грозного; ее прямые и косвенные последствия Рассказ о деятельности Бориса начнем с вопроса об устройстве власти и о

Концепция верховной власти у древних монголов

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Позорный период российской верховной элиты ГЛАВА ПЕРВАЯ. Император, императрица и Распутин. Проблемы верховной элиты

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Позорный период российской верховной элиты ГЛАВА ПЕРВАЯ. Император, императрица и Распутин. Проблемы верховной элиты Каким-то роковым и закономерным образом ситуация в семье императора и появление Распутина были по “хитрости” истории предопределены.

12. Согласно романовской версии, хан Симеон правил совсем недолго, после чего был отстранен от верховной власти. Санчо Панса тоже правил недолго и был смещен с престола

12. Согласно романовской версии, хан Симеон правил совсем недолго, после чего был отстранен от верховной власти. Санчо Панса тоже правил недолго и был смещен с престола Романовско-миллеровская версия русской истории считает, будто Симеон Бекбулатович, возведенный,

Восстановление демократической составляющей верховной власти

Восстановление демократической составляющей верховной власти Возможно, первый немноголюдный и краткосрочный Земский собор рассматривал Судебник 1497 г. (косвенные свидетельства тому есть), однако масштабный Земский собор впервые собирается в 1550 г. Земский собор

Упрощение Верховной власти

Упрощение Верховной власти Такая постановка верховной власти не могла быть окончательной и прочной: она могла держаться, только пока не улеглись противоречивые интересы и отношения, встревоженные и перепутанные Смутой. Такое положение и является случайным эпизодом в

§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского

§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки". Основной заботой

Конституционные взгляды Сперанского

1809. Проект реформ М. Сперанского, предусматривавший постепенный переход к монархии конституционного типа

Сперанский рассматривал в качестве целей конституционной реформы эффективное внедрение главного принципа существования государственных органов – разделения властей в рамках всей системы. Он высказывался в пользу создания парламента, который должен был стать источником законотворчества, формируясь при этом за счет представителей общества. Поскольку Александр I в тот момент полностью доверял Сперанскому, была предпринята попытка реализовать данный принцип в работе местных органов власти.

Построение ветвей власти

Автор конституционного проекта был убежден в двух аспектах реализации властных полномочий:

  • структура и деятельность законодательного сословия должны строиться таким образом, чтобы все решения принимались в соответствии с царской волей;
  • у законодателя должна быть полная свобода озвучивания собственной воли и пожелания народа.

На основе принципа выбора должна была действовать и судебная ветвь власти. При этом требовалось обеспечение ее независимости от правительственных структур. Правительство же получало исполнительную власть, но оказывалось поднадзорной законодательному органу в части контроля за соблюдением законов. В итоге законодательную власть получала Государственная дума, судебную – Сенат, а исполнительную – Правительство с министрами.

Сперанский был уверен и в том, что главой державы должен был оставаться император со всей полнотой власти. Однако связь монарха с другими органами власти должна осуществляться через Государственный совет, в состав которого входили сановники по царскому назначению. Госсовет упорядочивал работу правительства. Государственная дума лишалась права законодательной инициативы, хотя и участвовала в разработке законодательных актов и контролировала выполнение конституционных норм.

Построение ветвей власти

Сперанский предложил сформировать Думу на основе 4-ступенчатой системы выборности:

  • Волостная дума – решала местные вопросы и состояла из представителей крестьянского старшинства;
  • Окружная дума формировалась представителями Волостных дум и решала окружные проблемы;
  • Губернская дума решала вопросы законотворчества в пределах административно-территориальных единиц, а ее члены избирались представителями в Госдуму;
  • Государственная дума – высший законодательный орган, который обсуждал проекты законодательных актов и направлял их в Госсовет и к монарху для утверждения.

Сенат формально считался выборным органом, формируемым губернскими думами. Однако право окончательного утверждения имел монарх. На основе выборности назначались служащие волостных, окружных и губернских судов.

В качестве субъектов избирательного права Проект Сперанского определял граждан с недвижимым имуществом, что исключало участие в выборах крестьянского и рабочего населения. В итоге политической властью наделялись именно помещики.

Исполнительная власть реализовывалась органами, включавшими министерскую систему и территориальные представительства. Монарх утверждал назначение на должности административных служащих, поэтому полностью контролировал их. Деятельность министерств была подконтрольная Правительствующему Сенату.

Судьба конституционного проекта

Конституционный проект Сперанского был одобрен Александром I, однако реализованы были не все положения. В частности, 01.01.1810 г. императорский Манифест учредил Государственный совет. Его состав был представлен высшими сановниками, которых непосредственно утверждал император. Однако в целом сам конституционный проект даже не обсуждался монархом.

Читайте также: