Педагогическое образование в ссср советский учитель школьные учебники

Обновлено: 04.07.2024

Какая ваша первая ассоциация с советской школой? Наверняка строгая дисциплина и твёрдые знания. Единые для всей страны, а потому тщательно выверенные и непогрешимые учебники, бессменная школьная форма и строгий, но справедливый учитель — преисполненная достоинства женщина средних лет, которой побаиваются и родители учеников.

Спустя десятилетия советская школа предстаёт в коллективной памяти как нечто единообразное, как система с очень точными и практически неизменными характеристиками. Но и реформы сверху, и личные нововведения педагогов позволяют оценить школьную систему Советского Союза как поле непрекращающихся экспериментов.

История советской школы началась с экспериментального послереволюционного десятилетия. Первое решение советской власти о реформах образовательной сферы прозвучало в декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре вся образовательная отрасль оказалась в острой ситуации, которая покажется знакомой педагогам 1990-х. Прежняя идеология отвергнута, а значит, старые учебники непригодны; все правила — от приёма учеников до снабжения школ — меняются.

И в городах, и в селах двадцатых годов школы, особенно небольшие, нередко жили за счёт родителей учеников: они обеспечивали отопление, необходимые материалы для классов и большую часть жалования учителя.

image_image

Железнодорожная школа – семилетка № 2. Ученики за работой в столярной мастерской. Конец 1920-х гг. – начало 1930-х гг.

image_image

Портрет советской школы 1920-х выглядит реализацией самых смелых утопических предложений. Следовать не учебнику, а реальности, давать проектные задания, стимулировать командную работу — чем не программа какого-нибудь кванториума? Реформы в практической педагогике сопровождались научным бумом, хотя не всё, что успели создать психологи и педологи, дошло до школ. Уже в начале 1930-х гг. эксперименты стали сворачиваться.

Но причины поворота школьной политики в консервативное русло были отчасти и экономическими. Новые методы требовали весомого финансового обеспечения как на уровне школ, так и в педагогическом образовании. Потому наркомат просвещения пошёл по более простому пути: единообразная система подготовки педагогов, единые программы и учебники для всей страны, единоначалие в школе, дисциплина в классе. Установив над просвещением максимально жесткий контроль, власть смогла за короткий срок подготовить армию молодых педагогов и ввести всеобщее начальное обучение.

Модель советской школы в сталинский период сильно напоминала дореволюционную гимназию, где коммунистическая идеология заменила Закон Божий. Сходство усилилось, когда старшие классы стали платными (с 1940 г.) и было введено раздельное обучение девочек и мальчиков (с 1943 по 1954 гг. только в городах). Но уже во второй половине 1940-х гг. в школе начались перемены.

Попытки реформировать школу были вызваны реальными проблемами послевоенного общества: школа утратила свою роль и значение. У немногих подростков во время войны была возможность посещать школу, и уже в 1946 г. вузы столкнулись с недобором: им некого было зачислять на первый курс.

Кроме того, дисциплина в классах стала заметно хуже, ученики реже посещали занятия, а в деревнях и в небольших городах родители снова перестали отпускать детей в школу, потому что их труд был нужен дома — или просто потому, что у ребят не было ни одежды, ни обуви.

image_image

image_image

На практике основные усилия министерства просвещения были связаны с материальным обеспечением работы школ, подготовкой большого числа новых учителей и ликвидацией отставания от требований программы. Как это отразилось на учителях?

image_image

Восьмилетнее среднее образование стало обязательным, как и трудовой стаж в 1−2 года на производстве для всех выпускников средней школы. Без этого нельзя было поступить в вуз, и выпускники школ часто отправлялись на предприятие только для того, чтобы наработать необходимый срок. Они не были заинтересованы в своей работе и без сожаления увольнялись.

Как отмечают современные исследователи, главной проблемой реформы стало отсутствие чётких требований к уровню знаний выпускника школы. Школьник должен был иметь профессию или освоить навыки, необходимые для низкоквалифицированной работы? Учеников нужно было готовить к практической деятельности, но к какой, никто не знал.

image_image

В перестройку главные требования и предложения по обновлению школы раздавались из уст самих учителей: педагогов-новаторов, которые доказали действенность своих методик за несколько предыдущих десятилетий. Но неправильно было бы думать, что развитие новаторских педагогических идей в 1960—1970-е гг. шло только силами нескольких одиночек-практиков в разных частях страны. К этому времени внутри Академии педагогических наук СССР сформировалось несколько исследовательских институтов: теории и истории педагогики, методов обучения, психологии и дефектологии. Идеи психологизации педагогических подходов и практик, раннего выявления способностей, ранней профессионализацией развивались во взаимодействии ученых и практиков.

image_image

Какие идеи провозглашал манифест? Прежде всего, он был не прекраснодушной фантазией. Его выводы шли из десятилетий работы педагогов-новаторов в разных школах страны. Перемены, вызванные всеобщим обязательным средним образованием, а затем — фактическим отказом от второгодничества, поставили учителей в условия, когда слабые ученики перестали отсеиваться из школы. Как в послевоенное время, учителя всего СССР увидели, что стандартные методики не работают для всего класса. Педагоги-новаторы проявили себя не в закрытых матшколах, собиравших лучших, а работая со всеми, кто пришел в класс.

Главным принципом педагогики сотрудничества было вселение в каждого ученика уверенности, что он добьётся успеха и разберется с самой сложной темой. Задача учителя — организовать работу с учениками разных способностей, не разделяя при этом их на группы, не вызывая у отстающих чувства второсортности. Каждый из педагогов-новаторов пришёл при этом к идее опорной схемы, которая поможет ученику при ответе вспомнить и изложить основную идею темы. Наиболее известна система опорных сигналов В. Ф. Шаталова.

Соблюдению ключевого принципа педагогики сотрудничества способствовало учение без принуждения — особенно для маленьких детей в начальной школе, где строгость и плохие отметки только отбивают охоту когда-либо учиться. Никто не ставил двоек, некоторые совсем отказались от оценок в младшей школе. Другими важными идеями были деление материала на крупные блоки, обучение с опережением (самые сложные темы появлялись за 50 или 100 уроков до того, как до них доходила программа), соответствие формы урока содержанию и свобода выбора для учеников, иногда даже в выборе домашнего задания. Каждый из педагогов-новаторов применял ту или иную форму оценки учениками работ друг друга, но ни у кого дети не выставляли друг другу отметок — они учились анализировать и обсуждать, а не просто присуждать баллы.

image_image

ВѢДИ запись закреплена

СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

В сталинском Советском Союзе воспитание воли у детей составляло одну из важнейших задач школы. Подрастающему поколению суждено завершить построение общества. Для этого молодежь должна обладать сильной, воспитанной волей. Наша школа за годы своего существования воспитала миллионы инициативных и настойчивых тружеников, смелых новаторов производства, бесстрашных защитников родины. Лучшие педагоги нашей страны показывают замечательные образцы работы по воспитанию воли детей.

Стремление, желание, намерение, цель — все побуждения к действиям есть не что иное, как отражение бытия, отражение объективного материального мира. Побуждения и цели человека, определяющие направленность и характер действий, имеют источник не в сознании человека, а во внешних условиях жизни людей. Именно волевые действия характеризуют поведение человека. Самые ответственные звенья деятельности человека состоят из волевых действий. Отсюда то огромное значение, которое имеет для всего педагогического дела проблема воспитания воли.

Способность человека преднамеренно развивать у себя высокие качества воли и характера, способность к самовоспитанию есть одно из ярких проявлений активности человеческого сознания.

👉🏻

Если интересно подписаться.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Это легендарный учебник советского педагога-новатора и автора методики преподавания арифметики в начальной школе Александра Спиридоновича Пчелко.

Учебник с очень понятным изложением и красивыми иллюстрациями. Знакомство с арифметикой начинается с наглядности: палочек, точек, монеток. Цифры изучаются последовательно, одна за другой. Много практических задач, изложенных ясно и лаконично.

В старой версии учебника встречаются устаревшие реалии, меры длины, но это не мешает пониманию.

Этот учебник считается одним из самых хорошо структурированных пособий по арифметике в советской школе.

Пособие подходит для повторения и закрепления тем современной школьной программы.

Первое издание этого учебника вышло больше 120 лет назад, а последнее — в 2013 году. Сейчас этот учебник считается общественным достоянием. В 2000-х годах он даже переводился на английский язык для США и Канады. Очевидно, изложение материала и подача не устарели и для западных учеников.

Никифор Алексеевич Костин, преподаватель русского языка и литературы, методист, подготовил несколько учебников для начальной школы, которые считались эталонными долгое время. Они выдержали более 10 переизданий. Материал в них изложен емко и очень понятно. Костин предлагает меньше упражнений, чем у последующих авторов, так как акцент идет именно на понимание темы. Интересные задания на составление рассказов по картинкам тренируют связную речь с первого класса.

Природоведение в советской школе велось со второго класса. Достоинства учебников Клепининой, которые были выпущены в 1970-х годах, — систематичность и последовательность изложения.

Кроме того, в учебнике красивые и понятные иллюстрации. Его родитель может использовать как дополнительный материал или как книгу для чтения, объясняя ребенку взаимосвязи времен года и изменений в природе.

Знаменитый советский физик и профессор МГУ Григорий Самуилович Ландсберг — редактор этого коллективного труда, считающегося одним из лучших учебников физики для школьников. Он много раз переиздавался, обновленные издания продолжают выходить и после 2000-х. Рекомендуется к прочтению, чтобы освежить знания из школьного курса физики, а также для самообразования. Учебник прекрасно справляется с задачей рассказывать просто о сложном.

Для подготовки к ЕГЭ он, скорее всего, не подойдет: упор сделан на понимание физических явлений, а не на решение задач.

Мнение репетитора

Ольга Александрова, репетитор по математике из Москвы, работает с 1994 года, стаж в школе — 10 лет, использует советские учебники на своих занятиях:


Русский язык
для 4 кл. 1967-69

Для удобства просмотра и ускорения загрузки исходная страница разбита на три составные части.
Нажмите на выделенные ниже ссылки восьмилетней или средней школы, чтобы перейти в эти разделы
или используйте стандартные закладки по предметам в "шапке" страницы вверху и внизу.

ВОСЬМИЛЕТНЯЯ школа (неполная средняя) . 4-8 классы .

СРЕДНЯЯ школа. . 9-10 классы .


Друзья, если Вам интересен этот сайт , Вы можете поддержать его дальнейшее развитие.
Совместно собранные средства пойдут на поиск, покупку и размещение недостающих учебников.
О ПРОЕКТЕ "
ГАЛЕРЕЯ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ (1930-1989 годов) " :

Целью Проекта является создание общедоступного каталога советских школьных учебников на основе собранной библиотеки оригинальных книг. Электронное отражение этой библиотеки вы видите на страницах нашего сайта.

Проект использует собранную библиотеку в информационно-ознакомительных целях, предоставляя полное описание книг и возможность их предварительного ограниченного просмотра для ознакомления в объёме, разрешённом законом об авторском праве и смежных правах. Просмотр позволяет всем желающим получить собственное и независимое мнение от выбранного учебника (оглавление книги всегда включено в просмотр). Используя предоставленные данные можно купить представленные книги в букинистических магазинах или заказать для полного прочтения в любой крупной публичной библиотеке.
Сайт использует следующие сокращения : ВШ - вспомогательная школа; ШГ - школа глухих (слабослышащих); ШС - школа слабовидящих; СМ - вечерняя (сменная) школа взрослых; ПУ - школа ремесленных (и иных) училищ; КС - школа народов крайнего Севера.

Предлагаю вашему вниманию собрание учебников, которые воспитали поколение творцов и до сих пор помогают вытягивать тяжёлых приёмных детей из пед.запущенности или из отупления современной фурсенковской системы образования. Для информации скажу, что система образования России адаптирована из системы образования, которую вывезли из США (шт.Калифорния). И там она была разработана для детей, имеющих лёгкую степень умственной отсталости. В просторечии эта система называется "болонская система образования" или просто - болонька.
Своих детей и приёмных и самодельных я вытягивал при помощи именно этих учебников.
Теперь, мои заметки по предлагаемому материалу.
Математику (общей школы) я рекомендую давать по Киселёву.
Чистописание - выбирайте из тех изданий, которые печатались во времена, предшествующих введению в оборот шариковых ручек. Чистописание под перьевую ручку наибольшим образом "заточено" под точность и изящность письма. Для этих целей прописи содержат особую разлиновку, которую рекомендую сохранять. В современных тетрадях-прописях разлиновка уже другая и в них сложно поставить письмо детям, страдающим тремором рук, а также прочими неврозами, связанными с нарушениями внимания.
Остальные учебники можно применять без оглядки только те, которые разрабатывались и печатались без изменений до 1972 года. После 1972 года в системе образования СССР начинают работать деструктивные силы (социальные диверсанты, по типу современных либералов-демократов), в задачу которых входило расшатать мозги советских граждан. Это моя личная рекомендация. Решать вам.
История никакая даже здесь. Тут неудивительно. Реальная история при любой власти народу недоступна. Отсутствуют многие важные исторические периоды в отечественной истории. Много политики и пропаганды. Но они всё равно намного лучше современных. Где очень много угнетения самосознания нашего народа и очень много религиозного подтекста. Современные учебники истории откровенно опасны для патриотического воспитания детей.
Английский язык можно давать со второго класса, несмотря на то, что рассчитан на 5-й.
Логика и Психология - примерно с 7-9 класса для хорошо сохранных и с 10-11, если существуют задержки.
Астрономия с 10-го или даже с 11-го.
Не рекомендую давать детям учебники с 1991 года первого издания, либо с осторожностью переизданные.
Категорически не рекомендую давать учебники с 1993-го года издания.
Исключение составляет разве что Химия, Физика (в силу включения в них свежих наработок науки.

Теперь - информация из статьи. Цитаты:
"В начале 30-х годов прошлого века лучшие в мире учебники математики "устаревшего" дореволюционного Киселева, возвращенные социалистическим детям, мгновенно подняли качество знаний и оздоровили их психику."
"Сегодня усваивают математику около 20% учащихся (геометрию - 1%). В 40-х годах (сразу после войны!) полноценно усваивали все разделы математики 80% школьников, учившихся "по Киселеву".
Упразднила эти учебники образовательная реформа 1970 - 1978 гг.
"Однако, хороший учебник не пишется в один-два года по заказу министерства или для конкурса. Он не будет написан даже в десять лет. Он вырабатывается талантливым педагогом-практиком вместе с учащимися в течение всей педагогической жизни (а не профессором математики или академиком за письменным столом).
Педагогический талант редок - гораздо реже собственно математического (хороших математиков тьма, авторов хороших учебников - единицы). Главное свойство педагогического таланта - способность сочувствия с учеником, которая позволяет правильно понять ход его мысли и причины затруднений. Только при этом субъективном условии могут быть найдены верные методические решения. И они должны быть еще проверены, скорректированы и доведены до результата долгим практическим опытом - внимательными, педантичными наблюдениями за многочисленными ошибками учащихся, вдумчивым их анализом.
Именно так в течение более сорока лет (первое издание в 1884 году) создавал свои замечательные учебники учитель Воронежского реального училища А.П.Киселев. Его высшей целью было понимание предмета учащимися. И он знал, как эта цель достигается. Поэтому так легко было учиться по его книгам. "
И еще интересный факт: в школах Израиля до сих пор обучают алгебре по хрестоматийному учебнику Киселева!

Памятка. Все советские учебники в сети должны быть обязательно представлены бесплатно. Если вы нашли платный учебник, пожелайте продавахам крепкого здоровья и найдите бесплатную раздачу. На советские учебники авторские права не распространяются, в силу их статуса "достояние советского народа".

Найдёте лучшие ресурсы или прямые ссылки на бесплатные раздачи учебников Киселёва - выкладывайте. Я их внесу в старт-топик. Не забываем об основном условии - это должны быть советские учебники до 91-го года выпуска/издания.
У меня на ПК где-то лежат копии учебников Киселёва издания конца 19-го века, но вашим детям он не поможет. Там представлена русская система мер (не Метрическая/Имперская, которой мы пользуемся сегодня) и письмо через "ять". Не всем удобно.

Читайте также: