История зарубежной педагогической мысли о дошкольном воспитании кратко

Обновлено: 07.07.2024

Дошкольная педагогика - это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности развития, элементарные формы обучения и воспитания детей в возрасте, предшествующем их поступлению в школу.

Философские основы воспитания

Программы воспитания начали формироваться еще в античные времена. В то время появились школы Древнего Рима, Древней Греции, Спарты, которые отличались друг от друга как содержанием, так и методами воспитания. Например, Аристотель считал, что человеку необходимо физическое, личностное и общественное воспитание. По мнению Демокрита процесс обучения и воспитания оказывает влияние на сущность человека, старается подвигнуть его на осознание того, что ему неизвестно. Для Плутарха главным воспитательным элементом являлась семья. Сенека говорил, что основная роль воспитания заключается в формировании личностной самодостаточности. Все античные философы считали, что основная задача воспитания заключается в развитии положительных черт характера, уважения к закону, старшему поколению. Эти принципы воспитания актуальны и сейчас.

Возникновение и развитие дошкольного образования в России

Во времена Киевской Руси дети в основном получали образование в семье. Воспитание в этом случае преследовало цель привить детям трудолюбие, обучить навыкам разных аидов трудовой деятельности, а также обучить выполнению своих общественных ролей. Средствами воспитания выступали: потешки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т. д. Помимо того, немалое влияние на воспитание в то время оказывала религия.

Готовые работы на аналогичную тему

Образование в России в XVII веке

В XVIII веке Петра I проводит в России ряд важных кардинальных реформ. Не обошла эта коренная ломка прежних общественных устоев и образования: в стране открывается много учебных заведений, издается много учебной литературы. Дошкольное воспитание в те времена не рассматривалось как отдельная отрасль педагогики, а было ее неотделимой частью. Видными представителями педагогической науки того времени были М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков.

В 1763 году в нашей стране появился первый воспитательный дом. В этом заведении содержались дети от 2 до 14 лет, они делились на возрастные группы:

  • от 2 до 7 лет – дети этого возраста воспитывались в трудовых играх, мальчики обучались огородничеству и садоводству, девочки домоводству;
  • от 7 до 11 лет – в этом возрасте кроме приучения к труду, детей так же обучали грамотному письму и умению считать;
  • от 11 до 14 лет – в этом возрасте детей обучали ремеслу и некоторым естественным наукам.

До 2 лет дети находились у кормилиц. Количество подобны домов было довольно большим, так как было много сирот, однако государство скудно спонсировало содержание подобных заведений поэтому многие их питомцы умирали от недоедания и болезней.

Первая система образования в России

1802 год стал переломным в истории образования в России, именно в этом году было создано министерство народного просвещения. Появилась так же и система образовательных учреждений:

  • приходские училища (срок обучения 1 год);
  • уездные училища (срок обучения 2 года);
  • губернские гимназии (срок обучения 4 года);
  • университеты (срок обучения 3 года)

В этот период большое значение в развитие педагогики внес В.Ф. Одоевский. Одоевский был организатором и руководителем первых приютов для детей из бедных семей, имеющих родителей. Одоевский выявлял следующие основные задачи приюта:

  • предоставлять детям из бедных семей приют на время работы родителей
  • прививать чувство доброты и нравственности с помощью игр
  • приучать к порядку и опрятности
  • развивать интеллект
  • рассказывать детям об элементарных трудовых навыках.

Дошкольное образование в России с 1860 по 1917 год

В 1860-е годы в России стали появляться первые детские сады. В основном они работали по системе Ф. Фребеля. Однако долго эти сады не просуществовали. Практика дошкольного образования в России развивалась медленно, в отличии от теории и методики. На тот момент считалось, что цель детских садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе.

В конце XIX—начале XX вв. стало увеличиваться количество фабричных яслей, народных детских садов. Зарождались они в основном в городах с развитой промышленностью, где родители были заняты работой. В народных детсадах группы состояли примерно из 50 детей, причем группы были разновозрастные, дети находились в садиках от 6 до 8 ч., работала с ними одна воспитательница, финансирование таких садов было слабым. Помим них были и платные детские сады для богатых родителей.

Дошкольное образование в России с 1917 по 1990 год

Зарубежное дошкольное образование

Сегодня система дошкольного образования существует практически в каждой стране. Дошкольное образование формировалось медленнее чем образование вообще. Следует так же отметить, что в разных странах уровень дошкольного образования не идентичен. Происходит это по ряду причин:

Дошкольнаяпедагогика – наука о сущностных свойствах и закономерностях воспитания, обучения детей в дошкольный период. Эта наука зарождалась в рамках педагогической науки, из которой выделилась в относительно самостоятельную отрасль, оставаясь в системе педагогических наук (наряду с вузовской, школьной, социальной, военной, инженерной, логопедией и др.). Еевыделениеизруслапедагогикипроизошлов30-ыегодыXIXвекаисвязаносименемФридрихаФребеля. Он утвердил идею о развивающейся личности ребенка с самого раннего возраста. Это развитие должно протекать в разнообразной деятельности, доступной ребенку по возрасту. Самой естественной для детей деятельностью считал игру. Ф. Фребель создал первый детский сад, разработал содержание занятий с детьми, дидактические материалы, создал учреждения для подготовки воспитателей детских садов.

Вместе с тем, история педагогической мысли о воспитании дошкольников берет свое начало в рамках философии. Педагогическая теория зарождалась в трудах ученых – философов, просветителей Древнего Востока, Кита, Греции, Египта, России с 470 г. до н.э. ( IV и III в. до н.э.). Философские суждения, трактаты педагогического содержания Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля связаны с мыслями о воспитании граждан, их обучении и развитии. В их трудах просматривались идеи организации общественного воспитания детей, которые реализовывались в собственной практике.

1 этап (3 – 6 лет) – дети собираются для совместных игр под руководством женщин. Просматриваются идеи: воспитания детей в обществе; социализации – усвоения норм и правил взаимодействия, принятых в обществе; развития речи, физического развития детей и др.

2 этап (6 – 12 лет) – обучение элементарной грамоте, письму, чтению, счету, пению, игре на музыкальных инструментах в государственных школах.

3 этап (12 – 16 лет) - юноши обучаются в палестре – школе, где основное место уделялось физическому развитию.

4 этап (с 16 лет) – обучение юношей основам наук.

5 этап (16 – 18 лет) – специальная военно-физическая подготовка.

Обучение девочек осуществлялось в домашних условиях, и было направлено на подготовку к семейной жизни, ведению хозяйства.

Аристотель (384–322гг. до н.э.) – автор теории воспитания свободнорожденных граждан. Аристотель являлся воспитателем Александра Македонского. Он понимал воспитание как единый трехсторонний процесс физического, нравственного, умственного воспитания. Большое внимание уделял дошкольному воспитанию, выделял игру как ведущее средство воспитания в дошкольный период. Он отмечал, что в дошкольном возрасте должно быть домашнее воспитание. Аристотель является автором возрастной периодизации, в которой выделяет 3 основных периода:

- от рождения до 7 лет;

- от 7 лет до наступления половой зрелости;

- от 14 лет до 21 года.

Он считал, что на основе этой периодизации должно строиться природосообразное воспитание.

Между тем при наличии прогрессивных педагогических идей вплоть до 17 века обучение и воспитание детей регламентируется законами божьими. Ребенок рассматривается как раб божий, направляемый извне, не являющийся самоценным для общества. Взгляды на ребенка. человека как ценность появляются в XVII веке в эпоху возрождения. Педагогические идеи в этот период связан с именами Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанеллы и др. Мысли о воспитании и обучении детей в эту эпоху носят явно выраженный гуманистический характер. Прослеживаются идеи: обучения на родном зыке, отрицания механического заучивания, обучения всех детей независимо от пола, класса, индивидуального подхода к детям, обучение вблизи природы (организация образовательных учреждений на лоне природы). Большое значение при воспитании уделялось физическому развитию, красоте тела. Именно в эпоху Возрождения педагогика выделяется из философии в самостоятельную науку о воспитании, обучении и образовании человека. Дошкольная педагогика в этот период времени выступает как органичная часть педагогики.

рассматривал игру как необходимую форму деятельности ребенка, давал указания родителям о руководстве играми детей с целью их развития, рекомендовал поощрять совместные детские игры, понимая их воспитательное значение. Нравственное воспитание Я.А. Коменский ставил на религиозную основу и связывал с трудом, посильным ребенку и сочетающимся с игрой. Средствами воспитания считал убеждение, наставление, пример взрослых. Физические наказания указывал применять в крайних случаях.

В системе умственного воспитания детей ставил задачи накопления чувственного опыта, развитие мышления и речи как основы для обучения в школе. Важно в дошкольном возрасте дать ребенку представление об окружающих его предметах и явлениях природы на основе наблюдения за ними. Выделил систему умений, которой должен овладеть ребенок в дошкольном возрасте последовательно от года к году.

Ценны указания Я.А. Коменского по развитию речи дошкольников на разных возрастных этапах; по подготовке детей к школе (идеи возбуждения интереса к школе, выработке авторитета будущего учителя).

Таким образом, учение Я.А. Коменского о материнской школе представляет первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, предложить четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Значительный вклад в развитие дошкольной педагогики 19 века внес Р.Оуэн (1771-1858 гг.) – английский общественный деятель, социалист-утопист. В 1816 г. создал систему образовательных учреждений, где воспитывались дети от 1 до 10 лет. Дети от 1 до 5 лет воспитывались в детской школе, которая явилась первым учреждением для детей дошкольного возраста. Задача детской школы заключалась в расширении представлений ребенка об окружающем,

развитии взаимоотношений с другими детьми. Здесь уделяется внимание играм, гимнастике, танцам, пению. Он высказывал идеи о значении наглядности в обучении детей, прогулках и занятиях на воздухе, создания специальных детских площадок, учете индивидуальных и возрастных особенностей детей на занятиях с ними.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) – швейцарский педагог. Внес свой вклад в историю дошкольной педагогики. Он раскрывал идеи семейного воспитания. роль матери в развитии и воспитании ребенка. Им разработана методика элементарного обучения детей языку, письму, счету, которой могла бы пользоваться любая мать, занимающаяся с ребенком в домашних условиях.

Между тем, при всех плюсах – обучению отводилось 4-5 часов, значительное место занимало религиозное воспитание. Строго разграничивались игры и занятия, педагогу отводилась роль наблюдателя за детской деятельностью. Игре не придавалось должного значения. Исключала из своей теории рассмотрение вопросов развития речи. Что обедняет детский интеллект. Не дифференцировала этапы дошкольного детства, что являлось ошибкой ее теории.

Основной формой воспитания и обучения она считала самостоятельные занятия детей. Разработала форму обучения – индивидуальный урок в ДОУ, основанный на принципах сжатости и простоты. Допускала коллективные музыкальные и гимнастические занятия. Все психические процессы по ее мнению развиваются в сенсорной деятельности. Отмечала, что развитие осязательно-мышечного чувства особенно требует упражнения в дошкольном детстве. Для этой цели был специально создан дидактический материал, не включающий природные объекты и игрушки, которые можно использовать в крайних случаях. Как следствие, повтор ошибки Фребеля – абсолютизация созданных дидактических материалов.

Таким образом, зарубежная педагогическая мысль развивалась постепенно, содержа в себе много рациональных, прогрессивных мыслей, которые легли в основу современной педагогики дошкольного детства. Анализ и учет позитивного и негативного педагогического опыта, теоретических

позиций позволяет науке развиваться дальше, прогнозировать дальнейшие пути совершенствования научного и практического знания.

Дошкольнаяпедагогика – наука о сущностных свойствах и закономерностях воспитания, обучения детей в дошкольный период. Эта наука зарождалась в рамках педагогической науки, из которой выделилась в относительно самостоятельную отрасль, оставаясь в системе педагогических наук (наряду с вузовской, школьной, социальной, военной, инженерной, логопедией и др.). Еевыделениеизруслапедагогикипроизошлов30-ыегодыXIXвекаисвязаносименемФридрихаФребеля. Он утвердил идею о развивающейся личности ребенка с самого раннего возраста. Это развитие должно протекать в разнообразной деятельности, доступной ребенку по возрасту. Самой естественной для детей деятельностью считал игру. Ф. Фребель создал первый детский сад, разработал содержание занятий с детьми, дидактические материалы, создал учреждения для подготовки воспитателей детских садов.

Вместе с тем, история педагогической мысли о воспитании дошкольников берет свое начало в рамках философии. Педагогическая теория зарождалась в трудах ученых – философов, просветителей Древнего Востока, Кита, Греции, Египта, России с 470 г. до н.э. ( IV и III в. до н.э.). Философские суждения, трактаты педагогического содержания Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля связаны с мыслями о воспитании граждан, их обучении и развитии. В их трудах просматривались идеи организации общественного воспитания детей, которые реализовывались в собственной практике.

1 этап (3 – 6 лет) – дети собираются для совместных игр под руководством женщин. Просматриваются идеи: воспитания детей в обществе; социализации – усвоения норм и правил взаимодействия, принятых в обществе; развития речи, физического развития детей и др.

2 этап (6 – 12 лет) – обучение элементарной грамоте, письму, чтению, счету, пению, игре на музыкальных инструментах в государственных школах.

3 этап (12 – 16 лет) - юноши обучаются в палестре – школе, где основное место уделялось физическому развитию.

4 этап (с 16 лет) – обучение юношей основам наук.

5 этап (16 – 18 лет) – специальная военно-физическая подготовка.

Обучение девочек осуществлялось в домашних условиях, и было направлено на подготовку к семейной жизни, ведению хозяйства.

Аристотель (384–322гг. до н.э.) – автор теории воспитания свободнорожденных граждан. Аристотель являлся воспитателем Александра Македонского. Он понимал воспитание как единый трехсторонний процесс физического, нравственного, умственного воспитания. Большое внимание уделял дошкольному воспитанию, выделял игру как ведущее средство воспитания в дошкольный период. Он отмечал, что в дошкольном возрасте должно быть домашнее воспитание. Аристотель является автором возрастной периодизации, в которой выделяет 3 основных периода:

- от рождения до 7 лет;

- от 7 лет до наступления половой зрелости;

- от 14 лет до 21 года.

Он считал, что на основе этой периодизации должно строиться природосообразное воспитание.

Между тем при наличии прогрессивных педагогических идей вплоть до 17 века обучение и воспитание детей регламентируется законами божьими. Ребенок рассматривается как раб божий, направляемый извне, не являющийся самоценным для общества. Взгляды на ребенка. человека как ценность появляются в XVII веке в эпоху возрождения. Педагогические идеи в этот период связан с именами Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанеллы и др. Мысли о воспитании и обучении детей в эту эпоху носят явно выраженный гуманистический характер. Прослеживаются идеи: обучения на родном зыке, отрицания механического заучивания, обучения всех детей независимо от пола, класса, индивидуального подхода к детям, обучение вблизи природы (организация образовательных учреждений на лоне природы). Большое значение при воспитании уделялось физическому развитию, красоте тела. Именно в эпоху Возрождения педагогика выделяется из философии в самостоятельную науку о воспитании, обучении и образовании человека. Дошкольная педагогика в этот период времени выступает как органичная часть педагогики.

рассматривал игру как необходимую форму деятельности ребенка, давал указания родителям о руководстве играми детей с целью их развития, рекомендовал поощрять совместные детские игры, понимая их воспитательное значение. Нравственное воспитание Я.А. Коменский ставил на религиозную основу и связывал с трудом, посильным ребенку и сочетающимся с игрой. Средствами воспитания считал убеждение, наставление, пример взрослых. Физические наказания указывал применять в крайних случаях.

В системе умственного воспитания детей ставил задачи накопления чувственного опыта, развитие мышления и речи как основы для обучения в школе. Важно в дошкольном возрасте дать ребенку представление об окружающих его предметах и явлениях природы на основе наблюдения за ними. Выделил систему умений, которой должен овладеть ребенок в дошкольном возрасте последовательно от года к году.

Ценны указания Я.А. Коменского по развитию речи дошкольников на разных возрастных этапах; по подготовке детей к школе (идеи возбуждения интереса к школе, выработке авторитета будущего учителя).

Таким образом, учение Я.А. Коменского о материнской школе представляет первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспитания, предложить четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Значительный вклад в развитие дошкольной педагогики 19 века внес Р.Оуэн (1771-1858 гг.) – английский общественный деятель, социалист-утопист. В 1816 г. создал систему образовательных учреждений, где воспитывались дети от 1 до 10 лет. Дети от 1 до 5 лет воспитывались в детской школе, которая явилась первым учреждением для детей дошкольного возраста. Задача детской школы заключалась в расширении представлений ребенка об окружающем,

развитии взаимоотношений с другими детьми. Здесь уделяется внимание играм, гимнастике, танцам, пению. Он высказывал идеи о значении наглядности в обучении детей, прогулках и занятиях на воздухе, создания специальных детских площадок, учете индивидуальных и возрастных особенностей детей на занятиях с ними.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) – швейцарский педагог. Внес свой вклад в историю дошкольной педагогики. Он раскрывал идеи семейного воспитания. роль матери в развитии и воспитании ребенка. Им разработана методика элементарного обучения детей языку, письму, счету, которой могла бы пользоваться любая мать, занимающаяся с ребенком в домашних условиях.

Между тем, при всех плюсах – обучению отводилось 4-5 часов, значительное место занимало религиозное воспитание. Строго разграничивались игры и занятия, педагогу отводилась роль наблюдателя за детской деятельностью. Игре не придавалось должного значения. Исключала из своей теории рассмотрение вопросов развития речи. Что обедняет детский интеллект. Не дифференцировала этапы дошкольного детства, что являлось ошибкой ее теории.

Основной формой воспитания и обучения она считала самостоятельные занятия детей. Разработала форму обучения – индивидуальный урок в ДОУ, основанный на принципах сжатости и простоты. Допускала коллективные музыкальные и гимнастические занятия. Все психические процессы по ее мнению развиваются в сенсорной деятельности. Отмечала, что развитие осязательно-мышечного чувства особенно требует упражнения в дошкольном детстве. Для этой цели был специально создан дидактический материал, не включающий природные объекты и игрушки, которые можно использовать в крайних случаях. Как следствие, повтор ошибки Фребеля – абсолютизация созданных дидактических материалов.

Таким образом, зарубежная педагогическая мысль развивалась постепенно, содержа в себе много рациональных, прогрессивных мыслей, которые легли в основу современной педагогики дошкольного детства. Анализ и учет позитивного и негативного педагогического опыта, теоретических

позиций позволяет науке развиваться дальше, прогнозировать дальнейшие пути совершенствования научного и практического знания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История зарубежной педагогической мысли о дошкольном воспитании

Платон считал, что в дошкольном возрасте закладывается основа последующего развития, поэтому до 3 лет детей надо ограждать от страданий, чтобы нрав их был веселым, до 6 лет - доставлять детям как можно больше удовольствий, но при необходимости наказывать. Период ухода , как только ребенок научится говорить, сменяется периодом игр и сказок . Благодаря играм ребенок приобретает разнообразные знания; сказки отбираются так, чтобы формировать у детей благочестие.

Целенаправленное обучение начинается с 7 лет.

Аристотель - способность к образованию дана человеку от рождения. Дать образование может только тот, кто знает приемы и особенности развития ребенка.

Образование должно начинаться в материнской школе ,

Ян Амос Коменский

Считал, что обучение должно развивать ребенка, то есть быть развивающим , раскрывать присущие природе ребенка духовные и физические силы.

Воспитание должно быть природосообразным, то есть соответствовать естественному ходу развития ребенка. Основная цель воспитания — возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие познавательных способностей, логического мышления. Исходный момент обучения — чувственное познание окружающего мира. В процессе обучения ребенок осваивает три важнейших элемента: слово, число и форму. Песталоцци считал, что дошкольников необходимо специально готовить к школе в подготовительных классах.

Иоганн Генрих Песталоцци

Жан-Жак Руссо

История зарубежной педагогической мысли о дошкольном воспитании

Фридрих Фрёбель

Первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно-отсталых детей. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку в первую очередь нужна специальная развивающая среда, в которой каждый смог бы найти что-то интересное для себя. Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии.

В итоге была создана педагогическая система, которую Мария Монтессори впер

Иоганн Генрих Песталоцци считал, что обучение должно развивать ребенка, то есть быть развивающим, раскрывать присущие природе ребенка духовные и физические силы. Воспитание должно быть природосообразным, то есть соответствовать естественному ходу развития ребенка. Основная цель воспитания — возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие познавательных способностей, логического мышления. Исходный момент обучения — чувственное познание окружающего мира. В процессе обучения ребенок осваивает три важнейших элемента: слово, число и форму. Песталоцци считал, что дошкольников необходимо специально готовить к школе в подготовительных классах.

Жан-Жак Руссо создал теорию естественного воспитания, в основе которой лежит свободная самостоятельная деятельность детей. Воспитание должно учитывать естественные потребности, возникающие у ребенка, и следовать за ними, учитывать возрастные возможности ребенка (принцип природосообразности). Особую роль в воспитании играют два свойства человека — способность воспринимать мир через ощущения, которые дают представления о предметах, и любовь к себе. До 2 лет наиболее важным является физическое развитие ребенка. С 2 до 12 лет ребенок учится добывать знания сам, из наблюдений за живой природой и собственного опыта (эмпирически). При этом наставник должен создавать ситуации, в которых ребенок захочет получать знания либо делать открытия.

Мария Монтессори итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания. Ее прогрессивные идеи:

¾ впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;

¾ для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;

¾ определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дидактический материал;

¾ наряду с основной формой воспитания и обучения детей - самостоятельными занятиями - предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность;

¾ создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.




Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения несли Е.Н Водовозова, Лесгафт, Е. И Тихсева, Е. А Флерина. Они тесно связывали дошкольного обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. В качестве средств обучения предлагались народные игры, сказки, песни, собственная художественная деятельность детей.

В процессе широкомасштабного эксперимента были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, позволяющие наилучшим образом решать подставленные задачи, разработаны эффективные методы и приемы обучения детей на обязательных коллективных занятиях, за которыми закреплялись определённое место и время в режиме дня

Введение в практику работы отечественных дошкольников учреждений систематического обучения вызывало необходимость разработки частных методик. К началу 60-х гг. были созданы оригинальные методики музыкального воспитания (Н.Л. Метлов, Н.А. Ветлугина), обучения родному языку (О.И. Соловьева), развития основных движений (А.И.Быкова), изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина), формирования элементарных математических представлений (А.М. Леушина). За последнее время произошло обновление содержания частных методик, успешно решается вопрос о совершенствовании форм и средств обучения.

Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается прежде всего за счет психологического обоснования содержания, форм и методов обучения. Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В Запорожец, Д.Б Эльконин, В.В Давыдов), путей реализации развивающей функции дошкольного обучения (Л.А.Венгер Н.Н Поддьяков). Разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые средства, в частности информационные технологии с использованием компьютера (С.Л Новоселова, Л.А Парамонова, С.А Козлова, А.Н Давидчук и др.) В последние годы ведутся поиски новых форм обучения, при которых поощряется и даже стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Е.В Субботский, Н.Я Михайленко, Н.Л Короткова). Данная форма является принципиально новой.

Иоганн Генрих Песталоцци считал, что обучение должно развивать ребенка, то есть быть развивающим, раскрывать присущие природе ребенка духовные и физические силы. Воспитание должно быть природосообразным, то есть соответствовать естественному ходу развития ребенка. Основная цель воспитания — возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие познавательных способностей, логического мышления. Исходный момент обучения — чувственное познание окружающего мира. В процессе обучения ребенок осваивает три важнейших элемента: слово, число и форму. Песталоцци считал, что дошкольников необходимо специально готовить к школе в подготовительных классах.

Жан-Жак Руссо создал теорию естественного воспитания, в основе которой лежит свободная самостоятельная деятельность детей. Воспитание должно учитывать естественные потребности, возникающие у ребенка, и следовать за ними, учитывать возрастные возможности ребенка (принцип природосообразности). Особую роль в воспитании играют два свойства человека — способность воспринимать мир через ощущения, которые дают представления о предметах, и любовь к себе. До 2 лет наиболее важным является физическое развитие ребенка. С 2 до 12 лет ребенок учится добывать знания сам, из наблюдений за живой природой и собственного опыта (эмпирически). При этом наставник должен создавать ситуации, в которых ребенок захочет получать знания либо делать открытия.

Мария Монтессори итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания. Ее прогрессивные идеи:

¾ впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;

¾ для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;

¾ определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дидактический материал;

¾ наряду с основной формой воспитания и обучения детей - самостоятельными занятиями - предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность;

¾ создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.

Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения несли Е.Н Водовозова, Лесгафт, Е. И Тихсева, Е. А Флерина. Они тесно связывали дошкольного обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. В качестве средств обучения предлагались народные игры, сказки, песни, собственная художественная деятельность детей.

В процессе широкомасштабного эксперимента были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения, позволяющие наилучшим образом решать подставленные задачи, разработаны эффективные методы и приемы обучения детей на обязательных коллективных занятиях, за которыми закреплялись определённое место и время в режиме дня

Введение в практику работы отечественных дошкольников учреждений систематического обучения вызывало необходимость разработки частных методик. К началу 60-х гг. были созданы оригинальные методики музыкального воспитания (Н.Л. Метлов, Н.А. Ветлугина), обучения родному языку (О.И. Соловьева), развития основных движений (А.И.Быкова), изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина), формирования элементарных математических представлений (А.М. Леушина). За последнее время произошло обновление содержания частных методик, успешно решается вопрос о совершенствовании форм и средств обучения.

Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается прежде всего за счет психологического обоснования содержания, форм и методов обучения. Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В Запорожец, Д.Б Эльконин, В.В Давыдов), путей реализации развивающей функции дошкольного обучения (Л.А.Венгер Н.Н Поддьяков). Разрабатывается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые средства, в частности информационные технологии с использованием компьютера (С.Л Новоселова, Л.А Парамонова, С.А Козлова, А.Н Давидчук и др.) В последние годы ведутся поиски новых форм обучения, при которых поощряется и даже стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Е.В Субботский, Н.Я Михайленко, Н.Л Короткова). Данная форма является принципиально новой.

· Выделите основные этапы развития дошкольного образования за рубежом, составьте схему в которой будет отражаться этапы, основные деятели, и краткая характеристика этапа.

История развития дошкольного образования за рубежом

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно-экономической жизни, вызванными переходом к рабовладельческой формации, возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и воспитания подрастающего поколения. Первые школы открывались при храмах, монастырях. Затем создаются школы различного типа, которые отличались целями, содержанием методикой обучения. Характер и объем обучения определялись социальной принадлежностью учеников, а также культурно-этническими традициями, существовавшими в той или иной стране.

В историю вошли две воспитательные системы, сложившиеся в античные времена (6-4 вв. до н.э.) в Древней Греции: спартанская и афинская. В основе спартанской системы лежит идея воспитания юноши, сильного духом, физически развитого, сведущего в военном деле. Интеллектуальное развитие сводилось к минимуму: начаткам чтения и письма. В Афинах сложилась иная система воспитания, направленная на развитие ума, нравственных качеств, тела. Величайшие мыслители древности, философы Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. сформулировали первые идеи, положения, рекомендации о воспитании и обучении детей и юношей.

Средневековье вошло в историю доминированием церкви, отходом от античных идеалов воспитания во всех областях духовной жизни, в том числе в образовании и воспитании. Появились университеты, как ответ на новые требования общества к интеллектуально-духовному развитию личности. В трудах мыслителей, государственных и религиозных деятелей средних веков Ф. Аквинского, Ф. Бэкона, Ф. Рабле, М. Лютера, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Э. Роттердамского и др. педагогическое учение получило свое дальнейшее развитие. Поставив человека в центр мироздания, мыслители - гуманисты подчеркивали зависимость морального и социального прогресса общества от качества воспитания, которое получают члены этого общества.

Весь период от древних веков до 17 века вошел в историю как время донаучного педагогического творчества, эмпирической практики.

В конце XIX века в зарубежных странах наряду с благотворительными детскими садами начали распространяться Центры дневного ухода, осуществляющие уход за детьми бедных матерей, вынужденных трудиться на производстве из-за низких доходов их семей. В отличие от детских садов, основной задачей Центров была забота и уход за детьми, а не их развитие и обучение. Наряду с детскими садами использовалась другая форма общественного дошкольного воспитания - это дамские школы, которые устраивали женщины-воспитательницы на основании финансового договора с матерями. В дамских школах детей немного учили шить, вышивать, читать и т.п., но главным образом обеспечивали элементарный уход за детьми.

Одним из краеугольных вопросов того времени - как учить естественным, радостным путем - остается актуальным и сегодня. Какой бы способ ни был придуман энтузиастами и экспериментаторами. Все же большинство преподавателей механически разучивали урок по заранее составленному плану. Ставился вопрос о том, чтобы дошкольное воспитание оказалось включенным в единую непрерывную систему народного образования (в США это произошло в 1840 г., в Великобритании - в 1870 г., в Голландии - в 1956 г.).

Педагоги России видели положительное в системе Ф. Фребеля - во внимании его к детям раннего возраста, их деятельности, системе и последовательности в играх и занятиях, создании специального дидактического материала, в организации особого типа дошкольного учреждения - детского сада. Вместе с тем они подвергали критике фребелевскую систему за ее мистицизм, искусственность, чрезмерную систематизацию и формальный характер занятий, введенных во фребелевских садах. Это тоже явилось стимулом к обсуждению и разработке в России ряда теоретических проблем дошкольного воспитания.

В 1897 г. состоялся первый национальный конгресс матерей, разделявших взгляды Холла, а в 1915 г. эта ассоциация насчитывала уже 60 000 членов; была также выпущена восьмитомная энциклопедия, посвященная проблемам детства. Практически становление науки о детстве вылилось в дискуссию о том, что важнее для ребенка - плетение, вырезание и наклеивание (занятия по Ф. Фребелю), свободная игра (самовыражение по Холлу) или изготовление полезных вещей (труд, по Д. Дьюи).

Его идеи были скорректированы одним из основоположников гештальтпсихологии - В. Келером, разработавшим теорию инсайта: сколько бы человек ни трудился над решение задачи и ни делал проб и ошибок, решение приходит мгновенно, когда ситуация видится целиком, и никаких последовательных шагов в ее решении нет; однако и при таком подходе обязательным условием становится ясное представление о проблеме в целом.

После Первой мировой войны в разных странах начали создаваться центры воспитания малышей при университетах, основанные на идеях взаимодействия с родителями, воспитания детей в коллективе. На исследования в области воспитания детей существенное влияние оказали книги Бюллера, Фрейда, Пиаже и Айзеке, имевшие по преимуществу описательный характер. Значительной популярностью пользовались бихевиоризм (Д. Уотсон) и теория созревания и роста А. Гезелла. А. Гезелл применил новые методы исследования детской психики: прозрачное с одной стороны зеркало, фотографию, киносъемку, наблюдение в определенные краткие промежутки времени, статистику (факторный и вариантный анализ). В экспериментальных учреждениях для младенцев (школах-яслях) применялся анализ результатов, основанный на перемене составляющих учебного процесса: независимо друг от друга варьировались поведение воспитателя, размеры и состав группы, материальное окружение. Большое внимание уделялось выявлению положительного воздействия коллективного дошкольного воспитания на разные стороны детской личности, в частности на развитие интеллекта.

Наиболее популярными образовательными моделями в то время становятся: обучение через открытие Д. Брунера и обучение через восприятие Д. Аузибеля, проблемный анализ Р. Ганье и др. Согласно Б. Блуму, общие цели преподавания (когнитивные цели) можно представить в виде определенной последовательности, включающей шесть уровней: знание (запоминание информации), понимание (интерпретация, передача и использование информации), применение (употребление информации для решения проблем), анализ (информация членится на части, и выявляются соотношения между ними), синтез (информация используется для создания новой информации), оценка (информация сравнивается, сопоставляется и обсуждается в соответствии с заданными критериями).

Гуманистический подход в педагогике связан с именем А.Маслоу, сформулировавшего иерархию потребностей, которые могут служить мотивационными факторами на протяжении всей жизни человека.

Большинство зарубежных учебных заведений США руководствуются идеями Ж. Пиаже, для которого наиболее важным было когнитивное развитие ребенка. Применение его теории на практике состоит в том, что виды детской деятельности должны соответствовать специфическим потребностям каждой возрастной группы. Понимание особенностей развития позволяет педагогу проводить занятия, избегая потери своего времени и не ускоряя темпов работы самих детей. Развитие, считал Ж. Пиаже, проходит определенные стадии, ни одна из которых не должна быть пропущена: сенсомоторная (от 0 до 2 лет), конкретных операций (от 2 до 11 лет), формальных операций (подростковый возраст). Важно, что разные дети могут проходить эти стадии в относительно разном возрасте, и готовность к поступлению в школу наступает у каждого в определенный момент.

Число дошкольных учреждений выросло за это время в десятки раз, причем в городах больше, чем в сельской местности. Оказалось, что умение существовать в коллективе оказывает положительное влияние на детей, а женщины, занятые трудом, благотворно влияют на гуманизацию всех производственных процессов.

Характерной особенностью современного дошкольного образования США, Германии и Японии является разнообразие подходов к воспитанию и обучению детей. Это во многом объясняется позицией государственных органов в отношении дошкольных учреждений: они определяют основные направления государственной политики в области образования, разрабатывают стандарты и выдвигают общие требования к дошкольным учреждениям, желающим получить лицензию и дополнительное государственное финансирование; дают общие рекомендации и определяют основные положения программ обучения дошкольников, однако эти рекомендации не являются жесткими и могут быть наполнены разнообразным содержанием.

Для реализации проекта была создана сеть дошкольных учреждений, называемых Хэд Старт-центрами. К основным задачам проекта Хэд Старт относятся: улучшение здоровья и физического развития ребенка, воспитание уверенности в себе, спонтанности, любознательности и дисциплинированности, психическое развитие детей, в особенности их концептуальных и вербальных способностей, формирование ориентации на успех, моделирование успешного поведения, улучшение взаимоотношений и укрепление взаимосвязей ребенка с семьей, развитие чувства собственного достоинства ребенка и его семьи.

Главные задачи современных педагогов Германии - содействие гармоничному эмоциональному, социальному, интеллектуальному и физическому развитию детей, их личностному росту. Педагоги воспитывают в ребенке такие качества, как уверенность и доверие к самому себе, высокую самооценку, особое внимание уделяется социальному развитию детей, формируют у них навыки позитивного поведения в обществе, организуют деятельность детей на познание ими окружающего мира.

Практика европейских стран и Америки показывает, что в наше время различные подходы к воспитанию постепенно интегрируются, вырабатывается некоторый общий стиль отношения к ребенку, принимающий различные формы в странах с разными культурами и экономикой.

Несмотря на уникальность и особую неповторимость японской культуры и традиций, а также своеобразие менталитета японцев, в Японии также имеет место разнообразие подходов к воспитанию и образованию дошкольников. Определенную известность в конце 1980-х годов получил в стране подход, направленный на формирование группового сознания маленьких японцев. Сторонник и один из активных пропагандистов этого подхода, основатель Токийского общества изучения проблем дошкольного воспитания профессор Инуи Такаси подчеркивает, что духовное развитие ребенка должно быть ориентировано на формирование общественно полезных ценностей. Он и его сторонники выступают за такое воспитание, которое поощряет желание детей действовать сообща исходя их общих интересов. Основная задача воспитателей - быть постоянно рядом с ребенком и оказывать ему помощь в развитии, контролируя этот процесс.

Из японского опыта представляет особый интерес - содержание обучения. В него, помимо традиционного предметного обучения включены дисциплины, в задачу которых входит обучение общественно-полезным навыкам поведения, в том числе навыкам анализа собственных действий, восприятия других людей, общения, организации своей и групповой деятельности. Предметом особой заботы японских воспитателей является формирование группы и группового сознания.

Дошкольное воспитание в начале XXI в. частично выросло из проблем, поставленных феминистским движением 60-х годов в Западной Европе, когда матери, жизнь которых ранее ограничивалась домом, стали бороться за свои права на труд и на хороший уход за ребенком в течение того времени, когда они отсутствуют дома.

Сегодня нет ни одной страны в мире, где бы ни осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств. В развитых странах (Франция, Великобритания, США), охват детей дошкольными учреждениями составляет 80-90 %.

История общественного дошкольного образования, как за рубежом, так и в России отражает соотношение мировоззренческих позиций на том или ином отрезке времени и имеет свои характерные особенности развития, вытекающие из спецификации ставящихся перед ней задач, основных проблем и направлений исследования. Ситуация в образовании характеризуется наличием двух парадигм - свободного воспитания и целенаправленного воздействия взрослого на психическое развитие ребенка, их сближением в современном обществе.

Читайте также: