Камыши бальмонт анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стихотворение написано в 1895 году
Жанр стихотворения, скорее всего, можно отнести
к философской лирике.

Тема - загадочный мир природы и жизни.
Но тему определить сразу довольно трудно.
Если исходить из названия, перед нами - образец пейзажной поэзии.
Но речь не о пейзаже, и воспевания красоты растений мы здесь
не найдем.
Ключевой фразой можно назвать:
"О чем они шепчут? О чем говорят?" То есть, стихотворение не
о камышах, оно об извечной загадке природы.
Тихое шуршание растений автор сравнивает с ночным разговором
и задается вопросом: "О чем этот разговор"?
Не стоит забывать и о том, что поэт принадлежал к символистам
и был ярким их представителем.
Символы в его стихотворении очень живые. "Умирающим ликом"
он называет Луну, "вздохом погибшей души" - шуршание камышей
у воды. - "О чем шепчут камыши лунной ночью"?
Но этим не ограничиваются поднятые в поэзии вопросы.
Тема загадочности природы, недоступных людям знаний
благодаря метафорам плавно переходит на душу лирического
героя и человечества в целом.
Что же такое, этот "бесшумный шепот камышей"?
Разговор? Чувства? Ответ будет правильный, если мы выберем
любой из этих вариантов.
Но наиболее точное определение - это, скорее всего, мысли.
Шепот камышей - это мыслительный процесс.
Мысли бесшумны, но не стихают ни на минуту.
Именно в мыслях рождаются вопросы и образы: слуховые,
зрительные и даже тактильные.
Произведение написано в мистическом ключе.
Загадочный "разговор" камышей - образ, скорее, слуховой,
чем зрительный.

Стихотворение построено на слуховых образах:" шуршат",
"шепчут", "говорят", "змеи свистят", "вздох".
Есть и зрительные, самый яркий из которых - "огоньки", которые
"горят, мелькают, мигают - и снова их нет"; и луна, чей
"дрожит умирающий лик".
Бальмонт обращался в своих строках к игре звуков, их особенному
чередованию. (звучание было одной из ярких особенностей лирики
символистов).
Звуки "ж", "ш", "ч" "п" создают удивительный звуковой эффект.
Особенно богата такими эффектами вторая строчка
"Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши".
Звук "ш" в каждом слове создает ощущение шуршания и шепота
одновременно. Такой прием носит название аллитерация -
повторение одинаковых или однородных согласных,
с целью создать особое звучание, настроение, ощущение.
Интересно звучит и двенадцатая строка:
"Трясина заманит, сожмет, засосет".
Чередование звуков "с" "з" и "ж" придает ощущение мистичности,
зловещего шепота трясины, из которой не выбраться.
Интересны также и гласные звуки, которые создают ощущение
монотонности, напевности.
Общее впечатление, которое вызывает стихотворение
создаётся благодаря не только аллитерации, но и с помощью
метафор. "Умирающий лик" луны; месяц "печально поник";
"вздох погибшей души" - эти метафорические образы вызывают
мистическое настроение, ощущение неизбежности.

В своём стихотворении Бальмонт использует множество эпитетов:
погибшая душа, месяц безмолвный, печальный месяц,
умирающий лик, блуждающий свет, болотная глушь.
Олицетворение: "Камыши говорят", "месяц поник".

Стихотворение состоит из девяти строф.
Строфы состоят из двух строк, связанных последовательной
полной рифмой.
Размер стихотворения- четырехстопный амфибрахий.
Стопа трехсложная с ударением на втором слоге
Рифма АА

Стихотворение с пейзажным названием рисует совершенно
не пейзаж. В ней - глубокие размышления о смысле жизни,
о ее загадках и тайнах природы, которые недоступны человеку.
Стихотворение очень сильное, в нем сплетается много тем и
образов. От образа ночи и шуршания камышей - до загадочных
образов погибших, заблудших и попавших в плен тины путников.

бальмонт анализ стихотворения камыши

К. Бальмонт и символизм

Поэт родился в эпоху, названную в литературе Серебряным веком. Буйство течений и направлений не могло не увлечь молодого поэта. Изо всех направлений наиболее близким Бальмонту оказался символизм. Именно в ключе символизма создано стихотворение, анализ которого мы будем проводить.

анализ стихотворения бальмонта камыши

Для более слаженной аналитической работы уместным будет краткий план анализа стихотворения:

  1. Название и автор произведения.
  2. Жанр и литературное течение.
  3. Тема.
  4. Идея и основная мысль. выразительности.

Данный план является довольно схематическим. Тем не менее разбор по его формуле получится четким и емким.

анализ стихотворения бальмонта камыши по плану

Приступаем к анализу стихотворения. Не будем повторять имя автора и название, переходим сразу ко второму пункту.

Стихотворение принадлежит к литературному течению символизм. Его жанр вмещает в себе элементы как пейзажной лирики, так и философской.

стихотворение бальмонта камыши краткий анализ

В заключение

На основе проделанной работы остается сказать, что основной темой и мыслю стихотворения Константина Бальмонта, является чувство одиночества. Именно оно не дает покой и лирическому герою и самому поэту. Тоска и грусть пронизывают все произведения, это выражается во многих одиноких и грустных образов. В целом стих, мне понравился за его особенную выразительность и тонкую, унылую красоту.

По плану кратко

Что мы знаем о поэте?

Константин Бальмонт — русский поэт Серебрянного века. Принадлежал к символистам, почти все его произведения созданы в этом ключе.

Родился в небольшой деревушке Владимирской губернии. Его родители были довольно образованными людьми, в семье матери издавна любили литературу и привили эту любовь дочери. Вера Николаевна принесла эту любовь и в свою семью, где устраивала литературные вечера, различные чтения и спектакли. Они имела сильное влияние на представителей местной печати, где способствовала публикации многих молодых авторов.

Константин Бальмонт перенял от нее любовь к литературе. Позже поэт скажет, что сильный и страстный характер у него тоже от матери.

В юности будущий символист благодаря знанию многих языков имел возможность изучать шедевры мировой литературы и в них черпать вдохновение для своего творчества.

константин бальмонт

Вариант 1

Далее Некрасов описывает свой неугомонный и бесстрашный характер. В качестве примера он приводит свою ночную прогулку с целью увидеть настоящих чертей, которыми его пугала няня. В этом стремлении добраться до истины можно увидеть задатки будущего реализма Некрасова.

Вернувшись на берег Волги в зрелом возрасте, поэт с нежностью наблюдает за ее великим неуклонным течением. Его сердце успокаивается и отдыхает от суеты большого города. Внезапно идиллия нарушается прозвучавшими стонами. Автор замечает бурлаков и вспоминает о своей первой детской встрече с ними. Когда-то давно вид измученных людей, тянущих свою лямку, испугал и поразил мальчика.

В финале произведения Некрасов подводит неутешительный итог. Прошло много лет, а на берегах Волги по-прежнему звучат душераздирающие стоны. Несколько поколений бурлаков также занимаются непосильным трудом, получая за это жалкие гроши. Выхода из создавшейся ситуации нет.

Вариант 2

Николай Алексеевич Некрасов — истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как о родной матери.

Нежное отношение автора к русской природе просматривается во всем его творчестве, но, чтобы проанализировать тему природы, я возьму в качестве примера лишь несколько наиболее ярких, на мой взгляд, произведений.

В стихотворении “На Волге” Некрасов описывает свое детство. Воспоминания об этом нежном возрасте неразрывны у поэта с воспоминаниями о природе тех мест, где проходили его молодые годы:

Я рос, как многие, в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши.. .

Необычайно трогательны строки этого стихотворения, в которых автор признается в любви реке Великой:

О Волга! … колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Некрасов говорит о реке как о колыбели, и камыши шумят для него колыбельной, убаюкивающей песней.

Из этого стихотворения видно, что поэт не мыслит себя отдельно от русской природы, он целиком в ней и любовью своей приумножает ее красоту. Читатель просто не может устоять перед искренностью, с которой автор признается в любви родной природе, и сам невольно влюбляется в эту красоту так же сильно, как Некрасов, так же нежно и бескорыстно.

В стихотворении “Железная дорога” автор снова восторженно отзывается о родной стороне и природе:

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Влюбленный в русскую природу, Некрасов видит в ней такие тонкие, красивые элементы, такие простые и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту.

Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей…

Некрасов не хочет видеть и не видит Русь другой, он знает и любит ее такую: красивую, обильную, родную. Она не может быть безобразной.

Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, они написаны как бы на вдохе, оптимистичны и сильны своим оптимизмом. Хотя Н. А. Некрасов был реалистом и в его творчестве реально и, может быть, даже жестоко описана жизнь русского народа (например, произведение “Кому на Руси жить хорошо”, где даже само название поэмы говорит о серьезности и неразрешимости вопроса) , несмотря ни на что, его лирика и все его творчество проникнуты оптимизмом и верой в то, что победят любовь и добро.

Тема русской природы переплетается с изображением народной жизни. Развиваясь вместе, эти темы становятся неразрывными для поэта. Так любовь Некрасова к Родине непременно перерастает в любовь к родной природе и благодарность и преданность русскому народу.

Невозможно не обратить внимания на языковые особенности лирики Некрасова. Язык его произведений необычайно прост и близок к народному, недаром Некрасов признан истинно народным поэтом. “Слов немного, но они так точны, что означают все”, — сказал Н. В. Гоголь о творчестве А. С. Пушкина, но, по-моему, эти слова применимы и к творчеству Н. А. Некрасова. Мне кажется, однако, что достижение такой простоты языка далось автору очень непросто, поскольку эта простота дорогого стоит и достается она долгим трудом.

Образ русской природы, нарисованный Некрасовым, сильно характерный. Она бывает разной: ласковой и жестокой, но поэт любит ее во всех проявлениях. Для Некрасова природа — это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа — это часть “Матушки-Руси”, которую Некрасов сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно.

Жанровые особенности

Задымываясь о загадочном шепоте растений, воды и запахе тины, автор подразумевает не то, что видит он и видим мы.

стих камыши бальмонт

бальмонт камыши жанр

Вариант 1

По сути дела, содержанием стихотворения становится мозаика мимолетных, рожденных фантазией поэта образов. Композиция стихотворения аморфна: каждая последующая строчка не столько расширяет сферу изображения, сколько варьирует на разные лады первоначальное мимолетное впечатление.

Это впечатление почти не углубляется: лишь в конце второй строфы появляется намек на активность лирического субъекта. Череда вопросительных предложений намечает существование второго, мистического плана стихотворения. За “тихими стонами” деревьев поэт различает призрачных “духов ночи” — эфемерные создания с “искрящимися очами”. “Лунное сиянье” дополняется новым качеством: интуиция истолковывает красивую тревогу леса как “жажду веры, жажду бога”.

Однако новый поворот лирического сюжета не получает развития: едва проявившись, интонация мистической тревоги вновь уступает место самоцельному любованию “лесной” декорацией. однотипных конструкций, что порой придавало его стихам монотонность.

Ранний литературный дебют и сравнительно быстро достигнутая поэтом известность обусловили заметное, хотя и кратковременное влияние, которое его поэзия оказала на многих поэтов серебряного века.

Вариант 2

В зимнем пейзаже есть что-то таинственное, даже колдовское, волшебное:

Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют

И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.

Стихотворение состоит из трёх восьмистиший, оно написано восьмистопным хореем. Женская рифма (сиянье – изваянье) чередуется с мужской (берёз – грёз). Всё это придаёт звучанию стихотворения гармоничность.

Вариант 3

Благодаря этому музыкальному звучанию, вспоминаются чувствительное журчания и плескания. Мелодичность дополняет и повторяет такие слова: пенье, пророчество, трепыхаются, дремлет, слушают, сияют. Рифмовка применяется и внутри строк. Стихотворец применяет анафоры: мчатся – мчатся, жажда – жажда, шепчут – шепчут, точно – точно.

Поэт для того, чтоб настроить читателя на необходимое восприятие элегии применяет многозначительные приемы языка, выделяет мелодичную сонливость, тревогу, волнение, беспокойство, загадочность, фантазию, волшебство. Часто применяет олицетворение и риторические вопросы.

Бальмонт прекрасно мог чувствовать и улавливать находящийся возле него окружающий мир, выражал искреннее настроение. Произведение наполнено глубоким художественным смыслом, описывает фантастически, великолепные картины.

Мы уже знаем, что стихотворение написано в ключе символизма, в жанре философской лирики. Тема его — загадочный мир природы и жизни.

Интересны также и гласные звуки, которые создают ощущение монотонности, напевности.


Вариант 1

Путь в литературу для Константина Бальмонта отнюдь не был усыпан розами. Несмотря на то, что свое первое стихотворение будущий поэт сочинил в 10 лет, прошло почти четверть века прежде, чем его автор стал по-настоящему знаменитым. Виной всему неугомонный характер Бальмонта, который в душе был истинным романтиком, поэтому постоянно попадал в нелепые истории.

Некоторые из них заканчивались весьма плачевно, как, например, отчисление из университета за пропаганду революционных идей, а также запрет на проживание в крупных российских городах после того, как поэт принял участие в антиправительственном митинге.

В своем увлечении учениями идеологов социализма Бальмонт все же не утратил возможность восхищаться окружающим миром, который, если верить Марксу и Энгельсу, должен был быть мрачным и лишенным привлекательности. Конечно, в любой стране на рубеже 19 и 20 веков можно было найти множество недостатков, и полудикая Россия, только вступившая на путь капитализма, представляла собой довольно удручающее зрелище.

Однако поэт видел и обратную сторону медали, восхищаясь красотой русских полей и лесов, их первозданной чистотой и гармонией. Правда, в тех литературных кругах, где вращался Бальмонт, о подобном писать было в то время не принято, так как и в прозе, и в поэзии царили пессимистичные настроения. Дамы писали о неразделенной любви и суициде, а мужчины призывали народ на баррикады. Бальмонту же при всей его бунтующей натуре после тюремного заключения и ссылки захотелось наполнить душу простыми человеческими радостями.

Вариант 2

В начале стихотворения К. Бальмонт переносит читателя в болотную глушь. Место достаточно мрачное даже днем, но автор для описания событий выбирает полочный час. На болоте ни души. Лишь камыши еле слышно шуршат, переговариваясь между собой. Лирический пытается разгадать, о чем беседа, но его внимание на короткий миг привлекают едва заметные огоньки. Когда взор героя снова падает на камыши, он представляет, как в них живут болотные гады.

Такая угнетающая картина навеивает мысль о том, как к душе, заблудившейся в болотной глуши, ползет сырость. Отсюда практически невозможно вырваться живым: трясина сжимает и засасывает. А что камыши? Они все наблюдают за гибелью, все так же переговариваясь между собой.

Стихотворение состоит из двухстиший, каждое из которых является продолжением предыдущего. Такое строение влияет на ритмическую организацию текста, придавая ему тревожных ноток. Произведение написано амфибрахием, что помогает замедлить темп повествования, ярче воссоздать атмосферу болотной глуши.

Читайте также: