История создания кому на руси жить хорошо кратко

Обновлено: 07.07.2024

Содержание статьи

История создания

Работа над поэмой началась в начале 60-х годов 19 века. Об этом свидетельствует упомянутые ссыльные поляки. Само восстание и арест их произошел в 1863–1864 годах. Первая часть рукописи была помечена самим автором 1865 годом.

К продолжению работы над поэмой Некрасов приступил только в 70-х годах. Вторая, третья и четвертые части были выпущены в 1872, 1873 и 1876 годах соответственно. Вообще, Николай Алексеевич планировал написать по одним данным 7, по другим – 8 частей. Однако из-за тяжелой болезни, он не смог этого сделать.

В последние годы Некрасов тяжело болел, однако продолжал вести активное противостояние цензуре. Четвертую часть поэмы публиковать не хотели. Николай Алексеевич шел на множество уступок. Он переписал и вычеркнул множество эпизодов. Даже написал похвалу царю, однако и это не оказало никакого воздействия. Рукопись была опубликована только в 1881 году после смерти писателя.

Сюжет

В начале повествования главным персонажам задается вопрос о том, кому на Руси жить хорошо. Было изложено 6 вариантов: помещику, чиновнику, попу, купцу, министру и царю. Герои решают не возвращаться домой, покуда не получат ответ на этот вопрос.

Поэма состоит из 4 частей, однако она не является завершенной. Предчувствуя близкую смерть, Некрасов в спешке закончил произведение. Ясного и четкого ответа так дано и не было.

Краткая история создания пэмы

История создания

Автор очень долго, по крупицам собирал материал для своего создания. Он читал и перечитывал труды писателей, которые описывали крестьянскую судьбу до него.

Некрасов разговаривал с крестьянами, он хотел, чтобы и его создание было достоверным. Окончательно замысел написания появился у поэта сразу после отмены крепостного права. В 1863 году Некрасов закончил работу. Он хотел написать истинно народную поэму. Некрасов хотел показать читателям всю жизнь каждого слоя российского общества.

Автор хотел создать самобытное, близкое простому народу произведение. Именно поэтому поэма наполнена словами, которые использует в своей речи простой народ. Пословицы и поговорки щедро наполняют бессмертное произведение.

Первая часть поэмы была закончена к 1865 году. Автор хотел создать повесть о народе, показать в ней абсолютно всё, что он услышал от самого народа.

С горечью Некрасов сознавал, что из его задумки могло бы получиться целое произведение, которое обретёт своё истинное значение только в целости.

Исследователи до сих пор спорят о том, каким же был истинный замысел писателя.

Сюжетная линия показывает, что же хотел рассказать Некрасов. Многие уверены, что автор нарисовал чёткую картину тяжёлого, беспросветного существования народа российского. Но не только простого народа. Писатель показал, что несчастлив весь российский народ, от простого крестьянина до министра

После отмены крепостного права разорились не только крестьяне, но и помещики. По любопытному замыслу, самым счастливым должен был оказаться пьяный. Только ему нечего было терять после изменений, которое произошли в стране.

Автор желал показать читателям всю безрадостную картину жизни людей. Не обошёл он вниманием и муки совести, которые терзали душу чиновника, вынужденного обирать крестьян, чтобы его семейство могло выжить.

По замыслу автора, мужики должны были добраться до царя. Вероятно, монарх тоже должен был поведать печальную историю о собственных бедах.

После этого странники должны были вернуться в свои деревни, от каждой вела тропинка к кабаку. В кабаке они и должны были встретить того, кому на Руси жить хорошо.

Цензура долго не пропускала сочинение Некрасова, в произведении властям мерещился прямой призыв к народному восстанию, а особо внимательным казалось, что Некрасов призывает к революции.

О чём произведение

Прекрасная поэма повествует о том, как семеро крестьян отправились в трудное путешествие.

Крестьяне решили найти самого счастливого человека.

Жители семи деревень с названиями, говорящими о бедах обитателей, сошлись и начали спорить о том, какому сословию живётся вольготнее всего.

В своих поисках крестьяне встречались с многими представителями самых разных сословий. Все они признались, что совсем плохо живётся им на Руси. В долгих странствиях крестьянам помогает скатерть-самобранка, она снабжала их едой и питьём, могла стирать, чинить, прослушивать.

Волшебную скатерть крестьянам подарила птичка. Так она отблагодарила их за то, что отпустили её птенчика. Счастливого крестьяне не нашли, но встреча с сыном дьячка, семинаристом Гришей, могла бы показать им того, кого они искали.

Крестьяне на своём пути встречали людей, которые могли бы подойти на звание счастливого человека. Простая крестьянка Матрёна Тимофеевна, Ермил и даже старуха, которой удалось вырастить самую крупную репу, заслуживали счастья. Но все эти люди счастливы себя не считали. На своём пути странники встречали людей и с трагическими судьбами. Бывший каторжник, который закопал живым в землю немца.

Ещё в 1850-е годы Некрасову приходит идея создания эпического произведения, отражающего народную жизнь. Но реализовывать эту идею он начинает только в 1863-м, после земельной реформы и отмены крепостного права.

Над этой поэмой автор работал почти четырнадцать лет. По изначальному замыслу герои, выйдя из своих деревень, должны преодолеть долгий путь, побеседовать с представителями всех сословий и в результате дойти до самого царя.

К сожалению, болезнь не дала автору реализовать задуманное. Предчувствуя свою скорую гибель, Некрасов свернул повествование и оставил финал открытым (так и не сказано, кому на Руси жить хорошо).

Проблематика:

  • счастье народа;
  • счастье каждой отдельно взятой личности.

Так кому же хорошо? Изначальный замысел автора предполагал, что счастливого на Руси не будет. Потом Некрасов ввёл образ разночинца-демократа Гриши Добросклонова, который нашёл своё счастье в работе на благо народа. Понятно, что это решение было отчасти вынужденным — требование времени.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: в фольклоре легко обнаружить аналогичные мотивы — хождение по миру в поисках правды и/или счастья. В то же время поэма построена по эпическим законам: разбита на части и главы, связанные между собой сквозными персонажами и темой дороги, странничества.

Действующие лица

Поп — первый претендент на роль счастливца. Жалуется на расходы и отсутствие покоя (нужно приходить к каждому больному, умирающему, женящемуся и рождающемуся).

Павлуша Веретенников — собиратель фольклора.

Ермил Гирин — также претендент на роль счастливца, справедливый бурмистр. На момент рассказа сидит в остроге из-за бунта мужиков, поэтому счастливым его назвать трудно.

Гаврила Оболт-Оболдуев — помещик, рассказывающий, как хорошо было до отмены крепостного права.

Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, также изначально причисленная к счастливцам и подробно рассказывающая, какое оно на самом деле — женское счастье на Руси.

Савелий — дед мужа Матрёны. Пример сильного и терпеливого русского крестьянина.

Поливанов — типичный крепостник, жестокий и распущенный самодур.

Князь Утятин (Последыш) — барин, который не верит в отмену крепостного права.

Ионушка — богомолец; рассказчик.

Гриша Добросклонов — семинарист, решивший посвятить свою жизнь народу.

Краткое содержание

Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.

Первый кандидат в счастливцы — поп (священник). На вопрос о счастье отвечает, что никакого счастья ему не отпущено: все средства уходят на обучение сына, а жизнь лишена покоя — всегда могут вызвать к умирающему, а смотреть на горюющих родственников несладко.

Все смотрят комедию с Петрушкой, потом пьют с актёрами.

Ночь после ярмарки, все пьяные. Странники слышат, как в канаве спорят женщины: каждая доказывает, что у неё дома хуже, чем у других. Павлуша Веретенников говорит, что все беды у людей — от пьянства. Мужики с ним не соглашаются: было бы жить хорошо, так и пить незачем. Странники встречают женщину, которая рассказывает о своём ревнивом муже, следящем за ней даже ночью. Странники скучают по жёнам и хотят домой.

Странники заказывают у скатерти-самобранки ведро водки и обещают налить тому, кто докажет, что он в самом деле счастлив.

Дьякону, утверждающему, что счастье в вере, водки не дают. Не дают и бабке, которая счастлива от урожайности репы. Водки наливают солдату, который счастлив, что его ни в одном сражении не убили, и каменщику, добравшемуся домой после тяжёлой болезни.

Народ советует странникам обратиться к Ермиле Гирину: будучи бурмистром, Ермила всегда справедливо поступал. Однажды только проштрафился — вместо своего брата послал в солдаты другого парня. Но Ермила покаялся, и парня вернули (а Ермила до сих пор мучается чувством вины). Правда, Гирин сейчас в остроге за бунт крестьян, так что к счастливцам его отнести сложно.

Семеро искателей счастья встречают помещика Оболт-Оболдуева. Он со слезами на глазах рассказывает, как хорошо было до отмены крепостного права: пиры устраивались роскошные, крестьяне его любили. А теперь всё плохо, крестьяне обленились, всюду разбойники, а самого помещика заставляют учиться и работать, чего он совсем не хочет.

Мужики проходят мимо сенокоса, помогают косить. Тут появляется помещик, велит пересушить одну скирду. Мужикам рассказывают о помещике.

Узнав об отмене крепостного права, этот барин разъярился. И его сыновья, опасаясь, что их лишат наследства, уговорили крестьян делать вид, что крепостное право ещё в силе. Доходило до совсем уж глупых ситуаций, когда мужики делали вид, что их наказывают на конюшне, и кричали погромче, чтоб барин был доволен.

А когда барин умер, начались тяжбы за земли между его сыновьями и крестьянами.

Семь странников приходят в село Клин: по слухам, там живёт счастливая Матрёна Корчагина.

Матрёна Тимофеевна занята и говорить о своей жизни не хочет, но странники обещают помочь ей жать, и женщина рассказывает.

До замужества Матрёне жилось хорошо. А в семье мужа — как в аду. Муж, правда, хороший был: один раз только побил. Но другие члены семьи Матрёну ненавидели. Все, кроме деда Савелия.

Отдельно Матрёна рассказывает о Савелии. Деревня, в которой Савелий жил в молодости, находилась в глухом лесу, и платили крестьяне оброк три раза в год. Потом помещик потребовал, чтобы они сами возили к нему оброк. Крестьяне этого не хотели. Наконец прислали управляющего — немца. Оброк стали требовать регулярно, а кто не мог заплатить, должен был отрабатывать. Потом крестьяне поняли, что их работа заключается в строительстве дороги от их деревни к городу. А значит, вскоре появится сборщик подати.

В течение 18 лет крестьяне терпели немца, угнетавшего их, а потом, когда терпению пришёл конец, по призыву Савелия скинули немца в яму и закопали живым в землю. Мужиков отправили на каторгу, где дед Савелий провёл 20 лет.

Матрёна продолжает рассказывать о себе: когда у неё родился сын Дёмушка, женщина стала меньше работать. Свекровь велела отдать ребёнка деду Савелию, а дед недоглядел, и ребёнка съели свиньи. Приехала полиция и обвинила Матрёну в убийстве ребёнка.

Дед Савелий тяжело переживал смерть Дёмушки и ушёл в монастырь. У Матрёны каждый год рождается по ребёнку. Когда её сыну Федоту было восемь, его послали стеречь овец. Одну овцу украла волчица. Федот гнался за ней, овцу отобрал, но овца была уже мёртвая, а волчица тощая, и у неё волчата. Федот отдал овцу волчице. За это наказали Матрёну.

В голодные времена свекровь заявила, что во всём Матрёна виновата. Её мужа забрали в солдаты. Беременная Матрёна идёт к губернаторше. Отдав лакею все свои деньги, она входит в дом губернаторши, и у неё начинаются роды. У самой губернаторши детей нет, она ухаживает за ребёнком Матрёны и помогает вернуть мужа Матрёны из рекрутчины. Вот и всё счастье.

Странники спрашивают, всё ли Матрёна им рассказала. Она отвечает, что перечислять беды женские всей жизни не хватит.

В деревне пир, поминание барина Утятина. Приходит приходской дьяк, сыновья которого — Савва и Гриша Добросклоновы — очень хорошие ребята. Крестьяне вспоминают старые времена и рассказывают истории.

Одна из них — о том, как верный слуга Утятина, Яков, не смог простить барину, что тот отправил его племянника в солдаты (Утятин имел виды на невесту племянника). Яков повесился у барина на глазах.

Брат Ионушка рассказывает о разбойнике Кудеяре. Кудеяр и двенадцать разбойников вели жизнь окаянную, грабили и убивали людей. Но Кудеяру в какой-то момент начали мерещиться трупы убитых им. Он стал просить Бога отпустить ему грехи. Чтоб грехи были отпущены, Кудеяр должен был тем ножом, которым людей убивал, спилить дуб. Когда Кудеяр дуб пилил, приехал пан Глуховской, который мужиков пытал и вешал. Кудеяр разозлился и воткнул нож ему в сердце. Тут груз грехов Кудеяровых и пал.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Ответ. Гриша Добросклонов.

Этот молодой человек учится в семинарии. Он решил посвятить всю свою жизнь служению народу.

Причины написания поэмы

Русский народный писатель вложил в свой стихотворный роман следующий первоначальный творческий замысел.

В его основе лежит желание создавать хороший, поэтичный и точный образ того, как живется простому человеку на русской земле. А также между строк вызвать у других сословий хоть каплю понимания, что жизнь обычного крестьянина полна тягот и горестей. В ней нет места большому празднику, а некоторые события могут заставить разрыдаться даже главу семьи.

Есть и другая причина появления поэмы: автор хотел показать, что на Руси каждый, начиная от попа или крестьянки и заканчивая богатым человеком, живет со своими проблемами. Эти трудности, способные создаваться в один момент, — следствие жизни на родной стороне, они схожи между собой единой чертой. Узнать, какой именно, можно после вдумчивого прочтения эпопеи.

Описание истории создания произведения

  1. Часть I, без названия, с прологом.
  2. Последыш.
  3. Крестьянка.
  4. Пир на весь мир.
  5. Эпилог.

В прологе писатель наметил конкретную сюжетную линию. Она заключается в споре 7 крестьянских мужиков, решивших выяснить, кому же на Руси легко живется.

Чтобы выяснить правду, временнообязанные отправляются в путешествие по стране. По пути они встречают представителей нескольких сословий и расспрашивают тех о житье-бытье.

Подробнее о произведении и биографии автора можно узнать в Википедии.

Мнения современников о поэме

Николай Гаврилович Чернышевский

  • жизни женщины до замужества;
  • Савелии, богатыре святорусском;
  • Демушке;
  • волчице;
  • губернаторше;
  • бабьей притче.

Другой сторонник поэта, Салтыков-Щедрин, восхищался мужеством Некрасова, желавшего во что бы то ни стало выпустить свое творение в свет, несмотря на цензурные гонения. При этом отмечал, что хлопоты почти бесполезны, ведь критики настолько полны ненависти и угрозы, что к ним почти невозможно подступиться.

Читайте также: