Гоголь коляска краткое содержание анализ

Обновлено: 06.07.2024

ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО

Сергей ДМИТРЕНКО

О повести Гоголя,о школьных сочинениях и о проблеме истолкования литературных произведений

Следовательно, отказываемся от публикации тех сочинений, где заметно вмешательство учителя в творчество ученика: всем нужен натуральный продукт, а не синтетика. Также стараемся не печатать сочинений компилятивных, пусть это даже умелая компиляция. Неплохо, если ученик научился грамотно конспектировать чужое, но нам первостепенно важно увидеть его интеллектуальную самостоятельность, навыки умения по-своему прочитать произведение.

Не сознавая, что тем самым совершенно упускается из виду атмосфера особого комизма, наполняющая повесть от первой до последней строчки. Коротко говоря, чёрт крутит и чёрта кутёж, как в повести, это всё же не один чёрт! Гоголь стремится не создать у читателя ощущение тоски и скуки, а, напротив, вызвать чувство праздника. “Городок Б. очень повеселел, когда начал в нём стоять *** кавалерийский полк” 3 . Пространное описание прежнего состояния городка заставляет воспринимать появление полка как не что-либо иное, а благое, несмотря на всё его своеобразие, движение жизни.

Подробности большого, “чрезвычайного” обеда, данного бригадным генералом, довершают картину. Уже в самом приготовлении к нему есть черты богатырского действа: “стук поваренных ножей на генеральской кухне был слышен ещё близ городской заставы”; “весь рынок был забран совершенно для обеда”. Сама по себе гастрономическая тема окончательно отводит повествование от сатирической к иронической тональности: конечно, чревоугодие, объедение относят к смертным грехам, но всё же сатирически порицать-отрицать питание, то есть, по сути, жизнеобеспечение, не станет любой мало-мальски уважающий себя писатель, не говорю — Гоголь.

И относится это не только к Чертокуцкому. В повести среди эпизодических персонажей присутствуют две колоритные фигуры: “штаб-ротмистр”, рассказывавший “довольно свободно и плавно любовные свои приключения” и овладевший “совершенно вниманием собравшегося вокруг него кружка”, и “один помещик, служивший ещё в кампанию 1812 года”, который “рассказал такую баталию, какой никогда не было, и потом, совершенно неизвестно по каким причинам, взял пробку от графина и воткнул её в пирожное”.

Сатира ли это?! Навряд ли. Пожалуй, здесь переданы общечеловеческие черты комического в жизни. Причина привирания участника войны 1812 года вполне понятна: он явно неудовлетворён тем, как это его участие состоялось в действительности, и теперь стремится приукрасить его. Пробка, воткнутая в пирожное, — своеобразный, пусть опять-таки находящийся в контексте комического богатырства, монумент его сочинённым подвигам во время “баталии, которой никогда не было”.

Ещё более прозрачен образ “штаб-ротмистра”: похвальба любовными подвигами — дело сколь и обычное, столь и неистребимое в любые времена, свойственное отнюдь не только представителям “сильного пола” (при сегодняшнем раскрепощении таковых немало: помимо вызывающих сострадание знаменитых литературных стриптизов Дарьи Асламовой назову, например, многочисленные печатные рассказы о своих любовных похождениях известной феминистки Марии Арбатовой).

Пригласив генерала и офицеров к себе на обед, он уже “заранее заказывал в голове своей паштеты и соусы”, пообещал генералу знакомство с “хозяйкой дома”, но главное — наговорил о своей коляске столько, что никакое её представление наяву не смогло бы превзойти эти описания (что, собственно, и произошло при осмотре экипажа).

Предвкушение задуманного уже не требует осуществления его.

О днако Гоголь не только предлагает объяснение происшедшего с Чертокуцким, но показывает и то, почему это произошло именно с Чертокуцким. Он поначалу вполне вписывается в мир городка, изменившийся после того, как в нём появился кавалерийский полк. Ведь и Пифагор Пифагорович тоже вроде служил “в одном из кавалерийских полков” и, презирая пехоту, очень этим гордился, подчёркивая своё кавалерийское прошлое даже покроем фрака.

Но именно упоминание рассказчиком кавалерийского прошлого Чертокуцкого придаёт многим подробностям его жизни странный оттенок. Прежде всего, этого бравого экс-кавалериста, до сих пор носящего усы и шпоры, мы ни разу не видим верхом. Зато узнаём о его передвижениях в “лёгонькой колясочке” и в “дрожках”. Кроме заглавной “чрезвычайной коляски настоящей венской работы”, он владеет “разъездной” коляской, на которой и приехал на генеральский обед. Известно, что он заплатил немалую сумму за “шестёрку” лошадей для упряжи, а когда генерал приказал привести для показа гнедую кобылу, непревзойдённую Аграфену Ивановну, Чертокуцкий едва не опростоволосился, спросив в разговоре об этой “верховой лошади” про “соответствующий экипаж”.

Всё поведение Чертокуцкого, как о нём рассказано и как оно показано, свидетельствует о детскости, инфантилизме большинства его поступков. Ведь ребёнок не только мечтателен, он постоянно фантазирует, привирает, переводит жизнь в игру. Только у ребёнка с возрастом игра занимает в делах всё меньшее место, а у Чертокуцкого ничего подобного не происходит (напомню лишь его обращение с “капиталом”, полученным в приданое: среди покупок важное место занимали “вызолоченные замки к дверям” и “ручная обезьяна для дома”).

Поэтому неудивительны и сравнение при описании рокового пробуждения Чертокуцкого (“он испустил небольшое мычание, какое издаёт телёнок, когда ищет мордою сосцов своей матери”), и подробность о репейнике в его усах (на что у него они ещё годятся?!).

Немаловажно, что именно жена Чертокуцкого не позволяет супругу оказаться застигнутым врасплох и, по сути, даёт ему возможность какого-то выхода из щекотливого положения.

Другое дело, как он этим воспользовался.

Ответ прост: как ребёнок!

И не просто прячется, а стремится вернуться в единственно безопасное, с точки зрения ребёнка, состояние: в утробу матери 4 . Отсюда и сравнение им самого себя с лошадью, и вначале облачение в халат, а затем и вскакивание в коляску с последующими закрываниями “фартуком и кожею”. (Вспомним рассказ Чертокуцкого о коляске: “когда вы сядете в неё, то просто как бы… нянька вас в люльке качала”; “в карманы можно целого быка поместить”, — теперь в коляске вместо быка, “согнувшийся необыкновенным образом” — можно легко представить, о чём напоминающем, — сидит её владелец.)

Самое забавное и вместе с тем придающее повести классическую законченность заключается в поведении генерала, когда конюх для осмотра выкатил коляску из темноты сарая.

“А, вы здесь. — сказал изумившийся генерал”.

Но сказав так, он, как видно, сразу понял смысл происходящего в душе Чертокуцкого и даже пожалел его, ибо “тут же захлопнул дверцы, закрыл опять Чертокуцкого фартуком и уехал вместе с господами офицерами”.

C лово “коляска” восходит к общеславянскому коло — круг. Круг безудержных фантазий и самозабвенного вранья замкнулся. “Хорошая вещь”, коляска, оказалась той бездной, которая поглотила мнимого кавалериста.

Примечания

Эти мотивы я подробно рассматривал в докладе на научной конференции в РГГУ (8 июля 2002). Сейчас же у меня другая задача.

Городок пробуждается с появлением кавалерийского полка. Правда, оживление это несколько своеобразное. Гоголь описывает повсеместное появление усов, солдатских фуражек и шинелей. Их серый цвет не добавляет улицам красок и чистоты, а развлечения господ офицеров сводятся к игре в карты на одни и те же дрожки, которые меняют хозяев по кругу.

Стремление пустить пыль в глаза, заводит Чертокуцкого в ловушку на генеральском обеде. Пытаясь замять свой промах в неумении отличить верховую лошадь от упряжной, он нагромождает одну ложь на другую. Автор подводит читателя к мысли, что бывший кавалерист не может допустить такую оплошность. Рассказы Пифагора Пифагоровича о своей службе в полку, кавалерийские усы и военный крой сюртука становятся таким же обманом, как и невероятные качества коляски.

Главные герои

  • Пифагор Пифагорович Чертокуцкий — помещик, провинциальный аристократ, в прошлом офицер, надменный, пустой, человек, большой хвастун, прожигатель жизни.

Другие персонажи

  • Бригадный генерал — мужчина преклонных лет, важный человек, хорошо воспитанный, с чувством собственного достоинства.
  • Жена Чертокуцкого — молодая хорошенькая женщина, изнеженная, самовлюблённая, привыкшая к роскоши.

Краткое содержание

Заключение

В своём произведении автор обличает пустых людей, которые не смогли добиться положения в обществе ни своими знаниями, ни своими талантами. Единственный выход для них — беззастенчиво врать и пускать окружающим пыль в глаза, однако в итоге они непременно окажутся в смешном положении.

Одним помещик хочет продать свою коляску, приехавшему в городок, генералу. Приглашает его и участников званного вечера к себе на следующий день, а сам об этом забывает. На следующий день ему приходит в голову спрятаться именно в коляске, когда приезжают экипажи. Генерал смотрит коляску и находит помещика. Коляска оказывается совершенно обычной, не стоящей внимания генерала. Генерал уезжает.

Смысл произведения Коляска Гоголя

Идея повести заключается в том, что подло приглашать людей к себе домой и прятаться, даже если не готов их принять. Нельзя преувеличивать реальные события и качества вещей для собственного блага.

Краткое содержание Гоголь Коляска

Однообразную и ужасно скучную жизнь небольшого города Б. Меняет кавалерийский полк, прибывший в город. Все неожиданно оживает. Генерал имеет обычай устраивать званные обеды, которые привлекают внимание многих офицеров и помещиков. Чертокуцкий Пифагор Пифагорович один из известных помещиков, любящих присутствовать на таких мероприятиях.

В очередной раз был организован званный обед, на котором собралось много народа. Присутствовал и помещик Чертокуцкий. Такое собрание дает отличный повод похвастаться перед всеми каким-либо особым имением. На этот раз генерал после обеда перед всеми расхваливает свою новую кобылу. Чертокуцкий предлагает приобрести у него коляску, которая отлично подойдет для кобылы. Надежда удачно и дорого продать коляску вынуждает помещика пригласить всех присутствующих и конечно же генерала к себе в поместье на следующий же день. Хорошенько напившись на обеде Чертокуцкий забыл о приглашении и не предупредил супругу. Она спохватилась на следующий день, увидев множество экипажей, ехавших к ним домой.

Помещик прячется, яко бы уехал на весь день. Генерал возмущен его отсутствием и решает осмотреть коляску. Она самая обыкновенная снаружи, а изнутри есть нечто особенное. Там спрятан сам помещик. Генерал рассердился и уехал.

Вывод: нужно уважать гостей, которых пригласили. Важно ценить время других людей.

Читать краткое содержание Коляска. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гоголь. Краткие содержания произведений

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Профессор Селезнёв незадолго до дня рождения дочери задумывается о подарке для неё. В это время в гости к Селезнёвым приезжает знаменитый космический археолог Громозека

Летом, когда вовсю шел сенокос, на берегах Десны разрастался временный стан косарей. Каждая семья строили небольшие балаганы, и был общий казан на всех. Был здесь и шалашик Анфиски

Слепцов возвращается домой. С этим человеком явно что-то не так. Он очень рассеян и постоянно про себя о чем-то думает. Его облик, его весь образ говорит о глубоких душевных переживаниях.

Жизнь армейского полка проходит как обычно. Скучная жизнь офицеров заканчивается, когда они знакомятся с Сильвио.

Читайте также: