Анализ по гаспарову кратко

Обновлено: 05.07.2024

25 февраля 2016 г.

Идеи М. Л. Гаспарова на уроках анализа поэтического текста

Проблема обучения школьников анализу лирического произведения является одной из самых сложных проблем филологического образования.

Как использовать методы и приемы, предлагаемые в трудах выдающихся исследователей поэтического текста, на уроках литературы? В каком классе начинать обращение к комплексному анализу, как к этому подвести учащихся в предшествующей работе? И, наконец, как побудить ученика к диалогу с поэтом, пробудить интерес к творческому исследованию поэтического текста?

Одной из сложных и актуальных проблем школьного литературного образования всегда была и остается проблема обучения школьников анализу поэтического текста.

Анализируя лирическое произведение, не очень важно акцентировать внимание на том, кому оно посвящено, но надо показать, как созданное по конкретному случаю стихотворение становится обращением не только к конкретному лицу и не только к современникам поэта, но и к читателям многих последующих поколений.

Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию и анализировать поэтические тексты, необходимо использовать некоторые теоретико-литературные знания о стихе. Эти знания должны охватывать три основных раздела: образность поэтической речи (и вообще язык поэзии), поэтический синтаксис и стихосложение (ритмические особенности стиха).

Анализ стихотворного текста – это анализ в большей степени языковой, так как сущность литературы определяется ее материалом.

Важным условием для успешного анализа стихотворного текста становится осознание учащимися особенностей поэтического текста в отличие от прозаического. Зачастую в ученических работах такого типа встречаются высказывания о том, что в тексте присутствуют рифма, ритм, определенный размер. Это, безусловно, верно. Но следует говорить и о функции, которую они выполняют в стиховой конструкции.

По мнению исследователя английской стилистики И.В. Арнольд, следует различать два основных направления, или типа анализа художественной речи, в пределах которых возможны еще многие дальнейшие варианты.

В первом сначала гипотетически выделяется основная тема целого, затем выделяются лексические, синтаксические, морфологические и фонетические части текста, которые позволяют подтвердить, уточнить, видоизменить или даже опровергнуть исходную гипотезу, в последнем случае гипотезу заменяют новой и повторяют процедуру сначала.

Второй метод основан на движении в противоположном направлении: внимание сосредоточено на какой-нибудь бросающейся в глаза формальной особенности или детали текста, например, на неоднократном повторении какого-нибудь слова или группы слов, развернутой метафоре или неожиданном порядке слов, группе однотипных, например восклицательных предложений, изменении метрики стиха и т.д. Обнаружив такую особенность стиха, исследователь ищет ей объяснение, сопоставляя с другими особенностями и контекстом, проверяет, не поддержано ли такое выдвижение другими способами, и в конце концов формулирует основную идею и тему.

Оба типа анализа должны раскрыть единство содержания и формы, целого и частей, но в первом типе отправной точкой филологического круга является общее содержание, а во втором – детали и форма [4, 41, 42].

Широкие возможности для понимания темы стихотворения открывает комплексный анализ текста по уровням, таким образом мы можем увидеть, как функционируют лексические, фонетические, морфологические, синтаксические уровни. Обнаружение использованных средств языковой выразительности также является и формулой, и средством для выявления сути стихотворения. Используются и такие формулы анализа, как сопоставление сильных позиций текста, сопоставление первой и последней строф, обнаружение сопоставительных и противопоставительных отношений элементов текста на разных его уровнях, выявление функций метра, рифмы и ритма в целом. Одной из важных операций анализа текста становится поиск повтора.

Подобный путь исследования поэтического текста, безусловно, является реализацией первого направления.

В школьной практике в разных ситуациях учитель обращается и к интерпретации, и к анализу поэтического текста. По мнению М.Л. Гаспарова, в строении всякого текста можно выделить такие три уровня, на которых располагаются все особенности его содержания и формы.

Первый уровень (верхний) – идейно-образный, имеющий, в свою очередь, еще два подуровня: во-первых, идеи и эмоции, во-вторых, образы и мотивы.

Третий уровень – нижний – фонический. Это, во-первых, явления стиха – метрика, ритмика, рифма, строфика. Во-вторых, явления собственно фоники, звукописи – аллитерация и ассонанс. Различаются эти три уровня по тому, какими сторонами нашего сознания мы воспринимаем относящиеся к ним явления. Вершина анализа – это целостный анализ поэтического произведения, который основывается на сопряжении анализа художественного мира, поэтической стилистики и композиции.

Это общие положения работ М.Л. Гаспарова. Но каждый раз, обращаясь к анализу конкретного поэтического текста, ученый находит свой путь, свой подход, который всегда интересен и удивителен, независимо от того, к чему обращается он: к исследованию гаммы любовных переживаний Гая Валерия Катулла или к импрессионистическим пейзажам А.Фета.

Как же следует подступать к анализу поэтического произведения? В три приема. Каждый из них успешно реализуется в школьной практике.

Первый подход – от общего впечатления. Я смотрю на стихотворение и стараюсь дать себе отчет, что в нем с первого взгляда бросается в глаза и почему.

Второй подход – от медленного чтения. Стараюсь понять, что нового внесла эта фраза в мое понимание текста и как она перестроила старое.

Пространство этого стихотворения конкретизировано, это сосновый бор. Но в то же время это не просто сосновый бор здесь и сейчас, а это заветное, счастливое место детства, может быть, родина души, место, которое невозможно забыть даже тогда, когда находишься в совсем ином измерении и времени, потому что оно связано с важнейшим откровением детской души: ощущением бесконечной причастности себя этому волшебному миру и верой в то, что впереди удивительная и прекрасная жизнь.

А как же время? Читатель должен замечать время даже тогда, если о нем ничего не говорится. Где нет событий, там нет времени. Пятиклассникам можно задать вопрос: «Какое время описано в стихотворении: настоящее, прошлое или будущее? Каковы отношения между временами? Удивительно, но одиннадцатилетние дети понимают, что время в этом тексте движется не просто линейно. Оно как бы остановилось, вобрав в себя счастливые мгновения прошлого, остро и пронзительно воспринимаемые и переживаемые не только как воспоминания, но и как реальное настоящее. И еще: в этом стихотворении появляется образ другого пространства, пространства навсегда утраченной России, России-мечты. Оно наполнено богатством красок, звуков, запахов, ощущений. Это связано и с авторским восприятием детства как чего-то яркого, незабываемого, существующего независимо от бега времени.

I . Вспомните пять элементов идеального пейзажа. Можно ли назвать стихотворение Лермонтова идеальным пейзажем?

Во время представления результатов групповой работы учитель уточняет и комментирует ответы учащихся, помогает увидеть и почувствовать усиление степени одушевленности внешнего мира, сдвиг от безличного к личностному. Анализируя смену разных планов в изображении пространства, словесник акцентирует внимание учащихся на неоднородности трех первых строф. От общего плана и горизонтали первой строфы через сужение пространства и крупный план второй и, наконец, к тонкой грани между явью мира и миром души третьей строфы. Мир поворачивается в стихотворении Лермонтова от мира внешнего к миру внутреннему. Происходит перелом. И, наконец, в четвертой строфе – апофеоз того, к чему двигались все три строфы.

Мир изменился от горизонтали к вертикали, от мира без Бога к миру с Богом. Гармония стала возможной не только в природе, но и в душе.

Таким образом, можно плодотворно использовать идеи М. Гаспарова в процессе обучения школьников интерпретации и анализу поэтического произведения и в пятом классе, и в старшем звене, обращаясь к различным стихотворным текстам, постепенно усложняя варианты заданий, обращая внимание на специфику лирики, знакомя учащихся со сложной организацией всех уровней построения текста в их внутреннем соотношении и тесном взаимодействии.

1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка / И.В. Арнольд. – М.: Просвещение, 1990. - 301с.

2. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова. Ново-Басманная, 19 / М.Л. Гаспаров. – М.: Художественная литература, 1990. – 15с.

4. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной…Система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н.Эпштейн. – М.: Высшая школа. 1990. – 298с.

5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М.Лотман. – М.: Просвещение, 1996. - 252с.

6. Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики / М.Л.Гаспаров. – СПб.: Азбука, 2001. – 235с.

8. Якубина Л.В. Анализ пространственных отношений текста. Русская словесность / Л.В. Якубина // Русская словесность. – 2002. - № 1. – С.41-48.

Снова тучи надо мною

Собралися в тишине;

Рок завистливый бедою

Угрожает снова мне…

Сохраню ль к судьбе презренье?

Понесу ль навстречу ей

Непреклонность и терпенье

Гордой юности моей?

Бурной жизнью утомленный,

Равнодушно бури жду:

Может быть, еще спасенный,

Снова пристань я найду…

Но, предчувствуя разлуку,

Неизбежный грозный час,

Сжать твою, мой ангел, руку

Я спешу в последний раз.

Ангел кроткий, безмятежный,

Тихо молви мне: прости,

Опечалься: взор свой нежный

Подыми иль опусти;

И твое воспоминанье

Заменит душе моей

Силу, гордость, упованье

И отвагу юных дней.

Ответ получился не особенно удачный. Между тем, на самом деле студент заметил всё нужное для ответа, только не сумел всё это связать и развить. Он заметил всё самое яркое на всех трех уровнях строения стихотворения, но какие это уровни, он не знал. А в строении всякого текста можно выделить такие три уровня, на которых располагаются все особенности его содержания и формы. Вот здесь постараемся быть внимательны: при дальнейших анализах это нам понадобится много раз. Это выделение и разделение трех уровней было предложено в свое время московским формалистом Б.И. Ярхо (Ярхо, 1925; Ярхо, 1927). Здесь его система пересказывается с некоторыми уточнениями.

Третий уровень, нижний, — фонический, звуковой. Это, во-первых, явления стиха – метрика, ритмика, рифма, строфика; а во-вторых, явления собственно фоники, звукописи – аллитерации, ассонансы. Как эти подуровни, так и всё остальное можно детализировать еще более дробно, но сейчас на этом можно не останавливаться.

Итак, попробуем таким образом тематически расписать все существительные пушкинского стихотворения. Мы получим приблизительно такую картину:

тучи рок презренье ангел

(тишина) беда непреклонность (2 раза)

буря судьба терпенье рука

(пристань) жизнь юность взор

разлука воспоминанье

завистливый рок,

гордая юность,

неизбежный грозный час,

последний раз,

кроткий, безмятежный ангел,

нежный взор,

И, наконец, глаголы со своими причастиями и деепричастиями:

г л а г о л ы с о с т о я н и я – утомленный, спасенный, жду, предчувствуя, опечалься;

г л а г о л ы д е й с т в и я – собралися, угрожает, сохраню, заменит, понесу, найду, хочу, сжать, молви, подыми, опусти.

И в заключение – еще два вопроса, которые неминуемо возникают при любом подробном анализе стихов.

1) Имманентный:

-на первый уровень ставит идеи и эмоции, картины и образы, воспринимаемые читателем:

а) верхний уровень (идейно-образный) – идеи и эмоции, образы и мотивы;
б) средний уровень (композиция и стиль) – поэтическая семантика (тропы), поэтический синтаксис (фигуры), художественное время и пространство;
в) нижний уровень (фоника) – метрика, ритмика, рифма, строфика, звукопись (аллитерации, ассонансы).

2) Интертекстуальный:
(популярный в критике XIX века)

- размыкает границы текста, связывает его с многообразием других текстов, мифологией, символикой, культурологией, историей, философией;
- представление о поэтическом мире художника нельзя сформировать в отрыве от биографического контекста, от художественного метода и направления, от духовного состояния общества в целом;
- анализируя одно произведение из цикла, нужно отметить сквозные темы, мотивы, выявить аллюзии, реминисценции или автореминисценции;
-этот анализ – демонстрация глубины понимания авторской мысли и своей читательской эрудиции.


Войти с помощью:

Оставьте свой комментарий

40%



Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: