История развития культуры речи как науки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Что именно роднит культуру речи с культурой в целом?

Культура речи определяется уровнем владения речью речи как часть культуры общения и культуры в целом. Культура речи обладает теми же свой-

ствами, признаками, что и культура в целом, и подчиняется законам культуры.

1. Культура речи как область культуры охватывает не всю речь, а только ту ее часть, которая ограничена рамками культуры общения и рамками литератур-ного языка, соответственно это речь, регулируемая определенными правилами и нормами. Тем самым культура речи противостоит антикультуре, то есть сознательному и намеренному нарушению или искажению принятых в куль-

туре данного общества правил и манеры речевого поведения. Таким образом, отсутствие или недостаточный уровень культуры речи является показателем отсутствия или недостаточности общей культуры, прежде всего духовной.

2. Культура речи сочетает в себе все формы культуры — физическую, материальную и духовную, поскольку включает культуру мыслительной деятельности, культуру исполнения речи, коммуникативно-речевую культуру в целом (в том числе ее этическую и эстетическую составляющие), культуру создания письменных текстов и культуру их издания, хранения и пользования ими, и, конечно же, духовную культуру как содержание и цель речевой деятельности.

3. Культура речи, как и любая область культуры, включает все три вида культуры: общества, коллектива и личности, которые взаимно обогащают друг друга.

4. Культуре речи, также как и всем сферам культуры, свойственна многослой-ность и многоуровневость: это культура устной и письменной речи, культура создания текста, произнесения и восприятия текста; это разные уровни владения людьми русской речью и т. д.

5. Культура речи, как и любая культура, предполагает стремление к совершен-ствованию, а значит, и поискам наилучшего варианта из всех возможных в плане использования языковых или речевых средств. Осознанный выбор — это та творческая задача, которая и служит средством привнесения культуры в пользование речью.

6. Культура создает и задает некоторую систему ценностей в каждой своей об-ласти и в целом. По отношению к речи это проявляется в той разветвленной системе критериев, по которым речь оценивается, и по оценке значимости, ценности культуры речи в общей культуре.

7. Но самое главное в культуре речи то, что это культура осуществления специ-фической речевой деятельности, которая может и сопровождать другую, пред-метную деятельность, но очень часто выступает как самостоятельная и самоценная.

Культура речи — это область лингвистики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной эффективной речи в заданных или смоделированных условиях об-щения.

Культура речи как часть культуры в целом и культуры общения в частнос-ти — это речь данного общества и конкретного человека, которая характеризуется высоким уровнем развития. Культура речи реализует такое речевое поведение, которое одобряется и культивируется данным обществом.

Культура речи — это еще и аспект описания национальной культуры. Ком-петентность в этом отношении — это знание того, как и о чем нужно говорить или о чем нельзя (не принято) говорить в рамках данной культуры в той или иной ситуации. Например, у японцев существует верование, согласно которому опыт, выраженный словами, теряет свою сущность. Таким образом, в момент сильного эмоционального переживания, будь-то смерть родителей, или успех сына на всту-пительном экзамене, или просто прекрасное зрелище, самое правильное — ниче-

го не говорить (А. Вежбицкая, К. Годдард). В русской культуре в аналогичных ситуациях принято, наоборот, разделить с партнерами по общению их чувства и сделать это искренне, с использованием соответствующих той или иной ситуации речевых конструкций.

Культура речи — это совокупность признаков речи и, значит, свойств текста, которые делают речь наиболее пригодной для об­щения, т.е. коммуника-тивно-содержательной.

Учение о культуре речи зародилось еще в Древней Греции в рамках рито-рики как учение о достоинствах и недостатках речи. В риторических трактатах давались предписания, какой должна быть речь и чего нужно избегать. В этих трудах содержались рекомендации по соблюдению правильности, чистоты, яс-ности, точности и логичности, уместности, дослупности, выразительности речи,

образом Аристотель и другие риторы обращали внимание читателей на то, что ри-торических высот, искусства речи можно добиться только на базе владения осно-вами речевого мастерства, то есть правильностью, уместностью, точностью, ло-гичностью и другими достоинствами речи, которые оценивались по различным

составляющим ситуации общения.

Таким образом, нормы вырабатывались в недрах риторики, исходя из ее направленности на осмысление языковых явлений для наилучшего использования в речи и для того, чтобы сделать речь наиболее эффективной, понятной, доступ-ной и т. д. в целом.

В 80-е годы XX века на базе развития психологии, психолингвистики, этно-лингвистики и других дисциплин зарождается коммуникативный подход к речи. В отношении культуры речи этот подход ярко проявился в работах Б. Н. Голови-на, который выделил основные критерии анализа речи, объединил их под терми-

Речь

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция 1. История речевой культуры 1. К вопросу о культуре речи.

Когда мы говорим о русском языке и культуре речи, то нас интересует сразу несколько проблем, которые взаимосвязаны между собой:

1. Русский язык как средство общения.

2. Проблема соотношения языка и речи.

3. Культура речевого общения.

Язык - это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Язык - это также любая знаковая система (звуков, сигналов), передающих информацию.

Именно язык является главным объединяющим признаком нации, так как никакие общие идеи, культурные ценности и совместное хозяйство не могут существовать без единого понимания используемых в общении словесных знаков.

Большая часть обстоятельств, сопровождающих жизнь нации, - места обитания, климат, религия, государственное устройство, законы и обычаи, - от самой нации могут быть в известной степени отделены. И только язык существует в качестве живого, родного языка лишь в сознании нации. Именно в языке запечатлен весь национальный характер, в нем как в средстве общения данного народа исчезают индивидуальности и проявляется общее.

Наличие единого национального языка обеспечивает обществу удобство общения в самых разных сферах деятельности - от бытовой сферы до производственной.

Число звуков речи в любом языке мира меньше сотни. Даже в самом бедном словами языке число слов равно нескольким тысячам. Число предложений, которые можно построить, пользуясь словами, достигает астрономических величин. Число различных текстов, которые можно записать с помощью предложений, практически бесконечно.

Благодаря этому свойству языка мы получаем возможность в любое время высказать любую мысль, любое чувство, любую фантазию или причуду. С помощью горстки фигур строится все бесконечное многообразие и богатство языка, подобно тому, как с помощью горстки химических элементов строится тот удивительный мир, в котором мы живем.

Русский национальный язык, как и любой язык, выступает средством хранения, передачи и обмена информации, установления и поддержания контакта, регулирования общения, эмоционального и эстетического воздействия в процессе коммуникации. Из данного утверждения следует, что язык выступает и как процесс и как средство, при помощи которого этот процесс осуществляется. При этом под процессом традиционно понимают речь, а под средством – собственно язык, как инструмент.

Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, а вслед за ним и многие исследователи обратили внимание на несовпадение этих понятий, находя для этого достаточные общеметодологические и лингвистические основания. Основные различия языка и речи состоят в следующем:

мотивированная, преднамеренная и целенаправленная деятельность человека (или его результат)

явление социальное, создающее возможности для целенаправленной деятельности человека.

ограничен определенным набором

составляющих его единиц

принципиально зависит от языка

средством осуществления речи

Линейна и представляет собой последовательность слов, предложенийвысказываний, связанных по законам грамматики, логики и композиции

имеет уровневую организацию

(фонологический уровень, морфемный, лексический, морфологический,

подвижна, динамична, разворачивается во времени и пространстве

консервативен, стремится к стабильности.

конкретна, неповторима, связана, обусловлена контекстом, ситуацией

отвлечен от конкретных ситуаций

материальна, она воспринимается

органами слуха, зрения, осязания

включает в себя абстрактные единицы, воспринимаемые и узнаваемые только в речи

индивидуальна, отражает опыт личности, говорящего

явление общее, средоточие коллективного опыта многих поколений (языкового коллектива).

характеризуется темпом (быстрая речь и медленная), степенью громкости, произносительной чёткости, тоном (речь громкая и тихая), эмоциональной окрашенностью (речь ласковая, ироническая, гневная и т. д.), степенью стройности, связности (речь последовательная, логичная и речь спонтанная, неупорядоченная, бессвязная, сбивчивая), своими эстетическими качествами (речь художественная, поэтическая и речь

не обладает такими качествами

вариативна, то есть представляет собой разные способы (разновидности)

выражения какой-то сущности

инвариантен, то есть является абстрактным обозначением какой-либо сущности в отвлечении от её конкретных реализаций — различных модификаций, вариантов (любая единица языка инвариантна: называет целый класс относительно однородных объектов, например, фонемы, морфемы, в сравнении с их речевыми реализациями — звуками, морфами)

Таким образом, язык – инструмент познания и организации деятельности людей; социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет по крайней мере одну из форм реализации, устную и письменную. Речь – деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе.

По своей природе язык неоднороден. Это объясняется неоднородностью самого этноса как общности людей. Во-первых, люди объединяются по территориальному признаку, месту проживания. В качестве средства общения жители сельской местности используют диалект — одну из разновидностей национального языка. Диалект, как правило, представляет собой совокупность более мелких единиц — говоров, которые имеют общие языковые черты и служат средством общения жителей рядом расположенных деревень, хуторов.

Территориальные диалекты имеют свои особенности, которые обнаруживаются на всех уровнях языка: в звуковом строе, лексике, морфологии, синтаксисе, словообразовании. Диалект существует только в устной форме. Наличие диалектов – результат феодальной раздробленности во времена образования Древней Руси, затем Российского государства. В XX веке, особенно во второй половине, в связи с развитием средств массовой информации (печать, радио, кино, телевидение, интернет), идет процесс деградации диалектов, их исчезновение.

Во-вторых, объединению людей способствуют социальные причины: общность профессии, рода занятий, интересов, социального положения. Для таких социумов средством общения служит социальный диалект. Поскольку социальный диалект имеет немало разновидностей, в научной литературе для их наименования служат также термины жаргон, профессиональный язык, арго.

Литературный язык – нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т. д.

Индивидуальное использование языка говорящими, влияет на адекватность восприятия и понимание. В связи с этим приобретает актуальность вопрос о нормированности языка, обеспечивающей понятность и доступность. Нормированность литературного языка заключается в том, что состав словаря в нем отобран из общего лексического богатства общенародного языка, значение и употребление слов, произношение и правописание регламентированы, формообразование и словообразование подчиняются общепринятым образцам. Средства, находящиеся за пределами литературной нормы, относятся к просторечию – социально обусловленной разновидности национального русского языка.

В зависимости от целей, установок говорящих, условий ситуации общения происходит отбор языковых средств и их организация в высказывание. Общение с помощью языка предполагает определенную культуру — культуру речи — одно из важных условий успешной коммуникации. Умение общаться с помощью языковых средств, убеждать становится для человека одним из основных условий

профессионального успеха, психологического комфорта

2. Своеобразие развития русского языка

В XVII – XVIII вв. влияние южных русских говоров на язык в Москве усилилось.

3. .Изменения в русской речи XVIII-XIX вв.

4. .Своеобразие языковой политики во времена СССР

5. .Культура речи и три ее аспекта: нормативный, коммуникативный и этический.

6. Проблема определения хорошей речи.

Значительно сложнее обстоит дело с речью конца XIX – первой половины XX века. Эта речь уже не вызывает явного возражения, но иногда тоже воспринимается как не совсем современная.

Из этих примеров можно сделать вывод, не требующий специальных научных разысканий о том, что как хорошая не может восприниматься речь не современная . В обществе происходят со временем явные сдвиги в представлениях об эталоне хорошей речи [Сиротинина 2000]. В определенный период развития общества подобные сдвиги наблюдаются даже в сравнительно короткие периоды времени. Один из таких сдвигов мы пережили (и продолжаем переживать) в 90-х годах XX века.

С другой стороны, представление о хорошей речи, ее эталоне обусловлено социально, а иногда и территориально. Так, во время одной из диалектологических экспедиций деревенские жители сообщили нам, что говорить, спрашивать Куда идешь? некультурно, нехорошо, а надо говорить Далеко ль пошла?

Различны представления о хорошей речи у разных поколений (отношение к жаргону, ты-общению, именованию людей без отчества и т. д.).

Совершенно очевидно, с третьей стороны, что не может быть одинакова речь письменная и устная, монологическая и диалогическая, речь в условиях публичного или массового и в условиях неофициального общения и т. д. Отсюда зависимость оценки речи от функционально-стилевой принадлежности, формы (устная / письменная) и условий ее осуществления.

Итак, хорошая это речь или плохая, нельзя решать вне учета ее ситуации, поставленных говорящим (пишущим) коммуникативных задач, но это обязательно такая речь, в которой соблюдаются современные языковые нормы и этика общения и которая может способствовать достижению наибольшего эффекта.

Приведенное выше определение культуры речи – емкое и точное – несомненный пример хорошей научной речи, но вряд ли неспециалистами будет оценено как хорошее

Целесообразность речи как критерий ее хороших качеств касается не только формы выражения мысли ( Гони или Дай, пожалуйста ; признан умершим или погиб ), но и самого содержания сказанного или написанного, что связывает целесообразность речи с этикой общения (в доме повешенного не говорят о веревке, о покойном или хорошо или ничего и т. д.). Менее яркая связь с этикой общения целесообразности или нецелесообразности речи наблюдается в таких случаях, когда говорящий говорит о чемлибо, не сообразуясь с интересами или возможностями понимания адресатом каких-то деталей, важных для говорящего, но непонятных или неинтересных слушателю.

Безусловное качество хорошей речи – ее соответствие этике общения (и с точки зрения содержания, и с точки зрения самих использованных форм: выбор той или иной лексики, формы императива, использование имени или имени и отчества, вы- или тыобщения и т. д.).

Но дело не в выборе самих слов или форм, а в их соответствии ситуации общения, включая в нее соотношение адресанта и адресата, т. е. фактически речь опять идет о целесообразности использования тех или иных слов и форм. Очевидно, что целесообразность речи – главный критерий хорошей речи.

Многие неправильности пониманию не мешают, но тем не менее исключают хорошее качество речи, поскольку вызывают со стороны адресата или наблюдателя незапланированное говорящим впечатление от его речи, как речи не очень культурного человека. С одной стороны, это просто отвлекает внимание адресата от содержания сказанного. Частотно, например, неправильное склонение сложных числительных ( более семиста , до двухтысяч пятого года , из шестиста наемников ), неправильные ударения, неправильные формы ( проедьте по окружной дороге – в речи Ст. Говорухина), неправильные употребления слов ( Да, порой нелицеприятно знать правду –Рядом с ним сидят интеллигентные люди: один фальшивомонетчик, другой – за экономическое преступление – никакие не уголовники).

Вместе с тем следует учесть, что некоторые неправильности в определенных условиях вполне допустимы: они могут стать условием или составной частью языковой игры (запланированная неправильность речи) или быть простой оговоркой, особенно в спонтанной речи, тем более при ослабленном самоконтроле в неофициальном общении (подмена забытого слова первым пришедшим на ум и т. д.). В отличие от запланированных неправильностей их можно назвать случайными неправильностями (см., например, в речи человека высокой речевой культуры неожиданное Я не помню / на Распопова послали программу? На Головина послали ).

Очевидно, что ни первые, ни вторые не могут служить критерием плохой речи, хотя вторые во всяком случае не могут служить и качеством хорошей речи (первые, если адресат улавливает, что это игра, достаточно компетентен для этого и не может заподозрить собеседника в низкой речевой культуре, могут быть и признаком хорошего качества речи. Однако присутствие посторонних наблюдателей меняет дело и в таком случае).

Оценка качества речи зависит от очень многих условий, в том числе социолингвистических. Жаргонизмы в речи молодежи и в речи людей солидного возраста, в неофициальном и в официальном общении не могут оцениваться одинаково. Однако нельзя как хорошую оценивать речь любых адресантов и в любых условиях, если жаргон полностью вытеснил в данном дискурсе литературную лексику. Следовательно, критерием, если не хорошей в полном смысле этого слова, то хотя бы допустимой речи должны быть, с одной стороны, степень ее литературности (возможны отклонения, но не отсутствие литературных средств общения) и опять же степень целесообразности использования тех или иных языковых средств.

С другой стороны, безусловно, критерием хорошей речи в любом случае остается ее понятность адресату, поэтому недопустимы не только малоупотребительные в русской речи иностранные слова (например, проксенетизм , сикофанты , абсентеизм ), использованные без пояснений в газетных статьях, предназначенных для широкого читателя, столь же непонятные массовому потребителю СМИ жаргонизмы, диалектизмы, но и специальные термины, хотя они и входят в литературный язык.

Меткость разговорного слова не может служить обязательным критерием оценки речи как хорошей, поскольку это характеризует не столько речь человека, сколько его психологические качества: способность к быстрой реакции (за словом в карман не полезет), наличие чувства юмора. Без этих качеств человек самой высокой речевой культуры может затрудняться в выборе слова, вспоминать не самое меткое и удачное, обращаться за помощью к собеседнику, искать нужные пояснения и т. д. Конечно, такая речь не вызовет восхищения, не будет блестящей, но именно в условиях спонтанного непринужденного общения останется тем не менее хорошей. См., например: Я таких полок не видела никогда (каких таких, понятно только потому, что полки перед глазами); А там такая штуковина / Ну как она называется? – Гайка – Вот-вот гайка // Вылетело из головы //.

Хорошая речь – речь не стереотипная, повторяющая набившие оскомину штампы, затасканные выражения, а творческая, выражающая интенции ее автора и вызывающая адекватное понимание у адресата. Именно адекватность понимания делает речь эффективной и поэтому далеко не всякую несомненно творческую, оригинальную речь можно назвать хорошей, например, хорошей обычно не является речь М. Соколова (Известия), несмотря на все его изыски и даже благодаря им.

Однако не может быть названа хорошей и речь Эллочки-людоедки, не способной выразить ни сложные мысли, ни многие понятия. Очевидно, что хорошая речь нуждается в большом словарном запасе, необходимом для выражения любого понятия, любой мысли и любого чувства. Только при этом не надо забывать, что наличие большого словарного запаса и даже умение свободно им пользоваться (что не всегда сопутствует пассивному лексикону), необходимое, но еще не достаточное условие хорошей речи: надо еще помнить о возможностях адресата понимать сказанное.

Само наличие большого запаса слов находится в прямой связи с типом речевой культуры, о котором шла речь выше.

Таким образом, хорошая речь, в процессе которой решаются коммуникатиные задачи, обладает набором признаков, среди которых: нормативность (правильность), актуальность, ситуативность, целесообразность, понятность, этичность, точность, оригинальность, выразительность, информативность, логичность.

Овладение коммуникативно-речевой культурой, повышение ее уровня необходимо специалистам, по роду своей деятельности связанным с людьми, общением.

Подводя итог сказанному, отметим, что культура речи — это не просто следование нормам литературного языка, умение выбирать из существующих в языке вариантов наиболее правильный, точный, выразительный, этичный, целесообразный именно в данной ситуации, но и умение эффективно и рационально организовать свою деятельность в любой сфере своей жизни. Профессиональные качества представителя любой сферы деятельности определяются умением эффективно осуществлять выбор языковых средств в процессе деловой коммуникации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите о связи языка с историей и культурой народа.

2. Расскажите о своеобразии развития русского языка в XIV-XVII вв.

3. Какой говор постепенно распространялся и стал основой для единой общенациональной языковой нормы?

4. В чем различие между московской и петербургской нормами произношения?

5. Расскажите о своеобразии речевой культуры XIX в.

6. В чем своеобразие языковой политики во времена СССР?

7. Рассмотрите культуру речи и три ее аспекта: нормативный, коммуникативный и этический.


Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

  • Введение
  • Тема 1.. Риторика как наука и искусство
  • Тема 2.. Краткая история риторики
  • Тема 3.. Язык, речь, речевая деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Краткая история риторики

Риторика в Древней Греции

История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.

Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.

Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.

Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).

Развитие риторики в Древнем Риме

Риторика в Средние века и эпоху Возрождения

Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.

Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.

В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.

Становление русской риторики

В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.

На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.

Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.

Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.

В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.

Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.

В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.

В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.

История формирования стилистики и учения о культуре речи

В 20-е годы XX в. начинается собственно научное осмысление проблематики речевой культуры в русской лингвистике. Оно связано, прежде всего, с именами В.И. Чернышова, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, В.В. Томашевского, С И. Ожегова, А.И. Ефимова, А.И. Гвоздева. Признание новой лингвистической дисциплины ортологии (культуры речи) нашло отражение в словарях и справочниках.

В 50-60-е годы возрастает общественный и научный интерес к вопросам культуры речи. Это было связано с расширением нормативной базы, с активными заимствованиями в литературный язык диалектизмов, просторечия, профессионализмов, а также иноязычной лексики. В связи с этим уточнялись научные принципы культуры речи, в частности определения нормы как объективно-исторического явления.

Важным событием в эти годы было проведение дискуссии по проблемам стилистики. Работы Д.Н. Шмелёва, М.Н. Кожиной, О.С. Лаптевой, Б.Н. Головина, О Б. Сиротининой сыграли существенную роль в выяснении понятий стилистики.

Проблемы культуры речи и стилистики ставились и решались в зарубежной лингвистике. Так, например, исследованию проблем функциональной стилистики посвящены работы представителей Пражской лингвистической школы: В. Матезиуса, В. Гавранека и др. Главной задачей в области языковой культуры они считали развитие в литературном языке тех качеств, которых требует его социальная функция.

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ

Центральным понятием теории культуры речи является норма. Основной задачей культуры речи как раздела языкознания является изучение объективных языковых норм (на всех уровнях языка) в их отстоявшихся формах, противоречиях, в возникающих тенденциях и т.д. с целью активного воздействия на языковую общественную практику.

Норма литературного языка - сложное и диалектически противоречивое явление. Трудности определения этого понятия обусловлены наличием в нём, казалось бы, взаимоисключающих признаков, одинаково признаваемых правильными.

Характеризуя языковую норму, в качестве основных черт обычно указывают на её устойчивость (или даже стабильность), на общераспространенность и обязательность соблюдения, авторитет источников и литературную традицию, культурно-эстетическое восприятие (оценку) и привычность (узус) её функционирования. С другой стороны, норма, как и сам язык, постоянно изменяется, эволюционирует. То, что в прошлом было распространённым, обязательным, может превратиться в антинорму, т е. речевую неправильность.

В современном языкознании существуют разные точки зрения на принципиально важный вопрос - о природе языковой нормы. Является ли норма узусом (обычаем), отражающим внутренние, независимые от общественной оценки свойства языка, или норма - это установление, закон? По-видимому, ответ может быть один: и узус, и закон. Природа нормы двусторонняя. В ней скрещиваются и стихийные (основанные на внутренних свойствах языка) речевые навыки и внешние, социальные факторы, без которых немыслимо само существование языка.

ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Нормы постоянно меняются. Это изменение не может быть быстрым, поэтому неизбежно существование новой и старой нормы.
Норма, как правило, кодифицируется. Кодификация нормы - это её официальное признание и описание в словарях, грамматиках, справочниках. Кодификация обеспечивает большую устойчивость нормы.

Различаются следующие структурно-языковые типы норм, выделяемые на различных уровнях языковой структуры: орфоэпические, акцентологические, морфологические, нормы словообразования, синтаксические лексические и стилистические нормы.

Читайте также: