История одного предмета проект в доу

Обновлено: 03.07.2024

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды встал вопрос об их назначении, отличительных признаках. Так начался мой проект.

Почему именно ложка?

Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.

В нашем саду есть музей в который мы ходим на экскурсии, проводим тематические занятия. Наша главная задача пополнение нашего музея экспонатами. Для детей сложно подготовить экспозицию понятную и доступную, а в развитии детей важную задачу играет воспитание культурно-гигиенических навыков.

История ложки.

Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. Сохранилось много экземпляров бронзовых и серебряных ложек этого периода, которые хранятся в исторических музеях по всему миру. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). Интерес представляют коронационные ложки, использовавшиеся для помазания английских королей. В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки — ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса. В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании.

Проект “История ложечки” был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Задачи проекта: помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая); обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды; в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса); совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение ребенка, способность фантазировать: показ возможностей детского творчества.

Что такое ложка, какими были ложки раньше, из чего изготавливают ложки, где можно увидеть разнообразные ложки.

Название проекта: “История ложечки”.

Тип проекта: коллективный, познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети детского сада, родители.

Длительность проекта: краткосрочный

Цель проекта: поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам.

Ожидаемые результаты:

  • ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
  • ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
  • ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
  • ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментированию.
  1. Подготовительный:
  2. Подбор художественной литературы для чтения.
  3. Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
  4. Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
  5. Основной (практический):
  6. Чтение художественной литературы: Кристиан Пино “История деревянной ложки” в сокращении, сказка “Жихарка”.
  7. Дидактические игры на классификацию: “Какая бывает посуда”, “Ложки разные бывают” (по размеру), “Из чего ложечка?” (материал), “Для чего и почему?” (по назначению).
  8. Игры-забавы: “Пронеси – не урони!”

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.

Вопросы к детям по презентации:

- Что делают люди на картине? (слайд 2)

- Чем они пользуются за столом?

- Как вы думаете, когда появились первые ложки?

- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)

Рассказ воспитателя: очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд 4).

Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 5), добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 6), которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7)

В них можно было хранить и варить еду (слайд 8) , а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка. Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 9)

В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 10), или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (слайд 11)

- Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (слайд 12)

И напоследок, несколько загадок и пословиц о ложках.

Загадки:

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

Кто такая?

Каши зачерпнёт
И отправит в рот.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.

Сама не ем,
А людей кормлю.
Кто такая?

Каши зачерпнет
И отправит в рот.
Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко,
- Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,
А людей кормит.

Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!

Участники проекта– воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.

Тип проекта– образовательный.

Масштаб– долгосрочный

Актуальность

Для разностороннего развития детей подготовительной к школе группы важно расширять границы познания окружающего мира, развивать эрудированность и логическое мышление, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к достижениям науки и техники можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.

Цель

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместный детско-родительский проект по углубленному изучению предметов окружающего мира, созданными руками человека.

Задачи

1. Приобщение родителей к реализации проекта по поиску и сбору материала, как активных участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО.

2. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самим воспринимать новую информацию от сверстников.

3. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

Продукт проекта – картотека детской художественной литературы; иллюстрации, слайды, презентации о предметах окружающего мира; различные модели детского творчества из бросового и природного материала, бумаги и картона;

Возраст детей, на который рассчитан проект: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Сроки реализации проекта: сентябрь – май, два занятия в месяц - 18 занятий в год.

Реализация поставленных задач проходит в 3 этапа:

I этап – Организационный.

Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

Распределение заданий для участников проекта, подбор детской энциклопедической литературы и различного дидактического материала.

Организация условий для реализации целей и задач проекта.

2 этап – Содержательный.

Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: оказание помощи детям в подготовке материала (презентации, слайды, иллюстрации, доклады).

Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему.

Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками.

Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.

3 этап – Итоговый.

Выявление уровня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о предметах окружающего мира, созданных руками человека (мониторинг).

Анализ востребованности детьми созданных моделей в повседневной самостоятельной деятельности.

Выявление уровня социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умения выступать перед сверстниками, умения слушать выступающего.

Анализ вовлеченности родителей и детей в процесс совместной работы.

Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

Повышение познавательной активности детей в ходе углубленного знакомства с предметами окружающего мира, созданными руками человека.

Сформированность знаний детей о многообразии и видоизменении предметов окружающего мира. Обогащение представлений детей о причинах изобретений тех или иных предметов.

Обогащение предметно-развивающей среды группы иллюстрациями, игрушками, играми, презентациями, альбомами и т.п.

План работы по реализации проекта

№ п/п

Мероприятие

Срок

Ответственный

Продукт /

Результат

Знакомство родителей с перспективами работы по познавательному развитию детей группы. Интерес к новой форме работы

ООД по ознакомлению с окружающим миром

Систематизация накопленных знаний

Воспитатели, дети, родители

Поделки из бросового и природного материала, бумаги, картона и т.д.

Подбор видеороликов, презентаций, слайдов, иллюстраций

Видеоролики, презентации, слайды, иллюстрации

Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований.

Рефлексия о совместно проведенной работе.

Итоговый анализ проведенной работы

Воспитатели, дети, родители

Мониторинг на начало и конец учебного года:

Классифицирует предметы быта, транспорта и технические устройства, знает об их назначении и значимости для жизни людей.

Знаком с историей изобретения предметов быта, транспорта и технических устройств, их видоизменениями в различные времена.

Имеет представление о правилах безопасности при использовании предметов быта, транспорта и технических устройств.

Высокий уровень – овладевший материалом в полном объеме.

Средний уровень – овладевший половиной изученного материала.

Низкий уровень - овладевший менее чем половиной изученного материала.

Список используемых сокращений:

ЧХЛ - чтение художественной литературы

С.р.и. - сюжетно – ролевая игра

Дид. игра – дидактическая игра

Планирование образовательной деятельности

Тема и программное содержание

Закрепление пройденного материала

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Творческая мастерская: изготовление конической азиатской шляпы.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Экскурсия в прачечную детского сада.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Конструирование пылесоса из бросового материала в свободной деятельности.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Экскурсия на кухню детского сада.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Список использованной литературы:

Венгер Л.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. - №1.

Венгер JI.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. - №4.

Выготский JI.C. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983. - 179 с.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.

Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография. М.: Педагогическое общество России, 2000. -160 с.

Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как средство познания социальной действительности. Тольятти, 1996. - 96 с.

Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 2002. — 45 с.

Дыбина О. В. Что было до… : Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников.М.: ТЦ Сфера, 2010.-160с.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004455

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Участники проекта : дети средней группы,педагоги и родители.

Тип проекта : информационно-исследовательский, творческий.

Вид проекта : краткосрочный

Межпредметные связи : социализация, коммуникация, экскурсия в мини-музей детского сада, художественное творчество (лепка, рисование аппликация, конструирование).

Предполагаемые продукты проекта :

-выставка творческих работ детей

- авторские сказки детей и родителей про стул, кресло

Поэтому, мы решили в средней группе, познакомить с историей развития кресла, стула. Раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительного рукотворного мира, мира творческой деятельности человека.

Цель: содействие становления субъективно-ценностного отношения к рукотворному миру предметов, раскрытие мира творческой деятельности человека.

Знакомить с назначением предметов домашнего обихода.

Дать понятие о том, что человек создаёт предметы для своей жизни.

Активизировать познавательную деятельность детей.

Развивать интерес к предметам рукотворного мира.

Развивать ретроспективный взгляд на предметы.

Развивать творческое воображение, любознательность, мышление, мелкую моторику.

Воспитывать чувство гордости сопричастности к истории своего народа.

Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Вопросы проекта :

На чём сидели люди, до того как появилось кресло?

Для чего человек создал табурет и стул?

Зачем человек создал кресло?

1. Подобрать информационный материал, детскую и педагогическую литературу, иллюстрации, картинки.

2. Собрать игрушки-стулья для выставки в группе.

Реализация проекта с детьми :

1. Занятия познавательного цикла:

2. Посещение мини-музея при МДОУ

-цель - познакомить с убранством Коми избы.

3. Чтение художественной литературы:

-чтение стихов (приложение)

-отгадывание загадок (приложение)

-заучивание загадок по теме

-чтение сказок, которые сочинили родители с детьми

4. Практическая деятельность детей:

5. Работа с родителями:

-поиск информации об истории кресла, стула

-поиск фольклорного материала (загадки, стихи) для тематической папки

6. Ожидаемый результат

-сформированы представления детей о предметах домашнего обихода

-развитие коммуникативных навыков, толерантности при ролевом взаимодействии

-увеличение количества родителей принимающих участие в совместной деятельности.

Результаты проекта

-Педагоги пополнили и закрепили знания по теме проекта.

-Для детей материал был доступен и интересен.

-Родители приняли активное участие в совместной творческой деятельности. Обогатили родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

В проекте участвовало 14 семей, что составляет 61% от общего количества. По устному опросу родителей дети рассказывали дома, какие бывают стулья, кресла, и на чем сидели древние люди. Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-родитель. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Миасская средняя общеобразовательная школа №1

Красноармейский район Челябинская область

ПРОЕКТ
История одного предмета

Учащиеся 4В класса

Учитель: Шведова И.В.

Индивидуальный поиск:

Каждый предмет имеет свою историю… А если эта история передается из уст в уста на протяжении многих лет – это превращается в легенду. Есть предметы, которые хранят память о наших предках. Взять, например, кресло-качалку или матрешку. Для кого-то это просто удобный стульчик и обыкновенная игрушка. А если, это кресло передавалось из поколения в поколение в вашей семье, а сделал его ваш прапрадед? А матрешка сохранилась со времен войны? Сразу же эти предметы приобретают особую значимость. В каждой семье есть такие вещи, они становятся оберегами. Историю таких предметов мы хотели собрать, пообщавшись со своими бабушками и дедушками.

Индивидуальный поиск

История одного предмета

ИКОНА Божьей Матери

Выполнила: Халаимова Ксения

Казанская икона Божией Матери особо почитается на Руси. В каждом храме, в каждой верующей семье можно увидеть этот образ. Казанской иконой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии.

Эта икона сопровождала меня с самого рождения. Сколько себя помню, она всегда в нашем доме. Не могу сказать, что члены моей семьи – верующие люди, которые посещают храм или читают молитвы. Я сама не знаю ни одной молитвы, да и папа старается оградить меня от церковной литературы, от каких-либо религиозных мероприятий. Но почему-то к этой иконе у него совсем другое отношение. Он почитает ее, как и моя мама. Мы много переезжали… И всегда первый предмет, который вносили в новое жилище была эта икона.

В трудные для семьи время я несколько раз видела, как бабушка вместе с мамой что-то шептали, смотря на икону. Маленькой я не придавала этому значения, а теперь у меня проснулся интерес. Действительно ли эта икона полна какой-то таинственной силы, имеет особую значимость для членов нашей семьи?

В семье прабабушки Лизы икона передавалась по женской линии: ей она досталась от ее мамы (в памяти нашей семьи осталось только отчество - Николаевна), а маме от её мамы. Этой иконе около 150 лет. Ею благославляли молодых при венчании, использовали на обряде при рождении детей. В то время почти все члены нашей семьи были людьми верующими, и каждый день у иконы читались молитвы. Времена были лихие, тяжелые, много горя повидали. Но моя прабабушка считала, что именно эта икона уберегла семью от многих несчастий. Был период, когда прятали икону. Чуть ли не преступниками считались те, кто ходил в храм.

У прабабушки Лизы своих детей не было, а моя мама была ее любимая внучатая племянница, поэтому икона перешла по наследству моей маме. Теперь она хранится у нас дома. Первый раз я увидела икону, когда была еще маленькая.

Прадедушка Михаил Степанович рассказывал, что в 1970годах он реставрировал оклад и раму, вставил во внутрь искусственные цветы, закрывая поврежденные участки.

Эта икона считается оберегом нашей семьи. Когда-нибудь она станет моей, я тоже буду бережно ее хранить.

Икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня. Святыня, которая объединяет всех членов семьи.

История одного предмета

Семейный оберег

(из бабушкиного сундука)

Выполнил: Руденок Владислав

В каждой семье храниться какая-то вещь, которая досталась им от прабабушек или прадедушек. У нас в семье это необычный предмет – наволочка. Скажите, не такая это уж и ценная семейная реликвия? Может быть, для кого-то и так. Но в нашей семье эту наволочку бережно хранят, ведь вышивала ее моя прабабушка Елизавета.

Полное ее имя – Пяткова Елизавета Григорьевна. Жила она на Украине в селе Губари Репкенского района Черниговской области. С молодости она увлеклась вышивкой. Почти каждый предмет домашнего обихода, элемент одежды был приукрашен изящным узором, сделанным руками моей прабабушки. Именно эта наволочка появилась в 50-е годы. Купила как-то Елизавета Григорьевна кусок белой ткани. А годы были тогда тяжелые, послевоенные. Везде голод, разруха, а людям хотелось жить и жить красиво. И вот решила Елизавета, что члены ее семьи должны спать на красивых наволочках и нашила их более 10 штук. Ведь семья была очень большая, детей было восемь человек. Долго и кропотливо она вышивала рисунок, находила время на это трудоемкое дело… А забот в то время было полно: работа в огороде, со скотиной.

Вышивка представляет собой вроде обыкновенные цветы, но это цветы – символ счастливой и мирной жизни, которая только-только началась после войны. Выполнены цветы симметрично, относительно центрового большого цветка, но есть небольшие отличия. Например, последние цветочки: один смотрит вниз, а другой вверх. Наверное, это пробы, поиск лучшего рисунка. А может быть, это что-то обозначает. Сейчас уже не найти ответа, можно только предположить.

Моей бабушке Надежде Ивановне Семеновой перешли по наследству только две такие наволочки. Сейчас одну из них хранит моя мама Руденок Наталья Анатольевна. Они для нее, мне кажется, являются оберегом семьи, символом счастливой и спокойной жизни.

То, что сделано руками близких родственников, хранит тепло не только их рук, но и тепло их сердец. Ведь, вышивая, сидя за многочасовым рукоделием, наверняка, моя прабабушка Елизавета думала о своих близких, желала им здоровья и всей душой, всеми своими мыслями оберегала тех, кому предназначались эти предметы. Надеюсь, что эта наволочка станет оберегом моей семьи.

История одного предмета

Ухват или рогач

Выполнил: Ваганов Владимир

1. Не бык, а бодает,

Не ест, а хватает.

2. Что схватит – отдает – снова в угол отойдет.

В селе в старину главное в доме была печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли Вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий? В чем же секрет ее долговечности? А причина в универсальности. Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. А было время в ней даже мылись!

Русская печь – это и посуда особой формы (горшки да чугуны), и ухваты. Посуда в русской печи нагревалась больше с боков, а ручек тогда никаких не было, поэтому посуду такой формы удобнее было доставать ухватом. И именно он назывался хозяином кухни!

Но иногда женщины применяли ухват и как орудие для самообороны. Даже пословица была: баба с ухватом, хоть на медведя.

Много с ухватом в старину связано примет, часто его использовали в обрядах

Например, на второй день после свадьбы гости брали ухваты, лопаты и, перемазавшись сажей, ездили по всей деревне, производя много шума. Считалось, что это отпугнет несчастья и беды от молодых.

А когда роженице приходило время рожать, то нужно было по-особому поставить ухват у печи, чтобы не сглазить ребенка.

Когда хоронили, то на месте в доме, где был покойный, обязательно на ночь клали ухват, отпугивая недобрые силы.

Ей он достался еще от ее мамы. Хранится ухват у моей бабушки Нины. Она живет в селе Шумово.

Конечно, этот ухват уже не применяется по прямому назначению, но является нашей семейной реликвией, он – хранитель нашего семейного очага. Считается, что именно этот рогач отпугивает злые силы от нашей семьи.

История одного предмета

Видок – оберег для детей

Выполнил: Финтисов Дмитрий

Я хочу рассказать о настенном полотенце. Эта вещь переходила из поколения в поколение в моей семье.

Принадлежало это полотенце (видок) моей прапрабабушке Екатерине Федоровне, 1898 года рождения. У нее было 16 детей. Большинство умерли во время голода в зо-е годы прошлого века. Была война, трудно пришлось моей прапрабабушке, много горя повидала, много слез пролила, схоронив своих малых деток. В живых осталось только пятеро детей. Для каждого из детей в то время она начала вышивать оберег – полотенце. Правильно оно называется – видок. Вешается он над кроватью ребенка. Считается, что видок защищает детей от сглаза недобрых людей.

Такие полотенца-обереги считались роскошью, потому что люди в то время жили очень бедно. И в каждой семье к нему относились очень бережно.

Моя прапрабабушка 60 лет тому назад передала его моей прабабушке, а она моей бабушке. В сюжете самой вышивки просматривается тема семьи. У родового дерева собралась семья со своим чадом.

Теперь видок хранится у моей мамы в старом чемодане с другими семейными реликвиями. Я нашел его, принес в класс и рассказал одноклассникам историю этого семейного оберега.

История одного предмета

(из дедушкиного сундука)

Выполнила: Кашкарова Екатерина

Однажды в доме у дедушки с бабушкой я нашла необычную вещицу…. Что это такое?

Оказывается, это бритва! Это сейчас мы часто видим бритвенные станки, а раньше именно таким приспособлением пользовались наши дедушки и не только…

Досталась эта бритва нам по наследству от прадеда. Сейчас она хранится в доме моих бабушки Маргариты и дедушки Василия, в семье Спицыных.

Бритва в свернутом виде вместе с футляром.

История одного предмета

Выполнил: Савинков Евгений

Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло . Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле.

Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой. У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом - держать равновесие.

На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.

Чаще всего изготавливают коромысла из березы, орешника, клена. Из ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло.

В нашей семье тоже есть коромысло. Оно досталось от прабабушки Веры (папиной бабушки). Она носила воду из колодца на коромысле. Мой папа в детстве помогал бабушке и дедушке, носил воду на коромысле. Сейчас это коромысло находится в музее. Я тоже пробовал носить ведра на коромысле, но у меня не сразу это получилось. Оказывается, это очень сложно.

Есть много пословиц, поговорок и загадок про коромысло:

Пар столбом, дым коромыслом.

История одного предмета

(из дедушкиного сундука)

Фотоаппарат советских времен

Выполнила: Кукушкина Вера

Мой дедушка Геннадий Васильевич Кукушкин – фотограф. Он фотографирует уже более 60 лет.

Дедушка хранит его как память о деле всей своей жизни.

На этот фотоаппарат была запечатлена жизнь многих людей. Многие события, которые удалось сфотографировать моему дедушке, теперь уже история, история страны Советов. Появился этот аппарат в послевоенное время, видел он разруху, видел времена создания колхозов. Тогда сделать снимок своей семьи был целый ритуал. По окончанию полевых работ или накануне государственных праздников в фотоателье приходили целыми семьями. Одевались в самые лучшие одежды, а снимки часто не просто хранили в фотоальбомах, а вешали портреты на стену, как украшения, как картины.

Потом появились, конечно же, более усовершенствованные модели, техника никогда не стоит на месте… Но этот фотоаппарат стал для моего деда талисманом. С ним дедушка не расстается никогда. Фотоаппарат прекрасно сохранился и работает до сих пор! Я показала фотоаппарат в классе. Больше всего ребята заинтересовались пленкой с негативами.

История одного предмета

Выполнили: Садыкова Алия и Харисова Татьяна

По одной из версий, самовар - азиатское изобретение, привезенное позднее на русские земли. Считается, что многие детали напоминают элементы кухонной утвари монголов, китайцев.

В 1778 году в Туле братьями Иваном и Назаром Лисицыными бала открыта первая самоварная фабрика. В 1812 году открывается еще одна фабрика Васили Ломова. Он выпускает самовары высокого качества, это приносит ему известность, даже персидский шах вручает ему орден Льва и Солнца. В 1825 г основана самая знаменитая фабрика тульских самоваров во главе с Баташевым И.Г. И много других фабрик по производству самоваров были открыты в Туле. Были самовары керосиновые (но не пользовались спросом: дрова были дешевле), угольные. Теперь есть и электрические. Но в основном самовар в наше время – это сувенир и дань прошлому. В Туле есть музей, где расположена огромная коллекция самоваров. Сегодня купить самовары можно практически везде. Не секрет, что происходит возврат к былым ценностям, и вещь, еще вчера бесполезная и дешевая, может уже завтра превратиться в бесценную. Так произошло и с самоварами.

Особой ценностью обладают антикварные самовары. Тогда каждый самовар выполнялся индивидуально, мастерски. Каждый самовар представлял маленький шедевр, имел клеймо, где и когда был выпущен агрегат, его географическая принадлежность.

Многие из них расписаны национальными сюжетами и узорами. Самовары – лучшие подарки для тех, кто любит и ценит свою историю.

Самовар семьи Садыковых.

К нам часто приезжают гости, и мы любим пить чай именно из самовара.

Папа кидает в него горячие угли, и он закипает за пять минут. Чай из самовара получается очень вкусным, пахнет дымком .Однажды я спросила у мамы: ”Откуда у нас этот самовар?”. Мама сказала, что это очень старый самовар. Его отдала маме её мама, моя бабушка, которая живет в Курганской области .А бабушке он достался от моей прабабушки.

Вот такой у нас самовар. Скольких людей он напоил вкусным чаем. Я люблю наши посиделки за нашим самоваром.

Самовар семьи Харисовых

В моей семье, есть реликвия, старый тульский самовар 1924 года.

Переходит он из поколения в поколение, мы очень бережно относимся к этому самовару. Когда собираемся семейным кругом мы обязательно пьем душистый чай из этого самовара. Хранительницей самовара является моя бабушка.

Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.

Тип проекта – образовательный.

Для разностороннего развития детей подготовительной к школе группы важно расширять границы познания окружающего мира, развивать эрудированность и логическое мышление, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к достижениям науки и техники можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместный детско-родительский проект по углубленному изучению предметов окружающего мира, созданными руками человека.

1. Приобщение родителей к реализации проекта по поиску и сбору материала, как активных участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО.

2. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самим воспринимать новую информацию от сверстников.

3. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

Продукт проекта – картотека детской художественной литературы; иллюстрации, слайды, презентации о предметах окружающего мира; различные модели детского творчества из бросового и природного материала, бумаги и картона;

Возраст детей, на который рассчитан проект: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Сроки реализации проекта: сентябрь – май, два занятия в месяц - 18 занятий в год.

Реализация поставленных задач проходит в 3 этапа:

I этап – Организационный.

Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

Распределение заданий для участников проекта, подбор детской энциклопедической литературы и различного дидактического материала.

Организация условий для реализации целей и задач проекта.

2 этап – Содержательный.

Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: оказание помощи детям в подготовке материала (презентации, слайды, иллюстрации, доклады).

Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему.

Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками.

Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.

3 этап – Итоговый.

Выявление уровня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о предметах окружающего мира, созданных руками человека (мониторинг).

Анализ востребованности детьми созданных моделей в повседневной самостоятельной деятельности.

Выявление уровня социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умения выступать перед сверстниками, умения слушать выступающего.

Анализ вовлеченности родителей и детей в процесс совместной работы.

Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

Повышение познавательной активности детей в ходе углубленного знакомства с предметами окружающего мира, созданными руками человека.

Сформированность знаний детей о многообразии и видоизменении предметов окружающего мира. Обогащение представлений детей о причинах изобретений тех или иных предметов.

Обогащение предметно-развивающей среды группы иллюстрациями, игрушками, играми, презентациями, альбомами и т.п.

Читайте также: