Проект измерения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель.

1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

1. Обучать детей основам измерительной деятельности.

2. Учить определять объем сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки. Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве.

3. Формировать знание о том, что объём жидкости не зависит от внешней формы сосуда.

4. Познакомить детей с общепринятым способом измерения жидкости и литром как единицей объема.

5. Развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования.

6. Воспитать интерес к естественным наукам.

Образовательная область : познавательное развитие детей.

Продолжительность проекта: краткосрочный (несколько занятий)

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, совершенствует глазомер, вырабатывается точность и аккуратность.

Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение стимулирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления дошкольника. Способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения выражаются в речевой форме. Все это готовит детей к усвоению не только математики, но и других учебных предметов в школе, что является приоритетной задачей для нашей подготовительной группы.

Обучение детей измерению объема поможет устранить недостатки в формировании представлений о числе, обогатится содержание детских игр, приобретенные на занятиях знания дети будут включать в каждодневную практическую деятельность.

- Дети приобретут знания о том, что количество жидкости, вмещающийся в тот или иной сосуд, можно определить измерением;

- Усвоят основное правило измерения объемными мерками: результат будет правильным, если измерять полной меркой;

- Дети научаться делить предмет на 3-5-7 равных частей;

- Освоят умение не только измерять объем разными мерками, но и поймут, как число зависит от величины мерки при не изменяющемся количестве;

- Придут к выводу, что объем получается разным из-за разных мерок. Нужно использовать одну специальную знакомую всем мерку;

- Овладеют, умением измерять объем предметов мерным стаканчиком;

Формы и методыреализации проекта:

Виды детской деятельности

Тема. Измерение с помощью условной мерки

Первое занятие (см. фото 1)

Учить определять объем сыпучих тел с помощью условной мерки. Измерять длину (ленты) с помощью условной мерки.

Второе занятие: (см. фото 2 и 3)

Учить определять объем сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки. Показать зависимость между величиной, меркой, числом.

Тема. Знакомство с общепринятыми способами измерения жидкости и литром как единицей объема

Познакомить детей с общепринятыми способами измерения жидкости и литром как единицей объема;

Упражнять в определении вместимости сосудов с помощью мерной кружки.

Цель: упражнять детей в измерении объема сыпучих тел с использованием мерки.

Цель: закреплять умения измерять объем жидких тел с помощью условной мерки.

- Упражнения в уравнивании количества жидкостей в двух сосудах.

Оформление уголка для экспериментирования

Оборудование: емкости, подкрашенная вода желтого и розового цвета, фишки, мисочки с крупой, набор мерок, мерный стаканчик, емкости разного объема.

Измерение соли и муки для лепки из соленого теста (см. фото 7)

Экскурсия на кухню детского сада. Беседа о способе измерения жидких и сыпучих предметов.

Работа с родителями

Рекомендации родителям: привлекать детей к посильным измерениям в домашних условиях, предварительно познакомив их с возможностями дошкольников в этом плане.

Обследование проводилось подгруппами.

Цель: Выявить уровень сформированности у детей знаний о способах измерения жидких и сыпучих предметов; о значении измерительной деятельности.

1) Определение количества воды в сосудах

а) два сосуда А и А1 одинаковой формы с равным количеством подкрашенной воды.

Вопросы к детям:

  • Что вы видите на столе?
  • Посмотрите и скажите, где воды больше?

Дети давали разные ответы, некоторые утверждали, что количество воды одинаково, некоторые считали, что все же в одной из бутылок чуть-чуть больше воды.

Дети, пытались сосчитать число рельефов на бутылке, измерить бутылку обхватом ладони, поднять, взвесив руками, измерить линейкой. Но все время меняли свои предположения, они не были уверенны в своих ответах.

б) два сосуда - сосуд А, а из сосуда А1 вода переливается в сосуд Б (на глазах у ребенка).

Вопросы к детям:

  • Посмотрите и скажите, где воды больше?
  • Скажите, поровну ли воды?
  • Какие жидкости вы знаете?
  • Для чего нужно измерять жидкости?

2) Задания были направлены на определение объема сыпучих объектов с помощью мерок.

В двух стаканчиках разной формы насыпана гречневая крупа, рядом на столе находятся различные предметы (квадраты, палочки, линейка, стаканчик).

Скажи, в каком стаканчике гречневой крупы больше?

Что нужно сделать, чтобы это узнать? Чем можно измерить гречневую крупу?

Гречневую крупы можно палочкой измерить?

Можно ли измерить квадратиком? стаканчиком?

Как вы узнали, что гречневой крупы поровну?

Вывод: Измерение объема жидких и сыпучих веществ дети наблюдают в ходе практической и хозяйственной деятельности взрослых (когда покупают вместе с родителями разнообразные продукты в магазине, помогают маме готовить и т.д.) Поэтому у них сложилось общее представление о значении измерительной деятельности. Так же по результатам обследования выяснилось, что понятие о сохранении количества жидкости при переливании в др. сосуд у детей отсутствует, не сформировано знание о способах измерения объема жидких и сыпучих предметов.

Цель : упражнять детей в измерении объема сыпучих тел с использованием мерки.

Материал : мисочка с крупой (например, овсянка) , набор мерок, кукла.

Педагог выставляет куклу Машу и говорит, что ей надо сварить кашу.

- Как ей отмерить нужное количество крупы? Можно ли мерить горстью? Дети убеждаются, что эта мера у всех разная и для измерения неудобна.

Педагог предлагает на выбор ложку, стакан , блюдечко (типа розетки).

Цель: закреплять умения измерять объем жидких тел с помощью условной мерки.

Материал: в двух емкостях подкрашенная вода желтого и розового цвета, условная мерка – стакан, фишки – кружки желтого и красного цвета.

Педагог предлагает детям помочь доктору Айболиту. Собравшись ехать в Африку, он заготовил в одном кувшине микстуру от кашля, в другом – лекарство для компрессов. Известно, лекарство для компрессов пить нельзя. А кувшины перепутали, и доктор не знает, где у него какая жидкость. Он помнит одно : лекарства для компрессов было больше, чем микстуры.

Дети высказывают свое мнение. Педагог опытным путем показывает непригодность некоторых способов (на глаз сравнить нельзя, т.к. кувшины не прозрачные, разные по объему, узкое горлышко и ничего не видно и т.п.). Вместе с педагогом дети решают : надо измерить жидкость условной меркой и сравнить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте; ставится тазик, куда будет сливаться измеренная вода. Измеряют сначала жидкость из одного кувшина (желтая подкрашенная), а затем из другого ( розовую). Дети откладывают два ряда фишек (желтые и красные кружки), сравнивают их. Выясняют, что розовая вода – микстура, т.к. ее меньше, а желтая – лекарство для компрессов, т.к. ее больше. На кувшины клеятся наклейки.

3. Упражнения на нахождение места предмета с определенным объемом в упорядоченном по данному признаку ряду, подбор каждому элементу ряда парного, т.е. равного по объему, группировка предметов по объему.

- Заполнить литровую банку водой, измерив ее равными мерками; заполнить литровую банку водой, измерив ее разными мерками; налить в литровые банки указанное количество воды, измерив ее разными по объему мерками; сравнить, как заполнились банки; упражнение в уравнивании количества жидкостей в двух сосудах.

Дети не всегда знают сколько именно воды требуется для того или иного растения. Мы выбрали с детьми простой метод, который помог им быстро научиться правильно поливать. Так, например: у нас есть в коридоре растения в больших горшках, дети делают вывод что для них необходимо много воды, поэтому мы наполняем мерку до синего кружка (она на самом верху стаканчика). После этого воду из мерного стакана переливают в леечку – и можно поливать! Если же мы поливаем растения в небольших горшочках, то на таком горшочке мы обращаем внимание влаголюбивое или засухоустойчивое это растение. На мерке отмеряем уровень воды до зеленой метки, а для засухоустойчивых растений метка желтая в самом низу мерного стакана.

1) Перед ребенком стоят: пластмассовая баночка с горохом и две одинаковых прозрачных стаканчика. Предлагаю ребенку взять в каждую руку по горошине и одновременно опускать их в прозрачные стаканчики.

После того как часть стаканчиков заполнится горохом дети прекращают работу.

Вопросы к детям:

  • А почему здесь так высоко горошинки поднялись?

Вывод: Таким образом, у детей сформировано понятие о сохранении различных количеств.

2) Определение количества воды в сосудах

а) два сосуда А и А1 одинаковой формы с равным количеством подкрашенной воды.

Вопросы к детям:

  • Посмотрите и скажите, где воды больше?
  • Как можно измерить объем воды? (мерками или мерным стаканчиком в 1 литр)
  • Какие жидкости вы знаете?
  • Для чего нужно измерять жидкости?
  • Скажите, в каком стаканчике пшенной крупы больше?
  • Что нужно сделать, чтобы это узнать? Чем можно измерить пшенную крупу?
  • Какие сыпучие предметы вы знаете? (сахар, крупы, песок, галька, гравий, картофель, лук, свекла и т.д.)
  • Для чего нужно измерять?
  • Чем можно измерить объем сыпучих предметов? (Мерками: чашкой, ложкой ведрами, лопатой и т.д.)

Тем самым знания полученные на занятиях, были включены в каждодневную практическую деятельность.

В результате применения этого в комплексе, выработались навыки и умение быстро и точно применять знания в жизни. И мы с уверенностью можем сказать что эти знания легко не забудутся т.к. нашли практическое применение

Интерес к новой деятельности, мы будем поддерживать и далее. Летом планируем строительство песочных замков, с применением измерительной деятельности, измерение объема выносного бассейна, приготовления кулича на пасху и в школе наши дети будут продолжать учиться измерять.

1) Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада.- М. Просвещение, 1998

2) Опыты по измерению объема (электронный ресурс)

3) Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников . - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1980.

4) Перова М.Н.Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

1. Формировать у детей первоначальные измерительные умения.

2. Познакомить детей с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень (формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества)

3. Знакомство детей с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины.

4. Познакомить детей с весами (сравнение веса предметов путем взвешивания).

5. Научить измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки (бумаги в клетку)

6. Познакомить детей с общепринятыми способами измерения жидкости и литром как единицей объема.

7. Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

8. Упражнять в умении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.

9. Учить самостоятельно, находить решение поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента.

10. Учить детей анализировать, делать выводы, умозаключения; устанавливать взаимосвязи, закономерности.

11. Развивать у них интерес к измерительной деятельности, к математике.

12. Совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности, совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.

13. Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

14. Воспитывать познавательный интерес к исследовательской деятельности по математическому развитию

ВложениеРазмер
proekt_hotim_vsyo_znat_i_izmeryat_dou_7_kuharivka.docx 411.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №7 села Кухаривка муниципального образования Ейский район

Проект по математике

Номинация: дошкольный возраст

Тип проекта: познавательно- исследовательский

Продолжительность проекта: март- май 2016

Титарева Наталья Ивановна

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном детстве. Математика является универсальным методом познания окружающего и предметного мира и ее роль в современной науке постоянно возрастает. Изменение концептуальных подходов к определению содержания и выбору методик обучения математике в школе, широкое использование современных образовательных технологий обусловило и требования к математической подготовке детей дошкольного возраста.

Математические знания и умения необходимы для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют кругозор ребенка. Математическая культура — составная часть общей культуры личности, а в период дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями детей.Традиционно в содержании математического образования дошкольников выделяются четыре линии: арифметическая, алгебраическая, геометрическая и величинная.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.

Измерительная деятельность дошкольника способствует развитию у него наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления.

Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности. Дети учатся осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи.

Измерительная деятельность формирует математические представления и понятия. С ее помощью можно решить практические и бытовые задачи.

Принятие ФГОС дошкольного образования потребует необходимости предусмотреть, как обязательное условие, возможность самореализации ребенка на всех этапах работы по математическому развитию в системе образования дошкольника.

Математический материал должен раскрываться во время проведения экскурсий, ознакомления с литературными произведениями и малыми формами фольклора, играх с природным материалом (вода, песок, фасоль, горох, крупа), через игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические игры, в проблемных ситуациях. Все эти формы варьируются в соответствии с возрастом.

За время пребывания в детском саду наш выпускник должен научиться применять математические знания и представления в значимой для него практической деятельности: игре, детском экспериментировании, конструировании, в трудовой деятельности, художественно- изобразительной. И как следствие самореализации у ребенка будет формироваться учебная мотивация. Таким образом, и будут решаться приоритетные задачи непрерывного образования детей.

Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений.

В ходе констатирующих экспериментов (см. Приложение 2) выявилось :

-дети очень часто характеризуют предметы по какой-либо одной протяженности, в основном по длине ;

-много ошибок делают дети при показе ширины. Характер допускаемых ими ошибок говорит о недостаточно четкой дифференциации других измерений, так как дети показывают вместо ширины и длину, и всю верхнюю грань предмета (коробки, стола);

-в процессе повседневной жизни дети не овладевают общепринятыми способами измерения, они лишь с большей или меньшей степенью успешности пытаются копировать внешние действия взрослых, зачастую не вникая в их значение и содержание .

Деятельность измерения довольно сложна. Она требует определенных знаний, специфических умений, знания общепринятой системы мер. Применения измерительных приборов. Измерительная деятельность может формироваться у дошкольников при условии целенаправленного руководства взрослых и большой практической работы.

Контингент участников проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Цель проекта: Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием.

Способствовать развитию у детей высокой познавательной мотивации.

  1. Формировать у детей первоначальные измерительные умения.
  2. Познакомить детей с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень (формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества)
  3. Знакомство детей с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины.
  4. Познакомить детей с весами (сравнение веса предметов путем взвешивания).
  5. Научить измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки (бумаги в клетку)
  6. Познакомить детей с общепринятыми способами измерения жидкости и литром как единицей объема.
  7. Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
  8. Упражнять в умении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.
  9. Учить самостоятельно, находить решение поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента.
  10. Учить детей анализировать, делать выводы, умозаключения; устанавливать взаимосвязи, закономерности.
  11. Развивать у них интерес к измерительной деятельности, к математике.
  12. Совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности, совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.
  13. Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.
  14. Воспитывать познавательный интерес к исследовательской деятельности по математическому развитию

Обучение детей измерению объема поможет устранить недостатки в формировании представлений о числе, обогатится содержание детских игр, приобретенные на занятиях знания дети будут включать в каждодневную практическую деятельность.

После изучения результатов контрольного эксперимента было выявлено следующее дети:

- научились измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки (бумаги в клетку)

-дети , точнее стали дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи;

-сформировалось знание о способах измерения объема жидких и сыпучих предметов (они предлагают, при измерении объема выбрать подходящую мерку или взять мерный стаканчик).

-усвоили основное правило измерения (соблюдение полноты мерки)

-познакомились с весами

-стали понимать, что результат измерения(длины, веса, объема) зависит от величины условной мерки.

Коллективные работы, сочетание измерения со счетом помогло вовлечь малоактивных детей в работу.

В результате применения этого в комплексе, выработались навыки и умение быстро и точно применять знания в жизни. И мы с уверенностью можем сказать, что эти знания легко не забудутся т.к. нашли практическое применение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Возрастная группа: подготовительная к школе

Тип проекта : исследовательский

Вид проекта: групповой

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников

Продолжительность проекта : долгосрочный

Период выполнения : октябрь 2017 г. – декабрь 2017г.

Актуальность темы проекта:

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, совершенствует глазомер, вырабатывается точность и аккуратность. Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение стимулирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления дошкольника. Способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения выражаются в речевой форме. Все это готовит детей к усвоению не только математики, но и других учебных предметов в школе, что является приоритетной задачей для подготовительной группы.

Цель проекта: Формирование у детей первоначальных измерительных умений: сравнение предметов по величине.

Задачи проекта:

- Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

- Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

- Делить предмет на 2–8 и более равных частей, используя условную меру.

- Развивать представление о том, что результат измерения (длины, объема предметов) зависит от величины условной меры.

- Развивать познавательно – исследовательский интерес в процессе проектной деятельности.

- Выражать в речевой форме способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения.

- Воспитывать умение работать в группе.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

- определение цели и задач проекта;

- составление перспективного плана мероприятий с детьми;

- разработка плана взаимодействия с родителями по данной теме;

- пополнение уголка экспериментальной деятельности набором условных мерок;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с основами измерительной деятельности. Совершенствовать умение измерять длину предметов, определять объем сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки; закреплять понимание зависимости результатов измерения от величины условной меры; развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Я слушаюя забываю.
Я вижуя запоминаю. Я делаюя понимаю.

Китайская мудрость

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Цель измерительной деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи измерительной деятельности детей дошкольного возраста:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;

2. Развитие у детей умений пользоваться приборам - помощниками при проведении игр - экспериментов (оборудование: сосуды для опытов);

3.Развитие умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: восприятия; внимания; памяти; воображения; мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

2. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

3. Формирование представлений об общих способах измерения.

Познакомить детей с основами измерительной деятельности.

Совершенствовать умение измерять длину предметов, определять объем сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки; закреплять понимание зависимости результатов измерения от величины условной меры;

Познакомить детей с общепринятыми способами измерения литром, кг, сантиметром;

способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

развивать потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве;

формировать положительные эмоции к измерительной деятельности;

показать практическое применение математических знаний в различных видах деятельности.

Образовательная область: познавательное развитие детей.

Продолжительность проекта: 7 месяцев

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, совершенствует глазомер, вырабатывается точность и аккуратность.

Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение стимулирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления дошкольника. Способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения выражаются в речевой форме. Все это готовит детей к усвоению не только математики, но и других учебных предметов в школе, что является приоритетной задачей для подготовительной группы.

Обучение измерительным навыкам следует рассматривать и как средство развития математических представлений. Процесс измерения позволяет познакомить детей с функциональной зависимостью.

В измерениях, которые производят дошкольники, идея функциональной зависимости выступает в конкретной форме: при измерении одного и того же объекта разными по величине мерками его количественная характеристика будет различной.

В процессе измерения предоставляется возможность, упражнять детей в сравнении чисел и углублять представления о связях и отношениях между ними.

Содержание измерительной деятельности отражается при составлении и решении простых арифметических задач на сложение и вычитание. При этом ребенок опирается на свой собственный практический опыт измерений.

Обучение детей измерению поможет устранить недостатки в формировании представлений о числе, обогатится содержание детских игр, приобретенные во время реализации проекта знания дети будут включать в каждодневную практическую деятельность.

- Дети приобретут знания о том, что количество жидкости, вмещающийся в тот или иной сосуд, можно определить измерением;

- Усвоят основное правило измерения объемными мерками: результат будет правильным, если измерять полной меркой;

- Освоят умение не только измерять объем разными мерками, но и поймут, как число зависит от величины мерки при не изменяющемся количестве;

- Придут к выводу, что объем получается разным из-за разных мерок. Нужно использовать одну специальную знакомую всем мерку;

- Овладеют, умением измерять предметов условными мерками;

Формы и методы реализации проекта:

Виды детской деятельности

Длина, ширина, высота:

Тема: Сравнение двух предметов по величине

Сравнение двух предметов по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

Тема. Измерение с помощью условной мерки.

Тема: Измерение длины и ширины условной меркой.

Длинный-короткий, широкий-узкий, дальше-ближе.

Тема: Измерение высоты условной меркой. Высокий – низкий.

Тема: Измерение длины предмета условной меркой.

Зависимость результатов измерения от величины условной меры.

Тема: Линейки. Измерение отрезка линейкой.

Вес и объем:

Тема: Вес предметов и сравнение их путем взвешивания на ладонях. Тяжелый, легкий, тяжелее, легче.
Тема: Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой.

Тема: Способы измерения массы, грамм и килограмм как единица массы;

Тема: Способы измерения жидкости и литр как единица объема;

Продавец отпускает покупателям пластиковые бутылки 1л, 2 л, 3 л сока;

Цель: отмерять длину ленты с помощью условной меры, равной длине ленты

Цель: упражнять детей в измерении объема жидких тел с использованием мерки.

Цель: использование условной мерки для строительства гаража для грузовой и легковой машины;

Цель: закреплять умения сравнивать объем жидких тел с помощью условной мерки.

Оформление уголка для экспериментирования

Оборудование: емкости, подкрашенная вода желтого и розового цвета, фишки, мисочки с крупой, набор мерок, мерный стаканчик, емкости разного объема.

Познавательно- исследовательская деятельность в режимных моментах

Измерения кубиками высоты, ширины, длины столика для укол;

уравнивание веществ по объему;

измерение объемов с помощью условной меры;

сравнение веществ по объему разными способами;

Уроки Кирилла и Мефодия/Измерения/

Цель: формирование представлений об общих способах измерения

Экскурсия на кухню детского сада.
Беседа о способе измерения жидких и сыпучих предметов.

Работа
с родителями

Рекомендации родителям: привлекать детей к посильным измерениям в домашних условиях, предварительно познакомив их с возможностями дошкольников в этом плане.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди — часть этого мира — открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. Образ мира — это сложная, целостная система знаний и пред­ставлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. В процес­се жизни каждого человека она постоянно меняется, наполняясь все новым содержанием.

Формирование образа мира — сложный и длительный про­цесс, который начинается с момента рождения человека и про­должается всю его жизнь.

Лейтмо­тивом познавательного развития детей дошкольного возраста выступает формирование отношения к ми­ру. Ребенок при помощи взрослых (педагогов и родителей) по­знает мир, учится взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел.

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В этом возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка.

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и пре­образования мира через освоение умений:

- постановка цепи и планирование;

- прогнозирование возможных эффектов действия;

- контроль за выполнением действий;

- оценка результатов и их коррекция.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Аналитическое восприятие связано с выделением разных измерений величины предмета – длины, ширины, высоты, массы, объема.

В развитии элементарных математических представлений важную роль играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристики окружающего.



Поэтому, знакомя детей с измерением предметов, необходимо специально создать ситуацию, требующую измерений. Дошкольник должен понять, зачем вообще нужны измерения.



Обучение измерительным навыкам следует рассматривать и как средство развития математических представлений.

процесс измерения позволяет познакомить детей с функциональной зависимостью;

В измерениях, которые производят дошкольники, идея функциональной зависимости выступает в конкретной форме: при измерении одного и того же объекта разными по величине мерками его количественная характеристика будет различной.

в процессе измерения предоставляется возможность, упражнять детей в сравнении чисел и углублять представления о связях и отношениях между ними;

содержание измерительной деятельности отражается при составлении и решении простых арифметических задач на сложение и вычитание. При этом ребенок опирается на свой собственный практический опыт измерений.

Алгоритм (правила) проведение измерений.

Измерение сыпучих и жидких веществ

начинать измерять соответствующую протяженность предмета надо с самого начала (правильно определить точку отсчета);

сделать отметку карандашом или мелом в том месте, на которое пришелся конец мерки;

перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх - при измерении ширины и высоты (по плоскости и отвесу соответственно);

при перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть;

перемещая мерки, надо не забывать их считать;

окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат.

не забывать считать число мерок;

окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат.

1) Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада.- М. Просвещение, 1998

3) Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников . - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1980.

4) Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

Читайте также: