История и культурное наследие россии как источники формирования цивилизационной идентичности кратко

Обновлено: 28.06.2024

Российская Федерация находится на очередном переломном этапе своего исторического развития. Идентичность сверхдержавы, сопровождавшая государство до 90-х годов XX столетия, сменилась неопределенным восприятием России в глазах мировой общественности. Существует много исторических примеров, когда практически бесследно исчезали не просто народы или племена, потерявшие запас жизненных сил и утратившие смысл существования, а целые цивилизации, насчитывавшие не одну сотню, а то и тысячи лет истории. К началу XX века Россия, по мнению ряда исследователей, как раз оказалась на пороге исчезновения. Одной из причин такого положения вещей является утрата собственной неповторимой идентичности России в обмен на иллюзорное благоденствие общества потребления. Чтобы определить существо идентичности нашей страны, его значимость для России в XXI столетии, обратимся к мировой истории и выделим ее крупнейшие события, в которых Россия играла главную роль. Это даст нам возможность понять, что она представляла собой в глазах всего мира и что она представляет теперь.

Славяне как особый народ были известны римским ученым еще в I-II веках под именем венедов, занимавших огромное пространство к востоку от Вислы. Историки называют славян великим народом и выделяют их как храбрейших людей. Считается, что анты – предшественники венедов – зародились и сложились как самостоятельный народ в Восточной Европе.

На рубеже VIII—IX веков в результате объединения восточнославянских племен образова­лось одно из крупнейших государств Европы – Киевская Русь. Далее история славянской го­сударственности связана с Московским княжеством (вторая половина XIV – первая половина XV веков), Русским централизованным государством (XVI век), Российской империей (XVIII-XIX века). В 1917 году была образована РСФСР, а в 1922 году - СССР. В 1991 году в результате распада СССР было образовано новое государство – Россия, по своей площади и идентично­сти отличающееся от прежних российских государственных образований.

В более чем тысячелетней истории России условно можно выделить восемь этапов формирования ее идентичности:

1. Образование Киевской Руси.

2. Крещение Руси.

3. Монголо-татарское нашествие.

4. Петровские преобразования.

5. Отечественная война 1812 года.

6. Создание СССР.

7. Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

Рассмотрим влияние этих исторических событий на процесс формирования идентичности России.

Единство Руси неотрывно от христианства. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальную целостность Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув примитивное язычество, становилась вровень с другими христианскими народами. До настоящего времени православие остается одной из главных скрепляющих нашу страну сил.

Монголо-татарское нашествие. В начале XIII века под властью Чингисхана (1155-1227 гг.) сложилось сильное Монгольское государство, которое было типичной варварской державой. Пользуясь раздробленностью Руси на отдельные княжества, монгольские завоеватели на два с половиной века (XIII-XV вв.) установили иго над Россией. Все эти годы русские княжества являлись данниками монгольских ханов.

Завоевание русских земель сопровождалось жесточайшим разорением, что привело к боль­шому экономическому и культурному упадку Русской земли, последствия которого сказыва­лись в течение веков. Больше всего пострадали русские города – главные очаги русской культуры. Уничтожались те города, которые оказывали сопротивление врагу – например, Рязань. Московские же князья вступили в сговор с татарами и тем спасли Москву от разорения.

Стойкость и выносливость навсегда вошли в идентичность России. В долгой и беспощадной борьбе за сохранение своей независимости русские, полагая, что их единственный шанс на выживание лежит в жестокой концентрации политической власти, разработали свой вариант тоталитарного государства византийского типа. В результате удалось осуществить объединение под эгидой Москвы целой группы слабых княжеств в единую сильную державу.

Необходимо отметить, что на образ любой страны существенное влияние оказывает ее политико-географическое пространство. Кроме того, некоторые исследователи считают, что на идентичность нашей страны оказывала влияние ассимиляция внутренних идентичностеи городов-княжеств - самостоятельных центров Древней Руси. Так, например, завоевание Киева было совершено с окраины древнерусского государства – из Новгорода, особенности управ­ления и жизненного уклада которого были частично ассимилированы в идентичность Киева.

Петровские преобразования. Весомый вклад в формирование идентичности России внес Петр I. Петровская политика ставила своей целью превращение русского православного универсального государства в одно из государств современного западного мира для того, чтобы русский народ мог занять определенное место среди других западных наций. Стратегия Петра Великого была направлена на то, чтобы при включении России в западное сообщество в качестве равноправного члена сохранить ее политическую независимость и культурную автономию в мире, где западный образ жизни уже получил широкое признание.

С другой стороны, политика Петра и его последователей представляла собой импровизированный ответ на западное давление, которое все более принимало форму вооруженной агрессии. Тем более что уже первые столкновения продемонстрировали относительную слабость России и потому вызвали насущную необходимость отстаивания собственных позиций в Европе, а также освоения западных техник и технологий.

Серия войн началась в XVII веке, когда Россия, пытаясь объединить и расширить свои западные территории, вступила в конфликт со Швецией и польско-литовским королевством. Хотя Русское государство и добилось в ходе этих войн некоторых территориальных приобретений, реальное соотношение сил было не в пользу России. Явное технологическое превосходство западных армий не позволяло России уверенно чувствовать себя на своих обширных территориях. Неудовлетворительное состояние русской военной техники явилось тем вызовом, ответом на который стали Петровские реформы. Петр I поставил перед собой нелегкую задачу – приблизить гражданское и военное устройство России к западному уровню и стандарту тех времен. Успех этой политики увенчался разгромом шведской армии под Полтавой в 1709 году, а позже, век спустя, изгнанием из России армии Наполеона.

В результате Петровских реформ Россия круто изменила свою идентичность. Победы в войнах, статус морской державы, бурный промышленный рост, реформа всех институтов власти – вот далеко не полный перечень преобразований, сформировавших, в конечном счете, идентичность Российской империи - государства, без которого в дальнейшем уже была не­мыслима мировая политика.

12 июня 1812 года Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Французская армия составляла около 575 тысяч человек. Россия первоначально смогла выставить армию лишь в 180 тысяч человек. Однако уже в октябре русская армия заставила отступать французов.

Итак, опять Россия явила миру свою новую идентичность, базирующуюся, в отличие от западных стран, на огромной роли народных масс и национальной самоидентификации, глубоких базисных основах соборности и стремлении к общинному укладу жизни. Следует отметить и еще одну черту идентичности России, которая была продемонстрирована в этот период, - идею самопожертвования во имя Родины и других людей.

Вместе с тем немаловажным итогом войны явилось и то, что большая часть русских людей смогла в ходе освободительного похода побывать в странах Европы. Это также повлияло на формирование идентичности России.

После разгрома Наполеона Россия, казалось, была на вершине успеха. Но это была лишь иллюзия, ибо череда войн 1792-1815 годов завершала период, который можно назвать доиндустриальным. В Крымской войне (1853-1856гг.) Россия могла как-то противостоять своим западным противникам более или менее на равных, да и то лишь в силу консерватизма французских и британских военных стратегов. Однако Гражданская война в Америке и агрессивные войны Пруссии (1861-1871гг.) уже велись на новой индустриальной основе, с применением новейшей техники. И очень скоро обнаружилась неспособность России к перевооружению на уровне западных технологий, что вылилось в унизительное поражение в войне с Японией в 1905 году. Полное крушение постигло Россию, когда она столкнулась с военной машиной Германии в Первой мировой войне. Все это подтверждало недостатки существующей социально-политической и экономической систем России, оказавшихся неспособными к успешному противостоянию стремительно индустриализирующемуся миру. Ответом явилась революция 1905 года. Эта революция была реакцией на поражение Российской империи в Русско-японской войне. В завершение Первая мировая война (1914-1918гг.), сделавшая очевидной и общепризнанной промышленную и социальную отсталость России, способствовала Октябрьской революции 1917 года и приходу к власти большевиков.

Создание СССР.Октябрьская революция 1917 года подготовила основу для образования 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик. Изначально и впервые в истории России было провозглашено: власть в государстве принадлежит народу. Сегодня мы можем отметить, что, несмотря на во многом утопические цели, за годы своего существования СССР превратился в мощную, индустриальную державу с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством, наукой, культурой. Был достигнут ракетно-ядерный паритет с США и осуществлен ряд шагов (как, например, первый в мире полет человека в космос), которые надолго связали образ нашей страны с прорывами в истории цивилизации. СССР иногда в ущерб собственным интересам оказывал многим странам мира помощь в различных областях промышленности, военном строительстве и науке.

Идентичность Советской России противоречива. Это противоречие обуславливалось, с одной стороны, успехами социалистического строительства, энергией народных масс, а с другой - репрессиями 30-х годов. Кроме того, на идентичность СССР большое влияние оказывали такие факторы, как проявляющиеся в некоторых случаях двойные стандарты во внешней политике. Достаточно вспомнить события в Испании в 1937 году и в Финляндии в 1939 году. Именно агрессия СССР против Финляндии привела к тому, что наша страна была исключена из Лиги Наций. Загадочность и непредсказуемость внешней политики на многие годы определили идентичность СССР как государства, угрожающего всей системе западных либеральных ценностей.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Пятым глобальным историче­ским актом, способствовавшим выстраиванию идентичности России, явилась Великая Отечественная война. К ее началу Германией была оккупирована почти вся Европа: часть Франции, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Чехословакия, Югославия, Польша, Албания, Греция, Норвегия, Дания. Поэтому в войне против Советского Союза Германия использовала огромный промышленный, военный, людской потенциал многих государств Европы. Ее вооруженные силы к июню 1941 года достигли: личного состава – 8,5 миллионов человек, 11 тысяч танков и штурмовых орудий, 11,1 тысяч самолетов.

Четыре года продолжалась Великая Отечественная война. Советский Союз потерял в ней свыше 25 миллионов человек, как военных, так и гражданских. Немецко-фашистские захватчики разрушили сотни городов, 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 32 тысячи промышленных предприятий. Со стороны немецких фашистов война велась с невероятной жестокостью. Немцы создали ряд концентрационных лагерей для уничтожения людей с применением тех­ники. Так, например, в Освенциме фашисты уничтожили свыше 4 миллионов граждан СССР и стран Европы.

Советский Союз вынес основную тяжесть войны. На советско-германском фронте противник потерял 607 дивизий. В кровопролитной и разрушительной войне СССР сыграл решающую роль в освобождении народов Европы от фашистского порабощения.

Важнейшим следствием разгрома фашистской коалиции явилось бурное развертыва­ние национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах, что привело к распаду колониальной системы. В этой связи сформировалась идентичность СССР как страны-победительницы фашизма и страны-освободительницы народов.

Сила и масштаб разрушительных процессов, происходящих в настоящее время на территории бывшего СССР, свидетельствуют о том, что такие действия из стадии подготовки перешли в стадию реализации.

В этом мы видим основной итог развала СССР - одного из самых трагических событий XX века. Развал страны произошел под воздействием двух факторов, внутреннего и внешнего.

Внутренний фактор – догматический, недиалектический и нетворческий подход к теории и практике социализма как к застывшей, статической социально-экономической схеме в условиях стремительно и стихийно изменяющегося, резко динамического современного мира.

В области практики социализма наблюдались: недостаточный уровень развития легкой и пищевой промышленности, недостаточное внимание к насущным потребностям людей (например, отсутствие в большинстве районов молоко- и мясоперерабатывающих заводов). Имело место смещение бюджетных расходов от мирной к оборонной области. Все эти серьезнейшие ошибки принадлежали руководству СССР.

Внешний фактор – попытка Запада устранить Советский Союз с политической арены как вторую супердержаву.

Причем массированное (информационное и идеологическое) наступление пришлось на Советский Союз не потому, что он являлся социалистическим государством, а потому, что обладал громадными природными богатствами. Наполеон и Гитлер не обращали внимания на тип или социальное устройство завоеванных государств Европы.

Ни один из двух факторов, действующих раздельно, не смог бы вызвать разрушения СССР. Советский Союз не был внутренне слаб. Для его разрушения потребовалось включение второго фактора в его мощнейшем проявлении, который и стал решающим.

Во многом такие результаты были предопределены тем, что руководство России не разработало реальной программы развития страны в условиях разорванных экономических связей с другими бывшими республиками СССР.

Итак, история дала русскому народу и народам России трудную судьбу. Пройдя и выдержав сложнейшие испытания в крупнейших актах мировой истории, народ нашей страны предстал пред новым испытанием, самым трудным и самым значимым в своей истории.

Самым главным, что вынес русский и российский народ из прошлого, является вывод о том, что без массовости (народности), сплоченности и патриотизма он не смог бы выстоять ни в одном из крупнейших испытаний, уготованных ему особенностями геополитического и геостратегического положения.

В динамике истории сформировалась ценнейшая потребность нашего народа в коллективном труде и действиях, проявляемых в священных интересах всего государства. Народ обрел и развил замечательный дар новаторства и первопроходства.

Сегодня Россия является ареной жестокой конкуренции за источники сырья между ведущими странами мира, полем, на котором решается не только ее судьба, но в большей степени судьба всего человечества.

Такова главная особенность, накладывающая отпечаток на идентичность России в первое десятилетие XXI века. История поставила нашу страну в центр резко усилившихся планетарных противоречий между странами. Для того чтобы противостоять негативным тенденциям, она должна выработать четкую идентичность.

Идентичность современной России позволяет ей входить во многие политико-географические пространства и образно-географические системы - такие как Европа, Восточная Европа, Ближний, Средний и Дальний Восток, Центральная Азия.


Аннотация
В данной статье рассматривается историко-культурное наследие как основа национально-культурной идентичности. Рассмотрены особенности национально-культурной идентичности как понятия и исторические предпосылки процесса ее формирования и сохранения в России.


Abstract
This article considers historical and cultural heritage as a basis of national and cultural identity. It is devoted to the national and cultural identity as concepts and to historical prerequisites of its formation and preservation in Russia.

Актуальность проблемы национально-культурной идентичности в современной России объясняется ускорением интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, СМИ и экономических связей. Оказавшись вовлеченной в общемировой процесс глобализации, Россия сегодня находится под влиянием его противоречивого воздействия: расширения культурных контактов между народами – с одной стороны - и опасности утраты своей культурной самобытности – с другой. Открытость границ России для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставляют ученых говорить о процессе глобализации современной культуры.

В условиях глобализации российской культуры одним из приоритетных направлений культурной политики является сохранение и развитие культурного наследия нации. В данном контексте значение национально-культурной идентичности выражается в установлении духовной взаимосвязи между отдельной личностью и народом в целом, в переживании личностью чувства принадлежности к национальной культуре и в присвоении ее ценностей. Отождествление личности и национальной культуры государства, в частности культурных идеалов и духовных ценностей, в свою очередь, невозможно без приобщения к культурному наследию страны.

Важность историко-культурного наследия для России определяется и историческими предпосылками. Так, например, распад СССР и приоритет национального вопроса среди всех иных проблем общественного развития спровоцировал, с одной стороны, пересмотр основных исторических событий, а с другой, государство оказалось неспособным поддерживать такие социальные институты, как архивы, музеи и библиотеки.

Итак, историко-культурное наследие является важным фактором сохранения культурной идентичности, поскольку только общее культурное наследие может стать фундаментом общего культурного достояния и единой культурной идентичности многообразия народов, проживающих в нашей стране. Осознание же национально-культурной идентичности, в свою очередь, возможно лишь в результате приобщения представителей различных культур к культурному наследию друг друга.

Современные определения понятия национально-культурной идентичности неоднозначны и к решению проблемы ее сохранения имеется множество различных подходов, однако каждое из них указывает на значение историко-культурного наследия для формирования единого культурного пространства, с одной стороны, и сохранения этнических особенностей народов, с другой.

Так, например, согласно первому подходу существует традиционная идентичность – те базовые черты национального характера и ценности, которые существовали на протяжении исторического развития российской культуры и которые не способны искоренить никакие исторические потрясения.

Второй подход опирается на идею возможности обретения принципиально новой идентичности в сложившихся условиях усиливающегося влияния глобализации - цивилизационной идентичности.

Третий – вводит понятие множественной идентичности, основываясь на утверждении, что человек – это постоянно изменяющееся существо, которое по определению не может обладать единой идентичностью [2].

Другими видами национально-культурной идентичности можно назвать социальную, культурную, этническую и групповую идентичность, которая основывается на сопоставлении человеком самого себя с определенной общественной позицией, культурной традицией, этической группой или другой общностью соответственно [3].

Национальная идентичность может быть рассмотрена и как общество высоким типом культуры, основополагающую роль в развитии которого играет национальный язык [4] и как идентификацию представителей общества с определенным набором ценностей, традиций, обычаев и символов [5].

В условиях глобализации личности важно осознавать свое место в истории и обществе, быть способной создавать культуру, вступать в межкультурный диалог с представителями других культур и приобщаться к новым традициям и ценностям. В связи с этим историко-культурное наследие выступает как незыблемая основа культуры, равно как и главное условие ее воспроизведения [6].

Следует отметить, что большое значение в формировании и сохранении идентичности имеет не только приобщение личности к культурным исторически сложившимся ценностям и идеалам конкретной культуры, но и их передача последующим поколениям в качестве национального достояния. Международное сообщество признает, что разнообразие культур является движущей силой развития государства и одновременно условием полноценной интеллектуальной, эмоциональной, моральной и духовной жизни людей [7].

Иными словами, многие исследователи отмечают, что современная Россия переживает кризис национально-культурной идентичности, который, в свою очередь, является результатом сложившийся общемировой ситуации и нивелирующего воздействия глобализации. Источниками преодоления этого кризиса сегодня остается приобщение к историко-культурному наследию и взаимообогащение представителей различных культур.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

К началу ХХI века в России все явственнее обозначились острейшие проблемы, от решения которых во многом зависит стратегия развития страны и подлинное представление о ее национальных интересах. Все эти проблемы имеют социально-культурные координаты, поэтому не случайно заявления о стратегических социально-экономических целях – удвоении ВВП, вступлении в ВТО как цели создания условий для решения серьезнейших проблем, наконец-то стали дополняться новыми целевыми установками, отражающими интересы каждого гражданина, общества и государства в целом.

Формирование системы норм и ценностей, интегрирующих общество, поддержка культурного плюрализма при создании равных возможностей участия в культурном развитии общества, формирование национально-культурной идентичности представляются весьма сложными.

В современной России существует множество общественных и не-правительственных организаций, которые средствами культуры способствуют согласованию интересов разных социальных групп. К ним относятся образованные еще в советский период творческие союзы и объединения композиторов, художников, архитекторов, дизайнеров, писателей, театральных деятелей, журналистов и других деятелей культуры и искусства, Российский фонд культуры, а также разного рода объединения, ассоциации, правозащитные и благотворительные организации и фонды и т.д. Их активная деятельность не всегда столь очевидна для всего общества, как того хотелось бы.

Национальная идентичность не может формироваться в социальном пространстве, не имеющем четких ценностно-смысловых ориентиров и определенного вектора развития. О кризисном состоянии, “вызовах” национальной идентичности сегодня говорится достаточно убедительно со всех трибун. И хотя не все эксперты связывают данные тенденции с неразвитостью гражданского общества, тем не менее среди факторов, игнорирование которых может усилить процесс деструкции коллективного.

31. Проблема единства и многообразия мировой истории. Проблема "направленности" истории трудностей в понимании не вызывает: понятно, что философы разрабатывали и разрабатывают вопрос о том, откуда и куда идет общество. Проблема "смысла истории" несколько сложнее, поскольку смысл истории можно понимать как цель истории. А есть ли цель, то есть смысл у истории? Этот вопрос интересовал людей многие столетия. В социально-философской мысли имеются разные подходы, дающие свои интерпретации проблеме смысла и назначения истории.

В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от "золотого века" к "серебряному веку" и от него - к "железному". В библейской традиции эта точка зрения проявилась в трактовке Всемирного потопа, как Божьего наказания.

Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как поступательное развитие, переход общества от низших к более совершенным формам жизни (Кондорсе, Тюрго, И.Кант, Гегель, К.Маркс).

Заслуги Аврелия Августина в западноевропейской христианской философии велики. Он стремился показать единство всемирно-исторического процесса, определив в качестве начала истории явление Христа. Таким образом, история человечества - это "сотворенное" бытие, концом которого является Страшный суд.

Фундаментальное обоснование 1принципа историцизма, появившегося еще у Гердера. принадлежит Гегелю. Историцизм Гегеля включает в себя два основополагающих принципа:

1) признание субстанциальности истории, наличие в ней в качестве основополагающей субстанции разума, который обладает бесконечной мощью,

2) утверждение целостности исторического процесса и его целесообразности; конечной целью всемирной истории выступает сознание духом его свободы.

Представители многих философских школ частично или полностью отрицают принцип историзма. К ним можно отнести П.Риккерта и В.Виндельбанда (неокантианство), К.Ясперса (экзистенциализм), представителей прагматизма и неопозитивизма. Познакомимся с одним из вариантов доказательства несостоятельности принципа историзма, который принадлежит перу К.Р.Поппера.

Множество научных споров вызывал вопрос о единстве и многообразии человеческой истории. Что такое история - единый глобальный поток или множество мелких ручейков, никак не связанных между собой? И та и другая точки зрения имели своих сторонников.

Идея многообразия человеческой истории нашла свое яркое выражение в концепции локальных культур и цивилизации. Ее известные представители - западные мыслители О. Шпенглер и А. Тойнби. Они отрицали единство мировой истории и полагали, что существуют лишь отдельные исторические разновидности (типы) культур и цивилизаций (индийская, египетская, китайская, античная и т. д.). Все они подчинялись своим принципам, признавали лишь свои ценности и законы. Все они имели этапы зарождения, расцвета, упадка и гибели. Влияние друг на друга и взаимосвязь этих культур и цивилизаций считались незначительными.

В этой концепции идея многообразия поглотила идею единства истории. В действительности многообразие не противоречит существованию единого исторического потока, в который включены различные эпохи и народы. Аргументом является единство законов, смысла, направленности и движущих сил истории, а также взаимовлияние культур и цивилизаций друг на друга. Единство истории отстаивали такие видные мыслители, как Гердер, Гегель, Маркс, Конт, Спенсер, Ясперс.

Представление о единстве мировой истории долгое время было сопряжено с европоцентризмом - историко-философской концепцией, в которой развитие общества рассматривалось через призму западной (европейской) цивилизации.

Иным культурам и цивилизациям (индийской, китайской, арабской, российской и т.д.) отводилась третьестепенная историческая роль как периферийным малоразвитым общественным образованиям.

В XIX - XX вв. этой точке зрения была противопоставлена концепция культурно-исторического полицентризма, в развитие которой внесли большой вклад русские евразийцы (Н,С. Трубецкой, Л.П. Карсавин, Л.Н. Гумилев), О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс, Е.И. Рерих, Ю.Н. Рерих и другие философы и ученые. Они убедительно показали, что мировая история имела и имеет множество альтернативных центров своего развития как на Востоке, так и на Западе. Современная социально-историческая действительность определенно свидетельствует в пользу этой точки зрения. Сейчас существует, по крайней мере, пять самостоятельных крупных центров культурного развития человечества - Европа, Америка, Россия, Китай, Индия. Постепенно влияние приобретает арабская культура. Укрепляющаяся политическая доктрина многополярного мира напрямую отражает концепцию культурно-исторического полицентризма.

Основные потерны мировой истории:

Линейный – это общественный прогресс и общественный регресс. Циклический Спиралевидный – формируется прежде всего философией марксизма. Ковариантный

Анализ проблемы цивилизационной идентичности в России в условиях проявления глобальных кризисных явлений, обусловлен как внутренними перестроечными явлениями, приведшими к разрушению базовых структур на экономическом, политическом и культурном уровне, так и общемировой ситуацией, связанной с нивелирующим воздействием глобализации и общемировым экономическим кризисом.

Цивилизационная и культурно-личностная идентичность взаимодопол-няют и развивают друг друга. Актуальной становится проблема их соответствия, их синхронного развития.

Исключительную актуальность приобретают проблемы цивилиза-ционной и культурно-личностной идентичности российских субъектов в международном аспекте. Будущее России немыслимо вне общемирового контекста.

Задача заключается в том, чтобы достичь взаимосогласия в широком социально- экономическом и социально-культурном смысле.

Разработка проблем цивилизационной и культурно-личностной идентичности России служит логическим ответом на деструктивные процессы в российском обществе и процессы глобализации на планете. Она исходит из того, что предотвратить распад России можно лишь в том случае, если все российские субъекты истории, включая личность, социальные группы, политические партии, государство, российский народ как целост-ность, смогут идентифицировать себя соответственно с реальным положе-нием России в глобальном сообществе, с собственными возможнос-тями самореализации, с осознанием перспектив и идеалов собственного развития.

Целью данной работы является анализ проблемы цивилизационной идентичности Российского государства и пути развития в современных условиях.

1. Россия и проблемы цивилизационной идентичности (славянофилы,

западники, евразийцы)

Западники были уверены, что Россия, подобно другим странам, должна перейти к буржуазному строю. Они являлись убежденными сторонниками отмены крепостного права, необходимости ограничения самодержавной власти и широкого использования достижений западноевропейской культуры. Признавая неминуемым развитие капитализма в России, западники приветствовали усиление влияния буржуазии в стране и считали неизбежным переход к капиталистической эксплуатации труда.

Мировоззрение западничества объективно отражало интересы нарождавшейся буржуазии и для того времени было прогрессивным.

При всем этом общественно-политические взгляды западников отличались классовой ограниченностью, свойственной буржуазным идеоло-гам. Западники признавали лишь реформистский путь перехода от феодального строя к капиталистическому и решительно отмежевывались от сторонников революционной борьбы. В их среде социалистические учения вызывали постоянную критику и осуждение. Для них была характерна также идеализация буржуазного строя.

Возникшее в конце 20-х гг. двадцатого столетия в среде зарубежной русской интеллигенции культурологическое и геополитическое течение под названием "Евразийство" преследовало основную цель – полноту охвата и обозрения мировых событий и определения роли и места России в них как срединной державы между Европой и Азией. “Зародившееся в период между двумя мировыми войнами, евразийство предполагает существование между “Западом” и “Востоком” третьего континента — евразийского, имеется в виду органичное единство культур, рожденных в этой зоне встречи. Евразийство хочет узаконить Российскую империю, ее континентальное и азиатское измерение, дать России стойкую идентичность перед лицом Европы, предсказать ей славное будущее, выработать квазитоталитарную политическую идеологию и чисто “национальную” научную практику”.

Евразийство отражает парадоксы русской идентичности, когда она раскрывается в ее отношении к Востоку-Азии. Евразийцы исходили из того, что Россия есть не только Европа, но и Азия, не только Запад, но и Восток, и потому она – Евразия. Это еще не проявивший себя "континент в себе" и потому как бы не познанная "вещь в себе", но вполне сопоставимая с Европой, а по некоторым параметрам даже превосходящая ее, например, по духовности и полиэтничности, которую впоследствии Л.Н.Гумилев назовет “суперэтничностью”.

Евразийцы выдвигают тезис о том, что над Евразией веет дух "братства народов", имеющий свои корни в вековых соприкосновениях и культурных слияниях народов различных рас. "Это "братство" выражается в том, что здесь нет противоположения "высших" и "низших", что взаимные притяжения здесь сильнее, чем отталкивания, что легко просыпается воля к общему делу. Не только в межнациональных отношениях, но и во всех других сферах жизни люди должны ладить между собой. Народы всех рас и национальностей Евразии могут сближаться, примириться, соединиться друг с другом, образуя "единую симфонию", и тем самым добиваться большего успеха, нежели при разъединении и противоборстве между собой.

На наш взгляд, следует согласиться с тем, что критическое отношение к Западу и западникам объясняется реакцией на западный экспансионизм, граничащий с насилием по отношению к России, на одностороннее навязывание России прозападного курса, диктата, учиненного западниками, начиная с Петра I – "большевика на троне". Негативное отношение к западникам, однако, не означало отказа от сотрудничества с Западом. Не отказаться, не отворачиваться от Запада, а сотрудничать и даже идти по западному цивилизационному пути, но оставаясь Россией, сохраняя отличную от Запада восточную, византийскую православную религию и культуру России.

В соотношении западной цивилизации и русской культуры необходима защита русской культуры от экспансии западной цивилизации – таков был лейтмотив евразийцев 20-х гг. ХХ столетия, полученный как бы по эстафете от славянофилов. Если славянофилы защищали русское православие от неумеренных посягательств со стороны католицизма и протестантизма, то евразийцы не могли быть равнодушными к разрушению русской культуры, православия и русской религиозной философии, предпринимаемому большевиками-атеистами и сторонниками чужих, западных взглядов и идей в ущерб своим.

2. Национально-цивилизационной идентичность: специфика России

В условиях современной России национально-цивилизационная составляющая идентичности приобретает особое значение по сравнению с другими ее составляющими. Очевидно, что без отчетливой национальной или национально- цивилизационной идентичности институциональная структура общества не может быть стабильной, а развитие общества - устойчивым. Между тем в отличие от западных стран ни в Российской империи, ни в Советском Союзе процессы формирования нации-государства не получили достаточного развития и были замещены развитием имперской по своей сути политической структуры. В результате формирование российской нации оказалось чрезвычайно замедленным, и после распада СССР обнаружилось, что национальная идентичность в России далеко не сложилась.

Этому способствовали два фактора: во-первых, жители Российской Федерации, еще в тот период, когда она была одной из 15 республик СССР, редко ассоциировали себя именно с Россией, считая своей родиной весь Советский Союз. Поэтому его распад болезненно переживался большинством россиян, привыкшим жить в большой стране. Во-вторых, общероссийская идентичность не рождалась в ходе национальных движений, как в других новых независимых государствах; напротив, националисты различных направлений препятствовали, в различной мере и в разных формах, развитию единой гражданской идентичности жителей России.

В силу этого особое значение приобрело цивилизационное измерение идентичности, которое традиционно играло значительную роль в России и выражалось в ее особом позиционировании как по отношению к западной цивилизации, так и по отношению к восточным цивилизациям (Китаю, Индии, исламскому миру). Учитывая, что религия играет важную роль в формировании цивилизационной идентичности, следует вспомнить, что православие в России до 1917 г. было основой российской идентичности как таковой; при этом православие по своим политическим и социокультурным принципам существенно отличалось как от западного католичества и протестантизма, так и от восточных религий - ислама, буддизма, индуизма, конфуцианства.

После 1917 г. функции религии, хотя и в своеобразной, превращенной форме, во многом выполняла официальная коммунистическая идеология, которая претендовала на создание принципиально новой советской цивилизационной общности, отличающейся от всех известных истории цивилизаций. Наконец, не следует забывать, что сама система базовых ценностей, которые традиционно разделяло большинство населения России, существенно отличалась как от западноевропейской системы ценностей, так и от систем ценностей восточных цивилизаций.

Вслед за распадом СССР неизбежно последовал и крах советской идентичности, которая на протяжении семи десятилетий определяла психо-логию и массовое сознание подавляющего большинства жителей России. В условиях постсоветской России с ее незавершенной модернизацией и несформированностью нации-государства проблема поиска новой - не чисто национальной и не чисто цивилизационной, а национально-цивилизационной идентичности вышла на первый план. Россия после распада СССР фактически оказалась вынужденной самоопределяться одновременно и как национально-государственное образование (Россия как новое государст-венное образование, как одно из государств СНГ), и как цивилизационно-культурное образование (Россия как ядро постсоветского экономического и культурно-цивилизационного пространства). Оба эти процесса протекают достаточно сложно, противоречиво и сопровождаются многочисленными политическими, социальными, этническими, культурными конфликтами как внутри самой России, так и за ее пределами.

Культурное наследие – важная часть жизни каждого народа. По этой причине следует знать, что такое культурное наследие и почему так важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества.

Что такое культурное наследие

Природа и культура в своей совокупности образуют среду обитания человека. Навыки и знания, приобретенные человечеством от начала времен, накапливаются и приумножаются на протяжении столетий, образуя культурное наследие. Единого определения, что такое культурное наследие, не существует, так как данный термин рассматривается с разных точек зрения.

С точки зрения культурологии это основной способ существования культуры. Объекты наследия сохраняют и передают последующим поколениям ценности, несущие эмоциональный аспект. История рассматривает культурное наследие прежде всего как источник информации о развитии и становлении современного общества. Юридическая точка зрения не учитывает эмоциональную ценность, но определяет степень информативности и востребованности того или иного объекта, а также его способность влиять на общество.

Если объединить эти понятия, то культурное наследие можно определить как совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных природой и человеком на протяжении предыдущих исторических эпох.

Социальная память

Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.

что такое культурное наследие

Культурное наследие и социальная память – понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.

Социальная память – это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.

Организация ЮНЕСКО

ЮНЕСКО представляет собой учреждение ООН, занимающееся образованием, наукой и культурой (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Одной из целей ЮНЕСКО является объединение стран и народов для сохранения мировых культурных ценностей.

сохранение культурного наследия

Организация была образована в ноябре 1945 года и базируется в Париже. На сегодняшний день членами ЮНЕСКО являются более двухсот государств.

В области культуры организация занимается сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества. Основой данного направления деятельности стала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году. Во время первой сессии были приняты основные положения и задачи Комитета Всемирного наследия.

Комитетом также были определены природные и культурные критерии оценки объектов, согласно которым они включались или не включались в список охраняемых. Сохранение культурного наследия – обязательство, которое берет на себя государство, располагающее тем или иным объектом, при поддержке ЮНЕСКО. Сегодня реестр включает более тысячи охраняемых объектов.

Всемирное наследие

Конвенция 1972 года дала четкое определение тому, что такое культурное наследие, и разделила его на категории. Под культурным наследием следует понимать:

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

культурное наследие России

К памятникам относятся все произведения искусства (живопись, скульптура и прочее), а также объекты археологического значения (наскальные надписи, захоронения), созданные человеком и ценные для науки, истории и искусства. Ансамбли – это архитектурные группы, гармонично вписанные в окружающий пейзаж. Под достопримечательными местами подразумеваются творения человека отдельно от природы или совместно с ней.

Конвенция также обозначила критерии природного наследия. В него включены природные памятники, достопримечательные места, геологические и физиографические образования.

Культурное наследие России

На сегодняшний день в реестр Всемирного наследия включено двадцать семь объектов, которые находятся на территории России. Шестнадцать из них отобраны по культурным критериям и одиннадцать – природные объекты. Первые объекты были отнесены к Всемирному наследию в 1990 году. Еще двадцать три объекта находятся в списке кандидатов. Из них одиннадцать – культурных, три – природно-культурных, девять – природных объектов.

Среди государств-членов ЮНЕСКО Российская Федерация находится на девятом месте по количеству объектов Всемирного наследия.

дни культурного наследия в Москве

Дни культурного наследия в Москве - Международный день охраны памятников и достопримечательных мест (отмечается 18 апреля) и Международный день музеев (18 мая). Ежегодно в эти дни в Москве открывается свободный доступ к объектам наследия, организуются экскурсии, квесты, лекции. Все эти мероприятия направлены на популяризацию культурных ценностей, ознакомление с ними.

Правовой аспект

Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.

ФЗ об объектах культурного наследия

В данный реестр включены материальные и нематериальные культурные ценности, прошедшие экспертную проверку. Каждому объекту, внесенному в реестр, присваивается регистрационный номер и паспорт. В паспорте указываются подробные характеристики объекта: название, дата возникновения, фотоматериалы, описание, информация о местонахождении. В паспорте также отражены данные об экспертной оценке объекта и условиях охраны объекта.

Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия – это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.

Природные объекты России

На территории Российской Федерации располагается десять объектов, включенных во Всемирное наследие. Шесть из них, согласно классификации ЮНЕСКО, следует рассматривать как феномен исключительной красоты. Одним из этих объектов является озеро Байкал. Это одно из древнейших пресноводных образований на планете. Благодаря этому в озере сформировалась уникальная экосистема.

управление объектами культурного наследия

Вулканы Камчатки также относятся к природным феноменам. Это образование – крупнейшее скопление действующих вулканов. Местность постоянно развивается и обладает уникальными ландшафтами. Уникальными по своим географическим особенностям являются Золотые Алтайские горы. Общая площадь данного объекта наследия занимает один миллион шестьсот сорок тысяч гектар. Это место обитания редких животных, некоторые из которых находятся на грани исчезновения.

Культурные объекты России

Среди объектов, которые представляют культурное наследие России, сложно выделить более значимые экспонаты. Культура России древняя и очень многообразная. Это и памятники русскому зодчеству, и колоссальный проект переплетений улиц и каналов Санкт-Петербурга, и многочисленные монастыри, соборы и кремли.

значение культурного наследия

Важность культурного наследия

Значение культурного наследия очень велико как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение – важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Культурное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.

Читайте также: