Концертмейстер в музыкальной школе это педагогический работник

Обновлено: 30.06.2024

Работа концертмейстера тоже входит список профессий, которые учитываются при расчете педагогического стажа, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Но ПФ отказывает ,ссылаясь на то, что профессии концертмейстер нет в специальных списках, де не всем педагогическим работникам положена пенсия по выслуге лет, а только тем, которые есть в списках. А списки представлены не в основном законе, а кажется издаются отдельными указами. В принципе правовая коллизия. В интернете есть пример, как местные суды встают на сторону концертмейстера, а верховный суд все отменяет и встает на сторону ПФ. Но знаю что до 2002 года пенсия по выслуге лет давалась всем педагогическим работникам. И хотя концертмейстера не было в списках, ему все равно была положена пенсия в том случае, если он 25 лет отработал с детьми. Просто сама профессия концертмейстер не предполагает обязательную работу с детьми. Концертмейстер может работать и во взрослых коллективах. В этом и была разница, почему педагог был в списках, а концертмейстера не было - потому что педагог во всех случаях работает именно с детьми, а концертмейстер нет. Вот и определялось раньше по характеру занятости. А с 2002 года вышла рекомендация давать льготную пенсию только представителям тех профессий, которые есть в специальных списках. Вот недавно в интернете наткнулась на решение верховного суда по спору концертмейстера с ПФ . Так в нем интересная формулировка: отказать в том числе и по причине того, что профессии концертмейстер никогда не было в специальных списках. Очень лукавая формулировка. Ведь не сказано, что концертмейстерам никогда не была положена пенсия по выслуге лет потому что это неправда. А сказано, что концертмейстера никогда не было в специальных списках. Так вот я хочу знать, возможно ли например, через конституционный суд решить эту правовую коллизию и добиться права ссылаться именно на основной закон, включающий профессию концертмейстер в число педагогических, а не на специальные списки

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 про концертмейстера ничего не сказано.

руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре, методист (включая старшего), инструктор-методист (включая старшего), инструктор по труду, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, тренер-преподаватель (включая старшего), мастер производственного обучения

Это я прочитала в ваших же ответах на вопросы. Вы не даете себе труда даже бегло изучить документы, но все еще хотите, чтобы я заплатила за ответ. Мне нужны серьезные специалисты для серьезного судебного процесса. Видимо это не ваш случай

По концертмейстерам практически все отказные дела, мало положительных.

Оценив представленные сторонами доказательства в порядке, предусмотренном ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что период работы истца с 01.09.1983 по 16.08.1985 в должности преподавателя по классу фортепиано и концертмейстера в музыкальной школе г. Нижняя Салда должен быть включен в специальный стаж, в связи с тем, что должность преподавателя по классу фортепиано предусмотрена Списком от 1991 года, и то обстоятельство, что должность концертмейстера в данном списке не поименована, не может лишать истца права на досрочное пенсионное обеспечение, тем более, если Постановлением Сов. Мина РСФСР от 06.09.1991 N 463 не установлено в качестве обязательного условия выполнение нормы рабочего времени в должности, предусмотренной Списком.

Также суд пришел к выводу о том, что период работы истца с 01.01.1994 по 18.10.1995 в качестве музыкального руководителя в ясли-сад N Нижнесалдинского отдела образования также подлежит включению в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Эти же положения, касающиеся должностей концертмейстеров и регуляторов, содержались в Квалификационных характеристиках артистического персонала концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, утвержденных Министерством культуры СССР от 07.01.1980.

Исходя из вышеизложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что несмотря на отсутствие должностей концертмейстера, регулятора в утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 28.08.1991 г. N 447 Списке, лица, занимающие эту должность имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при стаже творческой работы не менее 25 лет, поскольку они являются артистами, играющими на духовых инструментах.

Просто в судебной практике еще никто не пытался ссылаться на бюрократический казус. ПФ. руководствуется Списком професий, но такие профессии, как концертмейстер или,например, методист априори не могут быть в Списке. Ведь, если их включить в Список, то получается, что все концертмейстеры и все методисты будут иметь право на льготную пенсию, даже те, что вообще с детьми не работают. То есть тут казус в самом названии профессии. Ведь между концертмейстером,работающим во взрослом коллективе и концертмейстером, работающим в дестком коллективе нет разницы в названии профессии такой же,как между преподавателем, обучающем взрослых, и педагогом,обучающим детей. Поэтому до 2002 года концертмейстерам давали льготную пенсию как педагогическим работникам не взирая на Список.До 2002 года я проработала в должности концертмейстера уже 10 лет, и все работадатели подтверждали, что я имею право на льготную пенсию, поскольку мне идет педстаж. А в 2003 году директор мне заявил, что закон изменился и все, педстажа уже не достаточно, нужно соответствовать Списку. А суды начали отказывать концертмейстерам по причинам вроде того, что у них меньшая ответственность, чем у педагогов, меньшая психофизическая нагрузка, поэтому даже нельзя отождествить их деятельность с деятельностью педагога. Между тем эта чушь собачья, и опровергается несколькими способами. Во-первых, как получается так, что до 2002 года ответсвенность концертмейстера была соответствующей правам на льготную пенсию, а после 2002 уже нет. Кроме того, как вы уже поняли, профессия концертмейстер предполагает артистическую деятельность. А артистичекая деятельность даже сама по себе, не связанная с педагогической,во многих случаях предполагает право на льготную пенсию. Когда как преподавательская деятельность, если она не связана с детьми, таких прав не предполагает. Тогда почему получается так, что если преподаватель преподает детям, то его труд сразу становится вредным, дающим право на льготную пенсию, а концертмейстер, когда начинает обучать детей практической артистической деятельности, поднимаясь с ними на сцену, наоборот, связывает свою деятельность с каким-то безответственны, легкомысленным трудом. Где логика. А если посмотреть на должностные обязанности концертмейстера, то там прописано, что он обязан замещать педагога во время его отсутствия,то есть должен проводить уроки,чем работадатели пользуются во всю. А вот педагог не обязан замещать концертмейстера, да и он вообще часто не может это делать - осуществлять артистическую деятельность с ребенком. Замечу, что на сцену концертмейстер поднимается без педагога, и сценическая практика - это уникальная и весьма не легкая ответственность именно концертмейстера, а не педагога. Между тем, ведь выступление на сцене - это вершина обучающего процесса. Суды, отказывая, ссылаются на то, что профессия концертмейстер полностью подчинена указаниям педагога. Ну тогда вопрос: А почему в должностных обязанностях не отмечено, что педагог обязан замещать концертмейстера? Ведь если он указывает концертмейстеру, то должен досканально владеть его деятельностью. А если это не так, то значит педагог не указывает концертмейстеру, а сотрудничает с концертмейстером, что совсем другое дело. Кроме того, если почитать, то получается, что обязанности концертмейстера и обязанности музыкального руководителя в должностной инструкции сходятся один в один. А музыкальный руководитель имеет право на льготную пенсию а концертмейстер нет. То есть, с опорой на все эти обстоятельства судебных разбирательств еще не было. А я бы хотела сразу с опорой на все эти обстоятельства грамотно оформить запрос в конституционный суд. Насколько правомочным было в 2002 году формальное ограничение профессий имеющих право на льготную пенсию до Списков. Да и вообще, есть ли это ограничение на самом деле? Или оно держится только на чиновничьем неодобрямсе - круговой поруке.

Вам надо искать в своем городе кто специализируется на такой категории дел и кто может написать заявление в Конституционный суд.

“Пианист должен уметь аккомпанировать,
прелюдировать, разбираться в гармонии,
теории музыки, транспонировать и
обязательно импровизировать”.

“Техника пианиста в голове, а не в пальцах”.

Концертмейстер в Детской школе искусств – кто он: помощник преподавателя, аккомпаниатор, ансамблист или кто-то еще? В чем особенности деятельности этого специалиста и суть многообразия видов деятельности в процессе работы?

Вопросов много. Попробуем ответить на некоторые из них.

Обратившись к музыкальным энциклопедиям, читаем:

  1. Первый скрипач оркестра; иногда заменяет дирижера. В обязанности концертмейстера входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра. В струнных ансамблях концертмейстер является обычно художественным и музыкальным руководителем.
  2. Музыкант, возглавляющий каждую группу струнных инструментов оперного или симфонического оркестра.
  3. Пианист, помогающий исполнителям (певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах. В средних и высших музыкальных учебных заведениях есть концертмейстерские классы, в которых студенты обучаются искусству аккомпанемента и после сдачи экзамена получают квалификацию концертмейстера.”

Концертмейстеры в Детских школах искусств работают в оркестровых классах и классах народных инструментов, в хоровых классах и классах хореографии, сольного пения, дирижирования, театрального искусства. Они исполняют аккомпанирующую партию в произведениях, написанных с сопровождением фортепиано или выполняют роль аккомпанирующего инструмента, часто заменяющего оркестр.

Несмотря на незвучное определение “учебно-вспомогательного персонала”, концертмейстеры активно участвуют в учебной, воспитательной и музыкально-просветительской работе, а в отсутствие преподавателя самостоятельно проводят занятия и репетиции.

Исполнительская квалификация “концертмейстер” присваивается наряду с педагогической, но именно первая, становясь основной благодаря сочетанию исполнительской и педагогической подготовки в обучении, способствует более разностороннему развитию, обогащает профессиональные становления личности музыканта.

Работа концертмейстера требует постоянных занятий за инструментом, изучения и освоения концертного и учебного репертуара. Такая работа расширяет творческий

кругозор музыканта, формирует и совершенствует его артистизм, позволяет быть активным пропагандистом музыки.

Искусству аккомпанемента посвящено не так много книг и отдельных статей. Еще меньше литературы по методике преподавания этого учебного предмета (Н.Крючков, Е.Шендерович, М.Смирнов и некоторые другие).

Авторы статей отмечают, что аккомпанементу принадлежит не подсобная роль, не чисто служебная функция гармонической и ритмической поддержки партнера, а концертмейстер в процессе исполнения становится равноправным членом единого целостного музыкального организма.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, знаний особенностей игры на инструментах в тех классах, где они работают, знание специфики работы на хоровых, хореографических и других отделениях.

При всем разнообразии и определенных особенностях работы в разных классах и на различных отделениях, можно попытаться сформулировать ряд общих специфических черт в работе концертмейстеров детских школ искусств и детских музыкальных школ.

Одной их таких важных особенностей является умение и готовность быть “вторым”.

Отсутствие этого качества становится особенно заметным во время публичных выступлений, так как пытаясь выделиться можно заглушить, “забить” солиста, нарушить ансамбль и не иметь возможности этот ансамбль ощущать. Все должно подчиняться замыслу композитора, солиста или руководителя коллектива, важно чувствовать меру, осторожно сохраняя звуковой баланс.

Другое, не менее важное требование – точнейшее следование тексту. Динамика и агогика, как и сам текст, должны быть соблюдены самым точнейшим образом. Недопустимо в текстах, особенно классиков, написанных именно для фортепиано, переделывать оттенки, мелизмы и прочее.

Часто возникает при исполнении партии аккомпанемента другая сложность, когда данная партия сочинялась не для фортепиано с учетом особенностей инструмента (удобства фактуры, регистровой красочности, ясных задач педализации и т.д.), а является переложением, то есть одним из вариантов воплощения на фортепиано музыки, первоначально написанной для оркестра. Огромное количество таких примеров мы наблюдаем в работе концертмейстера в классах хореографии.

Надо отметить, что большинство композиторов считало фортепиано единственным инструментом, способным воспроизвести сущность оркестровой партитуры и в данных случаях партия фортепиано представляет собой не что иное, как приспособление красочного, масштабного, многоголосного звучания симфонического оркестра к возможностям одного инструмента– фортепиано.

Композиторы, создававшие превосходные оркестровые партитуры, в работе над клавиром зачастую не учитывали технических неудобств пианиста, перенасыщая фортепианную фактуру значительными сложностями, затрудняющими естественное исполнение фортепианной партии.

Концертмейстеру часто приходится упрощать эту фактуру, добиваясь более рационального способа изложения.

При работе в классе концертмейстер может произвольно изменить и облегчить трудные места, чтобы не останавливать движение музыки. В процессе разучивания произведения с хором или солистами пианист может применить метод вычленения сольной партии или хоровой партитуры, сводя фортепианную партию к основным гармоническим и

ритмическим функциям. Сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд, и предполагает наличие у концертмейстера хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Исполняя же эти произведения в концертном зале, концертмейстеры должны создать полноценную звучность аккомпанемента, а в переложениях стремиться по возможности к оркестровой масштабности рояля.

Необходимым и серьезным качеством в работе концертмейстера является также развитое умение чтения с листа и транспонирование.

Конечно, в концертах или на экзамене чтение партии с листа или транспонирование почти не встречается, но в рабочем процессе в классе эти качества крайне необходимы.

Многие качества, присущие концертмейстеру-пианисту приближают его к дирижеру, что вызывает в свою очередь обладание такими чертами, как дирижерская воля, ритмическая и темповая устойчивость, умение “цементировать” ансамбль и всю форму исполняемого произведения в целом.

Отметим, что достижения всех поставленных перед концертмейстером задач возможно лишь при полном взаимодействии с педагогом, при абсолютном профессиональном доверии. Концертмейстер в классе – это помощник, аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи.

Работа концертмейстера в разных инструментальных классах, с хором или солистами, в классе хореографии или в работе с всевозможными коллективами имеет как общие, так и в каждом конкретном случае свои специфические особенности. Это разговор особый, требующий отдельного рассмотрения.

В рамках разговора об общих особенностях работы концертмейстера отметим, что любая другая музыкальная деятельность едва ли может сравниться с концертмейстерским искусством по своей многофункциональности и универсальности.

Ко всему сказанному, концертмейстер должен быть очень эрудированным музыкантом, в поле деятельности которого находится огромный и разнообразный репертуар.

  1. Любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству.
  2. Пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение музыкальных задач.
  3. Чувство партнерства, сопереживания.
  4. Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям.
  5. Знание специфики инструментального и вокального исполнительства: штрихи(у струнников), дыхания (у певцов и духовиков), агогика (у тех и других), тесситура (у вокалиста).
  6. Быстрота реакции на сцене во время исполнения.
  7. Дирижерское предвидение и предслышание, иногда “спасающие ситуацию” во время публичного концерта.
  8. Умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать технические комплексы (арпеджио, гаммы), особенно при чтении с листа.
  9. Общая музыкальная эрудиция: из знания музыки, больших музыкальных накоплений и рождается чувство стиля, меры, вкуса.

Это далеко не полный перечень необходимых профессиональных качеств, необходимых в работе концертмейстера. Не выделены особенности работы концертмейстера в классах хореографии и знание специфики работы с учащимися хореографических отделений и некоторые другие вопросы.

Кроме всего сказанного отметим, что занятия с концертмейстером-пианистом очень любят учащиеся-инструменталисты и класса сольного пения, так как она приближает их к концертному выступлению. Причем, иногда эта работа бывает полезна и без преподавателя.

Таким образом, творческая деятельность концертмейстера включает и исполнительскую, и педагогическую, и организационную, где музыка выступает в качестве реального самостоятельного художественного процесса.

Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе детских школ искусств неоспоримо велика, а владение в совершенстве “комплексом концертмейстера” повышает востребованность пианиста в разных сферах музыкальной деятельности от домашнего музицирования до музыкального исполнительства.

“Чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности,– писал К.Г.Мострас, – нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт, надо быть человеком большого ума и большого чувства”. Это высказывание очень точно передает образ пианиста-концертмейстера. Несмотря на то, что к данному виду деятельности часто относятся свысока, а сами концертмейстеры всегда остаются “в тени”,– их искусство требует высокого музыкального мастерства и бескорыстной любви к своей профессии.

“Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога”, – утверждает К.Виноградов.

А закончить хочется мыслью М.Годыной, высказанной на музыкальном форуме:

“Работу концертмейстера очень трудно перевести на язык бумаги – она в пальцах, в душе”.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

г. Караганда

Концертмейстер в детской музыкальной школе.

Слово концертмейстер , состоит из двух слов: концерт и мастер (по-немецки meister). Имеет оно два значения. В оркестре так называется самый лучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, который словно ведет за собой участников этой группы. Если в симфоническом произведении встречается сольный эпизод для какого-то инструмента, то исполняет его именно концертмейстер. Концертмейстер главной группы симфонического оркестра - группы первых скрипок - считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер - первый помощник дирижера, его правая рука.

Удивительна, специфична и многообразна работа концертмейстера. И насколько же она разнится, в зависимости от того, в каком классе работает концертмейстер. Пианист, посвятивший себя концертмейстерской деятельности, является одновременно и ведомым и ведущим, и педагогом – наставником, и покорным исполнителем воли своего руководителя, а в целом — его другом и соратником. Работая много лет концертмейстером в классе хора, сделала вывод, что концертмейстер должен быть: педагогом — уметь самостоятельно провести урок хорового сольфеджио, увлечь детей, научить слушать и слышать; хормейстером — помочь детям выучить хоровую партию, в случае необходимости заменить руководителя хора; вокалистом — уметь чисто интонировать, правильно показать вокальную позицию, знать все хоровые партии и в случае необходимости, особенно если хор звучит без сопровождения, поддержать своим голосом наиболее сложную хоровую партию, и , конечно же , непосредственно концертмейстером — безукоризненной исполнить фортепианное сопровождение хорового произведения, любую хоровую партитуру.

Когда хоровой дирижер и концертмейстер длительное время работают совместно, рождается общий для них исполнительский план: соотношение темпов, динамика, фразировка и т.д. Для того чтобы концертмейстер мог быть удобным партнером, для того, чтобы он мог быть настоящим помощником руководителя хора, он должен овладеть искусством быстрой ориентации в нотном тексте. Это одно из обстоятельств, которые роднят функции концертмейстера и дирижера. Аккомпаниатору необходим музыкальный охват, видение всего произведения: формы, партитуры, состоящей из трех и более строчек; это и отличает концертмейстера от пианиста – солиста. В этом и состоит специфика его профессии. Аккомпаниатор должен по возможности быстрее понять характерные особенности произведения: темп, динамику, характер, соразмерность частей, особенности кульминаций. В кульминациях аккомпаниатор должен быть особо внимательным, чтобы поддержать хор. Это имеет очень большое значение, ибо нечуткий аккомпаниатор напоминает тяжелую телегу, которую с трудом везет лошадь. Телега мешает ей идти, отягощает ее движение. Так же точно малоодаренный или неопытный концертмейстер мешает воплощению намерений дирижера.

Таким образом, творческая деятельность концертмейстера включает и исполнительскую, и педагогическую, и организационную, где музыка выступает в качестве реального самостоятельного художественного процесса.

Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе детских музыкальных школ, неоспоримо, велика, а владение в совершенстве “комплексом концертмейстера” повышает востребованность пианиста в разных сферах музыкальной деятельности - от домашнего музицирования до музыкального исполнительства.

Работа концертмейстера заключает в себе и чисто творческую

(художественную), и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие

аспекты проявляются в работе учащимися любых специальностей.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не

только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано.

Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука и первый

помощник, музыкальный единомышленник.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает

наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Специфика работы концертмейстера в музыкальной школе требует от него

особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости

Виноградов К.М. О работе концертмейстера: сб. статей / М. 1974.

Музыкальная энциклопедия Т.2.

Мострас К.Г. Конспект лекций по курсу методики обучения игре на скрипке.1949.

Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.

Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. - М.,1982.

здравствуйте,я работала концертмейстером в детской музыкальной школе много лет .является ли КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ работником ?и на основании КАКОГО государственного документа ?спасибо.


15 августа 2017 11:06
Анна_Сергеевна

Номенклатура
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678)

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер

А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).

Читайте также: