Исторические источники о тюрках план урока 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

Некоторые: делают аргументированный вывод по вопросу: Какие источники повествуют о политике Билге кагана и Культегина по укреплению государства?

Критерий оценки

Все: 1. объяснять особенности развития тюркских государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия

Большинство: объяснять значение древнетюркской письменности, работая над текстом и вопросами в группе

Некоторые: делают аргументированный вывод по вопросу исследования.

Языковые цели

Лексика и терминология: Каган Бильге, культегин, Стела, орхонская письменность.

Примеры лексики и фраз: Орхонская письменность, таласская письменность, Бог Тенгри

Привитие ценностей

Формирование казахстанского патриотизма посредством изучения истоков создания Казахского ханства из средневековых государств.

Труд и творчество на примере создания структуры социального управления и распределения обязанностей в государствах.

Уважение на примере изучения письменности и деятельности БЮильге и Культегина..

Сотрудничество на примере исторических событий происходящих в Тюркском каганате

Межпредметная связь

Геграфия - при работе с картой, географическими границами государств.

Всемирная история- при опоре на источники, ссылки авторов.

Казахский язык - при работе с понятиями, терминами и их происхождением.

Предшествующие знания

Знают тюркский каганат; ЗТ каганат, Тюргешский

-имеют частичное представление о политической обстановке и причинах распада Тюркского каганата;

-знают сходства и отличия раннесредневековых государств.

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Исследовательский вопрос: Какие источники повествуют о политике Бильге кагана и Культегина по укреплению государства?

2. Какие сведения вы извлекли из Орхон-Енисейских памятников?

3. Почему тюркская письменность вызывает интерес у исследователей?

2. Исследовательская работа по отрывками письменности

Вопрос исследования:

Работа организована по группам:

Г Распределение 4 группам задания:

1) Определить роль каганов в развитии государства,

2) в взаимоотношении с соседними государствами,

3) определение исторического значения образования Тюркского каганата.

4) Цель учащихся: определив важность формирования Тюркского каганата, проанализировать связь с политическими событиями в Восточном Тюркском каганате.

Т Раздать карточки с вопросами.

Группы с идентичными заданиями объединяются и защищают свои ответы.

1-3 группа

Какие сведения встречаются в тексте, касающиеся взаимоотношении Тюркских каганатов с соседними странами? Пришли ли к соглашению Тюркский каганат и Танская империя?

По данным источника какие цели преследовал Тюркский каганат в взаимотношении с другими государствами?

2-4 группа

Какие сведения содержит надпись Культегина об армии Тюркских каганатов? Имеются ли источники, доказывающие подвиги Культегина и Бильге кагана?

К какому литературному жанру относится надпись Культегин?

ПОПС – ФОРМУЛА

Позиция Мы считаем, что _____________. Объяснение (так как…) Пример (В подтверждение этого мы можем привести следующий пример…) Следствие (или суждение) (По данному вопросу

Задание: . Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Самым крупным образцом тюркского рунического письма

являются памятники в бассейнах рек Орхон и Енисей.

По месту находки памятников это письмо стали называть

в честь Бильге-кагана и его брата, полководца Культегина,

а также стела советника каганов Тоньюкока.

В документах подчеркивается, что все, написанное

знал, чего ему следует опасаться, а чему следовать.

Хвала и упрек прежним и нынешним поколениям,

постоянные призывы к слушателям делают повествование

Йоллыг-тегин. Йоллыг-тегин – первый

названный по имени автор в истории тюркоязычной литературы.

Вопросы: Какие памятники древнетюркской письменности вы знаете?

Две звезды и одно пожелание

Д/З: знать периоды, в тетради

Тенгри рожденный –

Я, тюркский каган,

В Тенгрии существующий –

Я, мудрый каган,

В мире изменчивом,

Возвышен Судьбой,

Воссел по Закону –

На Трон кочевой!

Когда наверху Небо-Тенгри,

А внизу бурая Земля возникли

в Вечности –

Сотворены были меж ними

Сыны человеческие…

Предки мои Бумын, Истеми -

По милости Тенгри

каганами стали,

Тюрков народ и Закон тюркский -

Они сохраняли,

Они возвышали!

Со всех сторон были враги,

В походах великих мы их покорили,

Народам простым –

Мир подарили!

Головы имеющих –

Заставили склониться,

Колени имеющих –

Заставили преклониться!

Мы расселили

Могучий народ!

И пределов величья не зная,

Свободный народ Тюрков Небесных

Царственно кочевал

В кочевьях беспечных!

Эти каганы были мудры,

Эти каганы были велики,

И Вечное Небо хранит –

Их светлые лики!

Какие сведения об истории Тюркского каганата приводятся

в данном тексте?

Какие сведения о религии тюрков можно получить из этого текста?

Дескрипторы

Обучающийся

− выделяет сведения об истории тюркского каганата

из отрывка памятника древнетюркской письменности;

− выделяет сведения о религии тюрков из отрывка

памятника древнетюркской письменности.

Владею я умом, владею речью,

Сидели мы в Чугае, в Каракуме,

Ели оленину, ели зайчатину,

Враги были как хищные птицы.

В это время пришел посол от огузов,

И молвил он такое слово:

Девять огузов избрали хана,

К табгашам отправил он Кун Сунуня,

К кутанам отправил Тонра Сема.

Мало нас, кочевых тюрков,

Если живы эти двое,

Уничтожат тебя — табгаша,

Уничтожат на востоке — кутана,

Уничтожат меня — огуза.

Табгаши, налетите с юга,

А я ударю с севера!

Пусть никто не получит тюркские земли! Уничтожим врага.

Услышав те слова,

Ночью не мог уснуть,

Днем не мог усидеть,

Наконец, взмолился перед каганом.

Если объединятся трое — табгаш, огуз, кутан,

Легко согнуть тонкое,

Легко порвать тонкое.

Тонкое потолстеет — тяжело согнуть,

Тонкое потолстеет — тяжело порвать.

На востоке — кутанам,

На юге — табгашам,

На западе — курданам

На востоке ударим по тюркскому кагану,

Не ударим — он нас уничтожит,

Тюргешский каган сказал:

Мой народ готов,

Услышав те слова,

Ночью не мог уснуть,

Днем не мог усидеть.

Сказал: будем воевать,

Когменская дорога одна,

Услышав, что холодно,

Сказал: она не пригодна,

Послал на поиски местного парня,

Наконец, нашел в пустыне человека,

“Я с земли Аз, знай это, — сказал он, —

Есть крепость, через нее выйдете

В Ану, там переночуете,

Дальше недолго идти”.

Решил, что можно идти той дорогой, задумался,

О думах сказал кагану,

За Актермелем остановился,

На лошадях разрушили снега,

Вверх поднялись пешком,

Опираясь на палки.

Мужи снизу поднялись наверх,

Перешли самую вершину

И с мучениями спустились вниз.

Йоллытегин, Кюльтегин. Көне түрік жазба ескерткіші

(перевел М. Жолдасбеков). Алма-Ата, 1986. С. 68—70.

ный образовательный ресурс.7 класс. История Казахстана. Электронный учебник. 2011 г.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

6.1 A Казахстан в VI – IX вв. 18с

ФИО учителя: Кабышева Акбота Тусупкановна

Не участвовали:

Исторические источники о тюрках

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

6.2.2.3 – характеризовать достижения кочевников в военном искусстве;

6.4.1.2 – определять особенности хозяйственной жизни кочевников;

Все : определяют особенность хозяйственной жизни и достижение кочевников в военном искусстве на основе исторических источников

Большинство: перечисляют китайских и арабских мы c лителей опи c ывающих хозяй c твенную жизнь и военное дело кочевников.

Некоторые: характеризуют жизнь, быт, военное искусство кочевников и доказать влияние на казахское общество.

Критерии оценивания

Описывают тактику и вооружение кочевников.

Выделяют особенности хозяйственной жизни кочевников.

Определят, как повлияло развитие металлургии, ремесла, охоты на образ жизни тюрков влияние на казахское общество

Докажут влияние хозяйства тюрков на образ жизни казахского общества

Языковые цели

1. С помощью дополнительного материала формулируют вопросы высокого порядка (навыки письма)

2. рассказывают о военной тактике и вооружение (онбасы, жуз басы, мынбасы). (навыки говорения);

3. работают с отрывками текста из арабских, китайских источников

Серия полезных фраз для диалога/письма

Хозяйство тюрков состояло из….

Основные признаки скотоводства и земледелия .

. стали самыми главными достижениями

Воспитание ценностей

Уважение к историческому прошлому развитие патриотических чувств, чувства толерантности и трудолюбие.

Межпредметная связь

Осуществляется через содержание предметов биология и география. Работа с текстом, где указывается территория развитие металлургии, земледелия и скотоводства.

Предыдущие знания

Учащиеся знают понятие земледелие и скотоводство.

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

К Приветствие. Проверить готовность учащихся к уроку. Разделить учеников на 3 группы путем выбора идентичных цветных карточек.

1 группа – желтый цвет

2 группа – белый цвет

3 группа – синий цвет

К Чтобы заинтересовать учащихся в теме урока, демонстрирую различные предметы или картинки, относящиеся к кочевому хозяйству и задавая наводящие вопросы, определим тему урака.

Как вы думаете, почему я показываю вам эти рисунки?

Подумайте о причине использования данных предметов?.

Как вы считаете, о чем будет идти речь?

Совместное целеполагание: (ученики определяют цели обучения, учитель обобщает и подводит итог).

На презентации будет демонстрирован индийские ноты

П резентации (Рисунки: Юрта, четыре вида домашнего скота, повозка, одежда, продукты скотоводничества, кожа, плетка, орудия труда, военное оружие и т.д.)

Г Учащимся предлагается исследовать разные аспекты жизни кочевников в группах.

1 группа – вооружение, устройства воиска и тактика введение войны;

2 группа – развитие скатоводство и земледелия;

3 группа – развитие ремесла;

Учащиеся рассмотрять следующие вопросы в ходе ислледования:

в чем заключаются особенности военного искусства кочевников?

в чем преимущества кочевого образа жизни?

какие выводы можно сделать на основании их достижений в ремесле? Какова его национальная ценность на сегодняшний день?

Каждая группа работает с источником и текстом, и отвечает на поставленные

Указывает особенность военного искусства кочевников, используя исторический источник

Называет преимущества кочевого образа жизни, используя исторический источник

Делает выводы на оснавнии достижения в ремесле, используя исторический источник

Красная карточка – не понял, желтая – есть вопросы, зелёная – понял всё.

Озвучивание комментарий учеников.

Учащиеся допалняют предложение о достижениях кочевого общества, дошедших до наших дней. Используя опорные слова.

Чему могли бы научиться у кочевников современные городские жители? Обосновывая ответы учащихся, подвожу итог.

Сравнивают кочевников и современных городких жители

Приводят минимум два примера и обосновывая свои ответы.

ФО словесная похвала

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Из изученного материала учащиеся выделяют фразу или предложение и объясняют, почему это фраза или предложение важная.

Ресурс 1

- Ребята, сейчас мы с вами проверим свои знания которые получили на уроке.

На доске вагончики, каждый цвет вагончика обозначает:

Красный сайлик- я очень хорошо владею материалом, желтый смайлик - мне нужно еще поработать над этим материалом, зеленый смайлик – мне еще работать и работать над этим материалом.

Выходят к доске и клеят на вагончики смайлики

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

1 работа в группе;

Словесная похвала по ходу урока, с комментарием успехов учащегося.

Использование активных методов обучения, физминутка. Соблюдение ТБ и требований СанПиНа (при просмотре видеоролика).

Особо ценились военное искусство конного воина. Военное искусство составляли гордость конного воина легкая посадка на коня, безукоризненное умение держаться в седле, искусство джигитовки. Воин должен был держаться на коне так, чтобы никто не мог сдвинуть его или сбросить на землю, ведь именно это стараются сделать противники в поединке.

Защитными доспехами воина были: кожаный халат, защищенный сверху металлическими дисковидными бляхами или пластинами, или нагрудники.

Защитной одеждой у рядовых воинов служил толстый стеганый халат из ткани. Тюрки носили длинные развевающиеся волосы. На голову воины надевали металлический шлем или меховую шапку с кистью.

Атрибутом, знаком воинской доблести служил боевой пояс. С глубокой древности в культуре кочевников эта деталь снаряжения была обязательной частью обряда посвящения в разряд воинов, признаком их социального положения. Боевой пояс служил знаком социальной дифференциации. Воины-всадники с молодых лет получали право носить его. При этом по числу блях и наконечников на поясе определялась общественная значимость его владельца Фридман Ю. Н. Тайна телохранителей Чингисхана. - М., 2010. С. 55..

У конников были щиты, но не такие, как у пехотинцев (закрывающие человека почти целиком), а небольшие круглые, защищавшие только верхнюю половину туловища при сидячем положении на коне. Щит служил для отражения ударов меча, сабли или копья.

Боевое единоборство тюрков включало широкий диапазон приемов, в рукопашном бою проводимых ногами, ведь в боях руки воина были заняты оружием. Доспехи на воинах не давали преимущества ударам, и основным способом приложения силы в борьбе были толчки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие сведения о тюрках содержатся в китайских и арабских источниках?

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

6.4.1.2 – определять особенности хозяйственной жизни кочевников;

6.2.1.1 – объяснять особенности мировоззрения тюрков

Цель урока

Все учащиеся смогут: определить особенность хозяйственной жизни кочевников и объяснить особенность мировоззрения тюрков

Большинство учащихся смогут: смогут перечислить китайских и арабских мыслителей описывающие хозяйственный образ жизни кочевников и мировоззрение тюрков.

Некоторые учащиеся смогут: Смогут описать жизнь и быт кочевников, понять специфику тюркского мировоззрения и доказать влияние на казахское общество.

Критерий оценки

Знают особенности хозяйственной жизни кочевников и мировоззрения тюрков через исторические источники.

Определят, как повлияло развитие металлургии, ремесла, охоты на образ жизни тюрков

Докажут влияние хозяйства и мировоззрения тюрков на образ жизни казахского общества.

Языковые цели

Работая с текстом учебника, дополнительным материалом о хозяйственной жизни кочевников и их мировоззрении понимают содержание текста, могут выделить главную мысль, извлекают необходимую информацию.(чтение, говорение, письмо)

Познакомятся и запишут термины.

Серия полезных фраз для диалога/письма

Мировоззрение тюрков– это…

Хозяйство тюрков состояло из….

Основные признаки скотоводства и земледелия.

Причины, которые привели к могообразию религиознах конфессий….

По мнению нашей группы.

Следующие причины / факторы.

.стали самыми главными достижениями

Привитие ценностей

Уважение к историческому прошлому развитие патриотических чувств чувства толерантности и трудолюбие.

Гармоничные межнациональные отношения.

Исторический концепт – 3.3 значимость, 3.2 сходство и различие

Работая в группе и индивидуально учащиеся проанализируют образ жизни кочевников и их мировоззрения, выделят важные исторические особенности, обсудят значение хозяйства и мировоззрения для дальнейшей истории развития Казахского государства.

Межпредметная связь

Всемирная история, география.

Предшествующие знания

Знают достижения кочевников в военном искусстве

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Ресурсы

Начало урока

1 мин

1мин

3мин

3 мин

2 мин

1.Орг. момент

2.Психологический настрой

Пары задают друг другу вопросы.

Каждый ученик по очереди говорит что он узнал на предыдущем уроке.

Называют достижение кочевников в военном искусстве

ФО награждаются стикерами в форме яблок и листочков.

5.Новая тема

На интерактивной доске нарисован круг. Центре круга тема урока которая закрыта разными рисунками. Снимая рисунки ученики должны сказать что изображено на нем и какое отношение оно имеет к теме

Определяя деятельность людей на картинке, определите тему уроки и по картинкам разделитесь на пять группы.

Слайды

Стикеры

Картинки распечатанные всем ученикам

Конец

5 мин

3 мин

1.На Алтае археологами обнаружены останки …

2.Скот был частной семейной собственностью…

3.Юг Казахстана и Жетысу издавна были местом…

4.Приходтюрков привел к….

5.Вдоль караванных путей тюрки строили….

Дескрипторы

1.Умеют быстро и точно формулировать ответ.

2. Знают памятники и предметы свидетельствующие о распространения религий

ФО учащиеся получают стикеры яблоки (полный ответ), листочки(ответ с дополнением)

2.Рефлексия

3.Дом.задание Читать параграф №

Выучить новые слова

Стикеры

стикеры

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

1:

2:

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

1:

2:

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Раздел долгосрочного плана: 6.1A Казахстан в VI – IX вв. 18с

ФИО учителя: Майбасарова Л.К.

Участвовали:

Отсутствовали:

Какие сведения о тюрках содержатся в китайских и арабских источниках?

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

6.4.1.2 – определять особенности хозяйственной жизни кочевников;

6.2.1.1 – объяснять особенности мировоззрения тюрков

Все учащиеся смогут: определить особенность хозяйственной жизни кочевников и объяснить особенность мировоззрения тюрков

Большинство учащихся смогут: смогут перечислить китайских и арабских мыслителей описывающие хозяйственный образ жизни кочевников и мировоззрение тюрков.

Некоторые учащиеся смогут: Смогут описать жизнь и быт кочевников, понять специфику тюркского мировоззрения и доказать влияние на казахское общество.

Критерий оценки

Знают особенности хозяйственной жизни кочевников и мировоззрения тюрков через исторические источники.

Определят, как повлияло развитие металлургии, ремесла, охоты на образ жизни тюрков

Докажут влияние хозяйства и мировоззрения тюрков на образ жизни казахского общества.

Языковые цели

Работая с текстом учебника, дополнительным материалом о хозяйственной жизни кочевников и их мировоззрении понимают содержание текста, могут выделить главную мысль, извлекают необходимую информацию.(чтение, говорение, письмо)

Познакомятся и запишут термины.

Серия полезных фраз для диалога/письма

Мировоззрение тюрков– это…

Хозяйство тюрков состояло из….

Основные признаки скотоводства и земледелия.

Причины, которые привели к могообразию религиознах конфессий…..

По мнению нашей группы.

Следующие причины / факторы .

. стали самыми главными достижениями

Привитие ценностей

Уважение к историческому прошлому развитие патриотических чувств чувства толерантности и трудолюбие.

Гармоничные межнациональные отношения.

Исторический концепт – 3.3 значимость, 3.2 сходство и различие

Работая в группе и индивидуально учащиеся проанализируют образ жизни кочевников и их мировоззрения, выделят важные исторические особенности, обсудят значение хозяйства и мировоззрения для дальнейшей истории развития Казахского государства.

Межпредметная связь

Всемирная история, география.

Предшествующие знания

Знают достижения кочевников в военном искусстве

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Начало урока

1.Орг. момент

2.Психологический настрой

Пары задают друг другу вопросы.

Каждый ученик по очереди говорит что он узнал на предыдущем уроке.

Называют достижение кочевников в военном искусстве

ФО награждаются стикерами в форме яблок и листочков.

5.Новая тема

На интерактивной доске нарисован круг. Центре круга тема урока которая закрыта разными рисунками . Снимая рисунки ученики должны сказать что изображено на нем и какое отношение оно имеет к теме






Определяя деятельность людей на картинке, определите тему уроки и по картинкам разделитесь на пять группы.

Картинки распечатанные всем ученикам

1.На Алтае археологами обнаружены останки …

2.Скот был частной семейной собственностью…

3.Юг Казахстана и Жетысу издавна были местом…

4.Приходтюрков привел к…..

5.Вдоль караванных путей тюрки строили….

Дескрипторы

1.Умеют быстро и точно формулировать ответ.

2. Знают памятники и предметы свидетельствующие о распространения религий

ФО учащиеся получают стикеры яблоки (полный ответ), листочки(ответ с дополнением)

3.Дом.задание Читать параграф №

Выучить новые слова

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Задания формативного оценивания

Предмет история Казахстана Класс 7

6.1A Казахстан в VI – IX вв. 18с

Цель обучения:

6.4.1.2 – определять особенности хозяйственной жизни кочевников;

6.2.1.1 – объяснять особенности мировоззрения тюрков

Уровень мыслительных навыков:

Анализ, синтез, оценка

Критерии оценивания:

Знают особенности хозяйственной жизни кочевников и мировозрения тюрков

Перечислят арабских и китайских мыслителей.

Определят, как повлияло развитие металлургии, ремесла, охоты на образ жизни тюрков

Обсудят причины многообразия религиозных идей

Докажут влияние хозяйства и мировоззрения тюрков на образ жизни казахского общества.

Задание № 2 Ученикам раздаются карточки каждому достаются термины или определения того или иного термина. Он должны найти соответствие между определением и словом и создать пару.

Задание № 3 . Отработайте в паре

1.Отметьте на карте места развития и распространения металлургии, скотоводства, земледелия.

2.Покажите взаимосвязь между развитием металлургии и военного дела у тюрков.

3.В каких регионах Казахстана было развито земледелие и почему?

4.Кто оставил информацию о развитии земледелия и скотоводства В Казахстане?

5. Отметьте на карте места распространения религий в Казахстане?

6. Составьте список памятников и предметов свидетельствующих о распространения религий.

7.Закрытые тестовые задания

8.Открытые тестовые задания.


1.На Алтае археологами обнаружены останки …

2.Скот был частной семейной собственностью…

3.Юг Казахстана и Жетысу издавна были местом…

4.Приходтюрков привел к…..

5.Вдоль караванных путей тюрки строили….

Критерии оценивания:

Дескрипторы:

1.Знают особенности хозяйственной жизни кочевников и мировоззрения тюрков через исторические источники.

1.Выявляют виды хозяйственной деятельности.

2.Перечисляют виды земледелия на территории Казахстана

3. Объясняют причину развития скотоводства в степной зоне.

2.Определят, как повлияло развитие металлургии, ремесла, охоты на образ жизни тюрков

1.Перечисляют причины развития металлургии, ремесла и охоты у кочевников

2. Выявляют роль развития металлургии у тюрков.

3. Оценивают влияние развития металлургии, ремесла и охоты на образ жизни тюрков.

3.Докажут влияние хозяйства и мировоззрения тюрков на образ жизни казахского общества.

1. Анализируют источники и причины распространения много конфессий.

2.Знают памятники и предметы, свидетельствующие о распространения религий

3.Отмечают места развития земледелия, скотоводства, и распространения религий.

Развивающая: развивать навыки работы с устной и текстовой информацией (на основе рассказа учителя заполнять таблицу), умения работать с исторической картой, находить общее и особенное в жизни древних тюркских народов;

воспитывать уважение и интерес к истории народов нашей Родины, понимание культурно-исторических традиций.

Основные понятия: древние тюрки, хунну (гунны), шаньюй, каган, хан

Оборудование урока: учебник (Ф. Ш. Хузин, В. И. Пискарев. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI в.; Е. В. Пчелов. История России с древнейших времен док конца XVI в.), ноутбук, проектор, презентация

2. Проверка домашнего задания. А) Беседа по вопросам

Расскажите о греческой колонизации Причерноморья. Где и когда возникли первые колонии? Чем занимались их жители?

Расскажите о других

народах Северного Причерноморья. Что общего было в их развитии? Какой народ был наиболее высокоразвитым?

Перечислите государства и народы Северного Причерноморья в хронологической последовательности.

По каким источникам ученые могут судить о жизни и быте древних народов и государств?

Б) Работа с понятиями. Объясните значение понятий: колония, полис, эллино-скифы

3. Изучение новой темы

Хунны (гунны) в Азии и Европе

Задание для учеников на урок. На основе рассказа учителя заполните таблицу в тетради.

1) Хунны (гунны) в Азии и Европе (слайд 6-9)

В III в. до н. э. на территории Северного Китая проживал народ под названием сюнну (хунну). Во главе государства хунну стоял шаньюй.

В 209 – 174 гг. до н. э. во главе империи хунну стоял шаньюй Модэ (Маодунь). Его главная заслуга – создание мощной армии.

Большая часть хунну занималась кочевым скотоводством, но оседлые хунну занимались земледелием. Хуннские ремесленники умели изготавливать самые разные вещи.

Хуннские города имели храмы, дворцы правителей, общественные здания.

Основным соперником хунну был Китай. В результате постоянных столкновений китайцы нанесли им поражение. После поражения хунну уходят на Запад, где их стали называть гунны.

Движение гуннов положило начало Великому переселению народов.

В 451 г. натиск гуннов в Европу был остановлен на Каталаунских полях. После смерти Аттилы гуннский союз распался.

2) Тюркский каганат (слайд 10 -13)

В VI в. на Алтае появились племена, называвшие себя “тюрки” (“тюркюты”). В 551 г. правитель Бумын разгромил племена жужаней, от которых тюрки были в зависимости, и создал свое государство. Его стали называть иль-каган.

В 588 г. Тюркский каганат распался на Западный и Восточный.

Население Тюркского каганата, как и все тюрки, было очень воинственным. Война занимала в их жизни большое место. Вместе с тем они занимались кочевым скотоводством, земледелием, торговлей.

Хождение имели металлические деньги, что говорит о том, что торговля была развита высоко.

Интересный факт – распространенность среди жителей рунической письменности.

3) Великая Булгария (слайды 14-15)

Вместе с гуннами в Северное Причерноморье пришли болгары. После они находились в зависимости от Тюркского каганата. В 632 г. хан Кубрат добился независимости. Возникло самостоятельное царство – Великая Булгария.

Около 671 г. Великая Булгария распалась. В 681 г. Сын Кубрата Аспарух создал собственное государство – Дунайскую Болгарию, второй сын – Котраг – Волжскую Булгарию. Третий сын, Батбай, остался на месте.

Великая Болгария – первое собственное государство булгар, предков современных татар.

Жители Великой Булгарии занимались скотоводством, земледелием, ремеслом, торговлей. Столицей их государства был город Фанагория.

4) Хазарский каганат (слайды 15-16)

Хазарский каганат существовал в 630 – 969 гг. и был восточным соседом Великой Булгарии.

В результате арабо-хазарских войн хазары вынуждены переселяться вверх по Волге. Новой хазарской столицей стал город Итиль.

В IX веке Хазарский каганат достиг своего расцвета. Славянские племена платили им дань.

В Хазарском каганате было развито земледелие, скотоводство. Широко распространено было руническое письмо, имели хождение металлические деньги. В 969 г. князь Святослав нанес хазарам поражение.

4. Закрепление материала. Давайте перечислим в хронологической последовательности ранние тюркские государства. Какие общие черты в их истории мы можем найти?

Как вы думаете, какое значение имеет изучение истории этих государств сегодня? Почему это важно в первую очередь для нас?

Читайте также: