Источники педагогических идей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тема 5. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.


  1. Сформировать представление об инновационной деятельности как источнике педагогических идей.

  2. Развить и углубить знания студентов о современной педагогической литературе.

  3. Сформировать практические умения и навыки работы с научной педагогической литературой (аннотирование, конспектирование, рецензирование).

  4. Стимулировать потребность в систематическом чтении педагогической литературы.

1. Теория и практика как источники педагогических идей.

2. Инновационная деятельность образовательных учреждений и отдельных педагогов как источник педагогических идей.

3. Педагогическая публицистика (газетные и журнальные статьи, заметки на темы обучения и воспитания и др.).

4. Научная педагогическая литература (монографии, научные статьи, тезисы и др.)

5. Художественная педагогическая литература (повести, романы и др.).

Содержание изучаемого материала:

Педагогическая идея – основная мысль, замысел, определяющий содержание педагогической деятельности, ее средств, содержания, технологий.

Инновация (от латинского in – в, novus - новый) – нововведение. Содержательная сторона инновационной деятельности учителя (новые средства, методы, формы и пр.) называется новшеством, а через понятие инновация раскрывается процесс их реализации в деятельности учителя.

Педагогическая инновация отражает содержательную сторону инновационного процесса в образовании и характеризует не только научно-педагогическую идею, но и технологию ее реализации в педагогической практике.

Наличие нетрадиционных технологий, эффективных способов работы в практической деятельности отдельных учителей или образовательных учре6ждений стимулируют научный поиск и выработку принципиально новых идей, направленных на совершенствование массовой педагогической практики. Вместе с тем, наличие новых идей и технологий – это лишь условие обновления и развития современной школы. Они станут инновацией, если будут использованы, востребованы в практике. Для этого необходима организация поисковой, опытно-экспериментальной работы. Этот процесс называется инновационной деятельностью учителя.

Педагогическая литература – совокупность произведений, в которых освещаются различные аспекты педагогической теории и практики.

Научная педагогическая литература – совокупность научных произведений, в которых представлены результаты научного педагогического исследования.

Виды научной педагогической литературы: монография, научная статья, тезисы, диссертация, автореферат диссертации.

Педагогическая публицистика – литература по актуальным вопросам образования, воспитания и обучения, которые затрагивают интересы широкого круга читателей (общественность, родители, дети и др.).

Художественная педагогическая литература – совокупность произведений, изображающих педагогическую реальность в образах.

Конспект – систематическая, логически связная запись, передающая суть текста.

Рецензия – критический анализ и оценка художественного или научного произведения.

Реферат – краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы по какой-либо теме.

Аннотация – краткая характеристика содержания какого-либо произведения.

План – схематически записанная совокупность кратко сформулированных мыслей.

Тезис – основополагающее утверждение, требующее доказательства.

Задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте одно из произведений:

3. Подготовьте конспект статьи из сборника научных статей по педагогике.

1. Назовите основные педагогические идеи, которые реализуются в современной российской школе.

2. Сравните особенности построения публицистической и научной статьи по педагогической тематике. Приведите примеры статей разного вида.

3. Проанализируйте требования к реферату по педагогике.

Литература


  1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, Н.Г. Шапошникова и др. : 3-е изд. – М.: Академия, 2006.

  2. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность. Практикум. – М.: Академия, 2004.

Тема 6. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения.

1. Сформировать знание об особенностях современной системы отечественного образования.

2. Сформировать умения отличать различные типы педагогических учебных заведений по их системообразующим признакам.


  1. Стратегия развития системы отечественного образования: введение обязательного полного среднего образования, реализация Концепции профильного образования.

  2. Реализация двухуровневого высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса.

  3. Непрерывное педагогическое образование: педагогические классы, педагогические колледжи, педагогические институты, педагогические университеты.

Содержание изучаемого материала:

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильная школа – это институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.


  • обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширение возможностей для социализации учащихся, обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Болонский процесс начался с принятия 29 странами Европы Болонской декларации 19 июня 1999 г. Она является поворотным пунктом в развитии высшей школы Европы и выражает поиск совместного европейского подхода к разрешению общих проблем высшего образования. Под Болонской декларацией поставили свои подписи уже руководители образовательных систем 29 стран, в том числе и не входящих в Европейское сообщество (Австрия, Бельгия (Фламандская община), Бельгия (Французская община), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония).

Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году.

Декларацией предусматривается:

использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам (обеспечение трудоустройства выпускников и усиление конкурентоспособности системы высшего образования);

введение системы двухэтапного высшего образования: базового и постдипломного (градуального и постградуального); доступ ко второму этапу требует завершения первого. Степень, получаемая после окончания первого этапа, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

принятие системы кредитов, аналогичной ECTS (European Community Course Credit Transfer System) как средства повышения мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями;


  1. стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;

  2. развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;

  3. усиление европейского измерения высшего образования, прежде всего в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и т.д.

  1. Впишите в последнюю строку найденное Вами определение системы непрерывного педагогического образования. Проанализируйте все определения, найдите то общее, что их объединяет.

  • сквозная вертикальная и горизонтальная интеграция ступеней образования;

  • реализация потребности личности в постоянном самосовершенствовании;

  • совокупность образовательно-воспитательных учреждений и органов управления на основе их профессиональной общности;

  • ________________________________________________________________ .

1. Перечислите особенности развития системы среднего образования в России.

2. Перечислите особенности развития системы высшего профессионального образования в России.

3. Сравните целевые установки и особенности организации образовательного процесса в педагогических институтах и университетах.

4. Приведите примеры, подтверждающие реализацию основных положений Болонской декларации в высшей школе России.

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, Н.Г. Шапошникова и др. : 3-е изд. – М.: Академия, 2006.

2. Болонская декларация (текст).

Дополнительная:

1. Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2005.

2. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. – М., Издание 2-е изд., испр., учеб. пособие. – М.: Академия, 2006.

3. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. (Вопросы теории). С.-Петербург – Волгоград, 1997.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Источники инновационных педагогических идей

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно - ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.

Объект работы – педагогические инновации.

Предмет – значение и направления реализации педагогических инноваций.

Цель работы – определить источники педагогических инноваций и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании.

2. Раскрыть причины развития педагогических инноваций.

3. Раскрыть подходы к типологии педагогических инноваций.

4. Определить источники инновационных педагогических идей.

Самые значительные различия в определении инноваций связаны с употреблением близких и родственных терминов для их характеристики. Эта пестрота хотя и отражает синонимическое богатство языка, в то же время указывает на необходимость их уточнения и не только ради теории, но ради практики.

Новшество, инновация, нововведение - трактовки этих понятий разными авторами оказываются различны.

Инновации - это изменения внутри системы.

Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Некоторые педагоги считают новшество узким пониманием модернизации образования, другие - широким и т. п. Некоторые термин нововведение заменяют терминами реформа, осовременивание, совершенствование, оптимизация, модернизация и т. п.

Остановимся на определении инноваций (новшеств) как педагогической категории, связанной с некоторыми определениями в социологии (новшество как социологическая категория).

Термин инновация (новшество) по-разному определяется и в энциклопедиях и словарях:

Новшество в образовании - это может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под новшеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изменение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в систему приводит к ее изменению.

1.2 Причины развития педагогической инновации

Одна из причин развития инновационного обучения и становления педагогической инноватики – это кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом. При всех различиях форм его проявления в разных странах общими являются следующие рассогласования:

- новыми постановками целей высших учебных заведении и сложившейся организационной структурой и формами управления;

- интересами и возможностями субъектов образовательного процесса.

Приведем перечень проблем, возникающих у педагогов - инноваторов, решения которых находится в области педагогической инноватики:

- различия в потребностях учеников, их родителей, школы;

- существование в одной школе сторонников различных педагогических концепций и подходов;

- несоответствие концепций образовательных учреждений требованиям окружающего социума, образовательным стандартам;

- проблема совмещения инновационных учебных программ с традиционными;

- отсутствие учебно-методического обеспечения для работы по новым концепциям;

- адаптация новшеств к имеющимся условиям;

- отсутствие профессиональной подготовки нового типа педагога-новатора, а также руководителя инновационного образовательного учреждения;

- проблемы взаимодействия новшеств с административными органами, государственными системами мониторинга, диагностики и оценки образовательных результатов.

С инновациями в образовании связаны также следующие проблемы: технология подготовки педагогов и администраторов к инновационной деятельности, ее проектированию; зависимость распространения новшеств от особенностей данной среды; закономерности восприятия новшеств педагогами и учащимися; снятие психологических барьеров перед нововведениями; согласование с требованиями вузов к подготовке абитуриентов и др.

В качестве первичной оценки руководителем школы предлагаемого для внедрения новшества B.C. Лазарев называет следующие качества (характеристики) новшеств, которые закладываются в них ещё при разработке:

- предмет инновации, то есть тот элемент школы, который может быть преобразован с помощью этого новшества, и назначение изменения;

- глубина преобразований, то есть степень радикальности изменения предмета инновации;

- масштаб преобразований, то есть число вовлекаемых в нововведение элементов школы, связанных с предметом инновации;

- ресурсоёмкость новшества, то есть объём необходимых для его освоения материальных и человеческих ресурсов;

- уровень разработанности, то есть степень подготовленности новшества к внедрению.

Перечисленные параметры выступают критериями предварительной диагностики нововведений по отношению к той или иной среде внедрения. В результате диагностики можно понять, следует ли при внедрении новшества ожидать новых качественных состояний учебно-воспитательной практики в конкретной школе или другой образовательной системе.

Причинами педагогических инноваций являются:

1. Кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом.

2. Потребность в научной поддержке инновационной деятельности.

2.1 Типология педагогических инноваций

В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней систем. Новшество не обязательно является чем то новым, но обязательно чем то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Источниками инновационных идей могут быть:

- неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);

- различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);

- потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

- появление новых образовательных моделей;

- изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);

- новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).

Отличительные черты инновационной деятельности педагога:

- новизна в постановке целей и задач;

- оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;

- разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;

- способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию.

Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в группы:

методические объединения по определённой теме или направлению деятельности;

проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединятся для определённых задач по организации и осуществлению образовательного процесса;

группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса;

группы, решающие задачи определённого возрастного этапа в обучении и воспитании детей.

Главная цель инновационной деятельности развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.

Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания относительно собственной педагогической деятельности.

За любой инновацией предполагается наличие инновационно -педагогической деятельности конкретного педагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогического творчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимо обеспечение вариативности в отборе содержания.

Участие педагога в инновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно быть полезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой инновация деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей, способных привести педагога к кризису профессионального развития.

Наблюдения показывают, что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития педагога как преподавателя-специалиста в предметной области, как педагога - воспитателя, как педагога-исследователя, наконец как педагога – новатора необходимы по крайней мере следующие два основных фактора:

1) психологическая готовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают наши исследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно - практического порядка;

2) переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога - профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку в творческих, доблестных делах человека важнейший источник его роста. С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющий всю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, в конце концов, собственноручно деформирует свою личность.

Основываясь на вышеизложенном материале, можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций.

Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа.

ВложениеРазмер
istochniki_pedagogicheskoy_nauki_.doc 24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Источники педагогической науки.

1. Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа. В народной педагогике отражаются культура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен быть человек. На формирование народной педагогики оказали и оказывают влияние социально-экономические, геополитические факторы.

3.Педагогическая наука развивалась, бережно сохраняя, учитывая все, что было создано педагогической мыслью прошлого . Педагогика постоянно обращается к классическому наследию великих мыслителей, педагогов, к их главным идеям и концепциям, оказавшим влияние на развитие педагогической мысли и практики. Таким образом, педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры.

4. Источником педагогики является и педагогическая практика , опыт воспитания, обучения, образования детей и молодежи, который сложился ранее и формируется в настоящее время в различных странах, отдельных учебных заведениях, в индивидуальной деятельности педагогов.

5 . Современная педагогика становится экспериментальной наукой, то есть многие научные знания она добывает благодаря специальным экспериментальным исследованиям . Экспериментальной работой занимаются научно-исследовательские институты, она ведется на кафедрах педагогических университетов, институтов. Результаты исследовательской деятельности публикуются на страницах педагогических журналов, в монографиях, сборниках научных трудов .

6. Современная педагогика активно использует данные смежных наук: философии, психологии, анатомии, физиологии, генетики, кибернетики, информатики и др. Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, объективных данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого предмета. Так, педагогика как научная дисциплина пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов (например, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик - тестов, анкет и т. д .)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


В методичеескую копилку педагогу -дошкольнику.


Вклад отечественных композиторов в развитие педагогической науки.

Актуальность данной статьи видится мне в необходимости теоретического и методологического обобщения прогрессивных педагогических идей отечественных комп.


Применение логопедического массажа, пассивной, активной гимнастики по методике доктора педагогических наук, профессора О.Г. Приходько.

Логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, фонетическая ритмика.


Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"

В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы.

В нем выделено понятие, которое необходимо учитывать в воспитании и организации системы развития детей дошкольного возраста – гендерный подход.


Патриотическое воспитание как общепедагогическая проблема в истории педагогической науки и на современном этапе

1. Народная педагогика.

2. Педагогика и религия.

3. Анализ, обобщение, интерпретация педагогических воззрений разных времен.

4. Педагогическая практика.

5. Специальные экспериментальные исследования.

6. Данные смежных наук.

1. Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа. В народной педагогике отражаются культура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен быть человек. На формирование народной педагогики оказали и оказывают влияние социально-экономические, геополитические факторы. Золотой фонд современной научной педагогики составляют исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества.

3. Педагогическая наука развивалась, бережно сохраняя, учитывая все, что было создано педагогической мыслью прошлого. Педагогика постоянно обращается к классическому наследию великих мыслителей, педагогов, к их главным идеям и концепциям, оказавшим влияние на развитие педагогической мысли и практики. Таким образом, педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры.

4. Источником педагогики является и педагогическая практика, опыт воспитания, обучения, образования детей и молодежи, который сложился ранее и формируется в настоящее время в различных странах, отдельных учебных заведениях, в индивидуальной деятельности педагогов.

Особый интерес представляет, конечно, инновационный творческий педагогический опыт, оказавший реальное влияние на отечественную и мировую практику образования (Царскосельский лицей пушкинской поры, Вальдорфская школа, Яснополянская школа Л.Н. Толстого, Павлышская школа В. А. Сухомлинского и др.). Но для развития науки важно учитывать и массовый практический опыт, как положительный, так и отрицательный.

5. Современная педагогика становится экспериментальной наукой, то есть многие научные знания она добывает благодаря специальным экспериментальным исследованиям. Экспериментальной работой занимаются научно-исследовательские институты, она ведется на кафедрах педагогических университетов, институтов. Результаты исследовательской деятельности публикуются на страницах педагогических журналов, в монографиях, сборниках научных трудов.

Недостаточное внедрение результатов педагогических исследований объясняется слабой постановкой информационной службы в нашей стране. Многие замечательные научные идеи остаются нереализованными и потому, что основная масса педагогов не испытывает потребности в самообразовании. Однако необходимо помнить, что подлинное мастерство педагога, искусство воспитания опираются на научное знание.

6. Современная педагогика активно использует данные смежных наук: философии, психологии, анатомии, физиологии, генетики, кибернетики, информатики и др. Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, объективных данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого предмета. Так, педагогика как научная дисциплина пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов (например, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик - тестов, анкет и т. д.)

Читайте также: