Исследовская деятельность в детском саду вторая младшая группа

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Бурихина Виктория Александровна, Грибанова Мария Николаевна

Населенный пункт: Республика Коми, г. Воркута

Цель: Развитие познавательной активности детей посредством опытно- экспериментальной деятельности.

Задачи:

1.Закреплять представления о свойствах воды, песка, воздуха.

2.Активизировать и обогащать словарь детей.

1.Развивать навыки проведения первых опытов.

2.Развивать любознательность, познавательный интерес, самостоятельность.

Воспитывать интерес к экспериментированию. Воспитывать культуру общения.

Оборудование: элементы костюмов фокусников на каждого ребенка; письмо; пластиковые бутылки с водой и краской; формочки с цветными льдинками; коробка с песком; формочки; лист бумаги с восковым рисунком, краски, кисти; мыльные пузыри; аудио запись волшебной музыки.

Ход:

Дети с воспитателем заходят в актовый зал. В зале сидят дети и гости.

1 Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся (обратить внимание детей, чтобы они улыбнулись друг другу).

Ой, ребята так это приглашение в страну фокусов!

Тогда закрываем все глаза и говорим такие слова: Музыка № 2.

Поверчусь я, поверчусь,

Покручусь я, покручусь.

В стране фокусов я окажусь!

Теперь давайте вместе проговорим эти волшебные слова!

Выключить музыку.

1 Воспитатель: Оглядитесь вокруг, неужели мы в страну фокусов попали?

Выходит 2-й воспитатель в костюме фокусника.

2 Воспитатель: Здравствуйте, меня зовут Магика. Как вы думаете, кто я? (фокусница, волшебница) А вы хотели бы стать волшебниками и удивить наших гостей интересными фокусами? Для начала, вам нужно надеть костюмы фокусников: волшебные колпаки и мантии. А какие атрибуты-помощники есть у волшебника? Для чего они нужны фокуснику?

Ответы детей (волшебная палочка, ширма, волшебный ящик).

2 Воспитатель: Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

В маленького волшебника превратись

- Теперь всё готово к представлению.

1 Воспитатель: Приветствуем сегодня всех

Мы рады встречи с вами.

И не случайно в этот зал

Всех вместе мы собрали

Сегодня фокусы для вас

Покажет Магика и её ученики.

2 Воспитатель: Здравствуйте дорогие зрители!

Забавные фокусы увидеть, не хотите ли?

Тогда не зевайте, не болтайте,

А за нами наблюдайте!

Дети участники с воспитателями проходят к первому столу.

На подносе в ряд стоят 3 пластиковые прозрачные бутылки, наполненные водой.

2 Воспитатель: Что вы видите? А какая вода? У неё есть цвет? (Прозрачная)

Дети участники:

Друг ты мой студеный,

Непростой, а цветной!

(включается музыка №3; когда вода окрасится - выключить)

- Была водичка простой,

Стала водичка цветной!

1 Воспитатель: Зрители, как вы думаете, в чём секрет этого фокуса? Почему вода окрасилась в разные цвета?

Ответы из зрительного зала.

2 Воспитатель: Действительно, мы положили густую гуашь под крышку бутылки. Пока ребята встряхивали её – краска попадала в воду - вода окрасилась.

- Значит, какое свойство есть у воды? (Вода не имеет цвета. Но если в ней растворить краску или краситель – она приобретёт цвет).

2 Воспитатель: А у меня есть волшебный сундучок. Давайте нальем цветную воду в формочки и поставим их в сундучок, посмотрим, что будет.

Воспитатель с детьми участниками разливают цветную воду по формочкам и убирают их в волшебный сундучок. Произносят заклинание. Музыка № 2.

Дети участники с воспитателем:

Льдинки-холодинки, прозрачные сосульки.

Холодные игрушки – зимы подружки!

На солнышке сверкают, с лучиком играют!

Воспитатель достает из сундучка заранее приготовленные цветные льдинки, показывает их детям участникам и зрителям.

2 Воспитатель: Что случилось с цветной водой? (она замёрзла).

- А как без волшебного ящика и заклинания можно заморозить воду? (поставить в морозильную камеру или вынести на улицу в морозную погоду).

- Значит, какое свойство есть у воды? (при замерзании вода превращается в лёд).

1 Воспитатель: Мы предлагаем всем немного отдохнуть и потанцевать. Музыка № 7.

2 Воспитатель: Отдохнули мы немножко, а теперь пора продолжать наше представление!

Зрители садятся на места, участники подходят к воспитателю.

2 Воспитатель: А чтобы показать следующий фокус, надо отгадать загадку:

Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

То морской он, то – речной!

Отгадайте, кто такой! (Песок)

Ребенок:

Я леплю из песка

Всё, что только захочу:

Захочу – слеплю машину,

Мне такое по плечу!

Вылеплю я из песка

И на их широких спинах

Вылеплю я из песка

Моря синего залив.

Там весёлые дельфины

Разрезвились, к нам приплыв.

Дети участники с воспитателями подходят к столу, где лежит коробка с песком и формочки.

1 Воспитатель: Песочные фигурки всегда украшают детскую площадку. Давайте сделаем фигурки из песка.

Воспитатель берет коробку с песком и формочки, предлагает зрителя сделать фигурки.

1 Воспитатель: Надо же, ничего не получается! Но вы не огорчайтесь.

.2 Воспитатель: Мы с ребятами сейчас поколдуем немножко.

Воспитатель с детьми участниками проходит к столу, проговаривают волшебные слова:

Музыка № 4

Раз, два, три – ты песочек оживи!

2 Воспитатель: Попробуем теперь фигурки слепить.

Воспитатель берет формочки и песок, просит зрителей сделать фигурки.

1 Воспитатель: Как вы думаете, почему в первый раз мы не смогли сделать фигурки? (Он был сухой, рассыпался).

- Какое свойство есть у песка? (Если песок сухой – он сыпучий. Если песок намочить, он становится рыхлым, может принимать нужную форму).

1 Воспитатель: А сейчас мы попросим помочь нашим деткам разгадать секрет следующего фокуса.

2 Воспитатель: Внимание! Внимание! Посмотрите на этот лист… Вы что-нибудь видите? А если я скажу, что на нём есть рисунок?

Музыка № 5.

Дети наносят кистью акварельную краску на лист бумаги и произносят заклинание:

Вы такого волшебства

Не видели никогда.

Посчитаем хором дружно:

Четыре, три, два, один!

Что случилось, поглядим!

1 Воспитатель: Мы нарисовали круги восковой свечой (показать свечу). На белой бумаге рисунка не был виден, а на цветном фоне рисунок проступил.

2 Воспитатель: Итак, воск – необычный материал. Он отталкивает воду. Когда мы тонировали лист, бумага впитала краску, а воск – оттолкнул её, поэтому рисунок проявился. Круги-невидимки стали видимыми.

2 Воспитатель: На что похожи эти круги? (Ответы).

Загадка

Мы их, лёгких и красивых,

В очень ярких переливах,

Через трубку надуваем

И на волю отпускаем.

1 Воспитатель: Вспомните, как образуются мыльные пузыри.

- Когда ты добавляешь в воду мыло, образуется "плёночка". В нее можно вдуть воздух, и при этом она растянется в пузырь. Это похоже на то, как если бы вы набрали воздух в воздушный шарик.

В тепленькой водичке разведу я мыла.

Капельку шампуня, чтобы лучше было.

Появилось чудо! Чудо - пузырьки!

Игра с мыльными пузырями. Музыка № 6

2 Воспитатель: Понравились вам мои фокусы? Теперь вы можете их показывать своим друзьям, папам, мамам, братьям, сестрам.

Праздник веселый удался на славу!

Я думаю, всем он пришелся по нраву!

Содержимое публикации

Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность во 2 младшей группе

Пояснительная записка.

Познавательная активность у детей младшего дошкольного возраста не возникает сама по себе, ее необходимо развивать, и очень эффективным методом в развитии познавательной активности является игровая деятельность (дидактические игры, игры с природным материалом, игры с правилами).

Современные дети живут в эпоху развитых информационных технологий и компьютеризации. В стремительно изменяющейся жизни человеку необходимо не столько владеть знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно, творчески.

Минус самостоятельного опыта — это опасность: мелкие, колющие и режущие предметы. Экспериментируя со своим телом, ребенок может затолкать в рот, уши, ноздри мелкие предметы, а также поранить себя острыми предметами. Жидкость можно попробовать на вкус, поэтому об этом никогда не стоит забывать. Что опасно для жизни ребенка, исключите из уголков эксперимента или проводите эксперимент вместе с ним, но материал, опасный для жизни, храните в недоступном месте.

Во второй нашей младшей группе дети наблюдали сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.

Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из-под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из-под крана – чистая. Если воду из-под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

Цель: ознакомление со свойствами песка.

Ход:у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?

Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.

А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.

Мы песчинки, мы песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

Встанем дружно все в кружок

Получается песок.

Опытыпроводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют разные материалы, и узнают много интересных и радостных открытий было ими сделано.

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Цель: развитие обоняния у детей.

Ход игры:
Ребенок с помощью обоняния должен определить, чем пахнет игрушка (луком, чесноком, лимоном, ванилином и другими веществами). И посадить малыша в домик с нужной картинкой.

Материалы: коробочки от киндеров, наполнитель (лук, чеснок, лимон, ванилин и другие пахучие вещества), картинки с изображением веществ, поддон с ячейками, украшение для киндеров.

Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.

Материал: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход игры – эксперимента

Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.

- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.

- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.

- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.

Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Цель: развитие зрительного восприятия и тактильных ощущений.

Материалы: рамка из картона, цветная ткань, сетка, полиэтилен, цветной скотч, клей.

Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист

Ход игры – эксперимента

Водяные человечки

Целый день плескались в речке.

А потом залезли в тазик

Искупаться ещё разик.

В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.

Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно находить пару, развивать слуховое внимание.

Ход игры:
Ребенку нужно найти кто с кем дружит. Но он это должен сделать с помощью слуха. После того как малыш найдет двух одинаково звучащих зверей ему нужно посадить их в автобус парами.

Материалы: коробочки от киндеров, наполнитель (горох, монеты, крупы, сахар). Немного фантазии чтобы игра была привлекательной для ребенка.

Благодаря экспериментам и опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения, делятся своими впечатлениями. Большую радость, удивление и восторг они испытывают от своих маленьких открытий.

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Материал: ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

Ход игры – эксперимента

Ветер дует-задувает,

Волны в море поднимает.

Море синее бурлит,

Недоволен папа-кит:

«Ну, на что это похоже!

Мой китёнок спать не может!

Ветер очень громко воет –

Не даёт нам всем покоя!

Соглашается китиха:

«Надо, чтобы стало тихо!

Ветер, ветер, не гуди,

Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

Несложные опыты и эксперименты можно легко организовать. Для этого вам потребуется немного усилий, желание и фантазия. Но не забывайте любой эксперимент должен быть безопасным! Спасибо за внимание, всем удачных экспериментов!

Занятия и игры для познавательного развития в младших группах

До трех лет каждое действие ребенка совершается с целью познания мира. Даже тогда, когда кажется, что он играет, на самом деле происходит процесс анализа предмета, в мозг поступает огромное количество ощущений. Далее они формируют базовое знание о предмете, которое используется в повседневной жизни для нормального функционирования.

В младших группах детского сада есть возможность проводить занятия, которые целенаправленно развивают и подталкивают ребенка к познавательной и исследовательской деятельности. В дальнейшем это благотворно скажется на всех этапах взросления и формирования личности.


Познавательно-исследовательская деятельность детей в 1 и 2 младших группах

Такая деятельность детей в 1 и 2 младших группах состоит из различных этапов.

Виды и этапы познавательной деятельности

Этапы познавательной деятельности имеют следующую структуру:

  1. Формулировка проблемы, когда воспитатель занимается постановкой главной цели.
  2. Изучение информации – дети могут выдвигать предположения на счет поставленной темы, объяснять самостоятельно, почему происходит так, а не иначе.
  3. Постановка практического решения – воспитатель предлагает шаги исследования проблемы.
  4. Сбор материалов – дети и педагог вместе подготавливают те вещи, которые понадобятся для практического эксперимента.
  5. Проведение опыта — обязательно задействовать всех детей в группе.
  6. Анализ и формулировка выводов.

Обратите внимание! При этом виды познавательной деятельности могут быть либо стихийными, либо организованными. Спонтанная деятельность начинается в том случае, если ребенка что-то резко заинтересовало. Организованная – в случае правильной мотивации и под контролем воспитателя.


Материалы для познавательной деятельности

Мотивация и задача занятий

Важно! Задача воспитателя – организовать ситуации, которые могут вызвать у группы интерес и удивить новизной. Так первые месяцы в младших группах связаны с исследованием помещения, новых людей. Но вскоре все изучено, и ребенок начинает скучать. Задача преподавателя — предотвратить такой застой.

Задача познавательно-исследовательской деятельности — дать простор для деятельности наглядно-действенному мышлению, которое характерно для детей в младшей группе. Кроме того важно дать возможность переживать практический опыт. Все это сформирует в характере постоянное стремление к исследованию окружающего мира, любовь к знаниям и любопытство.

Чтобы мотивировать ребенка заниматься по предложенному воспитателем алгоритму, можно задействовать следующие рычаги:

Стоит помнить правила мотивирования:

  • нельзя навязывать младшим виденье игры;
  • надо учитывать мнение ребенка, он имеет право не хотеть чем-то заниматься;
  • за полученный результат надо хвалить.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе

В первой младшей группе необходимо сконцентрировать занятия вокруг тем, которые:

  • обеспечат безопасность дома и на улице;
  • помогут в быту;
  • сформируют знания об окружающей среде.

Обратите внимание! Например, полезно познакомить с водой: для чего она нужна, какими свойствами обладает, почему нельзя прикасаться к кипятку или купаться без взрослых.

Детям в этом возрасте надо меньше сидеть и больше щупать, исследовать, ломать и познавать самостоятельно. Поэтому надо дать возможность двигаться, при этом не получая эмоциональную и физическую перегрузку.

Картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

Темы, которые будет полезно поднять в ходе занятий по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе:

  1. Овощи и фрукты.
  2. Съедобное и несъедобное.
  3. Домашние животные.
  4. Погода.
  5. Предметы домашнего обихода, посуда и мебель.
  6. Мои друзья – как надо заводить новых знакомых и поддерживать с ними общение.
  7. Игра с губкой – знакомство с предметами, которые впитывают воду.
  8. Вода – изучение свойств и назначения.
  9. Живая и неживая природа.


Уход за комнатными растениями

Обратите внимание! В этот период идет комплексное развитие ребенка, поэтому надо совмещать исследовательское направление с другими видами деятельности. Например, можно подключать логопедические упражнения, отрабатывать артикуляцию на занятиях, активизировать мелкую моторику рук и другое.

Длительность занятия

Продуманное занятие не будет переутомлять детей. Допускается делать перерывы или организовывать урок в несколько этапов. Так одно занятие не должно идти дольше 30 минут. Важно чередовать виды деятельности, чтобы ребенок не успевал заскучать, расфокусировать внимание или утомиться.

Обратите внимание! Также большую роль играет возраст воспитанников. Чем они младше, тем короче должны быть занятия.

Занятие по познавательному развитию во второй младшей группе

Во второй младшей группе можно проводить различные занятия.

Дидактические игры по познавательному развитию во второй младшей группе

Пример тем, которые можно поднять с целью познавательного развития во второй младшей группе по ФГОС:

  • агрегатные состояния вещества;
  • изменения состояний природы;
  • дикие и домашние животные и птицы;
  • изучение материалов, которые тонут и плавают;
  • праздники и традиции;
  • весна и осень, зима и лето;
  • народные приметы;
  • одежда и погода.

Временной план

Есть усредненная длительность занятий, которая основывается на возрасте учеников. Исходя из этого, возможно построить временной план занятий:

  • младшая группа – 15 минут;
  • вторая младшая группа – 20 минут;
  • средняя группа – 25 минут;
  • старшая группа – 30 минут.

Важно! Во время каждого занятия должна проводиться зарядка или активная игра, чтобы дети имели возможность размяться.

Пример временного плана одного занятия:

  1. Мотивация и создание игровой ситуации – до 5 минут.
  2. Дидактическая игра или обучающий момент – 3-5 минут.
  3. Подвижная зарядка – 3 минуты.
  4. Проведения эксперимента – 10 минут.
  5. Итоги – до 2 минут.


Уголок в классе для изучения природы

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–4 лет

Для детей в возрасте 1,5-4 лет характерно стремление собственноручно проверить правдивость утверждений. Только на практике можно узнать, что в случае удара предмет разбивается, что вода растекается, а мыло невкусное, хоть и приятно пахнет.

Непроизвольное внимание и память – еще одна особенность. На практике это означает, что ребенок не сможет сконцентрироваться и запомнить на слух инструкции взрослого. Поэтому, чтобы занятие состоялось, надо постоянно возвращать внимание ребенка к предмету разговора.

Важно! Все, что происходит, должно быть занимательным, интерактивным и привлекать внимание. В любой момент занятия ребенок должен быть готов включиться в практическую деятельность. Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции.

На занятиях, которые посвящены практично-исследовательской деятельности детей, можно поднимать любую тему. Более того, они прекрасно подходят для интегрирования в другие направления обучения (речь, чтение, ИЗО, арифметика). Главное, над чем должен задуматься преподаватель, это как дать ребенку возможность поучаствовать в практической деятельности. Исследования не должны ограничиваться детским садом. Хорошо, если родители будут продолжать домашнее обучение.






Рассказы детей: о деревянном кубике (Кубик жёлтого цвета. Квадратной формы, потому что есть углы. Сделан из дерева.) О пластмассовом (Мячик круглый, потому что может катиться. Зелёного цвета, сделан из пластмассы.); массажном мяче, открытки, книге.
Задание: Взять в руки салфетку и определить какая она? (бумажная, мягкая)
Вопросы: Что с салфеткой можно сделать? (помять, смять – мятая; порвать, разорвать; опустить в воду – мокрая)



Читайте также: