Исследовательский проект по развитию речи в доу

Обновлено: 05.07.2024

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Проект по развитию речи

в средней группе №5

Воспитатели: Котова Ю.А.

Проблема : развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Актуальность проблемы : в условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие , с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие . Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Цель : развивать речь детей , обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Образовательные:

- Создание условий для игровой деятельности детей.

- Формирование грамматического строя речи .

- Расширение словарного запаса.

- Развитие связной речи .

Развивающие:

-Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

-Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

-Развитие совместного творчества родителей и детей.

Воспитательные:

-Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества.

-Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

-Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.

Предполагаемый результат : при работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Методы проекта : наглядные, словесные, практические, игровые.

Основные формы реализации проекта : образовательная деятельность, беседы, экскурсии, игры, работа с родителями.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.

- Выставка книг о сказках. - Чтение художественной литературы по данной теме. Беседы с детьми о прочитанных сказках.

Работа с родителями:

- Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.

- Развитие совместного творчества педагога, родителей и детей.

Ожидаемые результаты:

1.Оснащение развивающей среды в группе.

- Подбор сюжетных картинок, художественной литературы по данной теме. - Оформление книжного уголка, вставка книг по данной теме.

2. Формирование умения воспринимать книги не только как развлечение, но и как источник знаний.

3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

4. Активное участие родителей в реализации проекта. 5.Развитие интереса у детей к чтению сказок.

I этап - подготовительный.

II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

III этап - заключительный (результат).

Этапы проекта

Предметно - развивающая среда.

Подготовительный этап

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Создание развивающей среды, театрального уголка, обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор развивающих игр, литературного и иллюстративного материала.

Основной этап

Беседы с детьми о сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Загадки по сказкам.

Расширение знаний детей о русских народных сказках.Учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям. Закрепить знания детей о русских народных сказках через загадки.

Учить рисовать лису, передовая ее строение конусообразными овалами разной величины (туловище, хвост, голова).

Обогащать игровой опыт; формировать интерес к театрализованным играм; развивать творчество, умение импровизировать, эмоциональную сферу.

Дети в словесных играх упражняются в согласовании существительного с прилагательным, существительного с числительным, упражняются в употреблении существительных в разных падежах, в образовании антонимов.

Закрепить умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и вопросам.

формировать умение пересказывать знакомую

сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание.

Раскрытие и развитие творческих способностей детей, закрепление навыков драматизации, закрепление навыков лепки,

Работа с интерактивной книгой- лэпбук

Развивать познавательные способности детей с помощью заданий, игр и загадок, формировать умение выполнять задания по картинкам, закрепить знание о русских народных сказках.

Совершенствование мелкой моторики, закрепление знания содержания сказок, развиватие речи и образного мышления.

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, оценивать характеры и поступки героев.

Дети развивают мелкую и общую моторику, координацию движений в сочетании с речью.


Подведение итогов работы над проектом

У детей развился интерес к русским народным сказкам; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей; содействие творческому развитию детей.

Воспитание чувства дружбы, доброты в коллективе.

Дети получили эмоциональный отклик от своей работы.

Родители были заинтересованы темой и стали активными участниками воспитательно - образовательного процесса.

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех занятиях и заданиях, которе им предлагали; любят слушать сказки в исполнении взрослого; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая активность.

Список использованной литературы

От рождения до школы. Примерная общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез, 2014.

Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий".– М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Опыт работы

1.Теоретические аспекты проектной деятельности как средство речевого развития детей дошкольного возраста…………………………………………. 5-7

3. Результативность опыта……………………………………………………. 13

4. Список использованной литературы…………………………………………14

Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления - самый благородный;
Путь подражания - самый лёгкий;
Путь личного опыта - самый тяжёлый путь.
Конфуций .

Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.

Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.

Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.

Цель моего опыта работы: Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.

Для реализации данной цели были поставлены задачи.

-Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения), способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.

-Обогащение и активизация словаря;

-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.

-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.

-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,

-Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей .

Теоретические аспекты проектной деятельности как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи дошкольников представлено в работах И. Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.
Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

По мнению Т. П. Жуйковой, проектирование можно рассматривать как:

специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как особого вида продукта;научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);

форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Нами на практике активно применяется метод проектов, как одно из эффективных средств познавательно-речевого развития детей. В ходе проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного их развития.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.

По рекомендациям педагогов-практиков Л.С.Киселёвой, Т.А.Данилиной, Т.С.Лагоде, М.Б.Зуйковой метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей,
Как показывают результаты современных исследований (Ожиганова Г., 1999), в процессе проектирования дошкольники не только подражают взрослым, но и передают опыт сверстникам. Участвуя в педагогическом процессе наравне с взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность. Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

Фундамент исследований психологических основ проектного обучения заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П. Р. Атутов, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.).

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с планом.

Создание условий обеспечивающих формирование гибкого, продуктивного мышления как одной из важнейших предпосылок оптимального развития речи дошкольников.

Задачи для заведующего и старшего воспитателя :

1. Проанализировать владение педагогами знаний об инновационных и развивающих технологиях в развитии мышления и речи дошкольников;

2. Создать систему локальных проектов, раскрывающую структуру применения комбинаторики в практической деятельности для развития речи и речевого общения.

3. Оценить результативность проекта и определить перспективы работы педагогического коллектива по использованию комбинаторики в совместной деятельности воспитателя и ребенка.

4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.

Задачи для педагогов :

1. Обобщить и систематизировать знания педагогов о применении комбинаторики в различных видах детской деятельности (в частности для развития речи);

2. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

3. Использовать комбинаторные задания в образовательной деятельности и в совместной деятельности педагога с воспитанниками;

4. Оснастить развивающую предметно-пространственную среду дидактическими играми/пособиями по комбинаторике и развитию речи.

Задачи для детей:

Овладение детьми связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, что формирует психологическую готовность к обучению к школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Задачи для детей с ОВЗ :

1. Преодолевать речевой и неречевой негативизм у детей (чувство неуверенности, ожидание неуспеха);

2. Формировать устойчивый эмоциональный контакт со сверстниками, развивать положительные эмоциональные отношения детей к занятиям;

3. Развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность детей;

4. Развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками;

5. Формировать элементарные общие речевые умения.

Задачи для родителей :

1. Привлечь к участию в образовательном процессе родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных групп Учреждения;

2. Наладить сетевое взаимодействие с родителями (законными представителями) для комплексного решения проблемы воспитания ребенка, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Воспитанники, педагоги, родители (законные представители)

Проект рассчитан на 2 года

2020-21учебный год- основной этап

2021-22 учебный год- заключительный этап

Актуальность .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет, а также установил целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Поэтому развитие всех компонентов речи (формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны) - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование. На сегодняшний день, практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

4. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

5. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

7. Плохая дикция.

Актуальность проекта обусловлена еще и тем, что педагоги, несмотря на то, что уделяют достаточно времени для речевого развития воспитанников, но не применяют на практике педагогические инновации, имеющие широкий спектр практической направленности. Да и родители мало уделяют внимания на эту проблему, по причине неосведомленности о новых, современных методах и приёмах в развитии речи. Практически все опрошенные родители (92%) хотели бы освоить приемы работы по развитию речи ребенка, познакомиться с различными методиками и технологиями по развитию речи, которые можно применять в домашних условиях, узнать о речевых играх, в которые можно играть дома с ребенком. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы педагогов и родителей по развитию речи дошкольников в разных видах деятельности. Предпосылкой развития речи и речевого общения является развитие мышления ребёнка и развитие таких качеств мышления как системность, гибкость, продуктивность, многовариативность, избирательность. Все эти качества характеризуют комбинаторный стиль мышления. Поскольку в основе метода лежит искусственное комбинирование признаков известного, привычного объекта, в данном случае- слова, которое нужно усовершенствовать, совместить с различными признаками других, случайных слов, объектов, позволяет получить новые слова, необычные свойства, позволяет развить речь ребёнка, гибкость мышления, коммуникативные навыки.

Таким образом, цель проекта : Создание условий обеспечивающих формирование гибкого, продуктивного мышления как одной из важнейших предпосылок оптимального развития речи дошкольников.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с использованием речевых и комбинаторных заданий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Новизна: Использование широкого спектра практической направленности комбинаторики в комплексном подходе (создание локальных групповых проектов) для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников.

Теоретическая значимость заключается в разработке:

— системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников с использованием комбинаторных заданий в практической деятельности;

— разработка картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности.

Практическая значимость:

— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.

— в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;

- в разработке картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности.

Ожидаемый результат:

— развитие речи дошкольников;

— родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Механизм оценки результатов:

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный

1этап — подготовительный этап (октябрь 2020 года)

— изучение психолого-педагогической методической литературы;

— проведение педагогической диагностики;

-разработка локальных групповых проектов, направленных на применения комбинаторики в практической деятельности для развития речи и речевого общения.

2 этап — основной этап (ноябрь 2020 года –апрель 2022года)

Реализация локальных групповых проектов, с возможностью обмена на все возрастные группы.

Создание картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности

Обогащение предметно – развивающей среды:

-оформление книжных центров в групповых ячейках ДОУ

-оформление картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности ДОУ

— оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми:

-НОД по перспективному плану с применением картотеки комбинаторных заданий в различных видах детской деятельности

Работа с родителями:

Работа с педагогами:

3 этап — заключительный этап (май 2022год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

— организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

— презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

— анализ проведенного проекта.

Перспективы развития проекта

Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использование педагогических инноваций будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы. Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов во взаимодействии детского сада семьями воспитанников не только в области речевого развития, но и в эффективном решении задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, установятся прочные связи со школами в решении проблем преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Содержание и реализация проекта

Организационно-подготовительный этап:

Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Работа с педагогами

В течении месяца

Учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель

Разработка плана мероприятий для детей, направленных на формирование речевой активности

Учитель –логопед Старший воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатели дошкольных групп

Разработка плана мероприятий для родителей, направленных на формирование речевой активности детей дошкольного возраста в домашних условиях

Учитель –логопед Старший воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатели дошкольных групп

Разработка локальных групповых проектов, направленных на применения комбинаторики в практической деятельности для развития речи и речевого общения

Учитель –логопед Старший воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатели дошкольных групп

Работа с детьми

Старший воспитатель Педагоги дошкольных групп Учитель-логопед

Старший воспитатель Педагоги дошкольных групп

Работа с родителями

Старший воспитатель Педагоги дошкольных групп

Предполагаемые результаты 1 этапа:

1.Проведено анкетирование педагогов и родителей; входной мониторинг развития речи дошкольников;

3.Разработаны локальные групповые проекты

4.Разработан план мероприятий для педагогов, родителей и детей, направленный на формирование речевой активности дошкольника.

Основной этап.

Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Работа с педагогами

Организация и проведение консультаций

1 раз в квартал

Старший воспитатель,педагог-психолог, учитель-логопед

1 раз в квартал

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, картотеками комбинаторных заданий по разным видам детской деятельности и т.д.:

Ноябрь 2020г –май 2021г

Работа с родителями

Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

Проведение интерактивных мероприятий, направленных на развитие речи в домашних условиях:

Мероприятия в рамках реализации локальных групповых проектов.

1 раз в квартал

Работа с дошкольниками

Участие воспитанников дошкольных групп в мероприятиях:

-Городской литературный конкурс чтецов

- Участие в региональных и международных дистанционных конкурсах, и викторинах по родной речи детей с нарушением речи и ОВЗ

Предполагаемые результаты основного этапа:

Предполагается проведение 6 консультаций(по отдельному тематическому плану);

5. Предполагается проведение открытых мероприятия с родителями.

6. Разрабатываются рекомендации для родителей по развитию речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста, а также для детей с нарушением речи и ОВЗ .

7. Воспитанники дошкольных групп – активные участники конкурсов и викторин различных уровней.

3 этап. Заключительный

Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Работа с педагогами

Предварительный анализ и оценка результатов проекта: мониторинг эффективности реализации Проекта;

динамика уровня достижений воспитанников, результаты участия воспитанников, педагогов в мероприятиях различного уровня по направлению речевого развития, анкетирование педагогов, родителей (законных представителей)

Распространение опыта работы в проектной деятельности между педагогами ДОУ (возможность применить созданные локальные проекты в другой группе)


Благодаря долгосрочному проекту в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" и созданным всеми участниками педагогического процесса необходимым условиям для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников, воспитанники старшей группы детского сада улучшат свои навыки речи.

Подробнее о проекте:


Автор долгосрочного проекта в средней и старшей группе ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" ставит перед собой цель осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника, а также обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

Педагогический творческий проект в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской позиции на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей, организацию педагогического сопровождения ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Оглавление

Введение
1. Содержание и этапы реализации проекта.
2. Реализация основного этапа.
2.1. Работа с воспитанниками.
2.2. Работа с педагогами.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Заключительный этап

Введение


Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М. Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря, составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов.

Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.

Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.

Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся образовательной деятельности объединяющей разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество) и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.

Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования предусматривают необходимость использования наиболее эффективных путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного возраста

Актуальность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3. развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явление обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современные педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.

Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

  1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
  2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
  4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
  5. Организовать педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:

  1. научности (учёт современных достижений науки и практики);
  2. целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
  3. целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);
  4. интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;
  5. динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
  6. преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Длительность: краткосрочный (15.01-15.03)

Ожидаемый (предполагаемый) результат:


В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.

Использование активных форм работы по речевому развитию детей способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.

Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.

Использование проектного метода обеспечивает стабильность, устойчивость, целостность образовательного процесса.

Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.

Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.

Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ, родителям. Безусловно ориентирован на детей.

Читайте также: