Семейный календарь в доу как форма работы с семьей

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Самарский государственный социальный педагогический университет

Воспитатель: Игнатьева Н.Н.

11.03. – 20.03.2019 г.

Актуальность проекта

- повышение качества дошкольного образования за счёт организации взаимодействия с учреждениями социальной сферы по вопросам развития детей дошкольного возраста;

- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста в семье.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков развития личности ребенка. Их взаимодействие – одна из приоритетных задачдеятельности каждого ДОО.

Для этого педагогическому коллективу во главе с руководителем необходимо выстроить диалог ДОО и семьи, основанного на сотрудничестве,содружестве,взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого образовательного пространства развития каждого ребенка.

Предлагаемые в Календаре развивающие задания ни в коем случае не являются аналогом школьных домашних заданий и не допускают какого-либо принужденияпо отношению к ребёнку. Они предлагаются ребёнку как добровольное дело, которые ему самому захочется выполнить.

Детские годы - самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых - родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, можно обратиться к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольная организация оказывает им помощь в воспитании и развитии ребенка, родители играют главную роль в сообществе педагог - родитель - ребенок. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Одной из эффективных и новых форм взаимодействия ДОО и семьи является организация семейного календаря. Благодаря семейному календарю рождаются интересные идеи для проекта, учитывающего потребности и традиции семей, способствующего формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Цель: Создание эффективных условий взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, ориентированного на личностное развитие детей, на повышение родительской компетентности, как важного фактора в решении образовательно-воспитательных задач.

Задачи:

- формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка;

- разработать принципиально новые формы работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия) через возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МАДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.

3.jpg
2.jpg

Сегодня приоритетом в образовании являются интересы и потребности каждого ребенка. Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития необходимо взаимодействие семьи и ДОО. В ДОО ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.

Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Поэтому необходимо взаимодействие и преемственность между ДОО и семьей.

Детский сад – мир радости для детей. И педагоги в этом мире дарят радость общения детям, становятся их друзьями и партнерами в любых делах, помогают каждому развивать свои потенциальные возможности.

4.jpg
5.jpg

Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Семья является основными заказчиками ДОО, поэтому взаимодействие невозможно без учета их интересов и запросов.

6.jpg
7.jpg

Это полноцветная 30-ти страничная брошюра. На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребёнком задание и сопутствующие материалы. Содержание, предлагаемое в календаре, способствует развитию ребенка, а самое главное создает условия для общения взрослого с ребенком в семье. Всё, что вам понадобится, кроме календаря, это — ножницы, клей, краски, карандаши, мелки и др.

  • Познавательно – исследовательская деятельность – представлена с помощью картинок и иллюстраций. Картинки предлагаются ребёнку в определённой системе.
  • Сюжетная игра – представлена в виде бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого.
  • Продуктивная деятельность – представлены в виде изготовления интересных для малыша поделок.
  • Художественная литература – в виде книжек – самоделок.

Для того чтобы сотрудничество с родителями в предложенной системе было более осознанным и постоянным, а, следовательно, эффективным, педагог ставит и решает ряд задач, которые заключаются в следующем:

– установление доверительных отношений с родителями и разъяснение значения их взаимодействия по развитию ребёнка;

– убеждение родителей в необходимости проведения систематического взаимодействия с ребёнком, несмотря на возникающие трудности;

– разработку системы публичной и индивидуальной оценки и поощрения совместной деятельности родителей с ребёнком с демонстрацией достижений детей.

Общение – это бесценная вещь, которой родители могут одаривать своего ребенка всю жизнь. Не нужно лишать его такой роскоши в раннем детстве, и он вернет ее, став взрослым. Нужно для этого совсем немного – всего лишь желание. И поверьте, удовольствие, которое получают родители от общения со своим малышом, дорогого стоит. Ведь вовремя рассказанная сказка, прочитанная книга или придуманная вместе история помогут стать ближе и научиться, лучше понимать друг друга. И эта внутренняя связь уже не прервется.

– эффективное использование дидактических игр для развития малышей;

– систематическое предоставление ребенку необходимой информации;

– регулярное чтение детям художественной литературы;

– развитие интереса к продуктивной деятельности, что помогает в развитие его творческих способностей.

– получение возможностей для своевременного и полноценного развития совместными усилиями воспитателей и родителей.

А педагог повышает профессиональную компетентность по вопросам социального партнерства с родителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках ФГОС ДО дошкольные группы должны активно взаимодействовать с родителями воспитанников. Самая распространенная форма такой работы это совместная работа над проектами. Интересные идеи для проекта рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком.


Д етско-родительский проект

Авторы: воспитатель младшей группы Маклакова И.В

Особенности:

- ориентация на семейные и социальные (гражданские) ценности, здоровый образ жизни, уважение прав человека.

- ознакомление дошкольников с традициями, знаменательными датами, культурой окружающего пространства.

- доступность материала для детей дошкольного возраста (отсутствие большого количества сведений).

- максимальная включенность родителей в содержательный досуг.

Продолжительность проекта: долгосрочный с 01.09.2017 г. по 30.06.2018 г.

Тип проекта: открытый совместный детско-родительский, творческий, практико-ориентированный проект с вариативным результатом для детей младшего возраста.

Участники: воспитанники, родители, педагоги.

Актуальность:

В рамках ФГОС ДО дошкольные группы должны активно взаимодействовать с родителями воспитанников. Самая распространенная форма такой работы это совместная работа над проектами. Интересные идеи для проекта рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком.

Цель проекта:

- формирование у детей чувства толерантности, уважительного отношения к традициям;

- формирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах организации разнообразной развивающей совместной деятельности и правильного взаимодействия с детьми дошкольного возраста, исходя из семейных традиций и праздников.

Задачи проекта:

- формировать представления детей о народных, сезонных и семейных праздниках;

- формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества;

-формировать у детей семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства;

- формировать эмоциональную заинтересованность к окружающему ребёнка миру;

- формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

- развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- объединять участников проекта (детей и родителей) в рамках создания коллективных творческих работ;


- помогать осознанию родителями необходимости планировать свою деятельность, находить время для взаимодействия и общения с ребенком;

- способствовать повышению педагогической компетентности родителей;

- сохранять и укреплять здоровье детей;

Продукты проекта:

- для детей: новые знания и впечатления, содержательно провести вместе с родителями время, рисунки.

- для родителей: содержательно проведённый с ребёнком выходной, новые впечатления и уровень педагогической компетенции, совместная деятельность по изготовлению фотоотчётов, детских книг, рисунков, фоторепортажей, плакатов.

- для педагогов: ребёнок, уважающий семейные традиции и культуру своей страны, компетентные родители, обновлённая предметно-развивающая среда (книги, изготовленные родителями с детьми, коллажи, детские рассказы, фоторепортажи, плакаты).

Ожидаемые результаты:

- активизация взаимодействия родителей, педагогов и детей в вопросах организации разнообразной развивающей совместной деятельности, исходя из семейных традиций и праздников;

- обогащение воспитательного опыта матерей и отцов, сформированные у детей представления о народных, сезонных, семейных праздниках;

- сформированность у детей чувства толерантности, уважительного отношения к традициям.

1. Подбор картинок, фотографий и стихотворений для календаря;

2. Оформление картинок, фотографий и стихотворений для календаря;


3 . Создание дизайн макета календаря.

Читайте также: