Семейный календарь в доу как форма работы с семьей
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Самарский государственный социальный педагогический университет
Воспитатель: Игнатьева Н.Н.
11.03. – 20.03.2019 г.
Актуальность проекта
- повышение качества дошкольного образования за счёт организации взаимодействия с учреждениями социальной сферы по вопросам развития детей дошкольного возраста;
- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста в семье.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков развития личности ребенка. Их взаимодействие – одна из приоритетных задачдеятельности каждого ДОО.
Для этого педагогическому коллективу во главе с руководителем необходимо выстроить диалог ДОО и семьи, основанного на сотрудничестве,содружестве,взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого образовательного пространства развития каждого ребенка.
Предлагаемые в Календаре развивающие задания ни в коем случае не являются аналогом школьных домашних заданий и не допускают какого-либо принужденияпо отношению к ребёнку. Они предлагаются ребёнку как добровольное дело, которые ему самому захочется выполнить.
Детские годы - самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых - родителей и воспитателей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, можно обратиться к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольная организация оказывает им помощь в воспитании и развитии ребенка, родители играют главную роль в сообществе педагог - родитель - ребенок. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция - использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Одной из эффективных и новых форм взаимодействия ДОО и семьи является организация семейного календаря. Благодаря семейному календарю рождаются интересные идеи для проекта, учитывающего потребности и традиции семей, способствующего формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Цель: Создание эффективных условий взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, ориентированного на личностное развитие детей, на повышение родительской компетентности, как важного фактора в решении образовательно-воспитательных задач.
Задачи:
- формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка;
- разработать принципиально новые формы работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия) через возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МАДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.
Сегодня приоритетом в образовании являются интересы и потребности каждого ребенка. Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития необходимо взаимодействие семьи и ДОО. В ДОО ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.
Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Поэтому необходимо взаимодействие и преемственность между ДОО и семьей.
Детский сад – мир радости для детей. И педагоги в этом мире дарят радость общения детям, становятся их друзьями и партнерами в любых делах, помогают каждому развивать свои потенциальные возможности.
Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Семья является основными заказчиками ДОО, поэтому взаимодействие невозможно без учета их интересов и запросов.
Это полноцветная 30-ти страничная брошюра. На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребёнком задание и сопутствующие материалы. Содержание, предлагаемое в календаре, способствует развитию ребенка, а самое главное создает условия для общения взрослого с ребенком в семье. Всё, что вам понадобится, кроме календаря, это — ножницы, клей, краски, карандаши, мелки и др.
- Познавательно – исследовательская деятельность – представлена с помощью картинок и иллюстраций. Картинки предлагаются ребёнку в определённой системе.
- Сюжетная игра – представлена в виде бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого.
- Продуктивная деятельность – представлены в виде изготовления интересных для малыша поделок.
- Художественная литература – в виде книжек – самоделок.
Для того чтобы сотрудничество с родителями в предложенной системе было более осознанным и постоянным, а, следовательно, эффективным, педагог ставит и решает ряд задач, которые заключаются в следующем:
– установление доверительных отношений с родителями и разъяснение значения их взаимодействия по развитию ребёнка;
– убеждение родителей в необходимости проведения систематического взаимодействия с ребёнком, несмотря на возникающие трудности;
– разработку системы публичной и индивидуальной оценки и поощрения совместной деятельности родителей с ребёнком с демонстрацией достижений детей.
Общение – это бесценная вещь, которой родители могут одаривать своего ребенка всю жизнь. Не нужно лишать его такой роскоши в раннем детстве, и он вернет ее, став взрослым. Нужно для этого совсем немного – всего лишь желание. И поверьте, удовольствие, которое получают родители от общения со своим малышом, дорогого стоит. Ведь вовремя рассказанная сказка, прочитанная книга или придуманная вместе история помогут стать ближе и научиться, лучше понимать друг друга. И эта внутренняя связь уже не прервется.
– эффективное использование дидактических игр для развития малышей;
– систематическое предоставление ребенку необходимой информации;
– регулярное чтение детям художественной литературы;
– развитие интереса к продуктивной деятельности, что помогает в развитие его творческих способностей.
– получение возможностей для своевременного и полноценного развития совместными усилиями воспитателей и родителей.
А педагог повышает профессиональную компетентность по вопросам социального партнерства с родителями.
В рамках ФГОС ДО дошкольные группы должны активно взаимодействовать с родителями воспитанников. Самая распространенная форма такой работы это совместная работа над проектами. Интересные идеи для проекта рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком.
Д етско-родительский проект
Авторы: воспитатель младшей группы Маклакова И.В
Особенности:
- ориентация на семейные и социальные (гражданские) ценности, здоровый образ жизни, уважение прав человека.
- ознакомление дошкольников с традициями, знаменательными датами, культурой окружающего пространства.
- доступность материала для детей дошкольного возраста (отсутствие большого количества сведений).
- максимальная включенность родителей в содержательный досуг.
Продолжительность проекта: долгосрочный с 01.09.2017 г. по 30.06.2018 г.
Тип проекта: открытый совместный детско-родительский, творческий, практико-ориентированный проект с вариативным результатом для детей младшего возраста.
Участники: воспитанники, родители, педагоги.
Актуальность:
В рамках ФГОС ДО дошкольные группы должны активно взаимодействовать с родителями воспитанников. Самая распространенная форма такой работы это совместная работа над проектами. Интересные идеи для проекта рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком.
Цель проекта:
- формирование у детей чувства толерантности, уважительного отношения к традициям;
- формирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах организации разнообразной развивающей совместной деятельности и правильного взаимодействия с детьми дошкольного возраста, исходя из семейных традиций и праздников.
Задачи проекта:
- формировать представления детей о народных, сезонных и семейных праздниках;
- формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества;
-формировать у детей семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства;
- формировать эмоциональную заинтересованность к окружающему ребёнка миру;
- формировать целостную картину мира, расширять кругозор;
- развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- объединять участников проекта (детей и родителей) в рамках создания коллективных творческих работ;
- помогать осознанию родителями необходимости планировать свою деятельность, находить время для взаимодействия и общения с ребенком;
- способствовать повышению педагогической компетентности родителей;
- сохранять и укреплять здоровье детей;
Продукты проекта:
- для детей: новые знания и впечатления, содержательно провести вместе с родителями время, рисунки.
- для родителей: содержательно проведённый с ребёнком выходной, новые впечатления и уровень педагогической компетенции, совместная деятельность по изготовлению фотоотчётов, детских книг, рисунков, фоторепортажей, плакатов.
- для педагогов: ребёнок, уважающий семейные традиции и культуру своей страны, компетентные родители, обновлённая предметно-развивающая среда (книги, изготовленные родителями с детьми, коллажи, детские рассказы, фоторепортажи, плакаты).
Ожидаемые результаты:
- активизация взаимодействия родителей, педагогов и детей в вопросах организации разнообразной развивающей совместной деятельности, исходя из семейных традиций и праздников;
- обогащение воспитательного опыта матерей и отцов, сформированные у детей представления о народных, сезонных, семейных праздниках;
- сформированность у детей чувства толерантности, уважительного отношения к традициям.
1. Подбор картинок, фотографий и стихотворений для календаря;
2. Оформление картинок, фотографий и стихотворений для календаря;
3 . Создание дизайн макета календаря.
Читайте также: