Исследовательская деятельность в школе в соответствии с фгос

Обновлено: 05.07.2024

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.Современная школа работает в смешении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений развития нашего образовательного учреждения считаю организацию исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Содержимое публикации

Исследовательская деятельность в начальной школе

как одно из условий внедрения ФГОС

«Исследовать - значит видеть то,

Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирования грамотной и социально-мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможность их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека - творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Эти новые требования общества нашли своё отражение в федеральных государственных образовательных стандартах.

Поэтому одним из приоритетных направлений развития нашего образовательного учреждения считаю организацию исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.

Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

В условиях правильно организованной исследовательской деятельности учащиеся овладевают такими нравственными качествами, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Для достижения названных выше результатов недостаточным является единичное использование приемов исследовательской деятельности школьников, необходима целостная система обучения исследовательской деятельности.

На сегодняшний день нам удалось выстроить такую целенаправленную, систематическую исследовательскую работу на всех ступенях обучения с учетом возрастных психолого-физиологических особенностей учащихся. Такая система представляет собой интеграцию исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность.

На протяжении последних лет педагоги нашей школы активно работают над включением в образовательный процесс элементов исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская работа в урочной деятельности осуществляется педагогами в нескольких направлениях.

Во-первых, это проведение уроков с элементами исследования. Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию исследовательской деятельности с учетом возрастных психологических особенностей младших школьников. Поэтому, уроки с элементами исследования организуются педагогами уже в первых классах, при этом для формирования навыков исследовательской деятельности сначала используются проблемные вопросы и ситуации, поиск их решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения. Кроме того, исследовательская деятельность используется педагогами на различных этапах урока: повторение, изучение нового материала, рефлексии.

Учебно-исследовательская работа предполагает также проведение нетрадиционных уроков в начальной школе: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – проект, урок – презентация, урок – экспертиза, урок – путешествие и другие. На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках часто используется технология сотрудничества (работа в парах, малых группах).

Учащиеся проводят исследования и в домашней работе. Это стимулирует творческие способности: воображение, фантазию, активную мыслительную деятельность, развивает самостоятельность. При подборе домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным.

Следовательно, внедрение в учебный процесс исследовательской деятельности имеет положительные тенденции: повышается уровень и качество образовательного процесса в целом, возникает потребность у обучающихся и их родителей в саморазвитии, так необходимом для адаптации к реалиям сегодняшнего мира.

Педагогам, включающим в свою работу исследовательскую деятельность, необходимо помнить такие заповеди:

Учите детей действовать самостоятельно, независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций.

Не сдерживайте инициативы детей.

Не делайте за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться) самостоятельно.

Не спешите с вынесением оценочных суждений.

Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- самостоятельно выявлять проблемы;

- прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

- выдвигать гипотезы, какими бы нереальными они ни казались;

- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

. Учите анализу, синтезу, классификации, обобщению информации;

·Учите отстаивать свои идеи, учите отказываться от ошибочных.

Вторым направлением реализации исследовательской работы с учащимися в нашей школе является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для применения исследовательской деятельности: факультативные и элективные занятия, работа школьного научного общества, организация научно-практических конференций, участие в олимпиадах, конкурсах, проектах.

Участие в олимпиадах, конкурсах, предметных неделях, также предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это - учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников

Исследовательская деятельность осуществляется также в ходе реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование - это неотъемлемая часть образовательного процесса школы. Здесь исследовательская работа организуется с учащимися в соответствии с их интересами, наклонностями, способностями, с учетом их желаний, возраста, психофизических особенностей, состояния здоровья. Исследовательская деятельность осуществляется с использованием разных организационных форм проведения: индивидуальное и групповое занятие; практическая работа, проведение наблюдений, обработки и обобщения результатов поисково - исследовательской работы, компьютерной обработки данных; подготовки к участию в конкурсах, проектах, программах исследовательского направления.

И, подводя итог своему выступлению, хочется отметить, что именно исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить любого ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.

Широкое использование исследовательской деятельности создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества; дает возможность использовать различные источники знаний; учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение; обучает приемам публичного выступления; дает опыт литературной речи; позволяет активно использовать информационные технологии; создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения; развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.

Однако самым решающим звеном в исследовательской деятельности является учитель. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образование в процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя.

Про хорошего учителя Ш.А. Амонашвили говорил так: "Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами".

Мы стараемся, чтобы в нашей школе, школе идей, открытий властелинами всегда оставались дети.

Свою работу я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

- Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка отражает основные требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности

Учитель географии МОУ

Основные требования к учебному проекту Работа над проектом всегда направлена на решение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы. Планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта. Проведение исследований является обязательным условием каждого проекта. Отличительная черта проектной работы – поиск информации. Результатом работы над проектом является продукт. Представление продукта происходит в виде презентации продукта и защиты самого проекта

Основные требования к учебному проекту

ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся

«В целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность…

Начальная школа

«Программа УУД должна быть направлена…

Средняя школа

«Программа развития УУД должна обеспечивать:…

ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся

Старшая школа

ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся

Старшая школа

«Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

Особенности учебной проектно-исследовательской деятельности

организация должна включать отработку коммуникативных УУД (даже в индивидуальном проекте)

организация должна включать различные виды деятельности

При организации важно учитывать

тема проекта (исследования) должна быть интересна и ученикам и учителю

суть проблемы должна быть понятна ученикам (и учителю)

организация работы строится на взаимоподдержке учителя и ученика

Основные отличие проекта от исследования

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить.

В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы.

Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах.

Типология форм проектов Информационный, творческий, социальный, прикладной, игровой и пр. По видам По содержанию Монопредметный, метапредметный, деятельностный и пр. По количеству участников Индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 чел.), групповой (до 15 чел.), коллективный, общешкольный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в том числе через сеть Интернет) По длительности От проекта-урока (минипроект) до многолетнего проекта По учебной цели Ознакомление с методами проектной деятельности, индивидуализация обучения, поддержка мотивации, выявление творческого начала и пр.

Типология форм проектов

Информационный, творческий, социальный, прикладной, игровой и пр.

По содержанию

Монопредметный, метапредметный, деятельностный и пр.

По количеству

Индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 чел.), групповой (до 15 чел.), коллективный, общешкольный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в том числе через сеть Интернет)

По длительности

От проекта-урока (минипроект) до многолетнего проекта

По учебной цели

Ознакомление с методами проектной деятельности, индивидуализация обучения, поддержка мотивации, выявление творческого начала и пр.

Индивидуальный и групповой проекты Отрабатываются познавательные УУД Индивидуальный проект Групповой проект Отрабатываются коммуникативные УУД Отрабатываются регулятивные и личностные УУД Особое внимание учителя – на целеполагание! Ни в коем случае не выполнять за учеников универсальные учебные действия!

Индивидуальный и групповой проекты

Отрабатываются познавательные УУД

Индивидуальный проект

Групповой проект

Отрабатываются коммуникативные УУД

Отрабатываются регулятивные и личностные УУД

Особое внимание учителя – на целеполагание!

Ни в коем случае не выполнять за учеников универсальные учебные действия!

Учебное исследование УУД, отрабатываемые при проведении исследования постановка проблемы аргументирование актуальности формулирование гипотезы планирование деятельности контроль за деятельностью Особое внимание учителя – на формулирование гипотезы! коррекция деятельности оформление результатов презентация результатов Ни в коем случае не выполнять за учеников универсальные учебные действия!

Учебное исследование

УУД, отрабатываемые при проведении исследования

постановка проблемы

аргументирование актуальности

формулирование гипотезы

планирование деятельности

контроль за деятельностью

Особое внимание учителя – на формулирование гипотезы!

коррекция деятельности

оформление результатов

презентация результатов

Ни в коем случае не выполнять за учеников универсальные учебные действия!

Основные требования к организации проектной деятельности обучающиеся сами выбирают тему проекта обучающиеся сами выбирают руководителя проекта (сотрудник данного ОУ, либо любой другой организации) тема проекта должна быть утверждена (кем и когда – выбирает ОУ) план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта требования, предъявляемые в конкретном ОУ

Основные требования к организации проектной деятельности

обучающиеся сами выбирают тему проекта

обучающиеся сами выбирают руководителя проекта (сотрудник данного ОУ, либо любой другой организации)

тема проекта должна быть утверждена (кем и когда – выбирает ОУ)

план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта

требования, предъявляемые в конкретном ОУ

Формы организации учебного исследования Внеурочные формы Урочные формы Исследовательская практика Урок-исследование Урок-лаборатория Экспедиции (полевые исследования) Творческий отчет Факультативные занятия Урок изобретательства Научное общество учащихся Урок-презентация Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, марафонах и пр. Урок-экспертиза Урок-совещание Выездные мероприятия Важно понимать, какие УУД в каждом конкретном случае отрабатываются!

Формы организации учебного исследования

Внеурочные формы

Урочные формы

Исследовательская практика

Урок-исследование

Урок-лаборатория

Экспедиции (полевые исследования)

Творческий отчет

Факультативные занятия

Урок изобретательства

Научное общество учащихся

Урок-презентация

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, марафонах и пр.

Урок-экспертиза

Урок-совещание

Выездные мероприятия

Важно понимать, какие УУД в каждом конкретном случае отрабатываются!

О некоторых формах проекта или исследования Учебное сотрудничество Я действую самостоятельно , но мы: - распределяем функции; - совместно планируем работу каждого; - обмениваемся результатами; - контролируем и корректируем друг друга; - оцениваем друг друга. Важное условие – самостоятельность выполнения учебных задач! Уважение мыслей и действий другого человека

О некоторых формах проекта или исследования

Учебное сотрудничество

Я действую самостоятельно , но мы:

- распределяем функции;

- совместно планируем работу каждого;

- обмениваемся результатами;

- контролируем и корректируем друг друга;

- оцениваем друг друга.

Важное условие – самостоятельность выполнения учебных задач!

Уважение мыслей и действий другого человека

Планируемые результаты Выпускник научится : планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы; распознавать и ставить вопросы, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать естественно-научные методы и приёмы: наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование; использовать методы, характерные для социальных и других наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; отличать факты от суждений, мнений и оценок; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок.

Планируемые результаты

Выпускник научится :

планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

выбирать и использовать методы;

распознавать и ставить вопросы, формулировать вытекающие из исследования выводы;

использовать естественно-научные методы и приёмы: наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование;

использовать методы, характерные для социальных и других наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

отличать факты от суждений, мнений и оценок;

видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок.

Планируемые результаты Выпускник получит возможность научиться : самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать естественно-научные методы и приёмы: как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими фактами; использовать приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Планируемые результаты

Выпускник получит возможность научиться :

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

использовать догадку, озарение, интуицию;

использовать естественно-научные методы и приёмы: как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими фактами;

использовать приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Система оценки проектной и исследовательской деятельности

Главный итог – в самих учениках

Оцениваем деятельность и изменение в ученике, а не продукт!

Согласно требованиям ФГОС в начальном образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными навыками и знаниями. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают системно-деятельностный подход; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций); проектные и исследовательские формы организаций обучения.

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты через проектную исследовательскую деятельность школьников. Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса практически невозможно.

Однако, исследовательская деятельность свое ведущее место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов исследовательская творческая деятельность занимает особое место. В начальной школе закладывается основа приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, развитие всех составляющих обобщенности умственных действий (широта, мера самостоятельности и обоснованность, гибкость, вариативность мышления).

Задачи:

  • обучение проведению учебных исследований младших школьников;
  • развитие творческой исследовательской активности детей;
  • стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
  • ознакомление с научной картиной мира;
  • развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
  • формирование у школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
  • развитие социально-психологических качеств личности;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

Вообще, для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, узнать, хотят ли учащиеся, хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят ли как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

Организация исследования включает в себя следующие этапы:

Подумать самостоятельно.

  • Что я об этом знаю?
  • Какие мысли я могу высказать про это?
  • Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Исследовательской работой можно заниматься и во внеклассной работе, и на уроках.

Перед работой, учителю вместе с детьми, нужно наметить план исследований, определить цель, задачи, ход работы (история рождения, интересные случаи из жизни, фото и т.д.), методы (опрос родителей, анализ собственных воспоминаний, мнений, пристрастий).

  1. Год создания. Авторы – создатели журнала.
  2. Как выглядел журнал в разное время.
  3. Сколько лет издается, как часто выходит.
  4. Сколько страниц.
  5. Главный редактор, художник.
  6. Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки.
  7. Какие разделы включает. Дать характеристику.
  8. Есть ли постоянные авторы. Что ты о них знаешь.
  9. Как сотрудники журнала ведут работу с читателем.
  10. Любимая рубрика.
  11. Как ты узнал об этом журнале.
  12. Какую бы рубрику открыл ты, если бы стал автором журнала. Создай свою страничку.

Еще один из видов уроков-исследований – урок-экскурсия. Здесь широкие возможности для наблюдений и исследований по окружающему миру.

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Расставить по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Любое исследование должно подчиняться следующим правилам:

1. Все исследования должны быть безопасными. Эксперименты проводятся только под наблюдением взрослых. Даже безвредные, на первый взгляд, предметы могут стать опасными в определённых условиях.

2. Принцип уважения к жизни. В опытах и исследовании не должно быть жестокого отношения к животным, нарушения экологических систем, нарушения этики.

Он включает в себя несколько этапов:

- определение проблемы или постановка задачи;

- проведение эксперимента для получения данных, запись результатов;

- вывод о том, верной или нет, оказалась выдвинутая гипотеза.

4. Заранее обдумайте, как вы будете представлять свой проект.

5. Когда вы выбираете тему своих научно-исследовательских проектов, берите что-нибудь подходящее вашим интересам, чтобы не только учащимся, но и вам нравилось работать. Тогда в процессе исследования вы будете заниматься тем, что доставляет вам удовольствие!

Таким образом, мотивация ученика и умелая организация исследовательской деятельности со стороны учителя являются залогом успешного сотрудничества и получения хорошего результата.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.Современная школа работает в смешении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений развития нашего образовательного учреждения считаю организацию исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Содержимое публикации

Исследовательская деятельность в начальной школе

как одно из условий внедрения ФГОС

«Исследовать - значит видеть то,

Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирования грамотной и социально-мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможность их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека - творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Эти новые требования общества нашли своё отражение в федеральных государственных образовательных стандартах.

Поэтому одним из приоритетных направлений развития нашего образовательного учреждения считаю организацию исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.

Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

В условиях правильно организованной исследовательской деятельности учащиеся овладевают такими нравственными качествами, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Для достижения названных выше результатов недостаточным является единичное использование приемов исследовательской деятельности школьников, необходима целостная система обучения исследовательской деятельности.

На сегодняшний день нам удалось выстроить такую целенаправленную, систематическую исследовательскую работу на всех ступенях обучения с учетом возрастных психолого-физиологических особенностей учащихся. Такая система представляет собой интеграцию исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность.

На протяжении последних лет педагоги нашей школы активно работают над включением в образовательный процесс элементов исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская работа в урочной деятельности осуществляется педагогами в нескольких направлениях.

Во-первых, это проведение уроков с элементами исследования. Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию исследовательской деятельности с учетом возрастных психологических особенностей младших школьников. Поэтому, уроки с элементами исследования организуются педагогами уже в первых классах, при этом для формирования навыков исследовательской деятельности сначала используются проблемные вопросы и ситуации, поиск их решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем – выводы и обобщения. Кроме того, исследовательская деятельность используется педагогами на различных этапах урока: повторение, изучение нового материала, рефлексии.

Учебно-исследовательская работа предполагает также проведение нетрадиционных уроков в начальной школе: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – проект, урок – презентация, урок – экспертиза, урок – путешествие и другие. На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках часто используется технология сотрудничества (работа в парах, малых группах).

Учащиеся проводят исследования и в домашней работе. Это стимулирует творческие способности: воображение, фантазию, активную мыслительную деятельность, развивает самостоятельность. При подборе домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным.

Следовательно, внедрение в учебный процесс исследовательской деятельности имеет положительные тенденции: повышается уровень и качество образовательного процесса в целом, возникает потребность у обучающихся и их родителей в саморазвитии, так необходимом для адаптации к реалиям сегодняшнего мира.

Педагогам, включающим в свою работу исследовательскую деятельность, необходимо помнить такие заповеди:

Учите детей действовать самостоятельно, независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций.

Не сдерживайте инициативы детей.

Не делайте за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться) самостоятельно.

Не спешите с вынесением оценочных суждений.

Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- самостоятельно выявлять проблемы;

- прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

- выдвигать гипотезы, какими бы нереальными они ни казались;

- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

. Учите анализу, синтезу, классификации, обобщению информации;

·Учите отстаивать свои идеи, учите отказываться от ошибочных.

Вторым направлением реализации исследовательской работы с учащимися в нашей школе является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для применения исследовательской деятельности: факультативные и элективные занятия, работа школьного научного общества, организация научно-практических конференций, участие в олимпиадах, конкурсах, проектах.

Участие в олимпиадах, конкурсах, предметных неделях, также предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это - учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников

Исследовательская деятельность осуществляется также в ходе реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование - это неотъемлемая часть образовательного процесса школы. Здесь исследовательская работа организуется с учащимися в соответствии с их интересами, наклонностями, способностями, с учетом их желаний, возраста, психофизических особенностей, состояния здоровья. Исследовательская деятельность осуществляется с использованием разных организационных форм проведения: индивидуальное и групповое занятие; практическая работа, проведение наблюдений, обработки и обобщения результатов поисково - исследовательской работы, компьютерной обработки данных; подготовки к участию в конкурсах, проектах, программах исследовательского направления.

И, подводя итог своему выступлению, хочется отметить, что именно исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить любого ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.

Широкое использование исследовательской деятельности создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества; дает возможность использовать различные источники знаний; учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение; обучает приемам публичного выступления; дает опыт литературной речи; позволяет активно использовать информационные технологии; создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения; развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.

Однако самым решающим звеном в исследовательской деятельности является учитель. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образование в процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя.

Про хорошего учителя Ш.А. Амонашвили говорил так: "Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами".

Мы стараемся, чтобы в нашей школе, школе идей, открытий властелинами всегда оставались дети.

Свою работу я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

- Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Читайте также: