План урока по шитью

Обновлено: 07.07.2024

Перед вами тренинг по кройке и шитью, а также 7 видов швов + постельный шов. На самом деле это детская книжка, которая стала моим учителем по рукоделию еще в детстве. Но и взрослым, которые только решили встать на этот путь, она будет хорошим советчиком.

Книга эта научит шить разные фартуки, ночные рубашки и жилетки.

Начнем урок

Данное пособие рассчитано на средний школьный возраст и рассказывает, как кроить и шить одежду с нуля простым понятным языком.

В этой статье я изложу первые и основные шаги по крою и шитью: как выполнять различные швы, как правильно утюжить и обметывать края.

Построение выкроек

Прежде чем приступить к шитью, мы должны научиться кроить.

Для работы понадобится:

  • Ткань
  • Набор швейных иголок
  • Нитки
  • Ножницы
  • Портняжная лента
  • Наперсток и кусочек мыла
  • Бумага-миллиметровка, линейка и простой карандаш
  • Булавки

Упражнение для построения выкроек:

Начертите на бумаге с помощью линейки и карандаша различные геометрические фигуры произвольной величины и формы. Вырежьте их. Это упражнение поможет приобрести навыки в работе с карандашом, линейкой и ножницами.

Затем возьмите старую простыню или пододеяльник и вырежьте кусок ткани прямоугольной формы.

Кстати, мама мне всегда выдавала старые уже ненужные наволочки и простыни для шитья. А бабушка тайком отрезала кусочки от красивых новых тканей :).

Положите на него вырезанные из бумаги фигуры и приколите каждую из них к ткани булавками.

Вырезайте фигуры на столе, не поднимая ткань. При этом придерживайте ее левой рукой, а один конец ножниц пусть скользит ребром по столу.

Учиться шить лучше на тканях, которые не скользят. К ним относятся хлопчатобумажные, льняные и штапельные ткани.

Как определить поперечную и долевую нити ткани:

Любая ткань имеет долевое и поперечное направление нитей. Очень важно научиться правильно определять это направление. На новых тканях долевую нить определить легко. Она идет вдоль кромки, а поперечная - перепендикулярно кромке.

А если ткань не имеет кромки, то направление нитей можно определить так . Возьмите ткань двумя руками. Руки должны быть на некотором расстоянии друг от друга. Затем соедините руки и резко разведите их в разные стороны, не выпуская материал. Ткань издаст звук. Если он будет резким, звонким, то ткань между руками имеет долевое направление, а если звук будет глухим, то направление нити поперечное.

Швы и виды швов

При шитье применяются различные швы. Они бывают ручными и машинными. Машинная строчка, в отличии от ручной, более прочная.

1. Смёточный шов

Самым простым ручным швом является шов "вперед иголку", или сметочный шов.

Потренируйтесь выполнять его. Не забудьте надеть на средний палец наперсток.

Вырежьте из ткани прямоугольник. Одна сторона его равна 20 см (долевая нить), другая 10 см (поперечная нить). Вырезанный прямоугольник назовем заготовкой, а стороны его - срезами.

Положите заготовку на стол перед собой и с помощью линейки отмерьте в нескольких местах от длинного среза по 3 см. Затем при помощи карандаша и линейки соедините полученные точки чуть заметной линией и приступайте к выполению шва. Во время шитья заготовка должна лежать на столе. Левой рукой придерживайте ткань, чтобы она не съезжала, а в правой руке держите иголку с ниткой.

Нитку надо брать такой длины, чтобы она не путалсь при шитье, примерно 50-70 см или, как учили нас в школе, от кисти до локтя и обратно.

Шить, держа ткань на весу нельзя! Смотрите на рисунке, как выполняется сметочный шов:

Прежде чем начать, я предлагаю проверить вашу готовность к занятию. Проверьте, все ли аккуратно лежит у вас на парте? Молодцы ребята! Настроились на работу, начинаем.

Принимать установку учителя

П: выделять существенную информацию из слов.

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка темы и учебной задачи

Сл.: чтение сказки

Предлагаю вам сегодня поговорить о том, откуда появилась обычная швейная иголка и прочитать о ней небольшую поучительную сказку.

История иголки началась очень-очень давно. Древние иголки, найденные европейскими археологами также изящны и практичны, как современные.

У нас в России первыми производителями швейных игл были купцы братья Рюмины и Сидор Томилин. В 1717 году они построили 2 игольные фабрики в селах Столбцы и Коленцы.

Ну а сейчас мы просто не можем представить себе нашу жизнь без иглы. Ведь стоит только протянуть руку, и вот она, наша незаменимая иголочка.

Чтобы помочь вам догадаться, о чем мы с вами сегодня будем говорить, я предлагаю вам послушать сказку, и далее вам нужно будет ответить на вопросы.

В большой картонной коробке хранились швейные принадлежности. Чего там только не было: и ножницы, и наперстки, и иголки, и нитки!

Жили они в коробке дружно, помогали друг другу в работе. Но однажды случилось вот что…

По какой-то пустяковой причине рассорилась Нитка с Иголкой. Из-за чего, теперь и не вспомнишь. Раньше-то они все время вместе были, а тут разошлись по разным углам коробки и видеть друг друга не хотят.

Иголка считает, что она права, потому что всегда и во всем первая, а Нитка свое тянет. Вот и работа у них перестала спориться – куда же Иголке без Нитки!

Иголка по ткани побегает, а та как была не сшита, так и осталась. Нитка тоже зря старается – ничего у нее без Иголки не выходит.

Сидят теперь в разных углах коробки и вспоминают, как им раньше хорошо жилось, весело да дружно.

Первой решилась на примирение Иголка. Подошла она к Нитке и говорит:

— Прости меня, подружка, за мою глупую гордость. Нет без тебя в моей работе никакого толку

— И ты меня прости, — обрадовалась Нитка, — и я виновата… Думала, что смогу без тебя обойтись

Обнялись подружки, взялись опять одна за другую, и такой красоты вместе нашили, что любо-дорого поглядеть!

Вопросы для обсуждения:

А теперь давайте все вместе поставим цели урока. Цели:

Понять значение умения шить в жизни человека

Узнать возможности использования иглы

Освоить строчки прямых стежков и строчки стежков с перевивом змейкой

Принимать установку учителя

Слушать рассказ учителя об истории иглы

Готовность формулировать тему и задачи

Отвечать на вопросы

Постановка учебных целей

П: выделять необходимую информацию.

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: анализ объектов с целью выделения признаков.

П: умение определять и формулировать цель урока самостоятельно.

П: постановка и формулирование проблемы, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Актуализация опорных знаний

Сл.: слово учителя

Н.: учебная презентация

Словесный: слово учителя

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала смётывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при обмётывании петель и срезов, пришивание пуговиц.

Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек.

(во время рассказа учителя на слайде понятия)

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Шов – это ниточное соединение деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные , а по назначению на соединительные и отделочные .

После знакомства с основными понятиями мы можем начать работу над изделием.

Посмотрите на карточки перед собой. Кто прочитает, какие швы сегодня мы с вами будем учиться выполнять? (строчка прямых стежков, строчка стежков с перевивом змейкой)

Слушать рассказ учителя

Читать понятия со слайда

Действовать по установке учителя

Работать с карточками, читать названия швов

К: уметь слушать и вступать в диалог.

П: выполнение действий по алгоритму

П: использовать информацию, представленную на слайде

П: использовать информацию из учебника

Я вижу вы немного устали давайте разомнем ваши ручки и пальчики.

Выполнять движения вместе с учителем

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

Первичное закрепление материала

Сл.: слово учителя, учебный диалог

Н.: учебная презентация

Материалы (на слайде).

Какие материалы и инструменты используются при выполнении швов? ( При выполнении швов нам нужны: ткань, нитки, иголка, ножницы, игольница)

- Какой инструмент является главным при шитье? Почему? ( Главный инструмент – это игла, потому что без неё мы просто не смогли бы шить)

Посмотрите, какие нитки нам сегодня понадобятся? Почему? Как же они называются? ( Вышивальная нитка, поскольку мы будем выполнять шов. Называется мулине)

Самые красивые нитки - мулине. Их делают из лучших сортов хлопка и красят в разные цвета. Мулине состоит из 6 тонких ниточек, которые легко отделяются друг от друга. Именно мулине мы с вами и будем использовать для вышивания, потому что хлопчатобумажными, шелковыми или шерстяными нитками вышивать труднее.

- А какого цвета нитки вы выберете для вышивания? (Надо взять такие, которые хорошо видно на ткани)

Разлиновка (на слайде)

Повторим три главных правила работы с материалом. Кто может их назвать?

  1. Экономичное использование
  2. Разлиновка с изнаночной стороны
  3. Карандаш держим перпендикулярно ткани

У каждого из вас на парте будет два шаблона. Перед собой держа ткань, обводим с изнаночной стороны ткани больший шаблон. Затем берем шаблон поменьше и, располагая его по середине ткани, обводим по контуру карандашом.

У вас получится заготовка прямоугольник из ткани.

Заготовка (на слайде).

Но прежде чем продолжить, давайте вспомним правила безопасности при работе с иглой и ножницами.

  1. Храни иглы в игольнице.
  2. Проверяй количество игл до начала работы и после ее окончания.
  3. Во время работы втыкай иглу в игольницу.
  4. Не бери иглу в рот.
  5. Не бросай иглу, не оставляй ее в ткани или в своей одежде.
  6. При шитье пользуйся наперстком, размер которого соответствует размеру твоего пальца.

Если у тебя нет с собой наперстка, то проводи работу с иглой аккуратно, следуя тем же правилам.

7) Ножницы не оставляй открытыми на столе.

8) Окончив резать, клади их кольцами к себе.

Следующим шагом вам нужно отмерить нитку для работы. Ребята, у которых с собой обычные нитки, а не мулине, посмотрите внимательно на слайд. Вы отмеряете нитку с помощью локотка (на слайде картинка).

Сборка (на слайде).

Как вы думаете, что означает слово перевив? (Перевивать – означает обвивать, обматывать что-либо вокруг чего-либо, переплетать с чем-то)

Посмотрите, как пишется слово перевив. Давайте прочитаем его хором. Запомните, как пишется и произносится новое слово.

Что общего? Чем отличаются? (Общее- стежки в виде черточек. Отличается – перевивом)

Для выполнения шва нужно проколоть ткань с изнанки на лицо, перехватить иглу за острие и протянуть нить пока узелок не упереться в ткать, отступить влево на расстояние равное стежку, проколоть ткань с лица на изнанку и перехватить иглу за острие, и снова протолкнув иглу по изнанке снова вывести ее на лицо.

Чтобы выполнить перевив, берут нитку другого цвета. Иголку выводят с изнанки на лицо, прокалывая ткань над первым стежком. Затем иглу поворачивают ушком вперед и перевивают каждый стежок, т.е. подводят иглу под каждый стежок сверху. Так перевивают стежки до конца строчки. Затем иглу выводят на изнанку и закрепляют нить.

Оформление (на слайде).

Предлагаю вам выполнить работу, которую, дополнив дома, вы сможете использовать в качестве закладки для книги.

Цель: Закрепление и контроль знаний и умений учащихся по разделу “Обработка отдельных деталей и узлов”.

  • Систематизировать и обобщать теоретические занятия;
  • Закрепить практические умения;
  • Проверить итоговые знания по разделу “Обработка отдельных деталей и узлов”;
  • Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное;
  • Критично оценивать свою работу;
  • Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету и самостоятельности;
  • Способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда, точности, аккуратности, логического мышления, внимания, памяти;
  • А так же смекалки, взаимовыручки, умения работать в коллективе.
  • Диалог
  • Групповая работа
  • Индивидуальная работа
  • Самоконтроль и самооценка
  • Иголка, ножницы, игольница, нитки;
  • Карточки-задания, карточки - сюрприз, черный ящик, изделия детской одежды;
  • Пуговицы, медаль “Лучшая швея”.
Этапы Ход урока Деятельность учащихся
I.Организационный момент Поочередно - отмерить нитку, вдеть в иглу, завязать узелок.

Сегодняшний урок- это посещение страны мастериц, где мы все вместе выберем самую “лучшую швею”.

нить в иголке - показать систему своих теоретических знаний;

узелок - проверить и закрепить итоговые знания по разделу “Обработка отдельных деталей и узлов”;

вторая - вдевает нитку в иглу;

Необходимо дать определение данным терминам.

  • Лекала
  • Сметать
  • Декатировать
  • Разутюжить
  • Застрочить
  • Конструирование
  • Моделирование
  • Платье

-дают значение к термину;

По словесному описанию нужно определить эскиз одежды.

а) изделие относится к плечевой группе. Шьется в основном из хлопчатобумажной ткани. При пошиве применяются следующие швы: двойной, окантовочный, шов в подгибку с закрытым срезом. Эта вещь делает наш отдых более приятным. (Ночная сорочка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учимся шить: "знакомство с иголочкой", "шов вперед иголка", "шов через край".

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА

имени Героя Советского Союза генерал-полковника

Сборник учебных занятий

педагог дополнительного образования

Хафизова Лариса Борисовна

Цель: Знакомство с инструментом для шитья, правилами пользования.

Задачи: Научиться отмерять нитку и вдевать ее в иголку. Завязывать узелок.

Форма занятия: практическая работа.

Используемые методы обучения:

1. Индивидуальная работа: показ приемов работы воспитаннику с последующим повтором действий за педагогом;

2. Объяснительно – иллюстративные: рассказ - показ, беседа, демонстрация наглядных пособий.

Оборудование и материалы: инструменты для шитья (макет иголки, ножницы, нитки, наперсток)

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Давным-давно было это или не было, но сказывают: далеко за морями, за дремучими стаяло Королевство Шкатулочки. В Королевстве том жила прекрасная особа. Угадайте, кто:

Всех на свете обшивает,

Что сошьет, не надевает.

Да, это была Умелая Иголочка. Многие называли её Иголочкой – искусницей за мастерство.


Вместе с Иголочкой в Королевстве Шкатулочки жили весёлые подружки - Катушки, которые помогали плести тонкие кружева и расписные ковры.


Однажды Королевство Шкатулочки посетил граф Ножницы. Ему хотелось проверить мастерство Иголочки. И он заказал сшить себе накидку. Умелая Иголочка вместе с разноцветными подружками – Катушками принялись за работу. Иголочка делала такие мелкие и изящные стежки, что и представить трудно. Тут сеньориты Булавочки подоспели. Никто не умел так, искусно, как они, приколоть кружева. Работа не останавливаясь, пока наряд не был готов. Через три дня граф Ножницы вернулся. Нельзя было представить ничего красивее. Накидка, расшитая золотыми цветами, очень понравилась графу. Он долго любовался великолепием вышивки. И тогда граф Ножницы предложил объединить своё графство с Королевством Шкатулочки. Так возникло объединенное Королевство. Вокруг него расцвели сады, распустились прекрасные цветы, ухаживать за которыми согласился сам граф Ножницы. Вскоре Королевство Шкатулочки прославилось своими удивительными нарядами, кружевными занавесками, расписными скатертями. С той поры многое изменилось. Но Иголочка остается такой, же мастерицей и по сей день. Если попадает в Умелые Ручки…


Сопровождая показом инструментов. Правила пользования инструментами. ТБ.


3. Практическая часть. Выполнение работы.


Правильно отмерить длину нитки. Обычно это делают, отводя нить через локоть или способом вытянутой руки.

Вдеть нить в иголку и завязать узелок. Конец нити, предназначенный для вдевания, немного подкрутить между пальцами (большим и указательным).

Закрепить нить, сделав узелок: конец нити зажать между большим и указательным пальцами, нить нетуго намотать на указательный палец, сделав 2- 3 витка, затем большим пальцем снять накрученную нить с указательного пальца. Образовавшуюся петлю затянуть, образуя узелок.

Предлагается сделать вместе с педагогом.

4. Закрепление темы.

1.Повторение основных моментов занятия.

2.Что вам понравилось на занятии?

3. Какие вы знаете инструменты для шитья.

4. Практическое применение иголки и нитки.

Выводы по занятию:

-Чему сегодня мы научились, что нового узнали?

-Сравнение настроения до и после занятия.

Научить ребенка правильно отмерять нить, делать узелок.

Воспитывать эстетический вкус и желание доводить работу до конца. Положительное отношение к труду.

Развить навыки для шитья иголкой.

Задачи: Научиться делать швы ровными, одинаковой длины.

Форма занятия: практическая работа.

Используемые методы обучения:

1. Индивидуальная работа: показ приемов работы воспитаннику с последующим повтором действий за педагогом;

2. Объяснительно – иллюстративные: рассказ - показ, беседа, демонстрация наглядных пособий.

Оборудование и материалы: Образец, картонный трафарет с заранее пробитыми отверстиями, игольница, нитки швейные контрастные тону трафарета, ножницы.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2. Подготовка к работе.

Узелок остается на обратной (изнаночной) стороне. Немного отступив, делают стежок.

С лицевой стороны иголку с ниткой выводят на изнаночную сторону т. д. На лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

3. Выполнение работы. Предлагается сделать вместе с педагогом.

Подобрать нитки для выполнения шва.

Читайте также: