Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе

Обновлено: 02.07.2024

В статье рассматриваются принципы и особенности обучения исследовательской деятельности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы. Перевод старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение существенно расширяет возможности для исследовательской деятельности учащихся. К принципам, лежащим в основе осуществления исследовательской деятельности в сфере гуманитарных наук, можно отнести принципы гуманитаризации и гуманизации. Среди наиболее значимых особенностей указанного процесса можно выделить: организационные (углубленное изучение гуманитарных предметов с помощью различных элективных курсов; реализация субъектного подхода через сотрудничество и сотворчество на уроке и во внеурочной деятельности), методологические (стимулирование активности учащихся при проведении исследования, диалогизация), гносеологические (понимание ценностно-смысловой природы гуманитарного знания, его диалогичности) и эвалуационные (самооценка учащегося, удовлетворение потребностей учащихся профильных гуманитарных классов в поисковой активности и общении, портфолио) особенности.


2. Кобенко Ю.В. Экзоглоссные тенденции в языковой ситуации в ФРГ: автореф. дис. . д-ра филол. наук. –– Самара, 2013. –– 48 с.

3. Кравцов С.С. Теория и практика организации профильного обучения в школах российской федерации : дис. . д-ра пед. наук. –– М., 2007. –– 445 с.

5. Лестева Е.В. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. – Смоленск, 2009. –– 202 с.

8. Степанов С.Ю., Кремер Е.З. Сотворчество на уроке – как это возможно? // Актуальные проблемы химического образования: материалы II Всероссийской научно-методической конференции (28–29 апреля 2011). –– Москва: Московский институт открытого образования, 2011. –– С. 163.

9. Томское образование: материал по предпрофильной подготовке / Под ред. И.И. Хуторского. –– Выпуск № 1(24). –– Томск: Департамент образования Администрации города Томска, 2005. –– 72 с.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является создание системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Благодаря переводу на профильное обучение старшеклассник становится субъектом исследовательской деятельности, в то время как сама исследовательская деятельность выступает одним из средств реализации дальнейших планов продолжения образования, саморазвития и самореализации взрослеющего человека.

На основе исследовательской деятельности осуществляется процесс формирования исследовательской компетентности учащихся. При организации исследовательской деятельности учащихся в сфере гуманитарных наук необходимо учитывать специфику гуманитарного знания, его ценностно-смысловую природу. Гуманитарная парадигма выступает средой развития личности молодого исследователя, обеспечивает возможность его дальнейшей самореализации в будущей профессиональной деятельности и требует особого построения процесса исследовательской деятельности для учащихся профильных гуманитарных классов.

На основании этого представляется целесообразным рассмотреть принципы и особенности обучения исследовательской деятельности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы.

Целью исследования является рассмотрение принципов и особенностей обучения исследовательской деятельности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы.

Материал и методы исследования

Очевидно, что образование как один из важнейших факторов становления и развития личности должно быть обращено к личности учащегося и ориентировано в первую очередь на культуру. В связи с этим необходимо усиление гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса школы.

Юношеский возраст, по мнению таких ученых, как И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и иные, является сензитивным периодом для развития исследовательской деятельности. На данном этапе у старшеклассников происходит формирование устойчивых познавательных и профессиональных интересов, усиливается потребность в поисковой активности, что оптимизирует исследовательскую деятельность учащихся в рамках гуманитарного профиля в общеобразовательной школе. Обучение на данном этапе основано на интересе к учебному процессу: на том, насколько полно старшеклассник способен проявить свою активность и самостоятельность в учебном процессе.

Активность, выступающая, по В.И. Загвязинскому, способностью проявлять усилия, стремление к достижению цели [1], выражается в учебном процессе в изменении образовательной мотивации учащихся, что наиболее ярко проявляется в становлении их познавательного и научного интереса к областям гуманитарного знания. Активность подкрепляется более частым, самостоятельным и осознанным обращением к дополнительным источникам гуманитарных знаний.

Проблематизация гуманитарного знания, раскрытие его ценностно-смысловой природы, его диалогического характера при проведении исследований требуют особого построения процесса исследовательской деятельности учащихся профильных гуманитарных классов.

Анализ работ Е.В. Лестевой, Г.Н. Прозументовой, Н.А. Федотовой позволил выделить следующие особенности данного процесса:

1) организационные особенности:

a) ориентация исследовательской деятельности на углубленное изучение гуманитарных предметов с помощью различных элективных курсов;

b) реализация субъектного подхода через сотрудничество и сотворчество на уроке и во внеурочной деятельности;

2) методологические особенности:

a) стимулирование активности учащихся при проведении исследования для раскрытия ими ценностно-смысловой природы гуманитарного знания, его диалогичности, его понимания;

b) диалогизация как методологический принцип обучению исследовательской деятельности, успешнее всего реализующийся через проектную методику;

3) гносеологические особенности: понимание ценностно-смысловой природы гуманитарного знания, его диалогичности и обнаружение личностных смыслов в гуманитарном познании;

4) эвалуационные особенности:

a) самооценка обучающегося (формирование критического отношения к структурным компонентам собственной исследовательской деятельности);

b) удовлетворение потребностей учащихся профильных гуманитарных классов в поисковой активности и общении (интеграция в процесс познавательной деятельности активных и аудиовизуальных методов, мультимедиа; опция поиска через электронную сеть Интернет; привлечение внешних ресурсов в виде электронных баз данных, архивов и иного к поисковой деятельности учащихся в ходе выполнения проектов);

c) ведение портфолио как средства оценивания личностного роста.

I. Организационная группа особенностей

1. Ориентация исследовательской деятельности на углубленное изучение гуманитарных предметов в рамках профильного обучения выводит на первый план элективные курсы, выполняющие в общеобразовательном учреждении несколько функций: дополнение содержания профильного курса, углубление содержания одного из базовых курсов, удовлетворение познавательных интересов учащегося, выходящих за рамки выбранного им профиля.

Элективные курсы нацелены на активизацию самостоятельной работы обучающихся и реализуются в контексте проектной методики. Проекты старшеклассников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и продуктам исследовательской деятельности.

2. В основе стратегии сотрудничества как совместной деятельности взаимодействующих субъектов во время урочной и внеурочной деятельности лежит идея стимулирования педагогом познавательных интересов, развития и формирования личности обучающегося.

В условиях сотрудничества успешнее решаются сложные исследовательские задачи, возрастает глубина понимания материала, растет познавательная активность и самостоятельность, меняется характер взаимоотношений между субъектами деятельности, приобретаются необходимые социальные навыки. Реализация субъектного подхода при проведении исследования предполагает, что исследование принимает форму диалога, общения суверенных субъектов, их взаимопонимание, обмен исследовательским опытом, при котором происходит развитие обучающихся.

II. Методологические особенности

Проекты могут быть разнообразными по виду, продолжительности, результатам, форме презентации и т.п. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития личности исследователя при максимальной самостоятельности его продуктивной деятельности.

4. Под диалогизацией понимается средство организации исследовательской деятельности, направленное на укрепление контакта между субъектами образовательного процесса, на раскрытие и актуализацию их исследовательского опыта, смыслов, представлений в процессе познания, рефлексию личного исследовательского опыта.

III. Гносеологические особенности

На профильной ступени обучения учащиеся начинают рассматривать исследовательскую деятельность как необходимую базу для будущей профессиональной деятельности, что выражается в особом интересе к тем гуманитарным предметам, которые будут связаны с будущей профессиональной деятельностью. Тот факт, что учащиеся перед поступлением в вуз стремятся получить больший объем знаний посредством исследования, чем это предусмотрено школьной программой, говорит о том, что исследовательская деятельность в школьные годы является неотъемлемой составляющей их учебной деятельности.

IV. Эвалуационные особенности

Для активной и успешной дальнейшей исследовательской деятельности в вузе у выпускников школы должны быть сформированы исследовательские компетенции. Выделенные принципы и особенности позволяют получить представление о проведении исследовательской деятельности учащихся в сфере гуманитарных наук. Знание данных принципов и особенностей поможет выпускникам школы не только лучше адаптироваться в новых для них условиях обучения в вузе, но и с первого курса правильно построить траекторию дальнейшей исследовательской деятельности в сфере гуманитарных наук.

Рецензенты:

Барышников Н.В., д.п.н., профессор кафедры иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики Института развития стратегического партнерства и компетенций Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения.

Заместитель директора по учебно – методической работе,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Глушенкова Анжелика Валерьевна.

В настоящее время российское образование претерпевает существенные изменения, обусловленные его стремлением соответствовать принципам демократизации, гуманизации, глобальным тенденциям, происходящим в мировом образовательном пространстве. В процессе этих изменений происходит трансформация ценностей, целей, содержания, методов образования, процесс обучения приобретает более новаторский, творческий характер, нацеленный на развитие социально успешной, конкурентоспособной личности в условиях современной экономики.

Ф ормирование исследовательской культуры педагогов и учащихся.

Создание структурных подразделений для организации исследовательской деятельности учащихся.

Вашему вниманию представленократкое содержание организации учебно – исследовательской деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения (Таблица 1).

Направления

деятельности

Примерное содержание работы

Ф ормирование исследовательской культуры педагогов и учащихся.

Повышение педагогического мастерства учителя

- Повышение квалификации на базе РЦРО, ТОИПКРО, ТГПУ по вопросам организации исследовательской.

- Обучающий семинар, тематические методические часы.

-Мастер – классы педагогов – исследователей.

-Работа по темам образования.

-Посещение научно-исследовательских институтов, предприятий, научных учреждений;

-Встречи с интересными людьми (учеными – исследователями, студентами СКБ и т.д.)

-Посещение выставок, связанных с проблематикой научных работ.

-Создание банка мотивированных к проектно – исследовательской деятельности учащихся.

Формировании исследовательских умений и навыков учащихся- исследователей

-Проведение спецкурса по основам проектирования и о рганизация проектной и исследовательской деятельности учащихся в рамках спецкурса

-Проведение мини - исследований в рамках предметной области.

-Проведение обучающих проектно – исследовательских игр

-Использование ресурсов городской сети по предпрофильной подготовке и профильному обучению.

Мониторинг исследовательской компетентности

- Определение контингента учащихся.

-Проведение диагностики уровня сформированности исследовательской культуры педагога и учащихся.

-разработка методических рекомендаций для принятия управленческих решений.

Создание структурных подразделений для организации исследовательской работы

Создание структурных подразделений для организации исследовательской работы

-Создание нестандартных форм организации исследовательской деятельности учащихся

(исследовательские мастерские , лаборатории, площадки проб и практик, поисково – исследовательские экипажи и т.д.)

- Организация школьного научного общества учащихся (орган самоуправления);

-Создание индивидуального учебного плана исследовательской работы ученика и учителя.

- Организация внеурочной деятельности учащихся ( ПДО)

Выбор форм защиты исследовательской работы

-Подготовка доклада, творческой работы, исследовательской работы, проекта.

- Совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей.

Публичное представление, защита результатов учебно-исследовательских проектов

Участие в образовательных исследовательских конкурсах, конференциях, в очных и заочных конкурсах исследовательских и проектных работ и т.д.

Поиск социальных партнеров для реализации значимых образовательных и социальных проектов.

Обозначим основные принципы проектно - исследовательской деятельности:

Остановимся на характеристики некоторых из них.

Принцип естественности заключается в том, что тема исследования, за которую берется школьник, должна быть интересной, реальной и выполнимой, когда ученик может почувствовать себя первооткрывателем.

Не менее важным принципом реализации индивидуальных проектно-исследовательских программ школьника является принцип осмысленности выполняемой учеником исследовательской работы. Осмысливание проблемы происходит в самостоятельной деятельности . Только тогда ученик в состоянии раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования, своими словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить изученную теорию для объяснения частных явлений. Процесс осмысления проблемы, ее обдумывания требует сложной мыслительной деятельности, мыслительных операций: синтез, сравнение, обобщение. Именно процесс осмысливания исследования дает ученику осознанность выполняемых им действий и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию. Именно самостоятельная деятельность в ходе учебного исследования является главным показателем понимания учеником изучаемой им проблемы, показателем становления мировоззренческой позиции автора, формирования поля личностных ценностей школьника.

Принцип наглядности - это достаточно широкое понятие и выходит за рамки созерцательной стороны восприятия предметов, явлений и позволяет ученику экспериментировать с предметами, узнать свойства веществ и явлений не только с помощью органов осязания, но и с помощью других анализаторов.

Принцип культуросообразности — это воспитание в ученике культуры научной организации труда, научного исследования. Творческий подход придает исследованию неповторимый и оригинальный характер.

Саморефлексия дает ученику возможность осознатьсобственное отношения к окружающей действительности, определиться с выбором профессиональной деятельность и своим местом в жизни.

Выделим задачи технологии учебно-исследовательских проектов:

Помочь учащимся овладеть основами методологии проектной исследовательской деятельности.

Обучить структуре построения и правилам оформления учебного исследования.

Сформировать мотивацию активного участия в проектно-исследовательской деятельности, потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений.

Обозначим умения, приобретаемые учащимися в ходе реализации учебного проекта:

Умение формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность.

Умение составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы.

Умение выделять предмет и объект учебного исследования.

Умение определять цель и задачи учебного исследования.

Умение формулировать гипотезу учебного исследования.

Умение работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список литературы по проблеме.

Умение выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности сообразно задачам исследования.

Умение оформлять теоретические и экспериментальные материалы исследования.

Умение владеть специальной терминологией, определенной тематикой спецкурса.

Хотелось бы подчеркнуть, что в основе организации проектно – исследовательской деятельности учащихся в нашей школе лежит практико-ориентированный подход.

МОИИ – это форма организации коллективной мыследеятельности и социализации обучающихся в групповой форме, при которой ученик погружен в реальную или правдиво смоделированную проблемную ситуацию, и принимает самостоятельные решения.

Во время игры отрабатываются следующие методические позиции:

-организация командной работы по проектированию исследования в смешанной детско-взрослой команде, отработка командного взаимодействия;

-реализация основных элементов исследовательского цикла в самостоятельно избранной командами предметной области и учебной форме;

-отработка понятийного аппарата проектно-исследовательской работы;

- отработка навыков публичной презентации проектного задания.

"Исследовательская культура учащихся 10-11-х классов"

Оценка: владеете - 3, частично владеете - 2, не владеете - 1, затрудняюсь ответить - 0

Компоненты исследовательской культуры

Самооценка учащегося (%)

Мыслительные умения и навыки:

1. анализ разносторонней информации в учебной и внеклассной учебно- познавательной работе;

2. умение самостоятельно устанавливать в ответе межпредметные связи;

3. выделять главное для выявления системы понятий и свертывания ин формации с помощью правила-ориентира, схем, алгоритмов, опорных конспектов;

4. составление сложных планов, тезисов, конспектов;

5. составление моделей сравнения;

6. делать выводы из сравнения, давать оценку сравниваемым объектам;

7. обобщать данные, полученные в процессе сравнения;

8. понимать предложенную проблему;

9.оценивать проблемную ситуацию;

10.формулировать проблему, аналогичную данной;

11. на основе наблюдений, опытов, анализа различной информации формулировать и обосновывать гипотезу;

12.осуществлять доказательство сформулированной гипотезы;

13.строить план решения задачи;

14.комбинировать и преобразовывать известные способы решения, учитывая возможные альтернативы;

15. сравнивать различные способы решений, осуществлять поиск новых;

16.переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем внутрипредметного и межпредметного характера в домашнюю и другую внеклассную работу познавательного характера

II .Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации:

17. самостоятельно изучать рекомендованные первоисточники, доступную учебную тему;

18. выполнять задания творческого характера с преобладанием творческих элементов;

19. устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний;

20. использование приемов анализа и синтеза, применение их к материалу межпредметного характера;

21. умение выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа;

22. владение приемами доказательства;

23. умение определять структуру текста

24. использование различных форм фиксирования звучащего текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики);

25. писать рецензии на книгу, фильм, спектакль

III .Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи:

26. анализировать смысл и характер вопросов;

27. развивать мысль в логике поставленного вопроса;

28. аргументировать свою позицию;

29. умение строить доказательство и опровержение;

30. применение приемов индуктивно-дедуктивного доказательства по ана логии;

31. логично излагать материал межпредметного характера, взятый из раз личных дисциплин, при раскрытии одного вопроса;

32. применять средства наглядности (ТСО, записи, чертежи, зарисовки) во время ответа;

33. рецензировать учебный материал, ответы одноклассников (целостно);

34. критически воспринимать свою и чужую звучащую речь, определять способы ее усовершенствования;

36. готовить рефераты с элементами анализа, свободным использованием цитат ссылок на авторов, введением собственных оценок и выводов;

37. писать сочинения разных видов; тексты доклады, рефераты, рецен зии, аннотации к книгам, фильмам, теле- и радиопередачам;

38. делать выписки из книг в связи с изучаемым материалом;

39. вести записи за докладчиком, учителем, лектором;

40. пользоваться сокращенными видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица, диаграмма);

41. редактировать свой и чужой текст;

42. составлять заявление, расписку, автобиографию

Таким образом, исследовательская деятельность предполагает системную работу школы, педагога с каждой группой учащихся. В первую очередь, это творческие задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках выбранных тем интересующей предметной области.

Систему рабаты школы по организации исследовательской деятельности учащихся можно представить в виде следующей схемы (Схема 1).

Система работы с учащимися в организации учебно-исследовательской деятельности

Основная идея школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы. Сама жизнь уже убедительно показала, что малоэффективно учить “всех всему”. Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учетом учащимися своих интересов и дальнейших, послешкольных жизненных планов. Исходным условием образовательного процесса является социальный заказ общества. Выпускник должен быть, прежде всего, образованным и воспитанным. Это значит, он должен иметь совокупность достаточно сформированных, социально значимых качеств, отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе, иметь достаточно высокий уровень самосознания, самостоятельность в принятии решения.

Выполняя социальный заказ общества, учителя страны активно ищут эффективные формы организации учебно-воспитательного процесса. Ими используются разнообразные технологии, формы и методы, влияющие на процесс модернизации школьной географии с целью повышения интереса к предмету, улучшения качества знаний обучающихся и правильного выбора профессии.

В современных условиях общество предъявляет высокое требование не только к уровню знаний выпускников школ, но и умение работать самостоятельно. На мой взгляд, одной из актуальных и эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса является учебно–исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность включает в себя ряд известных педагогической науке и практике элементов, приемов и методов, но в целом – это самостоятельная, оригинальная технология, потому что многие подходы трактует на ином уровне; у неё своя методология, своя структура, свои подходы к реализации содержания образовательных программ.

Наша школа, - это не только образовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов; в которой - 57% успевают на “4” и “5”; ежегодно обучающиеся принимают участие в олимпиадах, конкурсах и занимают призовые места, т.е. большинство учащихся имеют повышенную мотивацию к обучению, но и школа - профессиональной карьеры. Главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки связывают с профориентацией, с тем, чтобы “способствовать самоопределению учащегося”.

Поэтому одним из направлений моей работы стало выявление одаренных детей, приобщение их к учебно-исследовательской деятельности и ориентация на выбор будущей профессии, этому способствует и то, что я несколько лет уже являюсь руководителем школьного научного общества “Земляне”. Занятия в школьном научном обществе “Земляне” многим ребятам помогли сделать правильный выбор профессии. Некоторые связали свою судьбу с медициной, поступив в медицинский колледж, ВУЗ, другие продолжили изучение психологии, географии в БелГУ, а так же изучение экологии в Москве в университете инженерной экологии.

Учебно-исследовательская деятельность – это творческий процесс взаимодействия учителя и ученика по поиску решения неизвестного, в результате формирует развитие исследовательской позиции к миру, к самому себе, к другим, также формирует мировоззрение.

Этот вид деятельности используется мной в рамках школьного научного общества, а также на уроках с целью приобретения навыков исследовательской деятельности, опыта общения с коллективом и умения работать с дополнительными источниками информации. Члены школьного научного общества “Земляне” активно включаются в процесс самообразования и саморазвития, повышают уровень знаний и эрудиции в интересующих областях науки, усовершенствуют процесс своего обучения и профориентации. Исследовательская деятельность вызывает у детей новые стимулы учения, т.е. вовлекает их в общий труд учения, создает ситуацию успеха, движения вперед, обеспечивает совместную деятельность учителя и обучающихся. Эта деятельность позволяет мне органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, создавая при этом новые идеи.

Необходимо отметить, что данная форма обучения не является кардинально отличающейся от традиционных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Цель её создать модель по формированию развивающей среды для учащихся. Именно учитель задает формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции. Каждый из нас – изначально, по своей природе – исследователь. Эту способность у детей учителю необходимо развивать. Особенно важно в условиях всё большей неопределенности мира не сужать мировоззрение наших воспитанников конкретикой узкотематических профилей, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать путь познания, свою жизнь. Технологическая сторона учебно-исследовательской деятельности основана на принципах сотрудничества и сотворчества, отношения взаимопонимания с обучающимися. Учебно-исследовательская деятельность предполагает работу как индивидуально, так и в группе. В первую очередь, это - задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем; посещение научно-исследовательских институтов, предприятий, научных учреждений; встречи с людьми, прославившими науку в данной области; посещение выставок связанных с проблематикой научных работ. Творческая деятельность каждой группы проявляется в подготовке и проведении конкурсов знатоков науки или экологического эрудициона, в работе лекторских групп с целью пропаганды здорового образа жизни, викторин, экологических вечеров. Такая деятельность позволяет мне сделать каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской деятельности и экспериментальной работе. География является важнейшим компонентом любой профессии и специальности. Её важнейшим аспектом является формирование мировоззрения, логики научного мышления, интеллектуального и профессионального кругозора как ведущих положений в становлении профессионального самосознания личности будущего специалиста.

Важно и то, что географические знания о ведущих сферах народного хозяйства, основных видах труда и массовых профессиях позволяют учащимся правильно сопоставить свой выбор профессии с потребностями экономического региона в кадрах. В свою очередь исследовательская деятельность способствует овладевать знаниями, выходящими за пределы учебной программы. Она обучает методам и приемам научного исследования, дает возможность стать пропагандистами в значимой для себя области знаний. При изучении темы “Металлургический комплекс” обучающие сообщают интересные сведения из своих проектов “ОЭМК сегодня и завтра”, “Антропогенное воздействие на почвы города Старый Оскол”. Изучая “Агропромышленный комплекс” учащиеся проводят исследования по теме: “АПК Старооскольского района” изучая видовой состав растениеводства и урожайность культур, выявляя влияние климатических особенностей на урожайность растений. Разрабатывают рекомендации по устранению недостатков работы АПК. Исследовательский проект “Транспорт нашего города” вызвал особый интерес у ребят, которые выполняли его и у тех, кто его слушал. По этой теме обучающиеся провели мониторинг за движением транспорта, по автомагистралям, проходящим вблизи школы, подсчитали количество выделяемых выхлопных газов и выяснили их вред на здоровье людей. В проекте рассматривались вопросы работы городского транспорта и отношение жителей города к работе транспорта. С этой целью школьники провели социологический опрос и сделали вывод о том, что работа городского транспорта удовлетворительная. Такая работа позволяет школьникам лучше узнать отрасли промышленности нашего города и сориентироваться на выборе профессии. Ребята защищали свои проекты на уроках и на заседании школьного научного общества.

Члены школьного научного общества “Земляне” это школьники, которые не первый год занимаются исследовательской работой, выступая на городских, областных и Всероссийских научных конференциях, занимают призовые места, получают рекомендации для поступления в вузы. А самое главное, что в итоге нашей совместной деятельности формируется всесторонне развитая личность, адаптированная к современным условиям жизни, сориентированная на правильный выбор профессии, имеющая желание трудиться не только на свое собственное благо, но и на процветание нашей страны.

Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся профильной школы

№ слайда 1

Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся профильной школы

Основная задача современного общего образования - формирование навыков: организа

№ слайда 2

Основная задача современного общего образования - формирование навыков: организации собственной деятельности;объяснения явлений действительности;ориентации в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей;решения проблем, связанных с выполнением человеком определенной социальной роли;универсальных для различных видов деятельности (ключевые компетенции);готовности к профессиональному выбору.

Исследовательская деятельность обучающихся Это деятельность учащихся, связанная

№ слайда 3

Исследовательская деятельность обучающихся Это деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой,исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере

Научное исследование - это особая форма познания, систематическое и целенаправле

№ слайда 4

Научное исследование - это особая форма познания, систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и завершающееся формированием знаний об изучаемых объектах

Структурные элементы исследовательской деятельности выделение методологических х

№ слайда 5

Структурные элементы исследовательской деятельности выделение методологических характеристик исследования,изучение теории, посвященной данной проблематике,подбор методик исследования и практическое овладение ими,сбор эмпирического материала, его анализ и обобщение, научный комментарий,собственные выводы

Методологические характеристики педагогического исследования

№ слайда 6

Методологические характеристики педагогического исследования

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

№ слайда 7

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

ТЕМА Как это назвать?

№ слайда 8

ТЕМА Как это назвать?

АКТУАЛЬНОСТЬ Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

№ слайда 9

АКТУАЛЬНОСТЬ Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Что рассматривается?

№ слайда 10

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Что рассматривается?

Что рассматривается?Как рассматривается объект, какие отношения, свойства, аспек

№ слайда 11

Что рассматривается?Как рассматривается объект, какие отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? Какие присущие объекту отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

ЦЕЛЬ Какой результат исследователь намерен получить? Каким в общих чертах видитс

№ слайда 12

ЦЕЛЬ Какой результат исследователь намерен получить? Каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?

ЗАДАЧИ Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

№ слайда 13

ЗАДАЧИ Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Что не очевидно в объекте,что исследователь види

№ слайда 14

ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Что не очевидно в объекте,что исследователь видит внем такого, чего не замечают другие?

Новизна результатов Что сделано из того, что другими не было сделано, какие резу

№ слайда 15

Новизна результатов Что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

Значение для науки В какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения

№ слайда 16

Значение для науки В какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?

Проект направлен на достижение социально и/или личностно значимой цели и ориенти

№ слайда 19

Проект направлен на достижение социально и/или личностно значимой цели и ориентирован на использование в условиях конкретного места, времени и имеющихся в распоряжении ресурсов

Проектная деятельность обучающихся Это совместная учебно-познавательная, творчес

№ слайда 20

Проектная деятельность обучающихся Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата и имеющая общую цель, согласованные методы, способы ее осуществления в условиях конкретного места, времени и имеющихся в распоряжении ресурсов

Классификация проектов По доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентиро

№ слайда 21

Классификация проектов По доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный, информационный, творческий, ролевой;По комплексности и характеру контактов: монопроекты, внутриклассные, внуртишкольные, городские и т.п.По продолжительности: краткосрочные, долгосрочные.

Характеристики учебного проекта

№ слайда 22

Характеристики учебного проекта

Формы продуктов проектной деятельности Сайт; Видеофильм; Газета, буклет, альбом;

№ слайда 23

Формы продуктов проектной деятельности Сайт; Видеофильм; Газета, буклет, альбом;Модель;Коллекция;Мультимедийный продукт;Учебное, методическое пособие;Справочник

Презентация проектов Научный доклад;Реклама;Отчет об исследовательской деятельно

№ слайда 24

Презентация проектов Научный доклад;Реклама;Отчет об исследовательской деятельности;Демонстрация видеофильма; Компьютерная презентация

Этапы реализации проекта 1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)2

№ слайда 25

Этапы реализации проекта 1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)2. Поисково-исследовательский этап3. Трансляционно-оформительский этап4. Заключительный этап

1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект) 1.1. Выбор темы и ее конк

№ слайда 26

1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект) 1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).1.2. Определение цели, формулирование задач.1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап 2.1. Определение источников информации.2.2. П

№ слайда 27

2. Поисково-исследовательский этап 2.1. Определение источников информации.2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно-оформительский этап 3.1. Предзащита проекта.3.2. Доработка прое

№ слайда 28

3. Трансляционно-оформительский этап 3.1. Предзащита проекта.3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.3.3. Подготовка к публичной защите проекта:3.3.1. определение даты и места защиты;3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);3.3.3. стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап 4.1. Публичная защита проекта.4.2. Подведение итогов, кон

№ слайда 29

4. Заключительный этап 4.1. Публичная защита проекта.4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Особенности проектной деятельности на разных ступенях общего образования

№ слайда 30

Особенности проектной деятельности на разных ступенях общего образования

Начальная школа Цель проектной деятельности – овладение элементами проектировани

№ слайда 31

Начальная школа Цель проектной деятельности – овладение элементами проектирования (общеучебные умения: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее)Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения и объем проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. 2 класс – формирование элементов ПД на традиционных занятиях; 3 класс – один проект во 2-ом полугодии; 4 класс - два проекта или исследования. Формы организации проектной деятельности: традиционные занятия, экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работа с различными текстовыми источниками информации, подготовка практически значимых продуктов и широкая общественная презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Основная школа Цель проектной деятельности – овладение коммуникативными навыками

№ слайда 32

Основная школа Цель проектной деятельности – овладение коммуникативными навыками, развитие личностных качеств и проектной, исследовательской компетентности. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной) . Проблема близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Длительность выполнения и объем проекта или исследования варьируются в зависимости от степени сложности проблемы исследования. Формы организации проектной деятельности: индивидуальные и групповые; заседания научного общества; конференции; конкурсы; ярмарки идей и т.п.

Старшая школа Цель проектной деятельности – самостоятельное практическое владени

№ слайда 33

Старшая школа Цель проектной деятельности – самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования. Темы и проблема исследования подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. . Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Длительность выполнения и объем проекта или исследования варьируются в зависимости от степени сложности проблемы исследования. Формы организации проектной деятельности: индивидуальные, парные и групповые; заседания научного общества; конференции; конкурсы; ярмарки идей, экспедиции, творческий экзамен и т.п. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов.

Критерии оценки проекта степень самостоятельности в выполнении различных этапов

№ слайда 34

Перечень документов, представляемых к защите проектных и учебно-исследовательски

№ слайда 35

Перечень документов, представляемых к защите проектных и учебно-исследовательских работ учащихся 1. Паспорт проектной или учебно-исследовательской работы учащихся.2. Отзыв руководителя на представленную проектную или учебно-исследовательскую работы.3. Рецензия на представленную проектную или учебно-исследовательскую работу.4. Анализ проектной или учебно-исследовательской работы на предмет выявления дидактических единиц, используемых учащимися в процессе создания образовательного продукта. 5. Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта.6. Перечень методов, использованных школьниками в работе над проектом.7. Список используемой литературы.8. Краткая аннотация содержания проекта (цель проекта, обоснование актуальности, гипотеза проекта, краткое содержание проекта, полученные результаты или достижимость планируемых результатов).

Читайте также: