Школа как социальная организация

Обновлено: 04.07.2024

Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования.

Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

Организациям присуще особое свойство, особое системное качество – способность добиваться большей производительности своей деятельности за счет интеграции действий своих членов. Это свойство принято называть организационным эффектом.

Любое учебное заведение, представляющее собой организацию, может быть рассмотрено как:

• сообщество людей – взрослых и детей;

• система их совместной деятельности и общения;

• среда обитания, среда жизнедеятельности членов сообщества.

Школа, как образовательная организация, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.

Школа является самостоятельной социально-педагогической системой.

Система – это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют взаимосвязанные и взаимозависимые между собой элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего – по месту и функции.

Педагогическая система – это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система. Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления.

Можно выделить некоторые признаки любой системы:

– наличие компонентного состава, структурность;

– присутствие системообразующего компонента;

– зависимость функции каждого компонента и определение его места в системе;

– обусловленность действия системы свойствами ее структуры;

– несводимость свойств системы к простой сумме свойств ее компонентов;

– взаимосвязь с другими системами, способность входить в состав более широких систем и содержать в себе более мелкие.

Б.С. Гершунский отмечает следующие признаки системы: целенаправленность; управляемость; сложная иерархическая структура организации; наличие интегральных свойств; многосвязность; многокритериальность [3].

Существенным для педагогических систем является:

– целенаправленность любой системы;

– динамичность, постоянное развитие, изменение и отдельных компонентов, и системы в целом;

– способность к саморегуляции и самоорганизации.

Структурными компонентами педагогической системы (выделены крупнейшим российским психологом Н.В. Кузьминой) являются:

1) цели обучения и воспитания (общие и частные цели образуют иерархию целей);

2) субъекты обучения и воспитания (педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив и др.);

3) объекты обучения и воспитания (те же – педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив и др.);

4) осваиваемый опыт, т.е. содержание образования – знания, навыки, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений;

5) педагогические средства (сюда относятся всевозможные методы, формы, материально-технические средства обучения и воспитания).

Некоторые исследователи выделяют дополнительные компоненты педагогической системы: управление учебно-воспитательным процессом, результаты педагогической деятельности, образовательная среда, педагогическая технология. Но нетрудно убедиться, что указанные компоненты – это производные от компонентов, выделенных Н.В. Кузьминой.

Особенностью школы как педагогической системы является ее тесная связь с внешней средой – окружающим миром. Данная особенность характеризует ее как открытую систему. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.

Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий (см. таблицу 1).

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему.

Основными источниками формирования социального заказа образовательной организации являются:

1.Государствои его образовательные ведомства, которые формируют общие принципы образовательной политики, регистрируют, лицензируют, аттестовывают, аккредитовывают образовательные учреждения, устанавливают федеральные государственные образовательные стандарты.

2. Родители учащихся, чье влияние на ситуацию в учреждениях образования в последнее время заметно возрастает.

4. Представители регионов и местных сообществ, выражающие интересы местного населения, его специфические образовательные потребности. Регионализация образования сегодня тесно связана со стремлением соединить систему образования с потребностями, традициями и задачами, решаемыми конкретным регионом.

5. Представители различных организаций – потенциальных работодателей, а также вооруженных сил.

6. Представители этнических групп, ставящие вопросы о необходимости большего учета в учреждениях образования национально-культурных традиций.

7. Представители общественных организаций и религиозных конфессий, стремящиеся активно влиять на ситуацию в образовательных учреждениях.

8. Педагоги и руководители образовательных организаций, которые не только призваны осмыслить, но и исполнить суммарный социальный заказ.

9. Представители педагогической науки, разрабатывающие и реализующие инновационные технологии в учреждениях образования.

Школа как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.

Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю среду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся-учащиеся; учителя-учащиеся; учителя-родители и т.д.

Кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой – адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.

Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:

1. Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме.

2. Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

3. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.

4. Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство.

5. Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс (схема 1).

Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, творчески и интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психически отклонения, правонарушителей, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении, и т.п.

В статье описываются современные проблемы российской школы с социологической точки зрения. Школа служит для удовлетворения общественных потребностей в передачи знаний, в социализации. Но государство как ее фактический учредитель влияет на школу, формализует ее деятельность, делает затруднительным успешное выполнение ее социальных функций. Внутришкольное управление становится формальным, бюрократизированным, направленным лишь на результат. Нормативно-подушевое финансирование ставит школу перед новой проблемой: выживание в конкурентной борьбе. Администрации школы приходится искать дополнительные средства и ресурсы для реализации функций.

Файлы: 1 файл

Школа как социальная организация проблемы и перспективы.docx

Школа как социальная организация: проблемы и перспективы

В статье описываются современные проблемы российской школы с социологической точки зрения. Школа служит для удовлетворения общественных потребностей в передачи знаний, в социализации. Но государство как ее фактический учредитель влияет на школу, формализует ее деятельность, делает затруднительным успешное выполнение ее социальных функций. Внутришкольное управление становится формальным, бюрократизированным, направленным лишь на результат. Нормативно-подушевое финансирование ставит школу перед новой проблемой: выживание в конкурентной борьбе. Администрации школы приходится искать дополнительные средства и ресурсы для реализации функций. Это заставляет директоров выходить в общественность, которая пока не готова к реальному взаимодействию со школой.

Естественно, окончательная полная социализация личности не может быть результатом обучения в школе. Социализация является процессом, протекающим всю жизнь. Общеобразовательная школа как агент вторичной социализации выполняет несколько функций – передача знаний, воспитание (формирование личности с положительными, социально значимыми качествами), творческое развитие. Это довольно длительные процессы, требующие огромных ресурсов и усилий. К тому же государство, ставя перед школой такие цели, предоставляет ресурсы в основном для одного – для передачи знаний.

Это зависит от еще одного вида целей организации – целей ее участников. Какие ценности и цели у участников образовательного учреждения, согласуются ли они с первым видом целей – все это влияет на функционирование школы, на ее организационную структуру, на выполнение целей-заданий.

Цели учителя могут варьироваться от глобальных, например, сформировать у детей умение делать логичные выводы, выражать мнение, до более простых – подготовить учеников к успешной сдаче итоговых экзаменов, отработать последние годы до пенсии. Если цели учителей и цели администрации совпадают, то это способствует формированию устойчивой сплоченной команды.

Современная школа (в лице директора) ориентирует учителей в основном на передачу знаний, а точнее на результат, демонстрирующий лишь академические успехи школьников. Директор стремится сделать свою школу лучшей в районе, городе. При этом развитие творческих способностей, воспитание патриотизма, самостоятельности, привитие высоких моральных качеств находятся на периферии, не получают достаточного внимания.

Кроме учителей и администрации, членами школы как социальной организации являются непосредственные потребители образовательных услуг (ученики и их родители). Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием цели получения образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. 2

Семилетний школьник ориентируется скорее не на цели, а на интерес. Онощущает потребность посещать школу, включиться в новую для него деятельность, получить новый статус. Цель ученика средней школы чаще всего –отсидеть уроки с наименьшими для себя потерями и интересно пообщаться.Им важен не результат, а процесс.

Родители же редко ощущают себя участниками образовательного учреждения, редко ставят перед собой такие цели, как всесторонняя помощь школе в развитии образованного, творческого, самостоятельного человека, способного развиваться в обществе. По данным проведенного исследования 4 , родители обучающихся не демонстрируют заинтересованность по отношению к школе, им важны исключительноуспехисобственног о ребенка. Они не думают о том, что успех в учебе детям может принести только грамотно построенный образовательный процесс, для которого необходимо функционирование всех сторон школы, а так же вовлеченность и контроль родителей. Поэтому и посещают школу родители зачастую лишь во время собраний или по вызову классного руководителя.

Кроме того, родителям школьников (и не только им!) важен скорее результат – получение их ребенком необходимых знаний, положительных оценок, аттестата. Городские родители в редких случаях способны оценить творческий и воспитательный вклад школы в социализацию, развитие личности, дарованийребенка. Воспитательную работу оценивают как недостаточную, но винят в этом больше семью, считая, что это ее функция. Сельские жители, напротив, понимают вклад школы в творчество их детей: они судят по школьным мероприятиям, победам в конкурсах и школьным кружкам, участию в жизни села.

У каждого конкретного образовательного учреждения есть определенная миссия: с одной стороны, она вырастает из специфики и потребностей общества, как предназначение, с другой, она служит для сохранения целостности организации, объединяя участников образовательного процесса и демонстрируя вышестоящим органам свою уникальность и необходимость.

Однако школы не всегда придерживаются своей миссии, да и сама формулировка миссии часто размыта, не содержательна. Каждая школа уникальна и ее можно охарактеризовать вполне реальными словами. Респонденты, местное сообщество школ описывали свои образовательные учреждения как первую школу города; небольшую школу на окраине со сплоченным добродушным коллективом; новую перспективную, инновационную школу; школу, сохраняющую и воспроизводящую культуру хакасского народа. Проще в этом плане лицеям и гимназиям, которые по определению стоят на ранг выше обычных школ, к ним стекаются дети из всех районов города. Имидж таких школ строится легко и без существенных затрат, так как их название говорит само за себя: это профильные учреждения, с углубленным изучением предметов, они получили свой статут от государства, зарекомендовали себя перед ним.

Остальным школам необходимо понять важность построения своего имиджа как средства привлечения потенциальных учеников и социальных партнеров. Однако для создания действительно благоприятного, сильного имиджа также нужны определенные затраты: человеческий ресурс, финансовый. За последнее десятилетие социологи фиксировали, что, несмотря на социальный характер нашего государства, оно постоянно сокращает число бюджетных образовательных учреждений, перекладывая все больше расходов на плечи родителей. 5

Но и родители не готовы платить. Хотя выпускники и большинство родителей учащихся считают приемлемым оказание школой платных услуг, а цену на них обоснованной, все же оказывать финансовую помощь школе они не готовы, считая это полностью прерогативой государства. Население республики не информировано о сокращении государственного финансирования школ, для него типично поведение, характерное для времен административно-командной экономической системы.

Школа как организация создана государством, однако её существование обусловлено институциональными характеристиками. Она существует для удовлетворения потребности общества в передачи знаний и социализации. Если социальный институт – это правила игры, то социальная организация – это в, первую очередь, игроки. 6 Государство, как самый важный игрок, навязывает другим игрокам свои правила. Одни школы вполне успешно придерживаются данных норм, другие сопротивляются либо не справляются с требованиями.

Школе необходимо поддерживать не только связи с другими образовательными учреждениями, Управлением и Министерством образования, Институтами повышения квалификации педагогических работников, ей необходимо налаживать отношения также с так называемым местным сообществом. Под местным сообществом школы можно понимать группу людей, проживающих на одной территории, а именно в непосредственной близости от школы (микрорайон школы, село или несколько смежных сел района). Важной характеристикой такого сообщества является идентификация местных жителей со школой, с районом школы, осознание ими общности интересов. От активности сообщества зависит степень развитости партнерских отношений между ним и школой, а также кооперационных связей внутри сообщества. Местное сообщество включает формализованных партнеров (предприятия, организации, образовательные учреждения, принимающие выпускников школы, библиотеки, старосты микрорайона, детские сады, клубы по месту жительства) и неформализованных партнеров (просто местные жители). 7

По данным названного исследования, местное сообщество школ Республики Хакасия нельзя оценить как активное, жизнеспособное. Это, как и в случае с родителями, происходит по причине отсутствия идентификации себя с ней. Ему не хватает сплоченности, заинтересованности, рационального взаимодействия со школой с целью совместного развития. Оно имеет зачастую скудные представления о школе и ее деятельности.

Школа должна осознать, что теперь она самостоятельный и самодостаточный организм. Если есть необходимость привлечения сообщества к решению школьных проблем, то именно ей должна принадлежать инициатива побуждения его к этому. Городские школы практически бездейственны здесь. Сельская школа всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту связь. Но директора таких школ ориентированы скорее на поддержку существования, чем на развитие. В новых условиях перехода к автономности им будет так же тяжело, как и городским. Там, где сотрудничество школы и местного сообщества состоится и станет нормой взаимодействия, там произойдет понимание и узнавание друг друга, что положительно скажется на деятельности школы в будущем.

К тому же школы могут участвовать в грантовой деятельности для привлечения дополнительных ресурсов. Благотворительные фонды, связь и совместные проекты с бизнес-структурами, организованное взаимодействие с выпускниками, родителями учащихся, учебными и культурными заведениями – большой плюс для образовательного учреждения. Многие школы осознали важность социального партнерства. Но в большинстве своем они работают в том же образовательном пространстве: с досуговыми, культурными, спортивными центрами, другими школами, с детскими садами и учреждениями дополнительного образования.

Проект выполнен в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

1. Объект исследования: школы, ученики, учителя, учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, учреждения внеклассного образования.

2. Цель исследования: Установление взаимосвязи между социальной организацией школы и академическими успехами, образовательными планами, учебной мотивацией, общей самооценкой, чувством принадлежности учащихся. В фокусе исследования находятся возможности внешкольной и внеклассной активности учащихся в социализации детей.

3. Информационная база исследования:

· Наши собственные данные, собранные в опросах 2010-2012 гг. (опросы школ в Санкт-Петербурге и Московской области: 150 школ, более 11000 школьников).

· Данные, собранные в опросах 2012 г.: анкетирование 50 школ в Московской области (3500 школьников, 850 учителей). Анкетный опрос учреждений начального и среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге (этот опрос является первой волной лонгитюдного исследования).

· Вторичные данные: открытые базы данных международных межстрановых исследований PIRLS, TIMMS, PISA.

4. Результаты исследования:

Эмпирические результаты: в ходе опроса школ в Московской области были собраны данные о социо-экономических, социально-психологических и демографических характеристиках детей-мигрантов и их семей, в сравнении в аналогичными данными о местных российских детях. В опросах учреждений начального и среднего профессионального образования собрана демографическая информация и социо-психологические характеристики подростков, которые покидают общеобразовательную школу после 9 класса и продолжают обучение в альтернативных учебных заведениях, дающих общее образование (профессиональные лицеи и колледжи).

Аналитические результаты: в этой области наше исследование было сфокусировано на роли школьного контекста и его влиянии на те или иные характеристики учащихся. В первом исследовании изучалось, как социометрическая популярность школьников связана с их учебными достижениями в контексте школ и классов с разным уровнем академической мотивации и образовательных ожиданий. Были обнаружены разные эффекты для мальчиков и девочек, указывающие на гендер-специфичные эффекты. Результаты демонстрируют, что в классах с низкой академической культурой мальчики, которые хорошо учатся, непопулярны, тогда как в классах с высокой академической культурой связь оценок успеваемости и популярности среди сверстников положительна.

5. Внедрение результатов:

Результаты нашего мониторинга адаптации мигрантов в школах Московской области, а также разработанный для этого исследования оригинальный инструмент для оценки ряда социо-психологических характеристик школьников и учителей, был предоставлен образовательным органам Правительства Московской области.

Все школы, профессиональные лицеи и техникумы, участвовавшие в наших опросах, получили детальные индивидуальные отчеты, описывающие профиль данного учреждения и его ранги в общем рейтинге образовательных учреждений. Также были представлены комментарии по эффективности работы и рекомендации по ее улучшению.

Одна из базовых социальных потребностей общества – потребность в осмысленном взращивании молодого поколения. Удовлетворение данной потребности стало возможным благодаря становлению социального института воспитания, решающего задачи социализации, трансляции культуры и социальных норм. Напомним содержание основных понятий:

ü социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей;

ü социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

ü воспитание – осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется (М.В. Шакурова).

Механизмом, обеспечивающим удовлетворение данной потребности, стало совмещение усилий ради достижения цели (принцип социальности), реализующееся в формах ассоциаций и организаций. Задачи воспитания в догосударственный период первоначально решали все члены рода, затем ассоциации, образованные из членов сообщества, уполномоченных передавать опыт подрастающему поколению. Государственность потребовала соответствующих организаций, среди которых наибольшую популярность и распространение получила школа. Отсюда в педагогических источниках школа трактуется в следующих значениях:

ü школа как социокультурное явление. В центре внимания в данном случае находится процесс развития человека, его органичного взаимодействия с носителями опыта (учителями), окружающим миром, с самим собой посредством диалога, общения, совместной деятельности;

ü школа как социальный институт, в процессе функционирования которого осуществляется образование. В этом случае школа рассматривается как открытая социуму система, результат взаимодействия социальных институтов, интегрирующих свои функции для развития личностного потенциала, интересов, способностей и потребностей детей и молодежи;

ü школа как искусственная социальная организация, звено общественно-государственной системы. Школа – сознательно организованное и управляемое учреждение, которое реализует через совместную деятельность созданных групп, каждая из которых имеет свой социальный статус, свои социальные роли, общую социальную значимость.

Целостное описание школы как социальной организации предполагает обращение к анализу ее отдельных характеристик:

1) культура школы – совокупность традиций и норм, предрассудков и ожиданий, которые определяют действия членов школьного сообщества в условиях, требующих построения собственного отношения и действия.

Культура школы формируется в результате синтеза:

· организационной культуры школы, которая аккумулирует куль­турные образцы, принятые и усвоенные в данной организации и влияющие на различные стороны деятельности ее членов (власт­ные отношения и отношения контроля, отношения к деятельно­сти, технологиям ее выполнения, межличностные отношения внутри групп, межгрупповые отношения, отношения с внешним окружением, мотивация и т.п.). Многочисленные исследования свидетельствуют, что каждый член организации, вне зависимо­сти от его роли и статуса, должен принимать те культурные об­разцы, которые характерны для данной организации. В противном случае он просто не сможет эффективно работать и взаимодей­ствовать с другими участниками организационных процессов;

· ценностно-нормативной системы мира как основы транслируе­мого в рамках педагогического процесса опыта;

· субкультурных влияний, как минимум субкультур учащихся и учителей.

О культуре школы школьное сообщество, отдельные его чле­ны, внешний мир судят прежде всего по символам. Символы, как правило, используются в воспитательной орга­низации для уменьшения неопределенности, а при столкновении с нестабильностью становятся ориентирами поведения. В числе таких ориентиров:

– история школы – рассказ о дате основания, целях создания, выдающихся директорах и педагогах;

– организационный фольклор – живущие в школе слухи, мифы, легенды. Важным поддерживающим фактором является возвраще­ние на работу в должности педагога выпускников школы;




– традиционные представления, церемонии и празднования;

2) воспитательное пространство школы – динамическая система педагогически целесообразных событий, взаимодействий, общения, отношений, выступающих результатом совместных усилий детей и взрослых, задающих систему индивидуальных форм жизнедеятельности;

3) уклад жизни школы – совокупность условий, в которых осуществляется свободное поведение и деятельность детей и взрослых в рамках школы как социальной организации;

Центр внимания в данном случае перемещается на представления членов коллектива о самих себе, мотивах своего поведения, на устранение мешающих делу напря­жения и конфликтов, на активизацию хорошего настроения. Различают четы­ре типа климата: личностно-пассивный, безлично-пассивный, безлично-активный, личностно-активный. Рассмотрим их значение.

При безлично-пассивном климате контроль также не очевиден. Сообщество распадается на множество подразделений, каждое из которых живет своей жизнью. Личность никого не интересует: даже если кто-то проявляет активность – это остается без внимания.

При безлично-активном климате человеку предоставляются ощутимые стимулы, но предъявляются жесткие требования. Роли здесь строго определены, остается немного возможностей проявить индивидуальность. Возможна ситуация общей тревоги, когда члены коллектива стараются не вступать в доверительные межлично­стные отношения, поскольку неясно, кто является источником компрометирующих сведений.

Личностно-активный климат отличает забота о развитии личности, ее успехах, самореализации. Однако привилегии достаются лишь тем, чьи способности и деятельность соответствуют целям организации. Функции, возможно, реализуются не одним каким-либо ли­цом, а распределены между различными людьми.

Очевидно, что предпочтительным является развивающий пси­хологический климат. Чтобы обеспечить его, необходимо внести в жизнедеятельность школы ряд характеристик, а именно:

ü оценивание не личности, а фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить человеку последствия его поступка для других людей и для него лично, чем просто навесить ярлык;

ü не приказ, а ориентация на проблему. Если человеку остается лишь исполнять чужое решение, а с его мнением не считаются, он не станет принимать ответственность за результат;

ü сослагательность, а не категоричность в общении, скорее предложение, чем директива. Излишняя строгость унижает человека, продуцирует недовольство, обрывает обратную связь.

5) философия школы – набор целей, которые школа реализует, и ценностей, которыми она руководствуется в процессе социального воспитания учащихся, осуществляемого агентами социализации. Многообразие философских установок, избираемых современной школой, можно систематизировать. В частности, предлагается все концепции условно разделить на два вида по направленности воспитательных усилий:

· внутренних усилий (со стороны самой личности), направленных не собственное развитие и самовоспитание. Основу составляют идеи Ари­стотеля, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, Д. Дьюи, К. Роджерса, Э. Фромма и др.: человек по природе своей позитивен; ребенку не следует навязывать волю воспитателя, необходимо создать условия, наи­более благоприятные для его развития; добродетель есть благо для самой личности; зрелая и цельная личность добродетельна; счас­тье человека определяется его продуктивностью; цель человека – стать тем, чем он является потенциально. Основные ценности: саморазвитие, самореализация, целостность и уникальность личности, сотрудничество, любовь к ближнему, творчество.

Однако школа – это не только социальная, но и воспитательная организация. Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между членами организации.

По совокупности автономных параметров школа:

– обязательная воспитательная организация (по принципу вхож­дения человека в нее);

– государственная, негосударственная, частная, конфессиональ­ная (по юридическому статусу);

– муниципальная (по ведомственной принадлежности);

– открытая (по степени открытости-закрытости);

– постоянная (по длительности функционирования);

– разновозрастная с внутренней структурой, традиционно предполагающей одновозрастные объединения (по возрастному составу).

Отсюда ведущими функциями школы как воспитательной организации являются:

ü культурно-образовательная (культурно-духовное развитие учащихся, формирование грамотных, образованных, социально зре­лых людей, просвещение детей, выработка системы знаний и взгля­дов, приемов решения задач и проблем, формирование навыков получения знаний, трудовых и т.п.);

ü регулятивно-воспитательная (ценностные установки, отно­шения, позиции, ориентации, мотивация деятельности, формирование мотивационной культуры личности);

ü коммуникативная (формализация отношений, ролевого поведения, формирование поля школьного общения);

ü социально-интегративная (влияет на социальные структуры общества: усиливает сегрегацию, дискриминацию, социальную напряженность или создает, укрепляет и развивает отношения доверия, сплоченности между социальными группами);

В современных условиях школа выполняет новые социально-педагогические функции, что обусловлено изменившейся ситуацией в социуме, необходимостью усиления влияния на социокультурную ситуацию вне школы. К таким функциям можно отнести: социальнo-воспитательную, охраны и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения, социально-педагогической поддержки семьи; социально-психологической помощи детям, родителям, педагогам; защиты прав детей; социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников, социально-культурной адаптации и т.п.

Успешность решения школой задач относительно социально- контролируемой социализации обусловлена характеристиками сформировавшейся философии школы, культуры школы, присущего ей климата, сложившейся в ней системы воспитания.




Читайте также: