Исследовательская деятельность по краеведению в школе

Обновлено: 03.05.2024

Использование краеведческого материала

в проектно-исследовательской деятельности.

В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности каждого ребенка. В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков.

Начальная школа – начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, прививать через изучение краеведения на уроках и вне уроков.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно – ярко выраженная направленность на развитие духовно- нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.

Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей. Важнейшей задачей современной системой образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода с объяснительно- иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребѐнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаѐт условия для того, чтобы психическое развитие ребѐнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Опыт моей работы позволяет считать исследовательско – краеведческое направление отправной точкой обучения, воспитания и развития ребёнка. Краеведение как психолого-педагогическая проблема всегда вызывала у исследователей огромный интерес и выступает одним из важных элементов национально - регионального компонента содержания образования, это значимое средство воспитания и подготовки школьников к жизни. Объектом краеведения является местная история, природа, которая отличается локальностью исторического и природного пространства и рассматриваемых событий. Изучение краеведческого материала способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно - коммуникативной деятельности, формирует наблюдательность к окружающим явлениям. Главная цель краеведческой работы в начальной школе: формировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях. При организации краеведческой деятельности школьников полезным является взаимодействие с местными музеями, библиотеками, детскими центрами. Это позволяет обогатить содержание и формы краеведческой работы. Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций. Это позволит систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.

Работа может осуществляться по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану, по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

3. Проведение кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

Выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они пытаются творчески мыслить и проявлять инициативу. Проводимая в начальной школе работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.

В 1-4х классах по окружающему миру рассматриваются разделы, изучая которые, учащиеся находят ответы на свои вопросы. На уроках я учу детей наблюдать за тем, что рядом, развиваю любознательность, умственные способности, мышление и речь. Учу ребят строить связный рассказ при совместном обсуждении проблемы. При изучении нового материала опираюсь на опыт и знания детей. Вместе с ребятами ставим проблему и решаем ее, использую различные источники информации (книги, словари, интернет). Считаю, что добытые знания самостоятельно способствуют более прочному запоминанию материала.

Краеведческую работу использую не только на уроках окружающего мира. Приобщение учащихся к духовному наследию народа очень важно на уроках русского языка. Ведь именно на этих уроках учащиеся обогащают свою речь. На уроках обучения грамоте при изучении букв искали слова – названия, связанные с нашим поселком (река, улицы, названия магазинов и т.д.). При чтении рассказов всегда дополняем их сведениями нашего села, республики. На уроках пополняем лексический запас учащихся такими словами, как Родина, Отчизна, Отечество, малая родина и т.д. Большое внимание уделяем смыслу различных пословиц и поговорок. Использование краеведческого материала в работе по развитию речи учащихся дают возможность пробудить, а потом и сформировать интерес к историческому прошлому и настоящему родного края, его природе.

На уроках математики использую задачи с краеведческим содержанием. При составлении задач привлекаю и учащихся, которые опираются на свои знания.

На уроках технологии делаем поделки из природного материала, который сами же и собираем во время экскурсий.

Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы, и если по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

Возможно, что благодаря краеведческой работе в школе, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов своего родного края. Конечно, на одном уроке или мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

1. Кривобок Е.В., О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.

2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.

3. Проектная деятельность в начальной школе/под ред. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. – М: Просвещение, 2011.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географического краеведения.

Как сохранить интерес к урокам географии? Что можно сделать, чтобы ученики полюбили географию и свой нелёгкий труд при подготовке к урокам, научились аргументировано спорить и слышать друг друга?

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести проектную и исследовательскую деятельность.

С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи научно- исследовательской деятельности:

Познакомить учащихся теоретическими основами научно- исследовательской деятельности.

Научить учащихся работать с различными источниками информации.

Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.

Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.

Исследовательская деятельность – учит детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

изучение теории, посвященной данной проблематике;

овладение методикой исследования;

сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

собственные выводы и их сравнение с литературными данными;

создание конечного продукта исследования.

Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской деятельности.

Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной наук и её передовых областях.

Во-вторых, это загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий. Третьей причиной являются психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи.

В системе изучения географии в школе большое значение имеет краеведческий материал. Он служит инструментом как обучающего, развивающего, так и воспитывающего характера. Краеведческий материал приобщает учащихся к пониманию географии, содействует росту их интереса к географии. Одним из условий успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках географии. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными темами краеведческого характера: изучаем топонимику района, искусственные водоемы, население и демографическую ситуацию, АПК, культурное наследие.

Очень важно найти ориентиры в сложной ситуации подготовки к урокам краеведения, краеведческой работы в рамках уроков географии в 6-9 классах.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования.

Исследования, которые я реализую в своей практике:

исследования в рамках предмета

исследования на межпредметном уровне

Большое внимание в своей работе в данном направление я уделяю проведению интегрированных научных исследований. И, на мой взгляд, именно география является точкой соприкосновения многих учебных дисциплин. Многие науки, а особенно биология, история, химия, физика, математика, информатика эффектно сочетаются с географией, обогащая её собственным специфическим содержанием.

В процессе работы над научными проектами наши ученики приобретают навыки социализации и профориентации.

В результате обучения географии с применением научно- исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

работать с различными источниками географической информации для получения необходимых сведений;

назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;

устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;

характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;

устанавливать связи между отдельными компонентами природного комплекса;

прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;

применять простейшие приемы анализа статистических данных, сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;

пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте, определять по карте количественные и качественные характеристики изображаемых объектов и процессов, находить различные географические объекты, использовать картографические источники для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);

представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Результаты учебно-исследовательской деятельности учащихся

призовые места в школьных, районных конференциях исследовательских работ;

по материалам исследовательских работ разработаны наглядные пособия для учащихся;

О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:

полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни (54% респондентов);

работа над исследованием помогла моей самореализации (31%);

в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (10%);

Результатом моей работы можно назвать:

участие и победа моих детей на конференциях различного уровня;

Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

Методические рекомендации предназначены для обучающихся, учителей и педагогов дополнительного образования, занимающихся краеведением.

ВложениеРазмер
kraevedenie_kak_napravlenie_isssledovaniya_mr_2019_god.doc 253 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 9 города Невинномысска

Краеведение как направление

поисковой и исследовательской работы обучающихся

в урочной и внеурочной деятельности

(для участия организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Автор: Шкиренок Людмила Григорьевна, учитель географии, педагог дополнительного образования

Глава II. Инструментарий для организации краеведческой исследовательской работы обучающихся во внеурочное время, для подготовки их к научно-практической деятельности…………………………………………………….20

2.1. Организация краеведческой исследовательской работы во внеурочное время…………………………………………………………………20

2.2. Как избежать традиционных ошибок в исследовательских работах, обучающихся……………………………………………………………………. 29

Везде исследуйте всечасно, что есть велико

и прекрасно, чего еще не видел свет!

В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края. Как известно, понятие "Родина" имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот уголок земли, где ты родился и рос, где ты познал первые радости и неудачи.

Закон РФ "Об образовании" закрепил понятие федерального и регионального компонента географического образования. Под национально-региональным компонентом понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие Ставропольского края и г. Невинномысска.

С этой целью региональный компонент на уроках географии формирует у учащихся целостное представление о Ставропольском крае как географическом объекте, так как является в тоже время частью единого природно-хозяйственного комплекса нашей страны. Нельзя рассматривать природу и хозяйство России оторвано от конкретной территории. Из практики знаю, что ученику легче изучать географические явления на конкретных примерах, которые он видит рядом с собой, использовать свой, пусть и небольшой, жизненный опыт.

Основными формами реализации регионального компонента в содержании географического образования являются: включение разделов и тем регионального компонента в учебные программы; ведение факультативных занятий, элективных курсов; внеурочная и внешкольная исследовательская, краеведческая деятельность учащихся.

Под эколого-краеведческим образованием понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе. Географическое краеведение в комплексе изучает социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области, а также природные условия и ресурсы. В своих исследованиях краеведы используют данные многих наук — истории, археологии, этнографии, географии, геологии и др. Неразрывная связь изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей действительностью -весьма существенная сторона школьного краеведения.
Исследовательская деятельность школьников представляет собой особую форму организации учебного процесса. В ее основе лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний. Она способствует формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Ценность краеведческих исследований определяется краеведческим принципом в образовании и воспитании, который позволяет педагогу использовать огромнейший диапазон тем, педагогических приемов, методических новаций в любой из учебных дисциплин и во внеклассной работе. Если исследования проводятся без учета учебно – педагогических задач, то их вряд ли можно назвать краеведческими, поскольку информация об очередном природно-территориальном комплексе, населенном пункте, человека, даже если она связанна с местом проживания исследователя, станет в лучшем случае лишь очередным шагом к познанию мира, беспредельного и бесконечного. Но краеведение методологически локально, это область знания, характеризующая жизнедеятельность человека на своей земле во времени и пространстве, поэтому оно предлагает взаимодействие поколений, а значит непременно педагогически обусловлено.

А кроме этого краеведение несет в себе, за пределами обычного обучения, и еще один важнейший аспект: без краеведения не будет успешно проходить становление человека, как личности, его социализация. Краеведением определяются взаимоотношения поколений, способность человека, опираясь на прошлое, созидать для будущего, нести миссию справедливости, иметь чувство достоинства. Именно краеведение помогает новым поколениям реализовать свое призвание совершать подвиги в отстаивании культурных и природных ценностей, беречь и преумножать традицию, нести по жизни и передавать своим детям веру и надежду отцов. Именно такие работы и есть настоящее краеведение, за которым просматриваются судьбы людей, связанных со своей землей, со своими корнями, природным и культурным наследием, со своей малой Родиной.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

И здесь именно историческое, экологическое краеведение является важным средством связи школы с жизнью. Оно обогащает обучающихся знаниями об истории и природе родного края, даёт возможность приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях, походах и т.д. происходит углубление знаний учащихся о растительном и животном мире родного края, о взаимосвязях, существующих между растениями и животными и окружающей их средой.

Актуальность данной темы определяется введение регионального компонента. Ведь краеведение раскрывает обучающимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. И здесь без исследовательской работы обучающихся и педагога не обойтись, будь это урок или внеурочная деятельность.

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

Методические рекомендации предназначены для обучающихся, учителей и педагогов дополнительного образования, занимающихся краеведением.

Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

Формы реализации основных направлений внеурочной деятельности

Как сказано в ФГОС, внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы.

Рассчитана на два года обучения. Первый год обучения. 7 класс. Программа включает несколько разделов.

Второй год обучения. 8 класс. Программа включает:

Символы Ставропольского края, культурное наследие родного края, народы, их нравы и традиции. Невинномысск и его достопримечательности, история, традиции населения.

В-седьмых –восьмых классах. В конце учебного года обучающиеся выполняют индивидуальный или групповой проект по одной из тем краеведения и защищают его.

Для этого за полгода обучающиеся определяются с темой проекта, его формой, выстраивают защиту.

Вот несколько тем, которые чаще всего выбирают обучающиеся:

Чтобы определить готовность обучающихся к исследовательской деятельности можно провести несложный тест.

Тест на определение научно-исследовательских способностей учеников

1. Составить рассказ о каком-либо живом существе и изложить устно в течение 5 минут. На придумывание отводиться 1-2 минуты.

2. Стандартный лист бумаги и фломастеры не менее 6 цветов. В течение 5 минут придумать и нарисовать картину.

3. Привести пословицу или афоризм и попросить ребенка объяснить смысл.

5. Увлечения и кумиры ребенка.

1. Важно отметить: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубину и проработанность образов.

2. Анализ проводиться таким же образом, как и в предыдущем тесте.

4. Простое описание рыбы, которую можно встретить в магазине в качестве еды говорит о том, что вряд ли школьник способен к научной деятельности.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой обучающимся предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом они сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор обучающимися. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает обучающимся, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видео, энциклопедии и другие материалы на электронных носителях, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с обучающимися.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия, либо на местность.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того, как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает обучающимся о необходимости поторопиться.

Творческими работами являются: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

По окончании пятого класса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,

с историей: работа со старыми картами города, Ставропольской губернии.

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты обучения

• Изучение природы и истории и развития Ставрополья
• Сбор богатого материала –летописи родного края, природном и культурном наследии, о б известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

  • альбом;
  • газета;
  • плакат;
  • серия иллюстраций;
  • справочник;
  • стенгазета;
  • сценарий праздника;
  • фотоальбом;
  • исследовательская работа.
  1. Использование регионального компонента на уроках географии в 5 – 11 классах

Всем известно, что основной формой работы учителя и ученика в школе является урок, который мы начинаем изучать с 5 по 11 класс, а география Ставропольского края изучается за счет регионального компонента, на который отводится 10-15 % учебного времени. Ниже представлены некоторые примеры тем с изучением регионального компонента по географии в 5-11 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описывается ситема организации исследовательской работы по краеведению с учащимися на базе школьного краеведческого музея. Называются технологии, методы и формы работы, упор делается на применение ИКТ-технологий.Деятельность в данном направлении в ОУ соответствует целям и задачам современного образования в России: формирование будущего гражданина, любовь к родине у которого будет одним из основных качеств личности.

Организация исследовательской деятельности по краеведению как средство формирование патриотизма и гражданственности учащихся

учитель истории, руководитель музея

· Моя малая Родина;

· История моей семьи в истории России;

· Природные памятники района;

· Война и человек;

Проектная и исследовательская работа школьников по краеведению в основном проходит на базе музейных фондов и направлена на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, активной жизненной позиции и воспитание гражданина-патриота. Сам процесс создания проектов, рефератов, исследований имеет огромное значение. Он позволяет учащимся заниматься интересной поисковой, познавательной деятельностью в историческом, культурном и краеведческом контексте, творчески реализовывать себя в применении различных компьютерных технологий. Кроме информационно-коммуникационных технологий( о которых ниже) при организации исследования по краеведению используются также следующие педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, истоковская технология воспитания на социокультурном опыте, игровые технологии. Ведущий же метод – метод проекта. В краеведческой работе используются также методы учебно-воспитательной работы: объяснительно- иллюстративный; инструктивно-репродуктивный; проблемный (проблемное изложение, частично-поисковый, научно-исследовательский).

Каждому из перечисленных методов соответствуют формы проведения исследовательской работы: рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия; практическое занятие, викторина, консультация; проблемная лекция, решение проблем с помощью учителя, работа в музеях, архивах, конференция, экспедиция.

Все работы учащихся пополняют фонды музея, а презентации на дисках - видеотеку музея. Этими материалами успешно пользуются сами проектанты при выступлениях на классных часах, при проведении экскурсий по музею в качестве экскурсоводов, а также другие учащиеся и учителя. По результатам проектной работы в музее оформляется сменная выставка. Все материалы о проектной деятельности музея по возможности публикуются на сайте школы.

Таким образом, практическая направленность организации исследовательской деятельности по краеведению и само участие в ней показывает учащимся, какое значение в решении больших проблем свой страны имеют маленькие краеведческие дела, в которых они участвуют.

Путеводной звездой в продолжение этой трудной работы являются для нас слова Сигурда Шмидта,

председателя союза краеведов России ( с 1990 по 2013(умер)), академика РАО:

«Поощрение развития краеведения- это задача федерального масштаба, важная по всей России и для отдельных её регионов - крупных областей и малых городов. Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края , его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие.


Готовые исследовательские работы по краеведению учащихся начальных, 4, 5, 6, 7 и других классов школы включают в себя описание автором истории, проблем и перспектив экономического и культурного развития родного края и моей малой родины, особенностей традиций земляков, обычаев и обрядов коренных жителей родного края, а также истории моего села.

Учащиеся 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 классов школы в своих готовых исследовательских проектах по краеведению изучают посредством библиотек историю моей малой родины, возникновения своего родного города, поселка или села, изучают жизнь и роль своего родного населенного пункта в конкретном историческом срезе, например, во времена ВОВ, рассматривают традиционные для своего края блюда, одежду и виды искусства.

Проект "Путешествие по Санкт-Петербургу. Мосты"


В представленном исследовательском проекте по краеведению "Путешествие по Санкт-Петербургу. Мосты" рассматривается история мостов Петербурга, рассказываются удивительные факты, связанные с ними, и представлена викторина по теме.

Проект "По историческим мифам Санкт-Петербурга"


В представленном исследовательском проекте по краеведению "По историческим мифам Санкт-Петербурга" рассматривается история города Санкт-Петербург с даты его основания, а также интересные факты о Северной столице.

Основные памятники Петру I в Санкт-Петербурге к 350 - летнему юбилею


Учебная исследовательская работа и проект по истории "Основные памятники Петру I в Санкт-Петербурге к 350-летнему юбилею" представляет собой изучение автором истории создания памятников великому русскому царю - Петру Первому.

Проект "Черты английские в характере столицы"


Омск глазами юного исследователя


В представленном исследовательском проекте по краеведению "Омск глазами юного исследователя" рассматривается история города Омска с даты его основания в 1919 году и в течение разных исторических периодов до наших дней.

Анализ эвенской и юкагирской одежды


Учебная исследовательская работа по истории "Анализ эвенской и юкагирской одежды" представляет собой изучение автором особенностей изготовления и украшения национальной одежды эвенов и юкагиров, содержит сравнительный анализ всех элементов национального костюма этих народов.


Не стоит земля без праведника


Читайте также: