Проектная деятельность в сельской школе

Обновлено: 17.05.2024

Цель данного проекта - определить, какие условия должны быть созданы в школе для развития исследовательской деятельности учащихся.

Содержимое публикации

Педагогический проект

"Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе"

Горевалова Наталья Юрьевна,

учитель истории и обществознания

МКОУ Новопогореловская СШ им. Л.И. Буинцева

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования привели к формированию новых методов обучения, ориентированных на формирование активной и инициативной позиции учащихся в обучении на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний), развивающих такие общеучебные навыки и умения, как исследовательские, рефлексивные, самооценочные. Эти методы позволяют формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности и направленные на развитие познавательного интереса. Одним из таких методов обучения является исследовательская деятельность. Именно исследовательская деятельность учащихся формирует навыки анализа, синтеза, выявления причинно-следственных связей, прогнозирования, которые требуются каждому человеку при оценке жизненных ситуаций. В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной задачи или проведения исследования.

Но, мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.

Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления?

Таким образом, в ходе проблемного анализа возникла необходимость создания условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки.

Этим обусловлен выбор темы проекта: “Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе”.

Объект исследования: образовательный процесс сельской школы.

Предмет исследования: условия, способствующие развитию исследовательской деятельности учащихся в сельской школе.

Гипотеза: если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в сельской школе.

Основной результат эффективной самореализации – достижение высокого образовательного результата, раскрытие творческих способностей учащихся, выявление интересующих областей знания.

Цельданного проекта - определить, какие условия должны быть созданы в школе для развития исследовательской деятельности учащихся.

В соответствии с целью, были поставленызадачи проекта:

1. Узнать, сформирована ли исследовательская культура у учащихся и учителя и можно ли ее сформировать. Происходит ли организация исследовательской деятельности учащихся в рамках всей школы.

2.Наметить пути подготовки педагогов к исследовательской деятельности.

3. Выявить, с какими ещё проблемами сталкиваются участники исследовательской деятельности в рамках школы.

4. Популяризация интеллектуально-творческой деятельности школьников, привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества, к проблеме творческого образования и развития детей.

План исследования.

Изучение нормативной и методической литературы.

2. Анкетирование среди учащихся и учителей.

3. Опрос учителей.

Подведя итоги исследования можно сделать следующие выводы:

Существует несколько проблем, которые тормозят развитие исследовательской деятельности в сельской школе. Во-первых: необходимость организации исследовательской деятельности учащихся в рамках всей школы – т.е. привлечение не только учащихся, но и педагогов, создание научных объединений, оказание методической помощи и т.д. В сельских школах педагогический коллектив особенный – средний возраст – за 40 лет, а то и выше. Молодежи в школе почти нет. Поэтому наши опытные, закаленные реформами, и уже почти необучаемые педагоги, – именно тот костяк, который надо убедить, заинтересовать, морально и материально стимулировать, а то и заставить работать по-новому. Многие педагоги школы не имеют опыта проведения исследований, а некоторые из них не осознают необходимости отказа от только классно-урочной системы передачи знаний и умений, не понимают и не принимают исследовательскую и проектную деятельность как одно из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы. Для них весь учебно-воспитательный процесс заканчивался со звонком с последнего урока.

В-третьих: низкая материально-техническая база учебно-воспитательного процесса (оснащение учебным оборудованием, ТСО, мультимедийным оборудованием; оборудование школьного методического кабинета; пополнение школьной библиотеки педагогической литературой, периодическими методическими изданиями);

Для решения задач нужна слаженная работа педагогов, социально – психологической службы. Кроме того, для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих организационных, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и методологических условий.

Сроки реализации проекта:

февраль 2014 год

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Сроки исполнения

Задачи этапа

Ожидаемый результат

1. Подготовительный

Разработать план по разработке и реализации проекта.

Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов

Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса.

Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта

Осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта.

Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта

Изучить нормативно-правовую документацию, регулирующую работу с одарёнными детьми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.

Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности. Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне.

Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса.

Информационная готовность участников проекта.

Система мониторинга проекта.

2. Практический

1. Осуществить апробацию проекта

Реализация целей и задач проекта

2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта

Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта

3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта

Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании

4. Построить образовательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта

Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта

3. Контрольно-оценочный

Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в сельской школе.

Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся:

Элементы исследования в рамках учебных предметов

Предметы в рамках базисного компонента

Элективные курсы – школьный компонент

Группы дополнительного образования

Поход или экспедиция

Конференция или конкурс

Клуб или молодежное объединение

Критерии оценки ожидаемых результатов:

Как правило, критерием, которыми пользуются учителя, ведущие с учениками занятия по исследовательской деятельности, субъективны, что бы они при этом ни приводили в обоснование важности, необходимости и т. д. занятий такого рода. Ибо, если разобраться, для любого такого учителя центральным оказывается имеющееся у него представление обо все расширяющемся развороте исследовательской деятельности, в которой и ради которой он может привлекать все новые задачи, приемы, техники, заинтересовывать ребят и т.д. В таких условиях, естественно, все частные критерии сводятся, в конечном счете, к одному общему: разворачиванию единого пространства исследовательской деятельности, учитель чувствует, что он в этом живет, это чувствуют и его ученики. При своем различном отношении к исследовательской деятельности, некоторые могут принимать ее ценности, другие относиться к этому более прагматично (подготовка в вуз и т.д.), тем не менее, через учителя, через его отношение, они до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности.

Второй очень важный ряд критериев оценки успешности имеет и носит управленческий и объективный характер. Существенно понимать, как место использования этого критерия в школьной практике, так и его отличие от ранее описанного критерия. Занятия исследовательской деятельностью в данном случае связываются с успешностью по другим параметрам обучения: например, количеству учеников класса, школы района, принявших участие в олимпиадах, чтениях и других такого же рода мероприятиях, связь между количеством учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью и, например, количество поступивших в те или иные вузы. Используя эти критерии, можно объективно засвидетельствовать определенные выгодные процентные соотношения между исследовательской деятельностью и общей развитостью.

Третий тип. Очевидно, от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, жаргону, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Поэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными “своими” и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследованиях. Но при этом приобретается навык содержательного общения, когда общаться информативно – “хорошо”, “престижно”. Заметим, что указанные факторы, по-видимому, значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят.

Думается, что любой руководитель образовательного учреждения или его педагог, анализирующий свой опыт по поводу организации исследовательской деятельности учащихся, должен принимать во внимание и относиться ко всем трем типам критериев, только в этом случае его деятельность может быть успешной.

Организация исследовательской деятельности учащихся:

Необходимо осознанно подойти к созданию научного общества в школе, основанного на субъективности взаимодействия взрослого и ребенка в ходе педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся.

Основной целью должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников.

формирование и внедрение методических рекомендаций для учителей, выступающих в непривычной для себя роли – в качестве руководителей и консультантов ученических проектов и исследований, данные рекомендации способствуют повышению эффективности проблемно-ориентированного совершенствования профессиональной компетентности педагогов;

создание и внедрение методических рекомендаций для учащихся, осуществляющих исследовательскую деятельность.

создание базы данных одаренных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, базы данных учителей, работающих с одаренными детьми, базы данных исследовательских работ учащихся;

применение различных видов диагностирования учащихся, педагогов, отражающего уровень исследовательской культуры, отношения к исследовательской деятельности, изучения затруднений учителей и учеников и т.д.

Совершенствование методической службы в школе. В задачу методической службы школ входит не только руководство научно-исследовательской работой в школе и деятельностью школьных научных обществ, но и подготовка педагогов школы к работе в русле идей исследовательского обучения.

Сельская образовательная среда, в отличии от городской, имеет свои специфические особенности. Основными факторами, воздействующими на личность ребенка, здесь являются: специфика социально-экономических и культурно-бытовых условий семьи и населения, а также близость природы, локальность сельской среды, небольшое количество, малая плотность населения и его стабильность, большее, чем в городе, число многодетных и многопоколенных семей, неразвитость социальной инфраструктуры, низкий образовательный и культурный уровень населения, приверженность сельского человека как носителя крестьянской культуры предшествующих поколений к сельскохозяйственному труду. Но огромным плюсом сельского поселения я считаю огромное поле направлений для организации исследовательской деятельности. Где как не в селе сохраняется традиционная русская культура, фольклор. Именно в селе живы воспоминания о минувшем времени, о предках, живших на этой земле. Именно в селе при сельскохозяйственных работах делаются замечательные палеонтологические и археологические находки. И именно учителя сельских школ должны выступать инициаторами и проводниками различных исследований родного края.

Но для большинства сельских школ характерно, что педагоги сами не имеют опыта исследовательской деятельности, не обладают исследовательской компетентностью и начинать формирование исследовательской культуры начинать надо именно с них.

Пути привлечения и подготовки сельских педагогов к исследовательской деятельности:

1. Проблемные курсы повышения квалификации (но в связи с затянувшимся экономическим кризисом, не всегда есть возможность пройти курсы на базе региональных институтов).

2. Обучающие семинары для педагогов в рамках ШМО, РМО, проблемных творческих групп педагогов и т.д. Огромная потенциальная возможность заложена в проведении таких обучающих семинаров в рамках Ассоциации и сетевого взаимодействия.

3. Научно-практические конференции – на районном уровне, в рамках Ассоциации, внутришкольные конференции, школьные Дни науки и т.д., которые дают опыт подготовки, проведения, представления и защиты исследования. Необходимо сделать такие конференции традиционными, массовыми, престижными и популярными не только на всероссийском и региональном, но и на муниципальном, межшкольном и школьном уровнях.

4. В условиях сельской школы исследовательскую деятельность эффективнее организовать на принципах горизонтальной и вертикальной интеграции. Горизонтальная интеграция – это взаимодействие с окружающим социумом: Домом культуры, библиотекой, школьным и районным краеведческим музеем, районным Домом детского творчества, со школами ближайшего окружения (в сети) и т.д. Вертикальная интеграция, предполагающая движение вперед – выход на научно-практические конференции регионального, российского и международного уровней.

Использованная литература:

Обухов А. Учить учителя// Исследовательская работа школьников. – 2007. - № 3. – с. 3.

Рождественская И.В. Управление программой интеллектуально-творческого развития личности на основе исследовательской деятельности педагогов и учащихся //Исследовательская работа школьников. – 2007.- № 4. – с.44-51.

Савенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. – 2007. - № 3. – с. 4-8.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования /М-во образования и науки РФ.-М: Просве-щение,2013.- 63 с. – (Стандарты второго поколения).

В современном мире требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников средней школы стремительно меняются. В связи с этим меняются образовательные стандарты, посредством которых государство реализует свою политику, определяет идеологию, организационные формы, технологический инструментарий в сфере образования. Цель современного ФГОС устанавливающего стандарт образованного человека XXI века – формирование умения учиться. Наиболее эффективным способом для ее осуществления является организация учебно-исследовательской деятельности, поэтому Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ООО) предполагает обязательную подготовку и защиту итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. В процессе реализации проектной деятельности идет интеллектуальное развитие обучающихся, формируются навыки самостоятельной работы и работы в коллективе, рост компетенций в выбранной сфере научных исследований. [11]

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является организация занятий по внеурочной деятельности. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется в формах, отличных от урочной системы обучения. Одним из основных направлений, которые выделены в базисном плане для ее осуществления, является проектная деятельность. Расписание занятий по внеурочной деятельности составляется в соответствии с выбором обучающихся и условиями, которые имеются в образовательном учреждении. [2]

Цель исследования: выявить особенности реализации проектной деятельности обучающимися сельской и городской школ.

В процессе исследовательской работы мной собраны данные о:

- предпочтении в выборе тем и направлений проектных работ,

- использовании в работах теоретических методов (анализа и синтеза), экспериментальных методов, опросных методов, методов моделирования (материального или мысленного), методов измерения.

На основании полученных результатов, сделан вывод о предпочтении в выборе формы проектной деятельности обучающимися городской и сельской школ.

Выбор тем в МОУ Сынковская СОШ ограничивала моя должность (учитель биологии), поэтому все девять работ были написаны в области биологии, экологии и психологии.

Обучающиеся гимназии проводили со мной научно-исследовательские работы по выбранным ими направлениям, так как моя должность (педагог по внеурочной деятельности) не лимитировала тематику их исследований. В итоге направления деятельности оказались разнообразны: биология, психология, химия, физика, история, физическая культура, обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Результат выбора тем проектов приведен в таблице 1.

Направления проектной деятельности

МБОУ «Гимназия имени

МОУ Сынковская СОШ

Из всех работ только одна (по истории) была написана на основе анализа нескольких документальных источников [10] и в одной профориентационной работе был проведен анализ востребованности биологических профессий в настоящий момент. Остальные обучающиеся предпочли провести эксперименты и анализировать собственные результаты. В ходе первичной индивидуальной беседы мы определяли темы проектов, исходя из склонностей самих обучающихся и их технических возможностей. Например, мальчик, занимающийся беговыми лыжами, собрал первичные результаты для исследования на тренировке под руководством тренера[5]. Девочка, которая планировала поступать в Колледж пищевой промышленности, провела эксперимент по сквашиванию молока различных способов обработки (стерилизованного, ультра пастеризованного, пастеризованного) [1]. Двое составили психологические характеристики классных коллективов, в которых они обучаются [8,12]. Повышенный интерес у подростков вызывает информация о различных фобиях и стрессах. Четыре человека провели анализ стрессовых ситуаций и различных фобий, причем трое из них обучаются в сельской школе. В целом в сельской школе по психологии было проведено 5 исследовательских работ, 2 в области биологии, 1 – по экологии и 1- профориентационная работа, помимо доклада к ней была выпущена стенгазета. Учащиеся гимназии провели эксперименты в области биохимии (исследовали водопроводную воду по различным параметрам на ее пригодность для аквариумных рыбок; влияние рН почвы на всхожесть, рост и развитие редиса), биофизики (работа по исследованию аккомодации зрения) [4,6,7]. Две работы были сделаны на стыке двух учебных дисциплин - физики и обеспечения безопасности жизнедеятельности. В них не просто были поставлены эксперименты по сборке из подручных материалов термосов и получения огня с помощью трута различного происхождения, но также были даны объяснения полученного результата с точки зрения законов физики [3,13].

Особенность реализации руководства проектами была заложена в условиях, в которых данные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность. Обучающиеся гимназии живут в шаговой доступности, поэтому время очной работы они лимитируют сами, исходя из своих возможностей. Особенность сельской школы в том, что приходится осуществлять централизованный подвоз детей с окрестных населенных пунктов на школьном автобусе по расписанию. Ограниченность их во времени накладывает отпечаток на реализацию проектной деятельности. В то же время есть обучающиеся, которые из всех типов проектов выбирают научно – исследовательский проект, который требует весомых временных затрат и индивидуальной работы с преподавателем. С ними более половины времени при написании проекта приходится работать удаленно. Там, где время очного общения не было лимитировано внешними условиями, продуктивность оказалась выше: было написано и опубликовано девять научно – исследовательских работ в виде статей. В сельской школе из девяти научно-исследовательских работ шесть были оформлены в виде докладов, три в виде статьей. Из них только две по желанию авторов были опубликованы. Остальные работы были доложены на школьной научной конференции.

Таким образом, не смотря на то, что формы продуктов проектной деятельности могут быть разнообразными (WEB-сайт, проведение праздников, экскурсий, изготовление моделей или стенгазет и т.д.), многие выбирают научно – исследовательскую деятельность. Особенно привлекает обучающихся проведение эксперимента с получением собственных результатов исследований и их анализом.

Во время написания проекта дети учатся самостоятельно формулировать тему и цели исследования, выбирать и отрабатывать методики его проведения; собирать и обрабатывать материал, обобщать и оформлять текст исследования. Данная форма проектной работы раскрывает творческие способности, проявляет индивидуальность. Впоследствии детям, имеющим опыт написания научно-исследовательской работы, не составит труда находить оригинальные темы для собственных научных исследований, грамотно оформлять курсовые и дипломные работы. Они со школьной скамьи оказываются подготовленными к обучению в средних и высших учебных заведениях.

На данный момент совершенствование сельской малокомплектной школы приурочено к появлению ФГОС, в связи с этим появляются и проблемы. Некоторые авторы отмечают, что проблемы связаны не только с численностью учащихся, а также с формой организации учреждения, формированием классов, территориальным местоположением, системой обучения [10].

С появлением ФГОС НОО процесс обучения должен быть направлен на формирование УУД. Отсюда следует, по мнению что методы, технологии и приемы должны соответствовать современному образовательному процессу. ФГОС гласит о том, что требуется ввести методы и приемы проблемного, исследовательского и проектировочного характера, способствующие формированию метапредметных и личностных результатов.

Технология проектного обучения возлагает на учителя ответственность не просто объяснение материала, а создание условий, организацию среды для того, чтобы обогатить познавательный мир ребенка, а в процессе практического применения знаний - возможность самообразования, саморазвития и самосовершенствования.

По мнению В.И.Герасименко: «Необходимым условием по проектной методике является мотивация учащихся, их заинтересованность предложенным заданием, а также создание положительного эмоционального отношения к процессу деятельности [7, с. 46].

В рамках реализации проекта Н.В.Засоркина предлагает следующие этапы работы над проектом, которым в нашем исследовании мы будем придерживаться:

Во время выступления необходимо называть тему и цель проекта, называть участников проекта, если это коллективный проект, описать роли каждого его участника, обозначить актуальность работы, описать трудности, с которыми столкнулись при реализации проекта, перечислить источники, которыми пользовались, разрабатывая проект, далее, каким образом была переработана полученная информация, какие были использованы технические средства. По завершению презентации учащиеся анализируют результаты своей деятельности, определяют, была ли достигнута цель, рассказать о трудностях во время работы над проектом, а также описать положительные и отрицательные моменты, которые выявились после защиты проекта.

В связи с этим следует отметить, что именно педагог является руководителем проекта, способствующим данному развитию, должен обладать творческими способностями, значительным высоким уровнем культуры, а также изощренной фантазией, за отсутствием ее педагог не в силах развить интерес ребенка и его творческий и познавательный потенциал.

Победителем становится тот, кто способен пробудить в ребенке самостоятельную активность, кто в силах принять вызов детской сообразительности и изобретательности.

В ходе работы над проектом учитель перестает быть просто руководителем, он принимает на себя различные роли. И.С.Сергеев отмечает, что учитель может быть:

  • энтузиастом, который повышает уровень мотивации обучающихся, что позволит двигаться им в направлении достижении цели способами поощрения, поддержания;
  • специалистом, который владеет знаниями, умениями и навыками во многих областях;
  • консультантом, который организует доступ к различным ресурсам;
  • руководителем, который регулирует вопрос планирования деятельности во времени;
  • человеком, который задает вопросы;
  • координатором всего группового процесса;
  • экспертом, который проводит четкий структурированный анализ результатов проделанной работы [28, с. 23-24].

Более близкое взаимодействие с обществом является существенной отличительной чертой сельского образовательного учреждения, что оказывает непосредственное влияние на организацию необходимых условий для осуществления проектной деятельности.

Л.В.Байбородова выделяет следующие условия, а именно:

  • объединению людей разных возрастов для приобщения к истории и культуре родины способствуют те традиции, обычаи и обряды, соблюдаемые окружающим социумом, что открывает возможности содержания проектной деятельности с точки зрения духовных и нравственных ценностей;
  • на организацию плодотворной проектной деятельности, возможности разрабатывать, прогнозировать, планировать воплощать проекты оказывает влияние то, что дети в сельской местности с раннего возраста приобщены к трудовой деятельности, они активно участвуют в решении различных проблем в рамках территории данного населенного пункта;
  • местоположение образовательного учреждения и его приближенность к другим сферам деятельности (предприятия, общественные организации, сама природа), а также близкое взаимодействие с местными жителями, а также взаимодействие педагогов и родителей и знание особенностей друг друга, привлечение специалистов, осведомленных в той или иной области, к сотрудничеству с учащимися способствует организации совместной проектной деятельности детей и взрослых, за счет этого становится шире опыт социальных отношений школьников;
  • важную роль в успешной реализации проектной деятельности играет взаимодействие образовательного учреждения с иными организациями, а также применение резервов социума, средств учебной и образовательной деятельности обучающихся, развития интегративных и внутришкольных связей [3].

Можно сказать, что все вышеперечисленные условия способствуют реализации эффектной проектной деятельности, которая объединяет разного рода виды и сферы деятельности учащихся, что говорит об интеграции образовательного процесса.

На организацию проектной деятельности огромное влияние оказывает количество участников, а как показывает статистика, сельская школа в большинстве случаев, отличается малочисленностью детей, что дает больше возможностей для развития сотрудничества, организации совместной деятельности и коммуникации, а также творчества учителей и школьников и тесным сотрудничеством среднего звена с начальным, поскольку классы разного возраста не обособлены друг от друга [3]. Кроме того, это шанс проявить себя в ходе проектной деятельности на примере общего дела, распределения ролей или же наоборот объединения в группы, благодаря которым есть возможность объединиться в группы, где проявляются умения договариваться. Владея знаниями друг о друге, зная особенности каждого участника, имея представление о каждой семье, в которой воспитывается ребенок, нам предоставляется объективная возможность выстраивания доверительных и доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса, способствующей созданию благоприятной среды учреждения и атмосферы в нем.

Для того, чтобы привлечь родителей к участию в проектной деятельности, учитель использует различные формы, приемы и методы. Существует форма как устная, например, на родительском собрании есть возможность обсудить различные варианты тем для будущего проекта, так удается лучше понять, углубиться в тех или иных аспектах, выбрать то, что наиболее актуально в конкретном классе, такая и письменная, через анкетирование, где предлагается примерный перечень тем для реализации проектного обучения, выбирается методом большинства, также есть вариант сделать графу для самостоятельного заполнения, где родители впишут более значимую для них тему заявление и др. На основе полученных данных выявляется проблема, которая заинтересует каждого участника проекта, далее совместными усилиями педагога и родителей происходит распределение ролей и функций [3, с. 59].

Если педагог системно использует проектные технологии в процессе обучения детей начальной школы, то, следовательно, у детей значительно повышается уровень самостоятельности в учебно-познавательном процессе дети реже обращаются за помощью к учителю и родителям.

Прибегая к проектной деятельности в начальной школе, по мнению И.В.Мотылевой, следует учитывать следующие аспекты:

Таким образом, можно отметить, что метод проектного обучения является определенным стимулом аналитического саморазвития для учащихся начальной школы. Кроме того, дети вырабатывают умение планирования деятельности и умения согласовывать его с темой и задачами проекта, проявляется потребность поиска материала на заданную тему, оценивания найденной информации и ее анализа и синтеза [20, с. 41-45]. Также следует отметить, что организация проектной деятельности в полной мере зависит от условий, которые созданы в образовательном учреждении, ресурсов окружающей среды и школы, а также от особенностей окружающего социума.

Ключевые слова

Текст научной работы

В наше время успех человека во многом зависит от умения планировать свою жизнь: постановка задач, решение проблем, анализ проделанной работы, определение перспектив, обдумать план действий для достижения поставленных целей. Не зря, проведенные исследования за рубежом и в России показали, что многие современные люди — политики, спортсмены, бизнесмены, это люди с проектным типом мышления.

Сейчас во многих школах учителя развивают проектное мышление с помощью особого вида деятельности учащихся — проектную деятельность.

Проектная деятельность — это работа, направленная на решение конкретных задач, для достижения поставленной цели, которая позволяет использовать знания, полученные во время учебного процесса, на практике. Во время проекта ученики учатся самостоятельно четко определять цель, составлять план для достижения поставленной задачи, грамотно подобрать информацию и использовать ее, разработать график работы и стараться выполнить работу в срок. Для ученика это возможность раскрыть себя, показать свою творческую натуру, а групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы.

Так при изучении уроков технологии в сельской школе наблюдалась волна популяризации проектной деятельности. Он не нов, но вполне соответствует принципам ФГОС: компетентностному, системно-деятельностному подходу в обучении и воспитании, субъектности личности в учебном процессе. Несмотря на популярность и достоинства этого метода, его реализация вызывает затруднения в практической деятельности учителя из-за недостаточно разработанной и систематизированной методической базы. Из-за того, что работа над проектом обширна и кропотлива, она занимает много времени и у учителя, и у детей. Возникает проблема перегрузки учащихся, возрастает нагрузка на учителя.

Проектная деятельность в 8 классе проводилась групповая, при формировании групп учитывалось мнение самих ребят. Учитель и ученики, прежде чем приступить к проектной деятельности, четко определили объём и время работы над проектом. В конце проекта анализировали и оценивали полученный результат на соответствие поставленной цели по выделенным критериям, свои достижения и трудности. Проектная деятельность в классе осуществлялась по традиционной схеме: определение темы, целей, задач проекта, формы работы (групповой или групповой), продукта деятельности (газета, макет, коллекция, альбом, презентация, доклад или творческая работа и т. п.), объёма работы, которую выполнит каждый учащийся.

В старших классах проекты дети на уроках технологии выполняют с удовольствие, что индивидуально, что группами. В группе дети учатся работать коллективом, распределять обязанности и нести ответственность не только за себя, но и за всю группу. Ребята больше узнают друг друга, становятся дружнее.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что проектную деятельность следует вводить в школе с начальных классов, чтоб дети могли знакомиться, вникать и понимать что такое проект. Темы проектов выбирать не сложные, так как ученики могут столкнуться с небольшими трудностями, и основную часть работы учитель вынужден будет выполнить сам, либо при помощи родителей родители.

Не смотря на положительный итог исследования, можно сделать вывод, что проектная деятельность в сельских школах возрастает, но все же остается незначительной.

Список литературы

Цитировать

Читайте также: