Исследовательская деятельность по истории в школе

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. С помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в этот мир.

Но в последнее время авторитет и популярность истории как школьного предмета, особенно у старшеклассников, резко падают. Это приводит к росту бездуховности, гражданского равнодушия значительной части молодежи. Следовательно, историческое образование не достигает одной из главных своих целей.

В чем же причина сложившейся ситуации? Как найти из нее выход? В результате анкетирования учащихся МОУ “СОШ с.Никольское” выяснилось, что ребята в целом положительно относятся к урокам истории. Но, признавая немалую роль рассказа и объяснения учителя на уроке, учащиеся, наряду с этим, хотели бы заниматься самостоятельной деятельностью. Но школьники работают, в основном, на воспроизводящем уровне, редко получая возможность работы на преобразующем и творческо-поисковом уровнях. Это приводит к тому, что угасает интерес к предмету. 80% опрошенных хотели бы заняться исследовательской деятельностью. Им интересно самим прийти к выводам и обобщениям. Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в котором могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

Например, изучение экономической истории или социальных движений уместно полностью организовать на основе уроков-модулей.

Так при изучении темы “Астраханское восстание 1705-1706 гг”, благодаря модульной технологии, каждому ученику предоставляется возможность индивидуальной работы над познавательными заданиями и задачами во время поэтапного и завершающего контроля. В процессе этой работы они самостоятельно выявляют причины восстания, характеризуют его участников и излагают свой взгляд по поводу справедливости и правильности действий обеих противостоящих сторон. Ученики представляют себя, то в роли астраханских стрельцов, то солдат фельдмаршала Шереметьева, чтобы понять обе стороны и решить, как бы они поступили в такой ситуации.(3) Кроме индивидуальной, осуществляется работа в учебных подгруппах. Таким образом, модульный урок способствует активизации воспитательного интереса учащихся, созданию атмосферы сотрудничества между одноклассниками. Такая работа становится для них значимой и интересной.

Но совсем необязательно весь урок строить на работе с источниками и решении познавательных заданий. Эти виды работы можно использовать как элемент на каком-то отдельном этапе урока. Например, в курсе “История Средних веков” (6 класс) при изучении темы “Образование славянских государств”, рассказывая об образе жизни древних славян, учитель предлагает выполнить следующее задание.

Прочтите отрывок из документа XI века и:

а) объясните, как славяне решали важные вопросы жизни племени; каков был порядок управления в племени; сделайте вывод об общественном строе славян;

б) расскажите, как славяне поступали с теми, кто противоречил принятому порядку жизни в племени;

в) расскажите, какую еще информацию о жизни славян, помимо их управления, можно получить из текста.

“Всеми этими племенами, которые вместе называются лютичами, не управляет отдельный властитель. Рассуждая на сходке о своих нуждах, они единогласно все соглашаются относительно того, что следует сделать; а если кто из них противоречит принятому решению, то того бьют палками, а если он вне собрания открыто противятся постановлению, то либо имущество его предается огню и разграблению, либо он уплачивает в собрании определенную сумму денег, сообразно с его состоянием”.(5)

Решение таких заданий, основанных на работе с источниками, во-первых, дает возможность школьникам самостоятельно мыслить и делать свои собственные выводы, привносит разнообразие в образовательный процесс; во-вторых, увеличивает объем получаемой информации и позволяет участвовать в совместном обсуждении проблем в парах. В последнее время стал популярен метод проектов. Эта методика была разработана во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж Дьюи, Э.Дьюи, Х.Килпатрик и др. выдвинули идею, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом становится получение цельного знания по предмету и овладение навыками исследовательской деятельности.

Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Особый интерес представляют исследовательские проекты, как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах.(4)

В работе над учебным проектом можно выделить следующие этапы:

1. Выбор проекта, определение его типа и числа участников.

3. Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Распределение задач по группам.

4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.

5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям. Сбор и анализ информации, работа с источниками.

6. Промежуточные обсуждения полученных данных.

7. Представление и защита проекта.

Коллективное обсуждение, выводы. Рефлексия. Педагог, как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.

Изучение истории России XX века предоставляет огромные возможности для исследовательской деятельности. Для не очень отдаленного прошлого нам предоставляется бесценная возможность непосредственного общения с теми, кто обладает историческим опытом – родителями, бабушками, дедушками, старшими современниками вообще.

Задача учителя – организовать ситуацию общения таким образом, чтобы добиться максимального учебного эффекта и, одновременно, получить ряд ценных свидетельств о прошлом, пригодных для использования, как в школе, так и в научной практике.

Наиболее удачными формами такой организации являются, как показывает опыт, интервью и различные формы опросов, в чем следует убедить учащихся.(1)

Но нельзя ограничиваться лишь сбором информации. Необходимо показать ученикам, что информация, полученная от респондентов, с течением времени “преломилась” (исказилась, дополнилась). К ней надо относиться как к любому историческому источнику – критически, делая поправку на свойственный людям субъективизм. Метод интервью дает возможность общения людей разных эпох и поколений, столь необходимую при изучении исторического опыта на уроках истории.

Определение тематики интервью обычно зависит от конкретной проблемы, которую следует изучить в соответствии с программными установками курса. Например: “Участие в общественно-политической жизни”, “Социально-экономические проблемы периода застоя”.

Если этот метод используется при работе над учебным проектом, то тема интервью выбирается исходя из темы и целей проекта. Например, при работе над проектом “с.Никольское в годы Великой Отечественной войны”. Одной из тем интервью стала “Воспоминания о бомбежке села 21 августа 1942 года”.

Аналитическая часть работы с собранной информацией может иногда проходить на уроке, чаще в проблемных лабораториях. Здесь ученики могут на время превратиться в политологов, экономистов, социологов, культурологов и т.д.

Очень важно, что при этом материал не представлен учащимся в готовом виде, а “добыт” и обработан им самостоятельно. Таким образом ,меняется отношение к знаниям: из вещи “купленной в магазине”, они превращаются в “сделанное своими руками”, приобретают новую ценность.

Не менее ценна и дидактическая сторона: создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка “изнутри”, он способен ее прочувствовать, “сопережить”. История в глазах детей оживает, становится ближе и доступнее. Все это дает колоссальный “выброс” эмоций, способствующий формированию положительной мотивации к изучению предмета, к исследованию. При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть в конкретных обстоятельствах, через его деятельность, и отсюда реально и заинтересованно подойти к изучению событий государственного масштаба.

История государства в этом случае не отдаляется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека, в том числе и собственная значимость.

Процесс исследования, включающий общение со старшими, что предусматривает формирование жизненно необходимых навыков, позволяет услышать живой голос человека прошлого, ощутить свою важную роль “хранителя традиции”, “спасителя информации; первооткрывателя”. Ученик – интервьюер превращается в исследователя, сотрудника учителя на уроке, получает навыки научной работы, изучает историю в активной позиции, обретая к ней качественно новый интерес.

1. Гольденберг М. Интервью как метод активизации познавательной деятельности при изучении отечественной истории 1960-1980 гг.// История. 2005 год, №6.

2. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности школьников// Вопросы психологии. 2004, год №4.

3. Кучерук И.В. Задачник по истории Астраханского края – АОИ УУ, Астрахань, 1997 г.

4. Тарасова Н.В. Проектная работа по истории// Преподавание истории и обществознания в школе – 2004, №3.

5. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Средних веков: 6 класс. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Главная цель учителя – подготовка учеников к творческой деятельности, учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы.
В организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории можно выделить несколько видов и приемов.

Развитие творческих способностей учащихся с помощью оформления стендов.

Подготовка и проведение нетрадиционных уроков.
В каждом классе несколько уроков обобщения наиболее интересного изученного материала мы с учащимися проводим в нетрадиционной форме: урок – путешествие, урок – деловая игра, урок-презентация, урок – семинар. При этом учащимся при подготовке к таким занятиям требуется провести небольшую исследовательскую работу. Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, справочников, энциклопедий, Интернет – сайтов.

Результатом этого этапа является включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, повышение коммуникативной культуры.

Проектная деятельность учащихся.

В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office.

Изучение прошлого России также даёт необозримое поле деятельности для претворения проектов ("История в портретах", "Загадки истории" и т.д.), где также возможен переход от индивидуального к групповому способу работы.

К несомненным достоинствам метода проектирования относится умение публичному выступлению. С инициативной группой учащихся 6-9 классов, мы готовим информацию к государственным и школьным праздникам, и представляем ее в виде небольшого доклада и презентации.

Исходя из небольшого опыта моей работы, могу сделать вывод о том, что применение исследовательской деятельности, проектов на уроках истории позволяют заинтересовать учеников предметом, повысить качество обучения, добиться ощутимых результатов в формировании различных навыков и умений у каждого отдельного ученика.

В настоящее время обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Цель организации исследовательской деятельности - обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.

Основные задачи:

1.Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать,

обобщать, классифицировать изучаемый материал.

2.Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу

3.Обучение формам представления основных результатов исследовательской

Основы организации исследовательской деятельности учащихся .

Организация исследовательского обучения должна быть реализована как в рамках урочной , так и внеурочной деятельности . Изучение исторического материала происходит на основе документов и исторической литературы.

Урочная деятельность : исследовательские методы, проекты, творческие задания и др.

Внеурочная деятельность :

Формы проведения учебных занятий: лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.

При выборе методов исследования более приемлимым является теоретический вид исследования. Он необходим для того, чтобы факты, подвергшиеся отбору, классификации, анализу, сравнению, обобщению, объяснению и познанию причинно-следственных связей исторических явлений послужили подтверждением выдвинутых гипотез или опровержением.

Организовывая работу учащихся, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получать знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.

Учащимся могут быть предложены следующие виды деятельности:

- изучение литературы по теме исследования;

- анализ научной информации;

- оформление и защита результатов исследования.

Такая деятельность позволяет развивать у учащихся исследовательские умения и навыки разного характера.

Уровни организации исследовательской деятельности

1.Первый уровень. Урочная деятельность.

На первом этапе исследовательская деятельность понимается как форма учебной работы. Здесь формируются основы исследовательской деятельности. В работу включены все ученики. Основной задачей организации исследовательской деятельности является

формирование умений и навыков, необходимых для критического осмысления исторического и обществоведческого материала.

Ведущие виды деятельности: изучение документов и исторической литературы; анализ научной информации. Прежде всего, учитель рекомендует детям список литературы, необходимой для изучения исторического и обществоведческого материала.

Выбранные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков:

- библиографирование литературы по теме исследования;

- умение цитировать, ссылаться на авторов изученных исторических источников;

-использование технических средств, для переработки информации.

Учитель объясняет, что такое исторические источники, их виды, примеры.

Для закрепления изученного материала, ребятам предлагаю домашнее задание, какие виды исторических источников могут помочь в изучении истории вашей семьи. При наличии сохранившихся источников по своей родословной, определить их вид, дать краткую характеристику, желающим принести и показать и рассказать о них.

Данный вид деятельности помогает ребятам лучше запомнить, что такое исторические источники, их виды, что в дальнейшем помогает в исслед. деятельности, так как в исследовательской деятельности работа с историческими источниками одна из ключевых.

2. Спортивные достижения подростков, 3. Творческая деятельность.

Прежде всего, ребятам рекомендуется список источников:

На основании этих и других источников, ребята готовятся к семинару и защищают свои доклады по теме. Данный пример иллюстрирует совершенствование навыков работы с нормативно - правовыми источниками.

2.Второй уровень. Внеурочная деятельность

Основные задачи организации исследовательской деятельности на втором уровне:

1.формирование умений и навыков, необходимых для ведения научно- исследовательской деятельности;

2.выявление учащихся, склонных к научной деятельности.

Ведущие виды деятельности : планирование исследования, проведение исследования, оформление и защита результатов исследования.

Перечисленные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков:

- постановка целей и задач исследования, разработка критериев их достижения;

-разработка и формулирование гипотезы исследования;

-планирование хода исследования;

-оценка практической эффективности исследования.

Исследовательская деятельность на этом этапе реализуется, главным образом, в рамках элективных курсов, кружков.

3. Третий уровень. Научно-исследовательская деятельность

На высшем уровне реализуются следующие задач и:

1.Совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы;

2.Подготовка выявленных учащихся для систематичной научно- исследовательской работы.

Ведущие виды деятельности: проведение исследования, защита результатов исследования.

Сегодня важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. С помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в этот мир.

Но в последнее время авторитет и популярность истории как школьного предмета, особенно у старшеклассников, резко падают. Это приводит к росту бездуховности, гражданского равнодушия значительной части молодежи. Следовательно, историческое образование не достигает одной из главных своих целей.

В чем же причина сложившейся ситуации? Как найти из нее выход? В результате анкетирования учащихся МОУ “СОШ с.Никольское” выяснилось, что ребята в целом положительно относятся к урокам истории. Но, признавая немалую роль рассказа и объяснения учителя на уроке, учащиеся, наряду с этим, хотели бы заниматься самостоятельной деятельностью. Но школьники работают, в основном, на воспроизводящем уровне, редко получая возможность работы на преобразующем и творческо-поисковом уровнях. Это приводит к тому, что угасает интерес к предмету. 80% опрошенных хотели бы заняться исследовательской деятельностью. Им интересно самим прийти к выводам и обобщениям. Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в котором могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

Например, изучение экономической истории или социальных движений уместно полностью организовать на основе уроков-модулей.

Так при изучении темы “Астраханское восстание 1705-1706 гг”, благодаря модульной технологии, каждому ученику предоставляется возможность индивидуальной работы над познавательными заданиями и задачами во время поэтапного и завершающего контроля. В процессе этой работы они самостоятельно выявляют причины восстания, характеризуют его участников и излагают свой взгляд по поводу справедливости и правильности действий обеих противостоящих сторон. Ученики представляют себя, то в роли астраханских стрельцов, то солдат фельдмаршала Шереметьева, чтобы понять обе стороны и решить, как бы они поступили в такой ситуации.(3) Кроме индивидуальной, осуществляется работа в учебных подгруппах. Таким образом, модульный урок способствует активизации воспитательного интереса учащихся, созданию атмосферы сотрудничества между одноклассниками. Такая работа становится для них значимой и интересной.

Но совсем необязательно весь урок строить на работе с источниками и решении познавательных заданий. Эти виды работы можно использовать как элемент на каком-то отдельном этапе урока. Например, в курсе “История Средних веков” (6 класс) при изучении темы “Образование славянских государств”, рассказывая об образе жизни древних славян, учитель предлагает выполнить следующее задание.

Прочтите отрывок из документа XI века и:

а) объясните, как славяне решали важные вопросы жизни племени; каков был порядок управления в племени; сделайте вывод об общественном строе славян;

б) расскажите, как славяне поступали с теми, кто противоречил принятому порядку жизни в племени;

в) расскажите, какую еще информацию о жизни славян, помимо их управления, можно получить из текста.

“Всеми этими племенами, которые вместе называются лютичами, не управляет отдельный властитель. Рассуждая на сходке о своих нуждах, они единогласно все соглашаются относительно того, что следует сделать; а если кто из них противоречит принятому решению, то того бьют палками, а если он вне собрания открыто противятся постановлению, то либо имущество его предается огню и разграблению, либо он уплачивает в собрании определенную сумму денег, сообразно с его состоянием”.(5)

Решение таких заданий, основанных на работе с источниками, во-первых, дает возможность школьникам самостоятельно мыслить и делать свои собственные выводы, привносит разнообразие в образовательный процесс; во-вторых, увеличивает объем получаемой информации и позволяет участвовать в совместном обсуждении проблем в парах. В последнее время стал популярен метод проектов. Эта методика была разработана во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж Дьюи, Э.Дьюи, Х.Килпатрик и др. выдвинули идею, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом становится получение цельного знания по предмету и овладение навыками исследовательской деятельности.

Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Особый интерес представляют исследовательские проекты, как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах.(4)

В работе над учебным проектом можно выделить следующие этапы:

1. Выбор проекта, определение его типа и числа участников.

3. Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Распределение задач по группам.

4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.

5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям. Сбор и анализ информации, работа с источниками.

6. Промежуточные обсуждения полученных данных.

7. Представление и защита проекта.

Коллективное обсуждение, выводы. Рефлексия. Педагог, как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.

Изучение истории России XX века предоставляет огромные возможности для исследовательской деятельности. Для не очень отдаленного прошлого нам предоставляется бесценная возможность непосредственного общения с теми, кто обладает историческим опытом – родителями, бабушками, дедушками, старшими современниками вообще.

Задача учителя – организовать ситуацию общения таким образом, чтобы добиться максимального учебного эффекта и, одновременно, получить ряд ценных свидетельств о прошлом, пригодных для использования, как в школе, так и в научной практике.

Наиболее удачными формами такой организации являются, как показывает опыт, интервью и различные формы опросов, в чем следует убедить учащихся.(1)

Но нельзя ограничиваться лишь сбором информации. Необходимо показать ученикам, что информация, полученная от респондентов, с течением времени “преломилась” (исказилась, дополнилась). К ней надо относиться как к любому историческому источнику – критически, делая поправку на свойственный людям субъективизм. Метод интервью дает возможность общения людей разных эпох и поколений, столь необходимую при изучении исторического опыта на уроках истории.

Определение тематики интервью обычно зависит от конкретной проблемы, которую следует изучить в соответствии с программными установками курса. Например: “Участие в общественно-политической жизни”, “Социально-экономические проблемы периода застоя”.

Если этот метод используется при работе над учебным проектом, то тема интервью выбирается исходя из темы и целей проекта. Например, при работе над проектом “с.Никольское в годы Великой Отечественной войны”. Одной из тем интервью стала “Воспоминания о бомбежке села 21 августа 1942 года”.

Аналитическая часть работы с собранной информацией может иногда проходить на уроке, чаще в проблемных лабораториях. Здесь ученики могут на время превратиться в политологов, экономистов, социологов, культурологов и т.д.

Очень важно, что при этом материал не представлен учащимся в готовом виде, а “добыт” и обработан им самостоятельно. Таким образом ,меняется отношение к знаниям: из вещи “купленной в магазине”, они превращаются в “сделанное своими руками”, приобретают новую ценность.

Не менее ценна и дидактическая сторона: создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка “изнутри”, он способен ее прочувствовать, “сопережить”. История в глазах детей оживает, становится ближе и доступнее. Все это дает колоссальный “выброс” эмоций, способствующий формированию положительной мотивации к изучению предмета, к исследованию. При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть в конкретных обстоятельствах, через его деятельность, и отсюда реально и заинтересованно подойти к изучению событий государственного масштаба.

История государства в этом случае не отдаляется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека, в том числе и собственная значимость.

Процесс исследования, включающий общение со старшими, что предусматривает формирование жизненно необходимых навыков, позволяет услышать живой голос человека прошлого, ощутить свою важную роль “хранителя традиции”, “спасителя информации; первооткрывателя”. Ученик – интервьюер превращается в исследователя, сотрудника учителя на уроке, получает навыки научной работы, изучает историю в активной позиции, обретая к ней качественно новый интерес.

1. Гольденберг М. Интервью как метод активизации познавательной деятельности при изучении отечественной истории 1960-1980 гг.// История. 2005 год, №6.

2. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности школьников// Вопросы психологии. 2004, год №4.

3. Кучерук И.В. Задачник по истории Астраханского края – АОИ УУ, Астрахань, 1997 г.

4. Тарасова Н.В. Проектная работа по истории// Преподавание истории и обществознания в школе – 2004, №3.

5. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Средних веков: 6 класс. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Исследовательская работа отличается по жанру, структуре и целям. Самое главное – цель исследования. В отличие от реферата, ученик в своем исследовании должен открыть что-то новое, что до него не было никому известно или представить новый взгляд на проблему. Исследование представляет собой четкий ответ на поставленный исследователем вопрос, т.е. достигает определенной цели. Вот примеры тем из реальных лицейских исследований:

· Как отражалась фигура Лжедмитрия I, его жизнь и деятельность в свидетельствах иностранцев о Смутном времени;

· Исследование историографии политики Ивана III по формированию русского централизованного государства в её развитии путем анализа господствующих исторических школ с конца XVIII по начало ХХ века.

Соответственно начинать исследование надо с выбора темы. Казалось бы, что же может быть проще? Чаще всего лицеисты сталкиваются с тем, что выбирают очень широкую или хорошо изученную тему. В первом случае получится пересказ учебника, во втором – реферат. И тот и другой вид работ не имеет исследовательской составляющей. Правильно выбранная и сформулированная тема обеспечивает возможность выполнения работы в принципе.

Основные ошибки при выборе темы по истории :

2. Иногда получается так, что в исследовании сформулированы сразу две темы. В таком случае становится непонятно, что же именно будет исследовать автор?;

Решили два молодых аспиранта диссертацию написать. Выбрали себе темы и разбрелись по кафедрам. Зашел к одному из них в гости знакомый профессор. Увидел молодого человека за работой, порадовался, да и заинтересовался:

- Какая же у тебя тема?

- Ух ты . — обрадовался аспирант, с трудом узнавая родную тему.

Hа следующий день встречает он своего друга и спрашивает:

- Ты как работу свою назвал?

- Это ты сам выдумал или профессор подсказал?

- Конечно, профессор подсказал.

- А как до этого-то было?

6. Неподъемная тема. Многие лицеисты любят эпоху Средних веков из-за окружающего их ореола романтики. Но брать какую-либо тему по медиевистике сложно. Надо очень хорошо подумать, прежде чем что-либо выбрать. Основная проблема – незнание древних языков, а при наличии переведенных источников – исследованность темы.

Итак, мы, наконец, выбрали тему исследования, сформулировали для неё цель или ключевой вопрос. Но ключевой вопрос всегда достаточно велик для того, чтобы найти на него ответ один прием. Необходимо раздробить его на несколько вопросов. Представьте, что вопрос вашего исследования – слон, которого вам надо съесть. Целиком съесть слона никому не под силу, а вот если разрезать его на кусочки, есть по частям, да ещё и в течение года, то все выглядит вполне реально. Также дело обстоит и с исследованиями. Для достижения поставленной цели выделяют задачи, которые надо решить в ходе исследования. Любой ключевой вопрос исследования предполагает постановку конкретизирующих его задач .

Частенько в качестве задач исследования ученики представляют ход своей работы, например:

1) Прочитать литературу по своей теме;

2) Собрать базу источников;

3) На основе этих источников сделать выводы;

4) Выполнить анализ данных;

5) Объединить все выводы в ответ на ключевой вопрос исследования.

Это всё к исследовательским задачам не имеет никакого отношения. Это необходимые этапы работы над вашим исследованием, без которого оно просто не состоится. Это делают все учёные, поэтому конкретно к вашему исследованию они не относятся.

Задачи должны отражать содержательный аспект поставленного вопроса. Вот пример того, какие задачи можно ставить применительно к цели исследования.

Например, целью является выявление стратегии научно интеграции историков иммигрантов в США. Для этого необходимо решить ряд задач.

Во-первых, кратко проанализировать вклад русских историков-эмигрантов в развитие американской науки. Наука развивается в двух областях: производство нового знания и подготовка будущих учёных. Следовательно мы будем, уделять внимание обеим сторонам этого процесса.

Во-вторых, мы проанализируем различные стороны жизни русских учёных в США, проблемы, с которыми они сталкивались.

В-третьих, неотъемлемой частью нашего исследования является анализ их отношения к США, в особенности к их академической культуре, чтобы понять, какой стратегии интеграции они придерживались.

В-четвертых, будет уделено внимание политической и общественной деятельности эмигрантов и т.д.

Итак, для того, чтобы получить что-то определённое, нужно чётко сформулировать цель. Соответственно, для успешного исследования необходимы сформулированные под цели задачи, релевантные источниковая база и корректно выбранные методы.

Прежде чем приступить к началу работы, необходимо чётко представлять себе специфику исторического исследования. Во многом деятельность историка напоминает работу сыщика. На основании имеющихся улик (источников), используя релевантные методы, необходимо восстановить картину происходивших событий. Но есть одно большое отличие от деятельности сыщика, а именно необходимо учитывать исторический фон. Для сыщика нет нужды концентрироваться на этом специально, он сам живёт в этой реальности. Для историка всё не так просто, он должен учитывать, что в разные времена людьми двигала разная логика. Картина мира современного человека и картина мира средневекового будут различаться кардинальным образом. Нельзя оценивать события средневековья, ту же инквизициию, с точки зрения современной морали.

Теперь давайте разберём структуру введения любой исследовательской работы на историческую тематику, будь то школьное исследование, курсовая, диплом, магистерская или кандидатская диссертация.

Научная актуальность может быть связана с недостаточной изученностью темы, открытием новых источников, которые позволяют по-новому взглянуть на старые проблемы, появлением новых методов анализа материала. Например, одна десятиклассница предложила опробовать метод SWOT-анализа, который обычно используется в экономике, на историческом материале.

Следующая часть введения, которая напрямую связана с научной актуальностью - историография . Обычно для разных областей используется общее название это части работы - обзор литературы. В историческом исследовании эта чатсь работы - историография. Историография предполагает более глубокое погружение в материал и, следовательно, более глубокое его понимание. Применительно к школьному исследованию историография в узком смысле слова - это совокупность исследований в области истории, посвященных определённой теме, либо исторической эпохе. При анализе историографии историк должен изучить ключевые подходы к анализу своей темы и определить, что именно он может добавить к этой теме. Возможно, это будет новый взгляд на проблему, возможно несогласие с существующей точкой зрения.

Например, обычно изучение какой-либо войны связано с изучением событийного ряда: сражения, осады крепостей, манёвры войск. Но на эту тему можно посмотреть ещё с десятка ракурсов: снабжение войск, роль личности, бытовые условия жизни солдат, вопросы комплектования армии и многое другое. Таким образом, при написании литобзора вы должны стремиться определить ту узкую область исследования, которой до вас никто не занимался.

Неудачный литобзор представляет собой простое перечисление книг, иногда оно сопровождается изложением основных идей авторов прочитанных работ. Но вот вопрос – какая польза такого литобзора? Что он дает? Ничего. Хороший литобзор должен представлять собой не простое перечисление, а изложение материала по группам. Например, такая-то группа авторов рассматривала данную проблему с такой-то точки зрения и придерживалась такой-то методологии, а такая-то группа, наоборот, с ними полемизировала и не соглашалась. Таким образом вы и сможете выделить эту область вашего исследования, на которой стоит сосредоточиться.

Где же брать научную литературу? Я думаю, что наиболее распространённым ответом является интернет. В интернете существует масса ресурсов, баз данных, где представлены различные монографии, статьи, обзоры, рецензии и так далее.

Из электронных баз стоит отметить следующие:

Зарубежные базы данных:

Поиск лучше всего организовывать по ключевым словам, чтобы не пропустить какую-либо важную работу. Помимо Интернет-ресурсов, которыми наверняка многие и так хорошо владеют, есть библиотеки, в которых можно взять сборники ИНИОН по вашей тематике и найти всю новейшую литературу по вашей теме. Рекомендуется охватывать период последних пяти лет. Ещё одним способом является просмотр литературы, на которую опирались авторы исследовавшие тему до Вас. Но это не дает представления о новейших работах в той или иной сфере.

Ещё одна довольно распространённая ошибка – использование учебной литературы в своем исследовании. Если ваша работа не посвящена изучению этой самой учебной литературы, применять её не нужно. Учебники это не научный жанр. Учебники представляют собой некую общепринятую точку зрения на те или иные события. Они не основаны на проблемном подходе, не решают исследовательских задач. Острые, дискуссионные вопросы в них обходят стороной, в лучшем случае будут приведены разные точки зрения без их подробного анализа. Из учебника вы не можете почерпнуть для себя новой информации. Те общие сведения, которые в них излагаются и так должны быть вам известны.

Следующее, о чем стоит сказать – хронологические рамки исследования . Существуют верхние и нижние хронологические границы. Нижняя граница – наиболее ранняя, верхняя граница – наиболее поздняя дата. Эти границы выбираются не произвольно, а должны иметь логическое обоснование.

В заключение хотелось бы пару слов сказать о таком особом виде исторического исследования, как историографическое. Примерами таких работ могут быть следующие темы:

То есть в историографическом исследовании, мы изучаем не само событие, а то, как его представляли себе историки прошлого, и как это представление менялось с течением времени, какие факторы влияли на этот процесс и так далее. Сама структура исследования при этом не меняется, она остается прежней. Однако меняется историографическая часть ведения.

Теперь нужно понять, что такое источники. Исторический источник это не любая книга или статья, которую Вы можете найти на просторах интернета. Эти книги написаны историками на основе каких-то других источников. Вот они-то нам и нужны! Вторая причина возникающей путаницы - иногда встречающееся название историографии - вторичные источники. В историческом исследовании этот термин в принципе можно не употреблять. Для типичного исторического исследования есть только источники и литература! И все! Исключением из правил являются работы на историографические темы. Итак, исторические источники делятся на множество типов согласно разным классификациям. Освещать их все мы, конечно, не будем. Согласно общепринятой классификации выделяют шесть типов: 1) письменные; 2) вещественные; 3) лингвистические; 4) этнографические; 5) устные; 6) кино-фото-фонодокументы.

Это - источники. Именно из них с помощью различных методов анализа вы должны получить новую информацию, которая приведёт вас к новым выводам. Каждый вид источников делится в свою очередь на разные подвиды и каждый обладает своей спецификой. Эту специфику необходимо учитывать в своей работе.

Что касается письменных источников , то наиболее часто встречаются такие их виды как летописи, законодательные акты, источники личного происхождения и периодические издания. При работе с письменными источниками одним из самых важных этапов является их внешняя и внутренняя критика. Внешняя критика подразумевает под собой определение проблемы достоверности, авторства и обстоятельств появления. На ученическом уровне это не всегда возможно, но приступить к этому стоит.

Для того, чтобы узнать, что было в прошлом, историки применяют множество инструментов. Мы с вами рассмотрим только некоторые из них.

Но, сначала, мне бы хотелось указать на наиболее типичные ошибки в школьных исследованиях. Ученики почему-то очень любят указывать анализ в качестве метода исследования. Это все равно, что указывать метод строительства при возведении здания. Понятно, что вы анализируете материал, об этом можно не писать. Нам интересно как именно вы его анализируете, какие конкретно методы вы используете. Еще ученики очень любят исторический метод, которого в исторической науке не существует. Любой метод в истории будет историческим. Ниже мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся в исследованиях методы и как именно ими пользоваться.

Историко-генетический метод. Одним из наиболее важных принципов работы историка является рассмотрение всякого исторического события во времени, т.е. в его генезисе, т.е. появлении (отсюда и название метода), формировании и завершении. При этом любое явление необходимо рассматривать с учетом исторических особенностей того времени, в котором оно происходило. Историко-генетический метод подразумевает выявление причинно-следственных связей при изучении изменений институтов, явлений и процессов в ходе их исторического развития. Этот метод актуален не только в истории, он нашел свое место и в других областях знания. Например, юристы используют этот метод для изучения становления системы права, в разных странах. Нередко на стыке истории и какой-либо другой социальной науки возникает пограничная дисциплина (историческая социология, история государства и права, экономическая история, и т.д.). Недаром истоки всех событий таятся в прошлом.

Разновидностью историко-генетического метода является ретроспективный метод. Суть его заключается в том, что исследователь, основываясь на более близких к нему по времени исторических событиях реконструирует знания о более древнем обществе. В этом работа историка похожа на работу сыщика. Также как и следователь, который, основываясь на уликах, пытается восстановить ход преступления, историк на основании имеющихся у него свидетельств пытается восстановить ход событий.

Сравнительный метод. Сравнение есть один из общенаучных методов познания мира. Сравнительный метод базируется на аналогии, т.е. определенном сходстве изучаемых предметов и явлений. Так, мы не можем сравнивать что лучше, груша или яблоко, т.к. это разные фрукты, но мы можем сравнить вес, цвет или объем этих фруктов, т.к. они обладают сходными данными характеристиками. Т.е. для адекватного сравнения необходимы критерии. Предпосылкой историко-сравнительного метода является то, что многие природные и социальные явления повторяются. Задача ученого – понять причины этой повторяемости и попытаться ее прогнозировать. При изучении событий прошлого, важно соблюдать ряд принципов сравнительно-исторического анализа: проведение сопоставлений близкого временного периода или примерно сопоставимого стадиального уровня развития исследуемого общества и общества, используемого в качестве аналога. Понятно, что мы с вами не можем сравнивать современное европейское общество с архаичными племенами бассейна реки Амазонки. Но зато, изучая эти племена, мы примерно можем себе представить, как жили аборигены Австралии. А изучение быта и отношений индейцев Северной Америки Морганом позволило ему проецировать их общественный строй на племенной строй народов Евразии в глубокой древности.

В ряде случаев возможно сравнение достаточно разных объектов, т.к. это может позволить по-новому взглянуть на проблему, поставить новые вопросы перед исследователем.

Теперь несколько слов о структуре работы. После введения стоит переходить к основной части. Её необходимо разделить на главы. Традиционно принято выделять три главы помимо введения и заключения. Но, конечно, никаких ограничений нет. Глав может быть и больше и меньше. Главы в свою очередь делятся на параграфы. В конце каждой главы необходимо подвести ее итог. Также на каждую задачу, обозначенную во введении, необходимо дать отдельный ответ.

Чем выводы отличаются от заключения? Выводы вы делаете непосредственно на основе полученных результатов. В заключении же вы говорите о значении этих результатов для науки и их дальнейшем применении.

В конце хотелось бы несколько слов сказать об академической честности и о плагиате. Что такое плагиат? Плагиат – воровство интеллектуальной собственности, присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения за собственное. Чем плагиат отличается от заимствования? Ответ прост. Если вы, заимствуя чужой текст необходимый для вашей работы, даете ссылку на автора этого текста, то есть публично признаете, что текст не ваш – это заимствование. Если этого не сделать, то получается, что вы неправомерно присваиваете чужой текст, это плагиат. В Высшей школе экономики за обнаруженный в работе плагиат, студента могут отчислить.

Будьте честными как сами с собой, так и с другими.

[1] Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М., 2009. – С. 247.

[2] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко; Отделение историко-филологических наук. 2-е изд., доп. - М.: Наука, 2003. - 486 с.

Читайте также: