Как взаимодействуют индивидуализированное духовное и объективированное духовное кратко

Обновлено: 07.07.2024

Бытие объективированного духовного. Индивидуализированное духовное существует в виде сугубо индивидуальных, неповторимых процессов сознания и бессознательного, материализованных и "локализованных" в процессах

Проблема бытия в философии

Другие контрольные работы по предмету

Духовное можно условно разделить на два больших подвида на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов (индивидуализированное духовное), и на то, которое может существовать и часто существует также и вне индивидов, или, говоря иначе, объективируется (внеиндивидуальное, объективированное духовное).

Первый вид - индивидуализированное бытие духовного - включает прежде всего сознание индивида. С его помощью мы не только ориентируемся в мире, но и способны повернуть к нему свое внимание, "изнутри" наблюдать за ним. Осуществляется рефлексия: сознание работает, а человек с помощью сознания же размышляет о нем, рефлектирует на него.

Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Это не означает обязательной "смерти" всех результатов деятельности сознания: сохраняются те из них, которые преобразуются во вторую, внеиндивидуальную духовную форму, а также те, которые непосредственно передаются другим людям в процессе общения.

Бытие индивидуализированного духовного - важнейшая сторона бытия индивида. Если бы не существовало человеческое тело (и, значит, природа не проделала бы свою эволюцию), не существовало бы и сознание в его наличной сегодня форме. Бывает, что человек "теряет сознание", но еще живет. Однако это ситуация экстремальная. В норме человек живет, пока и поскольку существует, живет, развивается его сознание. Существование человека зависит и от существования бессознательного. Одним словом, существование индивидуализированного духовного - интегральная составляющая, без которой невозможно человеческое бытие, его диалектическое развитие.

Бытие объективированного духовного. Индивидуализированное духовное существует в виде сугубо индивидуальных, неповторимых процессов сознания и бессознательного, материализованных и "локализованных" в процессах и проявлениях работы мозга, центральной нервной системы, всего организма. Но имеются такие формы материализации духовного, которые рождаются в лоне человеческой культуры и принадлежат к внеиндивидуальным формам ее бытия. Наиболее универсальны естественные и искусственные знаково-символические формы существования, воплощения духовного. Именно язык выступает одним из ярких примеров единства индивидуализированного и объективированного духовного. Связь языка и сознания, языка и мысли несомненна. Язык - это форма, через которую выходят вовне, объективируются отдельные результаты, процессы работы сознания. Вместе с тем буквы (звуки), слова, предложения, тексты, структуры, правила, богатые варианты развитого языка выступают и как реальность, также обособленная от сознания отдельных индивидов, поколений людей. Им эта реальность дана как особый мир, запечатленный в "памяти" человеческой культуры, в памяти человечества. Языковая память культуры, человечества - сложное единство актуальной памяти многих конкретных людей, говорящих и пишущих на данном языке, и объективно существующих памятников (письменных, а с некоторого времени - и звуковых документов). Только благодаря тому и другому обогащается, изменяется, хранится, а значит, живет, существует язык как целое.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь - это специфическое "место бытия" объективированного духовного, чем и определяется его место в целостном бытии.

Особую роль в этой сфере играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного и объективированного духовного. В первом случае речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определяют духовную структуру личности, во втором случае - о воплощенных в науке, культуре, массовом сознании (их документах) идеях, идеалах, нормах, ценностях. Оба эти вида духовно-нравственного бытия играют существенную роль в развитии личности (как индивидуализированное духовное) и в совершенствовании культуры (как объективированное духовное).

Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное едины, и предпосылкой этого единства является бытие.

Сознание рисует ту или иную картину бытия, исходя прежде всего из основных мировоззренческих принципов. Для обозначения глубинного единства всего существующего в философии выработано понятие субстанции. Субстанция - то, что лежит в основе всего существующего, суть предельное основание всех вещей и процессов. Философские направления в самом общем плане, поэтому обозначаются по пониманию ими субстанциальности мира. Те философские учения, которые объясняют мир из одной субстанции, называют монистическими. Монизм - такое видение мира, когда основой всего существующего признается одно начало, которое может рассматриваться либо как материальное, либо как идеальное. Различают материалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит, Бэкон) и идеалистический (Платон, Гегель) монизм. Наряду с монистическим толкованием мира в философии встречаются и дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала - материальное и духовное (Р. Декарт).

Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы:

А. Субстанция - неизменная реальность.

Б. Субстанция - изменчивая и подвижная реальность.

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания.

Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.

В единстве с материей существует и определяется через нее и духовная реальность. Материя и дух - предельно общие философские понятия.

Материю в единстве и многообразии всех форм ее проявления можно осмыслить, подойдя к ее анализу только исторически, обобщая опыт развития научного и философского познания. Как известно, первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный материализм. Началом формирования понятия материи явился переход от качественного многообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира - первоматерии. Сложность необходимой для этого мысленной операции абстрагирования видна хотя бы по тому, что сначала все качественное многообразие мира выводилось из какого-либо одного тоже качественно определенного, эмпирически воспринимаемого элемента, например из воды или огня. Но уже Демокрит заметил, что с помощью одного качественно определенного вещества невозможно объяснить происхождение другого. Ни один элемент не содержал в себе принципа своего превращения и сам должен был быть объяснен как обладающий именно данным качеством. Дальнейшее движение мысли, приведшее к унификации всех первооснов бытия, было уже необоримо и в конечном счете вылилось в идею атомарного строения мира, то есть такого, в основе которого лежали чувственно не воспринимаемые частицы - атомы.

Существует три концепции материи:

1.Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество.

2.Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные качества (масса, размеры) и через субъективные свойства, т.е. через вторичные качества (вкус, цвет).

.Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием. Представитель этой концепции - Ленин. Материя - это философская категория для обозначения реальности, которая существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет противоречия между философией и наукой. Эта концепция возникла в конце 19 века вместе с прорывом научного знания. Вместе с открытием электрона произошел крах материализма. В материю входят не только вещества, но и поля. Основными свойствами материи являются:

Материя существует через дискретные материальные структуры, материи вообще не существует. Важнейшие свойства материи - это атрибуты. Главный атрибут материи - это движение. Движение - это способ существования материи. Важнейшие характеристики движения:

Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализиро­ванного духовного и объективированного духовного.

Ступени развития объективного духа – право, моральность и нравственность (последняя предстает в виде семьи, гражданского общества и государства), одновременно это формы, в которых дух осознает свое собственное содержание.

Индивидуализированное - прошедшее "таможню" восприимчивости объективированное воспринятое. Цельность воспринятого субъективна и индивидуальна для реципиента.

Я так думаю: развитие мирового разума происходит через соединение того что было и того, что противоположно этому. Выглядит у Гегеля это так: "Тезис. Антитезис. Синтез". Тезис - это индивидуальное сознание человека. Антитезис - это внешние человеку формы культуры, а синтез - это Абсолютный разум, который и есть совокупность духовного восхождения всех отдельных индивидуальных сознаний, постигающих культуру, которая есть искусство, религия и философия.

Особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, "нежесткой" и неуниверсальной обусловленности бытия человека со стороны его тела. Нежесткость - способность человека регулировать свои фундаментальные потребности в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность состоит в том, что многие действия человека регулируются другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них.

Существование человека – происходит в трех бытийственных измерений: 1) Реально существует отдельный человек, прежде всего как данная мыслящая и чувствующая "вещь" (тело). 2) Человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapies и взятая на данном витке его развития, эволюции мира. 3) Человек существует также и как социально-историческое существо.

Но человек живет не один, в обществе, общетсва образуют государства и т.д. конечная точка – человечество. А "Человечество" в самом широком бытийном смысле - это общность, в которую в принципе входят все индивиды, когда-либо существовавшие на Земле, и те, кому еще предстоит родиться и прожить свою жизнь. Каждое преходящее существование включено, таким образом, в необозримую историческую цепь человеческого бытия и цепь бытия природы, в эволюцию социального мира и образует одно из звеньев социально-исторического бытия.

Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений.

Бытие индивидуализированного духовного

Духовное - это единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и бессознательного, включает знания, воплощающиеся, материализующиеся в формах естественных языков и искусственных знаково-символических систем. К духовным продуктам и процессам принадлежат также нормы, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии нравственности, права, художественного творчества. Имея в виду именно различия в форме бытия, духовное можно условно разделить на два больших подвида - на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов (индивидуализированное духовное), и на то, которое может существовать и часто существует также и вне индивидов, или, говоря иначе, объективируется (внеиндивидуалъное, объективированное духовное).

Специфика существования сознания - в исключительной подвижности его процессов, а также в том, что их непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения. Единственный способ прямо и непосредственно ухватить этот поток - "самоотчет" индивида о происходящем в его сознании.

Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей.

Сознание человека - одновременно и его самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств.

Индивидуализированное духовное в широком смысле слова включает и бессознательное.

Первый уровень бытия бессознательного - неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением некоторых наиболее простых нужд и потребностей тела. Этот контроль осуществляется автоматически.

Второй уровень бессознательного - это процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания.

Третий уровень бессознательного находит проявление в некоторых процессах художественной, научной, философской и иной интуиции, в вызревающих в душе человека высших побуждениях духа. В этих процессах бессознательное тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека.

Противоречие и трудность в проблеме существования бессознательного состоит в том, что нам являются лишь отдельные фрагменты бессознательного.

Специально анализируя индивидуализированное духовное как особое бытие, философия одновременно рассматривает его в связи с бытием человека и бытием мира в целом.




Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, как бы выходить "вовне". И тогда возникает духовное второго типа - объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

Бытие объективированного духовного

Наиболее универсальны естественные и искусственные знаково-символические формы существования, воплощения духовного. Язык - это форма, через которую выходят вовне, объективируются отдельные результаты, процессы работы сознания. Языковая память культуры, человечества - сложное единство актуальной памяти многих конкретных людей, говорящих и пишущих на данном языке, и объективно существующих памятников (письменных, а с некоторого времени - и звуковых документов).

Материальные "носители" духовного - это материальные предметы и процессы.

Итак, внешние воплощения идей, мыслей, ценностей (как идеальных смыслов) различны, но они обязательно имеются. В этом отношении никакие "чистые" идеи и ценности невозможны.

Специфика этого объективированного бытия заключается в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные естественные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Особую роль в этой сфере играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного и объективированного духовного.

Особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, "нежесткой" и неуниверсальной обусловленности бытия человека со стороны его тела. Нежесткость - способность человека регулировать свои фундаментальные потребности в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность состоит в том, что многие действия человека регулируются другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них.

Существование человека – происходит в трех бытийственных измерений: 1) Реально существует отдельный человек, прежде всего как данная мыслящая и чувствующая "вещь" (тело). 2) Человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapies и взятая на данном витке его развития, эволюции мира. 3) Человек существует также и как социально-историческое существо.

Но человек живет не один, в обществе, общетсва образуют государства и т.д. конечная точка – человечество. А "Человечество" в самом широком бытийном смысле - это общность, в которую в принципе входят все индивиды, когда-либо существовавшие на Земле, и те, кому еще предстоит родиться и прожить свою жизнь. Каждое преходящее существование включено, таким образом, в необозримую историческую цепь человеческого бытия и цепь бытия природы, в эволюцию социального мира и образует одно из звеньев социально-исторического бытия.

Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений.

Бытие индивидуализированного духовного

Духовное - это единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и бессознательного, включает знания, воплощающиеся, материализующиеся в формах естественных языков и искусственных знаково-символических систем. К духовным продуктам и процессам принадлежат также нормы, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии нравственности, права, художественного творчества. Имея в виду именно различия в форме бытия, духовное можно условно разделить на два больших подвида - на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов (индивидуализированное духовное), и на то, которое может существовать и часто существует также и вне индивидов, или, говоря иначе, объективируется (внеиндивидуалъное, объективированное духовное).

Специфика существования сознания - в исключительной подвижности его процессов, а также в том, что их непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения. Единственный способ прямо и непосредственно ухватить этот поток - "самоотчет" индивида о происходящем в его сознании.

Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей.

Сознание человека - одновременно и его самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств.

Индивидуализированное духовное в широком смысле слова включает и бессознательное.

Первый уровень бытия бессознательного - неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением некоторых наиболее простых нужд и потребностей тела. Этот контроль осуществляется автоматически.

Второй уровень бессознательного - это процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания.

Третий уровень бессознательного находит проявление в некоторых процессах художественной, научной, философской и иной интуиции, в вызревающих в душе человека высших побуждениях духа. В этих процессах бессознательное тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека.

Противоречие и трудность в проблеме существования бессознательного состоит в том, что нам являются лишь отдельные фрагменты бессознательного.

Специально анализируя индивидуализированное духовное как особое бытие, философия одновременно рассматривает его в связи с бытием человека и бытием мира в целом.

Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, как бы выходить "вовне". И тогда возникает духовное второго типа - объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

Бытие объективированного духовного

Наиболее универсальны естественные и искусственные знаково-символические формы существования, воплощения духовного. Язык - это форма, через которую выходят вовне, объективируются отдельные результаты, процессы работы сознания. Языковая память культуры, человечества - сложное единство актуальной памяти многих конкретных людей, говорящих и пишущих на данном языке, и объективно существующих памятников (письменных, а с некоторого времени - и звуковых документов).

Материальные "носители" духовного - это материальные предметы и процессы.

Итак, внешние воплощения идей, мыслей, ценностей (как идеальных смыслов) различны, но они обязательно имеются. В этом отношении никакие "чистые" идеи и ценности невозможны.

Специфика этого объективированного бытия заключается в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные естественные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Особую роль в этой сфере играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного и объективированного духовного.

Владислав Тарасов

Бытие человека . Бытие отдельного человека – единство тела и духа. Существование человека не надприродное, но и не только природно-телесное. Специфика существования человека в переплетении, взаимодействии трех разных бытийственных измерений заключается в том, что:

1) отдельный человек реально существует как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело);

2) человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo Sapiens и взятая на данном витке его эволюции;

3) человек существует как социально-историческое существо.

Бытие духовное . Различают два вида. Индивидуализированное духовное бытие включает в себя сознание и бессознательное. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, и тогда возникает объективированное (внеиндивидуальное) духовное бытие. Оно материализируется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков (книги, чертежи, формулы, проекты, ноты и звучание музыкальных инструментов).

Бытие социальное . Включает в себя и материальную, и духовную жизнь общества (общественное бытие и общественное сознание). Основу социального бытия составляет практика как специфически человеческий способ бытия в мире, суть которого в преобразовании материального мира как природного, так и социального.

Валерия Брехова

Владимир Кузнецов


Владимир Кузнецов

Никита Ефремов

ответ на 4 вопрос
Диалектика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир представляется вечно изменяющимся, вечно движущимся.
С точки зрения диалектики все вещи взаимосвязаны.
А внутреннее противоречие – источник всех изменений некого предмета.
Метафизика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир неизменен, статичен.
Показать полностью.
С точки зрения материалистической вещи рассматриваются отдельно друг от друга, т.е. нет никаких связей.
Вещи неизменны, т.к. нет внутреннего противоречия. Абсолютизация момента неизменности вещи, вещь всегда остается сама собой.

Исторические формы Диалектики:

Античная (Гераклит)
Диалектика классической немецкой философии (Кант, Фихте, Гегель)
Диалектика русских революционеров демократов (Герцен:”Диалектика-алгебра революции”)
Материалистическая Диалектика (Маркс, Энгельс)
Современная Диалектика базируется на философии марксизма.
Исторические формы Метафизики:

Элейская школа (Парменид, Зенон (Апории Зенона)).
Метафизический и механистический материализм 17-18 веков (Бэкон, Спиноза, Локк)

Читайте также: