Используете ли вы большие данные в своей профессиональной деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Анкета для воспитателя ДОУ дает возможность решить разные задачи, стоящие перед учреждением. Они создают политику ДОУ в сфере образования детей, дают вектор к дальнейшему развитию, помогают провести мониторинг качества образовательных услуг, что дает возможность собрать нужные сведения, определить уровень квалификационных навыков преподавателя ДОУ, изучить степень эффективности применяемых методик и техник. С помощью процедуры анкетирования можно анализировать текущую деятельность детского сада и корректировать ее.
Назначение может быть разным:

Целью формирования может стать выявление степени эффективности деятельности учреждения. Анкета позволяет с высокой степенью объективности оценить уровень профессиональных умений и навыков, а также дает возможность оптимально построить процесс планирования деятельности ДОУ.

Анкеты для воспитателей материал на тему

Николаева Ольга Владиславовна

Анкета для воспитателей.

1. Знакомы ли вы с анамнезом развития своих воспитанников при поступлении в ДОУ?

2. Дайте научную формулировку понятия здоровье согласно Всемирной организации здравоохранения?

4. Как вы определите понятие здоровье сберегающие технологии?

5. Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?

6. Какие виды здоровье сберегающих технологий используете в ДОУ?

7. Какие элементы медико-профилактической технологии вы используете?

8. Какие составляющие элементы входят в физкультурно-оздоровительные технологии?

9. Какую работу проводят педагоги для обеспечения благоприятной обстановки в группах образовательного учреждения?

10. Перечислите технологии валеологии информационного просвещения родителей?

11. Какие виды здоровье сберегающих технологий в ДОУ вы используйте?

Анкета для воспитателей.

  1. Чем определяется ваш стиль отношений с ребенком:

-концепцией воспитания и обучения

-примером воспитания детей другим воспитателем?

2. Какие необходимые выражения вы используете для регулирования поведения детей?_________________________________________________ ________________________________________________________________

3. Какие ласковые слова вы употребляете в работе с детьми?___________

4. Какие словесные эпитеты вы используете, когда ребенок не подчиняется вам?_________________________________________________

5. Какие формулы вежливости вы используете в общении с детьми:

6. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребенка, но не слышите его (часто, иногда, всегда)

7. Каким тоном вы чаще разговариваете с детьми?____________________

8. Как часто вы общаетесь с ребенком, повернувшись к нему спиной? (часто, иногда, никогда)

9. Как часто вы не выслушав ребенка до конца, перебиваете его? (часто, иногда, никогда)

10. Какой темп речи в общение с ребенком вы используете?____________

11. Сопровождаете ли вы общение с ребенком жестикуляцией? (да, иногда, никогда)

12. Как чаще всего вы обращаетесь к детям? (по фамилии, по имени)

13. Всегда ли вы способны признать свою ошибку в общении с ребенком? (часто, иногда, никогда)

14. Как чаще всего вы воздействуете на детей? (при помощи указаний, убеждений, просьб, внушений, объяснений)

15. Как часто вы понимаете выражение глаз, мимику ребенка? (всегда, иногда)

16. Какие приемы и методы вы используете для развития у детей умений общаться?_______________________________________________________

Анкета для молодого воспитателя ДОУ.

1. Ф. И. О. _________________________________________________________

2. Дата рождения ___________________________________________________

3. Сведения об образовании (название учреждения, год окончания, специальность, квалификация) _______________________________________

4. Семейное положение______________________________________________

5. Какой стаж Вашей педагогической деятельности?

  • Только начал свою профессиональную деятельность;
  • От 1 до 2 лет;
  • От 2 до 3 лет;
  • От 3 до 5 лет;

6. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна? ___________________________________________________

7. Что в профессии воспитателя вы считаете самым главным?______________

8. Какими личностными качества, по-вашему мнению, должен обладать воспитатель?_________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие чувства Вы испытывали в период адаптации (в первое время работы в учебном заведении)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки? _______________________________________________________

11. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?

  • Да, изменилось в лучшую сторону;
  • Да, изменилось в худшую сторону;
  • Нет, осталось прежним;
  • Затрудняюсь ответить;
  • Другое

12. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? __________________________________________________________________

13. В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

  • Тревожность, неуверенность в своих силах;
  • Раздражительность, вспыльчивость, несдержанность;
  • Пессимизм, чувство собственной неполноценности;
  • Повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
  • Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки;
  • Страх в общении с администрацией дошкольного заведения, родителями дошкольников;
  • Другое

14. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом? __________________________________________________________________

15. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время? __________________________________________________________________

16. Что является источником повышения вашего профессионального уровня?

  • Изучение методической литературы, учебных пособий;
  • Изучение научно-педагогических журналов;
  • Изучение научных статей в сети Интернет;
  • Изучение электронных учебников и книг;
  • Другое

17. Чего Вы хотели бы достичь на педагогическом поприще?__________________________________________________________

18. Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе?

  • Признание Вашей работы;
  • Уважение со стороны коллектива;
  • Хорошая заработная плата;
  • Хорошие условия работы;
  • Возможность самосовершенствоваться;
  • Стабильность, надежность организации;
  • Творческая деятельность;
  • Высокое разнообразие деятельности;
  • Возможность работать с детьми;
  • Другое

19. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • новизна деятельности;
  • условия работы;
  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • организация труда;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.

20. Что Вам хотелось бы изменить?____________________________________

21. Есть ли у Вас какие-либо идеи, предложения, которые хотели бы реализовать в детском саду?__________________________________________

22. Есть ли любимая педагогическая тема, над которой хотели бы работать и со временем представить как опыт?____________________________________

23. Что Вам больше нравится: думать, сочинять, играть, петь, рисовать, заниматься спортом, музыкой, читать художественную литературу, драматизация или что-нибудь другое?

24. Чем бы Вы хотели увлечь детей?

25. Чем на Ваш взгляд вы могли бы быть полезны детям?

26. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?_______________________________________

Анкета для воспитателей.

  1. Считаете ли Вы необходимым в детском саду знакомить детей с правилами безопасного поведения в быту? Если да, то укажите, с какого возраста._______________________________________________
  2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости):
  • Родители;
  • Воспитатели;
  • Школьные учителя;
  • Медицинские работники;
  • Преподаватели безопасности жизнедеятельности;
  • Другие.
  1. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы встречаются в доме._________________________________________________________
  2. Какие правила безопасности жизни в быту должны знать дети дошкольного возраста:

а) нельзя играть спичками, зажигалками;

б) нельзя трогать электроприборы;

в) нельзя брать лекарства без разрешения;

г) при пожаре – не прятаться, позвонить 01;

  1. Известны ли Вам программы и методические разработки по проблеме формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту?________________________________________________________
  2. Знакомите ли Вы детей своей группы с правилами безопасности и мерами предосторожности в быту? Если нет, укажите причину.
  1. С какими бытовыми опасностями Вы знакомите детей (ответ обведите):

— переломы – попадание инородных тел

  1. Какие формы Вы используете в своей работе для того, чтобы дети усвоили правила бытовой безопасности:

— беседы после просмотра кинофильма, мультфильма…

  1. Какие занятия Вы проводите по ознакомлению дошкольников с источниками опасности и мерами предосторожности в быту? (укажите примерную тематику).__________________________________________ _____________________________________________________________
  2. Считаете ли Вы необходимой организацию. Совместной деятельности детского сада и семьи в данном направлении?
  1. Какие формы взаимодействия с родителями по освоению детьми правил безопасности в быту Вы используете? Укажите. _____________
  1. Если к Вам обратятся родители, что бы Вы предложили им почитать для самообразования по данной проблеме?________________________

13.Ваши действия при порезах и ссадинах:

  • промыть рану проточной водой;
  • приложить холодный предмет;
  • прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом;
  • обработать края раны йодом;
  • наложить повязку.

14. Первая помощь при термических ожогах:

  • подставить под струю холодной воды;
  • смазать маслом или вазелином;
  • обработать йодом или спиртом;
  • наложить сухую повязку; вскрыть пузыри.

15.Что Вы будете делать, если в комнате начался пожар?

16.Какую помощь Вы хотели бы получить по вопросу ознакомления детей дошкольного возраста с правилами бытовой безопасности?

Анкета для самооценки профессионализма воспитателя

Ф.И.О. воспитателя __________________________________________________________ Дата _______________

Вопросы Ответы
Какую программу по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?
Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?
Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?
Каковы основные направления работы по развитию речи у детей в дошкольном образовательном учреждении?
Что включает в себя работа по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении?
Сформулируйте основные средства развития речи в детском саду.
Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости (один номер может быть присвоен двум и более средствам развития речи): _____ Общение взрослых и детей ;

_____ Культурная языковая среда, речь воспитателя;

_____ Обучение родной речи и языку на занятиях;

_____ Художественная литература;

_____ Различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр).

Как составить

Анкета формируется в соответствии с классической структурой, которая позволяет проходящим анкетирование понять задачи опроса и четко ответить на поставленные вопросы. ДОУ может применять собственные анкеты для воспитателей.

Структура включает разделы:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Вводная часть поясняет алгоритм заполнения. Она может содержать вопросы, касающиеся паспортных данных сотрудника (возраст, пол, семейное положение и т. п.), и вопросы об имеющемся образовании, опыте, навыках.

Анкета формируется по формату от простого к сложному. В первую очередь формулируются простые нейтральные вопросы. Они дают возможность вовлечь воспитателя, стимулировать к дальнейшему раскрытию.

Далее вопросы расположены по усложняющейся схеме, требующей анализа.

Число анкетирований и их темы могут быть любыми, это определяет руководство учреждения. Анкета может быть:

  • с вариантами ответа;
  • без вариантов ответа.

Составляя опросник, следует четко понимать его цели. Важную роль играет анкета, заполняемая по окончании года. Она дает возможность понять, в каком объеме исполнен план, какие проблемы встречались в ходе его исполнения, как взаимодействовали коллектив воспитателей, дети, родители.

Опросник воспитателя ДОУ по окончании учебного года может быть призван оценить деятельность сотрудника.

Рекомендации при заполнении

В ходе анкетирования работнику может быть предложено заполнить таблицу, в которой цифры определены по нарастающей шкале от 1 до 5:

  • 1 — активности не было;
  • 2 — крайне редкая активность;
  • 3 — средняя активность;
  • 4 — проявлялась часто;
  • 5 — присутствовала в каждом варианте.
  • какие мероприятия проведены в завершившемся году;
  • какие занятия вызывали наибольший интерес;
  • какие занятия были самыми результативными;
  • какие мероприятия вы бы запланировали на следующий период;
  • что улучшить в процессе воспитания в следующем году.

Заполнив опросник, нужно проверить, чтобы все поставленные вопросы имели ответы. Нужно сверить правильность данных по паспорту и образованию.

Анализ анкетирования воспитателей по нравственно — патриотическому воспитанию.

Лариса Старосельцева

Анализ анкетирования воспитателей по нравственно — патриотическому воспитанию.

Анализ анкетирования воспитателей

Цель: выявить уровень знаний воспитателей МБДОУ по теме

патриотического воспитания.

ВоспитателямМБДОУ было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить

положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

4. Считаете ли вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?

5. Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6. Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

7. Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

8. Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

9. Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

10.Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

11. Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

12. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

В анкетировании приняло участие 90,9% воспитателей МБДОУ.

По результатам анкетированиябыли сделаны следующие выводы:

1. Все педагоги считают, что проблема патриотического воспитания актуальна в наше время, и о ней правомерно говорить детям дошкольного возраста.

2. Также педагоги уверены, что обладают личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей.

3. Воспитатели МБДОУ единогласно считают нужным увеличить запас знаний по истории и географии России.

4. Педагоги обладают ясной, образной и выразительной речью, чтобы донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания.

5. Воспитатели МБДОУ не испытывают трудности в организации предметно — развивающей среды, подборе демонстрационного материала, дидактических игр по патриотическому воспитанию.

6. В течение года организуют досуг и развлечения по теме.

7. Все педагоги считают, что тема патриотического воспитания детей является востребованной в работе с семьей.

В тоже время, 15% опрошенных испытывают затруднения при проектировании и планировании работы по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работают.

40% педагогов неуверенно владеют соответствующими методиками и технологиями.

Из результатов анкетирования видно, что воспитатели мало знают о своем городе. На этот вопрос ответили положительно всего 15 % педагогов.

В целом, по результатам анализа анкетможно наметить следующие задачи для устранения выявленных недостатков:

1. Патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому МБДОУ будет продолжать работу в этом направлении.

2. Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером так же и в образовании.

ВложениеРазмер
statya_na_konferenciyu_korotaeva.doc 82 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии в профессиональной деятельности педагогов ДОУ.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии . В частности, информационные технологии, которые имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером так же и в образовании.

Это раздел 5, (подраздел 5.1) – это информационное обеспечение образовательного процесса, которое:

позволяет в электронной форме управлять образовательным процессом;

Создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

Формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма:

Использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;

Проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения ООП ДО;

Осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач, управления образовательной деятельностью;

Осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями;

Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров.

Таким образом, предлагаю Вам рассмотреть подробнее опыт внедрения информационных технологий в деятельность нашего ДОУ, согласно данному приказу, из которого видно, что внедрение информационных технологий в работу ДОУ необходимо для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения сотрудников ДОУ

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ и выполнение приказа Министерства образования и науки РФ — наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, одной из главных задач в нашем ДОУ становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами локальной и глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.

Очевидно, что педагог, который ведет просветительскую работу с использованием мультимедиапроектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, мы пришли к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

Однако, в ходе работы мы столкнулись с проблемой — педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в своей деятельности вследствие того, что имеют разный уровень ИКТ-компетентности.

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

- потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;

- желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;

- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;

- возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;

- потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;

- существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение ИТ в их практической деятельности.

Данные противоречия позволили определить цель инновационной деятельности с педагогическими кадрами — повышение качества образования через активное внедрение в деятельность ДОУ информационных технологий.

Исходя из этого, мы поставили перед собой такие задачи:

- систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

- расширение использования ИТ в работе с родителями;

- разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

- создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

- создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания, благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных информационных технологий в деятельность ДОУ.

Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них ИКТ - компетентности. В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью:

- анкетирования, которое содержат проблемные вопросы, темы (Приложение 1);

В ходе изучения данных вопросов мы выяснили причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ – компетентности:

- экономия времени при разработке дидактических материалов;

- перенос акцента на презентабельность оформления материалов;

- переход на новый уровень педагогического мастерства.

- педагогические мастерские и наставничество;

- тематические семинары и др.

Такое разнообразие форм работы с педагогами может осуществляться только при наличии обширного программного обеспечения, достаточного количества компьютерной и цифровой техники.

В методической работе нашего дошкольного учреждения широко используется локальная сеть (соединение нескольких компьютеров в одном кабинете). Это дает возможность более рационально использовать ИТ на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях. Благодаря расширенным возможностям нашей интернет-линии, мы являемся постоянными участниками всероссийских вебинаров (интернет-семинаров), проводимых специалистами разного уровня г. Москвы и г. Иркутска. Тем самым мы становимся более осведомленными и компетентными в воспитательно-образовательных, административно-хозяйственных и нормативно-правовых аспектах.

Немаловажное значение для педагогов имеет дистанционное обучение при повышении квалификации. Оно очень удобно в освоении обучающих программ и практично – пройти курсы повышения квалификации можно не отходя от своего рабочего места. Некоторые наши педагоги, имея простейшие навыки пользователя ПК, успешно проходят обучение таким образом.

На данный момент в нашем ДОУ разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, т.е., информационная среда нашего ДОУ, которая включает:

- базовую программную платформу, представленную операционной системой Microsoft Windows XP,Vista. В ДОУ используются следующие программы: Microsoft Office 2010 (Microsoft Word - текстовый редактор, Microsoft Excel-электронные таблицы, Microsoft Power Point - программа для создания мультимедийных презентаций; Abode Photoshop CS2 - графический растровый редактор; Internet Explorer, Chrome – веб-браузеры);

- аппаратный комплекс - компьютеры, локальную сеть с доступом в Интернет.

Информационная среда доступна для всех участников образовательного процесса и представлена в документах, презентациях и сайтом в сети Интернет. Благодаря этому у нас широко применяются телекоммуникации – использование электронной почты, использование мультимедийных технологий. Н мой взгляд, электронная почта – наиболее быстрый способ пересылать различную документацию, общаться с родителями и коллегами. Эл. почта позволяет оперативно взаимодействовать с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями. Существует большое количество почтовых серверов, предоставляющих бесплатные почтовые ящики, например Яндекс, Рамблер, Майл и др.

Хочется отметить, что ИКТ – компетентность является одним из профессионально значимых качеств современного менеджера дошкольного профиля и характеризует личность с точки зрения мотивации, направленности, знаний, умений и навыков, связанных с освоением и применением средств информационных технологий в целях оптимизации системы управления дошкольным образованием

Итак, подводя итоги нашей работы, позвольте сделать выводы:

- с одной стороны, информационные технологии служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера.

Но с другой стороны – экономические проблемы и недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования в области ИТ сдерживают инновационные направления деятельности, связанные с активизацией информационно-технических механизмов в управлении дошкольным образовательным учреждением.

Мы понимаем, что остается еще много нерешенных вопросов, однако, нам всем очень важно понять, что хорошо подготовленный в сфере ИТ администратор способен организовать в своем образовательном учреждении такую информационную среду, которая будет отвечать всем требованиям к программно - аппаратному обеспечению, к учебно - методическому наполнению ее информационных ресурсов, к обучению и организации работы педагогического коллектива, а так же будут выполнены все требования к условиям реализации ООП вашего ДОУ.

Отзыв на курс

Большие данные в профессиональной деятельности педагога

Цель курса: формирование комплексных профессиональных компетенций обучающихся в области применения больших данных как инструмента управления качеством учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и в условиях цифровой образовательной среды.

О чём курс и что нового вы узнаете:

Чему вы научитесь:

  • определять эффективные способы и инструменты для организации работы с разными видами данных о результатах учебной деятельности в цифровой образовательной среде;
  • применять в педагогической деятельности функциональные возможности современных платформенных решений и сервисов для работы с данными о результатах учебного процесса;
  • реализовать технологию полного цикла процесса работы с большими данными в педагогической деятельности: от измерений и сбора данных до практического применения результатов анализа данных в педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
  • управлять эффективностью учебной деятельности школьников в условиях цифровой образовательной среды на основе данных в образовании;
  • управлять эффективностью собственной профессиональной деятельности на основе работы с большими данными в системе общего образования.

Для кого этот курс: учителям-предметникам, методистам, руководителям и администрации образовательных организаций.

Наш центр развития ребенка – детский сад является краевой и муниципальной инновационной площадкой по использованию ИКТ как средства педагогической поддержки всех участников образовательных отношений. Все группы, кроме первой младшей, оборудованы интерактивными досками, ноутбуками и проекторами, старшие имеют в своем арсенале детские компьютеры, планшеты, пульты и интерактивные столы. Однако педагоги не решаются их использовать в ежедневной работе, изредка интерактивное оборудование используют всего несколько человек.

Поэтому диагностика затруднений педагогов при использовании ими ИКТ в своей педагогической деятельности явилась первостепенной нашей задачей, решение которой позволило бы:

- дифференцировать направления работы с педагогами, испытывающими затруднения в работе с ИКТ;

- спрогнозировать результаты работы, направленной на помощь педагогам в решении проблем, возникающих при использовании ими ИКТ;

- способствовать дальнейшему развитию нашей инновационной деятельности.

С целью диагностики проблем и затруднений у педагогов нашего учреждения в освоении ИКТ был разработан диагностический инструментарий по их выявлению и проведен анализ полученных результатов для дальнейшего планирования системной работы по освоению ИКТ. Разработка диагностического инструментария велась в двух направлениях:

  1. Наличие желания у педагога развиваться в данном направлении;
  2. Наличие умения и навыка работы с ИКТ, знания о способах использования ИКТ в своей педагогической деятельности.

Мы предположили, что:

- проблемы и затруднения у педагогов в использовании ИКТ могут быть обусловлены различными факторами: уровнем образования, наличием профессиональных достижений, количеством и составом детей в группе, возрастом педагога и т.д.;

- зная причины затруднений, возникающих при использовании ИКТ, мы сможем устранить их, тем самым ликвидируя само затруднение.

Таким образом, выяснение причин затруднений при использовании педагогами ИКТ в своей педагогической деятельности велось в двух основных направлениях: мотивация и умение использовать ИКТ.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, анализ и статистическая обработка полученных данных.

В центре развития ребенка – детском саду №41 работает 12 педагогов, из них 9 воспитателей и три специалиста: музыкальный руководитель, педагог-психолог и инструктор физкультуры. Средний возраст педагогических работников – 39 лет.

Из 12 педагогов высшее педагогическое образование имеют 6 человек, три учатся в педагогических ВУЗах и 3 человека со средним педагогическим образованием. Молодых педагогов в коллективе 5 человек, педагогов, имеющих богатый опыт в профессии – 7 человек.

Первый этап исследования включал в себя наблюдение за характером использования ИКТ педагогами центра развития. Отмечалась их личная заинтересованность в работе с ИКТ, частота и характер использования ИКТ в ходе обязательной образовательной деятельности (далее – ООД), режимных моментов, подготовке к ООД, наличие или отсутствие вопросов по исследуемой тематике, с которыми они обращались к старшему воспитателю.

Полученные данные мы графически представили в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Как видно из диаграммы 1, все педагоги при подготовке к ООД используют ИКТ. В 100% случаев это поиск материалов по определенной тематике в сети Интернет. Полученные данные свидетельствуют о том, что все педагоги умеют пользоваться Интернетом, имеют собственные компьютеры, ноутбуки или планшеты, т.е. минимальный навык использования информационно-коммуникационных технологий присутствует у всех.

В течение всего периода наблюдения, с мая по август 2016 года, обращений к старшему воспитателю за помощью в использовании имеющегося в центре оборудования не поступало, что говорит об отсутствии интереса по его освоению.

Таким образом, первоначальные наблюдения показали, что хотя все педагоги имеют опыт использования ИКТ, большинство не применяют ИКТ в своей повседневной профессиональной деятельности в силу различных затруднений.

Второй этап исследования включал в себя поиск причин отсутствия интереса к освоению и применению имеющегося интерактивного оборудования в своей ежедневной деятельности.

Была разработана анкета (приложение), которая включала в себя максимально возможное количество вероятных причин, прямо или косвенно влияющих на использование ИКТ в педагогической деятельности. В анкетировании участвовали все педагоги. Полученные результаты были оформлены графически в виде диаграмм 2, 3.

Диаграмма 2.

На диаграмме 2 отображено соотношение в коллективе человек, умеющих пользоваться стандартными программами Windows. Уровень пользователя: от начинающего до уверенного. Наиболее распространенной в использовании у педагогов является программа Microsoft Office Word, затруднения вызывают программы Power Point, Publisher, Excel. Специализированные программы для работы на интерактивных досках, столах, такие например, как Elite Panaboard, представляют наибольшие затруднения для педагогов нашего центра.

Диаграмма 3.

Отображает количество педагогов, желающих изучить и широко использовать возможности имеющегося интерактивного оборудования, овладеть ИКТ.

В ходе детального анализа анкет были обнаружены следующие закономерности:

- широко устоявшееся мнение, что молодые педагоги знают ИКТ лучше и шире применяют их на практике, не подтвердилось. Из пяти молодых педагогов только один знал и использовал их в своей деятельности. Тогда как среди семи опытных педагогов четыре уверенно использовали стандартные программы Windows в своей деятельности;

- интерес и желание научиться использовать ИКТ в своей работе напрямую зависит от первоначального представления, знания о них;

- уровень использования ИКТ не зависит от уровня образования педагога: воспитатели и со средним, и высшим образованием примерно одинаково владели данными технологиями;

- большое количество детей в группе отрицательно сказывается на желании педагога учиться новым технологиям и применять их на практике;

- обнаружена неожиданная корреляция между семейным положением и степенью владения ИКТ: хорошее владение ИКТ обнаружили все педагоги, имеющие вторую половину;

- не подтвердилось предположение о том, что наличие категории, большого педагогического стажа способно повлиять на мотивацию к использованию ИКТ в своей работе: педагоги как с категорией и, так и без оной одинаково стремились узнать и использовать в своей работе ИКТ.

- отсутствие элементарного знания об информационно-коммуникационных технологиях: их возможностях, способах использования, места в ООД и т.п. Организация регулярного обучения педагогов является способом разрешения обозначенной проблемы. В нашем саду еженедельно по пятницам в тихий час ведутся занятия по обучению воспитателей работе в стандартных программах Windows (Power Point);

- большое количество детей в группе снижает желание педагога, даже хорошо владеющего ИКТ, ежедневно использовать их в своей работе, разделение во время ООД детей на подгруппы способно решить эту проблему;

- наибольшее затруднение вызывали специальные программы, предназначенные для обеспечения работы на интерактивном оборудовании, и дающие широкие возможности использования данного оборудования. При обучении педагогов работе в данных программах, оборудование будет использоваться ими в повседневной деятельности с детьми. Мы пригласили в наш центр развития преподавателей из Армавирского педагогического университета для обучения воспитателей работе на интерактивных досках, столах, планшетах и пультах.

Проведенная диагностическая работа позволила выяснить, что существуют затруднения при использовании ИКТ, на которые мы можем повлиять (знание, умение работать с ИКТ, материально-техническое оснащение, количество детей в группе). Однако есть причины, которые мы должны учитывать, но влиять на них мы не можем (семейное положение).

Анкета по выявлению проблем и затруднений при использовании ИКТ в собственной педагогической деятельности.

1.Биографические данные:

Образование (с указанием ВУЗа и года его окончания)_________________________________________________________

Стаж педагогической работы________________________________________

Стаж работы в данном учреждении _________________________________

Возрастная группа (группы), в которой больше всего нравится работать______

Читайте также: