Использование образовательных ресурсов школы и окружающей среды в проектной деятельности

Обновлено: 03.07.2024

Вилкова Ирина Владимировна
СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения
учитель истории и обществознания


Аннотация
Данная статья посвящена роли проектной культуры в качестве самостоятельной структурной единицы учебно-воспитательного процесса, внедрение которой в образовательный процесс приведет к коррекции образовательной среды в соответствии с современными потребностями.

Современный этап развития общественного производства тесно связан с проектной культурой, которой пронизаны не только сфера материального производства, но и наука, искусство, система социальных взаимоотношений, общественное сознание человека. Проектная культура рассматривается в качестве основы гармоничного взаимодействия человека с природой, обществом и технологической средой. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса, внедрение которой в образовательный процесс приведет к коррекции образовательной среды в соответствии с современными потребностями.

Образовательная среда школы – часть социокультурной среды. Образовательная среда согласно современным запросам общества должна способствовать формированию самостоятельной, конкурентоспособной личности, открытой для восприятия нового опыта, готовой сделать ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Развитие образовательной среды в указанном направлении обеспечивается соответствием характера инновационных процессов в образовании особенностям социальной среды, социального заказа. Развитие образовательной среды предусматривает создание условий для выявления и развития разносторонних способностей детей и подростков, стимулирование самостоятельной научно-поисковой деятельности, развитие учительского потенциала, стимулирование его потребностей к саморазвитию. Поиск новых средств и методов развития образовательной среды способствующих формированию личности актуальная задача современной психологической и педагогической науки. С нашей точки зрения эффективным средством развития образовательной среды может стать метод проектов.

Развитие образовательной среды является одной из актуальных проблем современной педагогической науки. Этому вопросу посвящено значительное число статей и монографий психологов, социологов, педагогов. Основными вопросами, поднимаемыми в педагогической литературе, являются – сущность понятия образовательная среда, типологические признаки образовательной среды, классификация образовательных сред, моделирование образовательных сред. Мы можем выделить два подхода к понятию образовательная среда, представляющих для нас особый интерес. Это системно-деятельностный подход, используемый в трудах Л.С. Выготского [1], А.Н. Леонтьева[2,3] и других авторов, посвященных развитию образовательной среды. И средовой подход, применяемый в работах В.И. Панова[4,5], В.А. Ясвина[6,7] и других авторов, нашедший отражение в представляемом исследовании. Однако, не смотря на большое число научных статей, монографий, диссертационных исследований посвященных образовательной среде нельзя говорить о том, что проблема исчерпана, поскольку образовательная среда является динамичным понятием и ее развитие неотвратимо связано с общественно – политическими, процессами, экономическими, культурными процессами. Следовательно, трансформация общества будет приводить к необходимости переосмысления образовательной среды.

Проектная деятельность относится к инновационной деятельности, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования учителями и учащимися школ-гимназий и других образовательных заведений обусловлена тем, что эта технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Кроме того владение логикой и технологией проектирования позволит учащимся и учителям более эффективно осуществлять научно-исследовательскую, аналитическую, организационно-управленческую деятельность. Проектная деятельность обладает широкими возможностями в развитии образовательной среды, поскольку ее реализация способствует формированию у участников проектов умений и навыков, являющихся чрезвычайно востребованными в современном обществе, таких как самостоятельность, активность, стремление к творчеству, способность достигать желаемого результата организуя собственную деятельность и взаимодействуя с коллективом единомышленников.

В качестве основных организационно-педагогических условий развития образовательной среды школы на основе проектной деятельности мы выделяем обеспечение готовности педагогов коллектива школы-гимназии к реализации проектной деятельности; обеспечение готовности учащихся к совместной проектной деятельности с учителями и родителями; организация системного научно-методического сопровождения проектов; использование различных форм проектов.

Подводя итоги, хочется отметить следующее. Одной из центральных идей современной образовательной системы является признание гуманистической направленности образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию как особому средству раскрытия сущностных сил человека, его способностей, обретения им своего места в культурном, социальном, политическом, экономическом пространстве. Указанное требует повышенного внимания к проблеме развития образовательной среды в соответствии с современными запросами общества.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие образовательной среды школы средствами проектной деятельности

Вилкова Ирина Владимировна

СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения, учитель истории и обществознания

Данная статья посвящена роли проектной культуры в качестве самостоятельной структурной единицы учебно-воспитательного процесса, внедрение которой в образовательный процесс приведет к коррекции образовательной среды в соответствии с современными потребностями.

Ключевые слова: школа, личность, образовательная среда, проектная деятельность.

Современный этап развития общественного производства тесно связан с проектной культурой, которой пронизаны не только сфера материального производства, но и наука, искусство, система социальных взаимоотношений, общественное сознание человека. Проектная культура рассматривается в качестве основы гармоничного взаимодействия человека с природой, обществом и технологической средой. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса, внедрение которой в образовательный процесс приведет к коррекции образовательной среды в соответствии с современными потребностями.

Образовательная среда школы - часть социокультурной среды. Образовательная среда согласно современным запросам общества должна способствовать формированию самостоятельной, конкурентоспособной личности, открытой для восприятия нового опыта, готовой сделать ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Развитие образовательной среды в указанном направлении обеспечивается соответствием характера инновационных процессов в образовании особенностям социальной среды, социального заказа. Развитие образовательной среды предусматривает создание условий для выявления и развития разносторонних способностей детей и подростков, стимулирование самостоятельной научно-поисковой деятельности, развитие учительского потенциала, стимулирование его потребностей к саморазвитию. Поиск новых средств и методов развития образовательной среды способствующих формированию личности актуальная задача современной психологической и педагогической науки. С нашей точки зрения эффективным средством развития образовательной среды может стать метод проектов.

Развитие образовательной среды является одной из актуальных проблем современной педагогической науки. Этому вопросу посвящено значительное число статей и монографий психологов, социологов, педагогов. Основными вопросами, поднимаемыми в педагогической литературе, являются - сущность понятия образовательная среда, типологические признаки образовательной среды, классификация образовательных сред, моделирование образовательных сред. Мы можем выделить два подхода к понятию образовательная среда, представляющих для нас особый интерес. Это системно-деятельностный подход, используемый в трудах Л.С. Выготского [1] , А.Н. Леонтьев а[2,3] и других авторов, посвященных развитию образовательной среды. И средовой подход, применяемый в работах В.И. Панова[4,5], В.А. Ясвин а[6,7] и других авторов, нашедший отражение в представляемом исследовании. Однако, не смотря на большое число научных статей, монографий, диссертационных исследований посвященных образовательной среде нельзя говорить о том, что проблема исчерпана, поскольку образовательная среда является динамичным понятием и ее развитие неотвратимо связано с общественно - политическими, процессами, экономическими, культурными процессами. Следовательно, трансформация общества будет приводить к необходимости переосмысления образовательной среды.

Проектная деятельность относится к инновационной деятельности, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования учителями и учащимися школ-гимназий и других образовательных заведений обусловлена тем, что эта технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Кроме того владение логикой и технологией проектирования позволит учащимся и учителям более эффективно осуществлять научно-исследовательскую, аналитическую, организационно-управленческую деятельность. Проектная деятельность обладает широкими возможностями в развитии образовательной среды, поскольку ее реализация способствует формированию у участников проектов умений и навыков, являющихся чрезвычайно востребованными в современном обществе, таких как самостоятельность, активность, стремление к творчеству, способность достигать желаемого результата организуя собственную деятельность и взаимодействуя с коллективом единомышленников.

В качестве основных организационно-педагогических условий развития образовательной среды школы на основе проектной деятельности мы выделяем обеспечение готовности педагогов коллектива школы к реализации проектной деятельности; обеспечение готовности учащихся к совместной проектной деятельности с учителями и родителями; организация системного научно-методического сопровождения проектов ; использование различных форм проектов.

Подводя итоги, хочется отметить следующее. Одной из центральных идей современной образовательной системы является признание гуманистической направленности образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию как особому средству раскрытия сущностных сил человека, его способностей, обретения им своего места в культурном, социальном, политическом, экономическом пространстве. Указанное требует повышенного внимания к проблеме развития образовательной среды в соответствии с современными запросами общества.

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, под ред. В.В. Давыдова. - М., 2005. - 671 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев М., 1975. 304 с.

Леонтьев А.Н. Психология образа/ А.Н.Леонтьев // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. 1979.- № 2. - С. 3–13.

Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии/ В.И. Панов- М., 2004.- 196 с.

Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007. - 352 с.

Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В.А. Ясвин, под ред. В.И. Панова. - М., 1997. - С. 11-15.


Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.

2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Проектная деятельность в рамках ФГОС,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Недосековой А.В.

Ведущее место среди методов, используемых мировой и отечественной педагогикой, принадлежит сегодня методу проектов. Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение определенного периода в рамках имеющихся возможностей.

В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. Начинать проектную деятельность в начальных классах следует на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, художественный труд, чем на уроках русского языка, математики и других предметов.

Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы.

В современном образовательном процессе самостоятельная проектная деятельность учащихся позволяет разнообразить изучение предмета, повысить интерес к нему.

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.

Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.

2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Подготовленный проект должен быть представлен представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. То есть во главу угла ставятся сформированность основных типов ключевых компетенций:

- информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации);

-проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков);

- оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации);

- коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения своих целей).

. Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:

-в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

-образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

-каждому предоставляется возможность свободно выбирать(тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;

- проектная деятельность должна быть практически значимой.

Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика. Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - чело век, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Оценка выполненных проектов.

Формирование УУД

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Результатом могут быть поделки ( игрушки, книги, рисунки, открытки, модели и т.д.)или мероприятия( спектакли, концерты, викторины, КВН и т.д.). Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Таким образом, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Подобная работа необходима в начальной школе. Она благоприятно сказывается на развитии детей, поэтому проектная деятельность должна стать обязательной частью учебного процесса. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Список литературы.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.

8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

18.Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. - 1998г.

19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

20.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.

21.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

22.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003

Проектное обучение. Методический паспорт проекта по теме

Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога.

В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.

При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования. Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.

Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам.

Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.

Когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий, следует говорить об исполнительском проекте. Выполнение таких проектов неизбежно на начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у учащихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Но и в этом случае учитель не навязывает своих мнений, а вносит варианты для обсуждения совместных действий, показывая логику построения проектной деятельности, проходя вместе с детьми путь создания проекта.

Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.

Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать этот проект как творческий.

У каждого проекта есть своя направленность. Она помогает учителю понять, на какие этапы деятельности следует обратить главное внимание в данном проекте и как изменить задачи проекта, чтобы достичь поставленных педагогических целей.

Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к детям, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы. При групповой работе школьники усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности.

Обладая широким диапазоном возможностей, проектное обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах, может строиться на основе индивидуальной или совместной проектной деятельности учащихся, распределяемой по содержанию, назначению, трудоемкости и обеспечению.

Привлекательна для учащихся тематика интегрированных семейных проектов, связанных с изучением истории родного края и его культурных традиций (история, литература, краеведение).

Многие школьники, могут испытывать трудности в выборе темы проекта, особенно на начальном этапе обучения предмету. Для решения этой проблемы учителю желательно иметь “банк проектов”, состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, который сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим решением, обеспечением и оформлением, и проводить разъяснительную работу о содержании и возможностях того или иного проекта.

При подборе объектов проектной деятельности учителю следует учитывать необходимые требования к осуществлению данного способа практического обучения, среди которых наиболее существенными являются:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • приобретение учащимися новых знаний, необходимых для выполнения проекта;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

Необходимо обеспечить следующие условия учебной проектной деятельности: возможность использования, применения полученных знаний, умений и навыков; соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям детей; наличие необходимых материально-технических средств; соответствие экологическим и экономическим требова­ниям; обеспечение безопасных условий труда; привлечение образовательных ресурсов школы и окружающей среды.

Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по обеспечению потребностей в любых сферах деятельности человека. Потребности могут быть как материального, так и духовного плана.

Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например, провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.

Читайте также: