Использование изобразительной деятельности на логопедических занятиях в доу и начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Тема: «Методы и приемы изобразительной

деятельности в работе с детьми с нарушениями

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для

всестороннего развития и воспитания дошкольников с нарушениями речи

велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как

специфическое образное средство познания действительности, поэтому

имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь

умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием

Деятельность с бумагой, красками, карандашами - отражает и углубляет

представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению

умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с

коррекционным обучением. Занятия рисованием и другими видами

изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка,

его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на

формирование речи, игровых умений, а в целом помогают ребенку

подготовиться к школьному обучению.

Дети с различными речевыми нарушениями, являются особой категорией.

Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние

на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной.

Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с

различными речевыми нарушениями во многом отличается от

изобразительной деятельности детей в норме. У детей с наблюдаются

нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что

отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Отмечается

ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в

соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением.

При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются

значимые для их опознания детали. Дети не могут правильно держать

карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет

полноценную изобразительную деятельность. В целом, у детей с различными

речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается

несформированность техники рисования. На качество изображения

оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной

деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость

нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его

Итак, изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями

нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в

данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие

познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к

самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием.

Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением речи

Тяжелые нарушения речи характеризуются

контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи

составляют дети с общим недоразвитием речи, т.е. имеют место сложные

речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования

всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой

При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР

неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем,

неустойчиво, объём снижен, слуховая и зрительная память не развиты, дети

усидчивость. Мелкая моторика очень слабая, карандаш держат неправильно,

отсутствует нажим. Только треть детей владеет мыслительными операциями

выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую

поделку или постройку.

В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания

Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

воображению и рассказ о нем. Дети плохо понимают переносное значение

слов, метафор. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) чаще прибегают к

собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны

меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического

строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования

интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже,

У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения

их отличаются неточностью или несогласованностью. Дети с трудом берут

Сенсорная система имеет пробелы в освоении цветов, форм, соотнесении

размеров. Сложности возникают в построении перспективы рисунка, подборе

необходимых изобразительных средств.

Методы и приемы изобразительной деятельности

Для развития речи детей на занятиях применяются различные методы и

приемы изобразительной деятельности: показ предмета, рисование предмета

с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование

предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование

действий, использование речи взрослого в качестве образца.

Следует отметить большую эффективность одновременного использования

на занятиях нескольких приемов, например, сочетание словесного

объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их

изображения детьми (движение карандашом в воздухе, кистью без краски на

Речь взрослого – образец для подражания.

Для решения коррекционных задач речь взрослого должна отвечать тем же

требованиям, что и на занятиях по развитию речи. Прежде всего, речь

следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть

доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений.

В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного.

Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных

словосочетаниях. Использование речи взрослого в качестве образца

позволяет одновременно решать и задачи развития речи, и задачи обучения

детей рисованию, и коррекционно – воспитательные задачи. Очерчивающие

движения и указательные жесты совместно с речью помогают уточнить

форму предмета, расположение его частей относительно друг друга и их

соотношение по величине. От этого зависит правильное изображение

предмета в рисунке. Обозначение всех частей и признаков, словом обогащает

Обследование предметов.

Большое значение в обучении детей дошкольного возраста придается

обследованию предметов, которое предполагает участие различных

анализаторов. Это незаменимый приемов в познании детьми формы и

величины предмета, расположения его частей. Он способствует

формированию навыков правильного восприятия и отображения реально

существующих предметов. В предметном рисовании в качестве основных

направлений обследования предметов выделяются следующие:

1. Восприятие детьми целостного облика предмета.

2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их внешних

признаков (форма, величина, соотношение частей)

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно

друг друга (выше, ниже; слева, справа и т.д.)

4. Выделение более мелких частей предмета и установление их

пространственного расположения по отношению к основным частям

5. Повторное целостное восприятие предмета

Комментирование действий.

В процессе рисования предусматривается комментирование их действий с

целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения

значений слов, регуляции темпа деятельности.

Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное

и тактильное восприятие предмета должно целенаправленно и максимально

комментироваться речью взрослых. Целенаправленность предусматривает

две равнозначные задачи: развитие речи и развитие изобразительных

навыков. Максимально значит любое движение, указательный жест, само

предъявление предмета следует сопроводить речью, прокомментировать, что-

то уточнить и т.д. От содержания комментирующей речи при обследовании

предмета зависит точность передачи детьми количества частей предмета, их

расположения, формы, величины, пропорции и т.д.

Воспроизведение движений в воздухе.

В обучении детей с нарушениями речи является специфичным использование

таких приемов, которые в массовых группах применяются на более ранних

возрастных ступенях. Например, прежде чем рисовать, предварительно

следует выработать необходимое движение в воздухе, а затем уже

воспроизводить его на бумаге. Обучая детей, взрослый показывает, как надо

выполнять движение в воздухе, затем предлагает делать детям и сам

продолжает его вместе с детьми, комментируя: «Сейчас все возьмем кисточки

(карандаши) и будем рисовать вот так! Поднимите кисточки и покажите, как

будем рисовать ленточки. Вот так: сверху вниз. Все показываем, как надо

Сначала дети выполняют это движение сухой кистью, тренируются без

краски. Воспитатель привлекает внимание детей к выполнению предстоящего

действия: то к направлению, то к силе нажима кистью (карандашом), то к

выбору цвета и т.д.

Сравнение как прием обучения.

ООД по художественной деятельности развивают у детей способность

сравнивать предметы, признаки, действия. Речь взрослого помогает детям

осознать, что они действуют в данный момент с разными предметами. Речь

можно строить путем противопоставления: «Саша рисует яблоко, а Света уже

отмечает, что дети выполняют разные действия.

Вопросы детям.

В процессе занятий рисованием с целью развития речевой коммуникации

взрослый задает детям вопросы. В зависимости от состояния речи дети могут

отвечать на них по-разному. В начале обучения большинство детей

пользуются неречевыми средствами. На вопросы взрослого они отвечают

мимикой, жестами. Некоторые дети могут отвечать и отдельными словами, но

речь их понятна собеседнику лишь в данной конкретной ситуации. По мере

овладения речевыми средствами дети начинают все активнее отвечать на

вопросы словосочетаниями, а затем - и предложениями.

Воспитателю важно помнить, что содержание его вопросов должно иметь

наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую выполняют

дети: иначе ответы детей будут не мотивированы и превратятся в

механические языковые тренировки.

Вопросы по существу данной деятельности способствуют также решению

изобразительных задач. Ребенок усваивает, что яблоки бывают зеленые,

поэтому их надо рисовать зеленым карандашом.

Большое значение в обучении приемам изображения имеет дозировка

заданий. Для детей с нарушениями речи характерны нарушения внимания и

понимания речи; поэтому занятие следует делить на части: ознакомление

детей с предметом, который предстоит изображать; показ приемов

изображения; выполнение работы с детьми; анализ работы.

Ознакомление детей с предметом можно проводить путем обследования

самого предмета либо рассматривания готового образца (рисунка).

Показ приемов изображения осуществляется на готовом образце (сухой

кистью обводятся линии в нужном направлении) или создавая образец на

глазах у детей. Можно сочетать оба варианта показа.

В коррекционных целях следует предусмотреть выполнение работы

небольшими частями. Задание делится на две-три части. Такое деление

обеспечивает чередование объяснения с выполнением работы детьми.

Переключение видов деятельности повышает работоспособность детей,

отсрочивает утомление, помогает вовремя включиться в деятельность,

нормализировать ее темп. А от этого зависит и правильность выполнения

Специфика построения занятия определяется психологическими

особенностями детей с нарушениями речи – их быстрой утомляемостью,

Если задание требуется выполнить за один прием, дети могут пропустить

какие-то звенья в работе. Поэтому задание объяснятся не целиком, а частями,

за несколько приемов. Это особенно полезно для развития внимания к речи и

регуляции действий. Дети должны понимать из объяснения, что можно

выполнить, а чего делать пока нельзя. И не только понимать, но и выполнять

эти требования: сдерживать желания, терпеливо ждать, одновременно

начинать и заканчивать и т.д.

Объяснение задания на несколько приемов обеспечивает правильное

выполнение работы и способствует одновременному решению

коррекционных, коррекционно-воспитательных задач (воспитание выдержки,

регуляция включения в деятельность и ее темпа).

В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивает результаты

деятельности детей, анализирует их работы. Затем дает оценку. На первый

план должна выступать положительная оценка. Даже если дети что-то не

смогли выполнить, каждого нужно похвалить: кого за старание, кого за

правильный подбор цвета, за яркость линий, за правильно отображенную

величину предмета и т.д. В оценку обязательно учитывается правильность

выполнения работы в соответствии с заданием.

Таким образом, рассмотренные методы и приемы можно успешно

использовать в коррекционных или в коррекционно – воспитательных целях в

ООД по художественному с детьми с нарушениями речи. Следует

подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка –

дошкольника можно лишь в том случае, если будет выполняться программа

обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и

Рисование позволяет решать и коррекционно – воспитательные задачи:

воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и

целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость,

умение довести работу до конца, аккуратность, т.е. все качества, которые

слабо выражены у детей с ОНР. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу,

надо оказать должное внимание результатам его усилий.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют

сенсорному развитию детей, формируют мотивационно – потребностную

сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации

восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на

умственное развитие и развитие речи.

Список использованной литературы:

1. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.

2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию:

Учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ под ред. Н.П.Сакулиной,

Т.С.Комаровой. М: Просвещение, 1979.-272с.

3. С.А.Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выполнила учитель – логопед

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольников с нарушениями речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Деятельность с бумагой, красками, карандашами - отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

Дети с различными речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность. В целом, у детей с различными речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.

Итак, изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Большей частью дети создают рисунки по представлению или памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Основное направление в решении задач предметного рисования в старших группах детей с нарушениями речи – это стимулирование относительно самостоятельного восприятия предметов окружающего мира, формирование способности замечать их выразительность, своеобразие и на этой основе создавать выразительные, творческие рисунки.

На логопедических занятиях с элементами рисования развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Рисование позволяет решать и коррекционно – воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т.е. все качества, которые слабо выражены у детей с ОНР. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное внимание результатам его усилий.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно – потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.

Методы и приемы изобразительной деятельности на логопедических занятиях с элементами рисования с детьми с нарушениями речи.

Обучение детей доступным навыкам и приемам изображения предметов окружающей действительности на логопедических занятиях осуществляет логопед. Содержание этих задач соответствует в основном содержанию их в массовом детском саду, но имеются некоторые отличия в их реализации. Решение их осуществляется с учетом реальных знаний, умений и навыков каждого ребенка.

Поскольку дети с речевыми нарушениями значительно отстают в своем общем развитии от детей массовых дошкольных учреждений, имеют к тому же нарушения мелкой моторики, им доступно освоение приемов рисования, которыми нормально говорящие дети овладевают в более младшем возрасте.

Логопед использует на занятиях элементы рисования для решения следующих коррекционных задач: развитие восприятия речи детьми, развитие речевых средств и речевой коммуникации, а также развития мелкой моторики и развития психических функций.

Для развития речи детей на занятиях применяются различные методы и приемы изобразительной деятельности: показ предмета, рисование предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий, использование речи взрослого в качестве образца.

Следует отметить большую эффективность одновременного использования на занятиях нескольких приемов, например, сочетание словесного объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их изображения детьми (движение карандашом в воздухе, кистью без краски на бумаге).

Речь взрослого – образец для подражания.

Для решения коррекционных задач речь взрослого должна отвечать тем же требованиям, что и на занятиях по развитию речи. Прежде всего, речь следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений.

В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного. Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных словосочетаниях. Использование речи взрослого в качестве образца позволяет одновременно решать и задачи развития речи, и задачи обучения детей рисованию, и коррекционно – воспитательные задачи. Очерчивающие движения и указательные жесты совместно с речью помогают уточнить форму предмета, расположение его частей относительно друг друга и их соотношение по величине. От этого зависит правильное изображение предмета в рисунке. Обозначение всех частей и признаков, словом обогащает словарь детей.

Обследование предметов.

Большое значение в обучении детей дошкольного возраста придается обследованию предметов, которое предполагает участие различных анализаторов. Это незаменимый приемов в познании детьми формы и величины предмета, расположения его частей. Он способствует формированию навыков правильного восприятия и отображения реально существующих предметов. В предметном рисовании в качестве основных направлений обследования предметов выделяются следующие:

1. Восприятие детьми целостного облика предмета.

2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их внешних признаков (форма, величина, соотношение частей)

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже; слева, справа и т.д.)

4. Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям

5. Повторное целостное восприятие предмета

Комментирование действий.

В процессе рисования предусматривается комментирование их действий с целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения значений слов, регуляции темпа деятельности.

Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие предмета должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослых. Целенаправленность предусматривает две равнозначные задачи: развитие речи и развитие изобразительных навыков. Максимально значит любое движение, указательный жест, само предъявление предмета следует сопроводить речью, прокомментировать, что-то уточнить и т.д. От содержания комментирующей речи при обследовании предмета зависит точность передачи детьми количества частей предмета, их расположения, формы, величины, пропорции и т.д.

Воспроизведение движений в воздухе.

Сначала дети выполняют это движение сухой кистью, тренируются без краски. Воспитатель привлекает внимание детей к выполнению предстоящего действия: то к направлению, то к силе нажима кистью (карандашом), то к выбору цвета и т.д.

Сравнение как прием обучения.

Вопросы детям.

В процессе занятий рисованием с целью развития речевой коммуникации взрослый задает детям вопросы. В зависимости от состояния речи дети могут отвечать на них по-разному. В начале обучения большинство детей пользуются неречевыми средствами. На вопросы взрослого они отвечают мимикой, жестами. Некоторые дети могут отвечать и отдельными словами, но речь их понятна собеседнику лишь в данной конкретной ситуации. По мере овладения речевыми средствами дети начинают все активнее отвечать на вопросы словосочетаниями, а затем - и предложениями.

Воспитателю важно помнить, что содержание его вопросов должно иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую выполняют дети: иначе ответы детей будут не мотивированы и превратятся в механические языковые тренировки.

Вопросы по существу данной деятельности способствуют также решению изобразительных задач. Ребенок усваивает, что яблоки бывают зеленые, поэтому их надо рисовать зеленым карандашом.

Большое значение в обучении приемам изображения имеет дозировка заданий. Для детей с нарушениями речи характерны нарушения внимания и понимания речи; поэтому занятие следует делить на части: ознакомление детей с предметом, который предстоит изображать; показ приемов изображения; выполнение работы с детьми; анализ работы.

Ознакомление детей с предметом можно проводить путем обследования самого предмета либо рассматривания готового образца (рисунка).

Показ приемов изображения осуществляется на готовом образце (сухой кистью обводятся линии в нужном направлении) или создавая образец на глазах у детей. Можно сочетать оба варианта показа.

В коррекционных целях следует предусмотреть выполнение работы небольшими частями. Задание делится на две-три части. Такое деление обеспечивает чередование объяснения с выполнением работы детьми. Переключение видов деятельности повышает работоспособность детей, отсрочивает утомление, помогает вовремя включиться в деятельность, нормализировать ее темп. А от этого зависит и правильность выполнения работы детьми.

Специфика построения занятия определяется психологическими особенностями детей с нарушениями речи – их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью.

Если задание требуется выполнить за один прием, дети могут пропустить какие-то звенья в работе. Поэтому задание объяснятся не целиком, а частями, за несколько приемов. Это особенно полезно для развития внимания к речи и регуляции действий. Дети должны понимать из объяснения, что можно выполнить, а чего делать пока нельзя. И не только понимать, но и выполнять эти требования: сдерживать желания, терпеливо ждать, одновременно начинать и заканчивать и т.д.

Объяснение задания на несколько приемов обеспечивает правильное выполнение работы и способствует одновременному решению коррекционных, коррекционно-воспитательных задач (воспитание выдержки, регуляция включения в деятельность и ее темпа).

Таким образом, рассмотренные методы и приемы можно успешно использовать в коррекционных или в коррекционно – воспитательных целях на логопедических занятиях рисования с детьми с нарушениями речи. Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка –дошкольника можно лишь в том случае, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.

Изобразительная деятельность, как метод коррекционной работы с детьми с речевыми отклонениями, заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Рисование с детьми с нарушениями речи помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.

Список использованной литературы:

2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. М: Просвещение, 1979.-272с.

3. С.А.Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. М: Просвещение, 1991.-208с

4. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. С. В. Парафеевой. - М., Просвещение, 1972. - 86 с.

5. Г.Григорьева Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью/ Дошкольное воспитание 1991.-№3. С15-23

6. Сенсорное воспитание в детском саду/ под ред. Н.П.Сакулиной и Н.Н. Поддъякова. - М: Просвещение, 1969.-215с.

7. Е. Трифонова О детском рисунке как форме игры / Дошкольное воспитание 1996.-№2. С24-28.

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с дизартрией, нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. Отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. При рисовании тех или иных предметов опускаются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т.д.). Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Они с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их, обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

• широкий подход к решению проблемы;

• проявление творчества в художественной деятельности;

• единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;

• комплексное и системное использование методов и приёмов;

• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

• овладение детьми способами изображения

• индивидуальный подход к каждому ребёнку;

• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

Использование индивидуальных рисунков детей и других продуктов изобразительной деятельности детей в коррекционно-развивающих целях — как один из творческих методов в работе учителя-логопеда ДОУ

  • Логопед старается решить задачу коррекции речи и воспитания правильной речи с помощью различных методов и приемов. Как правило, процесс коррекции является длительным. Чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его к активному взаимодействию, логопед использует любую возможность сделать занятия более привлекательными, интересными, оживленными. Такую возможность дает деятельностный подход к логопедическим занятиям.

В продуктивной деятельности быстрее формируется восприятие и осознание речи, поскольку она имеет практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности.

Изобразительная деятельность является привлекательной для детей. Не менее привлекательной она может стать и для учителя — логопеда ДОУ. Для логопеда изобразительная деятельность интересна тем, что включает в работу несколько анализаторов (зрение, слух, мелкие движения кистей и пальцев рук, тактильное восприятие), взаимодействие которых, несомненно, положительно влияет на развитие речевой функции.

Использование изобразительной деятельности способствует стимулированию речевой активности ребенка, активизации и актуализации словаря, использованию грамматических категорий, выразительных средств речи, стимулирует развитие планирующей функции речи. Чтобы нарисовать предмет или объект, малыш должен иметь достаточное представление о нём: знать его форму, размер, цвет, из каких частей состоит, в какой среде обитает, с кем может дружить и другие сведения, которые ребёнок получает из совместной деятельности с педагогами и логопедом.

Использование изобразительной деятельности позволяет решать важные коррекционно — образовательные задачи, поставленные учителем-логопедом.

Развитие фонематического восприятия, формирование образа звука и произносительной стороны речи происходит при раскрашивании предметных картинок с изучаемыми и автоматизируемыми звуками; раскрашивание предметных картинок с определенным местом изучаемого звука; путем создания предметных и сюжетных картинок о звуке.

Смотрим глазками внимательно,
Нарисуем все старательно,
Ничего мы не забудем,
Называть все части будем.

Формирование грамматических категорий при использовании изодеятельности происходит в процессе закрепления названий цветов, согласования прилагательного с существительным, числительных с существительными.

Развитию пространственно временных представлений, логико-грамматических категорий способствуют подобные инструкции: нарисуй в верхнем левом углу яблоко, нарисуй грушу перед яблоком, и т.п. Одновременно происходит практическое усвоение и употребление предлогов и предложно-падежного управления в речи детей.

Незаменимым становится изобразительная деятельность для закрепления элементов и образа буквы в качестве профилактики оптической дисграфии. Рисунки, состоящие из элементов букв, можно использовать для развития графомоторных навыков:

Изодеятельность может помочь в развитии физиологического и речевого дыхания. Можно предложить ребёнку раскрасить картинку путём выдувания. Приветствуется изготовление совместно с родителями игрушек для развития дыхания и использование их на занятиях с логопедом и дома.

При работе с предложением, особенно на начальных этапах благоприятным фактором анализа предложения становится использование предметных картинок и линий при составлении схемы предложения.

Развитие связной речи происходит в течение всего подготовительного и собственно творческого процесса создания рисунка продукта. Логопед может широко использовать словесное рисование. Способствует развитию связной речи и творческого рассказывания иллюстрирование рифмовок, стихотворений, рассказов; составление описательных рассказов, комментированное рисование.

Логопед может использовать изодеятельность в качестве элементов логоритмики на логопедических занятиях: можно рисовать ритмический рисунок с помощью линий различной длины и конфигурации, можно с помощью геометрических фигур нарисовать движения танца и повторить его, а затем придумать свой рисунок и танец.

Наконец, логопед может создавать занятия на основе рисунков воспитанников. Такие занятия всегда проходят интересно, с хорошим настроем.

Ребенок вместе с логопедом преодолевает трудный и долгий путь к красивой и правильной речи.

Использование изобразительной деятельности на логопедических занятиях является приятным и плодотворным этапом этого пути. Благодаря этому использование продуктивной деятельности детей становится ценным звеном в коррекционной работе учителя-логопеда.

Методическая разработка совместной образовательной деятельности логопеда с детьми старшей группы с нарушениями речи с использованием элементов театрализации

Цель: использование индивидуальных рисунков детей в целях обобщения знаний, полученных на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, в соответствии с программным материалом.

Коррекционно-образовательные: совершенствовать практические умения и навыки детей; закрепить навык практического владения фонематическим анализом и синтезом; совершенствовать навык чтения; закрепить навыки пользования исправленной речью; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать музыкальное чувство ритма и темпа.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое, зрительное восприятие, внимание, целостность зрительного восприятия; развивать общую и мелкую моторику; развивать быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве; развивать творческое воображение и творческие способности.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, уверенность, веру в собственные силы, чувство радости друг за друга, чувство коллективизма.

Ход занятия

Оргмомент.

И в десять лет.
И в семь, и в пять,
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.

Я знаю, что вы тоже очень любите рисовать.

А вы верите в чудеса? Верите, что рисунки могут оживать? Сегодня каждый из вас может стать волшебником, оживить свой рисунок.

Только кисточкой взмахнем,
Оживает наш альбом.
И герои всех рисунков
Оживают тоже в нем.

А помогут вам мои сказочные помощники, отгадайте, кто они. Логопед загадывает загадки, дети отгадывают загадки, девочка и мальчик надевают маски кисточки и карандаша.

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)

Нарисует он картину,
Натюрморт или пейзаж
Остроносый, тонкий, длинный,
Деревянный.. (Карандаш)

Логопед: Чтобы узнать, какие рисунки оживут первыми, нужно подумать и назвать время года между зимой и летом. (Весна)

Логопед: Весенние рисунки залиты солнечным светом. Краски весны такие разные.

Солнце льет лучи на луг
И на все цветы вокруг:
Розовые, синие,
Голубые, красные,
Как один – красивые,
Хоть и очень разные.
Давайте скажем вместе слова:
Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

Дети хором произносят слова, выходят дети — авторы рисунков о весне.

Логопед: Весной расцветают первые цветы, а мы украсим эту страничку звуковыми цветами.

дети называют картинку, определяют первый звук в ее названии и кладут картинку на лепесток цветка с буквой, соответствующей звуку в ее названии.

На страничку голубую
Очень хочется попасть…
Весело журчит здесь речка
А на дне живет карась.

Если поглубже
В реку заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Можно увидеть,
Как папа карась сыночку читает
Сказку-раскраску.

Дети говорят волшебные слова:

Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

Логопед: А вот страничка лесная, зеленая, интересная, живая. Какой домик интересный. Отгадайте, кто здесь живет.

Дети говорят волшебные слова:

Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

Логопед: Хорошо в лесу. Но вот еще чей-то дом. Догадались, кто здесь живет?

Логопед: А вы знаете, что волки тоже бывают чистюлями?

Дети говорят волшебные слова:

Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

Логопед: Вот веселая страница — будем в цирке веселиться! (приглашаем всех в цирк)

Клоун в цирке каждый вечер.
Сколько радости от встречи –
Балагурит и хохочет,
Рассмешит, кого захочет.

Дети говорят волшебные слова:

Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

Логопед: В цирке выступают настоящие силачи. Давайте узнаем, как стать настоящим силачом.

Логопед: А еще силачи очень хорошо едят и никогда не вредничают за столом.

Логопед: Давайте скажем, как называется суп, если его сварили из овощей,
из грибов, из фасоли, из гороха, из кукурузы, из картофеля….

Логопед: В цирке животные все умеют делать, даже танцевать.
На веселом карнавале
Пели все и танцевали,
Даже добрый толстый слон
С белкой танцевал бостон.

Я – веселый карандаш, нарисую дом сейчас,
Небо и солнце над ним,
Нарисую трубу, из неё вьётся дым.
В доме том мама всегда меня ждет,
И на окошке дремлет мой кот.

Домашняя страничка — желтая- уютная, теплая.

Логопед: Давайте все вместе наведем порядок, разложим картинки по полочкам.

Мы рисуем понемножку.
Лапы…
Хвост…
Усы…
Бока.
Кто же это? — наша кошка!
Так нальем ей молока!

Что-то кошка смотрит хмуро.
Проведем еще мазок.
Уважаемая Мура,
Ты б мурлыкнула разок!

А нашей Кошке снится страшный сон.

Дети говорят волшебные слова:

Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

(АЛИНА читает стихотворение с движенями)

Логопед: А это страница научная, современная.

Дети говорят волшебные слова:

Рисунок оживи,
О себе нам расскажи.

АРТЕМ рассказывает стихотворение, ему помогает Андрей, который изображает робота.

Логопед: Давайте соберем нашего звукового робота.

В нашем альбоме последний рисунок,
Вы не устали от игр и от шуток?
Тогда напоследок шути веселей,
Порадуй друг друга и наших гостей!

Логопед подводит итог занятия: хвалит детей за прекрасные рисунки, за чудесные превращения, просит детей поблагодарить друг друга. Дети аплодируют себе.

Все подходят к выставке рисунков, рассматривают их, выбирают самые интересные рисунки.

Автор: Иванова Марина Валерьевна

Организация: МДОУ детский сад №100 г Кола

Населенный пункт: Мурманская область, Кольский район, г. Кола

Василий Александрович Сухомлинский сказал "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"

Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.

Через деятельность формируется речь. Наряду с игровой деятельностью, как основной формой взаимодействия с дошкольниками, большое значение в развитии речи имеет изо деятельность, так как речь приобретает в ней действительно практическую направленность, а сенсорно-перцептивные возможности изо деятельности позволяют в полном объеме использовать её в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. Поэтому на ряду с развитием речи необходимо развитие и мелкой моторики дошкольников.

Мелкая моторика - это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук. Как связанна мелкая моторика с речью? В настоящее время нейропсихологическими исследованиями М. М. Кольцовой (1979) и других учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга.

Включение в работу с детьми с ТНР нетрадиционных техник рисования позволяет:

  • активизировать и расширить словарный запас; установить грамматические закономерности при описании своих действий.
  • развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами.
  • осуществлять стимуляцию познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы).
  • развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?).
  • создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки (за счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.

В своей работе я использую нетрадиционные приемы рисования. Выбор этот не случаен. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционные приемы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные приемы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Не будем забывать, что работа с различными материалами и инструментами, в свою очередь, развивает мелкую моторику - т. е. развивает кисти рук и пальцев. Проба нового изобразительного материала воспринимается ребёнком как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносит малышу большую радость. Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие. Очень важно даже в маленьком человечке разглядеть индивидуальность, принять и поддержать его интересы, потребности, развить его творческие способности и позаботиться об эмоциональном благополучии. Чтобы активизировать внимание детей на занятии, побудить их к деятельности, активно использую игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение. В процессе обучения обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание. На своих занятиях, несмотря на ранний возраст воспитанников, предоставляю возможность детям использовать несколько оттенков одного цвета, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора, помогая выразить свои эмоции (внутренний мир) и отношение к окружающему его миру. Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам. Удивительную радость детям доставляют коллективные работы, к концу третьего года жизни они уже способны видеть общий результат, отмечая свой вклад в работу. Большое разнообразие вношу и в организацию непосредственно образовательной деятельности: дети могут рисовать сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов, и даже рисовать на бумаге, прикреплённой к стене группы.

Ребенок стремится подражать жестам, мимике и речи взрослого (интонация, темп речи, повышение и понижение голоса). Дальнейшее творчество приносит ему всё больше радости, даже от обычной работы с кистью и красками. Вот тогда можно ещё раз обратиться к традиционной технике рисования.

Литература:

1. Волосовец Т.В., Сазонова С. И. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – II.

3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М, Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под. Ред. Р.Г.Казаковой, М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006.

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.

6. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Используя зрительную опору, ребёнок запоминает материал легко и быстро, так как в работу включаются все виды памяти, задействуются слуховой и зрительный анализаторы. Хорошо, если ребёнок вас видит, ещё лучше, если он слышит вас, но если при этом он ещё и рисует, то успех обеспечен!

Схема 1

Солнце светит мышке в норку,
Лягушонок пьёт касторку,
Бедный Саша ловит мух,
Зайка прыгнул под лопух,
Утка спит в пустом стакане,
А корова на диване,
Ест Алёша камыши,
Ложка крякает в тиши.

Это стихотворение хорошо подойдёт для индивидуального занятия с ребёнком на этапе дифференциации свистящих и шипящих звуков и для закрепления предлогов — (В), (НА), (ПОД). Но как предложить ребёнку повторить его самостоятельно?

Давайте попробуем выполнить это задание с помощью пиктограмм (Схема № 1).

Схема 2

Солнце светит мышке в норку,
Бедный Саша пьёт касторку,
Лягушонок ловит мух,
Заяц прыгнул под лопух.
Муха спит в пустом стакане,
А Алеша — на диване,
Ест корова камыши,
Утка крякает в тиши. (Схема № 2)

С опорой на зрительное восприятие оба этих стихотворения ребёнок сможет вспомнить и повторить сразу же самостоятельно, при этом стараясь правильно проговорить все свистящие и шипящие звуки. Сможет найти и повторить предложения с предлогами, назвать те предлоги, которые в них использовались, а само стихотворение вспомнит и перескажет даже через несколько лет.

Так же интересно можно работать над рассказом или диалогом, что помогает активизировать речь, автоматизировать поставленные звуки, наработать словарь по определённой лексической теме или поработать над лексико-грамматическими категориями. А сколько интересных динамических пауз и организационных моментов можно проводить с использованием графической деятельности!

Подарили ножкам новые сапожки.
Вы ходите, топайте, по лужам не шлёпайте,
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите! (Схема № 3)

Пиктограмма к занятию по автоматизации звука (Л ).

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он забрался под стул,
Он зевнул и уснул! (Схема №4)

Лариса Черемных, учитель-логопед
детский сад №126, г. Иркутск

Читайте также: