Психолого педагогический анализ занятия в школе

Обновлено: 04.07.2024

Понятие и значение психолого-педагогического анализа урока

Психолого-педагогический анализ урока – это совокупность различных оценочных мероприятий, ориентированных на выявление основных задач урока и итогов их достижения, изучение содержания и разновидностей учебного процесса и его приоритетных показателей, оценку степени усвоения учащимися знаний, развития навыков, формирования их интеллектуальных свойств и основных показателей психического развития личности в процессе прохождения учебного занятия.

Анализ урока позволяет выявить его результативность и определить насколько успешно он был организован. Огромный объем аналитического материала представляется в учебной деятельности ребенка, его развитии в разных направлениях, возможностях усвоения различных учебных дисциплин и тем, поведенческие реакции в коллективной деятельности, взаимоотношения в учебном коллективе.

Психолого-педагогический анализ позволяет оценить деятельность педагога в различных направлениях, ее продуктивность в обучении и воспитании детей, степень развития ребенка, возможности его адаптации к среде учебного заведения, успех ее протекания. Для проведения данного анализа, психологу требуется посетить учебное учреждение и конкретный урок, чтобы пронаблюдать за деятельностью на нем педагога и учащихся.

Проведение анализа должно проходить в соответствии со следующими условиями:

  1. Нельзя проводить оценку работы педагога, только посетив одно его занятие. Один урок не может быть показателем всей деятельности;
  2. Собственная оценка урока должна идти следом за самоанализом урока. Иными словами, педагог должен уметь самостоятельно анализировать свою деятельность, адекватно оценивать ее успешность и недостатки. Педагог должен определить назначение урока, его взаимосвязь с предыдущими урока, и воздействие на последующие, структурное строение урока, принципы его организации, ход прохождения урока, выявить его акценты, оценить итоги, определить были ли сделаны отклонения от намеченного плана его прохождения и в достижении конкретных результатов, составить прогнозы дальнейшего развития;
  3. Следует составить программу анализа прохождения учебного занятия. Необходимо учесть результаты прошлого анализа, наличие его положительных и отрицательных сторон, выявить факторы, воздействующие на итоги его прохождения, средства, применяемые для реализации урока.

Готовые работы на аналогичную тему

Обязательные компоненты анализа

В процессе проведения психолого-педагогического анализа должны быть выполнены следующие действия:

  1. Проведена оценка реализации целевого назначения урока и его задач;
  2. Проведена оценка каждого этапа урока, его содержания и значимости;
  3. Проведена оценка содержания урока на каждом этапе его протекания и его значимости для достижения целей;
  4. Проведена оценка соответствия методов и средств, используемых в процессе учебного занятия, его условий и темпов прохождения специфике развития учащихся, их индивидуальным способностям и навыкам;
  5. Проведена оценка приемов контроля на каждой стадии учебного занятия за усвоением знаний учащихся, их динамикой;
  6. Проведена оценка психологического климата на учебном занятии;
  7. На основе выявленных недостатков должны быть даны рекомендации дальнейшего построения учебного занятия.

Структура психолого-педагогического анализа

Эффективность проведения анализа во многом зависит от его структурного строения. Анализ должен носить системный характер и проходить в определенной последовательности.

На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Отчет по практике "Психологический анализ урока"

Отчет по практике "Психологический анализ урока"
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика

Психологический анализ урока

1. Психологическая оценка структуры урока.

Психологический анализ урока

1. Психологическая оценка структуры урока.

2. Психологическая оценка содержания урока.

Учебный материал урока носил объяснительный характер, была высокая наглядность за счет использования презентации, моделей, которые учитель демонстрировал параллельно своему рассказу. Материал был конкретным, не вызывал никаких вопросов. Активизация познавательной деятельности учащихся требует различных видов памяти, а также логического и абстрактного мышления. У учеников был виден интерес к изучаемому материалу. Так как материал затрагивал жизненные вопросы, то эмоции у учащихся были серьезными. Данный материал соответствует возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненном опыту и уровню знаний. Благодаря мультимедийным технологиям учитель обогащал процесс обучения, приводил достаточно много иллюстративных примеров практического применения знаний, сравнений, используя в виде наглядности формулы и формулировки, все это в целом позволяет более сложный материал делать доступным и эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство обучаемых. По этой причине у школьников не возникало никаких вопросов, присутствовала заинтересованность. Воспитательное воздействие данного материала носит моральный характер и внимательность к каждому примеру. Это позволяет учителю оптимально реализовывать воспитательные возможности учебного материала, а также развить у учеников творческие способности, ответственность и самостоятельность в выполнении заданий.

3. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.

Организация внимания. Пути организации внимания на всех этапах урока учитель применял разные, например: обращение к учащимся с призывом быть внимательными, через прямое требование, а также при помощи использования занимательной информации и самостоятельной умственной деятельности учащихся, что заканчивалось поощрением. Учащиеся проявляли разные виды внимания, имевшие место на уроке, например: социально обусловленное и произвольное внимание, это проявлялось в постоянной форме активной деятельности, ученики с большим вниманием выполняли каждое задание, а также нашлось место и непроизвольному вниманию, это было связанно с тем, что несколько учеников отвлекалось на директора, который сидел в конце класса, так как урок был открытый. Способом организации переключения внимания учеников с одного вида деятельности на другой является чередование непроизвольного и произвольного внимания. Учитель чередовал различные виды деятельности. Также следует отметить то, что и учитель временами переключал внимание учащихся при помощи логических связок, пауз, подчеркивания материала. Это способствовало тем, что учитель учитывал возрастные особенности и психологическое состояния каждого ученика. Распределение внимания учащихся требовалось в практической деятельности: записи примеров, решения интерактивного теста, при которых необходимо было также слушать пояснения учителя. Класс с данной задачей справлялся преимущественно успешно. Большую роль сыграла мотивация.
Организация восприятия и его характер. Объектом восприятия учащихся являлись различные наглядные средства: речь учителя, раздаточный материал, карточки с задачами, а также мультимедийная презентация и модели. На уроке использовалось такое наглядное средство как мультимедийная презентация, содержащая в себе основные формулы для решения заданий, формулировка закона, основные выводы формул, а также изображения цепей, интерактивные модели для решения задач. Можно с уверенностью сказать, что материал, изучаемый на уроке, был достаточно хорошо осмыслен и усвоен, так как учащиеся быстро отвечали на вопросы учителя по теме, выполняли задания, выводили формулы, вовлекли директора в процесс поиска практической значимости изученного закона, вели активную беседу про счетчики электроэнергии.
Активизация памяти и ее развитие. Обращение учителя к памяти школьников проводилось с целью успешного запоминания и предотвращения забывания учебного материала. Учитель часто задавал вопросы, на которые отвечали ранее, активизировал знания в процессе всего урока. На уроке используются ситуации и приемы, при помощи которых активизируются различные виды памяти: моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная, преднамеренная. Для лучшего запоминания материала учитель использовал такие приемы как применение формул на практике, а именно учащиеся сами выводили формулы закона Джоуля-Ленца, используя знания, полученные на прошлых уроках. У учеников проявлялись такие процессы как закрепление пройденного материала, ее воспроизведение, узнавание. Так как урок был первым в этой теме, то присутствовало некоторое забывание информации.
Активизация мыслительной деятельности школьников. Решение заданий учитель объяснял при помощи применения объяснительно-иллюстративных методов, бесед с классом. Широко использовались наглядные средства. Учитель формировал в основном атрибутивные суждения. Он вел учащихся к применению формул на практике преимущественно дедуктивным методом. Учитель вызвал у учеников потребность в усвоении понятий путем приведения примеров практической применимости. Можно выделить следующие уровни усвоения практической части на уроке: понимание, воспроизведение, применение и в некоторых случаях творчество. Ученики совершали ошибки при усложнении заданий. Но это было не очень страшно, так как урок был первым в этой теме. Учителю удалось активизировать самостоятельное творческое мышление учеников благодаря проблемной направленности построения урока и созданию проблемных ситуаций на уроке. Таким образом, степень заинтересованности и активности учащихся в поиске ответа были достаточно высокими. Класс достаточно хорошо подготовлен к проблемному обучению, так как он является сильным в школе. В общем, учащиеся имеют достаточно хорошие знания и навыки решения. В классе есть 5-6 человека, активно проявляющих себя при поиске решения. Урок был построен достаточно логично, последовательно, внутренне стройно. Логика рассуждения учащихся в основном была построена правильно и последовательно, что позволяло им допускать немного ошибок в рассуждениях. На уроке активизировались представления памяти, репродуктивное и творческое мышление благодаря приведению учащимися собственных примеров, подтверждающих правила, поиск ошибок в собственных суждениях. Учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся, например карточки с задачами, конспекты с материалом урока, в которых необходимо было вставить пропущенные слова и др.

4. Стиль деятельности учителя и организация обратной связи на уроке.

5. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке.

Внешний вид учителя классический, опрятный, не слишком яркий, не отвлекает учащихся от учебного процесса, в то же время служит примером того, как необходимо выглядеть в школе. Речь учителя построена грамотно, логически правильно, не содержит слов – паразитов. Основу общения учителя с детьми составляет сотрудничество и взаимопонимание. Отношение учеников к учителю, в свою очередь, дружелюбное, доверительное, заинтересованное. Эмоциональный климат на уроке благоприятный. Требования учителя всегда понятные, четкие, в меру строгие. Требования имеют достаточно большое значение для формирования волевых и моральных качеств личности учеников, таких как ответственность, уважение к труду. К данным требованием учащиеся относятся с пониманием, всегда выполняют. Методы и приемы, используемые на уроке, позволяют сформировать способность работать самостоятельно и в группе, развить такие качества как целеустремленность, умение контролировать и оценивать себя, умение работать в группе, выражать свою точку зрение и выслушивать чужую. Учитель делает опор на совместную и на самостоятельную работу учеников, давая им краткие указания к действию, комментирует собственные действия и шаги, что служит примером для деятельности учеников, строит цепочки рассуждений, предлагает учащихся рассуждать самостоятельно, комментировать и оценивать собственные ответы и ответы одноклассников. Учителем учитывались возрастные особенности учащихся (характеристики психического и личностного развития), также учитывались возможности учащихся, их сильные и слабые стороны, а также межличностное взаимодействие учащихся друг с другом.

6. Результаты урока.

Цели урока достигнуты в полном объеме. Об этом может свидетельствовать достаточно высокий уровень усвоения интерес к выполняемой работе, активность учеников проявление положительных эмоций в течении и в конце урока. В конце урока была проведена рефлексия. Всем активным ученикам выставлены оценки. Все остались довольны. Урок позволил учащимся развить свою культуру работы с физическими терминами и их единицами измерения, что является очень важным при изучении физики, осознать значимость изучаемого материала.
Отчет по практике 5 курс физико-математический факультет БГПУ им. М.Танка, 2016 г

Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Усвоение новых знаний.
4. Обобщение и систематизация знаний.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание с пояснением.

2. Психологическая оценка содержания урока.

Учебный материал урока носил объяснительный характер, была высокая наглядность за счет использования презентации, моделей, которые учитель демонстрировал параллельно своему рассказу. Материал был конкретным, не вызывал никаких вопросов. Активизация познавательной деятельности учащихся требует различных видов памяти, а также логического и абстрактного мышления. У учеников был виден интерес к изучаемому материалу. Так как материал затрагивал жизненные вопросы, то эмоции у учащихся были серьезными. Данный материал соответствует возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненном опыту и уровню знаний. Благодаря мультимедийным технологиям учитель обогащал процесс обучения, приводил достаточно много иллюстративных примеров практического применения знаний, сравнений, используя в виде наглядности формулы и формулировки, все это в целом позволяет более сложный материал делать доступным и эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство обучаемых. По этой причине у школьников не возникало никаких вопросов, присутствовала заинтересованность. Воспитательное воздействие данного материала носит моральный характер и внимательность к каждому примеру. Это позволяет учителю оптимально реализовывать воспитательные возможности учебного материала, а также развить у учеников творческие способности, ответственность и самостоятельность в выполнении заданий.

3. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.

Организация внимания. Пути организации внимания на всех этапах урока учитель применял разные, например: обращение к учащимся с призывом быть внимательными, через прямое требование, а также при помощи использования занимательной информации и самостоятельной умственной деятельности учащихся, что заканчивалось поощрением. Учащиеся проявляли разные виды внимания, имевшие место на уроке, например: социально обусловленное и произвольное внимание, это проявлялось в постоянной форме активной деятельности, ученики с большим вниманием выполняли каждое задание, а также нашлось место и непроизвольному вниманию, это было связанно с тем, что несколько учеников отвлекалось на директора, который сидел в конце класса, так как урок был открытый. Способом организации переключения внимания учеников с одного вида деятельности на другой является чередование непроизвольного и произвольного внимания. Учитель чередовал различные виды деятельности. Также следует отметить то, что и учитель временами переключал внимание учащихся при помощи логических связок, пауз, подчеркивания материала. Это способствовало тем, что учитель учитывал возрастные особенности и психологическое состояния каждого ученика. Распределение внимания учащихся требовалось в практической деятельности: записи примеров, решения интерактивного теста, при которых необходимо было также слушать пояснения учителя. Класс с данной задачей справлялся преимущественно успешно. Большую роль сыграла мотивация.
Организация восприятия и его характер. Объектом восприятия учащихся являлись различные наглядные средства: речь учителя, раздаточный материал, карточки с задачами, а также мультимедийная презентация и модели. На уроке использовалось такое наглядное средство как мультимедийная презентация, содержащая в себе основные формулы для решения заданий, формулировка закона, основные выводы формул, а также изображения цепей, интерактивные модели для решения задач. Можно с уверенностью сказать, что материал, изучаемый на уроке, был достаточно хорошо осмыслен и усвоен, так как учащиеся быстро отвечали на вопросы учителя по теме, выполняли задания, выводили формулы, вовлекли директора в процесс поиска практической значимости изученного закона, вели активную беседу про счетчики электроэнергии.
Активизация памяти и ее развитие. Обращение учителя к памяти школьников проводилось с целью успешного запоминания и предотвращения забывания учебного материала. Учитель часто задавал вопросы, на которые отвечали ранее, активизировал знания в процессе всего урока. На уроке используются ситуации и приемы, при помощи которых активизируются различные виды памяти: моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная, преднамеренная. Для лучшего запоминания материала учитель использовал такие приемы как применение формул на практике, а именно учащиеся сами выводили формулы закона Джоуля-Ленца, используя знания, полученные на прошлых уроках. У учеников проявлялись такие процессы как закрепление пройденного материала, ее воспроизведение, узнавание. Так как урок был первым в этой теме, то присутствовало некоторое забывание информации.
Активизация мыслительной деятельности школьников. Решение заданий учитель объяснял при помощи применения объяснительно-иллюстративных методов, бесед с классом. Широко использовались наглядные средства. Учитель формировал в основном атрибутивные суждения. Он вел учащихся к применению формул на практике преимущественно дедуктивным методом. Учитель вызвал у учеников потребность в усвоении понятий путем приведения примеров практической применимости. Можно выделить следующие уровни усвоения практической части на уроке: понимание, воспроизведение, применение и в некоторых случаях творчество. Ученики совершали ошибки при усложнении заданий. Но это было не очень страшно, так как урок был первым в этой теме. Учителю удалось активизировать самостоятельное творческое мышление учеников благодаря проблемной направленности построения урока и созданию проблемных ситуаций на уроке. Таким образом, степень заинтересованности и активности учащихся в поиске ответа были достаточно высокими. Класс достаточно хорошо подготовлен к проблемному обучению, так как он является сильным в школе. В общем, учащиеся имеют достаточно хорошие знания и навыки решения. В классе есть 5-6 человека, активно проявляющих себя при поиске решения. Урок был построен достаточно логично, последовательно, внутренне стройно. Логика рассуждения учащихся в основном была построена правильно и последовательно, что позволяло им допускать немного ошибок в рассуждениях. На уроке активизировались представления памяти, репродуктивное и творческое мышление благодаря приведению учащимися собственных примеров, подтверждающих правила, поиск ошибок в собственных суждениях. Учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся, например карточки с задачами, конспекты с материалом урока, в которых необходимо было вставить пропущенные слова и др.

4. Стиль деятельности учителя и организация обратной связи на уроке.

5. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке.

Внешний вид учителя классический, опрятный, не слишком яркий, не отвлекает учащихся от учебного процесса, в то же время служит примером того, как необходимо выглядеть в школе. Речь учителя построена грамотно, логически правильно, не содержит слов – паразитов. Основу общения учителя с детьми составляет сотрудничество и взаимопонимание. Отношение учеников к учителю, в свою очередь, дружелюбное, доверительное, заинтересованное. Эмоциональный климат на уроке благоприятный. Требования учителя всегда понятные, четкие, в меру строгие. Требования имеют достаточно большое значение для формирования волевых и моральных качеств личности учеников, таких как ответственность, уважение к труду. К данным требованием учащиеся относятся с пониманием, всегда выполняют. Методы и приемы, используемые на уроке, позволяют сформировать способность работать самостоятельно и в группе, развить такие качества как целеустремленность, умение контролировать и оценивать себя, умение работать в группе, выражать свою точку зрение и выслушивать чужую. Учитель делает опор на совместную и на самостоятельную работу учеников, давая им краткие указания к действию, комментирует собственные действия и шаги, что служит примером для деятельности учеников, строит цепочки рассуждений, предлагает учащихся рассуждать самостоятельно, комментировать и оценивать собственные ответы и ответы одноклассников. Учителем учитывались возрастные особенности учащихся (характеристики психического и личностного развития), также учитывались возможности учащихся, их сильные и слабые стороны, а также межличностное взаимодействие учащихся друг с другом.

6. Результаты урока.

Цели урока достигнуты в полном объеме. Об этом может свидетельствовать достаточно высокий уровень усвоения интерес к выполняемой работе, активность учеников проявление положительных эмоций в течении и в конце урока. В конце урока была проведена рефлексия. Всем активным ученикам выставлены оценки. Все остались довольны. Урок позволил учащимся развить свою культуру работы с физическими терминами и их единицами измерения, что является очень важным при изучении физики, осознать значимость изучаемого материала.
Отчет по практике 5 курс физико-математический факультет БГПУ им. М.Танка, 2016 г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогический анализ урока математики является помощью для студентов педагогического учреждения во время прохождения педпрактики. Урок, который я посетила, проводился для учащихся 7 класса. В анализе отражается психологическая структура урока.

Психолого-педагогический анализ урока

Общие сведения об уроке.

Школа: ГБОУ СЛИ №2

Тема урока: Решение задач с помощью уравнений.

Цель урока: Учить решению текстовых задач с помощью уравнений.

Тип урока: изучение нового материала

Количество учащихся в классе: 19

Из них присутствовало на уроке: 17

Организационный момент урока.

Организационный этап прошел оперативно и организованно: учитель и учащиеся приветствовали друг друга, кабинет готов к уроку, учащиеся стоя приветствуют учителя, учебные принадлежности - учебник, тетрадь, ручка на столе, и внешний вид все в форме учащихся лицея. Внимание учащихся обращено на учителя и урок. Организационный момент краток, учащиеся готовы к работе, включаются быстро в деловой ритм, внимание приковано на учителя.

Психологический анализ опроса учащихся на уроке.

При фронтальном опросе учащихся повторяется пройденный материал, совершенствуются и упорядочиваются знания, развивает умение отвечать быстро и четко на вопросы. Степень готовности учащихся можно охарактеризовать как хорошую, материал усвоен, путаницы не возникает. Правильность выполнения домашнего задания важный фактор усвоения нового учебного материал и степень готовности к следующему уроку.

Психологический анализ процесса изучения нового материала на уроке.

Плавно с проговариванием вывода по пройденной теме учитель подготавливает учащихся к изучению нового материала. Тема заявлена, письменно отражена на учебной доске, цели и задачи были проговорены устно, значимость проблемы актуализирована с увязкой примером из жизни общества. Тема дается согласно формулировке учителем цели, оценки значимости для учащихся нового учебного материала; важности проблемы в жизни современного общества. Отражена и зафиксирована в поурочном планировании. Учитель четко и однозначно определяет цель урока, показывает учащимся чему они должны научиться в ходе урока. Учащиеся принимают участие в обсуждении новой темы опираясь на остаточные знания и текст учебника, наглядность, подготовленную учителем, в виде ксерокопий, что способствует эффективному восприятию и осмыслению нового материала; пониманию учащимися практической значимости изучаемого материала и его связь с современным положением и актуальность заявленной темы.

Психологический анализ закрепления.

Психологический анализ задания на дом.

Перед звонком учитель подводит итоги урока, как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники. Сообщает о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, проверяет, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.

Общий вывод об уроке.

Учитель спокойно, терпеливо объяснял содержание работы, приемов и последовательности их выполнения; умело в кратких указаниях разъяснял учащимся как они должны готовить домашнее задание.

Психологический анализ особенностей поведения учителя на уроке.

Оценивая урок в общем, можно сказать, что замысел удался, поставленные учителем цели были достигнуты. Общая доброжелательная атмосфера урока позволила ученикам глубоко погрузиться в изучаемую проблему, активизировать мышление и воображение. Форма организации урока в виде дискуссии позволяет ученикам развивать свои коммуникативные способности, умение отстаивать свою точку зрения, развивает речь и творческое мышление. Работоспособность учеников не снижалась на протяжении всего урока, что свидетельствует об их увлеченности темой, способности работать в группе. Педагог смог создать положительную мотивацию на усвоение нового материала, о чем свидетельствует внимательность учащихся, вопросы к учителю, активная работа учащихся, высказывание собственных суждений, инициативное обсуждение вопросов учащимися. Учитель требователен, сдержан, собран к уроку. В целом можно говорить о том, что учащиеся усвоили связь между прошедшей и изучаемой темой, узнали для себя новые факты, термины, установили взаимосвязь и закономерности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психологический анализ урока

МБОУ СОШ №24 им Д.Желудова

Предмет: русский язык

Ф.И.О. – учителя: Кущ Александра Владимировна

Психологические обоснования структуры урока

Содержание урока

- качество учебного материала

- соотношение нагрузки на память, внимание, мышление, творчество;

- педагогический такт учителя:

- психологический климат в классе (деловой контакт, искренность общения, атмосфера сотрудничества и т. д.);

Особенности самоорганизации учителя - подготовленность к уроку (степень овладения содержанием, структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели урока, и внутренней готовности к ее осуществлению), - рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, настроенность на тему и психологическую цель урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и т.д.); - речевая культура учителя (научность, логичность, аргументированность, корректность, эмоциональность, образность, темп речи);

Организация познавательной деятельности учащихся как достигалась осмысленность, целостность восприятия учениками материала; - какие используются установки и в какой форме (убеждение, внушение); как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся; - какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.); - закрепление результатов работы.

Тип проводимого урока – повторение пройденного материала (третий урок по данной теме). Четко прослеживались все этапы урока. Повторение пройденного материала было проведено четко, путем использования различных методов и приемов. 1-ая часть урока (вводная часть) составляла: работа с тетрадью), ответы учеников на вопросы учителя соответствующе теме урока и работы с учебником. 2-ая часть урока (основная часть), были задания устного характера, для формирования слухового внимания и работа у доски совместно с учителем (больше осуществлялась индивидуальная работа с малоактивными детьми). 3-ья часть урока (заключительная часть) была проведена рефлексия (анализ проделанной работы), оглашение учителем оценок за урок и запись домашнего задания. Учитель использовал различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке, смена видов деятельности на уроке способствовала сосредоточению внимания учеников. Темп ведения урока способствовал поддержанию внимания на уроке. На уроке учитывались индивидуальные особенности памяти учащихся, использовались сочетания видов памяти. Для закрепления пройденного материала учащимся было предложено выполнение разнообразных упражнений, которые способствовали лучшему усвоению знаний (чтение стихотворений по учебнику, работа в рабочих тетрадях и работа со словарем). В ходе урока Александра Владимировна проявила свое мастерство, как педагог. Она умело вела себя с детьми, использовала разные подходы для проверки знаний. Она хорошо владела собой, была внимательна и наблюдательна, корректно делала замечания детям, а так же вежливо поправляла детей.

Психологический климат на уроке позитивный. Взаимодействие учителя и учащихся на уроке доброжелательное, на уроке царила атмосфера уважительно-доверительного отношения друг к другу. Требования учительницы не вызывали негативной реакции у учеников, в течение урока доминировали и развивались положительные чувства и эмоции, на всех этапах урока. Для Александры Владимировны наиболее характерно психическое состояние спокойствия и доброжелательности.

Подготовка учителя была на высоком уровне. Во время работы с классом, учительница способна мобилизовать внимание учащихся различными способами, такими как прямое требование и указание; связывая изучаемый материал с жизнью школьников; с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций. Она умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы. Учительница чутко реагирует на смену настроения класса и изменяет тактику преподавания материала.

На этом уроке сочетались контроль, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания. На уроке использовались различные виды работы: групповые, индивидуальные. Ученики выполняли как устные, так и письменные упражнения, а так же хочется отметить, что ученики 2 класса, отлично умеют работать самостоятельно с учебником без помощи учителя. Александра Владимировна свободно владеет современным литературным языком, используя все его богатые возможности, обороты, стили. Она совмещает в своих рассказах обязательную точность и обстоятельность доказательств, выражает мысли профессионально и вместе с тем образно. Речь её неторопливая, образная, используется множество оттенков и интонаций. Преподаватель великолепно владеет собой. Мимика у нее очень выразительная и хорошо заметно, когда она сердится, радуется ответам учеников и хорошему их поведению. Очень заметен ее авторитет и уважение к ней в классе. Что касается внимания и наблюдательности, здесь тоже стоит сказать, что педагог превосходно умеет общаться и всегда прислушивается к детям. Александра Владимировна всегда проявляет внимание к ученикам, не выделяя никого

конкретно и, в то же время, не заставляя никого чувствовать себя обделенным. Урок прошел успешно. Все поставленные цели были выполнены, задачи реализованы. Работу можно оценить, как продуктивную. Дети вели себя на уроке активно, с интересом закрепили пройденный материал и выполняли задания. Делая вывод, можно сказать, что, проведенный урок во 2 классе, был успешным и продуктивным.

Психологический анализ урока

МБОУ СОШ №24 им Д.Желудова

Ф.И.О. – учителя: Кущ Александра Владимировна

Психологические обоснования структуры урока

Содержание урока

- качество учебного материала

- соотношение нагрузки на память, внимание, мышление, творчество;

- педагогический такт учителя:

- психологический климат в классе (деловой контакт, искренность общения, атмосфера сотрудничества и т. д.);

Особенности самоорганизации учителя - подготовленность к уроку (степень овладения содержанием, структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели урока, и внутренней готовности к ее осуществлению), - рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, настроенность на тему и психологическую цель урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и т.д.); - речевая культура учителя (научность, логичность, аргументированность, корректность, эмоциональность, образность, темп речи);

Организация познавательной деятельности учащихся как достигалась осмысленность, целостность восприятия учениками материала; - какие используются установки и в какой форме (убеждение, внушение); как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся; - какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.); - закрепление результатов работы.

Тип проводимого урока - повторение пройденного материала (второй урок по данной теме). Повторение нового материала было четким, использовались различные методы и приемы. 1-ая часть рока было составление задач и проверки домашнего задания. 2-ая часть урока, была работа детей у доски и в рабочих тетрадях совместно с учителем (больше осуществлялась индивидуальная работа с малоактивными учениками), активизировались малоактивные дети. 3-ья часть урока, была проведена рефлексия, оглашение оценок и запись домашнего задания. Учитель использовал различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке, смена видов деятельности на уроке способствовала сосредоточению внимания учеников. Темп ведения урока способствовал поддержанию внимания на уроке. На уроке учитывались индивидуальные особенности памяти учащихся, использовались сочетания видов памяти. Для закрепления полученных знаний учащимся было предложено выполнение разнообразных упражнений и заданий, которые способствовали лучшему усвоению знаний. В ходе урока Александра Владимировна проявила свое мастерство, как педагог. Она умело вела себя с детьми, использовала разные подходы для подачи и проверки знаний. Она хорошо владела собой, была внимательна и наблюдательна, корректно делала замечания детям, а так же вежливо поправляла детей.

Психологический климат на уроке позитивный. Взаимодействие учителя и учащихся на уроке доброжелательное, на уроке царила атмосфера уважительно-доверительного отношения друг к другу. Требования учительницы не вызывали негативной реакции у учеников, в течение урока доминировали и развивались положительные чувства и эмоции, на всех этапах урока. Для Александры Владимировны наиболее характерно психическое состояние спокойствия и доброжелательности.

Подготовка учителя была отличной. Во время работы с классом, учительница способна мобилизовать внимание учащихся различными способами, такими как прямое требование; связывая изучаемый материал с жизнью школьников; с помощью использования занимательной. Она умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы. Учительница чутко реагирует на смену настроения класса и изменяет тактику преподавания материала.

На этом уроке сочетались контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания. На уроке использовались различные виды работы: групповые, индивидуальные. Ученики выполняли как устные, так и письменные упражнения, а так же было видно, что дети могу самостоятельно, без помощи учителя работать с учебником. Александра Владимировна свободно владеет необходимыми терминами соответствующие теме урока. Она совмещает в своих рассказах обязательную точность и обстоятельность доказательств, выражает мысли профессионально. Речь её неторопливая, образная, используется множество оттенков и интонаций. Преподаватель великолепно владеет собой. Мимика у нее очень выразительная и хорошо заметно, когда она сердится, радуется ответам учеников и хорошему их поведению. Очень заметен ее авторитет и уважение к ней в классе. Что касается внимания и наблюдательности, здесь тоже стоит сказать, что педагог превосходно умеет общаться и всегда прислушивается к детям. Александра Владимировна всегда проявляет внимание к ученикам, не выделяя никого конкретно и, в то же время, не заставляя никого чувствовать себя обделенным. Урок прошел успешно. Все поставленные цели были выполнены, задачи реализованы. Работу можно оценить, как очень продуктивную. Дети вели себя на уроке активно, с интересом закрепили пройденны материал и выполняли задания. Делая вывод, можно сказать, что, проведенный урок во 2 классе, был успешным и продуктивным.

Психологический анализ урока

МБОУ СОШ №24 им Д.Желудова

Предмет: окружающий мир

Ф.И.О. – учителя: Кущ Кущ Александра Владимировна

Психологические обоснования структуры урока

Содержание урока

- качество учебного материала

- соотношение нагрузки на память, внимание, мышление, творчество;

- педагогический такт учителя:

- психологический климат в классе (деловой контакт, искренность общения, атмосфера сотрудничества и т. д.);

Особенности самоорганизации учителя - подготовленность к уроку (степень овладения содержанием, структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели урока, и внутренней готовности к ее осуществлению), - рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, настроенность на тему и психологическую цель урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и т.д.); - речевая культура учителя (научность, логичность, аргументированность, корректность, эмоциональность, образность, темп речи);

Организация познавательной деятельности учащихся как достигалась осмысленность, целостность восприятия учениками материала; - какие используются установки и в какой форме (убеждение, внушение); как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся; - какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.); - закрепление результатов работы.

Тип проводимого урока - объяснения нового материала (первый урок по теме). Четко прослеживались все этапы урока. Что касается изложения нового материала, он был донесен до учеников очень доступно, логично и последовательно, учитывались особенности и возможности класса. 1-ая часть урока состояла из проверки домашнего задания и работой над ошибками. 2-ая часть урока заключалась в объяснении нового материала с использованием ИКТ-технологий, работой в рабочих тетрадях и творческих заданиях (осуществлялась индивидуальная работа с теми детьми, у которых предложенные задания, вызывали затруднения). 3-ья часть урока заключалась в рефлексии, оглашении оценок и записи домашнего задания. Учитель использовал различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке, смена видов деятельности на уроке способствовала сосредоточению внимания учеников. Темп ведения урока способствовал поддержанию внимания на уроке. На уроке учитывались индивидуальные особенности памяти учащихся, использовались сочетания видов памяти. Для закрепления новых знаний учащимся было предложено выполнение разнообразных упражнений, которые способствовали лучшему усвоению знаний. В ходе урока Кущ Александра Владимировна проявила свое мастерство, как педагог. Она умело вела себя с детьми, использовала разные подходы для подачи и проверки знаний. Она хорошо владела собой, была внимательна и наблюдательна, корректно делала замечания детям, а так же вежливо поправляла детей.

Психологический климат на уроке позитивный. Взаимодействие учителя и учащихся на уроке доброжелательное, на уроке царила атмосфера уважительно-доверительного отношения друг к другу. Требования учительницы не вызывали негативной реакции у учеников, в течение урока доминировали и развивались положительные чувства и эмоции, на всех этапах урока. Для Александры Владимировны наиболее характерно психическое состояние спокойствия и доброжелательности.

Подготовка учителя была отличной. Во время работы с классом, учительница способна мобилизовать внимание учащихся различными способами, такими как прямое требование; связывая изучаемый материал с жизнью школьников; с помощью использования занимательной информации. Она умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы. Учительница чутко реагирует на смену настроения класса и изменяет тактику преподавания материала.

На этом уроке сочетались контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания. На уроке использовались различные виды работы: групповые, индивидуальные. Ученики выполняли как устные, так и письменные упражнения, а так же творческие задания в рабочих тетрадях. Александра Владимировна свободно владеет необходимыми терминами для проведения соответствующего урока. Она совмещает в своих рассказах обязательную точность и обстоятельность доказательств, выражает мысли профессионально и вместе с тем образно. Речь её неторопливая, образная, используется множество оттенков и интонаций. Преподаватель великолепно владеет собой. Мимика у нее очень выразительная и хорошо заметно, когда она сердится, радуется ответам учеников и хорошему их поведению. Очень заметен ее авторитет и уважение к ней в классе. Что касается внимания и наблюдательности, здесь тоже стоит сказать, что педагог превосходно умеет общаться и всегда прислушивается к детям. Александра Владимировна всегда проявляет внимание к ученикам, не выделяя никого конкретно и, в то же время, не заставляя никого чувствовать себя обделенным. Урок прошел очень успешно. Все поставленные цели были выполнены, задачи реализованы. Работу можно оценить, как продуктивную. Дети вели себя на уроке активно, с интересом выслушивали новый материал и выполняли задания. Делая вывод, можно сказать, что, проведенный урок во 2 классе, был успешным и продуктивным.

Те педагогические воздействия учителя, которые не соответствуют психологическим законам развития, противоречат им, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребенка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализации.
Л. М. Митина

Основная деятельность ребенка или подростка в школе — это учеба, поэтому посещение уроков и наблюдение за детьми в их основной деятельности дает богатый материал для анализа.

Для того чтобы адекватно оценить развитие ребенка и степень его, адаптации к школе, практическому психологу необходимо быть знакомым с учебной программой. Это очень актуально для начальной школы, особенно для первого класса, где в рамках одной возрастной группы разница в развитии детей может быть весьма значительной, а задачи обучения одинаковы для всех. Таким образом, знание психологом учебной программы поможет ему предупредить возможность возникновения у учащихся школьной дезадаптации. Хочется еще раз подчеркнуть, что школьный психолог — это специалист, работающий не с ребенком вообще, а со школьником, то есть человеком, играющим конкретную социальную роль, находящимся в определенной среде с принятыми в ней достаточно жесткими правилами и требованиями.

При определении цели посещения рекомендуется обращать внимание на степень реализации средствами обучения развивающих и (или) коррекционных задач, на связь обучения и развития. Известно, например, что существует определенная специфика обучения ребенка чтению слов с буквами, произнесение которых вызывает у него затруднения (свойственно детям с дислалией), или обучения написанию слов с определенными орфограммами в случае, если имеются фонетико-фонематические проблемы. Своя специфика имеется и в обучении подбору проверочных слов ребенка с общим недоразвитием речи, и при разъяснении смысла задач и обосновании выбора математического действия детям, например, с пространственными нарушениями.

В наиболее часто встречающихся рекомендациях по анализу урока, как правило, приводятся следующие пункты:
1. Не оценивать учителя по одному уроку.
2. Не начинать анализ урока с собственной оценки, сначала должен быть самоанализ урока.
3. П подготовке к анализу следует изучить программу, в том числе пояснительную записку; учесть прошлые замечания и оценки, а также используемое оборудование; познакомиться с классным журналом, тетрадями учащихся и их картами развития.

Анализ урока должен включать:

  • оценку реализации задач урока;
  • оценку содержательности этапов урока;
  • оценку соответствия применяемых методов подачи учебного материала, а также темпов урока особенностям развития обучающихся и их возможностям;
  • оценку способов поэтапного контроля за ходом усвоения знаний;
  • оценку психологического климата на уроке;
  • рекомендации учителю.

Примерная программа наблюдений на уроке при подготовке его анализа

Организация урока:

  • проследить занятость учащихся на каждом из этапов урока, оценить соответствие этой занятости дидактической цели и задачам этапов;
  • оценить участие каждого учащегося в коллективной работе;
  • оценить самостоятельную работу каждого учащегося;
  • оценить распределение времени на отдельные части урока;
  • определить наличие пауз, не заполненных работой.

Формирование общеучебных и общеинтеллектуальных умений и навыков:

Формирование учебной мотивации:

  • оценить использование приемов формирования познавательного интереса;
  • оценить приемы воспитания ответственного отношения к учебе (проверка домашнего задания у всех учащихся, контроль за ходом и результатом усвоения знаний и умений, качественная оценка работы учащихся и т. д.)

Психологический климат на уроке:

  • способы взаимодействия учителя и учащегося;
  • способы взаимодействия учащихся между собой.

Учитывая многообразие запросов, формулируемых учителем и, соответственно, решаемых психологом при помощи наблюдения на .уроке, можно предложить обращать внимание и на следующие параметры урока:

  • побуждение учащихся к самоанализу;
  • применение заданий, обращенных к личному жизненному опыту учащихся;
  • применение заданий, основанных на необходимости делать самостоятельный выбор;
  • использование ошибок как обучающих моментов.
  • использование проблемных заданий;
  • использование творческих заданий.
  • создание эмоционально-положительного фона урока;
  • использование всех каналов восприятия и воспроизведения (аудиальный, визуальный,, кинестетический).

4. Технологический (формирующий регуляторную составляющую учебной деятельности):

  • навык ориентации в учебной задаче (понимание, умение пересказать, в том числе своими словами, условия задачи);
  • способность выделять и анализировать значимые признаки, на основе этого выстраивать гипотезу и прогнозировать результат;
  • способность выбирать адекватный способ действия;
  • умение планировать деятельность и контролировать соответствие своих действий принятому плану;
  • умение корректировать (своевременно находить и исправлять свои ошибки);
  • умение давать самооценку.

Примерная схема анализа урока в классе коррекционно-развивающего обучения

Организация урока:

1. Логичность и содержательность урока; соответствие учебного материала возрастным и иным особенностям (в том числе ведущим сенсорным каналам, колебаниям работоспособности, темпу психической деятельности), уровню общей и предметной подготовки учащихся (объем, содержание, насыщенность специальной терминологией, определениями, понятиями).*
*Элементы данной схемы можно использовать в обычном классе.

2. Темп урока: адекватный (неадекватный)
3. Этапы урока (введение нового знания, его осмысление, закрепление и повторение, проверка и оценка)
4. Методические приемы на основных этапах урока:
4.1. Рассказ
4.2. Объяснение
4.3. Беседа
4.4. Лекция
4.5. Иллюстрация
4.6. Демонстрация
4.7. Создание проблемной ситуации
4.8. Создание игровой ситуации
4.9. Учебная дискуссия
4.10. Учебно-лабораторный эксперимент
4.11. Упражнения
4.12. Взаимообучение
4.13. Использование опорного конспекта
4.14. Опрос
4.15. Контрольная работа
4.16. Зачет
4.17. Учебно-творческие занятия
4.18. Критический анализ учебной деятельности
4.19. Обучающее рецензирование
5. Формирование общеучебных и общеинтеллектуальных умений:
5.1. Умение выделять и осознавать учебную задачу.
5.2. Умение строить план деятельности на основе сознательной ориентации в окружающих условиях, способность выделить значимые признаки.
5.3. Умение выбирать адекватные средства деятельности.
5.4. Умение удерживать ученую задачу.
5.5. Осуществление самоконтроля и самооценки.
5.6. Умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать воспринимаемую информацию.
6. Целесообразность упражнений, заданий. Связанность каждого упражнения, задания с темой урока. Объем, сложность, продуктивность, коррекционно-развивающая эффективность.
7. Использование дидактического, наглядного и дополнительного (информативно-иллюстративного) материала:
7.1. Несет ли стабильную учебную нагрузку.
7.2. Соответствует ли учебной обстановке, теме урока.
7.3. Отвечает ли психогигиеническим требованиям.
8. Предупреждение появления трудностей в учебе и преодоление неуспешности учащихся

При анализе урока можно также рассмотреть его субъектно-личностную ориентацию:

1. Способы подачи учебного материала:
1.1. Характер содержания (аксиоматический, проблемный)
1.2. Форма (лекция, обсуждение)
1.3. Использование средств привлечения внимания
1.4. Персонализация высказываний и их эмоциональная окраска
1.5. Использование вопроса как средства стимуляции активности
1.6. Соответствие используемых приемов возрасту и особенностям детей
2. Реакции на проявления детей:
2.1. На нарушения дисциплины
2.2. На вопросы по теме и не по теме
2.3. На юмор
2.4. На высказывания с места
2.5. На удачные ответы
2.6. На ошибки
3. Особенности вербального и невербального поведения:
3.1. Темп речи
3.2. Громкость речи
3.3. Четкость артикуляции
3.4. Правильность речи и ее сложность
3.5. Использование жестов и их характер (открытые, закрытые), адекватность используемых приемов (соответствие самому учителю и классу)
3.6. Характер и свобода используемых поз
3.7. Характер перемещения по классу
4. Особенности слушания учеников:
4.1. Предоставление возможности высказаться, поощрение высказываний
4.2. Использование вербальных и невербальных , . техник слушания , ,
4.3. Умение слышать суть ответа или вопроса
5. Учет индивидуальных особенностей детей:
5.1. Медлительные дети
5.2. Импульсивные дети
5.3. Пассивные дети
5.4. Чрезмерно активные
5.5. Ослабленные, астеничные
6. Внешний вид учителя:
6.1. Соответствие уроку
6.2. Опрятность
7. Дополнительные наблюдения

Самоанализ урока

Для учителя, особенно не имеющего достаточного опыта, крайне важно научиться самостоятельно проводить анализ уроков. Для приобретения определенных навыков, помогающих объективно оценить свою работу, ему можно предложить использовать Памятку, позволяющую быстро и точно выявить типичные затруднения.

1. Каков был замысел данного урока и почему?
2. Место данного урока в системе уроков (связь с предыдущими и последующими).
3. Структура, этапы, тип урока.
4. Как учтены индивидуальные особенности развития учащихся?
5. Какие коррекционные цели ставились, и как они были реализованы?
6. Как планировался ход урока, почему?
7. Какие элементы содержания урока были акцентированы, почему?
8. Как планировалось осуществлять поэтапный контроль за ходом усвоения учащимися учебного материала?
9. Имелись ли в ходе урока отклонения от намеченного плана, какие именно, почему?
10.Удалось ли реализовать все поставленные задачи, в какой мере? Почему? 11. Какие выводы следует сделать на будущее?

Подробные ответы на все вопросы не обязательны. Памятка может служить для оценки готовности к предстоящему уроку, а также основой для создания методической разработки открытого урока.

В психологической литературе описано немало разнообразных вариантов психолого-педагогического анализа и схем наблюдения на уроке. Выбор приемлемого варианта должен определяться тем запросом, которой учитель адресует психологу, и той задачей, которую в этой связи решает сам психолог. Формы, описанные в этом разделе, могут использоваться в полном объеме и в виде отдельных элементов как базовый материал для создания своей собственной схемы.

Читайте также: