Ужасный сон отяготел над нами анализ стихотворения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный , безобразный сон:
В крови до пят, мы бьёмся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.

Осьмой уж месяц длится эта битва,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.

И целый мир, как опьянённый ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла.
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала.

И этот крик сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова —
Всё поднялось и всё грозит тебе.

О край родной! — такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней…
Велико, знать, о Русь, твоё значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!

Историческим событиям иногда свойственно повторяться или, по крайней мере, следовать друг за другом на некоторой хронологической дистанции. Бывает так, что эти отрезки времени укладываются в рамки жизни одного поколения и даже просто одной человеческой жизни. В этом случае человеку выпадает по-своему уникальная роль очевидца смены эпох, способного не только наблюдать происходящие события, но и сравнить их с предшествовавшими, обнаружить внутреннее сходство либо, наоборот, принципиальную разницу и, в конечном счете, дать собственную оценку эволюции или деградации хода истории. Выявление таких оценок, особенно если они даны в яркой художественной форме, всегда вдвойне интересно, потому что позволяет ощутить объективное влияние хода времени на субъективное мировоззрение того или иного литературного деятеля.

В течение семидесятилетней жизни Федора Ивановича Тютчева (1803–1873) успело совершиться очень много исторически значимых событий, на часть из которых он постоянно откликался в самых разнообразных формах – и как поэт, и как политический публицист, и как оригинальный мыслитель с присущей ему системой самобытной взглядов и убеждений по широкому кругу проблем [1–3]. Тютчев был в первой половине своей жизни профессиональным дипломатом, поэтому совершенно естественно, что вопросы внешней политики неизменно привлекали его внимание и оставили заметный след в его творчестве [4]. На основе конкретных суждений по частным поводам с годами сформировалась целостная историософская система, ставящая Тютчева в ряд наиболее крупных представителей отечественной философской и общественно-политической мысли [5].

Так мы над горестной Варшавой
Удар свершили роковой,
Да купим сей ценой кровавой
России целость и покой! [8, с. 120]

Чувство искреннего патриотизма по отношению к своей родине молодой Тютчев сочетал с определенной долей либерального вольномыслия. В победе России над мятежной Польшей его радовало вовсе не торжество грубой военной силы и политического деспотизма, о чем он совершенно откровенно и довольно смело, без обиняков сказал в своих стихах:

Но прочь от нас венец бесславья,
Сплетенный рабскою рукой!
Не за коран самодержавья
Кровь русская лилась рекой! [8, с. 120]

Тютчева воодушевляла идея обретения единства всех славянских народов, в том числе и поляков, под эгидой России как наиболее сильной, самостоятельной, духовно развитой и культурно просвещенной державы, имевшей благодаря этому безусловные исторические права на лидерство в славянского мира. Отчаянные попытки поляков восстать против русской власти воспринимались Тютчевым как недопустимый раскол, опрометчиво вносимый в общее славянское дело. Такие действия оценивались как абсолютно нетерпимые и заслуживающие справедливой кары, что и пришлось осуществить России:

Другая мысль, другая вера
У русских билася в груди.
Грозой спасительной примера
Державы целость соблюсти,
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленных, как рать [8, с. 120].

Тютчев был свято уверен в том, что историческая справедливость и правота в этом противоборстве целиком на русской стороне. Свою убежденность он выразил с торжественным провиденциалистским пафосом, в традициях классической одописи:

Сие-то высшее сознанье
Вело наш доблестный народ –
Путей небесных оправданье
Он смело на себя берет [8, с. 120].

Ты ж, братскою стрелой пронзенный,
Судеб свершаю приговор,
Ты пал, орел одноплеменный,
На очистительный костер!
Верь слову русского народа:
Твой пепл мы свято сбережем,
И наша общая свобода,
Как феникс, зародится в нем [8, с. 120].

Несмотря на иллюзорность подобных ожиданий и чаяний, Тютчев вполне серьезно рассматривал потенциальную перспективу мирного завершения вековых польско-русских противоречий, о чем свидетельствует его стихотворение. Его нельзя называть пацифистским, но оно несомненно миролюбивое по своему духу и конструктивное по своей политической идее.

Варшава вновь у ног российского владыки!
И нашей славы новый гул
Покрыл безумия неистовые крики,
И Запад нехотя вздрогнул.
Уже Предания нелживая рука,
Во славу русскую внесла в свои скрижали,
Как дело славного штыка
Мы делом разума и кротости венчали [10].

Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон [8, с. 209].

Нарочито подробно расписываемые в официальной прессе коварства и злодейства мятежников, причем с непосредственным участием католических ксендзов, что принималось большинством русского общества на веру, отразились крупным планом в тютчевских стихах:

Осьмой уж месяц длятся эти битвы,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож [8, с. 209].

И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова –
Всё поднялось и всё грозит тебе. [8, с. 209]

Антикатолический (в лице мятежников-ксендзов) и антизападный пафос Тютчева не был проявлением отвлеченной риторики, а напрямую обусловливался внутренней логикой его мировоззренческой системы, сложившейся за период между двумя польскими восстаниями и зафиксированной еще в его политических трактатах 1840-х гг.: «Тютчев противопоставлял Западной Европе “другую Европу”, Восточную, во главе с Россией, правомочную “сестру” христианского Запада, которая может быть гарантом спокойствия Западной Европы, охваченной мятежами и революциями.

Так политизировалась и трансформировалась прежняя идея всеславянского единства. Зато новый тютчевский курс находил полную поддержку у главы российской дипломатии князя А. М. Горчакова [11]. Но, к сожалению, всё имеет свои издержки: гуманистический патриотизм теперь тесно переплетался с политическим консерватизмом, и это не могло в конечном счете не привести к националистическому противопоставлению России, наделенной исключительными качествами, нравственно искаженной и переродившейся Европе. Противостояние двух миров приобретало в историософской подаче Тютчева почти что эсхатологические черты:

О край родной! такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней.
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей! [8, с. 209]

Запад ли на нас мятется,
Враг ли нам грозит войной,
Гром их по небу несется
Над родимою землей.

Снова слышится он ныне!
Вспыхнул бунт мятежно-злой;
Запад в суетной гордыне
Нам опять грозит войной. [12]

С финских скал до араратских,
Где Евфрат несет свой вал,
С волн балтийских до камчатских,
Где Амур наш в море впал,
Для врагов необорима,
Кроткий дух твой веселя,
Будь цела и невредима,
Наша русская земля! [12]

Таким образом, вторжение политической злобы дня в сферу поэтического искусства не пошло на пользу эстетическим достоинствам поэтической публицистики ни Тютчева, ни Шевырева. Более того, ощутимому обеднению и искажению невольно подверглось прежнее заинтересованное и сочувственное отношение их обоих к польской культуре. Если раньше поляки высоко оценивались ими как даровитые представители европейской цивилизации, то отныне они стали предубежденно восприниматься в качестве заклятых врагов всего русского, как агенты полонизма и католицизма, непримиримые к исконному православию в Западном крае России [13–14].

Подводя итоги, приходится отметить, что реакция молодого Тютчева на Ноябрьское восстание отличалась намного более широким идейным диапазоном и гораздо более тонкими нюансами гуманистического либерализма, чем его однозначная государственно-патриотическая нетерпимая позиция в отношении Январского восстания. Произошедшие перемены в настроениях и мировоззрении Тютчева объясняются не только неумолимым ходом времени и постепенным старением поэта, но, прежде всего, являются закономерным следствием выработанный Тютчевым за эти годы консервативной историософской и политической доктрины [15–16].

А между нас – позор немалый
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим [8, с. 234].

И вряд ли, слагая такие беспощадные и несправедливые строки, Тютчев вспоминал совсем иные по смыслу и тональности свои же собственные стихи, обращенные к полякам более трех с половиной десятилетий до этого.

Май 2013
(Статья написана в соавторстве с К. Е. Резвушкиным)

Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.

Осьмой уж месяц длятся эти битвы,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.

И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла.
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала.

И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова -
Все поднялось и все грозит тебе,

О край родной! - такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней.
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!

Это он писал о польском восстании 1863 года, "мертвецами, воскресшими для новых похорон", он называет восставших поляков.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЛЯ ЛАРОЧКИ. (Лариса Воронина) 💗 ДОРО.

Имениннице моей Ларисе Ворониной-Поздравляю от души !

С Днем Рождения, Ларисочка (Лариса Воронина)! Дорогая Ларисочка, с Днем Рождения! Будь зд.

День Рождения у друга на ЛИРУ! Сегодня, 16 января, у Ларисы Ворониной, подруги по ЛИРУ, День Рожд.

С Днём Рождения Ларочка! (Лариса_Воронина) Позволь тебя поздравить с днем рожденья! Огромн.

-Ссылки

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Метки

-Рубрики

  • Любимые булочки (65)
  • Ода моему саду (10)
  • Живопись. Морские пейзажи (9)
  • Художественное творчество (2)
  • Блюда из грибов (42)
  • Блюда из птицы (40)
  • Декоративные растения. (100)
  • Знаменитые люди (381)
  • Любимые стихи .Любимые поэты (2830)
  • Мясные блюда (47)
  • Несладкая выпечка (100)
  • Почвопокровные растения. (38)
  • Розы. (112)
  • Русская кухня (81)
  • Рыбные блюда (77)
  • Салаты и закуски (61)
  • Французская кухня (36)
  • Фруктовая выпечка и сладкие пироги (121)
  • Чебуреки, вареники и пельмени (6)
  • Афоризмы (254)
  • Благодарность (43)
  • Блины, оладьи, пышки, лепешки (15)
  • Блокнот садовода (70)
  • Блюда из круп (1)
  • Блюда из овощей. (55)
  • Болезни и вредители сада (18)
  • Болезни сердца и сосудов (143)
  • Будем помнить. (27)
  • Вести из сада (99)
  • Видео ролики (252)
  • Воспитание детей (51)
  • Времена года . Лето (142)
  • Времена года. Весна. (198)
  • Времена года. Осень (228)
  • Времена года: зима (155)
  • Готовим на даче (14)
  • День Победы (50)
  • Десерты (17)
  • Дети (418)
  • Диетическое питание (24)
  • Дни рождения (116)
  • Доброта (408)
  • Женские образы в живописи (1038)
  • Живопись и фотография. Портреты (42)
  • Живопись - иконы (16)
  • Живопись . Пейзажи . (471)
  • Живопись жанровая (814)
  • Живопись и фото. Ромашки. (21)
  • Живопись и фотография. Птицы (12)
  • живопись историческая (8)
  • Живопись наивная (296)
  • живопись цифровая (2)
  • Живопись. Акварель. (33)
  • Живопись. Двое. (67)
  • Живопись. Дети. (245)
  • Живопись. Животные. Птицы. (17)
  • Живопись. Москва. (10)
  • Живопись. Цветы садов, лесов и лугов (37)
  • Живопись.Натюрморты. (483)
  • Живопись.Пейзажи.Россия (43)
  • Заготовки из фруктов (1)
  • Здоровье на даче (4)
  • Золотой век русской поэзии (97)
  • Интересно (339)
  • Итальянская кухня (11)
  • Картинки (33)
  • картофель (6)
  • Кексы, маффины, печенье, куличи, рулеты (94)
  • Кино, театр (153)
  • Книги, журналы, газеты, интернет (394)
  • Кулинария постная (8)
  • Кулинарный блокнот (23)
  • Кухни разных стран мира (16)
  • лекарственные садовые растения (5)
  • Луковичные многолетники (14)
  • любимые мультфильмы (8)
  • Любимые песни (161)
  • Любимые ромашки . (148)
  • Любимые художники. Моя галерея. (177)
  • Макросъемка (21)
  • Медики (20)
  • медицинские истории (18)
  • Микроволновая кулинария (41)
  • Мировые шедевры (29)
  • Мои мысли и истории из жизни (230)
  • Мои фотографии (699)
  • Мой аптекарский сад. Лекарственные растения и цвет (22)
  • Мой сад (577)
  • Мой сад. Газоны. (5)
  • Мой сад. Первоцветы. (13)
  • Молитвы (76)
  • Молочные блюда (7)
  • Монастыри и Храмы (8)
  • Москва (9)
  • Моя семья (80)
  • Мудрые мысли. (779)
  • Музеи мира (13)
  • музыка кино (45)
  • Музыка классическая (103)
  • Мультфильмы (11)
  • Напитки (18)
  • народные лечебные средства (50)
  • Наше здоровье (427)
  • Нежность (502)
  • Новый год и Рождество (161)
  • О любви (852)
  • Однолетники в саду (1)
  • Оформление дневника (80)
  • Памятники (6)
  • Первые блюда (23)
  • Печаль (313)
  • Печем хлеб (128)
  • Печем яблочные пироги (79)
  • пирожные, торты. (6)
  • Письма и истории о любви (13)
  • плейкасты (52)
  • Поздравления (151)
  • Полезные советы (396)
  • Политика (67)
  • Праздники (462)
  • Приметы (43)
  • Притчи (387)
  • Психологические проблемы (1344)
  • Путешествия (59)
  • Радость (651)
  • Разговоры на крылечке.Психологические проблемы (152)
  • Рамочки (199)
  • Рассказы о цветах и растениях (22)
  • Религиозная живопись. (183)
  • Религиозные праздники (152)
  • Религия (28)
  • Серебряный век (13)
  • Сказки, рассказы, истории, эссе (354)
  • Солим, маринуем. (14)
  • Стихи и проза друзей (64)
  • Стихи поэтов интернета (1189)
  • Стихи, рассказы, эссе и сказки авторов интернет (981)
  • Счастье (940)
  • Творог, творожные запеканки, пироги с творогом (58)
  • Тесто (9)
  • Фигурное катание (13)
  • Фотографии мастеров (582)
  • Фруктовые деревья (3)
  • Хорошая музыка. (1648)
  • цветочные истории (24)
  • цветы многолетники (114)
  • Цветы моего сада (255)
  • Цитаты (108)
  • Чемпионаты по фигурному катанию (3)
  • Юмор (66)

-Друзья

-Сообщества

-Статистика



В 1863 году, Федор Тютчев, гениальный поэт-пророк, написал стихотворение, в котором удивительным образом описывается Россия наших дней.

Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.

Осьмой уж месяц длятся эти битвы
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.

И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла.
Нет, никогда так дерзко правду божью
Людская кривда к бою не звала.

И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова —
Все поднялось и все грозит тебе,

О край родной!— такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней.
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!

Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.

Осьмой уж месяц длятся эти битвы
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.

И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла.
Нет, никогда так дерзко правду божью
Людская кривда к бою не звала.

И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова —
Все поднялось и все грозит тебе,

О край родной!— такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней.
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!

Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк)
Размер: пятистопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: нами-сон-мертвецами-похорон.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

2-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: битвы-ложь-молитвы-нож.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

3-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ложью-зла-божью-звала.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

4-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: слепого-борьбе-слова-тебе.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

5-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ополченья-дней-значенье-одолей.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Читайте также: