Ужасный сон отяготел над нами анализ стихотворения кратко
Обновлено: 04.07.2024
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный , безобразный сон:
В крови до пят, мы бьёмся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Осьмой уж месяц длится эта битва,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.
И целый мир, как опьянённый ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла.
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала.
И этот крик сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова —
Всё поднялось и всё грозит тебе.
О край родной! — такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней…
Велико, знать, о Русь, твоё значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!
Историческим событиям иногда свойственно повторяться или, по крайней мере, следовать друг за другом на некоторой хронологической дистанции. Бывает так, что эти отрезки времени укладываются в рамки жизни одного поколения и даже просто одной человеческой жизни. В этом случае человеку выпадает по-своему уникальная роль очевидца смены эпох, способного не только наблюдать происходящие события, но и сравнить их с предшествовавшими, обнаружить внутреннее сходство либо, наоборот, принципиальную разницу и, в конечном счете, дать собственную оценку эволюции или деградации хода истории. Выявление таких оценок, особенно если они даны в яркой художественной форме, всегда вдвойне интересно, потому что позволяет ощутить объективное влияние хода времени на субъективное мировоззрение того или иного литературного деятеля.
В течение семидесятилетней жизни Федора Ивановича Тютчева (1803–1873) успело совершиться очень много исторически значимых событий, на часть из которых он постоянно откликался в самых разнообразных формах – и как поэт, и как политический публицист, и как оригинальный мыслитель с присущей ему системой самобытной взглядов и убеждений по широкому кругу проблем [1–3]. Тютчев был в первой половине своей жизни профессиональным дипломатом, поэтому совершенно естественно, что вопросы внешней политики неизменно привлекали его внимание и оставили заметный след в его творчестве [4]. На основе конкретных суждений по частным поводам с годами сформировалась целостная историософская система, ставящая Тютчева в ряд наиболее крупных представителей отечественной философской и общественно-политической мысли [5].
Так мы над горестной Варшавой
Удар свершили роковой,
Да купим сей ценой кровавой
России целость и покой! [8, с. 120]
Чувство искреннего патриотизма по отношению к своей родине молодой Тютчев сочетал с определенной долей либерального вольномыслия. В победе России над мятежной Польшей его радовало вовсе не торжество грубой военной силы и политического деспотизма, о чем он совершенно откровенно и довольно смело, без обиняков сказал в своих стихах:
Но прочь от нас венец бесславья,
Сплетенный рабскою рукой!
Не за коран самодержавья
Кровь русская лилась рекой! [8, с. 120]
Тютчева воодушевляла идея обретения единства всех славянских народов, в том числе и поляков, под эгидой России как наиболее сильной, самостоятельной, духовно развитой и культурно просвещенной державы, имевшей благодаря этому безусловные исторические права на лидерство в славянского мира. Отчаянные попытки поляков восстать против русской власти воспринимались Тютчевым как недопустимый раскол, опрометчиво вносимый в общее славянское дело. Такие действия оценивались как абсолютно нетерпимые и заслуживающие справедливой кары, что и пришлось осуществить России:
Другая мысль, другая вера
У русских билася в груди.
Грозой спасительной примера
Державы целость соблюсти,
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленных, как рать [8, с. 120].
Тютчев был свято уверен в том, что историческая справедливость и правота в этом противоборстве целиком на русской стороне. Свою убежденность он выразил с торжественным провиденциалистским пафосом, в традициях классической одописи:
Сие-то высшее сознанье
Вело наш доблестный народ –
Путей небесных оправданье
Он смело на себя берет [8, с. 120].
Ты ж, братскою стрелой пронзенный,
Судеб свершаю приговор,
Ты пал, орел одноплеменный,
На очистительный костер!
Верь слову русского народа:
Твой пепл мы свято сбережем,
И наша общая свобода,
Как феникс, зародится в нем [8, с. 120].
Несмотря на иллюзорность подобных ожиданий и чаяний, Тютчев вполне серьезно рассматривал потенциальную перспективу мирного завершения вековых польско-русских противоречий, о чем свидетельствует его стихотворение. Его нельзя называть пацифистским, но оно несомненно миролюбивое по своему духу и конструктивное по своей политической идее.
Варшава вновь у ног российского владыки!
И нашей славы новый гул
Покрыл безумия неистовые крики,
И Запад нехотя вздрогнул.
Уже Предания нелживая рука,
Во славу русскую внесла в свои скрижали,
Как дело славного штыка
Мы делом разума и кротости венчали [10].
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон [8, с. 209].
Нарочито подробно расписываемые в официальной прессе коварства и злодейства мятежников, причем с непосредственным участием католических ксендзов, что принималось большинством русского общества на веру, отразились крупным планом в тютчевских стихах:
Осьмой уж месяц длятся эти битвы,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож [8, с. 209].
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова –
Всё поднялось и всё грозит тебе. [8, с. 209]
Антикатолический (в лице мятежников-ксендзов) и антизападный пафос Тютчева не был проявлением отвлеченной риторики, а напрямую обусловливался внутренней логикой его мировоззренческой системы, сложившейся за период между двумя польскими восстаниями и зафиксированной еще в его политических трактатах 1840-х гг.: «Тютчев противопоставлял Западной Европе “другую Европу”, Восточную, во главе с Россией, правомочную “сестру” христианского Запада, которая может быть гарантом спокойствия Западной Европы, охваченной мятежами и революциями.
Так политизировалась и трансформировалась прежняя идея всеславянского единства. Зато новый тютчевский курс находил полную поддержку у главы российской дипломатии князя А. М. Горчакова [11]. Но, к сожалению, всё имеет свои издержки: гуманистический патриотизм теперь тесно переплетался с политическим консерватизмом, и это не могло в конечном счете не привести к националистическому противопоставлению России, наделенной исключительными качествами, нравственно искаженной и переродившейся Европе. Противостояние двух миров приобретало в историософской подаче Тютчева почти что эсхатологические черты:
О край родной! такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней.
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей! [8, с. 209]
Запад ли на нас мятется,
Враг ли нам грозит войной,
Гром их по небу несется
Над родимою землей.
Снова слышится он ныне!
Вспыхнул бунт мятежно-злой;
Запад в суетной гордыне
Нам опять грозит войной. [12]
С финских скал до араратских,
Где Евфрат несет свой вал,
С волн балтийских до камчатских,
Где Амур наш в море впал,
Для врагов необорима,
Кроткий дух твой веселя,
Будь цела и невредима,
Наша русская земля! [12]
Таким образом, вторжение политической злобы дня в сферу поэтического искусства не пошло на пользу эстетическим достоинствам поэтической публицистики ни Тютчева, ни Шевырева. Более того, ощутимому обеднению и искажению невольно подверглось прежнее заинтересованное и сочувственное отношение их обоих к польской культуре. Если раньше поляки высоко оценивались ими как даровитые представители европейской цивилизации, то отныне они стали предубежденно восприниматься в качестве заклятых врагов всего русского, как агенты полонизма и католицизма, непримиримые к исконному православию в Западном крае России [13–14].
Подводя итоги, приходится отметить, что реакция молодого Тютчева на Ноябрьское восстание отличалась намного более широким идейным диапазоном и гораздо более тонкими нюансами гуманистического либерализма, чем его однозначная государственно-патриотическая нетерпимая позиция в отношении Январского восстания. Произошедшие перемены в настроениях и мировоззрении Тютчева объясняются не только неумолимым ходом времени и постепенным старением поэта, но, прежде всего, являются закономерным следствием выработанный Тютчевым за эти годы консервативной историософской и политической доктрины [15–16].
А между нас – позор немалый
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим [8, с. 234].
И вряд ли, слагая такие беспощадные и несправедливые строки, Тютчев вспоминал совсем иные по смыслу и тональности свои же собственные стихи, обращенные к полякам более трех с половиной десятилетий до этого.
Май 2013
(Статья написана в соавторстве с К. Е. Резвушкиным)
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Осьмой уж месяц длятся эти битвы,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.
И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла.
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала.
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова -
Все поднялось и все грозит тебе,
О край родной! - такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней.
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!
Это он писал о польском восстании 1863 года, "мертвецами, воскресшими для новых похорон", он называет восставших поляков.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЛЯ ЛАРОЧКИ. (Лариса Воронина) 💗 ДОРО.
Имениннице моей Ларисе Ворониной-Поздравляю от души !
С Днем Рождения, Ларисочка (Лариса Воронина)! Дорогая Ларисочка, с Днем Рождения! Будь зд.
День Рождения у друга на ЛИРУ! Сегодня, 16 января, у Ларисы Ворониной, подруги по ЛИРУ, День Рожд.
С Днём Рождения Ларочка! (Лариса_Воронина) Позволь тебя поздравить с днем рожденья! Огромн.
-Ссылки
-Музыка
-Поиск по дневнику
-Метки
-Рубрики
- Любимые булочки (65)
- Ода моему саду (10)
- Живопись. Морские пейзажи (9)
- Художественное творчество (2)
- Блюда из грибов (42)
- Блюда из птицы (40)
- Декоративные растения. (100)
- Знаменитые люди (381)
- Любимые стихи .Любимые поэты (2830)
- Мясные блюда (47)
- Несладкая выпечка (100)
- Почвопокровные растения. (38)
- Розы. (112)
- Русская кухня (81)
- Рыбные блюда (77)
- Салаты и закуски (61)
- Французская кухня (36)
- Фруктовая выпечка и сладкие пироги (121)
- Чебуреки, вареники и пельмени (6)
- Афоризмы (254)
- Благодарность (43)
- Блины, оладьи, пышки, лепешки (15)
- Блокнот садовода (70)
- Блюда из круп (1)
- Блюда из овощей. (55)
- Болезни и вредители сада (18)
- Болезни сердца и сосудов (143)
- Будем помнить. (27)
- Вести из сада (99)
- Видео ролики (252)
- Воспитание детей (51)
- Времена года . Лето (142)
- Времена года. Весна. (198)
- Времена года. Осень (228)
- Времена года: зима (155)
- Готовим на даче (14)
- День Победы (50)
- Десерты (17)
- Дети (418)
- Диетическое питание (24)
- Дни рождения (116)
- Доброта (408)
- Женские образы в живописи (1038)
- Живопись и фотография. Портреты (42)
- Живопись - иконы (16)
- Живопись . Пейзажи . (471)
- Живопись жанровая (814)
- Живопись и фото. Ромашки. (21)
- Живопись и фотография. Птицы (12)
- живопись историческая (8)
- Живопись наивная (296)
- живопись цифровая (2)
- Живопись. Акварель. (33)
- Живопись. Двое. (67)
- Живопись. Дети. (245)
- Живопись. Животные. Птицы. (17)
- Живопись. Москва. (10)
- Живопись. Цветы садов, лесов и лугов (37)
- Живопись.Натюрморты. (483)
- Живопись.Пейзажи.Россия (43)
- Заготовки из фруктов (1)
- Здоровье на даче (4)
- Золотой век русской поэзии (97)
- Интересно (339)
- Итальянская кухня (11)
- Картинки (33)
- картофель (6)
- Кексы, маффины, печенье, куличи, рулеты (94)
- Кино, театр (153)
- Книги, журналы, газеты, интернет (394)
- Кулинария постная (8)
- Кулинарный блокнот (23)
- Кухни разных стран мира (16)
- лекарственные садовые растения (5)
- Луковичные многолетники (14)
- любимые мультфильмы (8)
- Любимые песни (161)
- Любимые ромашки . (148)
- Любимые художники. Моя галерея. (177)
- Макросъемка (21)
- Медики (20)
- медицинские истории (18)
- Микроволновая кулинария (41)
- Мировые шедевры (29)
- Мои мысли и истории из жизни (230)
- Мои фотографии (699)
- Мой аптекарский сад. Лекарственные растения и цвет (22)
- Мой сад (577)
- Мой сад. Газоны. (5)
- Мой сад. Первоцветы. (13)
- Молитвы (76)
- Молочные блюда (7)
- Монастыри и Храмы (8)
- Москва (9)
- Моя семья (80)
- Мудрые мысли. (779)
- Музеи мира (13)
- музыка кино (45)
- Музыка классическая (103)
- Мультфильмы (11)
- Напитки (18)
- народные лечебные средства (50)
- Наше здоровье (427)
- Нежность (502)
- Новый год и Рождество (161)
- О любви (852)
- Однолетники в саду (1)
- Оформление дневника (80)
- Памятники (6)
- Первые блюда (23)
- Печаль (313)
- Печем хлеб (128)
- Печем яблочные пироги (79)
- пирожные, торты. (6)
- Письма и истории о любви (13)
- плейкасты (52)
- Поздравления (151)
- Полезные советы (396)
- Политика (67)
- Праздники (462)
- Приметы (43)
- Притчи (387)
- Психологические проблемы (1344)
- Путешествия (59)
- Радость (651)
- Разговоры на крылечке.Психологические проблемы (152)
- Рамочки (199)
- Рассказы о цветах и растениях (22)
- Религиозная живопись. (183)
- Религиозные праздники (152)
- Религия (28)
- Серебряный век (13)
- Сказки, рассказы, истории, эссе (354)
- Солим, маринуем. (14)
- Стихи и проза друзей (64)
- Стихи поэтов интернета (1189)
- Стихи, рассказы, эссе и сказки авторов интернет (981)
- Счастье (940)
- Творог, творожные запеканки, пироги с творогом (58)
- Тесто (9)
- Фигурное катание (13)
- Фотографии мастеров (582)
- Фруктовые деревья (3)
- Хорошая музыка. (1648)
- цветочные истории (24)
- цветы многолетники (114)
- Цветы моего сада (255)
- Цитаты (108)
- Чемпионаты по фигурному катанию (3)
- Юмор (66)
-Друзья
-Сообщества
-Статистика
В 1863 году, Федор Тютчев, гениальный поэт-пророк, написал стихотворение, в котором удивительным образом описывается Россия наших дней.
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Осьмой уж месяц длятся эти битвы
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.
И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла.
Нет, никогда так дерзко правду божью
Людская кривда к бою не звала.
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова —
Все поднялось и все грозит тебе,
О край родной!— такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней.
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Осьмой уж месяц длятся эти битвы
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.
И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла.
Нет, никогда так дерзко правду божью
Людская кривда к бою не звала.
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова —
Все поднялось и все грозит тебе,
О край родной!— такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней.
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!
Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк)
Размер: пятистопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: нами-сон-мертвецами-похорон.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная
2-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: битвы-ложь-молитвы-нож.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная
3-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ложью-зла-божью-звала.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная
4-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: слепого-борьбе-слова-тебе.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная
5-я cтрофа - 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ополченья-дней-значенье-одолей.
Рифмовка: ABAB - перекрёстная
Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени
Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов
Строфа - это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии - четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах
Стопа - это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) - самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы - последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа - пеон - четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон - пеон с ударением на первом слоге, второй пеон - с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон - ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах
Размер - это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах
Рифма - это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах
Рифмовка - это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке
Читайте также:
- Что такое иммунитет назовите его основные виды кратко охарактеризуйте каждый из видов обж 10 класс
- План урока по изо 2 класс на тему весна
- Почему чайковский не входил в могучую кучку кратко
- Примером культуры ученического труда в школе можно назвать правила поведения в школе познакомьтесь
- Деятельность юристов в древнем риме кратко