Интеграция видов деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности - подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.

Несмотря на кризис современной социальной педагогической ситуации и психологической медицины в нашей стране которая также и не обошла стороной и интегрированные занятия в ДОУ (системе дошкольного образования) все отчетливее проявляются тенденции, которые позволяют с уверенностью говорить о новом качественном состоянии нашего образования. Вариантность интегрированных занятий в ДОУ, гуманизация их содержания, усилия по личностной ориентации в педагогике дошкольного учреждения - и это все далеко не самые позитивные черты, которые характеризуют современные занятия в ДОУ.

Самое важное на интегрированных занятиях в ДОУ, в процессе совместной организованной деятельности дошкольников – это единство целей, понимание приемов, методов, задач, которые определяют гармоническое развитие личности ребенка, другими словами, способность "вползать", "входить" в педагогический процесс, без создания стрессов для детей, буквально физически снижаясь до уровня их глаз и ориентируясь, в организации своей работы.

Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие:

Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

  • четкость, компактность, сжатость учебного материала;
  • продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
  • взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
  • большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;
  • систематичность и доступность изложения материала;
  • необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура занятия

Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области., в процессе организованной деятельности с детьми, сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.

Учитывая, что интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов. Во-первых, им необходимо согласовать свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения. Во-вторых, в процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

  • формирование эстетического восприятия окружающего мира;
  • приобщение к миру искусства;
  • воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;
  • развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;
  • детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности.

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ).

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Планирование образовательного процесса на основе принципа интеграции.

3. Интегрированная деятельность в детском саду.

Основы интеграции:

* Физиологическая , строится на теории П.К. Анохина, В.М. Бехтерева о взаимодействии анализаторов, что обеспечивает прочность в познании ребенком окружающего мира, позволяет получать целостную информацию об окружающем мире.

* Психологическая: предоставление каждому ребенку возможности самореализации, т.е. ребенок должен видеть и понимать применимость своих знаний, умений и навыков в значимой для него практической деятельности: продуктивной, музыкально-художественной. игровой, познавательно-исследовательской и др.

Виды занятий, решающие проблемы интегрированного обучения:

Цель интегрированных занятий:

-систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка,

-обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты,

-создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).

Преимущество организации интегрированных занятий: - количество и продолжительность строго не регламентируется, - педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья, место в режиме дня, исходя из психофизиологических требований СанПин к работе с детьми дошкольного возраста, - связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к. создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.

Преимущество организации интегрированных занятий:

- количество и продолжительность строго не регламентируется,

- педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья, место в режиме дня, исходя из психофизиологических требований СанПин к работе с детьми дошкольного возраста,

- связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к. создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.

Методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы . Наиболее эффективны из них следующие:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

- разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Примерная структура интегрированного занятия:

Мотивация , должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель в первую очередь должен руководствоваться интересами, потребностями, желаниями детей своей группы, учитывать текущие проблемы и дела.

Содержание - должно быть жизненным, доступным пониманию детей. Детям даются или новые знания или закрепляются уже имеющиеся на основе содержания разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.

Анализ или оценка . Детям предлагается практическая деятельность, на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Важно дать понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. Если на занятии были созданы какие-то продукты деятельности, их надо презентовать: (коллективная поделка, рисунок, макет, книга, рассказ (рассказать, что он для себя приобрел, чему научился, как это может быть использовано, кому это может быть полезным и т.д.).

2. Планирование образовательного процесса на основе принципа интеграции Интеграция в образовательной деятельности позволяет решать важную практическую задачу : рационально организовать образовательный процесс. Каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач. Планирование образовательного процесса – это деятельность по оптимальному выбору способов, средств и воздействий, направленных на качественную организацию образовательного процесса и системную реализацию содержания дошкольного образования в соответствии с основной общеобразовательной программой.

2. Планирование образовательного процесса на основе принципа интеграции

Осуществляя планирование на основе принципа интеграции, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

Осуществляя планирование образовательного процесса важно помнить, что освоение ребенком содержания каждой темы происходит поэтапно .

Каждый из планируемых видов детской деятельности выполняет определенные функции :

  • одни вводят в содержание темы, пробуждают интерес к нему;
  • другие обогащают имеющиеся представления, дают возможность с разных сторон взглянуть на данное явление;
  • третьи создают условия для использования полученных представлений в самостоятельной деятельности детей.

Такой подход способствует более глубокому и творческому освоению окружающего мира, возникновению ассоциаций, воплощению детских представлений в игре и переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит, их обобщению и присвоению.

 Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе планирования образовательного процесса по многим показателям повышает его, результативность: 1. Интегрированный образовательный процесс способствуют формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон. 2. Соответствует психофизиологическим особенностям ребенка дошкольника , то есть не идет в разрез с самой природой ребенка. 3. У детей формируется познавательный интерес , так как в интегрированный образовательный процесс включены представления из различных образовательных областей.

Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе планирования образовательного процесса по многим показателям повышает его, результативность:

1. Интегрированный образовательный процесс способствуют формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон.

2. Соответствует психофизиологическим особенностям ребенка дошкольника , то есть не идет в разрез с самой природой ребенка.

3. У детей формируется познавательный интерес , так как в интегрированный образовательный процесс включены представления из различных образовательных областей.

4. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс . 5. Интеграция способствует формированию таких качеств дошкольника, как любознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целенаправленность , которые обеспечат ему успешное освоение учебных предметов в начальной школе. 6. Интегрированный образовательный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений (умение договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд). 7. Интеграция способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями , в результате образуется детско-взрослое сообщество.

4. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс .

5. Интеграция способствует формированию таких качеств дошкольника, как любознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целенаправленность , которые обеспечат ему успешное освоение учебных предметов в начальной школе.

6. Интегрированный образовательный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений (умение договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

7. Интеграция способствует более тесному контакту всех специалистов и

сотрудничеству с родителями , в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем: - содержательный результат — становление общекультурного уровня детей, целостное познание окружающего мира; - дидактический результат — овладение дошкольниками различными способами усвоения интегрированных знаний об окружающем мире; - воспитательный результат — мотивация самовыражения, готовности детей творить, познание собственных возможностей, механизмов исследования, экспериментирования, творчества.

Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем:

- содержательный результат — становление общекультурного уровня детей, целостное познание окружающего мира;

- дидактический результат — овладение дошкольниками различными способами усвоения интегрированных знаний об окружающем мире;

- воспитательный результат — мотивация самовыражения, готовности детей творить, познание собственных возможностей, механизмов исследования, экспериментирования, творчества.

3. Интегрированная деятельность в детском саду Интегрированная деятельность - это деятельность, в которой соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач. Интегрированная деятельность отличается использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Основное содержание интегрированной деятельности - воплощение в повседневную жизнь путем взаимопроникновения всех естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых игра.

3. Интегрированная деятельность в детском саду

Интегрированная деятельность - это деятельность, в которой соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач.

Интегрированная деятельность отличается использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Основное содержание интегрированной деятельности - воплощение в повседневную жизнь путем взаимопроникновения всех естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых игра.

Методика подготовки интегрированной деятельности (рекомендации): • Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. • Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. • Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста. • Продумать развивающие задачи.

Методика подготовки интегрированной деятельности (рекомендации):

• Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

• Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

• Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

• Продумать развивающие задачи.

Преимущества интегрированной деятельности: • способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников; • способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение; • расширяет кругозор; • основывается на нахождении новых связей между фактами; • эмоционально развивает детей.

Преимущества интегрированной деятельности:

• способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников;

• способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.

Интеграция – означает восстановление, восполнение, объединение частей в целое. Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:

Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;

Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В соответствии с ФГОС ДО основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

Первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области. ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности детских садов в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.

Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:

Вторым системообразующим фактором является их интеграция на основе календарно-тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

С учетом ФГОС мы определяем, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников .

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах. В педагогической науке интеграция рассматривается как ведущая форма организации содержания образования.

Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические; логико-математические; естественно-научные.

Например при планировании и проведении НОД по познавательно-речевому развитию я как педагог в работе с детьми использую такие методы, как:

сюрпризный, игровой моменты;

рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование;

сравнительный анализ, сопоставление, частично-поисковую деятельность

разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, Форма проведения НОД - нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные и виртуальные экскурсии, интересные встречи.

В связи с внедрением федерального государственного стандарта игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаю во все виды детской деятельности и в общения. Наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включаю каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и жизненной активности.

Обучение детей строю как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Построение педагогического процесса преимущественно использую наглядно-практический метод и способ организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

Как воспитатель использую все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумываю конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности педагога, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаю в ходе освоения всех образовательных областей интегрировано.

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Для дошкольников образовательная работа строится на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются.

Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Изучение некоторых тем проходит как проектная деятельность.

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей, учет тематического мероприятия с реализацией национального регионального компонента.

Дошкольники рисуют, сидя за партами

Требованиями к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) определяются пути и способы следования целевым векторам обучения, воспитания и развития дошкольников. К таким вариантам структурирования учебно-воспитательного процесса относится проведение интегрированных и комплексных занятий. Остановимся на особенностях подготовки и проведения тех и других.

Сходства и различия интегрированных и комплексных занятий в ДОУ

Мальчик и девочка рисуют красками

Оба вида занятий направлены на интеграцию разных образовательных областей в рамках одного урока

Общие черты

К характеристикам, которые роднят два вида занятий, можно отнести:

Дети стоят вокруг декорации дерева с осенними листьями

На интегрированных и комплексных занятиях обязательно используются яркие зрительные образы

Таблица: различия между интегрированным и комплексным занятиями

В каждой возрастной группе можно выделить преимущественный вид занятий, обусловленный особенностями накопления опыта у конкретного ребёнка или группы воспитанников. Поэтому, например, в младших группах акцент делается на комплексные уроки, не требующие базы знаний, умений и навыков (ЗУН), погружающие в тему изучения глубже, а в старшей, когда у детей уже вполне достаточно опыта, — на интегрированные, способствующие систематизации и обобщению ЗУН из разных областей образовательного процесса.

Зачем нужны занятия интегрированного и комплексного характера

Учитывая структурное сходство обоих видов уроков, цели их проведения, представляя образовательную триаду, будут идентичны:

  • обучающие — составить представление об объекте или явлении окружающей действительности, научить самостоятельному поиску информации по теме;
  • развивающие — способствовать развитию речи, процессов мышления, внимания, усидчивости;
  • воспитательные — формировать позитивное мироощущение.

К задачам, реализующим эту триаду, относятся:

Это интересно. Цели и задачи интегрированных и комплексных занятий для разных возрастных групп будут идентичными, так как они определены сутью этих видов уроков. Различия будут касаться конкретного содержания, обусловленного темами для изучения с детьми разного возраста.

Дети в масках животных для театрализации

Интегрированные и комплексные занятия способствуют развитию творческих способностей детей

Роль интегрированных и комплексных занятий в развитии дошкольников

Задача современного образования состоит в том, чтобы уйти от механического заучивания и повторения материала, изложенного педагогом. Ребёнок уже с раннего возраста должен испытывать радость от сотрудничества, сотворчества с другими детьми и взрослыми. При этом возможность проявить на уроках инициативу, самостоятельность, творческие способности создаёт для малыша ситуацию успеха, переживание которой является важным условием становления успешной личности. Кроме того, интеграция видов образовательной деятельности, на основе которой построены комплексные и интегрированные занятия, создаёт условия для:

  • удовлетворения потребности детей в двигательной активности;
  • укрепления и сохранения эмоционального, умственного и социально-нравственного здоровья подрастающего поколения.

Основной акцент в интегрированных и комплексных занятиях делается на продуктивную активность ребят:

  • рисование (разными средствами и в разных техниках);
  • ручной труд (создание поделок, аппликаций);
  • сочинение песенок, стихотворений, коротких историй;
  • танцевальные, песенные импровизации.

Эти виды деятельности дополняют знания малышей новой информацией, заставляя педагога искать приёмы для воспитания активной творческой позиции у дошкольников.

Дети держат поделки в виде светофоров

Акцент в интегрированных и комплексных занятиях делается на продуктивную деятельность детей

Типы и формы интегрированных и комплексных занятий в детском саду

Как уже отмечалось выше, структурно эти виды занятий не отличаются, поэтому тип и форма организации материалов в их рамках также будут идентичными.

Таблица: типы и формы организации интегрированных и комплексных занятий в ДОУ

Это интересно. Классификация типов и форм занятий является общепедагогической, то есть применимой и для детских садов, и для школ. Однако для школьного этапа образования перечень типов дополняется уроками устного, письменного и комплексного контроля знаний, умений и навыков. Но и в детском саду, и в школе самым востребованным является комбинированный урок, совмещающий в себе черты всех остальных типов.

Дети участвуют в эстафете с ведёрками

Игра является основной формой проведения разных типов интегрированных и комплексных занятий

Приёмы, используемые на интегрированном и комплексном занятии

Поскольку оба вида занятий построены на соединении разных видов деятельности в разработке одной темы, то и методические приёмы, обеспечивающие цельность структуры уроков, одинаковы.

Это интересно. На интегрированных и комплексных занятиях используется наиболее полный перечень методических приёмов взаимодействия с детьми.

Словесные приёмы

Речевое взаимодействие с малышами является важным средством не только донесения сути материала, но и эффективным способом развития речи у детей младших групп или расширения словарного запаса у детей средней и старших групп.

Объяснение

Дети сидят вокруг педагога с коробкой с игрушками

Объяснение обычно сопровождается наглядностью

Стихотворения и загадки

  • Хоть на ножке он одной,
    Крутится как заводной.
    Лишь устанет — на бочок.
    Яркий, озорной … (Волчок).
  • Эта мягкая игрушка —
    Длинноухая зверюшка.
    Ей морковку в лапку дай-ка,
    Ведь игрушка эта — … (Зайка).
  • Кирпичи возьмём цветные,
    Сложим домики любые,
    Даже цирк для публики.
    Ведь у нас есть … (Кубики).

Беседы

Речевой приём, который имеет большое значение для реализации целей проведения интегрированного и комплексного занятия. Дети учатся искать ответы на проблемные вопросы, то есть развивают критическое мышление, а также вести диалог, участвовать в дискуссии и приобретают такое ключевое для социально-коммуникативного развития качество, как терпимость к точке зрения, отличающейся от собственной. Беседы в ДОУ могут быть нескольких видов, но наиболее востребованными являются познавательные и этические.

Подборки картотек бесед делаются под возраст воспитанников:

Дети поднимают руки, чтобы отвечать

Беседа приучает малышей вести диалог, выслушивать других участников обсуждения

Рассказ

Сразу после прослушивания сказки я провожу проверку понимания сюжета, задав малышам 3–4 вопроса:

  • Как звали героев сказки?
  • Что сделал Гриша?
  • К чему привело неосторожное обращение с огнём?
  • Почему нельзя трогать спички?

Сидящие на ковре дети слушают педагога

Сказки помогают привлечь внимание детей, объединив их одним видом деятельности

Чтение

Три девочки рассматривают книгу

Чтение не только способствует тренировке этого навыка у детей, но и помогает воспитывать у малышей инициативность и самостоятельность

Группа наглядных приёмов

Наглядность занимает прочные позиции среди других способов организации взаимодействия с детьми на интегрированных и комплексных занятиях. Это связано с тем, что ведущий тип мышления у дошкольников — наглядно-образный. Среди зрительных приёмов универсальными являются:

Читайте также: