Чем отличается автономная школа от бюджетной

Обновлено: 05.07.2024

Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные. Разделение на типы учреждений закреплено в Федеральном законе № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года. Данная классификация определяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждения, его права и обязанности в отношении недвижимого и движимого имущества и денежных средств, а также степень независимости от государства. Но чем отличается автономное учреждение от бюджетного?

Определение учреждений

Бюджетное учреждение – некоммерческая государственная или муниципальная организация (в зависимости от уровня учредителя), созданная с целью оказания услуг и выполнения работ в различных сферах, начиная с науки и образования и заканчивая физической культурой и спортом. Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Автономное учреждение – некоммерческая организация, учредителем которой может выступать как государство в лице Российской Федерации, так и субъект, муниципальное образование. Основной целью деятельности автономной организации, как и в случае с бюджетным учреждением, является оказание услуг и выполнение работ в различных сферах.

Собственниками имущества двух вышеуказанных типов учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются Российская Федерация, субъект нашей страны и муниципалитет. Таким образом, основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности.

Сравнение

Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.

Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя. Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО. И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.

Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.

В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация. Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения. В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.

Таблица

Автономное учреждение Бюджетное учреждение
В составе учреждения присутствует наблюдательный совет, выполняющий функции надзорного органа Бюджетное учреждение не вправе привлекать заемные средства
Учреждение вправе открывать счета в банках, совершать сделки с ценными бумагами и акциями Лицевые счета бюджетного учреждения открываются только в Федеральном казначействе РФ
Учредитель не несет ответственности по обязательствам организации Учредитель несет субсидиарную ответственность
Доходы поступают на счета организации Доходы от деятельности поступают на бюджетные счета

Дата публикации: 23.03.2016

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Различия бюджетного и автономного учреждения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Организационно-правовая форма государственного или муниципального учреждения классифицируется на бюджетные, автономные и казенные учреждения. Основное различие между указанными типами учреждений заключается в порядке финансового обеспечения их деятельности и в характере имущественной ответственности по своим обязательствам . Учредители либо органы, выполняющие функции и полномочия учредителя, осуществляют управление и надзор за деятельностью учреждения. Роль учредителя увеличивается при совершении учреждением сделок в особом порядке: крупных сделок, сделок с заинтересованностью. Такие сделки являются актуальными и востребованными для целей правового управления учреждениями. С тем чтобы минимизировать риск бесконтрольного распоряжения активами учреждения, в отношении определенных сделок, заключаемых ими, и устанавливается особый порядок их совершения. Представляется, что такой порядок совершения сделок должен быть универсальным и единообразным для бюджетных, автономных учреждений, поскольку одинаково затрагивает имущественные интересы указанных юридических лиц. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: 5. Пункты 5, 6 комментируемой статьи содержат положения об ответственности бюджетных и автономных учреждений. Автономные и бюджетные учреждения отвечают по своим обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за такими учреждениями собственником этого имущества или приобретенного указанными учреждениями за счет выделенных собственником средств. Порядок отнесения имущества к особо ценному установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 “О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества”. Различия в возможности обращения взыскания между автономными и бюджетными учреждениями касаются недвижимого имущества. На недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением собственником или приобретенное автономным учреждением за счет средств, предоставленных собственником, не может быть обращено взыскание по долгам учреждения. Однако взыскание можно обратить на недвижимость, приобретенную за счет собственных доходов автономного учреждения. На недвижимое имущество бюджетного учреждения взыскание не может быть обращено, независимо от того, по каким основаниям и за счет каких средств это имущество приобретено. Собственники имущества автономных и бюджетных учреждений не несут ответственность по обязательствам этих учреждений, за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам.

Нормативные акты: Различия бюджетного и автономного учреждения

ru.jpg

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: 1. Утвердить Нормы снабжения предметами формы одежды, знаками различия работников федерального государственного казенного учреждения “Управление лесного хозяйства и природопользования” Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного автономного учреждения “Управление лесного хозяйства” Министерства обороны Российской Федерации (приложение к настоящему приказу). Russian Arabic Chinese (Simplified) Dutch English French German Italian Portuguese Russian SpanishПроект “Сельские школы” РФ в Академии Минпросвещения России

Заполните историческую справку и получите СВИДЕТЕЛЬСТВО

Создавая сельскую школу 21-го века в России, нужно рассмотреть опыт других стран. Мы начинаем представлять на страницах энциклопедии информацию о том, как работает сельская школа в других странах мира, что полезного можно перенять и как, это можно эффективно применить. Читать далее…

Автономная школа: что это, плюсы и минусы

Что это такое?

Автономия – это новая форма изменений в государственных учреждениях, которая позволит им распоряжаться финансами, имуществом, и другими вопросами самостоятельно, вне зависимости от государства. Это значит, что автономная школа, в отличие от бюджетной, будет иметь некие привилегии, которые установлены правовым статусом учреждения: на сегодняшний день происходит рост финансово-хозяйственной самостоятельности школ.

Глобальное изменение полагает в том, что автономная школа не будет подлежать сметному финансированию, то есть школа будет получать деньги отдельно на каждого ребенка. Но в то же время план финансово-хозяйственной деятельности остается, и если школе удастся сэкономить немного денег, то их можно будет потратить на то, на что руководство посчитает нужным, будь то прибавка к учительской зарплате, или же ремонт. А при сметном финансировании весь бюджет был жестко прописан.

Автономная школа

Плюсы автономной школы

  • Автономная школа имеет право самостоятельно распоряжаться недвижимым и ценным движимым имуществом, но только по согласию собственников, в то время как бюджетная школа не имеет такого права.
  • Возможность распоряжаться бюджетными доходами, а также распределять их. При этом директор школы несет полную ответственность за исполнение всех заданий, либо же за предоставление любых услуг.
  • Одним из главных преимуществ автономии является возможность открытия счетов в кредитных организациях (банках). Но не стоит с этим спешить, так как есть кое-какие риски.
  • Помимо государственного финансирования, автономная школа имеет финансирование в виде субсидий и субвенций.
  • Руководитель автономной школы обязательно должен установить для школы государственное задание, для того чтобы предоставлять услуги, а также распоряжаться финансами для предоставления этих услуг в соответствии любыми расходами.
  • В обязательном порядке автономная школа должна иметь наблюдательный совет (5-10 человек) для того, чтобы решать важные и срочные вопросы. Единственная маленькая проблема может быть в том, что будет трудно собрать всех членов совета вместе на заседание (в бюджетной школе наличие наблюдательного совета не предусмотрено).

В автономной школе

Минусы автономной школы

  • Автономная школа может иметь огромные риски снижения государственного задания, и, как следствие, уменьшение бюджетного финансирования.
  • Кроме того, если школа все-таки откроет счет в банке, а через некоторое время он обанкротится, то это повлечет за собой огромные потери для школы. Поэтому для уменьшения данного риска лучше выбирать наиболее надежные кредитные организации.
  • Директор школы не получает все бразды правления в свои руки, так только кажется на первый взгляд. При этом учредитель автономной школы снимает с себя некие полномочия и перекладывает все заботы и хлопоты на директора.
  • Для того чтобы перевести школу в автономный статус нужно сделать огромное количество документов. Это требует больших финансов, которые негде взять, так как их никто специально не выделяет. Поэтому весь этот процесс очень затратный, как финансово, так и организационно.
  • Хотя автономная школа и имеет право распоряжаться доходами самостоятельно, основная проблема состоит в том, что бюджетных денег мало. Поэтому автономная школа должна частично финансировать учебный процесс за свой счет.
  • Ответственность за все имущество и услуги, приобретенные за счет владельца школы, несет исключительно директор! Собственник не имеет к этому никакого дела, хоть и деньги его.

Бюджетная школа может развиваться только в условиях ограниченного государственного финансирования, что является огромной проблемой, как для учеников, так и для учителей и руководства. Кроме того, директорам школ приходится решать большинство проблем с помощью родительских взносов, либо же при участии спонсоров. В то время как автономная школа открывает путь к оптимизации образовательного и финансового процесса.

Что касается влияния автономии на другие аспекты обучения, такие как школьная атмосфера, взаимоотношения между учителями, учителями и учениками, то эта тема пока слабо изучена.

Вывод

Автономное и бюджетное учреждение - что это такое и отличия

Каждый человек слышал такие обозначения для учреждений, как автономное или бюджетное. Для того чтобы лучше знать особенности, нужно не только понимать суть, но и учитывать имеющиеся различия. За этими терминами скрывается форма работы различных видов государственных учреждений. Все тонкости и нюансы прописаны и регламентированы в законодательстве и подзаконных актах. От того, какой статус присвоен организации зависит, например, как будет действовать финансирование и проводиться основная работа с документацией. В 90% случаев государство стремиться к переводу бюджетных организаций в автономные формы. Это обусловлено в большинстве случаев тем, что возможность эффективного управления в последнем случае значительно упрощается. Для того чтобы выбрать оптимальный для себя вариант, учредитель (директор) должен знать, какие отличия существуют у бюджетных и автономных организаций.

Определение понятий

Для того чтобы понять разницу между организациями и формами их управления, нужно знать определения каждого из них. Автономным принято называть такое учреждение, которое является некоммерческим по форме деятельности. Выполнение работ связано с оказанием услуг в различных отраслях человеческой деятельности. Организация создается РФ или субъектом.

Если речь идет о бюджетной форме, то такая организация также является некоммерческой. Основные формы предоставления услуг связаны с образованием, спортом и культурным развитием, а также с социальной сферой. Находится организация в РФ.

Сравнение

Сравнительные характеристики каждого из учреждений помогут лучше разобраться в том, чем они схожи, а в чем отличаются друг от друга. По имеющимся в законах сведениям бюджетным будет называться такое учреждение, которое имеет статус некоммерческой организации. Основывается оно на базе государственной или муниципальной компании, которая ставит перед собой цели, связанные с оказанием различных и неизменно качественных услуг или выполнения работ в других сферах, которые являются важными для человека. Финансирование работы производится из бюджета страны и/или региона. Примеры таких учреждений: школы, ВУЗы.

Если говорить об автономных учреждениях, то здесь также присутствует некоммерческая составляющая. Учредителем является государство или муниципальное образование. Главной задачей работы в этом случае для такого типа учреждения становится оказание в первую очередь образовательных и развивающих услуг. Учреждение находится в собственности у РФ или муниципалитета. При этом автономная организация отличается более выраженной независимостью от государства. Финансирование за счет бюджетных средств может полностью отсутствовать.

Также присутствуют и другие формы, по которым можно проводить сравнение:

  • В случае необходимости совершения государственных закупок автономная организация имеет право руководствоваться 223 ФЗ, а бюджетная 44 ФЗ.
  • Получение кредитования и различных займов в первом случае разрешено, во втором (для бюджетных компаний) присутствуют некоторые ограничения, требующие согласования с контролирующими государственными органами.
  • Для автономных организаций процесс распоряжения имуществом не ограничивается, если оно приобретено на собственные средства. В случае с бюджетной формой требуется наличие подтвержденного согласия от того, кто являлся источником финансирования.
  • Открытие и использование расчетных счетов для автономной формы разрешено и не имеет ограничений по выбору компании кредитора. Если организация бюджетная, то для открытия и использования расчетных счетов требуется сначала обратиться в казначейство и получить от него разрешение и только потом искать подходящую кредитную компанию.

Различия имеются также в сфере налогообложения. В случае с автономной формой работы разрешается выбирать упрощенку для снижения финансового бремени. Если организация получает финансирование за счет средств бюджета, то упрощенную форму выбирать нельзя.

Выводы

Бюджетное учреждение не может по своему желанию вносить денежные средства или иное имеющиеся движимое или недвижимое имущество в уставный капитал, финансировать за счет этих средств других юридических лиц или иным образом передавать имущество. Им нельзя становится участниками или учредителями других компаний. Причина в том, что финансирование идет напрямую от государства. В случае, когда организация работает в качестве автономного учреждения, то распоряжение имуществом и средствами допускается, но для этого требуется получить согласие от своего учредителя. Таким образом, в отличие от бюджетного учреждения, автономное может без нарушения действующих законов и нормативов создавать юридические лица. Это помогает организации в работе и позволяет ей расширять свой функционал.

Изображение Что значит автономное образовательное учреждение

Что такое автономное образовательное учреждение и чем отличается от других?

Автономные образовательные учреждения – это некоммерческие образовательные организации, созданные при поддержке областных и федеральных властей. В большинстве своем, они полностью зависят от поступлений из бюджета (субсидий) и создаются для решения определенных задач.

Суть работы

Автономное учреждение создается на государственные средства, а также не средства физических и юридических лиц для оказания определенных услуг населению, как за деньги, так и бесплатно.

Необходимость создания таких учреждений в стране назрела давно и это касается не только оказания образовательных услуг, но и других сфер предоставления социальных услуг.

Суть работы образовательного автономного учреждения заключается в оказании основных образовательных услуг, если того требует заказ государства, которое оплачивает их, для учащегося бесплатно или по минимальной цене.

Разницу впоследствии государство просубсидирует из бюджета. Также учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, оказывать дополнительные услуги или сдавать оборудование или помещения в аренду.

Получать деньги за проводимые исследования и экспертизы, продавать патенты на изобретения. Учебные заведения могут получать доход от такой деятельности и распределять его по своему усмотрению, если это не противоречит российскому законодательству.

Основное отличие от других видов организации

Основное отличие автономных учебных заведений заключается в том, что они могут самостоятельно распоряжаться полученными денежными средствами, независимо от того, из какого источника они были получения.

Они имеют право брать кредит в банке и отвечают по своим обязательствам, имеющимся у них имуществом. Соответственно, они могут быть признаны банкротом, однако такое происходит редко. По крайней мере, в российской судебной практике с принятия закона в 2006 году таких прецедентов не было.

Автономные организации не являются полностью независимыми учреждениями! И хотя они имеют значительно большую свободу действий, по сравнению с другими видами, но они также зависимы от решений и указов, выносимых областными и федеральными властями и Казначейством, а также обязаны соблюдать законы, правила и стандарты.

Если школа была переоформлена в автономную организацию, это не означает, что школьное обучение будет платным. Обучение будет бесплатным, так как это предусмотрено законами РФ, а вот дополнительные занятия, которые не связаны со школьной программой, но будут полезны для общего развития школьника, могут стать платными.

Например, занятия в секциях по дзюдо или в кружках по швейному делу. Кстати, при необходимости автономное учебное заведение может быть переведено в бюджетное или муниципальное, если так будет выгоднее, при этом руководству организации даже не надо будет переоформлять документы.

Полученные от предоставления таких образовательных услуг средства должны расходоваться на благоустройство помещений и придомовых территорий школы, на покупку обучающего оборудования и материалов.

На что именно потратить средства – решает руководство школы. Однако потратить на что-либо другое или употребить деньги для личных нужд оно не может, все деньги должны идти на развитие учреждения. За нарушение закона такое заведение может быть закрыто или оштрафовано.

В остальном – это такая же образовательная организация, в которой преподаются те же предметы, что и в других школах.

Мифы и правда о работе автономных образовательных учреждений

Отсутствие информации о том, что собой представляет автономное образовательное учреждение, привело к появлению множества мифов. Так наиболее распространенным заблуждением является утверждение, что автономные организации – это частные учреждения, которые работают по своим собственным правилам. На самом деле это не так.

Большинство существующих организаций созданы государством и даже те, которые созданы частными лицами, работают при поддержке государства, в том числе материальной. Услуги, предоставляемые такой организацией, должны соответствовать принятым в России образовательным стандартам.

Некоторые автономные образовательные учреждения специализируются исключительно на предоставлении платных обучающих услуг.

Например, преподающие уроки танцев или сценического мастерства. Проводят курсы рабочих специальностей – дают возможность получить профессию швеи, маляра, электрика и пр. Хотя такие учреждения чаще всего бывают частными или созданными на основе частной инициативе, государство помогает им, давая заказы и субсидируя их деятельность.

Свидетельства, выдаваемые такими заведениями, принимаются наравне со свидетельствами, выданными бюджетными и муниципальными учреждениями.

Читайте также: