Институты конституционного права республики казахстан план урока
Обновлено: 05.07.2024
Цель: уяснить предмет и метод конституционного права, а также источники конституционного права Республики Казахстан.
1 Понятие и предмет конституционного права.
2 Конституционно-правовые нормы и институты.
3 Конституционно-правовые отношения, их субъекты.
4 Источники и система конституционного права Республики Казахстан.
Термин “конституционное право” рассматривается в трёх аспектах (значениях):
- как отрасль позитивного права;
- как правовая наука;
- как учебная юридическая дисциплина.
Конституционное право является ведущей отраслью в системе действующего права Республики Казахстан. Данное обстоятельство обусловлено тем, что предметом конституционного права как отрасли права являются общественные отношения, имеющиеся во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной, духовной и т.д. Правовое положение человека в обществе и государстве, само устройство общества и государства – форма правления, территориальное устройство, порядок образования, компетенция, взаимоотношения между собой центральных и местных органов власти – всё это составляет предмет регулирования конституционного права.
Методом конституционного права является совокупность приёмов, способов, средств воздействия норм конституционного права на общественные отношения. В конституционном праве выделяют следующие методы правового регулирования: дозволение, обязывание, запрет и признание (некоторые авторы).
Конституционно-правовые нормы – установленное или санкционированное государством совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующие общественные отношения в политической, экономической, социальной, духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества и государства. По структуре конституционно-правовые нормы обычно содержат гипотезу и диспозицию, и лишь в редких случаях – санкцию.
Институтом конституционного права является совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определённый блок, вид общественных отношений в рамках данной отрасли, например, институт гражданства, институт избирательного права, институт президентуры, институт конституционного контроля, институт местного самоуправления и т.д.
Конституционно-правовые отношения – это специфические общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и отношений личности с государством, содержанием которых является юридические взаимосвязи различных субъектов по реализации прав и выполнению обязанностей, предусмотренных конкретными конституционно-правовыми нормами.
Субъектами конституционно- правовых отношений являются народ, государство в целом, органы государства: Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Совет, Верховный суд и местные суды, министерства, местные представительные и исполнительные органы, политические партии, профсоюзы, граждане, иностранцы, лица без гражданства, оралманы, репатрианты и т.д.
Источниками конституционного права РК являются:
- Конституция РК;
- законы РК, вносящие изменения и дополнения в Конституцию РК;
- ратифицированные РК международные договоры, в которых содержатся нормы конституционного права;
- акты общего права СНГ;
- конституционные законы РК и указы Президента РК, имеющие силу конституционных законов;
- обычные (текущие) законы и указы Президента РК, имеющие силу законов, в которых содержатся нормы конституционного права;
- иные акты Президента РК, в которых содержатся нормы конституционного права;
- регламенты Парламента РК и его Палат;
- акты Правительства РК и иных центральных исполнительных органов, в которых содержатся нормы конституционного права;
- акты (решения) Центральной избирательной комиссии;
- акты местных представительных (маслихатов) и исполнительных органов (акиматов), в которых содержатся нормы конституционного права;
- нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного суда РК (в случае, если нормативные постановления последнего содержат нормы конституционного права).
Особое место среди источников конституционного права РК занимает Декларация КазССР “О государственном суверенитете Казахской ССР ” и Конституционный закон РК “О государственной независимости Республики Казахстан”.
Система конституционного права РК – это внутреннее строение конституционного права, состоящее из взаимосвязанных элементов. В систему конституционного права входят следующие элементы:
- принципы конституционного права;
- конституционно-правовые нормы;
- конституционно-правовые институты.
- Какая сфера общественных отношений регулируется конституционным правом?
- В чем проявляется отличие конституционного права от иных отраслей права?
- Что является предметом регулирования конституционного права РК?
- В чем отличие конституционно-правовых норм от норм других отраслей права?
- По каким основаниям классифицируются конституционно-правовые нормы?
- Что из себя представляют конституционно-правовые отношения?
- В чем специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений?
- Назовите субъектов конституционно-правовых отношений.
- Назовите источники конституционного права РК.
- Что является основным источником конституционного права РК?
- Каково соотношение понятий “действующее право РК” и “источники права РК”?
- Следует ли понимать под “действующим правом” то же самое, что и “источники права”, если да, то почему?
1 Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.
2 Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., проф. А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001.
3 Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учебно-методическое пособие – Алматы: Жеті жарғы, 2001.
4 Баймаханов М.Т., Аюпова З.К., Ибраева А.С. и др. Становление правового государства и конституционные процесс в Республике Казахстан. -Алматы, 2000.
5 Черняков А.А. Конституционное право РК: проблемы теории и практики.- Алматы, 1997.
6 Конституция Республики Казахстан 1995 года (с изм. и доп. от 21 мая 2007 г.)
Тема 2 Конституция Республики Казахстан – Основной закон государства и общества
Цель: уяснить основные черты и особенности Конституции РК 1995 г.
1 Понятие и сущность Конституции Республики Казахстан.
- Форма и структура Конституции Республики Казахстан.
- Порядок принятия и изменения Конституции Республики Казахстан.
Термин “конституция” употреблялся ещё античными мыслителями. Само слово “конституция” происходит от латинского слова “constitutio” и означает “устанавливаю”, “учреждаю”. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка “lex fundamentalis” - основной закон. Однако ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности.
Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства.
Выделяют два основных подхода к сущности конституции: классовый (марксистско-ленинский) и общесоциальный. В рамках классового подхода конституция определяется как Основной закон государства, выражающий волю экономически господствующего класса.
Сущностной основой Конституции РК являются присущие казахстанскому обществу социально-экономические ценности и интересы, имеющие общее значение для всех социальных групп и слоёв.
Основные черты Конституции РК и её юридические свойства:
1.Конституция носит учредительный характер, например, она учреждает (создает) органы государства и институты, определяет основы их взаимоотношений между собой, закрепляет основные права и свободы человека и гражданина.
2. Конституция является Основным Законом общества. Она занимает высшую ступень в иерархии законов (верховенство норм Конституции), выступает в качестве цементирующего материала ядра правовой системы, вносит порядок в регулирование общественных отношений, облегчает их участникам пользование источниками права.
3. Конституция обладает высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны.
4. Требования Конституции носят общеобязательный характер для всех должностных лиц, органов государства и каждого человека.
5. Конституция регулирует наиболее важные основополагающие общественные отношения, в том числе и в конкретных отраслях права.
6. Конституция сама является неотъемлемой и существенной составной частью права.
7. Конституция отражает реальное соотношение политических сил общества в конкретный исторический период.
8. Конституция обладает качеством акта непосредственного действия.
9. Конституция предусматривает особую охрану своих норм и положений.
10. Конституцию отличает особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок.
11. В Конституции как в микромодели конкретного общества отражаются наиболее существенные черты и характеристики государства.
Форма Конституции РК представляет собой особый способ организации заключённого в ней правового материала в единый кодифицированный нормативный правовой акт, в котором отражены объективные взаимосвязи принципов, институтов и норм. Форма Конституции даёт представление о том, каковы внутренняя организация содержания и внешнее выражение составных частей, выражающих это содержание, - преамбулы, разделов и статей Конституции.
Форма Конституции РК 1995 г. включает преамбулу, 9 разделов, 98 статей. В ней отражены три конституционных блока основополагающих проблем: 1) основы конституционного строя республики; 2) основы правового статуса личности; 3) система органов государственной власти и основы местного самоуправления.
Более 200-летняя история конституционализма выработала несколько способов принятия Конституции:
- принятие учредительным собранием;
- принятие парламентами, иногда провозгласившими себя для этой цели учредительными собраниями;
- принятие путём референдума.
Конституция Республики Казахстан 1995 года была принята на республиканском референдуме 30 августа, а вступила в силу 5 сентября 1995 года.
Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РК установлен в пункте 3 статьи 62 и в пункте 1 статьи 91 Конституции РК 1995 г.
Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены (пункт 2 статьи 91).
- Что собой представляет Конституция РК?
- Почему Конституция РК является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей национальной системы права?
- В чем сущность Конституции РК?
- Каковы юридические свойства Конституции РК?
- Назовите основные черты и принципы Конституции РК.
- Каков порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РК?
- Каков механизм защиты Конституции РК?
- Какие государственные органы задействованы в охране и защите Конституции РК?
1 Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.
2 Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., проф. А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001.
Цели урока: Рассмотреть процесс принятия Конституции 1993, определить причины необходимости принятия новой Конституции, ее основные положения. Развивать умение сравнивать и анализировать положения Конституции при работе с документами, выделять главное, уметь делать выводы основываясь на фактах. Правового, нравственного, патриотического воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и др государственным законам. Правовой всеобуч.
Ключевая идея: Развитие Казахстана в условиях независимости потребовало принятие Основного закона страны- Конституции. Принятая Конституция 1993года заложила основу строительства государственности Казахстана, Конституция 1995 года содержит огромный потенциал для дальнейшего социально-экономического, правового и политического развития государства.
Результат учебной деятельности: Учащиеся знают основные положения Конституции, определять значение принятых Конституции 1993,1995г. Умеют работать с историческими документами, анализировать , сравнивать, находить решения в различных правовых ситуациях. Применять свои знания в реальных условиях.
Ход урока: Орг момент
Тема урока: Конституции независимого Казахстана
Цели урока: Рассмотреть процесс принятия Конституции 1993, определить причины необходимости принятия новой Конституции, ее основные положения. Развивать умение сравнивать и анализировать положения Конституции при работе с документами, выделять главное, уметь делать выводы основываясь на фактах. Правового, нравственного, патриотического воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и др государственным законам. Правовой всеобуч.
Ключевая идея: Развитие Казахстана в условиях независимости потребовало принятие Основного закона страны- Конституции. Принятая Конституция 1993года заложила основу строительства государственности Казахстана, Конституция 1995 года содержит огромный потенциал для дальнейшего социально-экономического, правового и политического развития государства.
Результат учебной деятельности: Учащиеся знают основные положения Конституции, определять значение принятых Конституции 1993,1995г. Умеют работать с историческими документами, анализировать , сравнивать, находить решения в различных правовых ситуациях. Применять свои знания в реальных условиях.
Ход урока: Орг момент
Психологический настрой учащихся. (выберите смайлики)
Выберите пожалуйста смайлики соответственно вашему настроению на данный момент, и конечно не забывайте, что оно может изменяться в ходе урока, и в конце урока когда у вас все получиться вы можете сменить их.
Я вам желаю только успеха.
На стадии вызова
- актуализировать знания учащихся
Индивидуальная работа учащихся
Поэтому я вам предлагаю выполнить следующую работу
Учащиеся на листах в виде кирпичей пишут основные признаки, понятия характеризующие Конституцию
Плюрализм, гарантия прав и свобод, обязанности, целостность и неприкосновенность, формы собственности, высшая юридическая сила, принцип разделения власти, политическая стабильность, президентская форма правления, унитарное, правовое , народовластие, высшие ценности человек, его жизнь, права и свободы, общественно согласие.
ключевое слово.
2 прилагательных, описывающих тему.
3 глагола, характеризующих действие.
Фраза из 4-х слов, которая содержит основную мысль.
Синоним к слову
Устанавливает, гарантирует, провозглашает
Заложила основы развития государства
Дайте: определение: Что такое Конституция?
Учитель: Вы знаете что в истории независимого государства были приняты два основных закона – Конституции. Когда они были приняты?
28 января 1993г
30 август 1995г
Ответы Учащихся : С момента приобретения независимости РК действовала Конституции КССР от 1978 года и наравне с ней Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года.
Московченко Никита – значении Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года.
Процесс принятия Конституции 1993 года
Учитель: Конечно же долго Казахстан не мог бы развиваться только на основе Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года. И поэтому назрела необходимость принятия полноценного документа.
А как это происходило расскажет Огнева Анна и Раевская Лариса
Опережающее задание о Конституции 1995 года.
Учитель: Прошло всего два года с момента принятия Конституции 1993года, в обществе происходят глубокие преобразования и идет разработка нового проекта Конституции.
Учитель: общество все больше стало убеждаться в необходимости конституционной реформы, из-за разразившегося политического кризиса, который стал вторым за год. Кризис законодательного органа сопровождался отставкой правительства и кризисов исполнительной власти, что неизбежно вело к снижению устойчивости в стране , потерю авторитета в глазах населения все системы государственной власти. Поэтому разработка и принятие новой конституции происходило в очень сложное время.
Как это происходило расскажет Бенгард Ивана
Выступление учащихся – защита своих работ
Задания для работы в парах:
№1- диаграмма Венна Определите общие и отличительные признаки путем сравнительного анализа Конституции 1993, 1995годов.
Вывод: Конституция от 1995 года содержит большой потенциал для дальнейшей политической модернизации и социально-экономического развития страны.
Главный итог всех изменении это переход от президентской к президентской- парламентской форме правления и дальнейшей демократизации общества.
Учитель: Спасибо за работу, конечно на этом мы работу по изучению положении Конституции не завершаем, будем очень часто возвращаться к ее положениям. Знать конституцию я считаю должен каждый грамотный в правовом отношении гражданин.
Задания: Что здесь лишнее?
Бипатризм, демократия, гражданство, обязанности
Ассамблея народов Казахстана, Мажилис, плюрализм, депутат, Сенат
Унитарное, мусульманское, Правовое, Светское, Социальное.
Предлагаю решить следующие ситуации:
Гражданин К. 1967 года рождения, выдвигает свою кандидатуру на пост Президента Республики Казахстан, при этом отмечая, что он имеет на это право в соответствии с Конституцией. Однако сам он переехал в Казахстан совсем недавно- 12 лет назад, получил гражданство, с высшим образованием, женат, прекрасно владеет государственным языков и готов сдать соответствующий экзамен.
Возможно ли избрание данного гражданина К. на пост Президента РК? Свой ответ обоснуйте.
№2 О назначении премьер –министра
При назначении на должность главы правительства Президент страны осуществляет предоставляемое им Конституцией право самостоятельно выбирать кандидатуру и без каких либо согласовании назначать премьер-министра.
№3Конституционный Совет его полномочия
Правосудие в Республике Казахстан осуществляется Конституционным Советом, Верховным судом, местными и другими судами Республики, учрежденные законом. Судебная власть осуществляется от имени народа и имеет свое назначение защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организации, обеспечение исполнения Конституции, законов, международных договоров.
В ответах статьи - Конституции.
Рефлексия психологического настроя
Дерево оценивания,
поменяйте смайлики.
В 11 классе 8 учащихся. Тип урока: изучение нового материла.
Урок прошел на высоком методическом уровне.
В течении всего урока учителю удалось создать комфортный благоприятный климат для обучения, для этого был проведен психологический настрой и формирование групп с учетом интересов учащихся .
Содержание всего урока способствовало правовому, нравственному, патриотическому воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и других государственным законам.
Тип урока: Совершенствование знаний и умений учащихся
Используемые наглядные пособия: карта, отрывок из видеофильма, иллюстративные материалы.
Повторение изученного материала проводится по вопросам и заданиям к параграфу учебника.
План изучения нового материала:
1. Конституция – Основной закон страны.
2. Республика Казахстан – демократическое, правовое, светское и социальное государство.
Актюбинская область,
г.Шалкар средняя школа № 5
учитель истории Әбдіғапарова Әлия Пауединқызы
§56. Конституция Республики Казахстан
Тип урока: Совершенствование знаний и умений учащихся
Используемые наглядные пособия: карта, отрывок из видеофильма, иллюстративные материалы.
Повторение изученного материала проводится по вопросам и заданиям к параграфу учебника.
План изучения нового материала:
1. Конституция – Основной закон страны.
2. Республика Казахстан – демократическое, правовое, светское и социальное государство.
Изучение нового материала учитель начинает с объяснения. Учащимся демонстрируется отрывок из видеофильма о Конституции Республики Казахстан.
Опорный конспект по датам:
* 28 января 1993 г. – принятие первой Конституции РК
* 30 августа 1995 г. – принятие второй Конституции РК
* 7 октября 1997 г. – внесены изменения в Конституцию РК
Конститу́ция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) — основной закон государства
Нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.
Демокра́тия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любымобщественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью.
Правово́е госуда́рство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.
Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.
Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав впозитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.
Цель урока: Опираясь на структуру документа, изучить содержание Конституции РК.
Задачи:
-выяснить на конкретном материале, Конституции 1993 и 1995 годов;
- закрепить полученные знания с помощью сравнения Конституций 1993-1995 годов.
-формировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать учебный материал;
-развивать интерес учащихся к праву, с помощью составления проектов.
-воспитывать самостоятельность у учащихся через индивидуальную работу;
-воспитывать умения и навыки коллективной работы, через работу в парах и группах.
Оборудование: мультимедийный комплекс, раздаточный материал, ватманы, маркеры.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методические приемы: аналитическая работа с документом, самостоятельная работа, творческая работа.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах, работа в группах
Ключевые идеи: развитие мыслительной деятельности учащихся в групповой работе, развитие творческих способностей учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya.ppt | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение. Конституция - основной Закон страны
КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство). Конституция – Основной Закон государства, определяющий, - Как устроено государство, - Как образованы органы власти, - Каковы права и обязанности граждан.
Основы Конституционного строя Правовое государство Унитарное государство Республиканская форма правления Демократическое государство Человек и его права – высшая ценность Светское государство
Государственная власть Законодательная Судебная Исполнительная
Защита проектов : 1 группа: Казахстан – демократическое государство 2 группа: Конституции 1993 года и 1995 года.
Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую КОНСТИТУЦИЮ. Раздел I. Общие положения (ст. 1-9) Раздел II. Человек и гражданин (ст. 10-39) Раздел III. Президент (ст. 40-48) Раздел IV. Парламент (ст. 49-63) Раздел V. Правительство (ст. 64-70) Раздел VI. Конституционный Совет (ст. 71-74) Раздел VII. Суды и правосудие (ст. 75-83) Раздел VIII. Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89) Раздел IX. Заключительные и переходные положения (ст. 90-98)
Вывод : Конституция – это Основной закон страны, все принимаемые законы должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией стоят три задачи: Закрепить и гарантировать права человека. Упорядочить государственную власть, используя “непревзойдённое изобретение человечества” принцип разделения властей. Утвердить правосудие – независимую и сильную власть, защищающую права человека.
Домашнее задание : § 36, запишите в тетрадь в виде кратких тезисов основные положения действующей Конституции Казахстан, разделив их по разделам.
Читайте также: