Институты конституционного права республики казахстан план урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель: уяснить предмет и метод конституционного права, а также источники конституционного права Республики Казахстан.

1 Понятие и предмет конституционного права.

2 Конституционно-правовые нормы и институты.

3 Конституционно-правовые отношения, их субъекты.

4 Источники и система конституционного права Республики Казахстан.

Термин “конституционное право” рассматривается в трёх аспектах (значениях):

  1. как отрасль позитивного права;
  2. как правовая наука;
  3. как учебная юридическая дисциплина.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе действующего права Республики Казахстан. Данное обстоятельство обусловлено тем, что предметом конституционного права как отрасли права являются общественные отношения, имеющиеся во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной, духовной и т.д. Правовое положение человека в обществе и государстве, само устройство общества и государства – форма правления, территориальное устройство, порядок образования, компетенция, взаимоотношения между собой центральных и местных органов власти – всё это составляет предмет регулирования конституционного права.

Методом конституционного права является совокупность приёмов, способов, средств воздействия норм конституционного права на общественные отношения. В конституционном праве выделяют следующие методы правового регулирования: дозволение, обязывание, запрет и признание (некоторые авторы).

Конституционно-правовые нормы – установленное или санкционированное государством совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующие общественные отношения в политической, экономической, социальной, духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества и государства. По структуре конституционно-правовые нормы обычно содержат гипотезу и диспозицию, и лишь в редких случаях – санкцию.

Институтом конституционного права является совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определённый блок, вид общественных отношений в рамках данной отрасли, например, институт гражданства, институт избирательного права, институт президентуры, институт конституционного контроля, институт местного самоуправления и т.д.

Конституционно-правовые отношения – это специфические общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти и отношений личности с государством, содержанием которых является юридические взаимосвязи различных субъектов по реализации прав и выполнению обязанностей, предусмотренных конкретными конституционно-правовыми нормами.

Субъектами конституционно- правовых отношений являются народ, государство в целом, органы государства: Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Совет, Верховный суд и местные суды, министерства, местные представительные и исполнительные органы, политические партии, профсоюзы, граждане, иностранцы, лица без гражданства, оралманы, репатрианты и т.д.

Источниками конституционного права РК являются:

  • Конституция РК;
  • законы РК, вносящие изменения и дополнения в Конституцию РК;
  • ратифицированные РК международные договоры, в которых содержатся нормы конституционного права;
  • акты общего права СНГ;
  • конституционные законы РК и указы Президента РК, имеющие силу конституционных законов;
  • обычные (текущие) законы и указы Президента РК, имеющие силу законов, в которых содержатся нормы конституционного права;
  • иные акты Президента РК, в которых содержатся нормы конституционного права;
  • регламенты Парламента РК и его Палат;
  • акты Правительства РК и иных центральных исполнительных органов, в которых содержатся нормы конституционного права;
  • акты (решения) Центральной избирательной комиссии;
  • акты местных представительных (маслихатов) и исполнительных органов (акиматов), в которых содержатся нормы конституционного права;
  • нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного суда РК (в случае, если нормативные постановления последнего содержат нормы конституционного права).

Особое место среди источников конституционного права РК занимает Декларация КазССР “О государственном суверенитете Казахской ССР ” и Конституционный закон РК “О государственной независимости Республики Казахстан”.

Система конституционного права РК – это внутреннее строение конституционного права, состоящее из взаимосвязанных элементов. В систему конституционного права входят следующие элементы:

  • принципы конституционного права;
  • конституционно-правовые нормы;
  • конституционно-правовые институты.
  1. Какая сфера общественных отношений регулируется конституционным правом?
  2. В чем проявляется отличие конституционного права от иных отраслей права?
  3. Что является предметом регулирования конституционного права РК?
  4. В чем отличие конституционно-правовых норм от норм других отраслей права?
  5. По каким основаниям классифицируются конституционно-правовые нормы?
  6. Что из себя представляют конституционно-правовые отношения?
  7. В чем специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений?
  8. Назовите субъектов конституционно-правовых отношений.
  9. Назовите источники конституционного права РК.
  10. Что является основным источником конституционного права РК?
  11. Каково соотношение понятий “действующее право РК” и “источники права РК”?
  12. Следует ли понимать под “действующим правом” то же самое, что и “источники права”, если да, то почему?

1 Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.

2 Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., проф. А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001.

3 Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учебно-методическое пособие – Алматы: Жеті жарғы, 2001.

4 Баймаханов М.Т., Аюпова З.К., Ибраева А.С. и др. Становление правового государства и конституционные процесс в Республике Казахстан. -Алматы, 2000.

5 Черняков А.А. Конституционное право РК: проблемы теории и практики.- Алматы, 1997.

6 Конституция Республики Казахстан 1995 года (с изм. и доп. от 21 мая 2007 г.)

Тема 2 Конституция Республики Казахстан – Основной закон государства и общества

Цель: уяснить основные черты и особенности Конституции РК 1995 г.

1 Понятие и сущность Конституции Республики Казахстан.

  1. Форма и структура Конституции Республики Казахстан.
  2. Порядок принятия и изменения Конституции Республики Казахстан.

Термин “конституция” употреблялся ещё античными мыслителями. Само слово “конституция” происходит от латинского слова “constitutio” и означает “устанавливаю”, “учреждаю”. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка “lex fundamentalis” - основной закон. Однако ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности.

Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, - с другой, а также основы организации самого государства.

Выделяют два основных подхода к сущности конституции: классовый (марксистско-ленинский) и общесоциальный. В рамках классового подхода конституция определяется как Основной закон государства, выражающий волю экономически господствующего класса.

Сущностной основой Конституции РК являются присущие казахстанскому обществу социально-экономические ценности и интересы, имеющие общее значение для всех социальных групп и слоёв.

Основные черты Конституции РК и её юридические свойства:

1.Конституция носит учредительный характер, например, она учреждает (создает) органы государства и институты, определяет основы их взаимоотношений между собой, закрепляет основные права и свободы человека и гражданина.

2. Конституция является Основным Законом общества. Она занимает высшую ступень в иерархии законов (верховенство норм Конституции), выступает в качестве цементирующего материала ядра правовой системы, вносит порядок в регулирование общественных отношений, облегчает их участникам пользование источниками права.

3. Конституция обладает высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны.

4. Требования Конституции носят общеобязательный характер для всех должностных лиц, органов государства и каждого человека.

5. Конституция регулирует наиболее важные основополагающие общественные отношения, в том числе и в конкретных отраслях права.

6. Конституция сама является неотъемлемой и существенной составной частью права.

7. Конституция отражает реальное соотношение политических сил общества в конкретный исторический период.

8. Конституция обладает качеством акта непосредственного действия.

9. Конституция предусматривает особую охрану своих норм и положений.

10. Конституцию отличает особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения поправок.

11. В Конституции как в микромодели конкретного общества отражаются наиболее существенные черты и характеристики государства.

Форма Конституции РК представляет собой особый способ организации заключённого в ней правового материала в единый кодифицированный нормативный правовой акт, в котором отражены объективные взаимосвязи принципов, институтов и норм. Форма Конституции даёт представление о том, каковы внутренняя организация содержания и внешнее выражение составных частей, выражающих это содержание, - преамбулы, разделов и статей Конституции.

Форма Конституции РК 1995 г. включает преамбулу, 9 разделов, 98 статей. В ней отражены три конституционных блока основополагающих проблем: 1) основы конституционного строя республики; 2) основы правового статуса личности; 3) система органов государственной власти и основы местного самоуправления.

Более 200-летняя история конституционализма выработала несколько способов принятия Конституции:

- принятие учредительным собранием;

- принятие парламентами, иногда провозгласившими себя для этой цели учредительными собраниями;

- принятие путём референдума.

Конституция Республики Казахстан 1995 года была принята на республиканском референдуме 30 августа, а вступила в силу 5 сентября 1995 года.

Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РК установлен в пункте 3 статьи 62 и в пункте 1 статьи 91 Конституции РК 1995 г.

Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены (пункт 2 статьи 91).

  1. Что собой представляет Конституция РК?
  2. Почему Конституция РК является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей национальной системы права?
  3. В чем сущность Конституции РК?
  4. Каковы юридические свойства Конституции РК?
  5. Назовите основные черты и принципы Конституции РК.
  6. Каков порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РК?
  7. Каков механизм защиты Конституции РК?
  8. Какие государственные органы задействованы в охране и защите Конституции РК?

1 Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті жарғы, 2002.

2 Конституционное право Республики Казахстан: Учебник /Сост. д.ю.н., проф. А.Т. Ащеулов. – Алматы: КазГЮА, 2001.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Рассмотреть процесс принятия Конституции 1993, определить причины необходимости принятия новой Конституции, ее основные положения. Развивать умение сравнивать и анализировать положения Конституции при работе с документами, выделять главное, уметь делать выводы основываясь на фактах. Правового, нравственного, патриотического воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и др государственным законам. Правовой всеобуч.

Ключевая идея: Развитие Казахстана в условиях независимости потребовало принятие Основного закона страны- Конституции. Принятая Конституция 1993года заложила основу строительства государственности Казахстана, Конституция 1995 года содержит огромный потенциал для дальнейшего социально-экономического, правового и политического развития государства.

Результат учебной деятельности: Учащиеся знают основные положения Конституции, определять значение принятых Конституции 1993,1995г. Умеют работать с историческими документами, анализировать , сравнивать, находить решения в различных правовых ситуациях. Применять свои знания в реальных условиях.

Ход урока: Орг момент

Тема урока: Конституции независимого Казахстана

Цели урока: Рассмотреть процесс принятия Конституции 1993, определить причины необходимости принятия новой Конституции, ее основные положения. Развивать умение сравнивать и анализировать положения Конституции при работе с документами, выделять главное, уметь делать выводы основываясь на фактах. Правового, нравственного, патриотического воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и др государственным законам. Правовой всеобуч.

Ключевая идея: Развитие Казахстана в условиях независимости потребовало принятие Основного закона страны- Конституции. Принятая Конституция 1993года заложила основу строительства государственности Казахстана, Конституция 1995 года содержит огромный потенциал для дальнейшего социально-экономического, правового и политического развития государства.

Результат учебной деятельности: Учащиеся знают основные положения Конституции, определять значение принятых Конституции 1993,1995г. Умеют работать с историческими документами, анализировать , сравнивать, находить решения в различных правовых ситуациях. Применять свои знания в реальных условиях.

Ход урока: Орг момент

Психологический настрой учащихся. (выберите смайлики)

Выберите пожалуйста смайлики соответственно вашему настроению на данный момент, и конечно не забывайте, что оно может изменяться в ходе урока, и в конце урока когда у вас все получиться вы можете сменить их.

Я вам желаю только успеха.

На стадии вызова

- актуализировать знания учащихся

Индивидуальная работа учащихся

Поэтому я вам предлагаю выполнить следующую работу

Учащиеся на листах в виде кирпичей пишут основные признаки, понятия характеризующие Конституцию

Плюрализм, гарантия прав и свобод, обязанности, целостность и неприкосновенность, формы собственности, высшая юридическая сила, принцип разделения власти, политическая стабильность, президентская форма правления, унитарное, правовое , народовластие, высшие ценности человек, его жизнь, права и свободы, общественно согласие.

ключевое слово.

2 прилагательных, описывающих тему.

3 глагола, характеризующих действие.

Фраза из 4-х слов, которая содержит основную мысль.

Синоним к слову

Устанавливает, гарантирует, провозглашает

Заложила основы развития государства

Дайте: определение: Что такое Конституция?

Учитель: Вы знаете что в истории независимого государства были приняты два основных закона – Конституции. Когда они были приняты?

28 января 1993г

30 август 1995г

Ответы Учащихся : С момента приобретения независимости РК действовала Конституции КССР от 1978 года и наравне с ней Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года.

Московченко Никита – значении Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года.

Процесс принятия Конституции 1993 года

Учитель: Конечно же долго Казахстан не мог бы развиваться только на основе Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года. И поэтому назрела необходимость принятия полноценного документа.

А как это происходило расскажет Огнева Анна и Раевская Лариса

Опережающее задание о Конституции 1995 года.

Учитель: Прошло всего два года с момента принятия Конституции 1993года, в обществе происходят глубокие преобразования и идет разработка нового проекта Конституции.

Учитель: общество все больше стало убеждаться в необходимости конституционной реформы, из-за разразившегося политического кризиса, который стал вторым за год. Кризис законодательного органа сопровождался отставкой правительства и кризисов исполнительной власти, что неизбежно вело к снижению устойчивости в стране , потерю авторитета в глазах населения все системы государственной власти. Поэтому разработка и принятие новой конституции происходило в очень сложное время.

Как это происходило расскажет Бенгард Ивана

Выступление учащихся – защита своих работ

Задания для работы в парах:

№1- диаграмма Венна Определите общие и отличительные признаки путем сравнительного анализа Конституции 1993, 1995годов.

Вывод: Конституция от 1995 года содержит большой потенциал для дальнейшей политической модернизации и социально-экономического развития страны.

Главный итог всех изменении это переход от президентской к президентской- парламентской форме правления и дальнейшей демократизации общества.

Учитель: Спасибо за работу, конечно на этом мы работу по изучению положении Конституции не завершаем, будем очень часто возвращаться к ее положениям. Знать конституцию я считаю должен каждый грамотный в правовом отношении гражданин.

Задания: Что здесь лишнее?

Бипатризм, демократия, гражданство, обязанности

Ассамблея народов Казахстана, Мажилис, плюрализм, депутат, Сенат

Унитарное, мусульманское, Правовое, Светское, Социальное.

Предлагаю решить следующие ситуации:

Гражданин К. 1967 года рождения, выдвигает свою кандидатуру на пост Президента Республики Казахстан, при этом отмечая, что он имеет на это право в соответствии с Конституцией. Однако сам он переехал в Казахстан совсем недавно- 12 лет назад, получил гражданство, с высшим образованием, женат, прекрасно владеет государственным языков и готов сдать соответствующий экзамен.

Возможно ли избрание данного гражданина К. на пост Президента РК? Свой ответ обоснуйте.

№2 О назначении премьер –министра

При назначении на должность главы правительства Президент страны осуществляет предоставляемое им Конституцией право самостоятельно выбирать кандидатуру и без каких либо согласовании назначать премьер-министра.

№3Конституционный Совет его полномочия

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется Конституционным Советом, Верховным судом, местными и другими судами Республики, учрежденные законом. Судебная власть осуществляется от имени народа и имеет свое назначение защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организации, обеспечение исполнения Конституции, законов, международных договоров.

В ответах статьи - Конституции.

Рефлексия психологического настроя

Дерево оценивания,

поменяйте смайлики.

В 11 классе 8 учащихся. Тип урока: изучение нового материла.

Урок прошел на высоком методическом уровне.

В течении всего урока учителю удалось создать комфортный благоприятный климат для обучения, для этого был проведен психологический настрой и формирование групп с учетом интересов учащихся .

Содержание всего урока способствовало правовому, нравственному, патриотическому воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и других государственным законам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Совершенствование знаний и умений учащихся

Используемые наглядные пособия: карта, отрывок из видеофильма, иллюстративные материалы.

Повторение изученного материала проводится по вопросам и заданиям к параграфу учебника.

План изучения нового материала:

1. Конституция – Основной закон страны.

2. Республика Казахстан – демократическое, правовое, светское и социальное государство.


Актюбинская область,

г.Шалкар средняя школа № 5

учитель истории Әбдіғапарова Әлия Пауединқызы

§56. Конституция Республики Казахстан

Тип урока: Совершенствование знаний и умений учащихся

Используемые наглядные пособия: карта, отрывок из видеофильма, иллюстративные материалы.

Повторение изученного материала проводится по вопросам и заданиям к параграфу учебника.

План изучения нового материала:

1. Конституция – Основной закон страны.

2. Республика Казахстан – демократическое, правовое, светское и социальное государство.

Изучение нового материала учитель начинает с объяснения. Учащимся демонстрируется отрывок из видеофильма о Конституции Республики Казахстан.

Опорный конспект по датам:

* 28 января 1993 г. – принятие первой Конституции РК

* 30 августа 1995 г. – принятие второй Конституции РК

* 7 октября 1997 г. – внесены изменения в Конституцию РК

Конститу́ция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) — основной закон государства

Нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.

Демокра́тия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любымобщественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью.

Правово́е госуда́рство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.

Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав впозитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.

Цель урока: Опираясь на структуру документа, изучить содержание Конституции РК.

Задачи:

-выяснить на конкретном материале, Конституции 1993 и 1995 годов;

- закрепить полученные знания с помощью сравнения Конституций 1993-1995 годов.

-формировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать учебный материал;

-развивать интерес учащихся к праву, с помощью составления проектов.

-воспитывать самостоятельность у учащихся через индивидуальную работу;

-воспитывать умения и навыки коллективной работы, через работу в парах и группах.

Оборудование: мультимедийный комплекс, раздаточный материал, ватманы, маркеры.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методические приемы: аналитическая работа с документом, самостоятельная работа, творческая работа.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах, работа в группах

Ключевые идеи: развитие мыслительной деятельности учащихся в групповой работе, развитие творческих способностей учащихся.

ВложениеРазмер
konstitutsiya.ppt 2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Повторение. Конституция - основной Закон страны

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство). Конституция – Основной Закон государства, определяющий, - Как устроено государство, - Как образованы органы власти, - Каковы права и обязанности граждан.

Основы Конституционного строя Правовое государство Унитарное государство Республиканская форма правления Демократическое государство Человек и его права – высшая ценность Светское государство

Государственная власть Законодательная Судебная Исполнительная

Защита проектов : 1 группа: Казахстан – демократическое государство 2 группа: Конституции 1993 года и 1995 года.

Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую КОНСТИТУЦИЮ. Раздел I. Общие положения (ст. 1-9) Раздел II. Человек и гражданин (ст. 10-39) Раздел III. Президент (ст. 40-48) Раздел IV. Парламент (ст. 49-63) Раздел V. Правительство (ст. 64-70) Раздел VI. Конституционный Совет (ст. 71-74) Раздел VII. Суды и правосудие (ст. 75-83) Раздел VIII. Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89) Раздел IX. Заключительные и переходные положения (ст. 90-98)

Вывод : Конституция – это Основной закон страны, все принимаемые законы должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией стоят три задачи: Закрепить и гарантировать права человека. Упорядочить государственную власть, используя “непревзойдённое изобретение человечества” принцип разделения властей. Утвердить правосудие – независимую и сильную власть, защищающую права человека.

Домашнее задание : § 36, запишите в тетрадь в виде кратких тезисов основные положения действующей Конституции Казахстан, разделив их по разделам.

Читайте также: