Инновационный проект в начальной школе пример

Обновлено: 05.07.2024

6 Автор проекта - Жанна Анатольевна Ховрычева, учитель ГОУ Лицей 179 г. Санкт- Петербурга.

7 Первый этап проекта Проблемный вопрос: Зачем человеку нужно знать свою родословную? Задания первого этапа: -семейная викторина -составление родословного древа -моделирование родословного древа -решение логических задач по теме "Семья"

9 Второй этап проекта Проблемный вопрос: Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек - семьёй?

13 Празднование нового года Команда "Веселые ребята", г. Вольск Саратовская область Автор рисунка: Настюшка К. ( 7 лет) Новый год- семейный праздник. Веселый хоровод около новогодней елки и праздничный ужин окутан таинством любви, тепла и нежности семейного очага. Так встречают новый год в каждой семье ребят нашего класса.

14 Праздник "Масленица" Команда " Почемучки",г. Вольск Саратовской области Любимый праздник нашей семьи - Масленица. По древней традиции русский народ устраивает на Широкую Масленицу гулянье. Мы тоже ходим на народные гулянья: катаемся на лошадях, на санках с горки, едим блины. Главное веселье - захват снежного городка. Автор рисунка: Данила Е. ( 7лет)

20 участники: координаторы: Самое интересное задание

21 Самое трудное задание участники: координаторы:

24 Источники Жукова Т.А. Сетевой проект - это интересно! Жукова Т.А Инновационная детельность: Сетевые проекты в работе учителя начальных классов Рождественская Л.Р., Смирнова М.А Организация сетевого проекта для начальной школыРождественская Л.Р., Смирнова М.А Организация сетевого проекта для начальной школы Смирнова М.А. Литературные игры цифровых аборигенов Смирнова М.А. Все начинается с "если. "

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Андроповского района

Ставропольского края

Педагогический инновационный проект

«Здоровьесбережение

Срок реализации - 2009-2013 годы

Автор: Сулименко Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 имени П. М. Стратийчука

Андроповскогорайона

Ставропольского края

1. Паспорт проекта

2. Пояснительная записка

1. Анализ исходной ситуации, обоснование цели и задач проекта

1.1. Общее состояние ситуации по заявленной проблеме проекта

1.2. Обоснование проекта

1.3. Этапы проекта

1.4. Календарный план реализации проекта

3. Получение продукта

4. Реализация проекта

5. Управление проектом

6. Результаты этапов проекта

8. Приложения

программа мероприятий по здоровьесбережению

методическая разработка упражнений для проведения динамических пауз на уроках;

урок обучения грамоте и развития речи в 1 классе

1. Паспорт проекта

Проблема, на решение которой направлен проект:

Проблема сохранения и укрепления соматического, психического здоровья обучающихся, овладения ими образовательными компетенциями при постоянном повышении сложности образовательных программ и образовательных стандартов.

Целевая группа: учащиеся 1-4 классов.

Автор проекта: Сулименко Елена Николаевна, учитель начальных классов

Руководитель проекта: Савина Ирина Геннадьевна, директор школы.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель проекта: создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.

Задачи проекта:

1. Создать систему приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

2. Планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями.

3.Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности учащихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде.

4. Повышать качество знаний за счёт увеличения потенциала работоспособности.

5.Прививать учащимся стремление соблюдать правила личной и общественной гигиены.

6. Воспитывать в школьниках осознание ценности здоровья, культуры здорового образа жизни.

7.Пропагандировать физическую активность.

8.Разрабатывать систему приёмов здоровьесбережения на уроках в начальной школе.

9.Тиражировать положительный опыт (публикации, методические рекомендации, видеоматериалы).

Сроки реализации проекта: 2009-2013 годы.

Этапы реализации проекта:

1этап (2009-2010гг.): Информационно-подготовительный (теоретическая и практическая подготовка).

2этап (2010-2012гг.): Организационно-деятельный: обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию проекта.

3этап (2012-2013гг.): Аналитико-обобщающий: систематизация полученных результатов.

Основные ресурсы: основой для проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы кабинета начальных классов, школьного психолога, медсестры, учителя физкультуры.

Ожидаемые результаты:

Создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья детей на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.

Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни. Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе, творческой.

Повышение профессиональной компетенции учителя в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников. Создание методической копилки инноваций по здоровьесберегающим технологиям.

Укрепление здоровья учащихся.

Приведение режима учебного труда и активного отдыха детей к оптимальному.

Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.

Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Предпосылки проекта:

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. "Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года" предусматривает создание условий для повышения качества общего образования. И в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предлагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Миссия проекта:

- Применять здоровьесберегающие технологии с целью сбережения и укрепления здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, построения системы обучения, устраняющей перегрузки и сохраняющей здоровье школьников;

- Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Сводный список исполнителей проекта:

- руководитель проекта – директор школы Савина И.Г.;

- автор проекта – учитель начальных классов Е. Н. Сулименко;

- участники проекта – учащиеся 1-4 классов, школьный психолог, учитель физкультуры, медицинская сестра школы, родители учащихся 1-4 классов МОУ СОШ №1 - участники проекта.

Условия реализации проекта:

Автоматизированное рабочее место учителя с выходом в Интернет, наличие материальных и технических средств для осуществления практических действий.

Критерии оценивания результатов:

Значимость и актуальность темы.

Авторская работа над проектом.

Глубина и оригинальность раскрытия темы.

Раскрытие содержания проекта во время презентации.

Ответы на вопросы во время защиты проекта.

Качество выполнения продукта проектной деятельности.

Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся.

Механизм реализации проекта:

1. Планирование и подбор необходимых источников информации.

2. Накопление материальной и технической базы.

3. Выбор направления работы.

4. Обработка и систематизация собранной информации.

5. Оформление результатов исследования.

6. Апробация практических материалов на уроках в начальной школе (20109-2013 гг.).

Список литературы:

Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, 1971.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.

Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы научно-практической конференции. Самара, 2000.

Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1998.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: "Вано", 2004.

Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. Начальная школа, №1 - 2003, с.57.

Здоровье наших детей. Начальная школа, № 8,9 – 2004.

Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) - СПб, Союз, 1997.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.

Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 1989.

Яковлев В.В., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977.

2. Пояснительная записка

1. Анализ ситуации, обоснование цели и задач проекта

1.1 Общее состояние по заявленной теме проекта.

Практически

Имеют функциональные отклонения

Имеют хронические заболевания

Исходя из данного статистического анализа ситуации, обнаружена проблема: проблема сохранения и укрепления соматического, психического здоровья обучающихся; овладения ими образовательными компетенциями при постоянном повышении сложности образовательных программ и образовательных стандартов; наличие пробелов в системе знаний учащихся о ЗОЖ; подверженность учащихся учебным перегрузкам, наличие заболеваний, влияющих на качество получения знаний.

Актуальность проблемы заключается в том, что: в настоящее время здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНПиН; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Именно поэтому достижение названной цели в сегодняшней школе возможно с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

1.2. Обоснование проекта

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. "Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года" предусматривает создание условий для повышения качества общего образования. И в этих целях мы предлагаем проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. В том числе за счет:
1.Реальных разгрузок содержания общего образования;
2.Использования эффективных методов обучения;
3.Повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
4.Улучшения организации питания учащихся;
5. Рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

6.Организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

1. Факторы школьной жизни, оказывающие разрушающее воздействие на здоровье детей:

Недостаток двигательной активности;

Длительная работа в закрытых помещениях (угнетение эмоций, снижение иммунитета);

Вербальный принцип построения учебного процесса. Учитель - передающее программирующее устройство, ученик - принимающее;

Перегруженные учебные программы,

Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;

Неправильное (нерациональное) питание учащихся.

2. Принципы здоровьесберегающего урока:

формирование правильной осанки;

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Создание благоприятного психического климата в учебном процессе, применение личностно значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности - это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. За годы учебы большую часть своего времени ребенок проводит на уроке, и если урок не валеологизирован, то он наносит существенный вред состоянию здоровья (физическому, психическому и нравственному). Ухудшающееся состояние здоровья детей заставляет пересмотреть взгляд на урок и применяемые педтехнологии.

1.3.Этапы реализации проекта

1этап (2009-2010гг.) - Информационно-подготовительный: анализ ситуации; обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе; выбор средств, материальных и технических; сбор информации, теоретическая подготовка.

2этап (2010-2012гг.) - Организационно-деятельный: обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию проекта,

3этап (2011-2012гг.) - Аналитико-обобщающий: систематизация полученных результатов.

1.4. Календарный план реализации проекта

Наименование работы и основные этапы её выполнения

1этап: Информационно-подготовительный (2009-2010гг.)

Изучение методической литературы и опыта других учителей

Сентябрь-октябрь 2009 г.

Получение теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для создания проекта

Анализ ситуации, проведение теоретического исследования

Сентябрь-октябрь 2009 г.

Получение обзорной информации

Стартовая разработка здоровьесберегающих технологий

Сентябрь-октябрь 2009 г.

Накопление материала, оформление кабинета

Рекомендации к внедрению

Оснащение кабинета начальных классов необходимыми материалами, предметами и инвентарём

Сентябрь-декабрь 2009 г.

Уголок здоровья, гимнастические палки, мини-фитобар, массажёр для спины и др.

Выступление на МО учителей начальных классов с докладом по теме проекта

Рекомендации к внедрению

2этап - Организационно – деятельный (2010-2012гг.)

Введение и применение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

Сентябрь 2010г.-май 2012 г.

Рост мотивации к обучению, повышение качества знаний за счёт увеличения потенциала работоспособности, сбережение и укрепление здоровья учащихся

М ониторинг состояния здоровья учащихся

Получение данных для анализа и систематизации, укрепление морально-психологического здоровья учащихся

С бор статистики о динамике развития мотивации к обучению;

По плану работы школьного психолога

Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей

Еженедельно 2 раза в неделю

Привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту

По плану воспитательной работы и плану мероприятий учителя физкультуры

Пропаганда физической активности

Проведение классных часов

По плану воспитательной работы

Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.

Привлечение к занятиям в спортсекциях

Сентябрь каждого года

Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни

В течение каждого учебного года

Развитие культуры здорового образа жизни на родительских собраниях и внеклассных мероприятиях, осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

3этап - Аналитико-обобщающий (2012-2013гг.)

Обобщение опыта реализации проекта

МО учителей начальных классов. Рекомендации к внедрению.

Роль здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Анкетирование родителей.

Анализ анкет для получения информации по проекту.

Публикация педагогических обобщений

Подведение итогов реализации проекта, анализ.

Отчёт. Обобщение опыта работы над проектом

3. Получение продукта

Методическая разработка упражнений для проведения динамических пауз, физминуток.

Памятка для родителей по ЗОЖ.

Офтальмотренажёр, тренажёры для разминки.

Использование полученного продукта на уроках в начальной школе и во внеклассной работе.

4. Апробация проекта

5. Управление проектом

Проект осуществляется в сотрудничестве с учителями физкультуры, школьным психологом, родителями, медицинской сестрой школы через применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах, в том числе и на уроках физкультуры; тестирований, мониторинг здоровья учащихся.

6. Результаты информационно-подготовительного этапа проекта

Результатами информационно-подготовительного этапа проекта можно считать с тартовую разработку здоровьесберегающих технологий для применения их на уроках в начальных классах; анализ различных моделей здоровьесберегающего процесса, проведение стартового мониторинга, изучение состояния здоровья учащихся; изучение методических материалов, опыта других учителей и специальной литературы.

7. Результаты организационно-деятельностного этапа проекта

Результатами организационно-деятельностного этапа проекта можно считать введение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, с овершенствование форм и методов здоровьесберегающих технологий; м ониторинг состояния здоровья учащихся; с бор статистики о динамике развития мотивации к обучению; контроль над организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объема домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся, ш ирокое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

8.Результаты аналитико-обобщающего этапа проекта

Результатами аналитико-обобщающего этапа проекта можно считать улучшение здоровья учащихся, реализацию такого режима обучения, при котором снимается проблема учебной перегрузки учащихся, наблюдается снижение утомляемости учащихся .

На странице представлены примеры готовых творческих исследовательских проектов учащихся 1, 2, 3, 4 классов начальной школы, которые представляют собой работу по самостоятельному исследованию детей во внеурочное время по школьным предметам русский язык и математика, окружающий мир и физкультура, а также на общеразвивающие тематики, направленные на расширение кругозора детей. В творческих проектах и исследовательских работах учащихся начальных классов школы определяются полезные и вредные свойства продуктов питания и напитков, выявляется состав и свойства воды, определяется зависимость прорастания семян от воздействия на них внешних факторов, осуществляется наблюдение и уход за домашними питомцами и т.п.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее время стало очевидным, что школу не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Многие учащиеся не понимают смысла текста, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Многие с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в научно – познавательной статье, учебном тексте. Многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными. Одна из причин – обилие источников информации помимо чтения (компьютеры, Интернет, телевидение). Другая причина – это несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.



1. Пояснительная записка:

1.1. Актуальность проекта, обоснование проблемы……………………….3

2. Ресурсное обеспечение проекта

9. Оценка результатов проекта…………………………………………………….10

10. Форма представления результатов проекта…………………………………..10

11. Риски в процессе реализации проекта………………………………………. 10

12. Дальнейшее развитие проекта…………………………………………………10

Пояснительная записка

Актуальность:

Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа обязана научить детей осознанному чтению, письму, правильной и полноценной содержательной речи, привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам.

В последнее время стало очевидным, что школу не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Многие с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в научно – познавательной статье, учебном тексте. Многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными. Одна из причин – обилие источников информации помимо чтения (компьютеры, Интернет, телевидение). Другая причина – это несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Отсюда возникает проблема: формированию осознанных и действенных знаний, повышению уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся препятствует низкий уровень качества чтения.

Жизнь показывает, что ребёнок, который не умеет читать (или имеет низкий темп чтения), испытывает большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему неинтересно на уроках, он не усидчив, чтение книг при низкой технике чтения – это для ребёнка не столько удовольствие, сколько мука.

Как же помочь ученику добиться оптимальной скорости чтения? Какие резервы обучения можно здесь использовать?

Работая над развитием оптимальной скорости чтения, хороших результатов можно добиться, лишь внедряя систематические упражнения и проблемно-поисковый стиль мышления. Важно творчески использовать различные приёмы, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Условия успешного формирования навыка беглого чтения:

Задача научиться читать, наряду с задачей формировать интерес к чтению, должна быть поставлена перед учащимися со стороны учителя начальных классов, учителя литературы в среднем звене.

Эти задачи должны быть приняты учениками и их родителями. Ученики, родители должны быть научены специальным упражнениям по технике чтения. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения – не одно и то же.

Овладение техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам. Работа над техникой чтения для учащихся, не достигших успеха, должна быть ежедневной. Работа по технике чтения не должна превышать в течение дня 10 – 15 минут. Но в каждом случае необходима проверка осмысления текста.

Читайте также: