Как вы понимаете идею жертвенности в преступлении и наказании кратко

Обновлено: 08.07.2024

Великодушие и вера

Другое качество человека – великодушие. Оно отрицает месть, не дает человеку ей поддаться, возвышает его и очищает. Великодушие – качество характера Сони Мармеладовой. Девушка стремится помочь Родиону. Она просит его покаяться, очиститься перед людьми и перед Богом. Соня знакомит юношу с легендой о Лазаре, его воскрешении. Возрождение жизни дает надежду на новую судьбу, построенную своими руками, силой духа. Девушка учит прощать и просить прощения. Она так великодушна, что ее плохие черты остаются для читателя далеко. Автор показывает, как душа одного оживляет душу другого. Сила великодушия неизмерима.

Другой пример великодушия – Дуня. Девушка идет на жертву ради семьи. Она верит, что сможет помочь свои поступком матери и брату. О своей жизни с Лужиным Дуня не думает. Родион не позволяет сестре погубить свою жизнь. Он не принимает такое самопожертвование и останавливает Дуню.

Характеристика полковника на балу и после бала из рассказа Толстого

Доброта по отношению к Раскольникову

Значение образа

Нет ничего, созданного на земле, что не имело бы определенного смысла и не вы-полняло бы ту или иную функцию. Проблема Добра и Зла — краеугольный камень философии всех времен и всех народов. Антитеза добра и зла — едва ли не самая древняя и важная нравственная проблема, волнующая человеческие умы с самых истоков цивилизации. К вопросу противостояния добра и зла обращались все выдающиеся умы, начиная с античных мыслителей и заканчивая современниками. Точнее, не заканчивая, поскольку данная проблема будет волновать в той же степени и наших потомков. Возможно, в этом и состоит главное предназначение человека: постоянно искать разгадку и пытаться постичь эту тайну жизни.

Раскольников представляет собой, бесспорно, неординарную личность, вопло-тившую в себе многие общечеловеческие черты. Этот персонаж вырисован настолько гениально, что в нем в полной мере олицетворено как самое высокое, так и самое низменное. Достоевский показывает нам человеческую личность, в которой чрезвычайное интеллектуальное развитие гармонирует с высочайшей духовностью. Возможно, в иной жизненной ситуации этого человека ожидала бы более светлая и счастливая судьба, однако в жесточайших условиях, в которых она обречена суще-ствовать, эта одаренная натура подвергается губительной трансформации.

На определенном этапе своей жизни Раскольников оказывается перед важнейшей нравственной проблемой: проблемой совершения преступления. Характерно, что герой сделал свой выбор осознанно.

Я думаю, что Раскольников стремится испытать не только собственные возможности, но и возможности человека вообще. Как писал Н. Бердяев, «Раскольников испытывает границы собственной природы, природы вообще. Он считает себя принадлежащим к избранной части человечества, не к обыкновенным людям, а к замечательным людям, призванным облагодетельствовать человечество.

Раскольников молод — ему всего 23 года, он сравнительно недавно вышел из-под родительской опеки и начал самостоятельную жизнь. Его родственные связи все еще крепки, и мать и сестра — самые дорогие для него люди. Раскольникову сразу же пришлось окунуться в чрезвычайно неблагоприятную среду. Возможно, если бы не его непримиримая гордость, (видимо, фамильная черта, присущая в немалой степени и его сестре) он без особого труда смог бы приспособиться к этим условиям и даже преуспеть.

Но гордыня не позволяла ему склониться перед жестокими реалиями. Раскольников погибал физически и морально, но не желал умерить свою гордыню. И во сто крат тяжелее и страшнее ему было оттого, что эта гордость сосуществовала в нем с необычайным великодушием и милосердием. Об этом явственно говорит его любовь к больной девушке, спасение из огня детей, помощь умирающему сокурснику, и, конечно, участие в жизни семьи Мармеладовых.

Раскольников стремился к достижению счастья всего человечества, но при этом хорошо понимал, что такое счастье не достижимо, во всяком случае, на данном этапе человеческого развития. Он осознавал, что всеобщее счастье зависит не столько от достижения цивилизации и прогресса, сколько от процессов, происходящих во внутреннем мире каждого человека.

Есть мнение, что обсуждать классику такую, как, например, произведения Достоевского, неблагодарное и даже бесполезное дело, поскольку все уже давно сказано.

Не могу с этим согласиться. Точнее, я согласна, что сказано уже многое. Но цель читателя, на мой взгляд, заключается не в том, чтобы сказать что-то принципиально новое, а в том, чтобы книга продолжала жить. Я искренне полагаю, что в случае с книгами молчание равносильно забвению. Новые обсуждения питают книгу, благодаря им она живет и развивается уже вне зависимости от жизни ее автора.

Нам не прочитать роман глазами современников Достоевского и не только потому, что мы не можем знать всего контекста, но и потому, что мы читаем его уже с наслоившимися представлениями и расшифровками, мы видим в ней уже далеко не только то, что хотел сказать автор, но и то как отразились его слова в ткани реальности. К нам книга пришла не новорожденной, а более зрелой, и в нашей ответственности продолжить ее жизнь и путь, не испугавшись авторитета самой книги и людей ее обсуждавших когда-то.

Непосредственно в этой статье я хотела бы обсудить вопрос жертвенности, затронутый в романе "Преступление и наказание" Достоевского. Дело в том, что жертва довольно часто воспринимается как акт любви. Пожертвовать всем ради счастья близких, что может быть прекрасней? Достоевский же показывает обратную сторону жертвы.

В романе две чистые, честные и с прекрасной душой девушки готовы пойти на продажу себя ради родных. Дуня Раскольникова хочет продать себя Лужину, выйдя за него замуж, чтобы способствовать обучению и карьере брата. Соня продает себя незнакомым людям, чтобы обеспечить пропитание своим родным.

Жертву Дуни Родион Раскольников не принял, раскусив ее намерения.

". для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст!"

Раскольников задает важный вопрос, как он-то после такой жертвы будет жить, что он должен в таком случае чувствовать. Он понимает, что если примет жертву сестры, то его будет есть совесть и ему придется терзаться сознанием того, что сестра несчастна из-за него. И его страдания будут даже больше страданий сестры, поскольку Дуню бы поддерживала мысль, что она страдает ради брата. При таком взгляде сложно назвать жертву актом любви к ближнему. "Они и любят, точно ненавидят."

Жертву же Сони родные приняли. Но был ли в ней смыл? Для чего она себя предала? Соня вышла на панель, чтобы уберечь младших сестер, брата и их мать (свою мачеху). Но в итоге своей жертвой она сделала только хуже, поскольку сняла ответственность за семью со своего отца и переложила ее на свои плечи. Мармеладов не только с радостью отдал эту ответственность, но и сам взгромоздился на ее шею, прося у нее последние деньги на опохмел. И то, что Соня эти деньги давала - настоящее преступление против себя и родных, поскольку вся ее жертва тем самым окончательно обессмыслилась.

Когда Соня называет себя грешницей, то Раскольников соглашается с ней не потому, что она зарабатывает на панели, а потому, что она себя не пожалела и предала.

"А что ты великая грешница, то это так, - прибавил он почти восторженно, - а пуще всего, тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас! Еще бы не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь."

Раскольников сравнивает себя с Соней, полагая, что они оба преступники. И если он покусился на чужую жизнь, то Соня на свою собственную.

"Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила. смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою (это все равно!) Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной. Но ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдешь с ума, как и я".

Жертвенность Сони, как и сострадание другого героя Достоевского - князя Мышкина, нарушают заповедь - возлюби ближнего твоего, как самого себя. Эти герои в любви к ближним забывают, что наделены столь же бесценными дарами - жизнью и душой, их жертва преступает мыслимые пределы и становится преступлением против творца, против Бога.

Как вы полагаете, преступна ли жертвенность?

Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал.❤️

Произведение “Преступление и наказание” является одним из самых сложных в русской литературе. Автор повествует нам об истории гибели человеческой души после совершения им преступления, об отчуждении главного героя от всего мира, своих близких. Вернуться в этот мир Родион может лишь очистившись страданиями, отвергнуть человеконенавистнические теории.
Автор поднимает в своем романе многие нравственные проблемы, основная из которых сострадание и жертвенность. При разговоре следователя с Раскольниковым, он говорит Родиону: “Станьте

Этими словами следователь хотел сказать, что мало только светить, нужно еще уметь и согревать. По мнению автора, жертвенность и сострадание, должно быть действенным, приносящим помощь людям, иначе все бесполезно. В романе таким героем является Соня Мармеладова,- девушка, которая перешла “черту” нравственности, во благо близким людям.
Персонажи Лизавета и маляр герои схожие. Они представляют собой мужские и женские страдания. Молодой человек при столкновении с грубой силой, принимает для себя решение взять страдание на себя,

Елизавета несчастная девушка, напрасно убитая, тем не менее она не ищет страдания, она терпит.
Дуня Раскольникова, пожертвовала собой ради благополучия своего брата – вышла замуж за нелюбимого человека, но состоятельного Лужин. На первый взгляд Дуня слабая натура. Когда Дуня наводит на Свидригалова пистоле, он говорит ей: “Знаю, что выстрелишь, зверок хорошенький… “. Дуня, которая видит смысл жизни в жертвенности, стреляет в него дважды. Раскольников размышляя о том, выдержит ли его бедная сестра, пожертвовавшая собой ради него, исповедь совершенного, говорит: “А выдержит эта или не выдержит?…

Нет, не выдержит; этаким не выдержать! Этакие никогда не выдерживают… “
Раскольников не хочет принимать жертвы своих близких. Жертвенные поступки Сони не воспринимаются ни одним окружающим. Жертва Миколы-маляра не была воспринята, и следователь начал новые поиски убийцы.

Неблагородно поступает Свидригайлов с Марфой Петровной, которая так много для него сделала. Все эти герои излучают добро, то есть они святят, но не греют. Согреть душу способна только Соня Мармеладова. Соня полностью отдана чужим мукам, сострадание ее ненасытимо-жадно.

Соня смогла донести свое тепло и до Раскольникова, человека который не воспринимал ее жертв, и который в конечном итоге склонил пред ней колено.

Достоевский Фёдор Михайлович

Краткий и полный анализ романа поможет разобраться, какими средствами автор достигает психологической глубины и вовлечения читателя в сотворчество.

Годы написания — 1865-1866, год публикации – 1866.
История создания — Достоевский опирался на изучение природы преступлений и собственный опыт пребывания на каторге (1850-1856).
Жанр — социальный, социально-философский, психологический, философский, криминальный роман.
Направление — реализм.
Основная идея — За преступлением неизменно последует наказание, причем человек порой казнит себя строже, чем закон.
Тема — Отверженность и социальная гибель как следствие проблем в обществе.
Проблема — Социальная несправедливость всегда будет толкать людей на преступления, но они не приближают общество к лучшей жизни.
Композиция — В центре романа находится образ Раскольникова; композиционно роман делится на две части: путь героя до преступления (1 глава) и наказание (5 глав).

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Униженные и оскорбленные.

2. Тема: Любовь, способная спасти душу.

Проблема: Попытка открыться богу и людям приводит к любви и исцелению даже такого человека, который был практически социально мертв.

3. Тема: Жизнь в иллюзии и нерабочей теории.

Проблема: Нельзя жить по теории, которая так упрощенно делит людей всего на две категории – многие могут оказаться среди тех, кого не жалко и убить.

4. Тема: Моральное падение и духовное возрождение человека.

Проблема: Искупить грех и прийти к возрождению можно столько через страдание и через принятие себя как обычного человека, а не вершителя судеб.

5. Тема: Безумие и искаженное сознание.

Проблема: Многие герои словно оказываются в измененном, болезненном состоянии сознания, которое показывает, как угнетена человеческая душа.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Раскольников идет на преступление не из-за своих эгоистических побуждений, а из ощущения чудовищной несправедливости мира и общества. Как человек неравнодушный, он видит множество сломанных судеб и людей, которым живется еще хуже, чем ему. Он хотел бы помочь матери, сестре, Мармеладову с его семьей, утопившейся женщине, девочке, над которой надругались, и многим другим. Но повсюду он наталкивается на невозможность изменить сложившуюся систему. Видя это приумноженное страдание людей, Раскольников решается совершить шаг, который должен был привести к миллиону добрых дел. В итоге он не достигает цели и обрекает себя на еще большие страдания.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

п.4. Литературные приёмы

✔ Образ Петербурга, который создает особую мрачную гнетущую атмосферу (быт, нравы, городские пейзажи).
✔Символические сны, раскрывающие внутренние переживания героев (сны Раскольникова о гибели лошади, об убитой старухе, о моровой язве, которая разрушает человечество; сон Свидригайлова о девушке в гробу).
✔Скрытый психологизм (психологические портреты, пейзажи, внутренние монологи героев, исповеди, диалоги).
✔Символизм предметов и бытовых деталей (духота, желтый цвет, грязь, темнота, топор, квартира, напоминающая гроб, лестницы и коридоры, ветхая одежда, болезнь).
✔Споры, ссоры, драки и открытые конфликты как способ показать истинное лицо героев (диалог-спор между следователем и Раскольниковым, ссора на поминках Мармеладова и др.)
✔Говорящие имена и фамилии — (Раскольников – раскол, расщепление личности; Софья – мудрая; Разумихин – воплощение разумности и т.д.)

п.5. Конфликт произведения

Главный конфликт – психологический, философский.

Убив старуху, он на время убеждает себя, что это было необходимо, что это принесло пользу обществу. Но после он видит, что причинил вред множеству людей – семье, Лизавете, несправедливо обвиненному Миколке, любящей его Соне и даже самому себе.

Раскольников убеждается, что и сам не является той личностью, которая смеет вершить судьбы людей, и это ранит его гордость. Будучи в остроге, герой переживает раскаяние, отказывается от этой теории и приходит к духовному возрождению.

Читайте также: