Что такое идеология царской власти как она формировалась на руси при иване 4 кратко

Обновлено: 07.07.2024

Формирование российского централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Зап. Европы. Однако имело специфику. В Роcсии сформировался особый, отличный от общеевропейского, тип феодального общества с самодержавием во главе, высокой степенью эксплуатации крестьянства.

Рождение гос-ва проходило в междуусобицах, борьбе с Золотой Ордой, Казанским, Крымским (с нач. XVI), Литовским княжеством, Ливонским орденом, Шведским королевством.

Своеобычность гос-ти определялось:

1. Протяженностью и распахнутостью легко доступных границ.

2. Конфессиональной обособленностью русского православия.

3. Русское гос-во могло стать централизованным только сбросив экономическую и политическую зависимость Орды

Причины образования централизованного гос-ва не только необходимость обретения независимости страны, но и:

1. Заинтересованность феодалов в централизованном аппарате для закрепощения.

2. Развитие городов диктовало заинтересованность в ликвидации феодальной раздробленности

3. Заинтересованность крестьянства в стабилизации власти.

Централизованным можно считать такое гос-во, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, аппарат управления, обеспечивающий выполнение законов. Обоснованием централизации становится идея национальной общности.

1. (кон. XIII-80г. XIV) хозяйственный подъем, борьба между сильнейшими русскими княжествами за престол (Моск., Тверское, Рязанск.), 1301- возвышение Москвы, начало объединения вокруг нее.

Причины возвышения Москвы: Владимиро-Суздальское княжество - центр пашенного земледелия и ремесла, торговли; Выгодное географическое положение: безопасность, контроль над речными и торговыми путями, развитые экономические связи с др. княжествами.; Постоянный приток населения, рост деревень, селений, вотчин; Резиденция митрополита; Активная политика московских князей; Покровительство Орды. Москва становится экономическим, политическим, духовным, культурным центром.

Иван Калита (1325-1340). Поддерживал связи с Золотой Ордой, платил дань, заручился ее поддержкой, получил ярлык на княжение.

Дмитрий Иванович (1359-1389). Сплочение княжеств вокруг Москвы для борьбы с Золотой Ордой. Победа 1380 г. стала возможной потому, что войско было общерусским по террит. и общенародным по составу, мотив защиты единой Русской земли обусловил победу. Значение победы: возрождение национального сознания Руси, новая этническая общность - Русь Московская.

2. (80г. XIV-серед.XV). дальнейшее объединение, борьба с московскими удельными князьями.

Победа Моск. Княжества при Василии II обуславливалась союзом с Ордой, поддержкой церкви. Полит. объединение закончилось при Иване III (1462-1505) и его сыне Василии III (1505-1533). Ивану III удалось объединить почти всю Русь

3. (2 полов. XV - начало XVI в.) образование единого гос-ва. Связан с правлением Ивана III и Василия III.

Свержение ига (с 1476 г. Иван III перестал платить дань), присоединение силой Новгородской земли (1478), Тверского княжества (1485), Псковской респ. (1510), Смоленска (1514), Рязанского княж.(1521).

Единую территорию разделили на уезды, станы и волости. В 1497 введен в действие законодальный сборник - Судебник, закреплявший правило перехода крестьян от одного феодала к др, явился началом юридического закрепощения крестьян. Боярская дума - совет при великом князе. Приказы - органы центрального управления. Московское войско - единый военный орган из дворян-помещиков. В процессе создания гос-ва произошло перераспределение земельной собственности, изменение структуры господствующего класса феодалов. Появилось служилое дворянство.

Была преодолена изоляция Руси от Зап.Европы. Развитие культуры, использование опыта Европы.

Установление единоличной власти, ликвидация самостоятельных княжеств, свержение ордынского ига, переход от оборонительной внешней политики к наступательной - необходимые условия. Неоходимость единства для выживания способст. консолидации нации, возрастанию престижа гос-ва. Монархическая власть стояла над интересами различн. cословий, поэтому была наиболее эффективной гос. формой для объединения страны.

Иван Грозный и его реформы

1549 год — созыв Земского собора. Создание единой системы государственного управления - приказов, во главе которых стояли приказные судьи — бояре и дьяки. Полномочия приказов были четко разграничены.




Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию. Реформы 50-х годов 16 века способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.

Формирование российского централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Зап. Европы. Однако имело специфику. В Роcсии сформировался особый, отличный от общеевропейского, тип феодального общества с самодержавием во главе, высокой степенью эксплуатации крестьянства.

Рождение гос-ва проходило в междуусобицах, борьбе с Золотой Ордой, Казанским, Крымским (с нач. XVI), Литовским княжеством, Ливонским орденом, Шведским королевством.

Своеобычность гос-ти определялось:

1. Протяженностью и распахнутостью легко доступных границ.

2. Конфессиональной обособленностью русского православия.

3. Русское гос-во могло стать централизованным только сбросив экономическую и политическую зависимость Орды

Причины образования централизованного гос-ва не только необходимость обретения независимости страны, но и:

1. Заинтересованность феодалов в централизованном аппарате для закрепощения.

2. Развитие городов диктовало заинтересованность в ликвидации феодальной раздробленности

3. Заинтересованность крестьянства в стабилизации власти.

Централизованным можно считать такое гос-во, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, аппарат управления, обеспечивающий выполнение законов. Обоснованием централизации становится идея национальной общности.

1. (кон. XIII-80г. XIV) хозяйственный подъем, борьба между сильнейшими русскими княжествами за престол (Моск., Тверское, Рязанск.), 1301- возвышение Москвы, начало объединения вокруг нее.

Причины возвышения Москвы: Владимиро-Суздальское княжество - центр пашенного земледелия и ремесла, торговли; Выгодное географическое положение: безопасность, контроль над речными и торговыми путями, развитые экономические связи с др. княжествами.; Постоянный приток населения, рост деревень, селений, вотчин; Резиденция митрополита; Активная политика московских князей; Покровительство Орды. Москва становится экономическим, политическим, духовным, культурным центром.

Иван Калита (1325-1340). Поддерживал связи с Золотой Ордой, платил дань, заручился ее поддержкой, получил ярлык на княжение.

Дмитрий Иванович (1359-1389). Сплочение княжеств вокруг Москвы для борьбы с Золотой Ордой. Победа 1380 г. стала возможной потому, что войско было общерусским по террит. и общенародным по составу, мотив защиты единой Русской земли обусловил победу. Значение победы: возрождение национального сознания Руси, новая этническая общность - Русь Московская.

2. (80г. XIV-серед.XV). дальнейшее объединение, борьба с московскими удельными князьями.

Победа Моск. Княжества при Василии II обуславливалась союзом с Ордой, поддержкой церкви. Полит. объединение закончилось при Иване III (1462-1505) и его сыне Василии III (1505-1533). Ивану III удалось объединить почти всю Русь

3. (2 полов. XV - начало XVI в.) образование единого гос-ва. Связан с правлением Ивана III и Василия III.

Свержение ига (с 1476 г. Иван III перестал платить дань), присоединение силой Новгородской земли (1478), Тверского княжества (1485), Псковской респ. (1510), Смоленска (1514), Рязанского княж.(1521).

Единую территорию разделили на уезды, станы и волости. В 1497 введен в действие законодальный сборник - Судебник, закреплявший правило перехода крестьян от одного феодала к др, явился началом юридического закрепощения крестьян. Боярская дума - совет при великом князе. Приказы - органы центрального управления. Московское войско - единый военный орган из дворян-помещиков. В процессе создания гос-ва произошло перераспределение земельной собственности, изменение структуры господствующего класса феодалов. Появилось служилое дворянство.

Была преодолена изоляция Руси от Зап.Европы. Развитие культуры, использование опыта Европы.

Установление единоличной власти, ликвидация самостоятельных княжеств, свержение ордынского ига, переход от оборонительной внешней политики к наступательной - необходимые условия. Неоходимость единства для выживания способст. консолидации нации, возрастанию престижа гос-ва. Монархическая власть стояла над интересами различн. cословий, поэтому была наиболее эффективной гос. формой для объединения страны.

Иван Грозный и его реформы

1549 год — созыв Земского собора. Создание единой системы государственного управления - приказов, во главе которых стояли приказные судьи — бояре и дьяки. Полномочия приказов были четко разграничены.

Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию. Реформы 50-х годов 16 века способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.


Иван IV Грозный был всегда чрезвычайно интересен и притягателен своим, что называется, роковым обаянием. Вошедший в историю как образец деспотизма, он являлся личностью однозначно выдающейся и яркой. Поистине огромный рост и укрепление русского государства в середине 16 века является заслугой первого русского царя.

Первый русский царь Иван IV родился 25 августа 1530 года в браке великого князя Московского Василия III и его второй супруги, литовской княжны Елены Глинской. Осиротев, будущий царь воспитывался в обстановке дворцовых интриг, в которые бояре всячески его вовлекали, развивая в мальчике жестокость и чувство вседозволенности. Именно самодурство бояр во многом испортило умного и чуткого ребенка. Уже с пяти лет маленький Иван IV выступал во всех придворных празднествах и церемониях как могущественный монарх. В 1543 году Иван IV, которому было всего лишь тринадцать лет, впервые показал свой характер, велев схватить главного из князей Шуйских – Андрея и отдав его на растерзание псарям.

На семнадцатом году жизни, Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и также он выступил с речью о том, что хочет принять титул царя. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Захарьиной-Романовой. В июне 1547 года в Москве случился страшный пожар, закончившийся стихийным бунтом посадских людей против бояр. Вспыхивает восстание в ряде русских городов. Люди недовольны доминированием Москвы и своей жизнью. Эти события, грозившие повториться в других землях измученного государства, заставили Ивана IV задуматься о необходимости проведения серьезных реформ.

К февралю 1549 года относится начало деятельности на Руси Земских соборов - сословно-представительных органов. Первым собором обычно считается совещание, созванное царем 27 февраля. Следующим шагом явилась прямая ликвидация в 1551-1552 годах наместничьего управления в отдельных областях. А в 1555-1556 годах приговором царя "о кормлениях" наместничье управление отменялось в общегосударственном масштабе. В центральных уездах вводилось губное управление. Вместе с тоже выборными городовыми приказчиками они возглавили уездную администрацию. Земская реформа наряду с черносошными землями затронула и города, где тоже выбирались земские старосты.

Ко времени Избранной Рады относится усиление значения приказов как функциональных органов управления. Именно в середине XVI в. возникают важнейшие приказы. К ним относится Челобитенный, в котором принимались жалобы на имя царя и проводилось расследование по ним. Первый приказ военного ведомства - Разрядный - обеспечивал сбор дворянского ополчения и назначал воевод, а другой - Стрелецкий - ведал созданным в 1550 г. войском стрельцов.

Уже в Судебнике 1550 года затрагиваются существенные вопросы землевладения. В частности, принимаются постановления, затрудняющие дальнейшее существование вотчинных земель. Особое место занимают статьи о частновладельческом населении. В целом право перехода крестьян в Юрьев день по ст. 88 сохранялось, но несколько увеличилась при этом плата за "пожилое". Ст. 78 определяла положение другой значительной группы населения - кабальных холопов. Запрещалось, к примеру, превращать в холопов служилых людей, ставших должниками. Однако главные изменения в социально-экономической сфере были направлены на обеспечение землей служилых людей - дворян.

На первом Земском соборе, Иван IV Грозный принял решение о создании нового правового кодекса - Судебника. В основу был положен предыдущий Судебник 1497 года. В Судебнике 1550 года из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда. В целом пока что сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения.

Уехав в конце 1564 года в Александрову слободу, царь послал оттуда в Москву две грамоты. Одна была обращена к народу, который он заверял в своих добрых к нему чувствах. Вторая грамота адресовалась митрополиту. В ней Иван IV обвинял бояр и духовенство в измене и потворству изменам, а также заявлял о своем намерении отречься от престола. Уже через несколько дней в царскую резиденцию прибыла делегация духовенства и боярства с целью упросить Ивана Васильевича вернуться в столицу на престол. Самодержец посланников принял и потребовал у Боярской думы согласия на введение в государстве чрезвычайного положения. Он заявил, что впредь будет волен казнить и миловать по своему усмотрению, и потребовал учредить опричнину.

С введением опричнины фактически была установлена диктатура самодержавной власти, обладавшая ярко выраженными чертами восточного деспотизма.

Свою внешнюю политику Иван IV проводил в трех основных направлениях. На западе боролся за выход к Балтийскому морю. На Востоке боролся с Казанским и Астраханским ханствами. На юге - защищал русские земли от набегов крымских татар. В 1552 году Иван Грозный захватил Казань. На западном направлении внешней политики Иван IV, все обстояла менее радужно чем на Южном. Россия ввязалась в многолетнюю Ливонскую войну, которая не принесла значимого успеха. Главная задача – выход к Балтийскому морю, так и не была решена. Иван Грозный был человеком сугубо верующим. Трагизм его жизни заключается во внутреннем его противоборстве с собой. Он вроде бы с Богов, а вроде и без него… Умер Иван Васильевич Грозный в 1584. На нем пресеклась династия Рюриковичей. Пресечение царской династии стало причиной смутного времени.

Наш разговор о государе всея Руси Иване Третьем продолжается. В прошлый раз мы кратко затронули вопрос о первой на Руси идеологии и пообещали о ней рассказать. Сейчас мы выполняем свое обещание. Итак, поехали!

Вообще, любая идеология (или просто идея) является скрепляющим и связующим инструментом в государстве. Великому князю Ивану такое цементирующее вещество было необходимо. Русское государство, которое было с такими трудами собрано воедино, которое освободилось от ордынского ига, нужно было чем-то скрепить. Кроме православия, которое объединяло всех (и новгородцев, и рязанцев, и москвичей, и псковитян) , такой скрепляющей идеей оказалась идея единой и самодержавной власти московского князя , которая, кстати выполняла еще одну функцию - поднятие авторитета Москвы в глазах западных государств. Дело в том, что для них титул Ивана Третьего (великий князь) был равен титулам высшей знати и ниже императора, короля или султана. Поэтому началась работа над тем, чтобы не только правильно наименовать великого князя Ивана, но и должным образом обосновать его власть.

Для жителей бывших самостоятельных княжеств и уделов было достаточно такого объяснения. Великий князь московский имеет все права на свое место, потому что он поставлен на него самим Богом , который вручил всю Русскую землю еще его предкам: Рюрику , Игорю , Святославу , Владимиру . Объяснялось, что самая прямая на то время линия от первых Рюриковичей шла как раз через всех московских князей и приводила к Ивану . В этом есть своя правда, потому что их ветвь восходила еще к Всеволоду Большое Гнездо , а оттуда - к Рюрику. Соответственно, когда новгородцы, например, возмущались, мол, кто тебе дал право нами владеть, великий князь Иван писал, что "вотчина моя это . изначально: от дедов, от прадедов наших, от великого князя Владимира. правнука князя Рюрика" . Нашим людям такого объяснения хватало сполна. Именно поэтому всеми был принят новый титул - Государь и Великий князь всея Руси .

Тяжелее было с иностранцами, да и с некоторыми особо умными согражданами. Вводились пышные церемонии по византийским образцам, которые привезла с собой византийская принцесса Софья Палеолог , однако, на них далеко не уедешь. Поэтому в свое время (конечно же "случайно") появилось сочинение "Сказание о князьях владимирских" . Оно доказывало, что московские великие князья имеют родство не только с Рюриком, но через него с самим римским императором Августом . Автор объяснял, что у императора был некий родственник по имени Прус , одного из потомков которого звали Рюриком . Так вот он - это наш основатель великой династии и предок князя Ивана Третьего. Кроме того, напоминалось родство и с византийскими императорами через Владимира Мономаха , который был внуком императора Константина Мономаха (что является правдой) . Но и здесь автор решил привнести легендарности, мол, дед благословил внука на правление знаками императорской власти - крестом, чашей императора Августа и драгоценным венцом , который назвали шапкой Мономаха (она, как мы уже писали давно, не имеет никакого отношения к Византии и к императору, а была, скорее всего, подарена Калите ханом Узбеком) . Этой-де шапкой теперь коронуются все великие князья, а это есть символ их преемственности от Византии и Рима. К слову сказать, Иван Грозный через полвека будет опираться именно на "Сказание. ", чтобы оправдать свои права на царский титул.

Забегая вперед, скажем, что уже после смерти Ивана Великого при князе Василии III была разработана еще одна идея о богоизбранности самой Москвы и России - "Москва - третий Рим" , которая гласила: "Два Рима пали (Рим и Константинополь - наше примечание ) , а третий (Москва - еще одно примечание ) стоит, а четвертому не бывать!" . Заметим, однако, что официальной эта идея не стала, но использована была в полную силу.

В заключение нам следует сказать, что все-таки московского Государя и Великого князя при западных дворах стали уважать. Но скорее не за "родство" с римскими императорами и не за богоизбранность , а за ту силу и мощь , которую являло миру новое государство, за те дела и победы , которые свершались в этой обновленной стране, за ее величие .

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

Её называли так потому что она боролась долгие годы за трон.елизавета как львица правит долгое время. раньше её власть была значима для , сейчас же это просто для туристов . все законы и правила принимает премьер министр.

Читайте также: