Программа дополнительного образования по исследовательской деятельности в доу

Обновлено: 08.07.2024

Программа дополнительного образования,

Пояснительная записка.

1. Программа образовательной деятельности по экологическому направлению составлена:

и является частью, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной частью)

При подготовке программы проведено изучение пожеланий, запросов участников образовательных отношений.

2. Программа реализуется с опорой на методическую литературу, авторские технологии:

Актуальность

Познавательно-исследовательская практика ребенка – занятие самостоятельное и нередко разворачивается за пределами непосредственного внимания педагога. Самостоятельно добывая знания, каждый ребенок должен быть уверен в том, что все новое, им найденное, будет востребовано, интересно для друзей и взрослых.

При всех положительных аргументах, детская познавательно-исследовательская практика не способна решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

В исследовательской деятельности совместно с педагогом или другим взрослым, дети овладевают такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и другие. Без умения владеть этими понятиями затрудняется и формирование абстрактного мышления. А овладеть им можно только при исследовании живых фактов и явлений, того, что видишь своими глазами.

Для этого надо учить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному обобщению.

Преемственность с другими образовательными областями, на различных образовательных ступенях.

Содержание программы перекликается с другими образовательными областями, возрастная преемственность обеспечивается посредством учета содержания познавательно-исследовательской деятельности детей, организуемой педагогами в средней и старшей группах, а также за счет подготовки детей старшей группы к участию в работе кружка в следующем учебном году, когда они перейдут в подготовительную группу.

Новизна данной программы в том, что обучение организовано по законам проведения научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Ведущей является – практическая деятельность детей, прямое участие в экспериментах, фиксации и презентации результата.

Психолого-педагогические принципы построения содержания программы:

- опора на опыт ребенка;

- акцентирования внимания ребенка на наблюдениях и экспериментировании;

-активное участие каждого ребенка в планировании собственной учебно-исследовательской работы;

-чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения;

- соответствие принципу развивающего образования;

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, что удовлетворяет принципу научной обоснованности программы;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в исследовательской деятельности;

- программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей;

- программа учитывает комплексно-тематический принцип планирования;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной исследовательской деятельности детей;

- предполагает построение образовательного процесса посредством ведущего вида детской деятельности – игры с детьми старшей группы, с детьми подготовительной группы – ведущей становится практическая исследовательская деятельность детей.

Индивидуализация и дифференциация обучения.

Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

¾ уровень обученности и обучаемости;

¾ уровень общих умственных способностей;

¾ индивидуальный стиль умственной деятельности;

¾ психофизические особенности учащихся.

Данная программа является одним из гибких вариантов, который позволяет детям проходить основное обучение в среде своих сверстников, имеющих различный уровень интеллектуального развития, но при этом получать систематическую возможность и доступ для развития своих индивидуальных способностей, то есть у педагога имеется возможность индивидуализировать обучение как можно шире.

Условия, необходимые для реализации программы:

Исследовательская лаборатория, где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные эксперименты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

Оборудование.

Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы, штативы, спиртовки, пипетки, шприцы без игл, розетки, воронки, сито, резиновые груши, формы для льда, песочные часы и т.д.

Разнообразные сосуды из разных материалов: стекла, металла, пластмассы; трубки (прозрачные, разные в диаметре и в длину).

Природные материалы: спил и листья деревьев, веточки, камешки, шишки, мох, земля, различные семена и т.д.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы

Медицинские материалы. Пипетки, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, колбочки, зеленка, лейкопластырь, пинцет и т.д.

Продукты: мука, соль, сода, вода, чай.

Свечи, фонарики, пластик, зеркала, полированные пластины, детские фартуки, халаты и т.д.

Программа предназначена для детей 5 – 7 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Цель учебного курса : формирование навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников.

Задачи.

1. Сформировать у детей способность обнаруживать и обозначать проблему.

2. Сформировать умение выдвигать гипотезы, строить предположения относительно выявленной проблемы.

3.Упражнять в нахождении различных способов решения проблемы, проверки гипотезы.

4.Сформировать умение использовать различные способы поиска информации: строить вопросы различного типа (основополагающие, проблемные, уточняющие), задавать их взрослым и сверстникам, обращаться к иллюстрированным изданиям, познавательным передачам.

5. Упражнять в умении планировать ход проведения эксперимента, исследования для проверки своей гипотезы.

6. Упражнять в умении проводить презентацию результатов своей деятельности.

Методы стимулирования и мотивации.

Методы стимулирования интереса к познанию:

- опыт или эксперимент;

- создание ситуации успеха;

-создание эмоционально-нравственной ситуации;

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

Методы организации деятельности:

- показ этапов деятельности;

- создание проблемной ситуации;

- объяснение возможных перспектив.

Основные методы: наглядный, практический, репродуктивный, метод проблемного обучения, метод творческих заданий, исследовательский, создание ситуации успеха.

Формы работы: наблюдения (длительные и кратковременные), эксперименты, презентация, конкурсы, акции, праздники, игровые поисковые ситуации, интегрированные занятия, экскурсии.

Особенности организации обучения.

Первый год обучения направлен на развитие познавательного интереса у детей 5-6 лет (старшая группа) к предметам окружающего мира и их свойствам, а так же на развитие конвергентного и дивергентного мышления. Формируется посредством тренировочных упражнений, умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, находить решения и выполнять несложные эксперименты.

Все занятия проводятся в игровой форме, с привлечением персонажей сказочных сюжетов, с использованием логических загадок, художественных произведений. В такие занятия проводятся со всеми детьми в подгруппах.

Диагностика в конце учебного года позволяет выявить детей, имеющих склонности к исследовательской деятельности.

Задачи эти трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно. Дети работают с интересом и удовольствием.

Структура учебного исследования включает в себя конкретные этапы, которыми должны овладеть дети к концу обучения:

-выделение и постановка проблемы,

- поиск и предложение возможных вариантов решения,

- обобщение полученных данных.

Одним из этапов каждого занятия является последовательное обсуждение результата, например:

- Что нового вы узнали?

- Какие вопросы возникли?

- Каким образом вы получили результат?

- Кому, и для какой цели, могут быть интересны полученные вами результаты (в каких ситуациях нас может выручить магнит, в какой воде лучше варить яйцо, где нас выручит колесо и др.)

- Какая проблема интересует вас сейчас?

Данное обсуждение позволяет корректировать и планировать деятельность в течение недели, согласно интересу детей.

По окончании учебного года проводится промежуточная и итоговая диагностика.

Перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данной программы.

  1. 1. Умение строить элементарный план работы и следовать ему.
  2. 2. Умение провести презентацию результатов деятельности.
  3. 3. Умение работать в паре, группе, коллективе.
  4. 4. Умение выдвинуть гипотезу, сделать предположение, предвидеть результат своей работы.

Продолжительность занятия 25 – 30 минут.

Место проведения кружка : экологический центр, территория детского сада.

Дети пытливые исследователи окружающего мира. Они любознательны, стремятся к экспериментированию, хотят находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и развивать её.

1.1 Направление кружка.

Направленность программы : естественнонаучная.

Учебно-исследовательский и проектный компонент.

1.2 Основные составляющие программы

Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде небольших циклов, объединенных общей темой, и проводятся с подгруппой детей, предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят самостоятельно.

1.3 Новизна программы состоит в том, что в ней познание окружающего мира непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем.

1.4 Актуальность программы

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предусмотрено формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, а познавательно-исследовательская деятельность признана одним из основных механизмов развития ребёнка

1.5 Цель программы

Развитие познавательной активности детей старшей и подготовительной группы посредством опытно - экспериментальной деятельности.

1.6 Задачи программы :

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук 2. Расширять знания естественно - научные представления об окружающем мире;

3. Формировать умения самостоятельно находить новые конструктивные решения для выполнения заданий;

4. Способствовать установлению связей и отношений между системами объектов и явлений, применяя различные средства;

5. Создавать условия для самостоятельного целенаправленного включения исследовательских действий в поисковую деятельность;

Подготовительная группа: 1. Формировать умение работать поэтапно, соблюдая правила безопасности; 2. Самостоятельно пользоваться приборами – помощниками, оборудованием при проведении игр-экспериментов. 3. Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы. 4. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации по имеющимся условиям и цели деятельности; 5. Содействовать активному проявлению стремления к преобразованию, творчески подходить к решению конструктивных задач, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы; 6. Развивать социально-личностное развитие каждого ребёнка. 1. 7 Методы организации учебно-воспитательного процесса Основные методы работы: Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж. Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов. Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-7 лет. 1.8. Принципы программы : Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности. Принцип систематичности и последовательности: - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа рассчитана на реализацию принципов обучения:

- обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его индивидуальных особенностей;

- многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;

- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;

- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;

- использование всевозможных ресурсов группы;

- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации.

2.1 Целесообразность. Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

Программа рассчитана на 36 занятий в год (1 - в неделю, длительность занятия для детей старшей группы– 25 минут, для детей подготовительной группы - 30 минут.)

2.2 Ожидаемые результаты.

1. Использование старшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.

2. Изменение качества умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и много-вариативности в ее решении) .

3. Повышение уровня познавательных способностей детей.

4. Улучшение качества подготовленности детей к школьному обучению.

2.3 Взаимодействие с семьей.

2.4 ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОУ

Организация мини-лаборатории в детском саду:

1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей: различные

коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения материалов (природного, бросового).

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.).

Оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.

2. 5 Дидактический материал и техническое оснащение занятий:

приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп; часы песочные; глобус; микроскоп; ноутбук;

• разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

• разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);

• разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);

• медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т. д.);

• прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т. д.).

Дополнительное оборудование :

• специальная одежда (халаты, фартуки);

• контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

• карточки-схемы проведения эксперимента;

• индивидуальные дневники экспериментов;

• правила работы с материалом;

2.6 Правила безопасности жизнедеятельности детей

• 1. Работа под наблюдением взрослого.

• 2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

• 3. Грязными руками не трогать глаза.

• 4. Не брать руки в рот.

2.7 Структура исследовательских занятий

• Структура занятия-экспериментирования (примерная)

• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

• Тренинг внимания, памяти, логики мышления

• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

• Уточнение плана исследования.

• Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

• Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

• Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Значительную часть такого оборудования можно собрать из использованных упаковочных материалов, которые дети приносят из дома.

3. Календарно-тематическое планирование

занятий-экспериментов

Цель (старшая группа) : Дать детям первоначальное представление о почве.

Цель (подготовительная группа) : Дать детям понятие о составе почвы (песок, глина, перегной), о том сто в почве есть вода, воздух.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Песок – природный материал. Песочные чудеса. Цель (старшая группа) : Формировать представления детей о свойствах песка, развивать мелкую моторику рук. Цель (подготовительная группа) : Расширять знания детей о свойствах песка, навыки экспериментирования с песком; обогащать тактильный опыт детей.

Глина – природный материал. Цель (старшая группа) : Познакомить детей со свойствами глины ; формировать умение исследовать свойства природных материалов. Цель (подготовительная группа) : Расширять знания детей о свойствах глины, познакомить со способами её добычи в природе, рассказать о том для чего нужна глина человеку.

Знакомство со свойствами почвы Цель (старшая группа) : В процессе опытов подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав (глинистая, песчаная, чернозём). Цель (подготовительная группа) : Познакомить детей со свойствами почвы: пропускает воду, в ней есть воздух; формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и жизни человека.

Такие разные камни Цель (старшая группа) : Знакомство с различными камнями, в процессе экспериментальной деятельности выявить свойства камней. Цель (подготовительная группа) : Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

Сравнение свойств камней Цель (старшая группа) : Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).

Цель (подготовительная группа) : Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть);нацелить на поисковую и творческую деятельность.

Цель (старшая группа) : Расширить представление детей о свойствах воздуха и его качестве. Опытническим путем дать знания о живой и неживой природе, и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле.

Цель (подготовительная группа) : В процессе экспериментальной деятельности выявить следующие свойства воздуха: упругость, состав; показать, что воздух занимает определенное место в окружающей среде, перемещение воздуха имеет влияние на жизнь человека; познакомить с тем, как человек использует свойства воздуха в повседневной жизни; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Цель (старшая группа) : Расширить представление детей о свойствах воздуха и его качестве; формировать умения понимать и осмысливать причинно – следственные связи, логически рассуждать, делать выводы.

Цель (подготовительная группа) : Продолжать расширять представление детей о свойствах воздуха и его качестве; продолжать формировать реалистическое понимание природных явлений через опыты (эксперименты).

4 неделя-1 неделя-2неделя Декабрь

Цель (старшая группа) : Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; прививать бережное отношение к воде, объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке. Цель (подготовительная группа) : Сформировать представление о Мировом океане и родниковой воде; выяснить знания детей о свойствах и качествах воды, её значении для жизни живых организмов; дополнить знания детей о пользе океанов и морей, закрепить представления о значении воды в природе и жизни человека; расширить знания о соленой воде морей и океанов, почему вода в реках пресная, а в океанах соленая; прививать бережное отношение к воде, объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке.

Мир бумаги Цель (старшая группа) : Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Цель (подготовительная группа) : Продолжать расширять знания детей о свойствах бумаги; помочь понять, что свойства бумаги обусловливают способ её использования.

Мир дерева Цель (старшая группа) : Познакомить детей со свойствами дерева, развивать умение экспериментировать и на основе опытов делать вывод, воспитывать у детей бережное отношение к предметам, сделанным из дерева. Цель (подготовительная группа) : закреплять умение узнавать вещи, изготовленные из древесины; выделять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Мир ткани Цель (старшая группа) : Познакомить с различными видами тканей (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж, их свойствами. Цель (подготовительная группа) : Расширять знания о различных видах тканей, продолжать учить сравнивать их качества и свойства: помочь детям понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Мир пластмассы Цель (старшая группа) : Познакомить с вещами сделанными из разного вида пластмассы (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид,их свойствами. Цель (подготовительная группа) : Продолжать знакомить с пластмассовыми вещами, сравнивать их свойства; понимать, что от качественных характеристик пластмассы зависят способы её использования.

Цель (старшая группа) : Опытным путём познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии ; формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. Цель (подготовительная группа) : Продолжать посредством экспериментов знакомить детей с электричеством, развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей.

Экспериментирование с электричеством Цель (старшая группа Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов; Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;

Цель (подготовительная группа) : Расширять знания детей о причине возникновения статического электричества,формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.

Свойства звука Цель (старшая группа) : Обобщить представление детей о звуке (звук слышим с помощью уха); дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки; развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности Цель (подготовительная группа) : Продолжать знакомить со свойствами звука; развивать активность мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).

Музыка или шум? Цель (старшая группа) : Развивать с помощью экспериментов у детей слуховое восприятие, умение выделять различные качества звуков, сравнивать их. Цель (подготовительная группа) : Продолжать развивать у детей умение различать качества звука.

Где живёт эхо Цель (старшая группа) : Познакомить детей с эхом как физическим явлением, подвести к пониманию возникновения эха, как распространяется звук в процессе экспериментальной деятельности Цель (подготовительная группа) : Опытным путём подвести к пониманию возникновения эха, учить детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы.

Откуда радуга берется Цель (старшая группа) : Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму; развивать внимание. Цель (подготовительная группа) :) : Продолжать опытным путём знакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр, расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет.

Цель (старшая группа) : Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Цель (подготовительная группа) :Продолжать знакомить детей со свойствами света, спектром. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

Свет вокруг нас Цель (старшая группа) : Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Цель (подготовительная группа) : Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир.

Из каких цветов состоит солнечный луч Цель (старшая группа) : Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Цель (подготовительная группа) : Продолжать опытническим путем определять строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир.

Солнце, Земля и другие планеты Цель (старшая группа) : Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. Цель (подготовительная группа) : На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.

Этот загадочный космос Цель (старшая группа) : Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Цель (подготовительная группа) : Продолжать знакомить детей с созвездиями.

Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом Цель (старшая группа) :Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом. Цель (подготовительная группа) : Продолжать опытническим путём устанавливать, почему солнце можно увидеть до того, как оно появляется над горизонтом.

Звезды светят постоянно Цель (старшая группа) : Опытническим путём показать, что звезды светят постоянно. Цель (подготовительная группа) : Продолжать посредством экспериментов давать детям знания о Солнечной системе.

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

Новизна данной программы в том, что обучение организовано по законам проведения научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Ведущей является – практическая деятельность детей, прямое участие в экспериментах.

Актуальность

Познавательно-исследовательская практика ребенка – занятие самостоятельное и нередко разворачивается за пределами непосредственного внимания педагога. Самостоятельно добывая знания, каждый ребенок должен быть уверен в том, что все новое, им найденное, будет востребовано, интересно для друзей и взрослых.

При всех положительных аргументах, детская познавательно-исследовательская практика не способна решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

В исследовательской деятельности совместно с педагогом или другим взрослым, дети овладевают такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и другие. Без умения владеть этими понятиями затрудняется и формирование абстрактного мышления. А овладеть им можно только при исследовании живых фактов и явлений, того, что видишь своими глазами.

Для этого надо учить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному обобщению.

Педагогическая целесообразность

Содержание программы перекликается с другими образовательными областями, возрастная преемственность обеспечивается посредством учета содержания познавательно-исследовательской деятельности детей, организуемой педагогами в средней и старшей группах, а также за счет подготовки детей старшей группы к участию в работе кружка в следующем учебном году, когда они перейдут в подготовительную группу.

Цель программы.

Формировать развитие навыков позновательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников.

Общие задачи:

- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка.

- Развивать умения самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.

- Воспитыватьдружескую атмосферу в группе, повышать уровень сплочённости, положительную мотивацию к коллективной деятельности.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.

Развитие познавательного интереса у детей к предметам окружающего мира и их свойствам, а так же на развитие конвергентного и дивергентного мышления. Формируется посредством тренировочных упражнений, умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, находить решения и выполнять несложные эксперименты. Все занятия проводятся в игровой форме, с привлечением персонажей сказочных сюжетов, с использованием логических загадок, художественных произведений. В такие занятия проводятся со всеми детьми в подгруппах. Диагностика в конце учебного года позволяет выявить детей, имеющих склонности к исследовательской деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - 5-7 лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения по 36 часов в год.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, во вторую половину дня.

Форма организации занятия-групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий- беседа, наблюдения, опыты.

Занятияпроводится два раза в неделю. Кол-во детей посещаемых кружок – 25 чел. Возраст детей: в первый год от 5-6,во второй год от 6-7 лет. Продолжительность занятия-30 мин.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Метапредметные результаты

Дети будут уметь:

- выбирать тему исследования;

- видеть и формулировать проблему;

- выдвигать 1 или 2 гипотезы;

- предлагать оригинальные решения;

Дети будут владеть:

- опытом поиска возможных вариантов решения;

- самостоятельно проводить несложные исследования;

- навыками работы с лабораторным оборудованием.

Получат опыт участия:

- в экспериментировании в паре или группе;

- опыт делового общения;

- презентации результатов работы для сверстников и родителей.

Предметные результаты

Включает в себя конкретные этапы, которыми должны овладеть дети к концу обучения:

-выделение и постановка проблемы,

- поиск и предложение возможных вариантов решения,

- обобщение полученных данных.

Одним из этапов каждого занятия является последовательное обсуждение результата, например:

- Что нового вы узнали?

- Какие вопросы возникли?

- Каким образом вы получили результат?

- Кому, и для какой цели, могут быть интересны полученные вами результаты (в каких ситуациях нас может выручить магнит, в какой воде лучше варить яйцо, где нас выручит колесо и др.)

- Какая проблема интересует вас сейчас?

По окончании учебного года проводится промежуточная и итоговая диагностика.

Способы определения результативности

Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (5 лет)

Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки и связи

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

Отношение к экспериментальной деятельности

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредствен-ной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов.

Хорошо понимает простейшие одночленные причинно следственные связи .

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Желание что – то сделать выражают словами.

Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами.

Выполняют простейшие поручения взрослых.

Работают с помощью воспитателя. Он должен постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту.

Отвечают на простые во-просы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (6 лет)

Часть 1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки и связи

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

Часть2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Отношение к экспериментальной деятельности

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.

Самостоятельноформулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога.

Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы.

Выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам. Использует несколько графических способов фиксации опытов.

При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей.

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов.

Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи.

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Индивидуальная карта овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. (7 лет)

Часть1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Интегративные качества, необходимые для формирования навыков экспериментирования

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки и связи

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Отношение к экспериментальной деятельности

Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает предположения, гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других.

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлениисвязей и последовательностей (что сначала, что потом)

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. Не вникая в его подлинное содержание.

10. Методическое обеспечение (помещение, техническое оснащение, специальное оборудование, пособия, дидактические материалы, список методических материалов, список литературы для обучающихся и родителей, список литературы для педагога) ……………………………………………………………..21

Пояснительная записка

Достижения естественных наук и техники является частью мирового наследия человечества, составляют основу современной цивилизации и благосостояния будущего людей. Каждая из наук имеет свой предмет изучения, однако объединяет их одно – основой и доказательством любой научной гипотезы и теории является исследовательская деятельность, эксперимент.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Именно исследовательская деятельность, экспериментирование помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, он будет обладать такими качествами как: любознательность, активность, умение ставить гипотезу, провести ее экспериментальную проверку, проанализировать повторяемость наблюдений и полученных результатов, оценить существующие теории и, быть может, создать новые – все это формирует не только исследовательское мышление, но и наблюдательность, любознательность и открытость новому знанию.

Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира.

3нания, полученные в результате собственного экспериментирования, исследовательского
поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем.
Чем разнообразнее и интереснее эксперименты, поисковая деятельность, тем больше новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Направленность программы

1.2 Новизна и отличительные особенности

Новизна программы состоит в том, что разработана и апробирована система экспериментально-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира обучающимися.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является включение исторического материала, интеграция естественных наук в рамках изучаемых разделов, организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, экспериментальной, исследовательской и трудовой деятельности, а также организация познавательного развивающего общения обучающихся.

1.3 Актуальность

Актуальность данной программы основывается на современных ориентирах обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения, а также на развитии потенциала нашей страны, подготовке подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности в области науки и техники.

В дошкольном возрасте дети проявляют высокую мотивацию к познанию, им хочется узнать, как работает то или иное устройство, взаимосвязи в окружающем мире, удовлетворить свои потребности в новых впечатлениях.

Раннее освоение базовых знаний в области естественных наук становится основой для осуществления проектной деятельности обучающимися, востребованной социумом, в более старшем возрасте.

К сожалению, исследовательская деятельность, детское экспериментирование как форма деятельности используются на практике недостаточно широко.

В процессе исследовательской деятельности, экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Нельзя не отметить положительное влияние исследовательской и экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

Исследование и экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, исследовательская и экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.

1.4 Педагогическая целесообразность

Эффективным для овладения детьми исследовательской и экспериментальной деятельностью является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта.

О преимуществах данной технологии говорили многие выдающиеся педагоги и психологи: Джон Дьюи, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и многие другие.

Данная программа позволит дошкольникам самостоятельно приоткрыть дверь в мир естественных наук.

1.5 Цель программы

Основная цель программы : формирование и развитие познавательных интересов обучающихся через исследовательскую и экспериментальную деятельность, интеграция естественных наук.

1.6 Задачи программы

- познакомить с основами исследовательской и экспериментальной деятельности, этапами и методами организации экспериментов и наблюдений, характерными для естественных наук;

- сформировать навыки осуществления экспериментальной деятельности, использования оборудования и измерительных приборов;

- сформировать организационные умения и навыки: планировать свою деятельность и осуществлять на практике планируемые экспериментальные действия, осуществлять анализ полученных результатов, сопоставляя с первоначальными гипотезами;

- сформировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, физических явлениях;

- Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о воде, бумаге, воздухе, свете, песке и глине, магнитном поле.

- развивать умения видеть проблему, искать и находить пути ее решения, вырабатывать гипотезы, классифицировать и систематизировать, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и др.;

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление (логическое, аналитическое, критическое), воображение;

- развивать речь, пополнение словарного запаса;

- развивать аккуратность, ответственность, последовательность;

- сформировать устойчивый интерес к естественным наукам, любознательность, познавательную открытость;

- сформировать уважительное отношение к достижениям человечества в области науки и техники;

- воспитание общепринятых норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

1.7 Возраст, количество обучающихся

Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Численный состав группы: 6-8 детей.

1.8 Срок реализации программы, общая продолжительность обучения

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1-й год обучения – дети 5-6 лет;

2-й год обучения – дети 6-7 лет.

Общая продолжительность обучения: 64 часа (1-й год – 32 часа, 2-й год – 32 часа).

Формы занятий

Занятие осуществляется в познавательной и продуктивной формах.

К познавательной форме относятся фронтальные занятия, наблюдения, рассматривание альбомов и фотографий, тематические и ситуативные беседы.

К продуктивной форме относятся совместная деятельность педагога с ребенком, самостоятельная деятельность детей (групповая, парная), трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения.

На занятиях применяются исследовательские методы обучения:

- репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный и создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений;

- продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

3. Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Продолжительность занятий 40 минут.

4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Ожидаемые результаты 1-го года:

- знать названия и способы применения основного лабораторного оборудования и веществ; важнейшие понятия и свойства объектов (веществ) в рамках содержательного компонента программы; этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;

- знать физические явления, свойства воздуха, воды, света, цвета, песка, глины;

- уметь самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;

- проявлять поисковую активность и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования;

- владеть исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога.

У обучающихся будут сформированы:

- интерес к научным знаниям, любознательность;

- уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники;

- навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;

- аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской деятельности.

Обучающиеся разовьют свои умения в:

- выявлении экспериментальной задачи (проблемы);
- выработке гипотезы, классификации и систематизации;

- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами.

Ожидаемые результаты 2-го года:

- знать свойства воды и света, магнита и электричества, понятия: движение, равновесие, осязание, обоняние, слух, скорость;

- уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом;

- достигать результата и обозначать его с помощью условного символа;

- по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действие с ним;

- работать с информационным источником;

- объяснять причины наблюдаемых явлений или выдвигать гипотезы о них.

У обучающихся будут сформированы:

- эмоциональная основа устойчивого интереса к науке и технике, любознательности, познавательной открытости;

- уважительное отношение учащихся к достижениям человечества в области науки и техники, достижениям российских ученых и инженеров.

- развитые навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;

- аккуратность, терпение и настойчивость в познавательной деятельности.

Обучающиеся разовьют свои умения в:

- выработке гипотезы, классификации и систематизации, установлении причинно-следственных связей, выводов и умозаключений;

- повышение уровня математических представлений: овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса;

- самостоятельной работе над экспериментом, исследованием;

- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами;

- создании схем, моделей и инструкций при решении учебных и познавательных задач.

Способы определения результативности

Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании систематического контроля и сбора информации:

Контроль обучения реализуется в различных формах:

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии с целью установления качества и эффективности выбранных форм занятий, методов обучения и способов деятельности обучающих, а также с целью проверки усвоения обучающимися содержания программы. Текущий контроль осуществляется с помощью педагогического наблюдения, игр, бесед, индивидуальных и групповых заданий различных типов.

Тематический контроль осуществляется по окончании изучения определенного раздела программы с целью установления степени усвоения обучающимися содержания программы и планирования педагогической деятельности на следующих этапах обучения, определения необходимости коррекции знаний и умений детей, повторения уже изученного материала. Тематический контроль организуется в форме образовательных игр, использующих и расширяющих основные понятия, факты, термины и определения раздела с включением задач экспериментального характера. При проведении тематического раздела при необходимости используются тестовые задания, задания проблемного и эвристического характера.

Итоговый контроль осуществляется на этапе завершения обучения по данной программе и включает в себя понятия, факты, термины и определения по всему содержанию программы. Обязательной частью итогового контроля является представление обучающимися выполненных индивидуально или в небольших группах самостоятельно разработанных экспериментов, небольших исследований.

5. Механизм оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся

- индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории в данном направлении);

- оптимизация работы с группой детей.

Предпочитаемый вид деятельности детьми

Цель – выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей, исследовать предпочитаемый вид деятельности.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

Труд в уголке природы;

Конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать 3 ситуации, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.

Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3.

За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу.

Читайте также: