Можно ли отказаться от классного руководства в школе в беларуси

Обновлено: 07.07.2024

Должность классного руководителя - неотъемлемый и, бесспорно, важный элемент школы. Но давайте разберёмся, кто и за что в наших школах работают классными руководителями и что из этого получается.

Хочу начать данную статью небольшим старым, но всё ещё актуальным анекдотом:

В тёмном переулке грабитель останавливает учительницу: "Давай часы!"
Та отвечает: "Часы не дам - возьмите классное руководство!"

Анекдот наталкивает на пессимистичные мысли. Неужели наши педагоги так быстро и даже с радостью готовы расстаться с обязанностями классного руководителя? Неужели работа с самым главным богатством любой страны - с детьми - нас не радует? Неужели классный руководитель не любит свою работу и готов при первой удобной возможности от неё избавиться? Увы, в нашей системе образования почти каждый учитель, хоть раз столкнувшийся с классным руководством, не задумываясь ответит на каждый из данных вопросов "да"! В чём же причина такой нелюбви к этому благородному делу?

Если с работой учителя-предметника я хорошо был знаком и до этого первого года работы в школе, то в классное руководство мне пришлось углубиться впервые! И я тут же почувствовал, как моё желание работать с детьми и давать им хорошие знания по математике начало плавно угасать. Свалившаяся на меня кипа бумажной работы стала отбивать всякое желание работать по профессии мечты - учителем. Конечно, многие, не сталкивающиеся никогда с явлением классного руководства, могли бы возразить: "Не каждый любит свою работу, но за неё же деньги платят!" Эх, если бы за работу классного руководителя достойно платили, то, уверен, многие бы (но не я) с удовольствием взваливали на свои плечи этот тяжкий груз. Однако сейчас в Беларуси работа классного руководителя оплачивается как 4-5 учебных часов в неделю - это до 40 у.е. в месяц. Я считаю, что этих денег не достаточно, чтобы достойно компенсировать и 1% трудов, затрачиваемых классным руководителем.

    Начну с родительских собраний. Это, пожалуй, самая "малонапрягающая" обязанность классного руководителя. Более того, я убеждён, что хороший учитель, не являющийся классным руководителем, должен обязательно посетить родительские собрания во всех классах, в которых он преподаёт! Я, как учитель математики, стараюсь так и делать. Однако, если учитель-предметник должен поговорить с родителями о хорошознакомых ему вещах, то классный руководитель должен рассказывать об организационных и воспитательных моментах (питание в столовой, поведение в школе, форма одежды, распорядок дня, оплата за учебники, разнообразные льготы для малообеспеченных семей и т.д.), в которых и сам порой не до конца разбирается.

- заполнение классного журнала (необходимо сделать нужные записи на десятках страниц журнала, включая заполнение страниц со сведениями об учащихся класса, подразумевающее предварительный сбор этих самых сведений);
- подготовка нескольких списков для медицинского кабинета;
- анкетирование учащихся по выданному опроснику;
- сбор квитанций об оплате за учебники и составление сводной ведомости (всё бы ничего, но порой добиваться этой несчастной бумажки-квитанции от ученика приходится неделями);
- каждый день - организация питания, включающая сбор денег на столовую и ведение соответствующей бухгалтерии (меня этот момент пока, слава Богу, не касается - ребята моего класса справляются с питанием самостоятельно);
- составление дневника классного руководителя - самый огромный пласт бумажной работы (у меня он занимает более 60 листов!).

Замечу, что при всём этом изобилии бумаг к ним прилагается ещё и множество правил их заполнения вплоть до вопросов "с большой или с маленькой буквы писать" или "ставить в конце точку или не ставить".

. И это далеко не полный список всего того, что должен делать классный руководитель! И, как видите, практически бесплатно! А ведь моя задача, как учителя, дать детям необходимые им знания по своему предмету! Каждый день идя в школу и осознавая, что я, как классный руководитель, так и не доделал бесконечный объём бумажной работы, желание работать сводится к нулю. Выполнять свои обязанности как учителя математики, я готов и за копейки, которые мне платят. Преподавая ребятам математику, я получаю удовольствие! Мне это нравится! Я люблю свою работу! Эта работа - моё хобби! А, как известно, за занятие хобби деньги не полагаются! Поэтому, какая бы зарплата у меня ни была, как у учителя математики, я буду ей доволен. Но вот заниматься делом, которое мне не по душе - классным руководством, да ещё и за гроши - это не моё! В моём понимании никак не укладывается, почему же за столь сложную работу не платят соответствующих денег. Я же, скажу честно, не захотел бы заниматься классным руководством даже и за огромные деньги. Я привык делать только то, что нравится! И не хочу отступать от своих принципов!

Однако не подумайте, что я вообще настроен против явления классного руководства! Нет! Классные руководители нужны и важны для школ! И большая часть их сложнейших и объёмных обязанностей важна! Я даже считаю, что классным руководством нужно заниматься ещё более углубленно и кропотливо, чем это есть сейчас в наших школах. Но делать это должны исключительно те, кому данный вид деятельности по душе! Существуют классные руководители "от Бога" и я преклоняю перед ними голову! Каждый должен заниматься своим любимым делом: любите готовить - работайте поваром, любите преподавать - работайте учителем, а любите воспитывать детей - работайте классным руководителем! Таким образом, существует хороший выход из сложившейся в школах ситуации с классным руководством: предлагаю ввести отдельную должность классного руководителя (я бы лучше её назвал "классным воспитателем"). Таким образом, заниматься этим необходимым для школы делом будут люди, которым эта работа доставляет удовольствие, а, значит, и делать они её будут качественно и с энтузиазмом. А ведь тогда и результаты работы не заставят себя долго ждать.

Таким образом, озвучено решение одной из проблем современной системы образования - проблемы организации классного руководства. Не знаю, когда будет реформироваться наша система образования и каким-образом, но я уверен, что многие даже любящие свою работу учителя будут бежать из школ до тех пор, пока вопрос классного руководства не будет решён должным образом!

Подслушано у учителей

Подслушано у учителей

Подслушано у учителей запись закреплена

Дорогие коллеги. Подскажите пожалуйста как можно отказаться от классного руководства в Беларуси. Да знаю, что учитель без классного руководства не учитель, да с этим классом уже третий год и хорошо отношусь и к детям, у к родителям, но всё же. Школа предоставила мне всего 15 урочных часов, расписание составили в 3 дня. И вроде бы все хорошо, но в связи с классным руководством приходится ездить в сельскую местность(20 км от места жительства) в субботу на работу. И вы скажите оплачивают хорошо? Или доплата за сельскую местность? Тогда давайте посчитаем сколько затрачивается на проезд, не говоря о том что в субботу рабочее время заканчивается в 11.30, а ближайший дизель в 15.45. Честно говоря крик души. Мало того что когда я только пришла, об меня вытерали ноги все кому не лень было, и на все про все я слышала "Ну ты же молодой специалист, а кто если не ты, терпи". Так вот я уже не молодой специалист, а толк? Еще хотелось бы услышать по поводу распределения и отработки. По распределению когда попала в свою "чудо" школушку, меня нагрузили не по специальности, и никто не объяснял что это время не будет засчитываться для сдачи категории, в итоге я не могу сдать на категорию. Еще вопрос о распределении часов. Молодого специалиста должны были нагрузить на ставку предметных часов, или 20 часов всего подряд? 2 года у меня было 22 часа, из которых 3.5 классного руководства, 2 часа кабинета и 1.5 проверки тетрадей,15 урочных. Это ведь тоже нарушение?! И вы хотите сказать, что школа маленькая? Уроков мало? Не тут-то было. Просто у нас есть завуч, которой надо зарабатывать, а мне и 350 рублей норма. Все мои расчетные сложены в одну стопочку, и мне скрывать нечего. И терпела, но последняя капля была для меня сегодня. Всем дали выходной в честь дня учителя, а мне сказать забыли. Ну ничего, я же молодая, что мне 20 км на работу и 20 с работы прокатится?! Что мне полтора часа простоять на дороге при температуре в 11 градусов в надежде хоть о какой-либо машине до города?! Скажите обратится в отдел образования? не смешите, там все повязано. Вот я уже третье лето наблюдаю текучку кадров, и почему-то в отделе образования всегда стоят на стороне директора самодура, а не обычных учителей. и подавно уж не на стороне молодых специалистов. Анонимно пожалуйста.

Колтунович Павел Игоревич


Ответил(а) адвокат Колтунович Павел Игоревич,
08 августа 2021

Телефон: +375296253244
grifon404
ватсап/вайбер +375296253244, telegram: @advokat317, скайп grifon404, мэйл 8548837@tut.by

Здравствуйте. Работаю учителем в школе. У меня двое детей 8 и 3 лет. Дают классное руководство. Имею ли право отказаться? На что ссылаться?

Здравствуйте! Ольга, классное руководство – признается одним из видов организационно-воспитательной работы (ОВР) в УО, оно осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий. Порядок определения учителям и преподавателям (пед. работникам) оплачиваемых часов ОВР и доп. контроля учебной деятельности учащихся в УО, реализующих образовательные программы общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, спец. образования на уровне общего среднего образования, а также на первом отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), реализующей образовательную программу спец. образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью регламентируется Инструкцией, утвержд. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. №70. В этой связи, руководство УО вправе привлекать по своему усмотрению пед. Работников для выполнения ОВР в соответствии с названной Инструкцией, а отказаться от выполнения данной работы нельзя, но ходатайствовать об этом - не запрещено.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГОВ
УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:
1. На участие в работе органов управления школы в порядке, предусмотренном Уставом школы.
2. На уважение своих профессиональных и личных качеств чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей.
3. На защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.
4. Самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся, учебники и учебные материалы, методы оценки знаний учащихся.
5. На получение любой информации от администрации школы, органов управления.
6. На свободное выражение своего мнения.
7. На участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений.
8. На моральное и материальное поощрение своего труда.
9. На бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний.
10. На создание моральной рабочей обстановки на уроке.
11. На свободное и безопасное пребывание в стенах школы
12. На неприкосновенность личной собственности.
13. На участие в работе общественных организаций.
14. На охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда.
15. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и устава школы может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме

Права, обязанности и ответственность классного руководителя.
Классный руководитель имеет право:
1. Получать регулярно информацию о состоянии психофизического здоровья детей.
2. Выносить на рассмотрение администрации, педсовета или Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса.
3. Разрабатывать (совместно с социально-психологической службой, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и их родителями.
4. Получать своевременную помощь от руководства учреждения, от объединений, работающих в нём.
5. Приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение.
6. Определять форму плана воспитательной работы с классом (с учётом принципов общешкольного планирования).
7. Отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функциональные обязанности поручений.
8. Защищать собственную честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его воспитательной работы в данном классном коллективе.

Классный руководитель не имеет право:
1. Унижать личные достоинства воспитанника, оскорблять его словом и действием.
2. Использовать оценку (шкальный балл) для наказания ученика.
3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение.
4. Намеренно использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.
5. Обсуждать за глазами своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

Ответственность.
1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий.
2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы законных распоряжений директора школы иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством;
3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, классный руководитель может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РБ.
4. Обязан выявлять семьи, находящиеся в социально- опасном положении.


Несмотря на введение "президентской надбавки" за классное руководство, объем обязанностей классного руководителя растет год от года, и далеко не все педагоги готовы работать в этом качестве. При этом нередко классное руководство директор школы дает, не спрашивая согласия педагога. Мы задали вопрос юристам профсоюза, как можно отказаться от этих обязанностей или не принимать их на себя. По их мнению, отказаться от выполнения обязанностей классного руководителя проще всего на этапе заключения соглашения об исполнении обязанностей классного руководителя.

Во-первых, так как в силу п. 2.3 Особенностей режима работы педагогов, утв. Приказом Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536, классное руководство является дополнительной работой, выполнение которой может быть поручено работнику только с его согласия, закрепленного в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, вы можете отказаться от подписания дополнительного соглашения о выполнении обязанностей классного руководителя или потребовать от работодателя исключения соответствующих обязанностей из трудового договора до его подписания.

Работодатель не может привлечь вас к дисциплинарной ответственности за отказ от подписания дополнительного соглашения к трудовому договору о возложении на вас обязанностей классного руководителя, как и не может требовать выполнения таких обязанностей без внесения их в ваш трудовой договор (без заключения с вами дополнительного соглашения к трудовому договору по этому поводу), по этой причине отказ от классного руководства на этапе заключения трудового договора или дополнительного соглашения о выполнении работы классного руководителя наиболее безопасен.

Во-вторых, несмотря на то, что выполнение обязанностей классного руководителя напрямую не регламентируется Трудовым кодексом РФ, по нашему мнению, отказ педагога от классного руководства, как дополнительной работы, возможен со ссылкой на ст. 60.2 ТК РФ. В ст. 60.2 ТК РФ перечислены все виды дополнительной работы, закрепленной в ТК РФ, установлено общее правило о том, что работник вправе отказаться от выполнения такой работы, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Имеется и судебная практика, подтверждающая правомерность применения указанной нормы в регулировании деятельности классного руководства (см., например, Апелляционное определение Ярославского областного суда от 28.05.2015 по делу № 33-3188/2015).

Однако следует обратить внимание, что существует и другая позиция по вопросу возможности применения нормы ст. 60.2 ТК РФ в случае с классным руководством.

Суть данной позиции состоит в том, что в ст. 60.2 ТК РФ предусмотрены конкретные виды дополнительной работы и классное руководство не подходит ни под один из них, при этом если положения о выполнении педагогом обязанностей классного руководителя включено в его трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору), то и изменить это условие трудового договора можно только по письменному соглашению с работодателем (см. ст. 72 ТК РФ).

Если придерживаться такой правовой позиции по вопросу регламентации классного руководства, то после заключения трудового договора с условием о выполнении обязанностей классного руководителя или заключения дополнительного соглашения к трудовому договору аналогичного содержания педагог уже не имеет права в одностороннем порядке отказаться от классного руководства, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение обязанностей классного руководителя, предусмотренных трудовым договором. Впрочем, работодатель также не имеет права в одностороннем порядке снять с учителя классное руководство до истечения срока действия соглашения о выполнении этих обязанностей, без заключения с учителем письменного соглашения о досрочном исключении из трудового договора обязанностей классного руководителя.

На невозможность применения положений ст. 60.2 ТК РФ при регулировании выполнения педагогом обязанностей классного руководителя указывали представители Минпросвещения России и Профсоюза народного образования и науки РФ (см. ответ на соответствующий вопрос в Письме Минпросвещения России № ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 235 от 22.05.2020). Есть и судебный акт, подтверждающий данную позицию - Апелляционное определение Московского городского суда от 14.05.2018 по делу № 33-14524/2018.

Таким образом, безопаснее всего отказываться от классного руководства на этапе заключения письменного соглашения о выполнении обязанностей классного руководителя (просить исключить обязанности классного руководителя из трудового договора до его подписания, отказаться от подписания дополнительного соглашения к трудовому договору по поводу выполнения функций классного руководителя).

Если соответствующее соглашение вами подписано, то можно попробовать отказаться от классного руководства со ссылкой на ст. 60.2 ТК РФ, предупредив работодателя в письменной форме за три рабочих дня об отказе от выполнения этой дополнительной работы, но безопаснее всего решать этот вопрос по соглашению с работодателем. Провести переговоры по поводу отказа от этих обязанностей можно с помощью профсоюза.

Читайте также: