Инновационный проект в доу по познавательному развитию

Обновлено: 05.07.2024

3. Срок реализации проекта: 2022 -2023 год.

4. Основная идея проекта

Ключевые задачи проекта:

· Создание современной, интерактивной развивающей предметно-пространственной экологической среды, отвечающей требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

· повышение качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС, совершенствование педагогического, учебно-методического, организационного и материально-технического обеспечения инновационной деятельности; повышение эффективности применения информационно-коммуникационных технологий и электронного оборудования в области экологического воспитания детей дошкольного возраста.

· создание в свободном доступе для всех участников образовательного процесса (дети - родители – педагоги) развивающей предметно-пространственной среды, в контексте всего пространства детского сада в которой стимулируется интерес к познавательной, исследовательской деятельности и к профессиям;

· Развитие системы партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста. Создание условий для организации совместной познавательно-исследовательской деятельности;

· Усовершенствование плана сотрудничества с социально значимыми организациями по экологическому воспитанию дошкольников.

· формирование позитивного имиджа ДОУ.

6. Актуальность проекта

Основополагающей целью ФГОС ДО является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить деятельность каждого ребенка, позволив ему наиболее полно реализовать индивидуальные творческие возможности.

В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности индивидуальности каждой личности.

Под инновационным подходом к созданию развивающей предметно-пространственной среды понимается ее индивидуализация, отражающая приоритетные направления работы дошкольного учреждения и включающая региональный аспект.

Несмотря на проводимую дошкольным учреждением работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по-прежнему актуальными остаются вопросы по созданию системы совместных действий всех участников образовательного процесса по формированию основ экологического мировоззрения и детей и взрослых.

Совершенствование развивающей предметно-пространственной экологической среды, современное технологическое оснащение групп, кабинетов и холлов обеспечит:

· повышение качества предоставляемой образовательной услуги,

· модернизацию форм и методов экологического воспитания,

· полноценное взаимодействие педагогов,

· вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

7. Новизна проекта:

· организация и использование развивающей предметно - пространственной среды всего пространства детского сада разнообразной и трансформирующейся по содержанию, мотивированной для ребенка и его личностного самоопределения;

· обновлённое развивающее образовательное пространство обеспечит оптимальную двигательную, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей.

8. Ожидаемые результаты проекта:

· создание модели обеспечивающей качество дошкольного образования детей в разнообразных формах образовательной практики; модель строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами;

· распространение идей устойчивого развития и эффективного экологического взаимодействия между участниками образовательных отношений: детей, родителей, педагогов.

Практический и теоретический материл проекта найдет свое использование в муниципальной базе данных об опыте дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей.

9. Ожидаемая практическая значимость проекта для развития образования Раменского муниципального района:

1. Благодаря проекту возможен вариативный подход в организации РППС, приветствующий использование инновационного оборудования, активных форм и методов педагогического взаимодействия, нацеленный на раскрытие потенциала каждого ребёнка.

2. Проект позволит организовать образовательную деятельность и дополнительное образование детского сада; обеспечить многообразие форм дошкольного образования, отражающих образовательные потребности муниципалитета.

3. Трансляция деятельности детского сада по созданию моделей развивающей предметно-пространственной среды и культивированию у дошкольников интереса к познавательной деятельности и профориентации: методические рекомендации по созданию ППРС, программы деятельности объединений дополнительного образования различной направленности, публикации материалов, представление опыта работы на муниципальном и региональном уровне.

10. Организация и формы работы муниципальной инновационной площадки:

Организация дополнительных образовательных услуг.

11. План реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам

Этапы инновационной деятельности

Содержание

Прогнозируемый результат

Сроки

1. Анализ имеющихся условий развивающей предметно-пространственной среды.

2. Анализ и ранжирование потребностей и интересов участников проекта и заинтересованных сторон.

3. Создание творческой группы с определением ее деятельности по разработке проекта инновационной деятельности.

4. Разработка и корректировка локальных

актов по реализации проекта.

5. Разработка диагностики дошкольников.

6. Разработка комплекса учебно-методических материалов.

7. Выявление уровня компетенции

педагогов по экологобразовательной деятельности.

8. Организация деятельности инновационной площадки.

1. Теоретическое описание модели РППС

2. Разработка диагностического инструментария, позволяющего оценивать эффективность реализации проекта.

3. Организация работы творческой группы для работы в проекте. Подбор и распределение обязанностей среди участников проекта.

4. Утвержденные нормативно -правовые документы (инструкции, внутренние процедуры и регламенты).

5. Диагностика позволяющая выявлять особенности индивидуального развития ребенка.

6. Планы и программы для работы с детьми с учетом индивидуальных способностей и особенностей развития.

7. Выявленная потребность педагогов в повышении квалификации

Подготовленные кадры для внедрения инновационного проекта.

8. координация деятельности субъектов эколого-образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Апрель 2021г. -сентябрь 2021 г.

2. Мониторинг качества реализации проекта анализ полученных данных.

4. Участие в муниципальных, региональных конкурсах и проектах.

1. создание и функционирование экологообразовательной среды ДОУ;

2. моделирование и внедрение программы инновационной деятельности в образовательный процесс ДОУ;

3. разработка комплекса мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников (на основе разработанной программы).

4. Демонстрация воспитанниками инновационного проекта.

Сентябрь 2021 г.– апрель 2023 г.

1. Подведение итогов по реализации инновационной деятельности: мониторинг степени усовершенствования экологообразовательной среды МДОУ; проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по повышению уровня экологического воспитания дошкольников с помощью диагностических мероприятий

2. Подготовка практических результатов проекта по дисссеминации опыта работы.

1. Представление аналитических материалов о ходе и результатах деятельности по проекту.

2. Обобщение и распространение опыта работы МДОУ по проекту на различных уровнях дошкольного образования

Май -август 2023 г.

12. Нормативно – организационное обеспечение проекта

1. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);

3. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003;

8. Послание Президента России Федеральному Собранию от 20.02.2019 г.

12. Устав МДОУ Детский сад комбинированного вида № 3, утвержден в новой редакции постановлением Администрации Раменского муниципального района Московской области № 2867 от 11 мая 2016 г.

13. Программа развития МДОУ Детский сад комбинированного вида № 3 на 2020-2024 гг.

13. Анализ условий, необходимых для реализации проекта (кадровое, информационное, финансовое, материально-техническое обеспечение, характеристика имеющихся ресурсов, социальных партнеров и опыта работы в данной сфере).

Педагоги, работающие в МДОУ, имеют базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, способны к инновационной деятельности, обладают необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в профессиональной деятельности. Педагоги повышают свою квалификацию, посещая семинары, научные конференции, всероссийские форумы проводимые по вопросам реализации ФГОС дошкольного образования и системы экологического образования в регионе. Штат состоит из 30 педагогических и руководящих работников. Большинство (23) из них имеют первую и высшую квалификационную категорию.

Финансирование проекта обеспечивается в рамках бюджета. Основными источниками финансирования проекта являются: рациональное использование бюджетных и внебюджетных средства.

Учреждение функционирует в отдельном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству Учреждения, определённым Министерством образования и науки Российской Федерации.

Помещения Учреждения состоят из: 12 групповых комнат, в которых создана развивающая предметно-пространственная среда, которая соответствует современным требованиям стандарта дошкольного образования; музыкального и спортивного зала, кабинетов учителей – логопедов, педагога – психолога; кабинета экологии.

Наименование имеющегося материально- технического обеспечения для реализации проекта (оборудование, программное обеспечение, контент и пр.)

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, образовании и развитии. Использование в образовательном процессе инноваций- это не модная тенденция, а требование времени.

Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

ВложениеРазмер
pedsovet.docx 21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы по познавательному развитию детей

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, образовании и развитии. Использование в образовательном процессе инноваций- это не модная тенденция, а требование времени.

Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования.

1. Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации.

2. Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы.

3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации.

В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании - они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.

Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.)

В задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей, развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.

Содержание программного материала по познавательному развитию детей предполагает:

• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

• Формирование познавательных действий, становление сознания.

• Развитие воображения и творческой активности.

• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

• Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

• Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

• Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

-использования ИКТ технологий,

-знаково-символическими средствами- моделирование.

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста.

Типы проектов в ДОУ

Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации.

Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников (подчиняясь конечному результату (продуманную структуру имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т. д.).

Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Необходимо совмещать традиционные формы работы с детьми и инновационные формы. работы.

Традиционные формы работы:

• Игровые беседы с элементами движения

Используя традиционные формы работы, необходимо включать задания повышенного уровня сложности. Только в этом случае, по словам Выготского Л.С., обучение повлечёт за собою развитие.

Интерактивные формы работы:

• Изостудия с использованием ИКТ

преобразовывающая обычную среду в обучающую и воспитывающую

• Работа с лэпбуком, интерактивной папкой

•Мини-музеи, где ребёнок может потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;

• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

• обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников.

К ннновационным формам работы с родителями над познавательным развитием детей следует отнести:

ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ с последующим фотоотчётом ,изготовлением книжек-малышек, лэпбука.

БУКТРЕЙЛЕР- снятие родителями короткометражек ,видеороликов для детей.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Модернизация образовательного процесса заставляет решать главную задачу -использование. инновационных форм в познавательном развитии детей и принимать активное и творческое участие в создании предметно-пространственной среды.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников

консультация по речевому развитию старших дошкольников.


Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста ре.


Формы работы по познавательному развитию детей раннего возраста

Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Ранний возраст — период активного исследования различных свойств пре.


консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию старших дошкольников" 4.09.16

Расширять и систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы по речевому развитию.


Инновационные формы работы, направленные на развитие учебно-познавательной компетенции.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать мет.

Инновационные формы работы по речевому развитию детей

В статье раскрываются инновационные формы речевого развития: образовательная, игровая, обучающая.


Презентация: "Лэпбук-инновационная форма работы по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Использование Лэпбука в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Таким образом, проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных технологий и методов работы с дошкольниками. Профессор Л.А. Венгер и сотрудники его лаборатории исследовали основные закономерности развития познавательных способностей дошкольника и выяснили, что познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие.Сенсорные способности тесно связаны с восприятием ребенка предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Восприятие - первая ступень познания мира; на основе его образов строятся память, мышление и воображение.Интеллектуальные способности обеспечивают легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку найти оригинальные способы средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры (сюжет) и замысел рисования, лепки и др.

Познавательные способности обеспечивают ребенку познание предметов и явлений окружающего мира, и они тесно связаны с познавательными процессами.

И так рассмотрим развитие способностей через развивающие технологии.

В последнее десятилетие для развития дошкольного образования характерны инновационные процессы. А. А. Майер отмечает, что основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Вопросы осуществления инноваций в дошкольном образовании освещены в работах B.C. Лазарева, Н.Д. Малахова, A.M. Моисеева, М.М. Поташника и др.

Таким образом, инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании:

- социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;

- творческая вариативность педагогов;

- заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДО осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- технологии проектной деятельности;

- технология исследовательской деятельности;

- технология портфолио дошкольника и воспитателя;

- игровая технология и др.

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

2. Коллекционирование (классификационная работа)

3. Путешествие по карте

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

• Идти в ногу со временем

• Стать для ребенка проводником в мир новых технологий

• Наставником в выборе компьютерных программ

• Сформировать основы информационной культуры его личности

• Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДО:

• Легкость для самостоятельных занятий детей

• Развитие широкого спектра навыков и представлений

Личностно — ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Дети за компьютером

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Девочка мечтает

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Мальчик работает с интерактивной доской

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

  • Развитие представлений о зимнем лесе;
  • стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
  • Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней — их жалко.
    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега. (Лыжи).

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.
  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Читайте также: