Образ катерины ее душевные трагедии план урока 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: проанализировать образ Катерины; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: компьютер, слайды по теме урока (прилагаются), два кусочка пластилина - чёрного и белого, тексты по пьесе.

Мы знаем, что характер Катерины выдержит себя,
несмотря ни на какие препятствия,
а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Только сознательное уважение человека к самому себе
даёт ему возможность спокойно
и весело переносить все мелкие и крупные неприятности,
которые не сопровождаются сильной физической болью.

1. Организационный момент.

Дорогие ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Я думаю, что наш урок пройдёт в тёплой атмосфере. Хочу пожелать вам успехов, уверенности в себе, хорошего настроения.

2. Постановка задач и актуализация знаний.

Сегодня мы с вами завершим изучение пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Тема урока – “Образ Катерины. Её душевная трагедия”. Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

Я предлагаю вам посмотреть на облака. Каждый из вас делал это многократно, смотрел и фантазировал, что представляет собой каждое облако.

- А что теперь видите вы?

Ученики делятся своим мнением. (Воздушные замки, животное, храм и т.д.)

Учитель. Почему вы не увидели одно и то же? (Каждый ученик индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения).

Ученики делают вывод, как это связано с темой урока и работой на уроке.

Учитель. Правильно, ребята. Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.

Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий “грех”, “свобода”, “неизбежность”, “красота”, ответить на вопросы “Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?)

Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.

3. Информационный поток.

Работа в группах.

Задание первой группе:

Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь.

(Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает.

Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.

Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).

Задание второй группе:

Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью?

(Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: “С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!”

Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.

От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Но эта любовь и есть для неё грех. (Работа с понятием. Обращение к заповедям в “Законе Божьем).

Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей? Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой. Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: “Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго”. Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”)

Задание третьей группе:

Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины?

(После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в “тёмное царство”. Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: “Главное, чтобы всё было шито-крыто”. С каждым днём это “тёмное царство” охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).

Задание четвёртой группе:

Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками?

(Н.А. Добролюбов и Д. И. Писарев дали Катерине совершенно разную характеристику. Н. А. Добролюбов назвал героиню “лучом света в тёмном царстве”. Он считает Катерину сильной женщиной. Д. И.Писарев считает, что все действия и поступки Катерины лишены всякого здравого смысла. Он относит её к “вечным детям и карликам”.

Их мнения расходятся потому, что каждый рассматривал характер, исходя из своих жизненных позиций, взглядов и опыта.)

Учитель. Теперь мы с вами узнаем, какой образ Катерины создавали актрисы, которые играли её роль на сцене (демонстрация слайдов с портретами П. Стрепетовой и М. Ермоловой).

В истории театра лучшей исполнительницей роли Катерины Кабановой, первенство которой признавали даже знаменитые актрисы Федотова и Ермолова, осталась Л.П. Косицкая, для которой Островский специально написал эту роль.

Эту роль играли Пелагея Стрепетова и Мария Ермолова.

Стрепетова характеризовала Катерину как покорную жертву тёмного царства. “Она создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всём его ужасе, но и во всей его нетленной красоте”. (В.М.Дорошевич. Старая театральная Москва. – М.: Петроград, 1923).

Е.Карпов так вспоминает об игре Стрепетовой в пятом акте драмы: “…С бледным лицом, с огромными, полными печали, глубокими глазами, распущенными по плечам чёрными волосами, выходит Стрепетова. Ясно звучит её обаятельный голос, хотя говорит она словно про себя, и сколько глубокой, безнадёжной грусти, сколько любви, сколько тонкой поэзии в этом голосе…”.

Характеризуя игру Стрепетовой, А.С. Суворин замечал, что её трактовка роли Катерины решительно расходится с трактовкой Добролюбова. О конце Катерины он писал как о “тихой агонии умирающего сердца и потемневшей головы”. “Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния…Сколько их умирает так просто, молчаливо…”.

Ермолова подчёркивала в образе Катерины внутреннюю энергию, готовность к протесту против деспотизма и самодурства. “Добролюбов назвал конец Катерины “отрадным”: таков он был у Ермоловой, - пишет С. Н. Дурылин. – Её Катерина, действительно, была не мимолётная искра, а “луч света в тёмном царстве”, луч смелый, сильный, яркий, предвещающий восход солнца, разгоняющий мрак. Такую Катерину нельзя ни оплакивать, ни жалеть, как Катерину Стрепетовой, перед ней можно преклоняться, как перед трагической героиней, у неё можно учиться мужеству героической воли. Эта Катерина была восторженно встречена демократическими зрителями 1870-г годов… Ермолова доказала, что это “бытовая драма” - могучая русская народная трагедия, а эта роль русской женщины из глухого городка – образ героический, раскрывающий и печальную судьбу русской женщины в прошлом, и её способность к победе над этой злой долей”.

И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины.

Стрепетова имела право рассматривать Катерину как жертву общества, тёмного царства. Сам Островский высоко ценил игру Стрепетовой. т.к. артистка будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина Ермоловой сама была олицетворением протеста против тёмного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и справедливость.

Учитель. А теперь посмотрим, какой образ Катерины создала наша ученица (ученица читает наизусть монолог Катерины из пятого акта драмы.)

Ответ на вопросы.

1. Какое значение понятие свободы (работа с понятием) у Катерины, Бориса, Тихона?

2. Какие моменты жизни Катерина воспринимала как знак свыше?

3. Почему Катерина покаялась публично?

4. Можем ли мы назвать Катерину сильной женщиной?

5. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

Приём “Помощь психолога”.

Катерина оказалась в очень сложной ситуации. В наше время люди могут обратиться за помощью в решении проблемы к психологу. Один из приёмов, которые рекомендуют специалисты – составление двух списков. В один записываются позитивные последствия решения, в другой – негативные. Давайте попробуем составить два списка “для будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы и используя цитаты.

(Все “за” и “против” можно “взвесить” на чашах весов. Кладём грузик на одну чашу, если решение позитивное, на другую – если негативное.

  • “Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полётом птиц, ощущать на себе солнечный свет…”
  • “Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…”
  • “Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно – создам свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…”
  • “Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет…”
  • “Мою любовь у меня никто не отнимет…”
  • Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от матери…”
  • “Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…”
  • “Сколько радости принесут
  • мне дети…”
  • “Найдут, силой поволокут домой…”
  • “Свекровь заест совсем…”
  • “Никогда не быть мне свободной…”
  • “Тихон не простит, снова придётся видеть его недовольное лицо…”
  • “Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…”

Учитель. Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу. Давайте попробуем провести небольшой опыт. Перед вами лежат два кусочка пластилина – чёрный и белый. Представим, что это человеческие души. Попробуйте их помять. Мягкие, легко поддающиеся. Представим, что каждый человек рождается на свет с белой и чистой душой. Но у каждого человека есть ещё и характер. Человек живёт, общается с людьми. Люди бывают плохие и хорошие. После общения с ложью, несправедливостью, душа человека чернеет. Со временем всё больше и больше. От человека, от его характера и силы воли зависит, как поступать: поддаться злу и тьме или сохранить свою душу чистой.

Теперь мы можем ответить на вопрос: “Был ли иной путь у Катерины?”

(Нет. Хоть самоубийство – это грех, но Катерина таким способом спасла свою светлую душу. А все представители “тёмного царства” и есть самоубийцы своих душ. И именно они являются грешными. Таким образом, смерть Катерины была неизбежной (работа с понятием).

4. Обобщение изученного.

Учитель. Я предлагаю составить диаманту, в которой вы можете дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

Диаманта – стихотворение из семи строк, построенное на антонимии понятий.

1. Тема (существительное).

2. Два определения (прилагательные).

3. Действия (три глагола).

4. Ассоциации (четыре существительные).

1, 2 антонимы 3,4

5. Действия (три глагола).

6. Два определения (прилагательные).

7. Тема (существительное).

Любит, стремится, бунтует.

Свобода, страсть, замкнутость, грех.

Разочаровывается, страдает, гибнет.

Учитель. Я просила вас подумать, с какими произведениями литературы, музыки, живописи ассоциируется у вас образ Катерины, её мысли, поступки.

1. Ученики прочитали стихотворение К.Д. Бальмонта “У моря ночью”, т.к. оно помогает им ощутить то, что испытывала Катерина в последние моменты жизни. (Чтение наизусть данного стихотворения).

2. Из музыкальных произведений были предложены “Siciliano” Баха и “Храните Господа с небес” Лядова. Первое – ассоциация со всей жизнью Катерины, второе – вера Катерины в Бога.

3. Из произведений изобразительного искусства учащиеся предложили картины И.И. Левитана “Вечер на Волге” (место, где разворачивались события драмы, красота (работа с понятиями) природы сопоставляется с красотой главной героини, воды Волги поглотили в себя эту красоту) и К. Моне “Впечатление. Восходящее солнце” (яркое оранжевое пятно солнца и луч, который падает на воду – это светлый образ Катерины и её характера).

5. Домашнее задание.

1. Составить тест из 10 заданий по пьесе “Гроза”.

3. Письменно ответить на вопрос “В чём заключается новаторство Островского?”

На доске крепятся изображения островов с названиями “Остров познания”, “Остров счастья”, “Остров безразличия”, “Остров сомнения”, “Остров интереса”. Ученики крепят клеящийся листочек на тот остров, где они побывали на уроке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы В 10 КЛАССЕ

Проанализировать образ главной героини.

Понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Раскрыть понятие “Диалектика души” героини.

Оборудование: компьютерная поддержка.

1. Начало урока.

1). Какой принцип лежит в основе поведения героини драмы Островского “Гроза”?

- формальное соблюдение религиозных заповедей;

- стремление обманом и хитростью добиться своих целей;

- моральная самостоятельность, свобода выбора и ответственности;

- осознанная борьба с “темным царством”.

2). Что стало причиной самоубийства Катерины?

- раскаяние в совершенном религиозно-нравственном грехе;

- страх перед мужем и свекровью;

- невозможность вернуться в родительский дом;

- Как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины?

- Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы, если бы Катерина не раскаялась?

- Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

- Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

4. Творческое задание.

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Например, составление двух списков. В один список записывают позитивные последствия решения, в другой – негативные последствия. Давайте попробуем составить два списка для “будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составление таблицы, используя цитаты (И.В.Золотарева, Т.И. Михайлова “Поурочные разработки по русской литературе, стр. 193 – 194, 10 класс)

Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Если колонку с негативом закрыть, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими надеждами и ожиданиями, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

- Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. Да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

5. “Диалектика души” героини. (Работа с опорной схемой).

Диалектика души – детальное (подробное) воспроизведение процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека их взаимодействия, развития одного из другого (например: перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии).

Трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над “темным царством”.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

создать условия, способствующие раскрытию образа главной героини; содействовать работе, направленной на раскрытие конфликта драмы; разобраться в специфике жанра;

развивать аналитические способности, умения применять теоретические сведения при исследовании эпического произведения; использовать знания символики как средства глубокого познания текста и обобщения мыслительной деятельности учеников;

воспитывать истинные человеческие чувства; понимание, уважение к ближним, сопереживание.

создание характеристики героини

сопоставление оценок образа Катерины в русской критике

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала: наблюдения и сбора

Вид урока : Урок практических работ с элементами анализа ситуаций

Структура урока : Актуализация прежних знаний и формирование умений и навыков.

Технология: интерактивное обучение

2.Чтение учителем стихотворения

Загадочная русская душа.

Сложна, как смена красок при рассветах.

Усилья институтов и разведок

Ее понять — не стоят ни гроша.

Где воедино запад и восток

И где их разделенье и слиянье?

Где северное сходится сиянье

И солнечный энергии исток?

Загадочная русская душа.

Коль вы друзья, скажу вам по секрету:

Вся тайна в том, что тайны вовсе нету,

Открытостью она и хороша.

Тот, кто возвел неискренность и ложь

В ранг добродетелей, понять бессилен,

Что прямота всегда мудрей извилин.

Где нет замков — ключей не подберешь.

И для блуждающих во мгле закатной,

Опавших листьев золотом шурша,

Пусть навсегда останется загадкой

Рассвет в апреле —

-обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.

-Какие вопросы вы хотели бы обсудить, исходя из темы занятия?

хочу узнать

историю жизни Катерины

в чем трагизм положения Катерины, понять её психологическое состояние

Нравы Калинова

Так случайна ли её гибель или неизбежна?

Слово преподавателя: Жизнь Катерины проходит в волжском городе Калинове, там разыгрывается и трагедия. На прошлом занятии мы говорили о жизни города, его обитателей. Сформулируйте выводы, к которым мы пришли ?

Предполагаемый ответ : основная тема пьесы «Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, к стремлению к равноправию, к свободе личности. Основной конфликт пьесы «Конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми.

Слово преподавателя : Представление человека начинается с имени. Что означает имя, отчество нашей героини?

Слово преподавателя : расскажите о детских годах героини и о формировании её характера?

Она хочет свободы. И полёт в данном смысле - это полёт души. Катерина ко всему ещё и свободолюбивая. ( Чтение отрывка: Почему люди не летают. )

Слово преподавателя : Какие новые качества мы можем выявить, проанализировав её монолог ?

Предполагаемый ответ : Мечтательность, поэтичность, тянется ко всему прекрасному; глубоко религиозна - монолог 1 д. Уже в детстве мы видим в ней возможность протеста ( случай с лодкой), не безропотная, слабая натура, она терпелива до поры до времени.

Слово преподавателя - Что происходит с героиней, когда она попадает в домостроевское общество?

Предполагаемый ответ : Подобно цветам - засыхает, погибает изнутри, происходит медленная душевная гибель. Взамен свободе , радости навязывается страх, повиновение..

Слово преподавателя: Заполним таблицу:

В детстве

В семье Кабановых

"Точно птичка на воле"; "маменька души не чаяла"; "работать не принуждала".

"Я у вас завяла совсем", "да здесь все как будто из-под неволи".

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.

Атмосфера дома - страх. "Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?"

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.

Вывод . Для Катерины главное - жить согласно своей душе.

Вывод . Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему.

Общий вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.

Слово преподавателя : Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?

Предполагаемый ответ : Катерина чувствует потребность любить - быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях .На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.

Слово преподавателя - Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает?

Предполагаемый ответ : Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех.

Слово преподавателя - Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?

Предполагаемый ответ : Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки.

Слово преподавателя : Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.

Слово преподавателя : Но обретает ли Катерина свободу ?

Слово преподавателя - Почему же кается Катерина? (д. явл. 6) Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

Слово преподавателя : К покаянию её привел голос сердца, а что ещё?

Предполагаемый ответ : Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его. В христианстве покаяние очищение. Люди ходят в церковь на исповедь, покаяться в грехах, которые Господь отпустит, и к нам придёт очищение.

Слово преподавателя : Приходит ли очищение к Катерине?

Предполагаемый ответ : Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам.

Слово преподавателя : А как ведёт себя Борис?

Слово преподавателя : Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса (д. явл.) Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

Предполагаемый ответ : Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её - забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию.

Слово преподавателя Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми? Обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход? При том обратите внимание на то, что девушка она была религиозной, а самоубийство — самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Предполагаемый ответ : Смерть героини - это протест. Так как остаться жить значило бы смириться, подавить свои чувства, отказаться от воли, стать рабом самодуров, перечеркнуть своё чувство собственного достоинства - стать безвольным существом .

Преподаватель : Как оценили пьесу и образ Катерины в русской критике.

Цель: - развитие мыслительных способностей учащихся;

- развитие навыков сравнительно-сопоставительного анализа;

Рассматривает драму как подтверждение зарождающихся в России революционных сил, что приводит к некоторой

2. Оценка образа Катерины

- выработка собственной позиции по изучаемой теме. Оценка образа Катерины в русской критике.

Подобная таблица в качестве дидактического материала представлена представлена на столах. В сильных классах можно предложить самостоятельно заполнить таблицу, а затем сверить с информацией на слайде.

Вывод: Определите, оценка какого критика вам ближе и почему?

- С двумя героями связана Катерина: с одним - долгом, с другим чувством. Речь пойдет о Тихоне и Борисе.

(Катерина: Возьми меня с собой отсюда

Тихон: нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Борис: Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает. )

Учитель: Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было её избежать?( Организация дебатов. Представители групп высказывают свою точку зрения. )

Позитивные стороны

Негативные стороны

3. «Мою любовь у меня никто не

6. «Сколько радости принесут

Учитель:- Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу?

Вывод: прежде всего - это выражение протеста домостроевским социально- бытовым принципам. Конфликт Катерины и её мужа с окружающим миром не разрешается. Единственный выход для свободной личности - не примирение с устоями и деспотизмом. В этом обществе она не может быть счастливой. Счастье было только в душе, но за него она заплатила слишком дорогой ценой - своей жизнью.

Изменилась ли ваша точка зрения на героиню?

Ваши прилагательные, раскрывающие главную черту характера героини, после нашей беседы. Назовите их.

Луч света в темном царстве.

А луч? Резкий длинный свет, беспощадно высвечивающий, холодный;

режущий, вызывающий желание закрыться. Разве это Катерина? Вспомните!

Борис: Как она молится! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица - то будто светится.

Свет идет изнутри! Нет, это не луч. Свеча. Трепетная, беззащитная. А от нее свет. Рассеивающийся, теплый, живой свет. К нему потянулись - каждый за своим. От этого - то дыхания многих и погасла свеча.

9 Оцените степень самостоятельности своих суждений, их оригинальность. Самооценка.

Цель: - развитие у учащихся культуры письменной речи; - развитие умения

аргументированно отстаивать свою позицию в письменном виде.

Тематика письменных работ на выбор:

В заключении я хочу вам прочесть стихотворение (Сережа Мельник)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины.

Развивающая: - развитие устной речи, умений и навыков наблюдения, сопоставления и сравнения.

Воспитательная: - формирование представления о нравственных категориях, о месте человека в мире; постараться понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Проверка домашнего задания.

Какое впечатление произвела на вас пьеса? Что особенно запомнилось, почему?

Кто из героев заинтересовал, кто остался загадкой?

О чем говорят имена и фамилии персонажей?

О чем это произведение? Какие проблемы ставит в ней Островский?

Какая сцена является завязкой ?

Почему Катерина полюбила Бориса?

Характеристика Катерины.

На протяжении всей пьесы Катерина непосредственно общается только с 4- мя персонажами – с Кабановой, с Тихоном, с Варварой, Борисом.

- Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

Вопросы для обсуждения:

В семье Кабановых

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Вывод. Для Катерины главное — жить согласно своей душе

Вывод. Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему

Катерина и Кабанова.

- Как в пьесе выражено противостояние, противоборство образов Катерины и Кабановой?

- Можно ли считать Кабанову главной виновницей гибели Катерины?

Очевидно, что на событийном уровне эти женские образы не противоборствуют.

- Найдите в пьесе слова Катерины и Кабановой, обращённые ими непосредственно друг к другу.

ВЫВОД: Диалоги Катерины и Кабановой – не противоборство. В репликах Кабановой, обращённых непосредственно к Катерине, постоянно звучит скрытое опасение, страх того, что Катерина может оказаться неискренней. Опасения подтвердились. Но Кабанова повела себя не так, как того можно было ожидать.

Какой долгий монолог, насыщенный злорадным торжеством и проклятиями, она могла бы произнести в адрес тихой и прекрасной Катерины, если бы хотела всем доказать свою правоту. Мы же видим достаточно сдержанную реакцию Кабановой. Для неё это тоже удар.

Итак, образы Катерины и Кабановой соотнесены в пьесе по масштабу личности, по силе и глубине характера.

Образ Кабановой воплотил трагедию несостоявшейся жизни. Когда-то давно, когда она вошла в семью своего мужа, она, вероятно, пережила такую же трагедию, что и Катерина. Но Кабанова отказала себе в праве жить так, как требовала её душа. И тогда, когда овдовела – а вдовы на Руси всегда пользовались особым уважением окружающих и имели неограниченную власть над домашними, - уже не смогла восстановить этой части своей души, которую уничтожил сложившийся образ жизни, и стала точной копией людей, причинявших ей страдания. Она уже давно принесена в жертву и осталась одна.

В образе Кабановой возможный финал судьбы Катерины, который ожидал бы её, если бы она смирилась со своим положением и отказалась от права остаться самой собой.

Вывод: Автор показывает противостояние Катерины и Кабановой, не прибегая к непосредственному столкновению образов в жизненных ситуациях, не воспроизводя их открытую полемику.

Кабанова, конечно, сыграла свою роль в том, что произошло с Катериной, но назвать её главной виновницей её гибели нельзя.

Катерина и Борис.

История любви Катерины и Бориса положена в основу центральной сюжетно-конфликтной линии пьесы; она организует всё произведение. Драматург показывает только 2 сцены, в которых Катерина и Борис общаются друг с другом (сцена свидания, сцена прощания).

Анализ сюжетной линии:

Что пробудило в душах Катерины и Бориса любовь друг к другу?

Вывод. Борис даже не попытался, что-нибудь сделать, когда понял, что Катерина на краю гибели. Но он единственный человек, который смог подарить Катерине хоть какое-то счастье. Катерина никогда бы не посчитала бы Бориса виновным в своей смерти. Степень его вины такая же, как и степень вины других действующих лиц. Назвать его главным виновником гибели Катерины нельзя.

Оценка образа Катерины в русской критике.

Основные положения

Рассматривает драму как подтверждение зарождающихся в России революционных сил, что приводит к некоторой односторонности оценки

Оценка образа Катерины

Читайте также: