Инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

В системе современного образования, на сегодняшний день, всё более актуальным становится применение педагогами всевозможных инновационных технологий в профессиональной деятельности. Информация являет собой стратегический ресурс развития, а знания требуют постоянного обновления, что доказывает непрерывность процесса современного образования. Это значит, что обучающиеся должны быть готовы к овладению новейшими средствами информации и способны актуализировать их для самостоятельного постижения знаний. Изменения в образовании сегодня требуют от педагогов понимания сущности педагогической технологии, знания интерактивных форм и методов обучения.

Каракчеева А.В., воспитатель

Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Она ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

В системе современного образования, на сегодняшний день, всё более актуальным становится применение педагогами всевозможных инновационных технологий в профессиональной деятельности. Информация являет собой стратегический ресурс развития, а знания требуют постоянного обновления, что доказывает непрерывность процесса современного образования. Это значит, что обучающиеся должны быть готовы к овладению новейшими средствами информации и способны актуализировать их для самостоятельного постижения знаний. Изменения в образовании сегодня требуют от педагогов понимания сущности педагогической технологии, знания интерактивных форм и методов обучения.

Актуальность данной проблемы обусловлена несоответствием стремительного распространения педагогических инноваций, и недостаточным владением ими педагогами. В настоящее время остро возникает потребность глубокого изучения и применения в профессиональной деятельности инновационных технологий в школе. Педагог должен ориентироваться во множестве самых разнообразных технологий обучения, так как главной целью его работы является: воспитание эмоционально-эстетической, нравственно-правовой, интеллектуально-информационной, коммуникативной культуры школьника, а также культуры здоровья.

В Российском образовании сегодня превалирует принцип вариативности, который дает возможность педагогам выбирать и конструировать педагогический процесс. В этом направлении и идет прогресс образования: разработка и внедрение различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении результативности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

В настоящее время в педагогическую терминологию прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его определении существуют большие разночтения.

Технология –это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN 5-89285-003-X.

В нашем понимании педагогическая технология определяется как совокупность техник и методик реализации воспитательного процесса, достижений планируемых результатов обучения, совместная педагогическая деятельность по проектированию и моделированию.

На современном этапе возникла необходимость применения в практике работы педагога разных стратегий обучения школьников, что подразумевает переход с объяснительно- иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором воспитанники становятся активным субъектом процесса обучения. Современный педагог должен уметь моделировать занятия с применением разнообразных технологий: технологии имитационного моделирования, коммуникативные и проблемно - поисковые технологии.

Технология личностно-ориентированного образования.

Заключается в создании всевозможных условий для проявления познавательной активности личности каждого ребенка.

Используются различные формы и методы организации обучения, позволяющие раскрыть субъектный опыт обучающегося; создается мотивирующая атмосфера заинтересованности каждого в работе класса; происходит стимулирование к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без страха ошибиться.

Компьютерные технологии.

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая современным уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. К техническим достоинствам относят быстроту, маневренность, оперативность, возможность просмотра, прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий это создание эффекта присутствия у воспитанников, появляется ощущение подлинности, реальности, событий и интерес. Занятие, с использованием информационных технологий, становится более интересным, следствием чего, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на занятии, повышается результативность.

Использование ИКТ позволяет повысить эффективность преподавания, и рационально использовать время и силы педагога.

Технология игрового обучения.

В практике образования большое распространение получили игровые технологии обучения, характеризующиеся наличием игровой модели, сценарием игры и ролевых позиций.

Игровая технология обеспечивает совокупность эмоционального и рационального в обучении. В игре, благодаря гибкости игровой технологии, воспитанники проявляют свою индивидуальность при возникновении ситуациями выбора. Игровые технологии относят к уникальным формам современного обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными работу педагога и обучающихся.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его усвоить.

Здоровьесберегающие технологии.

Сохранение и укрепление здоровья детей это общая задача медиков, педагогов и родителей.

Поэтому для создания комфортных условий в школе для полноценного развития школьника, для ведения здорового образа жизни, в деятельность внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.

Используются различные типы технологии:

-здоровьесберегающие включают: обеспечение двигательной активности, профилактические прививки, организация здорового питания и витаминизация;

-оздоровительные подразумевают физическую подготовку, физиотерапию, аромотерапию, закаливание, гимнастику, массаж, фитотерапию и арттерапию;

-воспитание культуры здоровья осуществляется с помощью внеклассных и внешкольных мероприятий, фестивалей и конкурсов.

Задачей педагога является оказание помощи каждому ребенку в вопросах определения своих способностей, создание условий для их развития, так как всё это влияет на сохранность и укрепление здоровья ребенка.

Занятия по внеурочной деятельности направлены на укрепление здоровья школьников и помогают им заботиться о своём здоровье, соблюдать правила личной гигиены, рационально организовывать свой труд и отдых.

Деятельность содержит не только теоретическую информацию о человеке, медицине, экологии, но и практические рекомендации, советы, комплексы процедур по уходу за своим телом. Отдельные темы освещают влияние вредных привычек на здоровье школьника. Особое внимание в программе уделяется здоровому питанию.

Задачей здоровьесберегающей педагогики является эффективная организация режима труда и отдыха воспитанников, создание условий для работы, обеспечивающих высокую работоспособность во время внеурочных занятий.

Проектная деятельность.

Проектная деятельность - это технология, направленная на формирование у воспитанников практических умений и навыков. Проектный метод основан на концепции деятельностного подхода и помогает организовать процесс обучения, в котором дети получают знания в процессе выполнения и планирования творческих заданий – проектов.

Во внеурочной деятельности мы принимаем участие в различных месячниках по направлениям воспитательной работы, где успешно применяем проектную деятельность.

Таким образом, внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс, является просто необходимым аспектом современного образования.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Земцова Ольга Александровна

учитель начальных классов

«Чтобы открыть новые части света,

Взрослые люди часто забывают, что именно они должны вносить разнообразие в жизнь своих детей, учеников.

Казалось бы, что сложного, посещать с детьми музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гулять по городу. Не жалеть времени, не уходить от ответа, если ребенок задал вопрос. Не полениться найти нужную информацию вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе, приобщить его к энциклопедическим знаниям.

Это мы должны создавать условия для развития у ребенка познавательных интересов, а в дальнейшем он сам будет стремиться к размышлению и поиску, научится справляться без нашей помощи.

От личности педагога, его умения заинтересовать детей, творчески излагать материал зависит развитие учебного процесса. Поэтому, молодому учителю важно избавиться от личной тревожности, а педагогу со стажем необходимо преодолеть такие барьеры, как конформизм, ригидность мышления, нежелания что-либо менять, учиться и развиваться.

На современном этапе развития образования повышаются требования к работникам образования, которые должны уметь мыслить и действовать творчески, развивать те же качества у обучающихся. Способность к инновационной работе становится важным признаком профессиональной компетентности. Меняется и роль преподавателя, который проектирует всю свою деятельность так, чтобы эффективно управлять мотивацией и стимулированием деятельности обучаемых, формированием умений, общих и профессиональных компетенций, созданием проблемных ситуаций, комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. На помощь ему приходят инновационные педагогические технологии, призванные помочь в достижении предметных и метапредметных результатов .

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям относятся:

-коллективная система обучения;

-исследовательские методы обучения;

-проектные методы обучения;

-технологии модульного обучения;

-лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

использование в обучении игровых технологий

(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

Более подробно я хочу остановиться на реализации технологии исследовательского (проблемного обучения) и метода проектов во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса. Каждый педагогический коллектив в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) определяется с организацией внеурочной деятельности.

В начальной школе внеурочная деятельность осуществляется через целый ряд направлений: исследовательская деятельность, внутришкольная система дополнительного образования, программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта, экскурсии и многое другое.

В сентябре 2009 года в нашей школе было создано научное общество учащихся (НОУ) "Северное сияние".

Научное общество учащихся создавалось для поддержки одаренных детей, должно было приобщить учеников к научной деятельности, пробудить у учащихся познавательный поисковый интерес.

Как это сделать, чтобы сохранить цели, поставленные изначально при организации НОУ и обеспечить условия для вовлечения в научно-исследовательскую деятельность каждого ученика?

На этом этапе и родилась идея совмещения исследовательской и проектной технологий.

Особенность данного подхода в том, что дети реализуют две потребности: любопытство, стремление узнавать что то новое, и желание создать что то новое.

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся.

Организация проектной исследовательской деятельности предполагает комплекс методов, которые отдельно относят к каждому из двух видов деятельности. При этом они дополняют друг друга и имеют ряд различий.

В результате исследовательской деятельности мы получаем интеллектуальный продукт, который создается путем установления истины методами традиционного исследования. На данном этапе стадия любопытства должна вырасти до подлинного стремления к познанию – любознательности. Чтобы добиться этого, учителю необходимо помнить какими эмоциями должен быть окрашен этот этап: радостью познания, удивлением, удовлетворенностью от своего поиска и расшифровки загадок этого мира. (Приложение 1)

Данная работа предполагает интеграцию с другими учебными предметами, такими как, литературное чтение, музыка, окружающий мир, краеведение. Это позволяет внедрять способы интегрированного изучения смежных тем, широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний школьников, а также обеспечивать формирование у школьников целостной картины мира.

Учащиеся оказываются в такой ситуации, где они хотят не только добывать теоретические знания, но и получить реальный продукт на основе этих знаний. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания.

На школьных научно-практических конференциях дети выступают с исследовательскими проектами, которые являются продолжением проектов в урочной деятельности.

Хочу сказать, что в 1-4 классах проектно-исследовательская деятельность носит подготовительный характер, только формируются основные практические навыки научной деятельности. Поэтому, естественно, что дети в этом возрасте ещё не способны создавать какие-либо фундаментальные проекты и поэтому мы работаем, в основном, с мини-проектами.

При организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, я учитываю степень их самостоятельности, предыдущий их опыт. Однако, считаю, что работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Одни сумеют реализовать индивидуальный проект , другие раскроют свои таланты в групповом проекте .

Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектно-исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться . Главное - помочь ребенку поверить в свои силы.

Среди моих учеников, (участников НОУ) есть слабоуспевающие дети, которые повысили уровень своей ученической самостоятельности, стали внимательнее читать текст, следовать инструкции, последовательно выполнять задания, научились выражать свои мысли.

Положительным аспектом в своей работе считаю привлечение к деятельности НОУ родителей учащихся.

Задача родителя – не только играть роль источника информации, но и оказывать содействие в организации работы над проектом. Они консультируют и решают оперативные вопросы, помогают составить план действий и участвуют в подготовке презентации.

В результате совместной проектной деятельности восполняется дефицит общения детей с родителями, растет взаимное понимание и доверие в семье.

Проектная деятельность становится значимой тогда, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он сам сформулировал и раскрывает, доступна, интересна и значима для него.

Никитина Э.К., Коваленко О.А. Достижение метапредметных результатов младшими школьниками в исследовательских ситуациях на уроках. Начальная школа. Плюс до и после №6 2014.- с.70-71

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение.2008.- с.151.

Арцев М. Н . Учебно - исследовательская работа учащихся: (мето­дические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. - 2005. - № 6. - С. 4 - 29.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М.: МПУ, 2005 г.


Полный текст материала Статья "Инновационные технологии во внеурочной деятельности в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий.

Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). обработки, хранения, информации;

Внеурочная работа (КВН, тематические вечера, турниры, викторины и др.) является одной из эффективных форм развития интереса учащихся к какому-либо предмету, в том числе и к информатике.

Внеклассное мероприятие

Цели: повторение основных понятий школьного курса информатики, развитие познавательной и творческой деятельности учащихся, развитие культуры коллективного творческого труда, развитие межпредметных связей, кругозора учащихся, повышение их интеллекта, общей культуры, формирование и развитие интереса учащихся к предмету, связь с жизнью, научить видеть знакомое в незнакомом, воспитание чувства коллективизма и ответственности.

Ход мероприятия:

‒ Отверстие в стене дома (окно)

‒ Движение ногой при ходьбе (шаг)

‒ Перечень блюд в ресторане (меню)

‒ Спортивный снаряд (диск)

‒ Возбудитель инфекционного заболевания (вирус)

‒ Канцелярская принадлежность, в которую вкладывают листы бумаги (папка)

‒ Рыболовная снасть (сеть)

  1. Назовите клавиши удаления символов (DELETE, BACKSPACE)
  2. Какая клавиша помогает вставить пропущенный символ? (INSERT).
  3. Клавиша выхода из текущего режима? (ESC).
  4. Какая клавиша заставляет курсор прыгнуть в конец строки? (END).
  5. Клавиша ввода информации? (ENTER).
  6. Чтобы перейти в начало строки, надо нажать клавишу. (HOME).

Подсказка: использовать алгоритм переноса.


2 команда — КОМЛЯПЬЮЛЯТЕРЛЯ (компьютер)

  1. Лучше Корвет на столе, чем Pentium во сне.
  2. Каждая новая программа — это хорошо забытая старая.
  3. По компьютерам встречают, по программам провожают.
  1. Алгоритмам учиться — всегда пригодится.
  2. Хороша веревка длинная, а программа короткая.
  3. Не дорога программа, дорог алгоритм.

‒ Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)

‒ Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел)

‒ Она вкусна и хороша — что красная, что из кабачка. (Икра)

‒ Бывает круглым, бывает квадратным, бывает с изюмом, бывает с маслом. Его обожают все дети на свете. (Торт)

‒ Прижавшись тесно к брату брат, в зеленых гнездышках сидят. Гнездышки искусные, а братишки вкусные. (Орехи)

‒ В сенокос — горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (Рябина)

‒ Весной в цветном сарафане лежит, зимой в белой рубашке спит. (Поле)

‒ Поднялись ворота — всему миру красота. (Радуга)

‒ Она и пахучая, она и плакучая, ветки наклоняет, от взоров скрывает. (Ива)

‒ В клубке живут, в ушко запрыгивают. (Нитки)

‒ Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)

‒ С виду красна, раскусишь — бела. (Редиска)

Приведённые ниже вопросы можно задать болельщикам, во время выполнения командами заданий.

‒ (Интернет) Всемирная паутина

‒ (компьютер) Устройство, на котором можно писать, считать, создавать мультфильмы.

‒ (модем) Устройство для работы с Интернет

‒ (носитель) Материальный объект для хранения информации

‒ (копирование) Процесс увеличения количества объектов

‒ (программист) Человек, составляющий программы

‒ (принтер) Выводит информацию на бумагу

‒ (сканер) Устройство распознания изображения

Предоставляется слово жюри, которое объявляет результат игры и вручает грамоты.

После занятия дети должны чётко уяснить теоретические сведения по предмету и уметь ими оперировать, применять эти сведения на практике. Внеклассные занятия по информатике следует проводить систематически, т. к. они повышают интерес к предмету и развивают подрастающее поколение

Основные термины (генерируются автоматически): команда, внеурочная работа, BACKSPACE, DELETE, END, ENTER, ESC, HOME, INSERT, какая клавиша.

Похожие статьи

Как оформить научную статью для публикации — Молодой учёный

Не используйте для перехода к другой строке клавишу Enter.

Основы работы с нотно-графическим редактором Sibelius 7

Первый раздел команд меню — Videos/Видео. Здесь находятся три иконки с названиями:Quick Tour/Основы работы — позволяют

‒ Home/Главная.

Используя клавиши ↑, ↓ клавиатуры компьютера, нужно осуществить поиск необходимого элемента, а затем нажать клавишу Enter.

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине.

delete(s,5,2); Переменная s имеет тип string.

s:='54321'; insert('wt',s,3); Переменная s имеет тип string. Какое значение примет переменная s после выполнения данной последовательности

Исполняемые операторы программы располагаются между служебными словами begin и end.

Организация процесса самообразования и самовоспитания через.

. самовоспитания через методы проблемного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности

После некоторого рассуждения дети приходят к мнению, что нужно использовать команду меню

Составляют программу и проверяют правильность работы программы.

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине.

Исполняемые операторы программы располагаются между служебными словами begin и end.

The classification of English and Uzbek phraseological units: their.

Инновационные технологии во внеурочной деятельности. (INSERT). Клавиша выхода из текущего режима? (ESC). Какая клавиша заставляет курсор прыгнуть в конец строки?

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство.

Надо учитывать равноценность двигательных и интеллектуальных возможностей каждого участника, формируя команды.

Опыт проведенной педагогической работы позволяет сделать вывод: внеурочная деятельность является незаменимым инструментом создания.

В статье раскрывается опыт организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. Кроме традиционных форм внеурочной деятельности, представлены такие инновационные формы, как интегрированные исследовательские проекты, сетевые проекты, реклама научно-популярных книг, лингвистические исследования и др.

Оценить 886 1

Инновационные формы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

В статье раскрывается опыт организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. Кроме традиционных форм внеурочной деятельности, представлены такие инновационные формы, как интегрированные исследовательские проекты, сетевые проекты, реклама научно-популярных книг, лингвистические исследования и др.

Образовательный процесс в современной школе строится как соединение урочной и внеурочной деятельности учащихся. Предлагаю опыт организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с использованием инновационных форм.

Второе направление внеурочной деятельности связано с использованием образовательных возможностей интернета. Это прежде всего участие в различных дистанционных конкурсах и викторинах, подготовка сетевых проектов. Сетевые образовательные проекты являются прекрасной возможностью организовать общение учащихся со сверстниками из других регионов. Для подготовки сетевого проекта следует привлекать учащихся, интересующихся информатикой.

Интересной для учащихся формой внеурочной деятельности являются виртуальные экскурсии. Уместно здесь использовать групповую форму работы. Учащиеся класса могут подготовить групповые проекты - экскурсии, а затем провести конкурс на лучшую виртуальную экскурсию. Для этого нужно обязательно продумать маршрут экскурсии, подобрать интернет-ресурсы, составить текст экскурсии, а затем и попробовать себя в роли экскурсовода.

Часто такие экскурсии становятся основой исследовательской работы. К примеру, виртуальная экскурсия в Собор Парижской Богоматери послужила основой исследовательской работы учащегося по мировой художественной культуре, посвященной изучению готической архитектуры.

Кроме конкурса на самого внимательного читателя, можно создать видеоролики, презентации, рекламирующие научно-популярные книги. Реклама – жанр, популярный у детей. Можно использовать возможности рекламного жанра для популяризации научных книг. Целесообразно при создании реклам использовать работу в группах. Одну и ту же книгу могут прорекламировать разные команды учащихся, а затем определяем победителя. Таким образом можно провести в школе День науки для учащихся 5 – 8 классов.

При подготовке проектов ребятами была проделана большая работа: собран языковой материал (примеры нарушения речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных норм в текстах газет, в объявлениях и рекламе на улицах города), проведено анкетирование одноклассников, родителей и знакомых, составлены тесты на выявление уровня практической грамотности, сделаны выводы по результатам исследования.

Сочинение лингвистических сказок, стихотворений, кроссвордов также можно предложить учащимся уже с 5 класса. Такие задания развивают языковое чутье, способствуют повышению мотивации школьников к изучению русского языка и литературы.

Читайте также: