Изучение передового педагогического опыта кратко

Обновлено: 30.06.2024

- определение программы, по которой будет организован опыт;
- определение авторов опыта;
- рекомендации учёных, методистов, руководителей учреждения образования ,методического объединения по работе над программой;
- консультации, оказание помощи авторам в работе над проблемой.

Изучение передового педагогического опыта

Методы изучения:
- длительное наблюдение за работой учителя: посещение уроков, внеклассных занятий, рассмотрение методов обучения, их эффективность, вариантов построения уроков, приёмов проверки знаний учащихся, активизация их познавательной деятельности;
- ознакомление с литературой, которую использует учитель. Что нового, своего внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на практике? Каковы результаты?
- ознакомление с ученическими работами, которые являются ценным источником информации. Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении?
- беседы с учителем с целью выяснения роли его опыта работы в научной организации учебного процесса.

Формы обобщения:

- рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;
- доклад на методическом объединении, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени;
- отчёто педагогическом эксперименте (если он ведётся);
- тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);
- обобщение - описание с методическими выводами.
Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта.
Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению?

Методы пропаганды:

- устная пропаганда (чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях);
- наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий);
- письменная пропаганда (методические рекомендации автора).

Рекомендации по обобщению и описанию собственного опыта

педагогической деятельности.

Следовательно, под педагогическим опытом будем подразумевать систему методов, приемов и средств обучения, разработанных самим педагогом или заимствованных, которые эффективно применяются им в образовательном процессе и направлены на решение актуальных проблем преподавания учебных предметов. Педагогический опыт – это своего рода самопрезентация педагога, самые яркие достижения в профессиональной деятельности, итог педагогической работы на сегодня.

При регистрации перед экзаменом учитель сдает бумажный и электронный варианты своего опыта, который в ходе экзамена оценивается членами квалификационной комиссии. Опыт педагогической деятельности составляется самим педагогом. Материалы должны содержать описание системы работы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности и эффективности опыта при решении педагогических задач.

Прежде, чем приступать к обобщению и описанию своего опыта, педагогу следует проанализировать свою профессиональную деятельность и определить:

  • что он умеет делать лучше, чем другие (предмет деятельности).
  • для чего он это делает (с какой целью),
  • как он это делает (формы, методы, приемы, средства деятельности),
  • какой результат после этой работы получается.

Для этого необходимо вспомнить о своих достижениях, методических открытиях, собрать воедино наработанный материал, навести порядок во всем этом, обдумать логику подачи материала при описании опыта.

Профессиональное мастерство педагога ярче всего проявляется на уроке, поэтому и представленный на экзамене педагогический опыт должен касаться именно процесса обучения. В ходе экзамена учителям необходимо смоделировать урок и отразить в нем основные положения педагогического опыта. Удачно представить собственный опыт педагогической деятельности в модели урока можно только в том случае, если он непосредственно связан с учебным процессом. В опыте может быть представлена собственная дидактическая система преподавания учебного предмета, новые подходы к управлению образовательным процессом, сочетание собственных и известных методов, приемов и средств обучения.

Материальным результатом обобщения педагогического опыта являются практические разработки учителя, которые обеспечивают получение качественного результата в обучении, воспитании и развитии учащихся. Это могут быть планы (конспекты, сценарии, технологические карты) уроков, задания, инструкции, алгоритмы, памятки, вопросы, схемы, методические приемы.

Многие педагоги испытывают затруднения в написании опыта, так как не имеют навыков подготовки такого рода материалов. Опыт практической деятельности учителя намного богаче, шире, интереснее, чем описанный на бумаге. И проблема не всегда в учительской скромности. Обобщение опыта - это аналитическая деятельность. Часто даже опытные, грамотные педагоги действительно испытывают затруднения в формулировании основных идей опыта и описании секретов своего профессионального мастерства. Не всегда члены квалификационной комиссии могут высоко оценить представленный на экзамен опыт, так как педагогам не в полной мере удается определить то общее (теоретическое основание), с которым они соотносят собственный опыт, обобщить и систематизировать интересные методические находки, а в дальнейшем грамотно их описать. Едва столкнувшись с трудностями при оформлении своих мыслей на бумаге, педагоги часто переходят на цитаты, используют чужие мысли из готовых рефератов, конспектов уроков, методических выступлений, которые отыскивают в Интернете. Написанная работа должна быть максимально авторской и показывать подход конкретного педагога к решению профессиональных затруднений. Описывать опыт надо таким образом, чтобы заинтересовать своих коллег и привлечь внимание других учителей.

В помощь учителям предлагаем рекомендации по обобщению, описанию и представлению педагогического опыта.

При описании опыта собственной педагогической деятельности рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.

В актуальности можно указать затруднения, которые встречаются в массовой практике, но успешно решаются в представленном опыте; раскрыть значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога; обозначить, кому может быть полезен данный опыт.

Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.

При формулировании цели опыта можно рассуждать следующим образом: «Я хорошо умею (создавать и использовать дидактические пособия, обучать решению нестандартных задач, организовывать учебную деятельность учащихся, …) для того, чтобы (повышать мотивацию к изучению учебного предмета, развивать логическое мышление учащихся, формировать навык правильного осознанного чтения, …). Формулировки цели обычно начинаются с существительного, например, создание, определение, развитие, формирование, обеспечение и др.

5. Ведущая идея опыта – это в чем состоит замысел педагога. Это мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении, сформулированная несколькими предложениями. Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:

6. Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:

Например, я умею хорошо (у меня хорошо получается):

  • обучать решению текстовых задач, выразительному чтению, рефлексивной деятельности учащихся,
  • организовывать активную познавательную деятельность, парную и групповую работу, обобщение и систематизацию материала,
  • применять активные, интерактивные, эвристические методы обучения,
  • учить пониманию текста, работать с текстом,
  • создавать собственные задания для контроля результатов учебной деятельности учащихся, опорные схемы, модели, учебные проблемные ситуации на уроке,
  • использовать художественные средства на уроке, информационно-коммуникационные технологии,
  • создавать и использовать электронные образовательные ресурсы и т.д.

Это теоретическое обоснование, в котором следует указать, какие научные идеи лежат в основе опыта, какие методы, приемы, средства, взятые из литературы, педагог использует в своей практике. Раскрывать в опыте надо только те положения, подходы, стратегии, методы и приемы, которые используются в данной работе, а не все существующие в педагогике и методике.

5) «В какой системе можно представить мой опыт:

Порядок изложения материала в опыте может быть подчинён заявленным задачам, т.е. можно описывать, как решалась каждая задача, в какой последовательности действовал педагог, какой материал подбирал (ссылка на авторов) или разрабатывал сам, как организовывал деятельность учащихся. В подтверждение приводятся конкретные примеры и факты (уроки, фрагменты уроков, варианты заданий, методических приемов), которые можно включать как в основной текст, так и давать в приложении.

7. Результаты опыта – это зеркальное отражение целей. В работе педагогу самому необходимо разработать критерии и показатели результативности своего педагогического опыта, представить убедительные доказательства его эффективности.

Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:

  • Как можно доказать результативность моего опыта?
  • Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
  • Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
  • По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
  • Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?

Критерии результативности следует выводить из поставленной цели и задач (умения ориентироваться в ситуации общения, задавать вопросы разных типов и отвечать на них, планировать содержание высказывания, реализовывать намеченный план написания сочинения, составлять предложения по теме и сюжетным картинкам, выбирать языковые средства с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания текста, руководствоваться нормами речевого поведения и др.) либо из структурных компонентов описываемого направления деятельности (сформированный познавательный интерес к изучению учебного предмета проявляется: в наличии у школьника познавательных мотивов, потребности получать и применять полученные знания на уроке и в жизненных ситуациях, умения самостоятельно преодолевать возникающие трудности в процессе учения, положительного отношения к любому виду учебного сотрудничества и др.).

Показатели следует указывать в виде конкретных, измеряемых результатов (количество учащихся, которые положительно относятся к учебному сотрудничеству, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, умеющих планировать и структурированность высказывания; формы организации учебной деятельности, которым учащиеся отдают предпочтение; любимые занятия на уроке; время, за которое все дети справляются с заданием; количество правильно написанных слов; количество задач, решаемых за определенное время и его прирост у каждого ученика; уменьшение количества орфографических ошибок в сходной ситуации; и т.п.). Также в опытеследует привести методику подсчетов результатов, указать условия, которые позитивно или негативно влияют на результативность. Главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.

8. Заключение. Перспективы развития опыта

В заключительной части даём ответы на вопросы:

1) Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?

2) Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?

3) Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?

4) Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?

5) Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?

9. Приложение может включать конспекты уроков или технологические карты по теме опыта, примеры заданий, карточек; инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы); таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта; список публикаций автора по теме опыта.

10. Педагогу необходимо выбрать стиль изложения материала в работе. Писать надо от первого лица (мною создана и апробирована…, я разработала…, мне удалось…) понятным другим языком. Проще всего представить, что готовится текст выступления (презентация своего опыта) перед коллегами на методическом мероприятии. С описанием педагогического опытам будут знакомиться не только члены квалификационной комиссии, но и коллеги (удачный опыт размещается на сайтах, публикуется в научно-методических журналах). В работе следует четко указывать авторство предлагаемых классификаций, определений, мнений, высказываний, точно использовать терминологию, аккуратно выполнять цитирование первоисточников.

Типичные ошибки, которые допускают педагоги при обобщении и описании собственного опыта педагогической деятельности

1. Педагоги выбирают для своего опыта:

2. При описании актуальности опыта педагоги представляют отрицательный опыт собственной деятельности.

3. Цель и задачи опыта полностью либо частично не соответствуют теме. Например,

Цель: создание оптимальных условий на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциациидля повышения качества знаний младших школьников.

Задачи:

  • Создать условия для психологического комфорта учащихся на уроках, снижения тревожности.
  • Формировать адекватную самооценку учащихся путём использования карточек с разноуровневыми заданиями.
  • Повысить уровень обучаемости, обученности, качества знаний учащихся посредством организации уроков русского языка на основе уровневой дифференциации.

4. Цель педагогического опыта шире либо уже заявленной темы.

6. Ведущая идея опыта не раскрывается педагогами в последующем содержании деятельности, часто не связана с темой и целью.

7. Обобщение опыта подменяется описанием плана деятельности педагога.

9. Педагог не находит истинной основы для обобщения опыта.

10. При обобщении опыта происходит углубление в детали. Отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы.

11. Научные термины используются в работе без понимания их сути.

12. Описывается в опыте не существующее в реальной практике учителя, а желаемое.

13. Результаты опыта не отражают того явления, о котором шла речь в работе (формировали выразительность чтения, а проверяли беглость), часто подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности:

Литература

Примерная структура описания педагогического опыта

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.

1.3. Цели опыта Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом Продолжительность работы, этапы.

2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2 2.2. Описание сути опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника. 2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3 3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий. Приложение

2. Список публикаций, в т.ч. автора по теме опыта. Приложение

4 Образец оформления титульного листа: ____________________________________________________________

(название учреждения образования)

Технология исследования передового педагогического опыта

Передовой педагогический опыт – это практика организации учебно-воспитательного процесса, дающая наиболее высокий педагогический результат в достижении образовательных целей и задач при меньших материально-технических и кадровых затратах.

Передовой педагогический опыт характеризуется следующими параметрами:

  1. Высокие количественные и качественные показатели итогов образовательной работы.
  2. Создание образовательной системой личности, имеющей социальную ориентацию своей жизнедеятельности.
  3. Высокообразованные учащиеся.
  4. Сформированность познавательной заинтересованности учащихся, их стремление к познанию и потребность в нем.
  5. Желание саморазвиваться, самообучаться и самосовершенствоваться.
  6. Применение педагогом творческого подхода к организации учебно-воспитательной работы.
  7. Научно-организованный труд.
  8. Оптимальность педагогического опыта т.е. максимальный результат при минимальных затратах.
  9. Перспективность и научная обоснованность педагогического опыта.

Изучение передового педагогического опыта – это один из методов педагогического исследования, ориентированный на проведение мониторинга педагогической практики, выявление новых направлений педагогической работы и подходов к организации учебно-воспитательного процесса.

Этот опыт исследуется на основе изучения массового педагогического опыта, работы педагогических коллектив в течение конкретного временного промежутка с использованием различных методик и технологий диагностирования.

Передовой педагогический опыт изучается на разных уровнях существования педагогического процесса: на уровне города, области, региона, страны, отдельного учебного учреждения.

Технология исследования передового педагогического опыта основывается на применении ряда методов. К ним относятся следующие:

  1. Наблюдение за протеканием педагогического процесса. Данный метод основывается на составлении плана мероприятий по наблюдению, определению его целей и составлении системы мероприятий. Наблюдение необходимо проводить регулярно. Оно должно носить системный характер, а его итоги правильно фиксироваться и адекватно оцениваться. Метод наблюдения позволяет оценить реализацию педагогического процесса в динамике и развитии;
  2. Проведение бесед с педагогами. Беседы начинаются с того, что педагогам объясняется целевое назначение изучения их работы и рассказывается об акцентировании внимания исследователей на тех или иных направлениях их работы, отдельных мероприятиях и подходах. Беседа позволяет выявить все детали реализации педагогического процесса, его отдельных этапов.
  3. Исследование педагогической документации. Документация ведения педагогической работы отражает процесс ее планирования и прогнозирования, показывает программы и мероприятия, которые были реализованы в его ходе, позволяет изучить отчеты о педагогической деятельности, чтобы проанализировать ее итоги, рассмотреть творческие направления деятельности и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Изучением педагогического опыта занимаются следующие подразделения:

  • Цикловые комиссии и лаборатории;
  • Разнообразные методические общества и объединения;
  • Научные коллективы по исследованию педагогических вопросов и актуальных проблем;
  • Научно-педагогический семинар;
  • Школы педагогического мастерства;
  • Курсы по узконаправленным проблемам педагогики;
  • Курсы повышения квалификации педагогов.

Обобщение педагогического опыта

Чтобы передовой педагогический опыт получил практическое применение его необходимо обобщить.

Обобщение педагогического опыта – это методическая работа по выбору и исследованию отдельного уровня или направления педагогической работы, его осознание, анализ, обоснование, систематизация, рациональное описание.

Обобщение педагогического опыта ориентировано на выявление его приоритетных сторон, существенных признаков педагогической деятельности.

Обобщение опыта позволяет отразить различные стороны педагогического процесса и определить методы, способы и средства педагогической деятельности, посредством которых удалость достигнуть максимального эффекта при реализации педагогической деятельности в области обучения и воспитания.

Обобщение опыта реализуется посредством применения следующих методов:

  1. Демонстрация.
  2. Рассказ.
  3. Описание.

Каждый из этих методов реализуется в трех основных формах:

  1. Научное представление. Оно выражается в написании статей научного характера, диссертаций или монографий.
  2. Методическая форма. Она предполагает предоставление рекомендательных писем, методических разработок, написание докладов.
  3. Прикладные материалы. Такие материалы представляются в виде распечатки листовок, создании альбомов, проспектов, плакатов, представление данных в видео и аудио формате, создание презентаций, слайд-шоу, схематичного или табличного представления.

Рисунок 1. Обобщение и распространение педагогического опыта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стадии изучения и обобщения передового педагогического опыта

Работа по исследованию и обобщению передового педагогического опыта реализуется в несколько стадий:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ

ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Для любой профессиональной деятельности человека характерны нововведения, инновации. Инновации являются результатом научных поисков, как отдельных педагогов, так и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он становятся предметом изучения, анализа и внедрения в практику. Передовой педагогический опыт обеспечивает: решение проблем, возникающих перед образованием на современном этапе развития общества; внедрение достижений психолого-педагогических наук в практику; выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса; корректирование и доводку новаций для разнообразных видов и условий образования; выработку рекомендаций для педагога.

1. Понятие о передовом педагогическом опыте

Педагогическая деятельность - это непрерывный поиск путей со­вершенствования процессов обучения и воспитания. Творчески работающие преподаватели постоянно вносят в педагогический процесс новое, они чутко реагируют на современные идеи в науке и практике, сами способы на ценные находки в методике и технике преподавательской деятельности. Органическая взаимосвязь педагогической науки и практики — ярчайший показатель движения современной профессиональной школы. Ее развитие -совершается при помощи единых усилий творчески работающих преподавателей, руководителей учебных заведений и педагогической науки.

Передовой педагогический опыт — совокупность освоенных преподавателем педагогических знаний, умений и навыков, способствующих достижению устойчивых высоких показателей в развитии, обучении и воспитании студентов. Передовой опыт должен быть актуальным, доступным, иметь практическую направленность, соответствовать требованиям педагогики и психологии, обеспечить достижение положительных результатов при меньших, чем это имеет место на практике, затратах сил, времени и средств.

Типичные черты изученного опыта. Его педагогическая сущность и значение: Характеристика и обоснование системы работы преподавателя-мастера. Педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.

Элементы педагогического мастерства.

1.Гуманистическая направленность — интересы, ценности, идеалы.

2.Профессиональное знание предмета, методики преподавания, педагогики, психологии.

1. Педагогические способности:

-коммуникативность — расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

-перцептивные способности — профессиональная зоркость, педагогическая интуиция; -эмоциональная устойчивость — способность владеть собой;

-креативность — способность к творчеству.

2. Педагогическая техника:

-умение управлять собой — владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи;

-умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач — дидактические, организаторские умения, владение техникой взаимодействия.

Творчески относящийся к своей работе преподаватель всегда стремится ознакомиться с работой других, более опытных педагогов по литературным источникам, материалам, имеющимся в методическом кабинете, участвовать в работе методических комиссий, педагогических конференций, педагогических чтений, на которых передовые педагоги делятся своими достижениями.

Этапы обобщения передового педагогического опыта

1. Подготовительный этап.

Изучение литературы по теме опыта и создание картотеки материалов. Подготовка базы изучения и обобщения опыта: комплекс диагностических методов, определение результата обобщения опыта (справка, сборник, выставка и т.п.).

2. Изучение опыта.

Накопление фактического материала.

Проводится на основании комплекса подготовленного диагностического инструментария, посещения практических мероприятий и др. В процессе изучения оказывается необходимая методическая помощь (например, в написании документации, самооценке опыта, повышении профессионального уровня и т.п.) и идет сбор фактического материала (разработки, схемы, планы, диагностические данные и т.п.).

3.Обобщение опыта.

Форма обобщения. Анализ и обработка полученных данных. Установление соответствия критериям передового педагогического опыта. Описание опыта работы.

· формулировка основных идей, на которых построен опыт;

· обоснование правомерности, продуктивности и перспективности этих идей;

· раскрытие условий, при которых возможна их реализация;

· выявление объективных закономерностей, творческого использования и развития данного опыта.

4. Пропаганда и распространение опыта.

В зависимости от темы и значимости обобщенный опыт может быть рассмотрен на методическом или педагогическом советах. Принимается решение о распространении и внедрении передового опыта в массовую практику (на уровне учреждения образования или региона). Пропаганда опыта осуществляется посредством устных, печатных, наглядных и комплексных форм.

5. Внедрение опыта.

Процесс внедрения состоит из:

• ознакомления педагогов с опытом работы, разъяснения его преимуществ и значения для развития практической деятельности;

• обсуждения и принятия решения о внедрении опыта;

• создания соответствующих условий для использования ведущих идей передового опыта (анализ реального положения дел, внесение необходимых изменений, обучение педагогических кадров и т.п.);

• оказания необходимой методической помощи;

• подведение итогов внедрения, определение достигнутых результатов и перспектив дальнейшей работы.

Что может быть опытом?

· алгоритмы учебных действий по предмету;

· технология урока или элементы технологии;

· авторская программа (учебного курса, воспитательная);

· система методических приемов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки обучающихся и др.);

· эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры);

· реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др-);

· эффективная система оценки знаний и др.

Типичные ошибки при обобщении опыта:

-описание достаточно известного опыта. Описание опыта не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах;

-не всегда раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты методики, раскрывающие логику опыта, последовательность действий в нём преподавателя;

-отсутствие анализа и наличие только констатации фактов;

-поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами; преобладание эмоционального характера описания опыта;

-не раскрываются пути достижения опыта (методы, приемы, средства);

-отсутствие взаимосвязи между действиями преподавателя и обучающихся (т.е. односторонняя передача опыта: либо деятельность педагога, либо студентов);

-отражены только успехи, отсутствуют проблемы, нерешенные вопросы, трудности;

-не всегда передаются условия, в которых возможно воспроизведение опыта. Распространение опыта

· заседание методического объединения;

· различные конкурсы педагогического мастерства (педагог года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);

· публикации в методических журналах;

На выставку представляются:

2. Методические разработки, карточки, схемы, анализы.

3. Отчет преподавателя.

4. Альбом по преподавательскому опыту.

5. Методический бюллетень по первому опыту (председатель ПЦК).

При изучении опыта необходимо:

-определить цели изучения и средства, позволяющие их реализовывать;

-установить педагогическую позицию преподавателя, чей опыт изучается, выявить ее методическую и психологическую обоснованность;

-определить соответствие опыта задачам современного обучения и воспитания;

-сравнить изучаемый опыт с имеющимся в колледже, а также регионе, стране, за рубежом, установить его ценность, особенности и недостатки;

-выделить в изучаемом опыте то, что можно включить в собственную педагогическую деятельность и произвести ее коррекцию;

-наметить программу деятельности педагогического коллектива по повышению качества преподавания.

Можно рекомендовать изучение передового опыта по следующим направлениям:

1. Пути повышения эффективности обучения.

2. Подготовка студентов к самообразованию и самовоспитанию.

3. Осуществление в тесном единстве нравственного, эстетического и физического воспитания студентов с учетом особенностей и возраста.

4. Формирование активной жизненной позиции.

5. Организация самоуправления.

6. Стиль и методы работы классного руководителя, зав. кабинетом или лабораторией.

7. Применение методов активного обучения.

8. Использование наглядности.

9. Деловые игры, как фактор, способствующий повышению качества знаний.

10. Самостоятельная работа студентов на занятиях и во внеучебное время.

11. Разнообразие методов контроля знаний студентов.

12. Рациональные приемы выдачи домашнего задания

13. Использование деловых игр.

14. Организация внеклассной работы по предмету.

15. О развитии творческих способностей.

16. О методике проведения и использования нетрадиционных форм занятий.

17. 0 подготовке и использовании разноуровневых текстов.

18. О создании комплекса методического обеспечения по преподаваемому предмету.

19. Применение элементов проблемного обучения.

20. О применении ТОО.

21. Об организации и проведении практических занятий.

22. О формах и методах работы по воспитанию любви к избранной специальности и о связи колледжа с выпускниками.

23. Организация работы преподавателя по применению учебных программ с учетом зональных особенностей, достижений науки и передовой практики.

24. Социальное партнерство в системе СПО.

25. Система самостоятельной работы и развитие познавательного интереса обучающихся.

26. Роль кабинета и наглядно-дидактического обеспечения занятий в учебном процессе.

27. Использование информационно-коммуникационных технологий и ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) в преподавании дисциплины . и др.

2. Методические памятки

Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений обучающихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием студентов. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.

Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений студентов), сопроводив их краткими разъяснениями.

Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются обучающиеся.

Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы студентов, списки литературы и т.д.).

Памятка специального характера

1.Раскрыть значение избранного преподавателем вопроса для педагогической теории и практики.

2.Дать краткую историческую справку по избранному вопросу.

3.Освещение достижений передовых учебных заведений и преподавателей.

4.Постановку вопросов, на которые следовало обратить внимание при дальнейшей разработке темы.

Памятка специального характера служит для педагога отправным пунктом и руководящим документом. Как показывает опыт, данная форма помощи при изучении и обобщении педагогами своего опыта весьма эффективна по своим результатам.

Примерный перечень материалов по обобщению опыта работы

классного руководителя

1. Выписка из протокола заседания методического совета о цели обобщения данного опыта и выписка из протокола заседания по обсуждению опыта работы классного руководителя.

2. Характеристика, раскрывающая личность и профессионализм педагога.

3. Журнал (дневник) планирования и учета работы классного руководителя.

4. Одна—две методические разработки, составленные классным руководителем, рецензии на них, можно доклад, выступление, сценарий.

5. Отчет классного руководителя о своей работе (за весь период или за год).

Примерный перечень материалов для обобщения опыта работы кабинета (лаборатории) включает:

1. Выписку из решения ПЦК о цели обобщения опыта работы данного кабинета (лаборатории).

2. Справку по организации кабинета (лаборатории).

3. Данные о заведующем, о работе лаборанта.

4. Сведения о наличии ТСО, вычислительной техники, компьютеров, об изготовлении наглядных пособий, подготовке раздаточного материала и рабочих мест для лабораторно-практических занятий.

5. Частные методики, плановую документацию, инструкционные карты, рабочие тетради, перечни умений и навыков по предмету.

-о проведении дополнительных занятий, консультации по специальности (в т.ч. и в период производственной практики), их планирование, учет;

-о работе кружка, исследовательские (опытнические) работы, техническое творчество;

-о работе с начинающими преподавателями;

-о наличии и ведении картотеки материалов кабинета (лаборатории);

-о работе по связи с выпускниками;

-о формах изучения и пропаганды передового опыта, достижениях науки

-об участии кабинета (лаборатории) в смотрах-конкурсах, конференциях.

Примерное содержание деятельности по изучению, обобщению и распространению лучшего опыта работы

1. Название ПЦК, состав, наименование дисциплин.

2. Изучение и анализ планов работы, ПЦК протоколов заседаний.

3. Написание подробного отчета.

4. Изучение работы предметной (цикловой) комиссии (методические работки, рекомендации, консультации), анализы открытых уроков, проверенных членами комиссии.

5. Изучение применения в учебном процессе преподавателями данной комиссии прогрессивных форм и методов обучения, опыта педагогов-новаторов, ТОО и компьютерных систем.

6. Изучение обобщенного передового опыта работы преподавателей.

7. Текст доклада по анализу работы ПЦК на методическом совете или на педагогическом совете.

8. Методические бюллетени, посвященные обобщению опыта работы ПЦК и оформление витрины в методическом кабинете.

Последовательность изучения опыта

Изучение литературных источников и директивных документов по

Сбор фактического материала (документальные источники).

Педагогический анализ и обобщение.

Сбор фактического материала о передовом педагогическом опыте

Непосредственно

Опосредовано

1. Наблюдение учебно-воспитательного процесса

1 .Педагогическая литература

2. Беседа с преподавателем (чей опыт обобщается) и председателем ПЦК.

2. Материалы из опыта работы преподавателя (доклады, выступления, рекомендации, методические разработки)

3. Анализ учебной и

3 .Анкеты, письма

Члены: председатель ПЦК, зам. директора по учебно- методической работе, учебно-воспитательной работе, ведущие преподаватели.

Педагогическая практика представляет собой ту самую основу, в которую следующие поколения воспитателей добавляют нечто свое, свежее, специфическое, чего ранее не было в педагогической практике, что определяет состояние педагогической действительности в настоящее время.

Таким образом, педагогический опыт является не постоянным, застывшим во времени понятием, раз и навсегда, а чем-то, что непрерывно находится в состоянии развития, постоянно подвергнутое дополнительному совершенствованию, углублению существующих понятий и знаний.

Сущность современного педагогического опыта может быть определена как индивидуализированная педагогическая система, стабильно провоцирующая некие глубокие последствия в ходе учебно-воспитательного процесса.

Передовой педагогический опыт – это новые специфические формы, способы, средства и приемы педагогической работы, найденные и переработанные в ходе креативного поиска вариантов и средств повышения качества и эффективности процесса изучения, воспитания и становления учащихся. Передовой опыт представляет собой профессиональное включение педагогом своих сильных качеств.

Исследование и применение передового опыта

Положительный опыт — это опыт, применение которого в деятельности приводит к положительному результату.

Однако ключевой способ изучения современного педагогического опыта — это, несомненно, посещение занятий опытного учителя, другими словами профессионала производственного учения. Именно на нем раскрываются все способности педагога, уровень его подготовки, профессионализм, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, и все, что можно назвать аспектом педагогического опыта, педагогического мастерства. Изучение и анализ занятия, которое проводил опытный преподаватель, традиционно сводятся к следующей совместной схеме:

Для людей, изучающих передовой опыт, подобные обсуждения представляют колоссальное значение в плане возможности наиболее глубоко разобраться в его сути и наметить для себя способы и приемы применения, рассмотреть собственный опыт сквозь призму проанализированного опыта преподавателя, проводившего открытый урок.

Школы педагогического опыта

Педагогическое наставничество в качестве поддержки опытным учителем-профессионалом своего несколько менее умелого коллеги может обеспечить прогнозируемый результат при условии соблюдении таких требований, как:

  • родственность предметов, профессий наставника и подшефного;
  • взаимное стремление к плодотворному сотрудничеству;
  • массовость в педагогическом коллективе;
  • систематичность в пределах обозначенного времени;
  • плановость по содержанию и срокам;
  • начальство и контроль со стороны управления учебным заведением.

Исследование современного опыта является значимым, однако вовсе не ключевым шагом для повышения педагогической квалификации учителей и профессионалов производственного преподавания. Изученный опыт может дать полезный результат только в том случае, если он будет применен и освоен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: Формы и методы изучения передавого педагогического опыта.

Цель изучения и обобщения педагогического опыта

Формы и методы изучения передового педагогического опыта

Формы и методы изучения передового педагогического опыта

Цель изучения и обобщения педагогического опыта:

  • ·выявление существующего уровня решения образовательных и воспитательных задач;
  • · изучение доступности и эффективности научных рекомендаций, которые становятся достоянием науки и практики.
  • · определение узких мест, "белых" пятен и противоречий, возникающих в практике;
  • · выявление ведущих тенденций, оригинальных идей, элементов инновационного, прогрессивного, рождающегося в каждодневном творческом поиске лучших педагогов, а также характерных недостатков и ошибок;

Классификация передового педагогического опыта

Классификация передового педагогического опыта

  • 1. Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.
  • 2. Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
  • 3. Дающий высокие результаты по признаку эффективности
  • 4. Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
  • 5. Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
  • 6. Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.
  • 7. Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта

  • 4. Педагогический анализ собранной информации: расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта; оценка идей опыта на основе критериев; определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта; выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.
  • 5. Обобщение опыта: систематизация и синтез полученных на основе анализа данных; формулировка сущности и ведущей идеи опыта; раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог; определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; описание опыта в соответствии с определёнными требованиями

Формы изучения и обобщения передового педагогического опыта:

Анализ и обобщение передового педагогического опыта Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности. · Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой. · Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам. · Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д.

Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно). · Материальное оснащение деятельности педагога и детей. Необходимо установить, насколько удачно используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на пособия, дидактические материалы, изготовленные силами педагога. · Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения. · Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности.

Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно). · Материальное оснащение деятельности педагога и детей. Необходимо установить, насколько удачно используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на пособия, дидактические материалы, изготовленные силами педагога. · Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения. · Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности.

Читайте также: